Так какая же форма правления в России? Часть 1
Так какая же форма правления в России? Часть 1
Аннотация
Код статьи
S102694520027264-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Авдеев Дмитрий Александрович 
Должность: Доцент кафедры теоретических и публично-правовых дисциплин Тюменского государственного университета
Аффилиация: Тюменский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Выпуск
Страницы
64-73
Аннотация

В статье обращается внимание на то, что в юридической науке нет единства мнений по поводу ответа на вопрос - к какому виду следует относить отечественную форму государственного правления. Анализируя конституционные положения, а также исследуя особенности организации и деятельности высших органов государственной власти, ученые приходят к различным выводам. Наличие в отечественной системе высших органов власти и управления модифицированных признаков различных видов форм правления является одной из причин многообразия подходов к характеристике формы правления в Российской Федерации. С одной стороны, подобный симбиоз способов организации и взаимодействия высших органов власти и управления позволяет говорить о синтезированности модели формы правления России, с другой - о том, что существующие критерии (основания) классификации форм республиканского правления нуждаются в пересмотрении в силу того факта, что они не отвечают современному уровню развития (т.е. архаичны) государственности и не позволяют в должной степени идентифицировать формы правления государств, в том числе и Российской Федерации.

Ключевые слова
Российская Федерация, форма правления, республика, монократия, публичная власть, президент, правительство, парламент
Классификатор
Получено
27.06.2023
Дата публикации
11.09.2023
Всего подписок
16
Всего просмотров
609
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 Введение
2 В настоящее время вопрос о том, к какому виду следует относить сложившуюся в Российской Федерации форму государственного правления, по-прежнему остается открытым и весьма дискуссионным в конституционно-правовой науке. Анализируя организацию и взаимодействие высших органов государственной власти Российской Федерации, ученые, основываясь на одних и тех же положениях конституционного законодательства, и прежде всего Конституции РФ, приходят порой к диаметрально противоположным выводам, характеризуя отечественную форму правления то как президентскую, то как смешанную, то как полупрезиденсткую, то как суперпрезидентскую, то как особую (гибридную) и т.д.
3 Подобные характеристики российской формы правления позволяют говорить о том, что применяемые подходы и, используемые при этом критерии и отличительные признаки республиканских форм правления, не в полной мере могут со всей очевидной достоверностью идентифицировать ее. Этому во многом способствует заложенная в период разработки Конституции РФ неопределенность вида отечественной формы правления, что создает различного рода сложности в попытках отнести отечественную форму правления к тому или иному виду.
4 В рамках данной статьи попытаемся выявить основные сложности, с которыми сталкиваются исследователи при определении формы правления Российской Федерации, а также на основании анализа выявленных характерных черт и особенностей функционирования отечественной системы высших органов государственной власти и организации публичной власти предложим авторское видение трактовки формы правления в Российской Федерации.
5 Проблематика идентификации формы правления Российской Федерации
6 Среди ученых-конституционалистов нет единства мнений относительно вида (модели) российской формы правления.
7 Как отмечает И.А. Кравец, Конституция РФ отражает процесс становления смешанной формы правления, в рамках которой «сочетаются черты президентской и парламентской республики»1.
1. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). М. –Новосибирск, 2001. С. 49.
8 В.Е Чиркин считал Российскую Федерацию полупрезидентской, полупарламентской республикой с доминирующим положением Президента2.
2. См.: Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С. 292.
9 Анализируя положения Конституции РФ, А.Н. Кокотов также характеризует форму правления как смешанную с большими полномочиями Президента РФ3.
3. См.: Конституционное право России: учеб. / отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 106.
10 О.Е. Кутафин склонялся к характеристике отечественной формы правления как полупрезидентской республике, называя ее президентско-парламентской4.
4. См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 153.
11 На взгляд А.Н. Мещерякова, российская форма правления ближе к латиноамериканской модели президентства, которая характеризуется нарушением равновесия власти в сторону президента5.
5. См.: Мещеряков А.Н. Конституционные способы воздействия Президента Российской Федерации на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской формы правления // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5. С. 22.
12 Исследуя особенности республиканской формы правления, Н.А. Сахаров указывал, что она обладает признаками афро-азиатской модели президентства6.
6. См.: Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 20.
13 А.В. Мелехин считает, что с формальной юридической точки зрения в Российской Федерации полупрезидентская республика, однако «в реальности существующая модель государственного управления ближе к президентской республике. В то же время, - продолжает автор, - Конституция России допускает возможность изменения формы государственного управления в сторону парламентской республики»7. Однако, полагаем, что подобное изменение возможно лишь в случае внесения соответствующих корректировок в конституционный текст. И если все же возможно допустить «преобразование» отечественной формы правления в парламентскую республику, то весьма сложно согласиться с мнением З.Н. Курдюковой: из текста Конституции РФ следует, что по структуре государственного механизма формой правления Российской Федерации является парламентская республика8.
7. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник с учеб.-метод. материалами. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2009. С. 133.

