Development and improvement of the punishment system in the context of Vietnam’s criminal legislation
Table of contents
Share
QR
Metrics
Development and improvement of the punishment system in the context of Vietnam’s criminal legislation
Annotation
PII
S102694520017315-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Ngoc Kien Nguyen 
Occupation: Dean of the Faculty of Criminal Law, University of Law at Hue University
Affiliation: University of Law at Hue University
Address: Vietnam, Hue
Van Hung Chu
Affiliation: Ministry of Public Security
Address: Vietnam, Hanoi
Edition
Pages
156-166
Abstract

The article presents various opinions of scientists about the punishment system, and also considers the provisions of the punishment system of the criminal legislation of Vietnam. The main and additional types of punishments for an individual and a commercial legal entity are disclosed, as well as the general principles of imposing punishment in accordance with the provisions of the Criminal Code of Vietnam. The main directions of development and improvement of the system of punishments under Vietnamese criminal law through the introduction of Russian scientific achievements in this area have been determined.

Keywords
crime, natural person, commercial legal entity, punishment, punishment system, sentencing, criminal legislation
Received
18.10.2021
Date of publication
15.09.2022
Number of purchasers
12
Views
540
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2022
1 Наказание - один из важных правовых институтов, предусмотренных уголовным законодательством государства. Уголовное законодательство Вьетнама постоянно обновляет и совершенствует систему наказаний, делая её более гуманной, обеспечивая права, свободу и законные интересы граждан в соответствии с международными конвенциями, принятыми Вьетнамом в качестве члена-участника, а также гарантирует предупреждение различных преступлений и ужесточает правовую политику во Вьетнаме.
2 По данным статистики Верховного суда Вьетнама с 2016 по 2020 г., народными судами приняты 386 165 уголовных дел, по которым в качестве обвиняемых проходили 650 546 человек. Рассмотрены и разрешены 384 209 дел (641 616 обвиняемых), достигнув показателя 99.5% по количеству дел и 98.6% по количеству обвиняемых. Только в 2020 г. народными судами приняты 89 726 уголовных дел (162 295 обвиняемых); рассмотрены и разрешены 87 770 уголовных дел (153 365 обвиняемых), что составляет 97.8% по количеству уголовных дел и 94.5% по количеству обвиняемых (по сравнению с 2019 г. количество принятых уголовных дел увеличилось на 2014 (15 842 обвиняемых), количество разрешенных уголовных дел увеличилось на 10 314 с 26 853 обвиняемыми; процент отмененных приговоров и судебных решений – 1.18 (по субъективным причинам – 0.59%); процент исправленных приговоров и судебных решений - 4.91 (по субъективным причинам – 0.26%). Народные суды Вьетнама назначили наказания, соразмерные характеру и общественной опасности различных преступлений, а также наказания со снисхождением к обвиняемым при наличии многих смягчающих обстоятельств1.
1. См.: Báo cáo tổng kết của ngành tòa án từ năm 2016 đến năm 2020. URL: >>>> (ngày truy cập: 10.08.2021).
3 Несмотря на значительные трудности и реальную опасность, эти положительные результаты достигнуты благодаря эффективной деятельности правоохранительной системы Вьетнама в сфере противодействия преступности.
4 Наказание – это уникальное средство защиты общества от нарушений. Независимо от уровня опасности или характера нарушения, общество всегда будет искать потенциальные пути защиты от них2.
2. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8. С. 531.
5 Считаем, что самым эффективным средством защиты есть уголовная ответственность, ограничение определенных прав и свобод человека. который представляет опасность обществу. Несложно заметить, что уголовная ответственность еще и представляет собою официальную реакцию государства на осуществленные преступления. При этом уголовной ответственностью можно называть метод предупреждения преступлений. Иными словами, работа над осуждением преступника должна носить общественный характер. Это позволит существенно уменьшить количество людей, находящиеся на грани совершения преступления.
6 И.Я Фойницкий утверждает, что уголовным наказанием можно считать попытку общественного самосохранения, которая применяется против появившегося состояния преступности3.
3. См.: Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. C. 56.
7 Уголовное наказание – это обязательная и необходимая мера государственного сохранения общественной безопасности, один из эффективных способов борьбы против преступности, обеспечение безопасного развития общества в период глобализации и постиндустриального пространства.
8 Анализу системы наказаний посвящены научные работы следующих российских и вьетнамских ученых: Во Тхи Ким Оань, С.И. Дементьева, Динь Тхи Май, Као Тхи Оань, И.И. Карпеца, В.С. Комиссарова, С.И. Коноваловой, Н.М. Кропачева, Л.Л. Кругликова, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, Ле Тхи Шон, С.В. Максимова, В.П. Малкова, С.Ф. Милюкова, Нгуен Мань Хунг, Нгуен Нгок Киен, Нгуен Нгок Хоа, Нгуен Тует Май, Нгуен Тхи Фыонг Хоа, П.П. Осипова, Б.В. Сидорова, В.Г. Смирнова, Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова, Г.А. Туманова, В.Д. Филимонова, И.Т. Фролова, Хоанг Ван Хунг, Чан Ван Зунг, Чыонг Кхуанг Винь и других ученых.
9 В научных трудах российских ученых-правоведов исследуются особенности становления и развития системы наказаний, а также предлагаются научные рекомендации для ее совершенствования на современном этапе. Именно российские научные достижения в данной сфере будут взяты нами за основу формирования рекомендаций по развитию и совершенствованию системы наказаний во Вьетнаме.
10 В работах Н.Ф. Кузнецовой присутствует определение системы наказаний. Согласно ему, систему наказаний следует воспринимать, как большое комплексное единение всех существующих видов наказания, для полной реализации сформированных целей наказания4.
4. См.: Курс уголовного права. Т. 2. Общая часть. Учение о наказании / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М., 2002. C. 24.
11 В.В. Палий полагает, что система наказаний – это большой, системный источник видов наказаний, которыми оперируют суды для проведения и осуществления уголовных дел5.
5. См.: Палий В.В. Система и виды наказаний (гл. 14 разд. I) // Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части / под ред. А.И. Чучаева. М., 2015. C. 195.
12 В исследованиях М.П. Журавлева система наказания определяется как перечень установленных законом видов наказания, которые классифицированные и систематизированные по группам, где ключевыми критериями есть характер наказания и тяжесть совершенного преступления6.
6. См.: Журавлев М.П. Система и виды наказаний (гл. 15) // Уголовное право: Общая и Особенная части / под общ. ред. М.П. Журавлева и С. И. Никулина. М., 2014. C. 191.
13 Вьетнамский ученый-правовед Нгуен Нгок Хоа фокусирует внимание на том, что система наказания – это создаваемая структура, где присутствуют все ключевые и вспомогательные формы наказания, применяемые к юридическим, и физическим лицам7. То есть он в изначальном определении концентрирует внимание не на источнике системы наказания, а на объекты, к которым эта система будет применяться. Нгуен Нгок Хоа полагает, что любая система, в частности система наказаний, должна развиваться исходя из объектов, на которые она будет распространяться, а не от видения или мировоззрения правительства. Иными словами, внедрение новых видов наказаний по мере необходимости.
7. См.: Luật hình sự việt nam. Phần chung: giáo trình / Nguyễn Ngọc Hòa. Tái bản và bổ sung lần thứ 23. Hà Nội, 2017. Trang 269.
14 До Дык Хонг Хоа приводит определение «системы наказаний» как перечня видов наказаний, закрепленных в УК СРВ 2015 г.8
8. См.: Đ Đức Hồng Hà. Hoàn thiện hệ thống hình phạt trong Bộ luật Hình sự Việt Nam qua tham khảo Bộ luật Hình sự Trung Quốc. URL: >>>> (ngày cập nhật: 15.08.2021).
15 Точным и правильным считаем определение С.Ф. Милюкова, по мнению которого система наказания – это большой комплексный список всех видов государственного принуждения, которые предусмотрены законодательством, которые служат для достижения целей кары, также реализовывается в виде специального и общественного предупреждения. Это система исправляющих мер, которые отвечают за перевоспитание лица, что отвечает за собственное правонарушение. Это достаточно гибкий и сложный механизм социального и государственного характера, обладающий правом осуществлять давление любого вида на лицо, что нарушило устоявшиеся правила и законы9.
9. См.: Милюков С.Ф., Старков О.В. Наказание: уголовно-правовой и криминопенологический анализ. СПб., 2001. C. 12.
16 Обобщив вышеизложенное, приходим к выводу, что система наказания – это большая структура разных видов наказаний, что закреплены в Уголовном кодексе.
17 Уголовный кодекс каждого государства предусматривает разные виды наказаний. Таким образом, в уголовном законодательстве наказания всегда рассматриваются как система. В процесс развития и совершенствования уголовного законодательства Вьетнама система наказаний меняется с тем, чтобы соответствовать реальным требованиям борьбы с преступностью, а также в связи с появлением дополнительных видов наказаний и (или) с их удалением.
18 Устанавливая систему наказаний, Уголовный кодекс не только перечисляет виды наказаний, но и определяет содержание, степень и условия назначения каждого наказания. Таким образом, изменение системы наказаний - это не только изменение перечня наказаний, но и изменение содержания, уровня и условий назначения наказания. Тенденция к изменению системы наказаний наблюдается в части расширения сферы назначения наказаний без лишения свободы и в сокращении назначения смертной казни и (или) наказания в виде лишения свободы, особенно в виде пожизненного заключения.
19 Каждый вид преступления обладает определенным характером и степенью опасности для общества. Более того, требования по предотвращению каждого преступления также разные. Следовательно, необходима разнообразная, но единая система наказаний, полностью отражающая уголовную политику государства.
20 Вместе с тем, считаем, что при построении вьетнамской системы наказаний должно отвечать следующим требованиям:
21 она является целостным и единым, состоящая из подробного перечня взаимосвязанных и взаимодействующих элементов при назначении наказания;
22 располагается в определенной последовательности (лестница преступления и наказания: с преступления небольшой тяжести до особо тяжкого преступления и с штрафа до смертной казни);
23 строится на основе дополняемости и заменяемости между отдельными видами наказаний.
24 При построении вьетнамской системы наказаний должно руководствоваться следующими принципами:
25 верховенство закона – соблюдать Конституцию Вьетнама о гарантии прав, свобод и законных интересов личности и организаций, а также назначение наказания регулируется исключительно УК Вьетнама;
26 индивидуализация вины и уголовной ответственности – наказание назначается лицу, признанному виновным в подготовке, совершении и сокрытии преступления;
27 справедливость – соотношение между наказанием и совершенным преступлением – лестница преступления и наказания;
28 гуманизм – пожизненное лишение свободы и смертная казнь носят исключительный характер и могут назначаться лишь по следующим составам преступлений: убийство, изнасилование, незаконное производство, хранение и перевозка наркотических средств и др.
29 Можно констатировать, что эффективность наказания зависит от многих факторов, включая систематический характер видов наказаний и взаимосвязь наказаний с иными мерами уголовно-правового характера.
30 Подробнее проанализируем структуру наказаний в уголовном законодательстве Вьетнама и сравним ее с системой наказаний Российской Федерации. Одновременно ниже представлен анализ системы наказаний по вьетнамскому уголовному законодательству с учетом особенностей уголовно-правовой политики государства.
31 1. Понятие наказания в УК Вьетнама
32 В системе мер государственного принуждения наказание является наиболее строгой мерой уголовно-правового характера. Наиболее суровый характер наказания выражается в лишении и ограничении прав и законных интересов осужденного, таких как имущественное право, свобода и, возможно, право на жизнь, а также в сопутствующих правовых последствиях, которые они несут, таких как судимость. Как государственная мера принуждения исполнение наказания гарантируется принудительным аппаратом государства.
33 Как и во многих других странах, наказание – это определенная ограничивающая права и свободы мера, которая назначается судом от имени государства в отношении самих виновных с целью их ответственности за содеянное и последующего исправления. Таким образом, наказание также направлено на то, чтобы воспитывать в других уважение к закону и стремление активно участвовать в борьбе с преступностью. Для таких целей уголовное законодательство Вьетнама предусматривает виды наказаний, не являющиеся телесными и не попирающие человеческое достоинство.
34 Наказания, предусмотренные уголовным законодательством Вьетнама, представляют собой систему наказаний с двумя видами наказаний, основными и дополнительными. Конкретные наказания этих двух видов определены уголовным законодательством с точки зрения содержания, степени и условий назначения, в том числе представления10:
10. См.: Bộ luật Hình sự nước Cộng hòa xã hội chủ nghĩa Việt Nam ngày 27 tháng 11 năm 2015 số 100/2015 / QH13 // Công báo. 2015. Số 1263–1270.
35 о понятии: наказание – строгая мера государственного принуждения, которая присутствует в Уголовном кодексе. Наказание можно назначать как физическому, так и юридическому лицу, после того, как вина за осуществление преступления удалось доказать (ст. 30 УК СРВ);
36 о характеристике наказаний: наказание - самая строгая мера принуждения; предусмотрено уголовным законом и назначается судом; наказания назначаются коммерческим юридическим или физическим лицам, которые совершили деяние, которое можно идентифицировать как преступление;
37 о цели наказания – ключевая суть не в желании заставить человека отвечать за совершенное преступление, а в попытке провести воспитательный процесс, где целью будет стремление человека больше не нарушать закон, соблюдать его и предотвращать преступления, следовать созданным исторически правилам жизни, чтобы не допустить совершения ими новых преступлений; воспитывать уважение к закону, понимание необходимости предотвращать преступления и бороться с ними (ст. 31 УК СРВ);
38 количество видов наказаний: семь основных и семь дополнительных наказаний для физического лица (ст. 32 УК СРВ); три основных и три дополнительных наказаний для коммерческого юридического лица (ст. 33 УК СРВ).
39 2. Виды наказаний: основные и дополнительные наказания как форма отражения кары и исправления
40 В УК Вьетнама выделяются две группы видов наказаний для физического лица.
41 а) наказания, которые назначаются исключительно, как основные (те, которые призваны нести основную нагрузку в реализации стоящих перед наказанием целей):
42 предупреждение (достаточно часто применяемая мера наказания, которая используется в случаях, когда обвиняемое лицо совершало нетяжкие преступления, присутствует достаточное количество разных смягчающих обстоятельств, которые позволяют вынести предупреждение вместо более строгого наказания. Однако, важно заметить, что предупреждение не отменяет того факта, что обвиняемый должен понести наказание (ст. 34 УК СРВ);
43 штраф в ст. 36 УК СРВ указывается как определенная мера наказания, которое применяется к лицам, что совершили преступление; также штраф неоднократно используется как мера наказания за преступления, что посягают на окружающую среду, пространство других людей, хозяйств, затрагиваемые общественный порядок или в других ситуациях;
44 исправление без лишения свободы применяется на срок от шести месяцев до трех лет к виновному, который совершает менее тяжкие преступления или совершает тяжкие преступления, который имеет стабильное рабочее место или место жительства (ст. 36 УК СРВ);
45 выдворение за пределы Социалистической Республики Вьетнам - это вынуждает осужденного иностранного гражданина покинуть территорию Социалистической Республики Вьетнам (ст. 37 УК СРВ);
46 лишение свободы на определенный срок – это одна из самых распространенных мер, которые применяются к осужденным. Это право лишения свободы лица, чью вину удалось доказать в суде. В большинстве государств подобная мера наказания варьируется от трех месяцев до 20 лет в зависимости от тяжести, условий совершения преступления этим лицом, а также желанием этого лица сотрудничать со следствием;
47 пожизненное лишение свободы одно из самых строгих мер лишения свободы, такую меру наказания назначают только тем лицам, которые неоднократно осуществляли тяжелейшие преступления. Согласно ст. 39 УК СРФ пожизненное заключение не применяется к несовершеннолетним лицам, виновность которых удалось доказать в суде;
48 смертная казнь – строгое наказание, которое применяется к лицам, что обвинялись в тяжких преступлениях, включая и деяния, нацеленные на общественно опасную деятельность. В первую очередь такая мера наказания будет применяться в отношении подозреваемого, чьи действия подрывают национальную государственную безопасность, провоцируют большой уровень опасности в обществе, преступления, связанные с наркотрафиком в особо крупных размерах, и другие преступления, которые предусмотрены Уголовным кодексом. Подобная мера наказания не применима к лицам, совершившим преступление до 18 лет, беременным женщинам, к родителю, который находится в декретном отпуску, а также смертная казнь не применяется с осужденным, чей возраст превышает 75 лет (ст. 40 УК СРВ).
49 Кроме того, в процессе международной интеграции вопрос об исключении смертной казни из системы наказаний обсуждали во многих странах. Согласно докладу Международной амнистии11 в конце 2019 г., смертную казнь за все виды преступлений отменили в 106 государствах, в 142 отменили как законодательно, так и на практике, а некоторые государства отменили смертную казнь на практике, сохраняя ее в Уголовном кодексе (например, в УК РФ). Мы согласны с мнением ученого Фунг Хай Нгок12, что в нынешних условиях Вьетнам временно не исключит смертную казнь из системы наказаний. Тем не менее данное наказание осуществляется путем смертельной инъекции в целях снижения боли для осужденных, выражая гуманизм уголовно-правовой политики Вьетнама, а также его обязанности перед международным сообществом;
11. См.: Статистика применения смертной казни в 2019 году: Факты и цифры. URL: https:// worldcoalition.org/ru/2020/04/22/статистика-применения-смертной-казн/ (дата обращения: 22.11.2021).

12. См.: Фунг Х.Н. Смертная казнь в уголовном праве Вьетнама и ряда стран: некоторые вопросы регулирования и правоприменения / Х.Н. Фунг, М.Х. Летхи, А.П. Скиба // Уголовно-исполнительное право. 2019. Т. 14 (1-4), № 2. С. 165 - 169. DOI: 10.33463/2072-2427.2019.14(1-4).2.165-169
50 б) наказания, которые назначаются как дополнительные:
51 запрет занимать определенные должности на определенное время, также в этом списке находится ограничительная мера в виде запрета заниматься определенной деятельностью. Такая дополнительная мера применяется только в том случае, когда определенная деятельность была общественно опасной, приносила вред обществу. Это закреплено в ст. 41 УК СВР, где указаны условия, при которых деятельность считается общественно опасной;
52 запрет на проживание означает принуждение осужденного временно или постоянно не проживать в определенных населенных пунктах (ст. 42 УК СРВ);
53 поднадзорная мера вынуждает осужденного проживать, заниматься бизнесом, жить и перевоспитываться в определенной местности, находящейся под контролем местных органов власти и населения (ст. 43 УК СРВ);
54 лишение некоторых лиц гражданских прав – осужденные граждане Вьетнама могут лишиться некоторых базовых гражданских прав. Это касается только тех осужденных, которых признали виновными в совершении преступлений против государства или иные тяжелые преступления против граждан, общества, в первую очередь такие лица лишаются права участвовать в выборах на любую государственную должность, служить в правоохранительных органах, в армии, занимать любые должности в сферах, которые касаются национальной безопасности;
55 конфискация имущества – процедура изъятия всего имущества (или его части), которое до вынесения вердикта суда принадлежало осужденному. Такая процедура представляет исключительно государственные интересы, так как любой процесс изъятия подразумевает продажу имущества с дальнейшим пополнением государственного бюджета (ст. 45 УК СРВ);
56 штраф, если не назначается как основное наказание (ст. 35 УК СРВ);
57 выдворение за пределы Социалистической Республики Вьетнам, если не назначается как основное наказание (ст. 37 УК СРВ).
58 Следует указать, что проблематика уголовной ответственности юридических лиц рассматривается многими юристами не одно десятилетие. В пространстве уголовного законодательства подобный вопрос рассмотрения уголовной ответственности юридического лица воспринимают, как сложнейшую дискуссионную проблему. Это касается и Уголовного кодекса Вьетнама. Начать продвижение в реализации уголовной ответственности по отношению к юридическому лицу во Вьетнаме начали достаточно поздно. Только в 2015 г. был принят Уголовный кодекс, где предусматривались все условия, когда юридическое лицо может стать субъектом преступления13. Сложнее стоит вопрос о наказании для юридического лица за совершенное преступление. Оно является актуальным и отражается в гл. 6 и 11 УК Вьетнама. Наказания для коммерческих юридических лиц в указанном Кодексе подразделяются на две группы:
13. См.: Тью Ван Хунг. Уголовная ответственность коммерческих юридических лиц в уголовном праве Вьетнама // Росс. следователь. 2021. № 1. С. 69 - 73. DOI: 10.18572/1812-3783-2021-1-69-73
59 а) наказания, которые применяются как основные:
60 штраф – часто применимая мера наказания, подразумевающая взыскания с юридического лица, которое признали виновным в совершении преступления. размер штрафа всегда сопоставим с тем ущербом, который это лицо нанесло обществу и государству, размер штрафа и не должен быть ниже 50 млн вьетнамских донгов (ст. 77);
61 приостановление деятельности коммерческого юридического лица на определенный срок - означает приостановление деятельности коммерческого юридического лица в одной или нескольких сферах, где коммерческое юридическое лицо совершает преступление, причиняющее ущерб жизни, здоровью человека, окружающей среде или безопасности и общественному порядку и имеющее последствия, которые практически поправимы. Срок приостановления от шести месяцев до трех лет (ст. 78);
62 бессрочное приостановление деятельности коммерческого юридического лица означает прекращение деятельности коммерческого юридического лица в одной или нескольких сферах, где коммерческое юридическое лицо совершает преступления, причинившие ущерб или способные причинить ущерб жизни многих людей, вызывающие экологические инциденты или отрицательно влияющие на безопасность и общественный порядок и имеющие последствия, которые практически непоправимы (ст. 79);
63 б) наказания, которые применяются как дополнительные:
64 запрет на ведение деятельности, лишение права заниматься определенной деятельностью (ст. 80) применяется в целях предупреждения совершения новых преступлений от коммерческого юридического лица. Данное наказание назначается в целях предупреждения совершения новых преступлений от коммерческого юридического лица;
65 запрет на привлечение капитала – это запрет на получение кредитов в кредитных организациях или инвестиционных фондах; запрет выпуска, продажи ценных бумаг; запрет создания совместных с иностранными фирмами предприятий (товариществ) (ст. 81);
66 штраф, если не если не назначается как основное наказание - размер штрафа определяется исходя из экономического урона, который нанесла данная коммерческая организация, и не должен быть ниже 50 млн вьетнамских донгов (ст. 77).
67 В соответствии с УК Вьетнама несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. Поскольку у несовершеннолетних могут иметь место психофизиологические дефекты в результате развития, формирования и негативного влияния со стороны семьи, школы, общества, что приводит к неправильному выбору несовершеннолетним жизненного пути и нарушению закона, УК Вьетнама предусматривает отдельные положения об уголовной ответственности и наказании для несовершеннолетних, а именно:
68 предупреждение – такая мера наказания применима только к тем лицам, которые совершили нетяжелые преступления, ранее не были замечены в нарушении закона, а также после изучения всех обстоятельств, которые суд может отнести к смягчающим. Однако предупреждение не считается, как целостное наказание (чаще всего в виде наказания применяются государственные работы или штрафы) (ст. 34, 98);
69 штраф возможно применить к лицу в возрасте от 16 до 18 лет только в одном случае, когда у этого лица присутствует собственная недвижимость, есть личное имущество. Размер штрафа для лица в возрасте от 16 до 18 лет, совершившего преступление, составляет не более половины размера штрафа, установленного законом (ст. 99);
70 исправление без лишения свободы, применяется к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, которые совершают менее тяжкие преступления, тяжкие преступления или особо тяжкие преступления по неосторожности, или к лицам в возрасте от 14 до 16 лет, совершившим преступления умышленно. При назначении наказания в виде исправления без лишения свободы лицу в возрасте до 18 лет, которое совершает преступление, доход этого лица не вычитается. Срок исправления без лишения свободы для лица в возрасте до 18 лет, совершившего преступление, не должен превышать половины установленного законом срока;
71 лишение свободы на определенный срок применяется в отношении к несовершеннолетним лицам в таком порядке: если обвиняемое лицо совершило преступление, за которое предусматривают пожизненное заключение или смертную казнь, то максимальный срок лишения свободы будет составлять 18 лет; в законе указано, что при назначении наказания для лиц в возрасте от 16 до 18 лет, можно применить не более ¾ срока, который изначально установлен законодательством; если лицо в возрасте от 14 до 16 лет совершило преступление, за которое предусматривают пожизненное лишение свободы или смертная казнь, то назначается наказание лишения свободы сроком до 12 лет, в этом случае, определенный срок заключения не должен превышать ½ срока, который изначально предусмотренный законодательством.
72 3. Общие начала назначения наказания в УК Вьетнама
73 Назначение наказания урегулировано в гл. 8 УК Вьетнама. Согласно этой главе все правила и начала назначения наказания должны полностью соответствовать всем предусмотренным правилам. Естественно, что подобные положения Уголовного кодекса необходимы для суда, чтобы он мог правильно сформулировать вердикт по рассматриваемому уголовному делу.
74 Чтобы назначить наказание, важно руководствоваться такими фундаментальными основами: установление уровня общественной опасности действиям обвиняемого лица, основы Уголовного кодекса, личность и характеристика обвиняемого лица, все обстоятельства, которые могут на смягчение или отягощение ответственности другие причины, предусмотренные УК Вьетнама.
75 Все упомянутые положения могут взаимодействовать между собой, но если того требует ситуация, или определенное уголовное дело, то воспринимаются и как самостоятельные. Суд всегда руководствуется Уголовным кодексом при определении наказания обвиняемому лицу. Уголовным кодексом также предусматриваются такие процессы, как освобождение от уголовной ответственности.
76 Положения Уголовного кодекса являются основанием для назначения наказания, включая положения, касающиеся наказания в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части и с учетом положений Общей части Кодекса.
77 Основываясь на данных положениях, суд может определить степень общественной опасности преступления, возможность перевоспитания и исправления, а также конкретные обстоятельства виновного. Исходя из этого суд определяет конкретное наказание в пределах, установленных законом.
78 Чтобы оценить характер и уровень общественной опасности преступления, суд должен полагаться на множество различных факторов, в том числе:
79 характер преступного деяния (способы, орудия, средства, методы использования орудий, средств, формы совершения преступления, совершение преступления единолично, группой лиц, преступной организацией и др.);
80 степень совершения преступления: приготовление к преступлению, покушение на преступление или оконченное преступление;
81 характер и степень последствий;
82 степень вины (характер мотивации, решимость совершить преступление, причины и условия совершения преступления и др.);
83 обстановка преступления;
84 данные о личности виновного, влияющие на опасность преступления.
85 Учет данных о личности виновного при назначении наказания требует рассмотреть только определенные особенности, связанные с целью наказания. В частности, помимо данных о личности виновного, влияющих на уровень общественной опасности преступления, необходимо учитывать следующие моменты:
86 особенности личности виновного, которые отражают его способность перевоспитания и исправления;
87 особенности личности виновного, которые отражают особую обстановку преступления, поэтому требуется, чтобы суд учитывал их при назначении наказания в соответствии с положениями Уголовного кодекса и целью наказания, перевоспитания и исправления виновного.
88 Согласно уголовному законодательству Вьетнама данные о личности, которые имеют значение при назначении наказания, включают в себя: впервые совершённое преступления или наличие судимости, рецидив или опасный рецидив; совершение преступления профессионального или непрофессионального характера; несовершеннолетнее лицо или совершеннолетнее лицо, совершившее преступление; явка с повинной или наличие досудебного соглашения о сотрудничестве и др.
89 Все обстоятельства, которые суд может изучать в качестве отягчающих или смягчающих предусматриваются ст. 51 и 52 УК Вьетнама.
90 На основе проведенного нами анализа мы пришли к выводу, что система наказаний Вьетнама имеет следующие преимущества и недостатки:
91 виды наказания входят в ее состав и соответствуют разнообразию преступлений в обществе, например как, отдельные виды наказания для юридического коммерческого лица в экономической и экологической сфере: штраф, приостановление деятельности коммерческого юридического лица на определенный срок, запрет на привлечение капитала и т.п.;
92 по лестнице наказания и преступления, виды наказания расположены в последовательности в порядке от самого легкого до самого строгого;
93 наказания разделены на основные и дополнительные, в том числе наказания для юридического коммерческого лица конкретизуются в самостоятельной главе УК СРВ.
94 Тем не менее в системе наказаний еще существуют недостатки:
95 вид наказания «предупреждение» имеет формальный характер, и не гарантируют карательную эффективность в целом;
96 по видам наказаний «исправление без лишения свободы», «запрет на проживание» и «поднадзорная мера» возлагается ответственность на учреждение или организацию, в которых осужденный работает или учится, или на народный комитет района, в котором осуждённый проживает, в целях его надзора и перевоспитания. Тем не менее это в некоторых случаях еще формально и не подходит к эффективности, так как учреждение, организация и общественные объединения не являются специализированными органами для надзора и перевоспитания осужденных. Кроме того, если наказание не назначается методически и с научной и практической точки зрения, приговор остается формальным, преступник не может быть исправлен и перевоспитан, и это также является причиной рецидива;
97 исключение смертной казни за совершение «разбоя», мы полагаем, что это приводит к снижению специальной превенции УК СРВ 2015 г. за совершения рассматриваемого преступления, так как в среднем за год расследовано около 1600 уголовных дел данной категории14.
14. См.: Tình hình tội phạm ở Việt Nam. URL: >>>>
98 Полагаем, что норма - «виновным является лицо, у которого есть выдающиеся достижения в производстве, бою, учебе или работе как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность, закрепляющееся в п. “в” ч. 1 ст. 51» - является не справедливой, так как в соответствии с ч. 1 ст. 16 Конституции Вьетнама 2013 г. «все равны перед законом»15.
15. Nguyễn Ngọc Kiện. Các tình tiết giảm nhẹ trách nhiệm hình sự quy định tại Điều 51 BLHS năm 2015 // Tạp chí Nghiên cứu lập pháp (04). 2017. URL: >>>>
99 Таким образом, раскрытие преимуществ и недостаток системы наказаний Вьетнама играет важную роль для ее преодоления ограничений и совершенствования в соответствии с требованиями Конституции Вьетнама 2013 г. и ориентации судебной реформы до 2030 г., а также с выполнением обязанностей активного участника международных конвенций и договоров о защите прав, свобод и законных интересов человека.
100 4. Направления развития и совершенствования системы наказаний во Вьетнаме на современном этапе
101 Совершенствование всех составляющих уголовного права во Вьетнаме крайне важно. Это актуальная и важная проблема, которая объясняется достаточно напряженной ситуацией внутри государства. Социальные проблемы стали намного существеннее, что спровоцировало рост преступности всех форм тяжести. Поэтому модернизацию Уголовного кодекса стоит проводить в максимально сжатый период. В первую очередь в совершенствовании нуждается та часть Кодекса, в которой регламентированы все возможные меры наказания за совершение преступления. Усилить государственное принуждение к выполнению установленного приговора лицами, которых было обвинено в нарушении законодательства. Известно, что список видов наказания никогда не был постоянным. Это та категория Уголовного кодекса, которая развивается под влиянием исторического процесса. Важно вводить изменения в Уголовный кодекс Вьетнама постепенно, изучая и беря во внимание все уникальные уголовные дела.
102 Вопрос о развитии и совершенствовании системы наказаний во Вьетнаме не является новым. Он посвящен многим научным трудам отечественных и зарубежных ученых, таких как А.В Креховец, Ле Ван Кам, Летхи Май Хоа, Нгок Ха Нгуен, Нгуен Тхи Лан, А.П. Скиба, М.А. Степановой, Тхй Ту Ань Чан, Фунг Хай Нгок, Чыонг Кхуанг Винь и др.
103 В работе известного вьетнамского ученого-правоведа Ле Ван Кам16 «Уголовное законодательство Вьетнама после третьей кодификации: некоторые новые главные особенности норм Общей части» раскрыты особенности норм института наказания, закреплены в гл. VI УК СРВ 2015 г., а также даны выводы и рекомендации развитии и совершенствования уголовного законодательства Вьетнама, которые являются теоретической основой для исследования системы наказаний Вьетнам.
16. См.: Ле Ван Кам, Нгуен Тхи Лан. Уголовное законодательство Вьетнама после третьей кодификации: некоторые новые главные особенности норм Общей части // Вестник СПбГУ. Право. 2017. Т. 8. Вып. 4. С. 452 - 458.
104 Российские ученые М.А. Степанова и А.В. Креховец17 рассматривали особенности системы наказаний по УК Вьетнама, обращая особое внимание на отдельные виды с учетом степени тяжести совершенного общественно опасного деяния и субъекта преступления, а также показали, что система наказаний Вьетнама еще требуется тщательной доработки по отдельным положениям.
17. См.: Степанова М.А., Креховец А.В. Система наказаний по уголовному законодательству Социалистической Республики Вьетнам // ППД. 2019. № 2. С. 63 - 66.
105 Тхй Ту Ань Чан и Нгок Ха Нгуен18 предлагали «ввести новую статью в УК СРВ, которая будет специально регламентировать назначение выговора осужденным в возрасте до 18 лет…».
18. См.: Тхй Ту Ань Чан, Нгок Ха Нгуен. Проблемы назначения уголовных наказаний несовершеннолетним по законодательству социалистической Республики Вьетнам // Закон и право. 2018. № 7. С. 107 - 109.
106 На основании вышеизложенного считаем целесообразным дать некоторые рекомендации по развитию и совершенствованию системы наказаний во Вьетнаме на современном этапе.
107 Во-первых, необходимо расширить источники уголовного законодательства в процессе внесения изменений в УК Вьетнама. В настоящее время существуют варианты внесения поправок, связанные с источниками уголовного кодекса, а именно рекомендуется:
108 сохранить положения действующего УК Вьетнама и в то же время добавить положения о преступлении и наказании в специализированные правовые документы в процессе их опубликования, изменения или дополнения;
109 УК Вьетнама регулирует только общие вопросы и традиционные преступления, а нетрадиционные (специальные) преступления регулируются специальным законом.
110 Мы поддерживаем первый вариант о необходимости сохранения системности и уникальности УК Вьетнама, который является общей основой для борьбы с преступностью.
111 Во-вторых, исключение вида наказания «предупреждение» из системы наказаний Вьетнама и замена его видом наказания «обязательная работа». Поскольку эффективность вида наказания «предупреждение» очень низка, применение этого наказания не приведет к достижению цели профилактики преступности. Кроме того, полагаем, что необходимо опираться на положения Уголовного кодекса РФ об обязательных работах (ст. 49 УК РФ) в процессе создания нового вида наказания «обязательные работы», в том числе конкретизируя положение следующим образом:
112 «обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с органами исполнения наказаний»;
113 «в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются другими видами либо лишением свободы»;
114 «обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет».
115 В-третьих, дополнение содержания вида наказания «исправление без лишения свободы» путем применения содержания исправительных работ (ст. 50 УК РФ), в том числе предлагаем использовать следующее:
116 «исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного»;
117 Дополнение содержания вида наказания «запрет на проживание» и «поднадзорная мера» путем применения содержания ограничения свободы (ст. 53 УК РФ), а именно следует ссылаться на то, что «ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего пункта населения, не выезжать за пределы территории соответствующего пункта населения, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы…», в данном случае специализированным государственным органом являются орган исполнения наказания и народная прокуратура Вьетнама.
118 В-четвертых, необходимо исследовать вопрос о введении уголовной ответственности и наказания за незаконное употребление наркотиков во Вьетнаме, ужесточить виды наказаний за совершение следующих преступлений: разбой, изнасилование, незаконный оборот наркотиков, контрабанда поддельных и некачественных лекарств, экологические преступления, совершенные коммерческими юридическими лицами и др.
119 * * *
120 Таким образом, система наказаний выступает в качестве формы отражения уголовной политики государства, следовательно, вьетнамское уголовное законодательство отличается от законодательства других государств (Российской Федерации, КНР, Франции, США и др.). Разница здесь может заключаться в количестве основных и дополнительных видов наказаний, а также в содержании и условиях назначения наказания.
121 Система наказания во Вьетнаме нуждается в усовершенствовании и модернизации. Из-за сложных социально-напряженных ситуаций внутри страны, нестабильности государственного вектора развития, правительство акцентирует внимание на совершенно других проблемах. Это создает благоприятную почву для учащения совершения разных по характеру и тяжести преступления. В нынешних условиях лучше всего осуществлять обновление системно-структурные стороны в постепенном изменении и классификации наказания. Система наказания – это один из наиболее заметных и необходимых критерием проявления справедливости, в котором нуждается население. Справедливый суд, соответствующее наказание за преступление будет способствовать увеличению уровня общественной безопасности. А для формирования этого важно обусловливать границы наказания, которые будут зависеть от тяжести преступления, понятные и простые условия, согласно которым обвиняемый может освободиться от наказания, а также справедливый судебный процесс.

References

1. Zhuravlev M.P. System and types of punishments (Chapter 15) // Criminal Law: General and Special parts / under the general editorship of M.P. Zhuravlev and S. I. Nikulin. M., 2014. P. 191 (in Russ.).

2. Le Van Kam, Nguyen Thi Lan. The criminal legislation of Vietnam after the third codification: some new main features of the norms of the General Part // Herald of St. Petersburg State University. Law. 2017. Vol. 8. Issue 4. P. 452–458 (in Russ.).

3. Marx K., Engels F. Essays. Vol. 8. P. 531 (in Russ.).

4. Milyukov S.F., Starkov O.V. Punishment: Criminal Law and criminopenological analysis. SPb., 2001. P. 12 (in Russ.).

5. Course of Criminal Law. Vol. 2. General part. The doctrine of punishment / ed. by N.F. Kuznetsova, I.M. Tyazhkova. M., 2002. P. 24 (in Russ.).

6. Paliy V.V. System and types of punishments (Chapter 14 sec. I) // Criminal Law of the Russian Federation. General and Special parts / ed. by A.I. Chuchaev. M., 2015. P. 195 (in Russ.).

7. Statistics on the use of the death penalty in 2019: Facts and Figures. URL: https:// worldcoalition.org/ru/2020/04/22/статистика-применения-смертной-казн/ (accessed: 22.11.2021) (in Russ.).

8. Stepanova M.A., Krekhovets A.V. The system of punishments under the criminal legislation of the Socialist Republic of Vietnam // PPD. 2019. No. 2. P. 63 - 66 (in Russ.).

9. Thi Tu An Chan, Ngoc Ha Nguyen. Problems of assigning criminal penalties to minors under the legislation of the Socialist Republic of Vietnam // Law and Law. 2018. No. 7. P. 107–109 (in Russ.).

10. Tew Van Hung. Criminal liability of commercial legal entities in the Criminal Law of Vietnam // Russ. investigator. 2021. No. 1. P. 69 - 73. DOI: 10.18572/1812-3783-2021-1-69-73 (in Russ.).

11. Foynitsky I. Ya. The doctrine of punishment in connection with prison studies. M., 2000. P. 56 (in Russ.).

12. Fung H.N. The death penalty in the Criminal Law of Vietnam and a number of countries: some issues of regulation and law enforcement / H.N. Fung, M.H. Lethi, A.P. Skiba // Penal Enforcement Law. 2019. Vol. 14 (1-4). No. 2. P. 165 - 169. DOI: 10.33463/2072-2427.2019.14(1-4).2.165-169 (in Russ.).

13. Đỗ Đức Hồng Hà. Hoàn thiện hệ thống hình phạt trong Bộ luật Hình sự Việt Nam qua tham khảo Bộ luật Hình sự Trung Quốc. URL: https://tks.edu.vn/thong-tin-khoa-hoc/chi-tiet/79/215?fbclid=IwAR1nftun8PjyIFV012fcwIOGhUfD1Wpd8Jl5P82_DVvuYHgb3kqhrnfVEeI (ngày cập nhật: 15.08.2021).

14. Luật hình sự việt nam. Phần chung: giáo trình / Nguyễn Ngọc Hòa. Tái bản và bổ sung lần thứ 23. Hà Nội, 2017. Trang 269.

15. Nguyễn Ngọc Kiện. Các tình tiết giảm nhẹ trách nhiệm hình sự quy định tại Điều 51 BLHS năm 2015 // Tạp chí Nghiên cứu lập pháp (04). 2017. URL: https://csdlkhoahoc.hueuni.edu.vn/index.php/article/detail_full/25975

16. Tình hình tội phạm ở Việt Nam. URL: http://www.hoilhpn.org.vn/tin-chi-tiet/-/chi-tiet/tinh-hinh-toi-pham-o-viet-nam-9625-8.html?fbclid=IwAR1xi6ZD_sJtTo55jVHdJmzV1951LYZHgDMgdm-WdgUngzWl9JI4N8-0G0s

Comments

No posts found

Write a review
Translate