Constitutional projects of the twentieth century The Constitution of the Union of Soviet Republics of Europe and Asia
Table of contents
Share
QR
Metrics
Constitutional projects of the twentieth century The Constitution of the Union of Soviet Republics of Europe and Asia
Annotation
PII
S102694520024779-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Elena V. Vinogradova 
Occupation: Acting first Deputy Director
Affiliation: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Russian Federation
Inna L. Danilevskaya
Occupation: Senior researcher of the sector of Constitutional Law and constitutional justice of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Affiliation: The Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
138-145
Abstract

The study of constitutional projects, as part of the history of Russian statehood, is especially relevant in connection with the formation of institutions of modern domestic constitutionalism. The impetus for the development of this process was received by the adoption of constitutional amendments in 2020. The study of constitutional projects is due to the fact that they contain aspects of theoretical constitutionalism, which is formed at each historical stage of the development of the state and society. The article analyzes the draft Constitution of the Union of Soviet Republics of Europe and Asia, which reflected the contradictions of one of the turning points in the modern history of Russia. Considering this project as part of the national history of state-building, its value and influence on the Constitution of the Russian Federation are emphasized, the formation of the Russian constitutional identity

Keywords
Constitution of the USSR, Constitution of the Russian Federation, draft Constitution of A.D. Sakharov, constitutionalism, Russian constitutional identity
Received
24.01.2023
Date of publication
29.03.2023
Number of purchasers
14
Views
307
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2023
1 В 2023 г. одной из важнейших конституционно значимых дат, безусловно, является 30-летие со дня принятия Конституции РФ. Этот юбилей дает возможность обратиться к событиям, оказавшим влияние на формирование современного российского конституционализма. Одно из них может показаться не столь значимым по сравнению с другими, но повод позволяет погрузиться в те времена, когда создавался правовой фундамент, обеспечивший «политическую целостность России»1. Юбилей Конституции РФ – это не только дата появления важнейшего политико-юридического документа, ставшего, по мнению конституционалистов, системным юридическим выражением основных политических ценностей, но и начало нового пути в отечественной истории государства и права.
1. Зорькин В.Д. Конституция РФ – правовая основа интеграции российского общества // Государство и право. 2018. № 12. С. 5 - 17.
2 Обращение к отечественному историческому опыту в условиях современных вызовов особенно актуально. Как неоднократно подчеркивал Президент РФ В.В. Путин, мы в значительной мере опираемся на фундамент того, что сделали предыдущие поколения, и обладаем преимуществом в историческом опыте2. Переломные, судьбоносные периоды в жизни государства всегда вызывают особый исследовательский интерес. Один из таких периодов в новейшей истории России, вне всяких сомнений, - конец 80-х - начало 90-х годов, т.н. период перестройки. Это время справедливо характеризовали временем «открытия пространства для конституционного творчества»3. Создавалась новая конституционно-правовая реальность, предлагались конституционные проекты, одним из которых является проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии акад. А.Д. Сахарова4, предвосхитивший многие принципы действующего конституционного регулирования.
2. См.: Послание Президента РФ В.В. Путина 12.12.2012 г.; Заседание дискуссионного клуба «Валдай» 21.10.2021 г. URL: http: //www.kremlin.ru (дата обращения: 12.01.2023).

3. Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.) / под общ. ред. О.Г. Румянцева. Т. 5: Альтернативные проекты Конституции Российской Федерации (1990 - 1993 гг.). М., 2009. С. 35, 36.

4. Советский физик, один из создателей первой советской водородной бомбы, академик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской и Ленинской премий, народный депутат СССР и член Конституционной Комиссии I Съезда народных депутатов СССР, лауреат Нобелевской премии мира.
3 Наше обращение к этому документу вызвано не только желанием отдать дань памяти великому российскому гражданину, но и попытаться проанализировать ключевые идеи и основные положения конституционного проекта, которые остаются удивительно созвучными современным реалиям многополярного, противоречивого мира.
4 Проект Конституции А.Д. Сахарова являлся одним из альтернативных конституционных проектов первой волны, наличие которых стало одним из знаковых признаков конституционной реформы. Ее началом можно считать состоявшуюся в 1988 г. XIX Всесоюзную конференцию КПСС, решения которой определили основные направления изменений основ системы власти и управления в СССР. Именно они сформировали направления политико-правовой реформы. На первом этапе большое значение придавалось наделению реальной властью Советов народных депутатов «как основы социалистической государственности и самоуправления»5, поэтому в качестве первого шага был принят Закон о выборах народных депутатов СССР. Следующий этап обусловливался необходимостью конституционной реформы.
5. Тарасова Е.А. Депутатские группы Съезда народных депутатов РСФСР - РФ в 1990 - 1993 гг. // Парламентаризм в России: проблемы и перспективы: сб. ст. / под ред. М.В. Ходякова. СПб., 2006. С. 269 - 278.
5 Конституционная реформа началась принятием решения о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Избранный Съезд народных депутатов СССР стал своеобразной площадкой формирования новых конституционных идей. I Съезд был воспринят обществом как событие масштабное, его влияние на судьбы людей связывалось с коренными преобразованиями, которые должны произойти в результате изменения структур и механизма функционирования политических, экономических, социальных и духовных институтов страны на основе верховенства закона. Росту уровня самосознания, политизации общества, активности народа и формированию общественного мнения, основанного на непосредственном восприятии событий, содействовала полная трансляция его заседаний из Кремлевского Дворца съездов. Прямая трансляция съездовских заседаний показала, а полученные социологами данные подтвердили, что развернувшиеся по принципиальным вопросам дебаты были чрезвычайно напряженными. Порой они имели драматическую окраску6. Народные избранники критиковали власть, становясь известными политиками в стране, создавая авторитетный российский парламент7.
6. См.: Алферов В.А. Первый Съезд народных депутатов в зеркале социологии // Научный коммунизм. 1990. № 1. С. 62 - 71.

7. См.: Сиянов В.Н. Политические лидеры и традиционное общество // Парламентаризм в России: проблемы и перспективы: сб. ст. / под ред. М.В. Ходякова. С. 249 - 257.
6 В контексте настоящей статьи, абстрагируясь от полемики по поводу традиционности российских институтов власти, хотелось бы обозначить однозначную позицию, что Съезд народных депутатов СССР – это полноценный законодательный орган. Он воспроизводил отечественные традиции парламентаризма. Его авторитет в обществе был предопределен уважением к депутатскому корпусу, сформированному из известных и уважаемых в стране людей.
7 Одним из народных депутатов СССР был акад. А.Д. Сахаров, которого относили к группе депутатов-радикалов, позиционировавшиеся как граждане с высоким уровнем политического сознания и открыто выражающие собственную позицию, которая зачастую не совпадала с мнением власти. На Съезде депутат Сахаров был наиболее авторитетным из тех, кто озвучивал аргументы против советской системы в политической, экономической и военных сферах. Ему удается выступить перед Съездом (и Советским Союзом) 11 раз8.
8. См.: Кьеза Д. Переход к демократии / пер. с итал. М., 1993. С. 77, 97.
8 Небезынтересно, что выдвижение кандидатуры акад. А.Д. Сахарова в народные депутаты СССР в марте 1989 г. поддержали 55 научных институтов, затем ученые Физического института АН СССР настояли на выдвижении его кандидатуры от Академии наук СССР. Ученых, которые отстаивали в этом вопросе мнение и права ученых советов, поддержал вице-президент Академии наук СССР, директор Института государства и права АН СССР, акад. В.Н. Кудрявцев9.
9. Советский, российский ученый-криминолог, автор более трехсот научных работ в области уголовного права, криминологии, теории и социологии права, академик Академии наук СССР, академик РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. В течении 16 лет В.Н. Кудрявцев был директором Института государства и права РАН.
9 Идеи справедливости и гуманизма как основы диалога власти и человека стали не только основой политической программы А.Д. Сахарова-депутата, но и частью его жизненных принципов, которые он декларировал ещё в 1975 г. в своей работе «О стране и мире». «Действительность современного мира очень сложна, многопланова, - пишет А.Д. Сахаров, - в ней причудливо смешаны трагедия, безысходность, апатия, предрассудки, невежество и динамичность, самоотверженность, надежда, разум. Будущее может быть ещё более трагично. Оно может быть и более достойным человека, более добрым и разумным. Но его также может не быть совсем. Всё это зависит от нас – живущих во всех странах мира. Будущее разума, научного предвидения и прогресса, будущее общего блага должно осуществиться»10.
10. Сахаров А.Д. Тревога и надежда / сост. Е. Боннэр. 2-е изд. М., 1991. С. 19, 20.
10 Возможности преобразования общества народный депутат СССР, акад. А.Д. Сахаров видел в торжестве науки. Не случайно в демократическом крыле Съезда кроме А.Д. Сахарова работали выдающиеся ученые, избранные депутатами от Академии наук СССР, в частности Р.З. Сагдеев11, Н.П. Шмелев12, С.С. Аверинцев13, Н.Я. Петраков14, В.Л. Гинзбург15, В.В. Иванов16.
11. Советский, российский химик, выдающейся специалист в области химической физики, академик РАН, лауреат Ленинской и Государственной премий.

12. Советский, российский экономист, академик РАН, директор Института Европы РАН.

13. Советский, российский филолог, культуролог, крупный специалист в области изучения философии и культуры русской и европейской литературы XIX - XX вв., член-корреспондент АН СССР, действительный член РАН.

14. Советский, российский экономист, политолог, академик АН СССР, академик РАН, директор Института проблем рынка РАН.

15. Советский и российский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике, лауреат Ленинской и Сталинской премий, академик АН СССР, академик ряда научных академий зарубежных стран.

16. Советский и российский лингвист, семиотик, антрополог, один из основателей Московской школы компаративистики, академик РАН, директор Института мировой культуры МГУ.
11 Идея о необходимости коренных преобразований общества, появившаяся в период перестройки, обосновывала идею принятия новой Конституции. Политико-правовая реальность всегда диктует условия, которые должны отражать действительность в документах, имеющих высшую юридическую силу. Как отмечает в своей работе В.Д. Зорькин, «если изменения реальности и высокопрофессиональный анализ убедительно покажут, что действующая Конституция… уже не способна выполнять свои функции и не позволяет России адекватно ответить на вызовы исторического времени и что конституционные трансформации не только возможны, но и необходимы, всем нам придется подчиниться требованиям жизни»17.
17. Зорькин В.Д. Россия и Конституция XXI веке. М., 2008. С. 57.
12 Таким образом, необходимость переосмысления основ конституционного устройства страны всегда контекстно связана с существующей политико-правовой реальностью. Это не предопределено отношением к самой Конституции как правовому документу, обладающему в стране высшей юридической силой. Для России, как и для всех государств, вне зависимости от формы жесткости конституционного документа предусмотрены возможности изменения ее текста, обусловленные трансформацией социальных, экономических и иных отношений. Здесь, вероятно, нелишним будет напомнить, что вопреки широко распространенному мнению о том, что для России идеи конституционализма не являются традиционными, идеи конституционного закрепления основ государственного устройства имеет в нашей стране многовековую историю. Первым опытом отечественных конституционных преобразований принято считать конституционные проекты графа Н.И. Панина, Д.И. Фонвизина и др. второй половины XVIII в. Проекты декабристов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева, князя П.В. Долгорукова, М.М. Сперанского, сенатора Н.Н. Новосильцева в XIX в.18 - образцы российской конституционно-правовой мысли, весьма созвучные своему времени и во многом превосходящие по глубине аргументации западные образцы. В начале XX в. предлагались проекты либералов и представителей революционного движения, обосновывавших разные подходы к формированию конституционного устройства Российской Империи - от эволюционного перехода к конституционной монархии до уничтожения существующей государственности и провозглашения нового государства, которое было создано и существовало на протяжении почти всего ХХ столетия19. После принятия в 1918 г. Конституции РСФСР на протяжении всего периода существования Советского государства создаются проекты, а затем принимаются конституции, которые, по мнению исследователей, при наличии демократической окраски не имели практической реализации20.
18. См. подр.: Сперанский М.М. План государственных преобразований графа М.М. Сперанского. М., 1905. С. 359; Долгоруков П.В. Правда о России. Париж, 1861. С. 236; Полный сборник Платформ всех русских политических партий. СПб., 1906. С. 102.

19. См.: Виноградова Е.В., Данилевская И.Л. Конституция, которой не было // Образование и право. 2019. № 7. С. 19.

20. См. подр.: Советский государственный строй: реалии, проекты, идеи, споры (1945 - 1985 гг.) / под общ. ред. Ю.Л. Шульженко. М., 2012.
13 Задача формирования новой конституционной модели дальнейшего развития страны актуализировала в период перестройки необходимость теоретических исследований. В 1989 г. учеными Института государства и права АН СССР была разработана Концепция новой Конституции Союза ССР. Рассматривая Конституцию как «гарант» перестройки, ученые ИГПАН, по сути, имели в виду модернизацию всей большой страны. Указывалось, в частности, что Конституция должна иметь высокую юридическую эффективность, быть актом непосредственного действия, в центре внимания новой Конституции должны быть отношения между гражданином, обществом и государством. Это и ряд других юридически четко сформулированных положений Концепции совпадает с последующими разработками Рабочей группы Конституционной комиссии РСФСР. Провозглашая принцип правового государства, ученые ИГПАН предлагали предварить Конституцию особой декларацией прав гражданина. Указанная Концепция давала более развернутую и стройную картину органического устройства власти, исходила из необходимости отказа от «распорядительных» функций Верховного Совета при одновременном усилении его контрольных функций и права вотировать доверие (недоверие) правительству. Для укрепления гарантий независимости законодательной власти, поддержания принципа разделения властей как одного из базовых принципов правовой государственности в проекте предлагалось создать институт президента, а также специальный избирательный конвент из представителей республик либо граждан страны. Одно из предложений проекта - преобразование Комитета конституционного надзора в Конституционный Суд было реализовано в октябре 1991 г. Этому органу было предоставлено право прекращать действие законов в случае признания их несоответствующими Конституции. Проект содержал также ряд конституционных решений, призванных поднять роль правосудия как одного из важнейших факторов правовой государственности, в частности закрепление принципов несменяемости судей, ответственности за попытки воздействовать на суд и за неуважение к правосудию, создания системы судов по трудовым спорам, по делам несовершеннолетних, административных и семейных судов либо специальных палат по этим вопросам при общих судах21.
21. Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.) / под общ. ред. О.Г. Румянцева: в 6 т. Т. 5: Альтернативные проекты Конституции Российской Федерации (1990 - 1993 гг.). С. 38–40, 101 - 109.
14 Актуализация теоретических исследований основ конституционализма отразила российскую специфику. Как парадигмальный пример можно привести дискуссию превращения «памяти» в очень влиятельный фактор политической, культурной, национальной и конфессиональной мобилизации. Акцент был сделан на том, что у единого пространства СССР была и своя структурная память как системообразующий фактор, память институтов и структур, поэтому каждый, кто хотел реформировать систему, должен был решить вопрос о том, что делать с этой системной инерцией, с коннотациями, накопившимися у привычно очерченного пространства и знакомых институтов. По самой своей природе конституция как наиболее емкое и краткое описание системы должна была решать эту проблему «системной памяти»22.
22. Герасимов И. Воспоминание о будущем //Ab Imperio. 2004. № 4. С. 341, 342.
15 И здесь проект Конституции А.Д. Сахарова содержал попытку урегулировать конфликт между революционным потенциалом «памятей» людей и инерцией «памяти» системы. Не случайно научный руководитель А.Д. Сахарова акад. И.Е. Тамм23 утверждал, что для написания Конституции надо иметь за плечами не только жизнь и немного здравого смысла в голове, но и обязательно уважать тех, для кого она пишется, и уважать самого себя24. Это уважение к истории советской страны проявилось, в частности, в том, что, предлагая название проекта - «Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии», акад. А.Д. Сахаров фиксировал преемственность с ранним советским периодом, ссылаясь на еще очень сильный в те времена авторитет В.И. Ленина25. Ленин настаивал именно на таком названии на заседаниях комиссии Оргбюро ЦК, которая готовила к октябрьскому (1922 г.) Пленуму ЦК РКП(б) вопрос о взаимоотношениях РСФСР с независимыми советскими республиками26.
23. Советский физик-теоретик, основатель крупной научной школы, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии по физике, Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских премий, член многих научных академий мира.

24. См.: Конституционные идеи Андрея Сахарова: сб. / сост. Л.М. Баткин. М., 1990. С. 82.

25. См.: Герасимов И. Указ. соч. С. 341, 342.

26. См.: Иойрыш А.И. Уроки А.Д. Сахарова (государственно-политические взгляды). М., 1996. С. 55.
16 По мнению А.Н. Яковлева27, предлагаемые конституционным проектом нормы были не столько нормами права, сколько концепцией, объединяющей цели суверенной государственности с общечеловеческими28. Отчасти это справедливая характеристика, вместе с тем, как показывает анализ, концепция и структура конституционного проекта А.Д. Сахарова предопределялась приоритетностью ценностей, значимых для общества. При этом каждая из его 46 статей, выполняя свою регулятивную роль, несла и определенную нормативную нагрузку, поскольку в проекте присутствуют нормы-декларации, нормы-принципы и нормы-цели. Вначале проект формулирует «глобальные установки общества и государства»29 о сохранении среды обитания, гармонизации экономического, социального и политического развития, духовной и материальной свободе, основы создания и целей Союза и др., затем устанавливает положения о правах человека, определяет статус союзных республик и их органов, регламентирует компетенцию Центрального Правительства и Съезда народных депутатов Союза, предусматривает наличие президентской системы правления и отражает вопросы организации экономики30.
27. Советский и российский политический деятель, депутат Верховного Совета СССР, народный депутат СССР, член Президентского Совета СССР, один из «архитекторов», идеологов перестройки, публицист, доктор исторических наук, директор Института мировой экономики и международных отношений.

28. См.: Яковлев А.Н. Обращение к праву // Конституционные идеи Андрея Сахарова: сб. / сост. Л.М. Баткин. С. 72 - 76.

29. Мальцев Г.В. Социальные основания права. М., 2011. С. 695.

30. См.: Проект «Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии» // Конституционные идеи Андрея Сахарова: сб. / сост. Л.М. Баткин. С. 4 - 14.
17 Конечно, проект содержал поводы для критики. Исследователями отмечалось наличие пережитков «державного» мышления в ряде статей. В частности, в статьях, определяющих правила вступления и выхода республик из Союза (ст. 16, 17), для вступления республик в Союз было определено наличие решения её законодательного органа власти, в то время как для выхода уже предлагалось проведение референдума31. К слову сказать, эти вопросы в Конституции РФ вообще никак не урегулированы.
31. См.: Белоцерковский В. О будущей конституции и проекте Сахарова // Октябрь. 1990. № 10. С. 143.
18 Критиковали и национальный раздел проекта. Так, предполагалось, что во главе Союза суверенных и равноправных республик будет стоять парламент, в котором более 50% мест будет принадлежать представителям одной республики – Российской, население которой будет играть решающую роль и при выборах Президента Союза. Подвергся критике и политический раздел, в частности, отсутствие принципов строя, который, по мысли Сахарова. должен сложиться в результате конвергенции на пути развития демократии и большего обеспечения прав человека, за счет создания синтезного строя по отношению к капитализму и социализму32.
32. См.: там же. С. 142 - 144.
19 Все это так, но спустя три с лишним десятилетия можно утверждать, что некоторые положения этого проекта и сегодня сохраняют свою актуальность. Этот проект был нацелен на перспективу мирового развития, как «гуманный русский план модернизации мира». Причем, предлагалось использовать не военное противостояние и экономическую агрессию, а путь конвергенции, мирного объединения европейских и азиатских народов,
20 Несмотря на то что проект оставляет открытыми многие вопросы при проведении крупнейшей конституционной реформы, в частности, в нем не определена организация системы власти, предложено сохранение Советов, полагая возможным не предоставлять им статуса «политической основы» государства33. В нем предлагается новый подход к определению места государственности в системе миропорядка, основанный на том, что начатая в апреле 1985 г. «перестройка» отражает не только противоречия внутри Советского государства, но и переход от биполярного мира.
33. См.: Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.) / под общ. ред. О.Г. Румянцева: в 6 т. Т. 5: Альтернативные проекты Конституции Российской Федерации (1990 - 1993 гг.). С. 37.
21 Поэтому важным фактором необходимости коренных преобразований в стране А.Д. Сахаров считал внешние причины. Его идея о том, что «необходимо внести определенные изменения в принципы проведения международной политики, последовательно подчинив все конкретные цели и местные задачи основной задаче активного предупреждения обострения международной обстановки, активно проводить и углублять до уровня сотрудничества, планировать политику таким образом, чтобы её ближайшие и отдаленные последствия не обостряли международную обстановку, не вызывали бы ни у одной стороны таких трудностей, которые могут вызвать усиление сил реакции, милитаризма, национализма, фашизма, реваншизма»34, созвучна нынешнему видению принципов, на которых должны строиться отношения между государствами. Сейчас кажутся почти наивными рассуждения о возможном сближении разных стран на основе идеи общечеловеческого стремления к всеобщему благоденствию. Но смелость манифестации идеи того, что страна готова меняться и, возможно, в чем-то уступать ради достижения мира, заслуживает того, чтобы уделить внимание ее автору.
34. Сахаров А.Д. Указ. соч. С. 19, 20.
22 Формирование российской конституционной идентичности уходит своими глубинными корнями в идеи сосуществования и развития на основе взаимного уважения суверенных прав народов с их традициями, культурными, философскими, правовыми конструктами собственной системы ценностей, провозглашенных в документе самого высокого для любого государства уровня – Конституции.
23 Суверенитет и независимость страны – понятия, важные для А.Д. Сахарова, который был не только талантливым физиком, но и ученым, обладающим талантом предвидения с превосходно развитой интуицией. В 1953 г. И.В. Курчатов35, представляя 32-летнего Сахарова в Академии наук СССР, сказал, что для обороны страны А.Д. Сахаров сделал больше, чем все здесь присутствующие36. Всемирно известный ученый, выдающийся физик, внесший огромный вклад в развитие теоретической и прикладной физики, он был избран народным депутатом СССР, вошёл в состав Конституционной комиссии Съезда и разработал альтернативный проект Конституции, в котором отразил свои размышления о судьбах мира, приоритетах развития цивилизации, осознавая глобальную взаимозависимость власти и гражданского общества.
35. Советский физик-ядерщик, основатель Института атомной энергии АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и четырех Сталинских премий, академик Академии наук СССР, родоначальник советского атомного проекта.

36. См.: Назаров В.А. Паскаль XX столетия – Андрей Дмитриевич Сахаров: материалы IV науч.-практ. конф. «История и культура Сарова». Саров, 2002. С. 58, 59.
24 Его называли политическим идеалистом, но при этом отмечали, что он умел принимать участие в достаточно реальных политических шагах, стремился внести свой вклад в понятие «перестройка». В предложенной конституционной модели А.Д. Сахаров хотел найти способ решения ряда серьезных проблем, стоявших перед нашим государством три с лишним десятилетия назад. Поэтому полагаем весьма важным напомнить об одном из конституционных проектов ХХ в., который не был поддержан, но остался частью историко-правовой памяти российской государственности.
25 * * *
26 30-летие принятия Конституции РФ, которое мы отмечаем в этом году, - это не только дата появления важнейшего политико-юридического документа, ставшего, по мнению конституционалистов, системным юридическим выражением основных политических ценностей и правовым фундаментом, обеспечившим политическую целостность России37. Как справедливо указывает В.Д. Зорькин, полноценная реализация правового потенциала Конституции во многом зависит от того, насколько верно будет «определен баланс между стабилизационной и обновленческой функциями Конституции. В конечном счете это вопрос о разумных и эффективных пределах, способах и формах адаптации высоких образцов современного конституционализма к очень сложным реалиям российской жизни»38. Одним из таких образцов можно считать Конституцию Союза Советских Республик Европы и Азии А.Д. Сахарова, которая в ряду конституционных проектов разных периодов российской государственности, предлагаемых отечественными государственными деятелями, просветителями, мыслителями и учеными, составляет правовое и культурное наследие нашего государства. Её автор, ученый с мировым именем, исходил из того, что в международной политике должны присутствовать научная методология и демократический дух, стремление к бесстрашному учету всех фактов, взглядов и теорий, максимальная гласность и принципиальная последовательность точно сформулированных стратегических и тактических целей. По его мнению, наука с ее последовательностью и объективностью может способствовать объединению человечества, именно это свойство бесконечно противоречивой науки является главным39. Эти подходы остаются актуальными в любую эпоху, в любом обществе. Для нашей страны они часть отечественного конституционного наследия.
37. См. подр.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина. М., 2012. С. 1007.

38. Зорькин В.Д. Конституция – правовой вектор развития России // Конституция Российской Федерации: к 25-летию принятия Основного Закона. Текст. Комментарии. Алфавитно-предметный указатель. М., 2018. С. 67.

39. См.: Сахаров А.Д. Лионская лекция. 27 сентября 1989 г. // Сахаров А.Д. Тревога и надежда: статьи, письма, выступления, интервью: в 2 т. / сост. Е. Боннэр. Т. 2: 1986 - 1989 (после возвращения из горьковской ссылки). М., 2006. С. 632, 633.

References

1. Alferov V.A. The First Congress of People’s Deputies in the mirror of sociology // Scientific Communism. 1990. No. 1. P. 62–71 (in Russ.).

2. Belotserkovsky V. About the future constitution and Sakharov’s project // October. 1990. No. 10. P. 142–144 (in Russ.).

3. Vinogradova E.V., Danilevskaya I.L. Constitution, which was not // Education and Law. 2019. No. 7. P. 19 (in Russ.).

4. Gerasimov I. Remembrance of the future //Ab Imperio. 2004. No. 4. P. 341, 342 (in Russ.).

5. Dolgorukov P.V. The Truth about Russia. Paris, 1861. P. 236 (in Russ.).

6. Zorkin V.D. The Constitution – the legal vector of development of Russia // Constitution of the Russian Federation: to the 25th anniversary of the adoption of the Basic Law. Text. Comments. Alphabetically-subject index. M., 2018. P. 67 (in Russ.).

7. Zorkin V.D. The Constitution of the Russian Federation – the legal basis for the integration of Russian society // State and Law. 2018. No. 12. P. 5–17 (in Russ.).

8. Zorkin V.D. Russia and the Constitution of the XXI century. M., 2008. P. 57 (in Russ.).

9. From the history of the Constitution of the Russian Federation. Constitutional Commission: transcripts, materials, documents (1990 - 1993) / under the general editorship of O.G. Rumyantsev. Vol. 5: Alternative drafts of the Constitution of the Russian Federation (1990 - 1993). M., 2009. P. 35 - 40, 101–109 (in Russ.).

10. Ioyrysh A.I. Lessons of A.D. Sakharov (state-political views). M., 1996. P. 55 (in Russ.).

11. Commentary on the Constitution of the Russian Federation / ed. by V.D. Zorkin. M., 2012. P. 1007 (in Russ.).

12. Constitutional ideas of Andrei Sakharov: collection / comp. L.M. Batkin. M., 1990. P. 82 (in Russ.).

13. K’eza D. Transition to democracy / transl. from Italian. M., 1993. P. 77, 97 (in Russ.).

14. Maltsev G.V. Social foundations of law. M., 2011. P. 695 (in Russ.).

15. Nazarov V.A. Pascal of the XX century – Andrei Dmitrievich Sakharov: materials of the IV Scientific and Practical Conf. “History and culture of Sarov”. Sarov, 2002. P. 58, 59 (in Russ.).

16. The complete collection of Platforms of all Russian political parties. St. Petersburg., 1906. P. 102 (in Russ.).

17. Draft “Constitution of the Union of Soviet Republics of Europe and Asia” // Constitutional ideas of Andrei Sakharov: collection / comp. L.M. Batkin. M., 1990. P. 4–14 (in Russ.).

18. Sakharov A.D. Lyon lecture. September 27, 1989 // Sakharov A.D. Anxiety and hope: articles, letters, speeches, interviews: in 2 vols / comp. E. Bonner. Vol. 2: 1986 - 1989 (after returning from Gorky exile). M., 2006. P. 632, 633 (in Russ.).

19. Sakharov A.D. Anxiety and hope / comp. E. Bonner. 2nd ed. M., 1991. P. 19, 20 (in Russ.).

20. Siyanov V.N. Political leaders and traditional society // Parliamentarism in Russia: problems and prospects: collection of articles / ed. by M.V. Khodyakov. P. 249–257 (in Russ.).

21. The Soviet state system: realities, projects, ideas, disputes (1945 - 1985) / under the general editorship of Yu. L. Shulzhenko. M., 2012 (in Russ.).

22. Speransky M.M. Plan of state transformations of Count M.M. Speransky. M., 1905. P. 359 (in Russ.).

23. Tarasova E.A. Deputy groups of the Congress of People’s Deputies of the RSFSR - RF in 1990 - 1993 // Parliamentarism in Russia: problems and prospects: collection of articles / ed. by M.V. Khodyakov. SPb., 2006. P. 269–278 (in Russ.).

24. Yakovlev A.N. Appeal to the law // Constitutional ideas of Andrei Sakharov: collection / comp. L.M. Batkin. M., 1990(in Russ.).

Comments

No posts found

Write a review
Translate