Политика в области экологического развития и Конституция России (размышления над книгой О.И. Красновой)
Политика в области экологического развития и Конституция России (размышления над книгой О.И. Красновой)
Аннотация
Код статьи
S102694520029328-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Игнатьева Инна Анатольевна 
Должность: Профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
243-246
Аннотация

В статье рассмотрены подходы И.О. Красновой к определению и содержанию государственной экологической политики на основе конституционных положений. Научная концепция И.О. Красновой, изложенная в ее книге, побуждает читателя увидеть новые аспекты в изучении Конституции России, выделить основные черты государственной политики в области экологического развития. Особый интерес представляет определение правового понятия «государственная экологическая политика». Некоторые значимые характеристики этой политики закреплены в Конституции РФ, другие выработаны в науке экологического права.

Ключевые слова
государственная экологическая политика, Конституция РФ, экологическое право, стратегическое планирование
Классификатор
Получено
08.11.2023
Дата публикации
29.12.2023
Всего подписок
9
Всего просмотров
681
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 Комплекс научной литературы по экологическому праву недавно пополнился новым произведением – книгой И.О. Красновой «Конституционные основы государственной экологической политики»1.
1. См.: Краснова О.И. Конституционные основы государственной экологической политики. М.: Норма, 2022.
2 Казалось бы, Конституция РФ подробно исследована учеными в области экологического права2, да и вопросы экологической политики освещаются в юридических журналах3, исследуются в диссертациях4, становятся отдельным предметом обсуждения на научных конференциях5. В то же время И.О. Красновой удалось соединить в своей работе две ведущих темы экологического права, детально раскрытые каждая сама по себе, и при этом не только дать им интересную авторскую интерпретацию, но найти их новые общие грани6 и на этой основе разработать концепцию формирования государственной экологической политики строго в соответствии с конституционными подходами к охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, природопользованию.
2. См., напр.: Аверьянова Н.Н. Конституционно-правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации. М., 2017; Миняев А.О. Экологическое право: конституционные основы: учеб. пособие для вузов. М., 2004.

3. См.: Боголюбов С.А. Главное – прогнозирование реализации экологической политики // Экологическое право. 2011. № 6. С. 2–9; Русин С.Н. Экологическая политика и право. Проблемы формирования и реализации // Экологическое право. 2016. № 3. С. 9–15; и др.

4. См.: Степаненко В.С. Реализация экологической политики в условиях крупного города: дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.

5. См.: Правовое обеспечение единой государственной экологической политики Российской Федерации: материалы круглого стола (Москва, 11 апреля 2011 г.) / отв. ред. С.А. Боголюбов, Н.И. Хлуденева. М., 2011; Воронцова А.А., Заславская Н.М. XXI Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экологического, земельного права и законодательства. Правовые проблемы формирования и реализации экологической политики» («Софрино-21») // Экологическое право. 2016. № 4. С. 53–55.

6. Конституция РФ как основа экологической политики уже исследовалась ранее (см.: Пономарева И.П. Конституционные основы экологической политики Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000).
3 Названная работа представляет интерес как в части выбранного аспекта для изучения конституционных норм, на основе которых развивается экологическое право, так и с позиции анализа внесенных в 2020 г. изменений в текст Конституции РФ7. Известно, что число конституционных положений, значимых для развития экологического права, существенно возросло в результате одобренных в ходе общероссийского голосования изменений. Показательно, что при этом было даже откорректировано название отраслевой политики, обеспечение проведения которой возложено на Правительство РФ (п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Соответствующая государственная политика была обозначена ранее как политика «в области экологии». Учитывая, что экология – одна из естественных наук, сущность конституционного положения очевидно терялась из-за терминологической неточности. В настоящее время рассматриваемое направление политики получило название «государственная политика в области охраны окружающей среды». Кроме того, такая политика получила значимые дополнительные характеристики: государственная политика в области охраны окружающей среды в ряду других – «единая социально ориентированная». В связи с этими обстоятельствами обращение И.О. Красновой к исследованию конституционных норм с точки зрения выделения исходных положений для государственной экологической политики является востребованным и актуальным.
7. См.: Росс. газ. 2020. 4 июля.
4 В тексте Конституции РФ используется два названия соответствующе политики: федеральная политика в области экологического развития Российской Федерации (ст. 71) и единая социально ориентированная государственная политика в области охраны окружающей среды (ст. 114). Автор книги оперирует термином «государственная экологическая политика», которая в анализируемой работе представлена как политика в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (в связи с чем большое место в книге занимает исследование права на благоприятную окружающую среду), природопользования (соответственно в монографии подробно рассмотрены конституционные положения о природных ресурсах).
5 Важно, что автор монографии не уходит от сложности формулирования дефиниции такого многогранного понятия, как государственная экологическая политика. Надо признать, что изложение краткой дефиниции очень емкого понятия – всегда трудное занятие и даже во многом неблагодарное, поскольку именно определение обычно вызывает в научной среде критические суждения, дополнения и комментарии. И хотя термин «экологическая политика» находит широкое применение в доктрине, чаще всего он используется без раскрытия обозначаемого им понятия.
6 По мнению О.И. Красновой, государственная экологическая политика – «одна из форм выражения функции государства, вид деятельности органов государственной власти по определению стратегических целей и задач в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности, а также по определению мер правового, организационного, экономического характера, направленных на практическое выполнение декларированных задач и достижение поставленных целей» (с. 19). Указанное определение базируется на ряде проанализированных автором теоретических позиций, выделении функций государства и сопоставлении их с направлениями политики, на обращении к закрепленным в действующих нормативных правовых актах подходам к политике в различных областях деятельности (с. 9–18).
7 Важно в этом случае добавить, что одной из важнейших характеристик политики в целом является то, что она всегда есть реальная деятельность, прежде всего проявляющаяся в повседневной жизни общества: «деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, партиями и государствами; участие в делах государства, определяющее форму, задачи, содержание его деятельности»8. Политика – это в числе прочего собственно «вопросы и события общественной, государственной жизни»9. В этом контексте в качестве сущностного признака государственной политики, отличающего ее от смежных государственно-правовых категорий, следовало бы в первую очередь обозначить ее непременное практическое проявление в социальной жизни через формирование и поддержание определенных условий жизни как отдельного человека, так и всего общества.
8. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М., 2004. С. 616.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 553.
8 Как отмечает А.К. Голиченков, государственная экологическая политика представляет собой «деятельность государства для достижения стратегической цели – сохранения природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны»10. Примечательно, что в приведенном определении решающим показателем для установления сути экологической политики становится не деятельность по определению целей, но деятельность для достижения цели. Подробный и широкий перечень сходных взглядов на политику в сфере охраны окружающей среды и природопользования приводит С.Н. Русин11.
10. Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: учеб. пособие для вузов. М., 2008.

11. Русин С.Н. Экологическая функция государства, экологическая политика и экологическое право // Экологическое право. 2017. № 4. С. 15, 16.
9 Таким образом, стадия определения необходимых мер для достижения целей и решения задач в дефиниции государственной экологической политики не должна, по нашему мнению, рассматриваться в качестве завершающей, ибо политика есть также собственно осуществление этих мер, направленное, как правило, на получение объективированного результата. В противном случае понятие «политика» утрачивает конкретный характер12. Представляется, что углубление содержания понятия «государственная экологическая политика» могло бы проявиться при сопоставлении понятий политики и стратегического планирования13, которому в анализируемой работе в целом уделено большое внимание (с. 28–32).
12. См.: Игнатьева И.А. Проект Основ экологической политики: проблемы поиска правовых ориентиров // Правовое обеспечение единой государственной экологической политики Российской Федерации: материалы круглого стола (Москва, 11 апреля 2011 г.) / отв. ред. С.А. Боголюбов, Н.И. Хлуденева. С. 40.

13. См.: Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 26 (ч. 1), ст. 3378.
10 В анализируемой работе также поднят вопрос о соотношении политики и права, напрямую связанный с установлением сущности государственной политики в области охраны окружающей среды. Он давно очерчен в науке экологического права14, но до сих пор не имеет однозначного решения. И.О. Краснова заключает, что государственная политика определяет содержание норм права, и одновременно признает возможность права формировать содержание политики (с. 18). Обращение автора монографии к собственно очерчиванию вопроса, который нуждается в отдельном осмыслении и редко поднимается в научной литературе15, заслуживает отдельного признания. Для развития науки экологического права полезно было бы в ближайшей перспективе определиться, какая из рассматриваемых категорий – государственная экологическая политика или экологическое право – играет (или должна играть) ведущую роль при их сопоставлении.
14. И.О. Краснова совершенно логично обращается при обозначении темы соотношения политики и права к ставшей хрестоматийной для любого специалиста в области экологического права монографии О.С. Колбасова (см.: Колбасов О.С. Экология: политика – право. Правовая охрана природы в СССР. М., 1976).

15. См.: Игнатьева И.А. Экологическое право: вопросы теории. М., 2020. С. 180–182; Ее же. Документы стратегического планирования и вопросы определения их места в регулировании экологических отношений // Вестник Московского ун-та. Сер. 11. Право. 2021. № 3. С. 3–26.
11 * * *
12 Таким образом, монография И.О. Красновой «Конституционные основы государственной экологической политики» заключает в себе последовательную систему взглядов ее автора на то, как и в чем Конституция РФ образует основу формирования государственной политики в области экологического развития и предопределяет ее основные черты. Несомненно, что анализируемой работой заложен фундамент для развития отдельных направлений обозначенной темы. В их числе продолжение работы над дефиницией государственной политики в области экологического развития, или в области охраны окружающей среды (с одновременным обоснованием наиболее точного варианта ее наименования), выработка правил соотношения экологической политики и экологического права, сопоставление экологической политики и отраслевого стратегического планирования и др. Рецензируемая книга в итоге прочно вписалась в серию научных трудов по экологическому праву и способна послужить импульсом для будущих эколого-правовых исследований.

Библиография

1. Аверьянова Н.Н. Конституционно-правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации. М., 2017.

2. Боголюбов С.А. Главное – прогнозирование реализации экологической политики // Экологическое право. 2011. № 6. С. 2–9.

3. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М., 2004. С. 616.

4. Воронцова А.А., Заславская Н.М. XXI Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экологического, земельного права и законодательства. Правовые проблемы формирования и реализации экологической политики» («Софрино-21») // Экологическое право. 2016. № 4. С. 53–55.

5. Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: учеб. пособие для вузов. М., 2008.

6. Игнатьева И.А. Документы стратегического планирования и вопросы определения их места в регулировании экологических отношений // Вестник Московского ун-та. Сер. 11. Право. 2021. № 3. С. 3–26.

7. Игнатьева И.А. Проект Основ экологической политики: проблемы поиска правовых ориентиров // Правовое обеспечение единой государственной экологической политики Российской Федерации: материалы круглого стола (Москва, 11 апреля 2011 г.) / отв. ред. С.А. Боголюбов, Н.И. Хлуденева. М., 2011. С. 40.

8. Игнатьева И.А. Экологическое право: вопросы теории. М., 2020. С. 180–182.

9. Колбасов О.С. Экология: политика – право. Правовая охрана природы в СССР. М., 1976.

10. Краснова О.И. Конституционные основы государственной экологической политики. М., 2022.

11. Миняев А.О. Экологическое право: конституционные основы: учеб. пособие для вузов. М., 2004.

12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 553.

13. Пономарева И.П. Конституционные основы экологической политики Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.

14. Правовое обеспечение единой государственной экологической политики Российской Федерации: материалы круглого стола (Москва, 11 апреля 2011 г.) / отв. ред. С.А. Боголюбов, Н.И. Хлуденева. М., 2011.

15. Русин С.Н. Экологическая политика и право. Проблемы формирования и реализации // Экологическое право. 2016. № 3. С. 9–15.

16. Русин С.Н. Экологическая функция государства, экологическая политика и экологическое право // Экологическое право. 2017. № 4. С. 15, 16.

17. Степаненко В.С. Реализация экологической политики в условиях крупного города: дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести