D.R. Salikhov. Protest relations in Constitutional Law: from theory to practice of constitutional and legal regulation
Table of contents
Share
QR
Metrics
D.R. Salikhov. Protest relations in Constitutional Law: from theory to practice of constitutional and legal regulation
Annotation
PII
S102694520022783-2-1
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Lydia A. Nudnenko 
Occupation: Professor of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Affiliation: The Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federаtion
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
207-209
Abstract

The material is a review of the scientific monograph of D.R. Salikhov “Protest relations in Consti-tutional Law: from theory to practice of constitutional and legal regulation". The comments and suggestions made do not in any way affect the high assessment of the peer-reviewed work, which undoubtedly has theoretical and practical significance for the development of the science of Consti-tutional Law. The author presents an exceptionally relevant, original and comprehensive study con-tributing to the development of the problems of Constitutional Law. The results of the analysis are fully reflected in the text of the reviewed monograph

Keywords
Constitutional Law, protest relations, freedom of speech, mass media, public events, institutions of direct and representative democracy
Received
24.02.2022
Date of publication
29.11.2022
Number of purchasers
12
Views
201
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 Конституция РФ в ст. 13 закрепляет идеологический и политический плюрализм, реализации которого способствуют конституционные нормы о свободе мысли и слова, праве на объединение, праве собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
2 Демократия представляет собой не статическое состояние общества, а его постоянное развитие, выражающееся в непрерывном столкновении интересов социальных слоев, групп, партий. В силу этого важным признаком демократического правового государства является наличие политической оппозиции, которая для выражения мнения социальных слоев, групп, партий использует протестные действия и суждения. В юридической науке отсутствуют монографии, посвященные проблеме осмысления, создания научной концепции конституционно-правового регулирования протестных отношений в Российской Федерации. Сказанное определяет актуальность монографического исследования Д.Р. Салихова.
3 Научная новизна рецензируемой работы обусловлена тем, что это одно из первых юридических исследований, посвященных выработке конституционно-правового подхода к протестным отношениям как к особому виду конституционных правоотношений, попытке построения основ теории протестных отношений, выявлению типологии протестных отношений по различным основаниям. На новом научно-теоретическом уровне исследованы: специфика построения базовых принципов конституционно-правового регулирования протестных отношений, комплексные проблемы в регулятивном воздействии на развитие протестных отношений цивилизованного характера; проблемные аспекты правоприменительной деятельности в рассматриваемой сфере общественных отношений.
4 Теоретическая ценность монографии Д.Р. Салихова выражается в разработке теоретической конструкции, обогащающей категориально-понятийный аппарат государственно-правовой науки новыми элементами.
5 Практическая значимость монографического исследования состоит в разработке рекомендаций по обеспечению демократического характера протестных отношений правовыми средствами в условиях развития гражданского общества.
6 Научную новизну составляет рассмотрение права на протест как комплексного права, представляющего собой многоэлементный конгломерат, содержание которого может быть разделено на общее, индивидуальное и коллективное. Протестные отношения имеют межинституциональную природу, т.е. охватывают собой различные институты и конституционные правоотношения, трансформируя их в большей или меньшей степени, при этом сами протестные отношения могут создавать ядро в иных правоотношениях (например, митинг оппозиции) либо могут вносить тот или иной элемент в функционирование отдельных институтов и правоотношений, существенно меняя их и фактически «растворяясь» внутри таких правоотношений.
7 Несомненную научную новизну представляет предложенная автором система протестных отношений, состоящая из двух видов: правомерные и неправомерные. При этом правомерные виды, в свою очередь, в методологических целях автор делит на допускаемые (разрешенные) нормами конституционного права и не урегулированные нормами конституционного права. Допускаемые нормами конституционного права формы протестных отношений Д.Р. Салихов условно подразделяет на три группы: самостоятельные протестные отношения как объект прямого регулирования; протестные отношения, являющиеся частью функционирования институтов непосредственной и представительной демократии; формы протестных отношений, требующие конституционно-правового регулирования в рамках институционализации. Неправомерные формы протестных отношений классифицируются на запрещенные под угрозой применения мер юридической ответственности и не одобряемые правом формы, но не имеющие явно выраженных санкций.
8 Представляет научный интерес не только классификация субъектов протестных отношений с точки зрения наиболее существенных проблем, затрагивающих их статусные характеристики (физические лица как индивидуальные субъекты протестных отношений; институты гражданского общества; органы государства), но и анализ статусных характеристик перечисленных субъектов протестных отношений.
9 Заслуживает поддержки мнение автора о необходимости предусмотреть механизмы, направленные на отграничение протестных отношений гражданина как частного лица и гражданина как публичного лица.
10 Рассматривая правосубъектность органов публичной власти в сфере протестных отношений, Д.Р. Салихов справедливо отмечает, что одним из пробелов действующей Конституции является отсутствие действенных механизмов разрешения споров между органами власти, что составляет проблему действенности Конституции.
11 В качестве практической ценности рецензируемой работы следует указать наличие в ней предложений, направленных на усиление гарантий развития цивилизованных протестных отношений. В их числе: расширение применения альтернативных способов разрешения публичных споров; трансформация неэффективных форм гражданского участия в рамках существующих и новых институтов непосредственной демократии; институционализация политической оппозиции; совершенствование правовых норм о политической конкуренции; расширение гарантий реализации свободы выражения мнения и свободы средств массовой информации, в том числе посредством конкретизации и сокращения числа уголовно-правовых и административно-правовых составов, направленных на произвольное недопущение распространения отдельных видов протестных суждений.
12 Заслуживает поддержки мнение автора о недопустимости подчинения нормам законодательства о публичных мероприятиях неполитических по своей природе собраний граждан; необходимости легализации спонтанных публичных мероприятий; сокращении сроков уведомления уполномоченных органов публичной власти о проведении публичных мероприятий; создании правовых гарантий для проведения непоименованных механизмов судебной защиты прав организаторов и участников протестных акций, в том числе в случае запрета их проведения.
13 Отмечая достоинства исследования Д.Р. Салихова, следует высказать отдельные замечания и пожелания по его содержанию.
14 Автор, выступая за целесообразность включения в конституционное право России нового института, условно названного «общественные слушания», предлагает довольно сложный механизм его формирования и реализации. Вместе с тем он упустил ранее распространенный, но практически отсутствующий в современный период столь важный институт непосредственной демократии, как всенародные обсуждения, в процессе реализации которого возможно выражение протестных суждений.
15 Д.Р. Салихов утверждает, что протестные отношения могут возникать, развиваться и прекращаться за пределами конституционных споров. Он пишет, что предметом конституционных споров следует считать нарушенный интерес или право субъектов конституционных отношений, которые являются социально значимыми. Представляется возможным не согласиться с вышеизложенным мнением. Учитывая, что Конституция РФ закрепляет основы устройства как государства, так и общества, все протестные отношения так или иначе имеют характер конституционных споров.
16 Рассматривая проблемы федеративных отношений и местного самоуправления, автор, анализируя порядок замещения должности главы муниципального образования, упустил, на наш взгляд, важный аспект этих отношений - проблему формирования представительного органа местного самоуправления.
17 Полагаем, что для усиления конкурентности в политической системе российского общества, формирования реальной политической оппозиции следовало высказать мнение о принятии правовой нормы, допускающей возможность создания блоков мелких политических партий.
18 * * *
19 Вышеизложенные замечания и пожелания никоим образом не влияют на высокую оценку рецензируемой работы, которая, несомненно, имеет теоретическую и практическую значимость для развития наук конституционного права. Д.Р. Салиховым представлено исключительно актуальное, оригинальное и комплексное исследование, вносящее вклад в разработку проблем конституционного права. Результаты проведенного анализа полно отражены в тексте монографии.

References

1. Salikhov D.R. Protest relations in Constitutional Law: from theory to practice of constitutional and legal regulation. M., 2022.

Comments

No posts found

Write a review
Translate