8. См.: Курдюкова З.Н. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 62.
14 Следует отметить, что наряду с дискуссиями о виде отечественной формы правления высказываются сомнения в ее «республиканизме». В частности, анализируя систему организации власти, а также складывающийся порядок замещения должности президента, Е.А. Лукьянова заключает, «что формой правления в нашей стране является выборная дуалистическая монархия с институтом престолопреемства»9. В свое время Л.Д. Воеводин высказался, что «непредвзятый научный анализ существующих у нас основ конституционного строя… скорее можно представить в форме некоей “выборной монархии”»10.
9. Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 15. С. 6.

10. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие. М., 1997. С. 256.
15 Таким образом, можно выделить несколько основных подходов к характеристике отечественной формы правления. Большинство ученых-правоведов относят республиканскую форму правления Российской Федерации к президентскому11 или даже к суперпрезидентскому виду12. Другие считают, что отечественная форма правления обладает всеми признаками смешанной (полупрезиденсткой) республики13. Третьи усматривают нестандартность российской формы правления, что позволяет говорить о гибридности ее признаков и особом ее виде14.
11. См.: Навальный С.В., Александрова К.И. Россия - президентская республика: конституционно-правовое исследование // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 1 (15). С. 91 - 101; Шулькина А.Л. Президентская Республика в России: теоретико-правовой и исторический анализ // Философия права. 2010. № 2. С. 117 - 120.

12. См.: Кондрашев А.А. Суперпрезидентская республика в России: миф или реальность? // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2018. № 6. С. 34 - 42; Соломанина Ю.В. Республиканская форма правления в России: история и современность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2007. С. 23.

13. См.: Писарев А.Н. Российская модель формы правления в свете конституционной реформы 2020: президентская или полупрезидентская республика // Образование и право. 2020. № 9. С. 20 - 28.

14. См.: Чиркин В.Е. Какая форма правления существует в современной России? // Росс. журнал правовых исследований. 2014. № 4 (10). С. 32 - 40; Боброва Н.А. О форме правления России: прошлое, настоящее, перспективы // Государство и право. 2019. № 4. С. 20 - 30; Авдеев Д.А. Современная форма правления России // Росс. право: образование, практика, наука. 2016. № 6 (96). С. 25 - 28.
16 Почему же возникает подобное многообразие с определением вида российской формы государственного правления? Как представляется, ответ на этот вопрос следует искать в соотношении между собой признаков того или иного вида формы правления с соответствующими характеристиками отечественной системы организации высших органов власти и управления, особенностями их взаимодействия, специфике их функционирования. При этом ориентироваться необходимо не только на формально-юридические аспекты организационной деятельности высших органов государственной власти и управления, но и на сложившуюся практику взаимодействия и функционирования высших органов власти и управления. Иными словами, важно сопоставить определяемую конституционно-правовыми нормами форму правления, т.е. de jure, с одной стороны и, правоприменительную практику, т.е. de facto, - с другой. Подобное сопоставление будет способствовать выявлению признаков и черт, свойственных отечественной модели организации высших органов власти и управления и соотнесению их с признаками выделяемых видов форм правления, что позволит определить вид формы правления Российской Федерации.
17 Многообразие синтезированных разновидностей президентской и парламентской республик
18 В основу классификации современных республиканских форм правления положены следующие основные критерии – способ избрания главы государства и способ формирования (кто его формирует) и политическая ответственность правительства (перед кем оно несет ответственность). В связи с чем в юридической литературе выделяют президентскую и парламентскую республики, которые представляют собой две основные (классические) формы республиканского правления.
19 Однако ученые-правоведы выделяют иные виды республиканской формы правления.
20 Так, А.С. Автономов классифицирует все республики на парламентарные, президентские (дуалистические), республики со смешанной формой правления (полупрезидентские) и монократические15.
15. См.: Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. М., 2005. С. 252 - 256.
21 М.В. Баглай различает парламентскую, президентскую и полупрезидентскую республики. Он также выделяет парламентско-президентскую, которая близка к полупрезидентской, но отличается от нее более значительной ролью парламента, в том числе и при формировании правительства16.
16. См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 6-е изд., изм. и доп. М., 2007. С. 141.
22 В.Е. Чиркин наряду с президентской и парламентской называл полупрезидентско-полупарламентскую, суперпрезидентскую, президентско-монократическую и милитарно-президентскую республики. По его мнению, полупрезидентско-полупарламентарная республика характеризуется большей ответственностью правительства и ограниченной ответственностью министров перед парламентом при повышении качества последнего (в том числе за счет изменения палат и их соотношения) и укреплении его роли17.
17. См.: Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. М., 2004. С. 134.
23 В. Иванов, учитывая традицию различения парламентских, президентских и смешанных республик, основываясь на современную практику предлагает выделять следующие виды форм республиканского правления: 1) парламентско-правительственную; 2) парламентскую; 3) президентскую; 4) президентско-парламентскую; 5) централистскую; 6) богословскую; 7) «народную» («государство масс»)18.
18. Иванов В. О форме государственного правления. URL: >>>>
24 Полагаем, что выделяемые в юридической литературе милитарно-президентская, полупрезидентско-полупарламентская, президентско-клерикальная, парламентско-президентская и т.д. республики, по мнению З.Н. Курдюковой, используются для характеристики особенностей политико-правового режима отдельных президентских республик19. Однако, на наш взгляд, это не политико-правовые режимы, а скорее всего как раз и есть разновидности президентской или же парламентской республики, синтезирующие их основные признаки. Такое обилие разновидностей республиканской формы правления обусловлено, с нашей точки зрения, тем, что заимствование признаков одного вида (разновидности) республики приводит к появлению новой разновидности республиканской формы правления. При этом, в чем состоит отличительная особенность одной разновидности от другой, не совсем понятно. Проблема, считаем, видится в том, что, во-первых, разновидности республиканских форм правления, ставятся исследователями в один ряд с их классическими видами – президентской и парламентской, что приводит к путанице. Таким образом, новая разновидность республиканской формы правления образуется за счет смешения тех или иных признаков «классических» ее видов, в результате чего и появляются «полупрезидентские», «полупарламентские», «суперпрезидентские», «парламентско-президентские», «президентско-парламентские», «монархические» республики и др., что, в свою очередь, осложняет проблемы их систематизации и идентификации и приводит к увеличению количества синтезированных разновидностей президентской и парламентской республик. Во-вторых, в отношении критериев разграничения между классическими видами республиканской формы правления – президентской и парламентской, по верному замечанию А.В. Нечкина, нет «единого критерия классификации»20, что и порождает различные их трактовки.
19. См.: Курдюкова З.Н. Указ. соч. С. 62.

20. Нечкин А.В. Формы правления в странах Содружества Независимых Государства. М., 2018. С. 7.
25 Действительно, обилие, выделяемых в науке таких разновидностей президентской или же парламентской республики вызывают больше вопросов, чем ответов. Так, например, в чем разница между «полупрезидентской» и «полупарламентской» республиками? Или же, чем отличаются друг от друга «парламентско-президентская» и «президентско-парламентская» республика?
26 Как утверждает О.И. Зазнаев, для полупрезидентской характерно то, что глава государства избирается всенародно, и правительство ответственно перед парламентом, а для полупарламентской республики свойственно неизбрание главы государства всенародно, и правительство не несет ответственности перед парламентом21.
21. См.: Зазнаев О.И. Полупрезидентская система: теоретические и прикладные аспекты. Казань, 2006. С. 367.
27 М.М. Рассолов считает, что порядок формирования исполнительной власти является ключевым: в президентской республике исполнительную власть возглавляет президент, в парламентской – глава правительства22.
22. См.: Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающих по специальности «Юриспруденция». 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 84.
28 Представляет интерес мнение В.С. Нерсесянца, который утверждал, что президентская и парламентская республики представляют собой различные варианты реализации принципа разделения властей в государстве23.
23. См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учеб. М., 2002. С. 248.
29 Многообразие синтезированных разновидностей президентской и парламентской республик находит свое отражение в организации высших органов государственной власти и управления того или иного государства, что позволяет говорить о национальных моделях форм правления.
30 Как верно отмечает Л.Р. Симонишвили, форма правления представляет собой «тот ключ, с помощью которого определяется сущность системы органов государственной власти, выражающейся в той или иной государственно-правовой модели»24.
24. Симонишвили Л.Р. Формы правления. История и современность: учеб. пособие. 2-е изд. М., 2011. С. 5.
31 По справедливому замечанию А.В. Малько, в действительности существующих в некоем обобщенном виде независимо от конкретной государственно-правовой системы форм правления нет. На практике складываются формы правления отдельных государств, а также их конкретные, обусловленные различными причинами объективные и субъективные разновидности. Следует акцентировать внимание на том, что основания для такого подразделения форм правления на их разновидности образует как современная данной форме правления государства действительность, так и прошлая, сформированная исторически, национальные и иные традиции, уровень развития экономики и культуры, общественная жизнь25.
25. См.: Малько А.В. Теория государства и права. М., 2005. С. 231, 232.
32 Следовательно, используемая в ряде государств, к примеру, президентская форма правления проявляется в тех или иных национальных моделях организации государственной власти. Поэтому можно говорить об особенностях модели президентской республики в США (американской модели), модели президентской республики Аргентины (аргентинской модели), Бразилии (бразильской модели) т.д. Аналогичным образом речь может идти и о модели парламентской республики Германии, Греции, Индии, модели конституционной монархии Соединенного Королевства, Испании, Японии и др. Конечно же, мы допускаем ситуацию, когда «американская» модель формы правления, сложившаяся в США, может быть в определенной части или полностью заимствована другим государством в сфере государственного управления. Однако «американская модель» президентской республики приобретет национальную специфику с учетом действия различных факторов и условий того государства, которое ее заимствует. Таким образом, монархия и республика как формы правления имеют свои разновидности, которые находят свое выражение в конкретной модели в том или ином государстве.
33 Почему Российская Федерация не президентская и не смешанная республика?
34 Несмотря на наличие различных мнений и позиций среди исследователей отечественной формы правления, подавляющие большинство склонны относить ее к президентскому виду или даже к суперпрезидентской разновидности. Определенная часть ученых полагают, что российская форма правления соответствует признакам смешанной (президентско-парламентской) республики26. Попробуем разобраться на основании каких критериев или же обстоятельств ученые приходит к таким разным выводам.
26. См.: Овсепян Ж.И. Модификации президентско-парламентской формы правления в Российской Федерации (на основе анализа новелл Закона РФ о поправке к Конституции РФ 2020 г.) // Росс. право: образование, практика, наука. 2022. № 6. С. 19–31. DOI: 10.34076/2410_2709_2022_6_19
35 Для того чтобы отнести отечественную форму правления к той или иной разновидности республиканской формы правления необходимо найти соответствующие признаки. Так, если российская форма правления характеризуется как президентская республика, то соответственно система организации и функционирования высших органов государственной власти и управления должна отвечать признакам таковой. Например, к числу признаков президентской республики относят следующие: во-первых, должность президента совмещает в себе функции главы государства и главы правительства (отсутствует должность премьер-министра); во-вторых, у президента отсутствует право роспуска парламента, или одной из его палат; в-третьих, президент не обладает правом законодательной инициативы; в-четвертых, система органов государственной власти функционирует в соответствии с принципом разделения властей, основу которого составляет «система сдержек и противовесов».
36 Как видно, в российской системе высших органов власти и управления вышеуказанные признаки отсутствуют, так как согласно Конституции РФ Президент РФ обладает правом законодательной инициативы и правом роспуска Государственной Думы. Имеется должность Председателя Правительства РФ, который организует работу высшего коллегиального органа исполнительной власти. Нельзя не отметить особенность конституционно-правового положения Президента РФ в системе публичной власти, которая заключается в том, что Президент РФ как глава государства и гарант Конституции РФ выходит за пределы системы разделения властей, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти, поддерживает гражданский мир и согласие в стране. Более того, специфичность статуса Президента РФ заключается в том, что он в соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции РФ (с учетом конституционных поправок 2020 года) осуществляет общее руководство над деятельностью Правительства РФ. Своеобразие взаимодействия Президента РФ, с одной стороны, и Правительства РФ - с другой выявляет дихотомическую природу федеральной исполнительной власти, которая проявляется в параллельном сосуществовании президентских и правительственных полномочий при непосредственном контроле со стороны главы государства, что позволяет Президенту РФ отменять решения Правительства РФ, а также самостоятельно назначать министров, которые ответственны перед главой государства27. Так, согласно п. д1 ст. 83 Конституции РФ Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных министерств, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
27. См.: Авдеев Д.А. Особенности республиканизма российской формы правления // Современное право. 2021. № 12. С. 5 - 12.
37 Как видно из вышеперечисленных признаков, относить Российскую Федерацию к президентскому виду республики ошибочно. Как было отмечено ранее, в отечественной юридической литературе российскую форму правления рассматривают как «“суперпрезидентскую” республику, особенностью которой является такая система государственного управления, основной чертой которой является гипертрофированная, неконтролируемая президентская власть»28. В частности, анализируя современную российскую форму правления, А.А. Кондрашов приходит к выводу, что она соответствует по своим характеристикам именно суперпрезидентской республике, так как именно этот термин фактически «весьма подробно и наглядно иллюстрирует факт возвышения Президента над иными ветвями»29. Считаем, что рассматривать российскую форму правления как суперпрезидентскую республику весьма затруднительно в силу того факта, что, как мы выяснили, не являясь президентской республикой, Российская Федерация, соответственно, не может быть суперпрезидентской республикой (если система организации высших органов государственной власти не отвечает признакам президентской республики, то она, следовательно, не может быть и суперпрезидентской в таком случае). Скорее всего речь идет о другой разновидности, а может быть, даже ином виде формы государственного правления. В этой связи полагаем, что речь идет о признаках и свойствах иной разновидности отечественной формы правления, но никак не о суперпрезидентской республике.
28. Орлов А.Г. «Суперпрезидентская» республика латиноамериканского типа // Современное буржуазное право. М., 1987. Т. 2. С. 112.

29. Кондрашов А.А. Указ. соч. С. 40.
38 При отсутствии в системе организации и функционирования высших органов государственной власти признаков смешанной (полупрезидентской) республики также затруднительно относить Российскую Федерацию к этой разновидности. Известно, что в смешанной республике правительство формируется президентом, но с учетом расстановки политических сил в парламенте, а правительство, в свою очередь, несет двойную ответственность и перед президентом, и перед парламентом. В смешанной республике председатель правительства является самостоятельной политико-правовой фигурой в государственном управлении и не связан в своей деятельности юридическими ограничениями со стороны президента.
39 В свою очередь, Правительство РФ подотчетно и подконтрольно Президенту РФ, который не только осуществляет общее руководство над его деятельностью, но также вправе председательствовать на его заседаниях, отправлять в отставку федеральных министров и иных руководителей федеральных органов исполнительной власти, вправе отменить решения Правительства РФ, а также отправить в отставку Председателя Правительства РФ (при этом Правительство РФ само в отставку не уходит, так как согласно ст. 113 Конституции РФ Председатель Правительства РФ несет персональную ответственность перед Президентом РФ за осуществление возложенных на Правительство РФ полномочий). Таким образом, говорить о какой бы то ни было ответственности Правительства в Российской Федерации и отдельных руководителей федеральных органов исполнительной власти (в том числе министров) перед Государственной Думой, не приходится. Даже если Конституцией РФ и предусматривается возможность выражения недоверия или отказа в доверии (резолюция порицания) со стороны Государственной Думы в отношении Правительства РФ, то окончательное решение данных вопросов остается за Президентом РФ.
40 Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что российскую форму государственного правления нельзя отнести ни к президентскому виду, ни к его разновидности – суперпрезидентской республике. Конституционные положения и фактические обстоятельства функционирования Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы и их взаимодействия друг с другом также явно демонстрируют отсутствие признаков смешанной республики в российской системе власти.
41 Особенности российской формы государственного правления
42 В чем же заключается специфика отечественной формы государственного правления? По каким признакам можно ее отнести к той или иной разновидности республик или к какому виду формы правления ее следует относить? Попробуем ответить на эти и иные подобные вопросы.
43 Процесс становления формы правления Российской Федерации берет свое начало с работы Конституционного Совещания в период разработки проекта Конституции РФ. В условиях политического противостояния между Президентом РФ Б.Н. Ельциным и Верховным Советом шла борьба за распределение государственно властных полномочий и определении кто в конечном счете будет играть ведущую роль в государственном управлении. В результате дискуссий и обсуждений конституционного текста за Президентом РФ закреплялся статус главы государства и гаранта Конституции РФ, Верховного Главнокомандующего, а также ряд полномочий в сфере государственного правления.
44 В основе организации и деятельности высших органов государственной власти был положен принцип разделения властей. Однако формулировка положений ст. 10 и 11 Конституции РФ положила начало научной дискуссии относительно места Президента РФ в системе государственной власти и вопросу его относимости к той или иной ветви власти. Последующая правоприменительная практика взаимодействия Президента РФ с Правительством РФ, а также Федеральным Собранием и иными органами государственной власти и управления позволили утверждать о сложившейся наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями – президентской власти.
45 Так, по верному замечанию Г.Н. Чеботарева, «самостоятельная и во многом доминирующая президентская власть не только выводит практическую проблему разделения властей за рамки традиционной триады, но и придает самому этому разделению во многом специфический характер»30.
30. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. Тюмень, 1997. С. 144.
46 В окончательной редакции Конституции РФ не был определен вид республиканской формы правления и, как следствие, не позволило однозначно отнести российскую модель организации власти к той или иной разновидности республиканской формы правления, что привело, в свою очередь, к появлению различного рода мнений и позиций исследователей в отношении отечественной формы правления. Тридцатилетняя правоприменительная практика реализации Конституции РФ и основанном на ней законодательстве выявила ряд характерных свойств модели организации государственной власти на высшем (федеральном) уровне, которые выражаются в:
47 особенном правового положения главы государства в системе органов публичной власти, которое проявляется в том, что Президент РФ поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти, при этом осуществляя общее руководство над Правительством РФ;
48 специфике реализации принципа разделения властей, которая не позволяет со всей очевидностью и однозначностью отнести его к той или иной ветви власти фактически выводящей из системы разделения властей Президента РФ, наделяя его функций гаранта Конституции РФ, предоставляя достаточно широкий спектр компетенционных полномочий (полномочий, исходя из конституционно-правовой особенности положения Президента РФ как главы государства);
49 дихотомической природе исполнительной власти, в рамках которой обособленно функционируют генетически связанные друг с другом природой исполнительно-распорядительных компетенционных полномочий президентские прерогативы, с одной стороны, и правительственные - с другой, при непосредственном контроле со стороны Президента РФ;
50 сосредоточении (излишней концентрированности) в руках Президента РФ значительного (стратегического) объема властных полномочий по государственному управлению, что исключает существенное воздействие иных политических акторов в этом процессе. Это, в свою очередь, приводит к доминированию Президента РФ в системе государственного управления;
51 отсутствии парламентской ответственности Правительства РФ, равно как и отсутствие рычагов политического давления со стороны Государственной Думы в рамках системы «сдержек и противовесов»;
52 гибридности способа формирования Совета Федерации, что проявляется в сочетании выборности и назначаемости сенаторов, а также в различии сроках полномочий сенаторов (часть сенаторов назначается (избирается) органами государственной власти субъектов Российской Федерации на срок их полномочий, Президент РФ назначает до 30 представителей Российской Федерации на шестилетний срок, семь из которых назначаются пожизненно, также экс-президент может стать сенатором пожизненно).
53 Таким образом, можно говорить о том, что вышеприведенные характерные свойства российской формы правления свидетельствуют о яркой выраженной роли Президента РФ в государственном управлении и проявлении единоначалия в системе организации публичной власти. Российский монократизм с характерным авторитаризмом и централизмом, проявляющимся в доминировании главы государства в системе высших органов государственной власти, дисбалансе принципа разделения властей, приоритете исполнительной власти по сравнению с иными, пронизывает все сферы государственного управления. Существование единого центра, сконцентрировавшего стратегические полномочия и прерогативы по управлению делами государства и решения вопросов внутренней и внешней политики, стали неотъемлемым атрибутивным свойством российского государственного управления, при этом положения и нормы Конституции РФ констатируют данную систему организации власти31.
31. См.: Авдеев Д.А. Монократизм отечественного государственного управления // Известия Алтайского гос. ун-та. 2017. № 4. С. 32.
54 С пониманием относимся к тому, что с учетом политической и международно-правовой обстановки (противостояние коллективного Запада, санкционная политика в отношении Российской Федерации и ее граждан, воспрепятствование (бойкотирование) или даже игнорирование решение вопросов на международном уровне в которых имеется заинтересованность российской стороны, и т.д. и т.п.) требуется консолидация общественных (политических) сил, возникает жизненная необходимость принятия соответствующих государственно-правовых мер, направленных на обеспечение интересов Российской Федерации, охраны ее государственного суверенитета, национальной безопасности, защиту прав и свобод российских граждан.
55 Заключение
56 Как представляется, одной из трудностей на пути идентификации отечественной формы правления, является тот симбиоз заимствованных признаков различных разновидностей республиканской формы правления, которые в своей совокупности не позволяют определить разновидность республиканской формы правления. Учитывая юридическую гипертрофированность властных полномочий Президента РФ, склоняемся рассматривать форму правления как суперпрезидентскую республику.
57 Проблема определения формы правления современной России заключается в том, что исследователи до сих пор исходят из деления форм правления на монархии и республики, где ключевым отличием является способ формирования главы государства (по наследству или же в результате избрания). В свою очередь, республики же отличаются способом избрания президента (парламентский или же внепарламентский), а также способом формирования и политической ответственностью правительства. Однако, как мы показали выше, современные системы высших органов публичной власти, равно как и сама организация и функционирование государственной власти, претерпели существенные изменения за последние десятки лет, а те или иные ключевые признаки известных видов форм правления перестали играть определяющую роль при классификации форм правления.
58 В настоящее время возникает необходимость в поиске иных критериев и оснований классификации форм правления. Одним из таких критериев может стать распределение властных полномочий между высшими органами государственной власти по государственному управлению, а также количество политических центров, в которых сосредоточен тот или иной объем государственно-властных полномочий. Таким образом, можно говорить о монократии или же поликратии как двух основных видов соответствующей реалиям времени форм правления.

Библиография

1. Авдеев Д.А. Монократизм отечественного государственного управления // Известия Алтайского гос. ун-та. 2017. № 4. С. 32.

2. Авдеев Д.А. Особенности республиканизма российской формы правления // Современное право. 2021. № 12. С. 5 - 12.

3. Авдеев Д.А. Современная форма правления России // Росс. право: образование, практика, наука. 2016. № 6 (96). С. 25 - 28.

4. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. М., 2005. С. 252 - 256.

5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 6-е изд., изм. и доп. М., 2007. С. 141.

6. Боброва Н.А. О форме правления России: прошлое, настоящее, перспективы // Государство и право. 2019. № 4. С. 20–30.

7. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие. М., 1997. С. 256.

8. Зазнаев О.И. Полупрезидентская система: теоретические и прикладные аспекты. Казань, 2006. С. 367.

9. Иванов В. О форме государственного правления. URL: http://raikkonen2007.livejournal.com/74948.html

10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 153.

11. Кондрашев А.А. Суперпрезидентская республика в России: миф или реальность? // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2018. № 6. С. 34–42.

12. Конституционное право России: учеб. / отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 106.

13. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). М. –Новосибирск, 2001. С. 49.

14. Курдюкова З.Н. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 62.

15. Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 15. С. 6.

16. Малько А.В. Теория государства и права. М., 2005. С. 231, 232.

17. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник с учеб.-метод. материалами. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2009. С. 133.

18. Мещеряков А.Н. Конституционные способы воздействия Президента Российской Федерации на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской формы правления // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5. С. 22.

19. Навальный С.В., Александрова К.И. Россия - президентская республика: конституционно-правовое исследование // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 1 (15). С. 91–101.

20. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учеб. М., 2002. С. 248.

21. Нечкин А.В. Формы правления в странах Содружества Независимых Государства. М., 2018. С. 7.

22. Овсепян Ж.И. Модификации президентско-парламентской формы правления в Российской Федерации (на основе анализа новелл Закона РФ о поправке к Конституции РФ 2020 г.) // Росс. право: образование, практика, наука. 2022. № 6. С. 19–31. DOI: 10.34076/2410_2709_2022_6_19

23. Орлов А.Г. «Суперпрезидентская» республика латиноамериканского типа // Современное буржуазное право. М., 1987. Т. 2. С. 112.

24. Писарев А.Н. Российская модель формы правления в свете конституционной реформы 2020: президентская или полупрезидентская республика // Образование и право. 2020. № 9. С. 20 - 28.

25. Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающих по специальности «Юриспруденция». 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 84.

26. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 20.

27. Симонишвили Л.Р. Формы правления. История и современность: учеб. пособие. 2-е изд. М., 2011. С. 5.

28. Соломанина Ю.В. Республиканская форма правления в России: история и современность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2007. С. 23.

29. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. Тюмень, 1997. С. 144.

30. Чиркин В.Е. Какая форма правления существует в современной России? // Росс. журнал правовых исследований. 2014. № 4 (10). С. 32–40.

31. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С. 292.

32. Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. М., 2004. С. 134.

33. Шулькина А.Л. Президентская Республика в России: теоретико-правовой и исторический анализ // Философия права. 2010. № 2. С. 117 - 120.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести