Financial and Customs Control: Aspects of Correlation and Problems of Delimitation
Table of contents
Share
QR
Metrics
Financial and Customs Control: Aspects of Correlation and Problems of Delimitation
Annotation
PII
S102694520021450-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Saniyat Agamagomedova 
Affiliation: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
158-164
Abstract

In the context of the reform of control and supervision activities, it is important to distinguish between the various areas of state control and supervision in certain areas of regulation. With regard to the customs sphere, one can state the simultaneous use of the categories of financial and customs control without determining the limits of control and supervisory influence. An analysis of the existing positions on the ratio of these types of state control made it possible to identify four methodological approaches to the model of such a ratio. The selected approaches are based on the identification, absorption, delimitation of financial and customs control, substantiation of scientific categories that unite them, consolidating their regulation and implementation. The existing approaches are united by the recognition of the inseparable connection, mutual conditionality of the categories under consideration and are based on theoretical provisions on the complexity of customs law and the comprehensive nature of financial control in public administration.

On the basis of the analysis carried out, the concept of partial absorption is proposed to justify the relationship between customs and financial control.

The part of customs control related to the payment of customs duties is positioned as an element of state financial control. At the same time, financial control exercised in the field of cross-border movement of goods can be attributed to customs control. In modern conditions, the role of the financial aspects of customs control is gradually decreasing.

Keywords
financial control, customs control, fiscal functions, customs payments, customs taxation, state control and supervision, customs sphere
Received
11.08.2022
Date of publication
29.03.2023
Number of purchasers
14
Views
450
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2023
1 В условиях перманентного поиска эффективных моделей контрольно-надзорной деятельности особую значимость приобретает соотношение различных видов, направлений государственного контроля и надзора как функций управления в определенной сфере общественных отношений. Обоснование конструкций соотношения отдельных видов контроля и надзора, их административно-процедурное разграничение, специфика их аксиологического и институционального обеспечения имеют значение не только и не столько для доктринальной теоретико-правовой системы государственного контроля и надзора. Подобные аспекты исследования контрольно-надзорной деятельности имеют важное значение для разграничения соответствующих полномочий контролеров, их компетентностной структуризации, что в конечном итоге призвано повысить эффективность контрольно-надзорного воздействия в конкретных сферах социальной регуляции. Последние зачастую испытывают на себе управленческое влияние, отраженное в различных направлениях и формах контрольно-надзорной деятельности одновременно.
2 Одной из таких сфер исторически выступает сфера трансграничного перемещения товаров или таможенная сфера. Применительно к ней ученые активно используют категории финансового и таможенного контроля1. Считаем необходимым обосновать варианты их соотношения, выделить проблемы разграничения и предложить оптимальную модель подобного разграничения с точки зрения административно-правового регулирования.
1. Подробнее об этом см., напр.: Галузо В.Н., Канафин Н.А. Таможенный контроль в системе функций таможенных органов в Российской Федерации // Международный журнал гражданского и торгового права. 2016. № 1. С. 62 - 66.
3

Соотношение финансового и таможенного контроля: существующие подходы

4 Понятие таможенного контроля исторически выступает базовой функцией таможенных органов, оно прошло длительный путь эволюции и традиционно содержится в действующем таможенном законодательстве, в современных условиях - в законодательстве интеграционного уровня2. Под таможенным контролем понимается совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (п/п. 41 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза3).
2. См. об этом, напр.: Галузо В.Н. Таможенное право: учеб. для студ. вузов. М., 2016.

3. См.: СЗ РФ. 2017. № 47, ст. 6843.
5 Определение финансового контроля отсутствует в законодательстве. Ученые понимают под ним контроль со стороны уполномоченных государством органов и организаций за законностью действий в процессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан4. Другие авторы позиционируют его в качестве контроля за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и отдельных организаций в целях эффективного развития экономических отношений и недопущения нарушений законности5, формы реализации контрольной функции финансов, то есть присущего финансам свойства служить средством контроля за производством, распределением и использованием совокупного общественного продукта и национального дохода6.
4. См.: Грачева Е.Ю. Финансовый контроль - подотрасль финансового права // Финансовое право. 2002. № 2. С. 57 - 63.

5. См.: Жданов А.А. Финансовое право Российской Федерации: учеб. пособие. 2-е изд. М., 1995. С. 166.

6. См.: Козырин А.Н. Взаимодействие общества и государства в сфере публичных финансов // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. № 2 (39). С. 101.
6 Финансовый и таможенный контроль близки и взаимно связаны, они в определенной степени обусловлены экономическими отношениями и фискальными целями публичной власти.
7 На основе проведенного анализа научных позиций к соотношению данных направлений контрольно-надзорной деятельности государственных органов считаем возможным выделить как минимум четыре методологических подхода к обоснованию подобного соотношения.
8 Первый научный подход основан на максимальном отождествлении рассматриваемых категорий, прежде всего, таможенного контроля с финансовым. Ученые используют категорию «финансового контроля в таможенных правоотношениях», а совершенствование таможенного администрирования выделяют в качестве актуального направления развития государственного финансового контроля7. В рамках данного подхода таможенный контроль позиционируется в качестве финансового контроля, осуществляемого в определенной сфере общественных отношений - таможенной.
7. См.: Иванча И.И. Роль таможенной службы в развитии государственного финансового контроля поступления таможенных платежей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 24.11.2021).
9 Второй подход основан на поглощении этих видов государственного контроля друг другом. При этом распространенной выступает позиция, когда таможенный контроль рассматривается в качестве элемента государственного финансового контроля8. Реже ученые выделяют категорию финансового контроля в области таможенного дела9. Подходы, основанные на поглощении рассматриваемых научных категорий, выражаются в том, что таможенный контроль позиционируется как часть финансового контроля, а финансовый контроль - как структурный элемент в системе таможенного дела, важнейшим институтом которой выступает таможенный контроль.
8. См.: Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года (постатейный) / Антропцева И.О., Бевзюк Е.А., Бернев А.Э. и др. Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2014) (коммент. к ст. 110 ТК ТС); Ковалева Э.Р., Гафурова Г.Т., Якупов З.С. Государственный финансовый контроль в схемах и таблицах: учеб.-наглядное пособие. Казань, 2017. С. 29; Ицкович Б.Ф. Развитие теоретических и практических аспектов понятия “бюджетный контроль” // Финансы и кредит. 2009. № 40. С. 30; Зырянова Т.В., Даниленко Н.И. Таможенный контроль и его роль в повышении эффективности государственного финансового контроля // Финансы и кредит. 2005. № 28 (196). С. 2 - 8.

9. См.: Литвинова Ю.М. Финансовый контроль в области таможенного дела: проблемы правового регулирования и правоприменения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 9, 10.
10 Третий подход основан на включении финансового и таможенного контроля в качестве самостоятельных (полноправных) составляющих в рамках иных правовых категорий, т.е. их разграничении, прежде всего административно-процедурном.
11 Примером может служить понятие «государственного контроля в таможенной сфере», в который ученые включают наряду с самим таможенным контролем также финансовый, валютный, нормотворческий, правоохранительный и иной контроль10. В качестве другого примера можно привести предлагаемую отдельными авторами классификацию контрольно-надзорных процедур в деятельности таможенных органов, включающую в себя: а) порядок проведения ведомственного контроля; б) порядок проведения финансового контроля; в) порядок проведения инспекторских проверок таможенных органов; г) порядок проведения таможенного контроля; д) порядок проведения валютного контроля; е) порядок проведения иных видов государственного контроля, осуществление которых возложено на таможенные органы, и др.11
10. См.: Янчуков Д.А. Государственный контроль в таможенной сфере: административно-правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 9.

11. См.: Трунина Е.В. Административные процедуры в деятельности таможенных органов Российской Федерации: теоретико-прикладное исследование. Волгоград, 2013. С. 25.
12 Четвертый подход находит выражение в обосновании научных категорий, объединяющих финансовый и таможенный контроль, выступающих «общими знаменателями» рассматриваемых понятий, консолидирующих их регламентацию и осуществление. Прежде всего речь идет о таких категориях как публичные финансы, таможенные платежи. Ученые видят в последних собирательную категорию науки финансового права и отмечают, что предметы таможенного и финансового права пересекаются12. Еще одной такой категорией, используемой значительно реже, выступает категория таможенного обложения, в которой отдельные авторы видят элемент таможенного процесса13. По сути, близость финансовых и таможенных институтов подтверждается и обосновывается в рамках финансово-правовой теории таможенного обложения. Так, Н.И. Химичева одной из первых обосновала позицию о существовании группы платежей (к числу которых была отнесена и таможенная пошлина), отличие которых от налогов состоит в том, что им свойственен возмездный характер, а обязанность их уплаты возникает исключительно в связи с обращением к органам публичной власти14. Полагаем, что теория таможенного обложения определенным образом «примиряет» финансовый и таможенный контроль, выступает плоскостью их пересечения.
12. См.: Ашмарин А.И. Финансово-правовое регулирование контроля за уплатой таможенных платежей в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Люберцы, 2010. С. 12 - 14.

13. См.: Матвиенко Г.В. Правовые основы таможенного процесса / под ред. С.В. Запольского. М., 2011. С. 186 - 225.

14. См.: Бакаева О.Ю. Развитие научных идей профессора Н.И. Химичевой в теории таможенного обложения // Развитие научных идей профессора Н.И. Химичевой в современной доктрине финансового права: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. в рамках III Саратовских финансово-правовых чтений научной школы Н.И. Химичевой, посвященных 90-летию со дня рождения Нины Ивановны (Саратов, 2 октября 2018 г.) / под ред. Е.В. Покачаловой. Саратов, 2020. С. 26, 27.
13 Выделенные нами подходы объединяет одно: ученые и практики признают тесную связь и взаимообусловленность рассматриваемых категорий, возможность различных вариантов их соотношения. Последние основаны на двух особенностях, традиционно выделяемых применительно к рассматриваемым сферам публично-правового регулирования. Во-первых, это комплексный характер таможенного права. А.Н. Козырин в качестве особенности таможенного права выделяет объединение в его рамках административно-правовых и финансово-правовых норм15. Данную позицию о комплексном характере таможенно-правовых норм поддерживают и другие ученые16.
15. См.: Козырин А.Н. Таможенное право России: учеб. пособие. М., 1995.

16. См.: Малиновская В.М. Таможенное право России: учеб. по публичному и частному праву: в 2 т. Т. 1: Публичное право. М., 2008. С. 371 - 487.
14 Во-вторых, это всеобъемлющий характер финансового контроля, который присутствует во всех областях государственного управления. По признанию ученых, финансы пронизывают все стороны государственной деятельности и решение, по сути, любого управленческого вопроса не представляется возможным без решения сопутствующих ему финансовых аспектов17.
17. См.: Грачева Е.Ю. Финансовая деятельность и финансовый контроль как система управления // Актуальные вопросы росс. права. 2016. № 9 (70). С. 61.
15

Факторы, обусловившие существующее в науке «наложение» финансового и таможенного контроля

16 Считаем возможным выделить две группы факторов, обусловивших существующее в науке «наложение» финансового и таможенного контроля: исторические и структурно-функциональные.
17 К.С. Бельский относит категорию «государственные денежные средства» к стартовым категориям науки финансового права18. Государственный контроль генерирует в публично-правовой организации общества прежде всего как контроль финансовый.
18. См.: Бельский К.С. Финансовое право. М., 1994. С. 29.
18 А.А. Ялбулганов выделяет следующие особенности в освещении контрольной деятельности государства наукой финансового права в дореволюционный период.
19

1. Контроль за финансовым хозяйством представлял направление государственной деятельности, регулируемой совместно нормами государственного, административного и финансового (бюджетного) права.

20

2. Предметом финансово-контрольной деятельности выступало публичное хозяйство, т.е. хозяйство государства и «подчиненных ему общественных организмов, каковы провинции, земства, города и сельские общины».

21

3. Исследование финансового контроля ученые нередко подменяли изучением контрольно-ревизионной техники, иначе говоря, контроль понимался буквально как «поверка», ревизия и т.п.19

19. См.: Ялбулганов А.А. Финансовый контроль как правовой институт: основные этапы развития // Правоведение. 2000. № 3. С. 86.
22 Все это свидетельствовало о том, что государственный контроль отождествлялся с финансовым, а понимание последнего включало в себя весь арсенал существующего на тот период средств контрольно-надзорного воздействия. При этом тот факт, что государственный контроль возникает первоначально именно как финансовый, признает большинство ученых, исследующих вопросы финансового контроля20.
20. См.: Грачева Е.Ю. Особенности становления бюджетного контроля в дореволюционной России // Банковское право. 2013. № 6. С. 19 - 29; Ялбулганов А.А. Указ. соч. С. 87.
23 Деятельность таможенных органов, которая и в историческом аспекте, и в настоящее время зачастую полностью отождествляется с таможенным контролем, всегда имела существенную фискальную составляющую, роль и значение которой менялись в различные исторические периоды развития государственно-правовых институтов. Выдающийся отечественный историограф таможенного дела Ю.Г. Кисловский обращает внимание на то, что в определенные хронологические периоды таможенная служба выполняла исключительно фискальные задачи21. В советский период, когда основной задачей таможенных органов выступало обеспечение государственной монополии внешней торговли, финансовые функции таможенной службы атрофированы, отсутствие рыночных механизмов хозяйствования, таможенно-тарифных инструментов регулирования внешней торговли сводит их на нет. Ситуация меняется в начале 1990-х годов, когда провозглашение рыночной экономики и многообразия форм собственности, либерализация внешнеэкономических отношений стимулируют возрождение финансового функционала таможенных органов, укрепляют их роль в формировании государственного бюджета22.
21. См.: Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М., 1995. С. 32.

22. Подробнее об этом см.: Олимпиев А.Ю., Галузо В.Н. Об истории развития таможенного законодательства России (с 1649 г. по нынешнее время) // Право и жизнь. 2015. № 6. С. 95 - 112.
24 Таким образом, в историческом отношении таможенный контроль закономерно генерирует в рамках государственного финансового контроля, при этом финансовая составляющая деятельности таможенных органов имеет подвижные пределы, меняющиеся в различные хронологические периоды в зависимости от стратегических целей публичной власти.
25 Структурно-функциональные факторы, оказавшие влияние на формирование и развитие подходов к соотношению финансового и таможенного контроля, тесно связаны с историческими и выражаются в позиционировании таможенных органов в структуре органов государственной власти.
26 Таможенное ведомство в разные периоды своего функционирования находилось в подчинении финансовых органов. Так, с 1811 г. в Российской Империи в состав Министерства финансов входит Департамент внешней торговли, состоящий из двух отделений: внешних сношений и таможенного. К ведению последнего относилось в том числе «наблюдение за исправностью и верностью пошлинных сборов»23. С 1864 г. Департамент внешней торговли переименовывается в Департамент таможенных сборов, что определенным образом характеризует приоритеты государственной политики Российской Империи. В настоящее время Федеральная таможенная служба находится в ведомственном подчинении Министерства финансов РФ, что также накладывает оттенок на позиционирование таможенных органов как органов финансового функционала.
23. Кисловский Ю.Г. Указ. соч. С. 82, 83.
27 По результатам исследований, проведенных Всемирной таможенной организацией (ВТамО), в более чем половине государств - членов ВТамО таможенная и налоговая службы осуществляют свою деятельность в рамках одного ведомства, как правило, министерства финансов24. Кроме того, ученые признают наличие общих инструментов в достижении частных и публичных интересов в налоговых и таможенных отношениях, выступающих элементами института финансового контроля25. Нами также обращалось внимание на общие для таможенных и налоговых органов меры, обеспечивающие проведение государственного контроля, одной из которых выступает, к примеру, инвентаризация26.
24. См.: Давыдов Р.В. Международная практика взаимодействия налоговых и таможенных служб: оценка Всемирной таможенной организацией // Вестник РТА. 2017. № 2. С. 7 - 15.

25. См.: Бакаева О.Ю. Сочетание публичных и частных интересов как принцип финансового и таможенного права // Ленинградский юрид. журнал. 2013. № 3. С. 22–28; Бакаева О.Ю., Покачалова Е.В. Мониторинг и аудит как инструмент достижения частных и публичных интересов в налоговых и таможенных отношениях // Вестник Пермского ун-та. Юридические науки. 2018. Вып. 41. С. 616 - 643.

26. См. также: Агамагомедова С.А. Инвентаризация как мера, обеспечивающая проведение государственного контроля // Хозяйство и право. 2019. № 12. С. 103 - 109.
28 Плательщики таможенных платежей выступают участниками финансовых отношений, в частности, ученые правомерно ставят вопросы стимулирования плательщиков таможенных платежей к добросовестному поведению, соблюдению финансовой дисциплины в условиях цифровизации экономики27.
27. См.: Бакаева О.Ю. Вопросы стимулирования плательщиков таможенных платежей к соблюдению финансовой дисциплины в условиях цифровой экономики // Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела в условиях международной экономической интеграции: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2020. С. 6 - 11.
29 Безусловно, деятельность таможенных органов имеет финансовый характер. Об это говорят многие ученые. Так, Е.В. Сергеев считает, что таможенный контроль объединяет меры административного и финансового характера28. К.И. Боков полагает, что история таможни как финансового института государства берет начало с Манифеста 1801 г., утвердившего организационную структуру финансового ведомства29. Ученые обращают внимание на связь таможенного и налогового регулирования, что также сближает таможенный контроль с мерами финансового характера. Ю.А. Тихомиров в начале 2000-х годов обращал внимание на пересечение подотрасли налогового права с таможенным правом, которое находится в стадии становления30.
28. См.: Сергеев Е.В. Таможенный контроль: проблемы правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 19.

29. См.: Боков К.И. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства в России: историко-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 10.

30. См.: Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: Динамика сфер и методов // Журнал росс. права. 2001. № 5. С. 8.
30 Кроме того, ведущие ученые признают за финансовым контролем обеспечительную функцию по отношению к соблюдению действующего законодательства в области налогообложения, валютных операций, регулирования внешнеэкономической деятельности и др.31
31. См.: Козырин А.Н. Взаимодействие общества и государства в сфере публичных финансов. С. 100; Ялбулганов А.А. Указ. соч. С. 91.
31 А.Ф. Ноздрачев, выделяя в качестве трех целей таможенной деятельности экономические, регулятивные и правоохранительные, в содержание экономических целей включает взимание таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу32. Позднее ученый дополняет составляющие в решении экономических задач таможенных органов обеспечением в пределах своей компетенции экономической безопасности и единства таможенной территории Российской Федерации33.
32. См.: Ноздрачев А.Ф. Понятия в таможенном праве // Право и экономика. 1998. № 10. С. 57.

33. См.: Ноздрачев А.Ф. Правовое обеспечение новой организации и деятельности таможенных органов: состояние и задачи дальнейшего совершенствования // Законодательство и экономика. 2005. № 2 (250). С. 24.
32 Д.Н. Бахрах при характеристике целей, преследуемых таможенным делом, называет защитные и экономические группы целей. В число последних ученый относит «чисто фискальные, то есть пополнение доходной части бюджета страны, и регулятивные»34.
34. Бахрах Д.Н. Таможенное право как институт административного права // Государство и право. 1995. № 3. С. 13.
33 ФТС России также позиционируется учеными в качестве органа, выполняющего функции по контролю в сфере денежного обращения. Данные публичные функции распределены между Банком России, ФНС России, Федеральной службой по финансовому мониторингу и ФТС России35.
35. См.: Актуальные проблемы финансового права / Л.Л. Арзуманова, Н.М. Артемов, О.В. Болтинова и др.; отв. ред. Е.Ю. Грачева. М., 2016.
34

Уровни соотношения таможенного и финансового контроля

35 Можно выделить два уровня в вопросах соотношения таможенного и финансового контроля. Первый (элементарный) уровень заключается в обеспечении таможенным контролем определенной доли поступлений в федеральный бюджет и, соответственно, таком участии таможенных органов в финансовой деятельности государства. Второй уровень связан с обеспечением финансовой безопасности как составляющей национальной безопасности таможенными органами в том числе и посредством реализации юрисдикционных функций, выступающих обеспечительными по отношению к контрольно-надзорным. Речь идет о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, пресечении контрабанды и др.
36 Ученые зачастую позиционируют интересы таможенных органов и подконтрольных им лиц в качестве полярных, антагонистичных, представляя, что для таможенных органов приоритетным направлением деятельности остается формирование государственной казны за счет аккумулируемых таможенных платежей, а для участников внешнеэкономической деятельности и граждан - упрощение таможенных процедур и минимизация соответствующих затрат36. Полагаем, что в современных условиях эта полярность несколько нивелируется, эффективность государственного контроля и надзора в таможенной сфере измеряется не только посредством критериев фискального свойства.
36. См.: Бакаева О.Ю. Сочетание публичных и частных интересов как принцип финансового и таможенного права. С. 25.
37

Концепция частичного поглощения

38 Соотношение таможенного и финансового контроля можно представить в рамках концепции частичного поглощения.
39 Часть таможенного контроля, к примеру, контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных платежей, действительно выступает элементом государственного финансового контроля. Данная научная позиция прослеживается у ряда авторов37. Однако полное отождествление таможенного контроля с финансовым контролем, представление его в качестве разновидности последнего представляется отражением ограниченного подхода. Таможенный контроль представляет собой совокупность множества контрольных и надзорных составляющих, существенная часть которых не связана с фискальными задачами публичной власти.
37. См.: Цидилина И.А. Администрирование таможенных платежей как направление финансовой деятельности государства (финансово-правовой аспект). М., 2016; Литвинова Ю.М. Финансовый контроль в области таможенного дела: проблемы правового регулирования и правоприменения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2011.
40 В то же время часть финансового контроля осуществляется в сфере трансграничного перемещения товаров, то есть в таможенной сфере.
41

Выводы

42 На основе проведенного анализа можно сформулировать вывод о том, что только часть направлений таможенного контроля имеет отчетливо выраженную финансовую природу и может быть отнесена к финансовой контрольной функции государства. При этом возрастает значение «нефинансовых» направлений контрольно-надзорной деятельности таможенных органов (обеспечение соответствия ввозимой продукции требованиям безопасности, контроль за оборотом отдельных категорий товаров, пресечение оборота санкционной продукции и др.), а также их регулирующих (в том числе координирующих) функций.
43 Применительно к государственному финансовому контролю следует констатировать тот факт, что его могут осуществлять органы иной (не финансовой в чистом виде) отраслевой принадлежности, органы надведомственной контрольной компетенции, федеральные органы исполнительной власти, надзорные и иные органы. Государственный финансовый контроль осуществляется в самых разных сферах публичного управления, одной из которых выступает сфера трансграничного перемещения товаров, и представлен в ней налоговым, таможенным, валютным и иными видами контроля, ограниченными аспектом трансграничности. Финансовый контроль в сфере трансграничного перемещения товаров составляет часть таможенного контроля, что находит отражение в структуре управленческой компетенции таможенного ведомства (взимание таможенных и иных платежей, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты и др.).
44 Разграничение финансового и таможенного контроля имеет еще один важный аспект значимости. Эффективность таможенного контроля, позиционируемого в качестве исключительно финансового, определяется посредством критериев, отражающих показатели (контрольные показатели) деятельности таможенных органов по обеспечению финансовых поступлений в государственный бюджет. В то же время объективными критериями при оценке таможенного контроля должны быть комплексные показатели, связанные как с выполнением плановых финансовых обязательств, так и с обеспечением комфортности ведения бизнеса, укреплением доверия бизнеса к власти, стимулированием добросовестного поведения подконтрольных лиц, их экономической активности и позитивной ответственности.

References

1. Agamagomedova S.A. Inventory as a measure ensuring state control // Economy and law. 2019. No. 12. P. 103–109 (in Russ.).

2. Actual problems of Financial Law / L.L. Arzumanova, N.M. Artemov, O.V. Boltinova et al.; ed. E. Yu. Gracheva. M., 2016 (in Russ.).

3. Ashmarin A.I. Financial and legal regulation of control over the payment of customs duties in the Russian Federation Federation: abstract ... PhD in Law. Lyubertsy, 2010. P. 12 - 14 (in Russ.).

4. Bakaeva O. Yu. Issues of stimulating customs payers to comply with financial discipline in the digital economy // Actual problems of the theory and practice of customs in the context of international economic integration: collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference. Minsk, 2020. P. 6 - 11 (in Russ.).

5. Bakaeva O. Yu. Development of scientific ideas of Professor N.I. Khimicheva in the theory of customs taxation // Development of scientific ideas of Professor N.I. Khimicheva in the modern doctrine of Financial Law: collection of scientific tr. based on the materials of the International Scientific and Practical Conference within the framework of the III Saratov Financial and Legal readings of the scientific school of N.I. Khimicheva, dedicated to the 90th anniversary of the birth of Nina Ivanovna (Saratov, 2 October 2018) / ed. by E.V. Pokachalova. Saratov, 2020. P. 26, 27 (in Russ.).

6. Bakaeva O. Yu. Combination of public and private interests as a principle of Financial and Customs Law // Leningrad legal journal. 2013. No. 3. P. 22 - 28 (in Russ.).

7. Bakaeva O. Yu., Pokachalova E.V. Monitoring and audit as a tool for achieving private and public interests in tax and customs relations // Herald of the Perm University. Legal sciences. 2018. Issue 41. P. 616–643 (in Russ.).

8. Bakhrah D.N. Customs Law as an institute of Administrative Law // State and Law. 1995. No. 3. P. 13 (in Russ.).

9. Belsky K.S. Financial Law. M., 1994. P. 29 (in Russ.).

10. Bokov K.I. Formation and development of customs affairs and customs legislation in Russia: historical and legal research: abstract ... PhD in Law. M., 2012. P. 10 (in Russ.).

11. Galuzo V.N. Customs Law: textbook for students of universities. M., 2016 (in Russ.).

12. Galuzo V.N., Kanafin N.A. Customs control in the system of functions of customs authorities in the Russian Federation // International Journal of Civil and Commercial Law. 2016. No. 1. P. 62–66 (in Russ.).

13. Gracheva E. Yu. Features of the formation of budget control in pre-revolutionary Russia // Banking Law. 2013. No. 6. P. 19 - 29 (in Russ.).

14. Gracheva E. Yu. Financial activity and financial control as a management system // Current issues of Russian law. 2016. No. 9 (70). p. 61 (in Russ.).

15. Gracheva E. Yu. Financial control - a sub-branch of Financial Law // Financial Law. 2002. No. 2. P. 57 - 63 (in Russ.).

16. Davydov R.V. International practice of interaction between tax and customs services: assessment by the World Customs Organization // Bulletin of the RCA. 2017. No. 2. P. 7 - 15 (in Russ.).

17. Zhdanov A.A. Financial Law of the Russian Federation: textbook. 2nd ed. M., 1995. P. 166 (in Russ.).

18. Zyryanova T.V., Danilenko N.I. Customs control and its role in improving the efficiency of state financial control // Finance and credit. 2005. No. 28 (196). P. 2–8 (in Russ.).

19. Ivancha I.I. The role of the customs service in the development of state financial control of the receipt of customs payments [Electronic resource]. – Access mode: URL: https://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/319/image/319-143.pdf (accessed: 24.11.2021) (in Russ.).

20. Itskovich B.F. Development of theoretical and practical aspects of the concept of “budget control" // Finance and credit. 2009. No. 40. P. 30 (in Russ.).

21. Kislovsky Yu. G. History of the customs of the Russian state. M., 1995. P. 32, 82, 83 (in Russ.).

22. Kovaleva E.R., Gafurova G.T., Yakupov Z.S. State financial control in schemes and tables: textbook. Kazan, 2017. P. 29 (in Russ.).

23. Kozyrin A.N. Interaction of society and the state in the field of public finance // Constitutional Law: Eastern European Review. 2002. No. 2 (39). P. 100, 101 (in Russ.).

24. Kozyrin A.N. Customs Law of Russia: textbook. M., 1995 (in Russ.).

25. Commentary to the Customs Code of the EurAsEC Customs Union dated November 27, 2009 (article by article) / Antroptseva I.O., Bevzyuk E.A., Bernev A.E. et al. Prepared for the system “ConsultantPlus”, 2014) (comment. to Article 110 of the TC CU) (in Russ.).

26. Litvinova Yu. M. Financial control in the field of customs: problems of legal regulation and law enforcement: abstract ... PhD in Law. Saratov, 2011. P. 9, 10 (in Russ.).

27. Malinovskaya V.M. Customs Law of Russia: textbook on Public and Private Law: in 2 vols. Vol. 1: Public Law. M., 2008. P. 371–487 (in Russ.).

28. Matvienko G.V. Legal bases of the customs process / ed. by S.V. Zapolsky. M., 2011. P. 186 - 225 (in Russ.).

29. Nozdrachev A.F. Concepts in Customs Law // Law and Economics. 1998. No. 10. P. 57 (in Russ.).

30. Nozdrachev A.F. Legal support of the new organization and activity of customs authorities: the state and tasks of further improvement // Legislation and Economics. 2005. No. 2 (250). P. 24 (in Russ.).

31. Olympiev A. Yu., Galuzo V.N. On the history of the development of the customs legislation of Russia (from 1649 to the present time) // Law and Life. 2015. No. 6. P. 95–112 (in Russ.).

32. Sergeev E.V. Customs control: problems of legal regulation: dis. ... PhD in Law. Saratov, 2005. P. 19 (in Russ.).

33. Tikhomirov Yu. A. Public law regulation: Dynamics of spheres and methods // Journal of Russ. law. 2001. No. 5. P. 8 (in Russ.).

34. Trunina E.V. Administrative procedures in the activities of the customs authorities of the Russian Federation: theoretical and applied research. Volgograd, 2013. P. 25 (in Russ.).

35. Tsidilina I.A. Administration of customs payments as a direction of financial activity of the state (financial and legal aspect). M., 2016 (in Russ.).

36. Yalbulganov A.A. Financial control as a legal institution: the main stages of development // Jurisprudence. 2000. No. 3. P. 86, 87 (in Russ.).

37. Yanchukov D.A. State control in the customs sphere: administrative and legal aspects: abstract ... PhD in Law. M., 2011. P. 9, 91 (in Russ.).

Comments

No posts found

Write a review
Translate