Diasporas and states of origin: legal mechanisms of interaction (All-Russian scientific Conference with international participation)
Table of contents
Share
QR
Metrics
Diasporas and states of origin: legal mechanisms of interaction (All-Russian scientific Conference with international participation)
Annotation
PII
S102694520022609-0-1
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Tatiana A. Vasilieva 
Occupation: Chief Research Fellow, Department of the Human Rights
Affiliation: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Russia
Natalia V. Kolotova
Occupation: Leading Research Fellow, Acting Head of the Human Rights Department
Affiliation: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
199-204
Abstract

On 19 April 2022 the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences hosted the All-Russian scientific Conference with international participation “Diasporas and states of origin: legal mechanisms of interaction”, organized jointly with the RUDN University Law Institute. The participants of the event considered a wide range of theoretical and applied issues related to the implementation of state policy toward compatriots living abroad. The conference was attended by scholars and practitioners, and representatives of foreign diasporas operating in Russia.

Keywords
compatriots living abroad, state policy, diaspora, citizenship
Received
17.07.2022
Date of publication
24.11.2022
Number of purchasers
13
Views
227
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2022
1 19 апреля 2022 г. в Институте государства и права Российской академии наук состоялась Всероссийская научная конференция с международным участием «Диаспоры и государства происхождения: правовые механизмы взаимодействия», организованная совместно с Юридическим институтом Российского университета дружбы народов. В работе конференции приняли участие научные и практические работники, а также представители зарубежных диаспор, функционирующих в России, что позволило квалифицированно обсуждать как теоретические, так и прикладные аспекты проблемы. Участниками мероприятия был рассмотрен широкий круг проблем, связанных с реализацией государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.
2 Конференцию открыл директор Института государства и права РАН, член-корр. РАН, д-р юрид. наук, проф. А.Н. Савенков. Он отметил, что Институт имеет большой опыт плодотворного сотрудничества с Российским университетом дружбы народов, но это первая научная конференция, которая проводится совместно. Показательно, что она состоялась в сложный для современного человечества период, сопровождающийся формированием миропорядка новой конфигурации, снижением возможностей прежних международных структур обеспечивать мир и добрососедские отношения. И в этом контексте диаспоры являются значимым фактором современных международных отношений, принимающие государства заинтересованы в их интеграции, а государства происхождения – в сохранении соотечественниками своей национальной, культурной, языковой идентичности. Правовые механизмы взаимодействия с диаспорами призваны обеспечить гармоничное сочетание этих устремлений.
3 С приветственным словом к участникам конференции обратился ректор Российского университета дружбы народов, д-р юрид. наук, д экон. наук, проф. О.А. Ястребов. Он акцентировал внимание на особой актуальности темы конференции, которая существенно возросла в сложной международной обстановке. О.А. Ястребов отметил, что исследование проблем диаспор носит ярко выраженный междисциплинарный характер: в разработку данной проблематики внесли значимый вклад представители политических, социологических, экономических и других гуманитарных наук. В современных условиях особо значимым представляется анализ правовых форм выражения государственной политики взаимодействия с соотечественниками, проживающими за рубежом.
4 Директор Юридического института РУДН, канд. юрид. наук, доц. С.Б. Зинковский обратил внимание на то, что тема конференции выходит на многие актуальные и дискуссионные вопросы современного гуманитарного знания. Он предложил обсудить, насколько неконкретность законодательства о соотечественниках может быть скорректирована изменением общего подхода, сложившегося в русле либеральной традиции. Данный подход предполагает установление разных уровней правовой защиты для лиц, находящихся под юрисдикцией государства, в зависимости от территории их проживания и включенности в своего рода общественный договор с государством. Такое различение, по мнению С.Б. Зинковского, не соответствует культурной традиции уважения к любому человеку вне зависимости от его национальной и религиозной принадлежности.
