Теоретико-методологические проблемы и военное право (к выходу в свет монографии «Военное право»)
Теоретико-методологические проблемы и военное право (к выходу в свет монографии «Военное право»)
Аннотация
Код статьи
S102694520025210-2-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
См.: Военное право: в 3 т. / под общ. ред. А. Н. Савенкова, А. В. Кудашкина. М., 2021. Т. I: История и теория военного права (с предисловием). – 560 с.; т. II: Современное состояние военного права (институты военного права). – 888 с.; 2022. Т. III: Основные проблемы и перспективные направления военно-правовых исследований. – 712 с. В рецензируемой монографии законодательство Российской Федерации приведено по состоянию на 1 июня 2021 г.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Тушков Александр Анатольевич 
Должность: Научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук
Аффилиация: Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
63-67
Аннотация

В рецензии анализируются некоторые вопросы методологических проблем в контексте дискурсивной практики военного права в коллективной монографии «Военное право» под общей редакцией А.Н. Савенкова и А.В. Кудашкина, являющейся первым трехтомным фундаментальным научным изданием, где на основе системного анализа изложен современный взгляд на военное право как отрасль российской системы права. Одним из ключевых аспектов рецензируемой монографии являются теоретико-методологические проблемы и дискурсивная практика исследования военного права как отрасли отечественного научного права. Именно данное обстоятельство является предметом авторского рассмотрения, что заслуживает отдельного научного осмысления и толкования, так как послужило важнейшей основой всей научной концепции представленной монографии. В статье суждения рецензента не бесспорны, но при этом важно иметь следующее обстоятельство: актуальность монографии выдвинули ее как одно из важнейших научных исследований последних десятилетий в области военного права в системе российского и международного права, что, в свою очередь, дает возможность научному сообществу более пристально и всесторонне взглянуть на все аспекты изучаемой в ней проблематики.

Ключевые слова
военное право, институты военного права, военное право зарубежных стран, предмет исследования, источники и принципы военного права, метод правового регулирования, институт воинской обязанности, военная служба, понятие войны, право вооруженных конфликтов
Классификатор
Получено
20.01.2023
Дата публикации
29.06.2023
Всего подписок
13
Всего просмотров
219
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