5 А.Н. Овчинникова (Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации) на основе анализа практики работы с жалобами граждан показала, насколько существенно расширилась география обращений соотечественников из-за рубежа, в первую очередь за счет стран «дальнего» зарубежья. К Уполномоченному по правам человека соотечественники обращаются по вопросам оказания помощи по уголовным и административным делам, соблюдения разумных сроков доступа к правосудию или привлечения русскоязычных адвокатов. Людям необходима помощь в разрешении социальных вопросов, защите права на образование на родном языке. Много жалоб поступает от проживающих за рубежом гражданок Российской Федерации в отношении обеспечения их прав и прав их несовершеннолетних детей после расторжения брака. В период закрытия границ, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции, граждане, находившиеся за рубежом, часто обращались за помощью для возвращения на Родину. В последнее время значительно увеличилось количество обращений наших соотечественников в связи с оказываемым на них политически мотивированным давлением и ограничением свободы слова.
6 По мнению д-ра юрид. наук, проф. А.Х. Абашидзе (РУДН), тема научной конференции сформулирована узко: она касается лишь диаспоры и правовых механизмов ее взаимодействия с государством происхождения. В условиях сложной международной обстановки вопрос следует ставить шире. Российская Федерация является многонациональной страной и, следовательно, родиной многих народов и этнических групп, представители которых оказались за пределами России, поэтому для их обозначения необходимо использовать оптимальное обобщающее понятие. Следует различать граждан России, временно или постоянно проживающих в других государствах, на которых полностью распространяется дипломатическая и консульская защита, и граждан других государств, считающих себя российскими соотечественниками с учетом различных обстоятельств. Внешняя политика Российской Федерации по отношению к этим лицам должна осуществляться в международно-правовых рамках, не нарушая принцип невмешательства во внутренние дела других суверенных государств. Необходимо разработать концепцию российских соотечественников, на основе которой будут приняты эффективные законы и программы, определяющие внутреннюю и внешнюю политику нашего государства по отношению к данным лицам.
7 Доклад д-ра юрид. наук, проф. С.А. Авакьяна (МГУ) был посвящен уточнению содержания понятия соотечественника в контексте гражданства, что приобретает особую актуальность в связи с перспективой принятия нового федерального закона о гражданстве Российской Федерации. Была отмечена необходимость установления правил льготного получения гражданства для соотечественников, имеющих особые заслуги перед страной, и тех, кто способствует укреплению ее экономического потенциала. В обсуждаемом проекте закона о гражданстве в должной мере не отражен вопрос о принятии дополнительных мер поддержки соотечественников, являющихся носителями русского языка, хотя он имеет важное значение, как и поддержка носителей и хранителей русской культуры и традиций, проживающих за рубежом.
8 Законопроект № 95462-8 «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом” (об определении понятия «соотечественник»)1, внесенный в Государственную Думу в марте 2022 г., подверг критике канд. юрид. наук, доц. Н.Ю. Молчаков (МГИМО МИД России). Знание русского языка, а также представление доказательств принадлежности к национальности, проживающей или проживавшей на территории России, рассматривается в этом акте в качестве обязательного критерия для отнесения лица к соотечественникам. При этом перечень таких национальностей должен устанавливаться отдельным постановлением Правительства РФ.
1. См.: Система обеспечения законодательной деятельности. URL: >>>> (дата обращения: 11.06.2022).
9 Соответствующие изменения сужают социальную базу диаспоры, исключая значительное число лиц, не владеющих русским языком, но имеющих тесную связь с Российской Федерацией. Учреждение перечня национальностей вступает в противоречие с положениями ч. 1 ст. 26 Конституции РФ, устанавливающей, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности, а также п. 2 ст. 3 Федерального закона, где самоидентификация есть важнейший момент в процедурах, связанных с признанием лица соотечественником.
10 Институт соотечественников является орудием «мягкой силы» Российской Федерации, и в текущей ситуации необходимы большая открытость и меньшая бюрократичность процедур. Предлагаемые нововведения идут вразрез с этой тенденцией. Они, безусловно, осложнят работу государственных органов с соотечественниками за рубежом и потребуют дополнительных финансовых затрат.
11 Проблемы обеспечения и защиты интересов соотечественников в экономической сфере, реализации интересов Российской Федерации через соотечественников, проживающих за рубежом, осветил в своем выступлении член-корр. РАН, д-р юрид. наук, проф. А.В. Габов (ИГП РАН). Он поддержал идею проф. А.Х. Абашидзе о необходимости уточнения понятия «соотечественник» с учетом гражданской принадлежности.
12 Экономические аспекты взаимодействия с соотечественниками регулировались уже в первых программных документах Российской Федерации, в которых определялись меры по поддержке соотечественников, находящихся за рубежом2. Тем не менее в действующем законодательстве отсутствуют правовые механизмы, позволяющие реализовывать стратегические цели государства и обеспечивать экономические интересы соотечественников. Соотечественников следует рассматривать и как потенциальных инвесторов, и как субъектов, через которых можно продвигать отечественные товары и услуги за рубежом, и как носителей знаний и технологий, необходимых для развития отечественной науки, образования и производства. Требуется создавать механизмы, направленные на максимально эффективное использование этого потенциала для развития отечественной экономики и в интересах самих соотечественников.
2. См.: Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.08.1994 г. № 1064 // СЗ РФ. 1994. № 21, ст. 2383; постановление Правительства РФ от 17.05.1996 г. № 590 «О программе мер по поддержке соотечественников за рубежом» // СЗ РФ. 1996. № 21, ст. 2516.
13 Вопросу о закреплении в законодательстве понятия «соотечественник» был посвящен доклад канд. юрид. наук И.В. Плюгиной (ИЗиСП при Правительстве РФ). В зарубежной практике в качестве определяющих критериев для признания соотечественниками используются различные основания (гражданство, национальная принадлежность, родственные связи, самоидентификация, знание языка) или их сочетание, но не все из них применимы в России. Понятие «соотечественник, проживающий за рубежом» в действующем законодательстве Российской Федерации критикуется за недостаточную определенность. Отсутствие официального классификатора народов, исторически проживавших на территории страны, не позволяет четко определять, кто может претендовать на этот статус. В связи с этим необходимо уточнить подход к определению круга лиц, относящихся к соотечественникам, или дифференцировать правовое регулирование отдельных их категорий.
14 Конституционную практику регламентации правового положения соотечественников, проживающих за рубежом, рассмотрела дюрид. наук, доц. Т.А. Васильева (ИГП РАН). Этот институт закрепляется в учредительных актах многих государств (Армения, Египет, Ирландия, Польша, Сербия, Словакия, Таджикистан).
15 В ряде стран (Венгрия, Польша, Турция, Хорватия, Словения) на законодательном уровне предусмотрен особый статус соотечественника, который подтверждается специальным документом (картой поляка, хорвата, синей картой в Турции). Этот статус начинает действовать с момента въезда на территорию государства происхождения и утрачивается в связи с приобретением его гражданства. Соотечественникам гарантируются определенные преимущества, набор которых варьируется от страны к стране (освобождение от оплаты за выдачу визы, право на проживание на долгосрочной основе, возможность свободного доступа на рынок труда и осуществления экономической деятельности, реализация права собственности на недвижимое имущество и т.д.). Это создает условия для возвращения соотечественников на историческую родину и «мягкой» их адаптации в стране.
16 В Турции существует статус турецких граждан по рождению, утративших гражданство на основании разрешений о выходе. Введение такого статуса позволяло туркам, проживавшим в Германии, приобретать гражданство страны пребывания, сохранив возможность пользоваться правами на родине. Соответствующие лица обладают теми же правами, что и турецкие граждане, кроме осуществления воинской обязанности, избирательного права, права трудоустройства в публичном секторе, права на беспошлинный импорт автомобилей и бытовой техники.
17 Причины низкой эффективности Государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом3, проанализировала канд. экон. наук О.С. Чудиновских (МГУ им. М.В. Ломоносова). Данная Программа сочетает идею репатриации и жесткие требования к квалификации и возрасту участников. Программа направлена на развитие российских регионов, интересы которых стали доминантой, определяющей критерии оценки потенциала переселяющихся соотечественников. В соотечественниках необходимо видеть репатриантов, близких в этнокультурном отношении к населению России, а не трудовые ресурсы. Для привлечения трудовых мигрантов нужно разрабатывать специальные программы с учетом различных целевых групп трудящихся.
3. См.: Указ Президента РФ от 22.06.2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // СЗ РФ. 2020. № 26 (ч. I), ст. 2820.
18 На примере законодательства Польской Народной Республики канд. юрид. наук, доц. В.И. Чехарина (ИГП РАН) рассмотрела проблемы, связанные с репатриацией. В Польше репатриация понимается как возвращение на родину с целью постоянного проживания лиц, которые по разным причинам, как правило, не зависящим от их воли, выехали за пределы своей страны и проживали на территории другого государства, утрачивая прежнее гражданство. Она распространяется и на потомков соответствующих лиц.
19 Репатриация - один из способов приобретения польского гражданства. Согласно Закону о репатриации от 9 ноября 2000 г.4 лицо, прибывшее в Польшу на основании национальной визы для постоянного проживания, является репатриантом. В соответствии с указанным Законом государство рассматривает прием репатриантов как исполнение морального долга перед соотечественниками. Общине, которая предоставляет репатрианту и его ближайшим родственникам жилье, выделяются субсидии из государственного бюджета. В центрах адаптации репатрианты могут получить профессиональную квалификацию. Для них предусматриваются денежные выплаты и доплаты (например, студентам за жилье).
4. См.: Ustawa z dnia 9 listopada 200 r. o repatriacji // Dz.U. 2000. Nr. 106. Poz. 1118.
20 Нгуен Шон Нам (РУДН) рассказал о мерах, которые предпринимаются в Социалистической Республике Вьетнам для сохранения связей с диаспорой. Страна осуществляет политику поощрения и поддержки своих соотечественников за рубежом. В Конституции Вьетнама предусматривается, что проживающие за рубежом вьетнамцы составляют часть национального сообщества, государство создает условия для сохранения их культурной самобытности, поддержания связей с родиной (ст. 18). В Заключении Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Вьетнама от 12 августа 2021 г. № 12-KL/TW «О работе с вьетнамцами за рубежом в новых условиях» подчеркивается необходимость консолидации усилий соотечественников и государства происхождения для преодоления новых вызовов современности.
21

В 2020 г. вьетнамская диаспора в России насчитывала около 125 тыс. чел. В основном это студенты, сотрудники дипломатических и торговых представительств, трудящиеся-мигранты. Представительские миссии Вьетнама проводят для них мероприятия, направленные на сохранение национальной культуры, уделяя особое внимание религиозной жизни диаспоры, проведению духовных обрядов и ритуалов в буддистских храмах.

22 В выступлении канд. юрид. наук, доц. А.И. Черкасова (ИГП РАН) было обращено внимание на проблему сохранения национальной идентичности мигрантов, проживающих в Швеции. Этому, в частности, способствуют политика мультикультурализма, характерная для государства проживания, и поддержание диаспорами связей с государством происхождения. Для сохранения национальной идентичности большое значение имеют религия, язык и культура. Так, для польских мигрантов весьма значимой является принадлежность к католической церкви, поэтому важнейшим элементом сплочения диаспоры считают религиозные праздники, проводимые при содействии Польши. Существенную роль в сохранении идентичности играют и языковые курсы, организуемые с участием государства происхождения, а также встречи с известными людьми, прибывающими из Польши. На примере иранской общины, проживающей в Швеции, был рассмотрен феномен «детерриториализации» диаспоры. Иранские мигранты в данной стране представлены преимущественно городским, секуляристски настроенным средним классом, который слабо связан с родиной и в большей степени ориентирован на контакты с представителями иранской диаспоры, проживающими в других странах.
23 Основные направления институционализации взаимодействия государств происхождения с диаспорами обозначила в своем докладе канд. юрид. наук, доц. Н.В. Варламова (ИГП РАН). В настоящее время в 40% всех государств – членов ООН созданы специальные органы для поддержания связей с соотечественниками, проживающими за рубежом. Как правило, это подразделения в рамках министерств иностранных дел или иных органов исполнительной власти (например, Министерства культуры и туризма в Турции, Министерства внутренних дел в Аргентине). В Азербайджане учрежден Государственный комитет по работе с диаспорой. В некоторых странах действуют специальные уполномоченные по делам соотечественников (Уполномоченный Правительства по делам польской диаспоры и поляков за рубежом, Главный уполномоченный по делам диаспоры при премьер-министре Республики Армения). Китайское управление по делам китайцев, проживающих за рубежом, является административным органом при Госсовете – высшем исполнительном органе страны.
24 Некоторые государства создают консультативные и координационные органы из представителей диаспор (например, Ассамблея диаспоры и сербов, проживающих в регионе, Совет по делам хорватов, проживающих за рубежом, Координационный совет диаспоры в Албании). Структура таких органов и квоты представительства от разных регионов устанавливаются законами государства происхождения, но выборы своих представителей диаспоры проводят самостоятельно. Для финансовой поддержки организаций диаспор государства происхождения могут создавать специальные бюджетные фонды, выделять целевые гранты и субсидии, как правило, на конкурсной основе и при условии софинансирования организациями диаспор и некоммерческими организациями государства происхождения.
25 Развитию отношений с диаспорами способствуют и символические акты, которыми государства происхождения подчеркивают принадлежность соотечественников к национальному сообществу (учреждение дней диаспор как национальных праздников, специальных государственных наград и почетных званий для соотечественников, проживающих за рубежом, проведение съездов представителей диаспоры).
26 Деятельность международных универсальных и региональных органов, способствующих защите прав соотечественников, проанализировал д-р юрид. наук, проф. В.А. Карташкин (ИГП РАН). Для эффективной защиты соотечественников в государствах СНГ, по мнению докладчика, необходимо вернуться к обсуждению вопроса о формировании Комиссии СНГ по правам человека, положение о которой было принято почти 30 лет назад.
27 Интеграцию проживающих за рубежом соотечественников в политическую жизнь государства происхождения рассмотрел на примере Швейцарии С.А. Карпов (ИГП РАН). Живущие за границей швейцарцы могут участвовать в федеральных голосованиях и выборах, подписывать народные инициативы и инициативы о проведении референдума лично, по почте или электронным способом. Голосование по почте - наиболее популярный способ голосования, однако около 25% швейцарцев, проживающих за рубежом, отмечают технические проблемы, связанные со слишком короткими сроками доставки материалов для голосования, установленными для почтовых служб. В настоящий момент рассматриваются возможности удлинения сроков голосования, использования дипломатической почты, применения электронного голосования.
28 Проблемам социальной защиты соотечественников, проживающих за рубежом, было уделено внимание в докладе канд. юрид. наук Е.А. Сорокиной (ИГП РАН). Оказание социальной помощи данным лицам не является приоритетным направлением политики государств (за исключением Франции и Швейцарии). В большинстве случаев соотечественники могут притязать на помощь только в экстраординарных или чрезвычайных ситуациях. В период пандемии СOVID-19 многие государства оказывали социальную поддержку своим соотечественникам вне зависимости от места их проживания, включая предоставление кредитов и грантов в связи со сложной экономической ситуацией или организацию переезда на родину.
29 Обеспечение приобретенных пенсионных прав граждан государств – членов СНГ, проживающих на территории других государств-членов, на основании межгосударственных соглашений проанализировала канд. юрид. наук, доц. Н.В. Колотова (ИГП РАН). Заключенные ранее соглашения предполагали достаточно высокий уровень интеграции в рамках Содружества. Пенсионное обеспечение осуществлялось в соответствии с законодательством и за счет бюджетных средств государства, на территории которого проживал человек, с учетом стажа, приобретенного на территории другой договаривающейся стороны. Такой подход перестал соответствовать современным реалиям. Россия денонсировала5 Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения6.
5. См.: Федеральный закон от 11.06.2022 г. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» // СЗ РФ. 2022. № 24, ст. 3935.

6. См.: Бюллетень международных договоров. 1993. № 4.
30 В последнее время заключаются договоры (Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся стран – участниц ЕАЭС 2019 г.7, двусторонние договоры России с Таджикистаном8, Республикой Беларусь9 и др.), в основе которых лежат иные принципы. Предусматривается, что каждая сторона-участница будет определять размер пенсии в соответствии со своим законодательством пропорционально учитываемому трудовому или страховому стажу пенсионера. При этом пенсия будет выплачиваться по месту его проживания, а расходы на ее выплату будут распределяться между договаривающимися сторонами через их пенсионные фонды.
7. См.: СЗ РФ. 2021. № 11, ст. 1716.

8. См.: распоряжение Правительства РФ от 24.07.2021 г. № 2048-р «О подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения» // СЗ РФ. 2021. № 31, ст. 2048. Договор вынесен на ратификацию.

9. См.: СЗ РФ. 2007. № 15, ст. 1715.
31 Государственной политике Франции по отношению к соотечественникам дала оценку д-р юрид. наук Э.В. Талапина (ИГП РАН). Их интересы представляет Ассамблея французских граждан, проживающих за рубежом. Члены Ассамблеи, являющиеся избранными представителями различных французских общин за рубежом, в основном решают вопросы, связанные с правами, социальным положением, экономическими проблемами и налоговой ситуацией французских граждан. Ассамблея собирается не реже двух раз в год. Французское правительство ежегодно представляет ей доклад о положении французских граждан, проживающих за пределами страны.
32 В докладе д-ра юрид. наук, проф. М.В. Немытиной (РУДН) рассматривались вопросы учета национальных и конфессиональных особенностей диаспор в государстве их пребывания. Зачастую диаспоры продолжают жить, руководствуясь своими конфессиональными нормами, сохраняя свои традиции и обычаи и даже ориентируясь на законодательство государства происхождения. По мнению М.В. Немытиной, принимающие государства не должны игнорировать эти обстоятельства.
33 Опытом взаимодействия с государствами происхождения и российскими органами власти поделились представители диаспор. Президент Федеральной грузинской национально-культурной автономии в России Д.В. Цецхладзе рассказал об опыте грузинской диаспоры в области гуманитарной и благотворительной деятельности, образования, культуры, науки, спорта и т.д. Общественная организация работает в тесном контакте с органами государственной власти России и Грузии, где при Министерстве иностранных дел создан Департамент диаспор В числе актуальных задач Федеральной грузинской национально-культурной автономии - поддержка инициатив, связанных с возможностью приобретения гражданства Грузии на основании этнического происхождения, восстановление прямого авиасообщения между Россией и Грузией.
34 Председатель Совета кыргызской диаспоры К.Б. Осмонбеков обратился к перспективам развития этой организации. В настоящий момент она имеет региональный статус и стремится приобрести федеральный статус. Основное внимание Совет диаспоры уделяет оказанию информационной, консультативной и правовой помощи своим соотечественникам, преимущественно являющимся трудовыми мигрантами.
35 Вопросы, возникающие при оказании правовой поддержки соотечественникам, которые работают и проживают в России, осветил главный юрист Совета кыргызской диаспоры М.Ж. Карагулов. Он выделил ряд проблем, с которыми сталкиваются граждане Кыргызии при взаимодействии с российскими государственными органами, и предложил привлекать официальных представителей диаспор к обсуждению нормотворческих инициатив, связанных с изменением миграционных правил в Российской Федерации.
36 Председатель молодежного крыла Совета кыргызской диаспоры К.М. Маратбеков отметил, что, хотя молодежное направление было выделено около года назад, молодые люди активно участвуют во всех проектах Совета, развивают собственные направления (информационная поддержка проживающих в России соотечественников в сети Интернет), а также активно взаимодействуют с молодежными подразделениями других диаспор.
37 Председатель абхазской общины г. Сочи, канд. филос. наук, доц. Б.А. Камкия рассказал об опыте работы в Совете национальных общин г. Сочи. На юге страны, где проживает множество народов, случаются межнациональные проблемы, в решение которых активно включаются диаспоры. Их участие обеспечивает возможность сглаживать конфликты.
38 Тьюторы по воспитательной работе РУДН Е.Н. Шакун и И. Шаабо поделились опытом работы с иностранными студентами. В РУДН существует 120 земляческих организаций, которые курируют процесс обучения своих студентов, помогают им в организации учебы, преодолении языкового барьера и налаживании коммуникации. Землячества помогают иностранным студентам сохранять свою национальную самобытность и связь с родиной, представлять свою культуру на различных фестивалях, выставках, концертах. Иностранные студенты могут участвовать в многочисленных образовательных, информационных, культурных проектах и программах Университета.
39 На конференции выступили также студенты РУДН. Руководитель грузинского землячества Университета, объединяющего 120 человек, Л.Э. Беридзе рассказал о его деятельности. При Федеральной грузинской национально-культурной автономии в России недавно был создан молодежный Совет, куда вошли представители 16 вузов столицы, в которых созданы грузинские землячества. Совет занимается продвижением молодежных проектов с целью объединения студентов – этнических грузин. Члены молодежного крыла кыргызской диаспоры М. Акимканов и С. Бекжанов, представитель таджикской диаспоры А.Х. Шарипов отметили важность помощи сообществ соотечественников в интеграции в российское общество, адаптации к условиям обучения и вовлечении в социальную жизнь диаспоры.

Comments

No posts found

Write a review
Translate