2

3

4 Как представляется, концептуализация военного права как социального феномена дала возможность авторскому коллективу подойти к исследовательской проблеме как парадигмальному научному явлению и связать военное право в данном научном исследовании как отрасль права с позиций выработанных современной правовой наукой критериев, опосредующих отдельные отрасли права.
5 На наш взгляд, необходимо отметить ключевой аспект рецензируемой монографии — теоретико-методологические проблемы и дискурсивную практику исследования военного права как отрасли отечественного научного права. Данное обстоятельство заслуживает отдельного научного осмысления, что на взгляд рецензента, является бесспорным фактом и, в свою очередь, послужило важнейшей основой всей исследовательской концепции трехтомного труда. Будучи специалистом в области методологии науки и в целом соглашаясь с выводами, полученными авторами монографии, тем не менее мне хотелось бы остановиться на методологических основаниях обсуждаемого исследования, высказав по этому поводу ряд критических замечаний.
6 Несомненная заслуга авторского коллектива заключается в использовании широкого спектра общих, общенаучных и частнонаучных методов исследования, а оптимальное их сочетание дало возможность по мере необходимости обратиться к наиболее эффективным научным методам. Основополагающим подходом при проведении исследования такой феноменальной парадигмы, как «военное право» в системе российского права, стал комплексный подход, позволяющий использовать различные отрасли правовой науки.
7 В этой связи представляется важным отметить то обстоятельство, что в современных геополитических реалиях по сфере действия закономерностей функционирования и развития государства и права военное право по своему предметному полю наряду с остальными отраслями научного права стало основополагающим фактором формирования правового1 и политического пространства России. Исходя из этого, методологические аспекты монографии являются ключевыми в понимании формирования ведущей роли военного права российской правовой науки в современных условиях противодействия развязанной коллективным Западом против Российской Федерации всех форм агрессивной политики с применением в том числе рестрикций и сетецентрической войны.
1. В данном случае под «правовым пространством» автором понимается пространство как сфера действия правовых отношений Российской Федерации в рамках ее Государственной границы (в условиях принятия в состав России четырех новых субъектов — ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей), а отношения урегулированы нормативно-правовыми актами, прежде всего Конституцией РФ и законами, а также действующими нормами международного права. В данном случае механизм осуществления государственной власти реализуется в рамках его новых пространственных границ (Прим. авт.). В этом контексте правовое пространство, по мнению И.Н. Баранец, представляется как сфера действия законов и иных юридических норм в конкретную историческую эпоху в конкретных территориальных пределах (см.: Баранец И.Н. Правовое пространство России: понятие, ресурсы, признаки // Политическая наука. 2003. № 3. С. 40 - 62).
8 Использование авторским коллективом системного анализа (т. I, с. 10, 11) позволило, по нашему мнению, применить широкий комплекс отраслей научного права, образующих предметное поле монографии, в том числе общую теорию права, конституционное право, историю государства и права, а также методологию правовых исследований и др. При этом дана развернутая характеристика предмета и метода правового регулирования, принципов и функций военного права, его структуры и источников. Сравнительно-правовой, логический и диалектический методы исследования позволили авторам операционализировать такие ключевые проблемы, как элементы структуры военного права, включающего (предмет, методы, принципы, функции) и отдельные институты (военная организация государства и его правовое положение, правовое обеспечение боевых действий, военная служба и др.). Утверждение авторов в том, что в полной мере познать любое общественно-политическое явление возможно только через изучение его исторических корней, исследование его генезиса (т. I, с. 48) есть тот рубеж, на наш взгляд, когда теоретико-методологический конструкт в контексте трансформации и модификации основных правовых институтов становится стройной отраслевой наукой со своей концептуализацией и возможностью интерпретативности императивов моделирования отдельных отраслей права. Однако особенность в том, что в этих условиях военное право возникает только тогда, когда государство ставит цель сохранить свой суверенитет и защиту Отечества с использованием вооруженной силы.
9 Фундаментальные проблемы политической сферы общественной жизни, где нормы права регулируют внутригосударственные отношения такой категории, как «власть-общество» и «власть-государство» составляют «сквозную тему на всем протяжении его исторического развития»2, включая проблему правоприменения военной силы в таких категориях, как «защита политического режима и власти», а также «защита государственного суверенитета». В данном рассуждении хотелось бы высказать следующее мнение на суждение авторов касательно «фундаментальных проблем государственной и правовой сфер жизни человечества» (т. I, с. 48)3. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что, столкнувшись с практически необъятным политологическим материалом, авторы «расширили» рамки общественной жизни, добавив еще и «государственную и правовую сферы жизни человечества», т.е. творчески подошли к пониманию к отдельным аспектам методологии политической науки, что не может не ввести в заблуждение читателя. В этой связи следует отметить, что общество, в отличие от природы, - это система с обратной связью. Соответственно, наши представления о природе влияют на нее только опосредованно — через технику, в то время как на общество наши представления о нем влияют непосредственно, поскольку общественное сознание относительно независимо от общественного бытия.
2. Савенков А.Н. Государство и право в период кризиса современной цивилизации. М., 2020. С. 7. В данном конкретном случае, по нашему мнению, речь должна идти об общественной жизни, где одной из определяющих является политическая сфера общества (государство, политика, право и власть).

3. В данном случае авторская трактовка, ссылка на источник, которым оперируют авторы, мною приводится здесь (см.: там же).
10 Как писал К. Маркс в работе «К критике гегелевской философии права», «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами»4. По этой причине только естественные науки имеют статус индуктивных, т.е. эмпирическое знание (факты) генетически предшествует здесь синтезу научной теории, которая, однако, механически не выводится из эмпирического базиса, а строится достаточно сложным путем, придавая ранее известным фактам новый смысл и целенаправленно обнаруживая новые, ранее неизвестные факты. Напротив, социально-гуманитарные науки до сих пор в значительной степени спекулятивны, поскольку синтез теории здесь сопровождается переформатированием субъективного восприятия социальной реальности и откровенной социальной мифологией, где никогда не бывшее иррациональным образом вполне мирно уживается с возможно бывшим. Типичные примеры подобного рода можно найти и в рецензируемой монографии.
4. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1955. Т. I. С. 422.
11 У рецензента создалось впечатление, что авторы монографии достаточно критично относятся к попыткам истолкования категории «общественная жизнь», вводя новые сферы — «государственную и правовую сферы жизни человечества». Суть проблемы, по нашему мнению, гораздо глубже, чем кажется. Общественная жизнь, состоящая из четырех сфер — экономической, политической, социальной и духовой, не допускает возможность иного толкования, где право в политической сфере наряду с подсистемами (или сферами) — государством, политикой и властью формирует ее своеобразным образом. Правоотношения в категориях «власть-общество» и «власть-государство» (подразумевая последнюю как защиту политического режима) формирует определенный жесткий «каркас» внутригосударственных отношений. Но никак не наоборот — где «государственные и правовые сферы жизни человечества» формируют политические процессы внутригосударственных отношений. Здесь важно понять то, что необходим синтез раздробленных гипотез в единое пространство, дающее общее представление именно о политических процессах внутриобщественных отношений, где право является актором переформатирования субъективного восприятия социальной реальности в плоскость правоотношений. Иными словами, не право формирует политические процессы, а политические процессы внутри общества формируют правовую плоскость правоотношений, или политические процессы через артикуляцию агрегируются в политический курс политической и государственной власти, в основе которого и лежат правоотношения общественной жизни. И этот процесс необратимый.
12 Суждения рецензента не бесспорны, но при этом важно следующее обстоятельство, от чего рецензент предостерегает: недопустимы любые попытки отстаивать свою точку зрения как истинную, поскольку это оскорбляет носителей всех других точек зрения. Как говорил незабвенный Козьма Прутков, «нельзя объять необъятное». Методологическая всеядность приводит к тому, что диалог между спорящими сторонами становится поверхностным и односторонним, потому что спор предполагает противостояние, а в случае толерантности — это главное табу, т.е. реальные оппоненты, которых надо понять, замещаются плоскими, ограничивающими себя рамками права рассуждениями, существующими только в нашем воображении.
13 Генезис военного права — это не просто применение дискрептивного метода «деяний людей в военной сфере в конкретном историческом периоде, а попытка понять и определить природу общественных связей, сущность исторического развития военного права и его закономерности» (т. I, с. 48, 49). В этом авторы совершенно правы. То есть в нашем понимании данное суждение касается технологии легитимации и позиционирования военно-властных структур и общества как паттерн формирования военного права. Для этой задачи следует применять следующую модель изменчивости военно-властного дискурса и политической власти как таковой: исторически власть государства изменяется под действием как внешних, так и внутренних факторов; соответственно, меняется дискурс и парадигма военного управления, и, наоборот, при смене парадигмы военного управления изменяются политическая власть и институты управления — это естественные процессы, происходящие в рамках развития в политической сфере общественных отношений. Следовательно, политическая власть как искусственное образование реагирует на изменения, но также созависима с парадигмами и военно-властным дискурсом. С одной стороны, существующие властные парадигмы и традиции влияют на власть, но в то же время военно-управленческая практика находится в контексте существующего дискурса, что показала военная история государства на протяжении всего периода его развития. С другой стороны, реальная политическая практика меняет направление военно-дискурсивной практики, а также создает определенные условия, в которых та или иная парадигма становится доминирующей. В сегодняшних реалиях военная парадигма становится доминантой формирования военно-властных отношений государства, где военное право служит источником выработки тех основ, которые соответствуют критериям современной правовой науки, опосредующим отдельные отрасли права Российского государства. В этом, на наш взгляд, основополагающая роль рецензируемой монографии.
14 Использование авторским коллективом комплексного методологического подхода к исследованию многогранной проблематики военного права позволило выявить (что немаловажно) актуальные задачи, стоящие перед военным правом, которые имеют как теоретическое, так и современное прикладное значение. В их числе — системное исследование военного права как отрасли военного права с позиций выработанных современной правовой наукой критериев, опосредующих отдельные отрасли права; определение направлений развития правового регулирования в сфере военной деятельности государства, в новых сферах и областях — космическом пространстве, киберсфере, системах вооружения с искусственным интеллектом и др. Помимо этого военное право утверждает такие категории, как «понятие войны», «поводы для объявления войны», «правовые основы отношения государства к войне и направления политики в целях обеспечения его военной безопасности граждан». Важнейшим фактором является регулятивная функция, упорядочивающая поддержание мобилизационной готовности Вооруженных Сил РФ, других государственных военных организаций, органов и воинских формирований, экономики и граждан к отражению нападения, правила ведения вооруженной борьбы и достижения победы в войне (вооруженных конфликтах). Еще один фактор, который определяет основополагающее положение военного права — законодательное закрепление правового положения и ответственность участников военной деятельности, правомерность применения ими вооружений и иных средств для достижения целей войны, а также отношение к военнопленным и гражданскому населению на оккупированных территориях как в период боевых действий, так и после их завершения5 (т. I, с. 10).
5. См.: Савенков А.Н., Кудашкин А.В. Военное право: постановка проблемы и пути решения // Государство и право. 2021. № 4. С. 9, 10. DOI: 10.31857/S102694520014362-9
15 * * *
16 Подводя некоторый итог нашего рассуждения о рассмотренных в рецензируемой монографии теоретико-методологических проблем и дискурсивной практики в исследованиях военного права как отрасли отечественного научного права, можно сказать следующее. Авторы, определив предмет военного права, обосновали и метод правового регулирования. По замыслу авторов, предметом правового регулирования военного права являются относительно однородные общественные отношения, складывающиеся в области военной деятельности государства, сгруппированные определенным образом. При этом они сгруппированы в следующие группы: общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства военными методами, отношения, связанные с исполнением воинской обязанности, отношения, связанные с поддержанием воинской дисциплины, законности и правопорядка, отношения, регулируемые нормами международного права. При этом авторами дано определение и метода правового регулирования военного права, обоснованного ими как совокупность правовых приемов и средств воздействия на отношения, сопровождающие военную деятельность государства, имеющих преимущественно императивный характер, направленных на достижение целей и поставленных задач в условиях боевого воздействия на противника (вооруженных конфликтов, ведения боевых действий), в том числе допускающих возможность причинения ущерба инфраструктуре противника, жизни и здоровью его личного состава, а также регулирующих иные военные отношения по подготовке к вооруженной борьбе (боевому или военному противодействию).
17 Данное определение, на наш взгляд, вводит в научный оборот ряд правовых регуляторов, имеющих как теоретическое значение в военно-научном праве, так и в практике правового регулирования, позволяющих идентифицировать военное право как самостоятельную отрасль системы российского права. Именно данные факторы и выдвинули рецензируемую монографию как одно из важнейших научных исследований последних десятилетий в области военного права в системе российского и международного права.

Библиография

1. Баранец И.Н. Правовое пространство России: понятие, ресурсы, признаки // Политическая наука. 2003. № 3. С. 40 - 62.

2. Военное право: в 3 т. / под общ. ред. А.Н. Савенкова, А.В. Кудашкина. М., 2021. Т. I: История и теория военного права (с предисловием). С. 10, 11, 48, 49; т. II: Современное состояние военного права (институты военного права); 2022. Т. III: Основные проблемы и перспективные направления военно-правовых исследований.

3. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1955. Т. I. С. 422.

4. Савенков А.Н. Государство и право в период кризиса современной цивилизации. М., 2020. С. 7.

5. Савенков А.Н., Кудашкин А.В. Военное право: постановка проблемы и пути решения // Государство и право. 2021. № 4. С. 9, 10. DOI: 10.31857/S102694520014362-9

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести