Информационные технологии как инструмент демократизации парламентской деятельности: латиноамериканская практика
Информационные технологии как инструмент демократизации парламентской деятельности: латиноамериканская практика
Аннотация
Код статьи
S102694520027232-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Васильева Татьяна Андреевна 
Должность: Главный научный сотрудник сектора прав человека
Аффилиация: Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Москва, Россия
Выпуск
Страницы
142-153
Аннотация

В странах Латинской Америки существует благоприятная политико-правовая среда для внедрения демократических инноваций в деятельность органов публичной власти. Применение информационных технологий рассматривается в качестве одного из ключевых направлений процессов демократизации. Несмотря на относительно низкий уровень распространения Интернет и кризис доверия к политическим институтам, парламенты данных государств достаточно последовательно открывают гражданам доступ к своей деятельности. В статье анализируется практика функционирования порталов электронного гражданства сената Бразилии и виртуального перуанского парламента, где на систематической и регулярной основе в течение длительного времени граждане участвуют в процессе законотворчества.

Ключевые слова
демократия, участие граждан, информационные технологии, парламент, цифровые платформы, краудсорсинг
Классификатор
Получено
28.06.2023
Дата публикации
11.09.2023
Всего подписок
18
Всего просмотров
234
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1

Vasilieva_TA

2 Введение
3 Участие граждан в деятельности органов публичной власти, которому традиционно отводилась вспомогательная роль, сегодня рассматривается в качестве одного из основополагающих требований демократической государственности. Использование информационных технологий расширило возможности вовлечения граждан в процесс принятия юридически значимых решений, упростило контакты депутатов и граждан, сделало их более демократичными и интерактивными.
4 Вместе с тем в силу своей природы парламенты плохо адаптируются к информационным технологиям. Это коллегиальные органы публичной власти, в которых представлены различные политические интересы, процесс вынесения решений достаточно формализован, а социальные медиа, как и все парламентские коммуникации, должны носить беспристрастный и аполитичный характер1. Однако и в этой сфере можно обнаружить представляющую интерес практику. Так, в странах Латинской Америки зародились многие эксперименты в области электронного участия граждан в деятельности представительных учреждений2. Координация латиноамериканских парламентов создает условия для распространения наилучших практик. Так, мобильное приложение «Виртуальный сенатор», разработанное в сенате Чили, стало применяться на основе соглашения в парламентах Парагвая и Колумбии3.
1. См.: Leston-Bandeira C. Seven reasons why parliaments struggle with digital // AGORA-parl.org. URL: >>>> (дата обращения: 28.05.2023).

2. См.: Faria de C.F.S. The open parliament in the age of the internet. Can the people now collaborate with legislatures in lawmaking? Brasília, 2013. P. 133; Good Practices on Transparency and Citizen Participation in the Legislatures of the Americas. Santiago, 2017.

3. См.: Faria de C.F.S. Op. cit. P. 133.
5 В национальных парламентах государств данного региона разработан широкий инструментарий для виртуального взаимодействия с гражданами: он-лайн консультации, дискуссионные площадки и форумы, электронное голосование, специальные программы для разработки законодательства, интерактивные пространства для обсуждения и формулирования предложений в области публичной политики4. Данные инициативы ориентированы на установление коммуникации с гражданами, вовлечение их в процесс разработки политики и принятия решений, учет их мнений и требований5.
4. См.: Welp Y. Democracy and Digital Divide in Latin America // E-Democracy Center. E-working Paper. 2007. No. 1. P. 6, 7, 11, 13.

5. См.: Неверов К.А. Проблемы цифровизации гражданского участия в развивающихся странах: «правительство как платформа» в странах Латинской Америки // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2021. Т. 17. № 4. С. 362.
6 Анализ практики латиноамериканских парламентов позволяет выявить работающие и неработающие инструменты участия граждан, особенности осуществления демократических экспериментов в различных условиях6.
6. См.: Pogrebinsci T. Latin America: democracy beyond representation. P. 1 // Latinno. URL: >>>> Representation.pdf (дата обращения: 14.05.2023).
7 Условия, способствовавшие демократизации парламентской деятельности в Латинской Америке
8 В регионе существует благоприятная политико-правовая среда для внедрения демократических инноваций в деятельность органов публичной власти. С 1978 по 2012 г. в Латинской Америке было осуществлено 27 конституционных реформ, затрагивавших вопросы участия граждан, при этом в 63% случаев речь шла о введении новых или расширении возможностей действующих институтов7. Во многих конституциях стран Латинской Америки предусмотрены положения о народной законодательной инициативе8 или праве граждан инициировать процесс изменения учредительного акта9.
7. См.: Negretto G., Couso J. Constitution-Building Processes in Latin America // International IDEA Discussion Paper. 2018. No. 3. P. 39, 41.

8. Статья 39 Конституции Аргентины, ст. 162 Конституции Боливии, ст. 61 Конституции Бразилии, ст. 154 Конституции Колумбии, ст. 123 Конституции Коста-Рики, ст. 134 Конституции Эквадора, ст. 213 Конституции Гондураса, ст. 71 Конституции Мексики, ст. 140 Конституции Никарагуа, ст. 203 Конституции Парагвая, ст. 107 Конституции Перу, ст. 204 Конституции Венесуэлы.

9. Статья 411 Конституции Боливии, ст. 155, 375 Конституции Колумбии, ст. 195 Конституции Коста-Рики, ст. 277 Конституции Гватемалы, ст. 351 Конституции Уругвая, ст. 206 Конституции Перу, ст. 289 Конституции Парагвая, ст. 341 Конституции Венесуэлы.
9 По мнению экспертов, осуществлению инноваций в Латинской Америке способствовали демократизация, конституционализация, децентрализация, левый поворот в политике и цифровизация10. Применение информационных технологий рассматривается в латиноамериканских государствах в качестве одного из ключевых направлений процессов демократизации. В частности, применяется такие инструменты, как формирование политики и законодательства на краудсорсинговой основе, совместное администрирование, создание специальных платформ для выработки политики в определенных сферах, цифровые кампании (в том числе хакатоны11), виртуальный контроль12.
10. См.: Pogrebinschi T. Innovating Democracy? The Means and Ends of Citizen Participation in Latin America. Cambridge, 2023. P. 13, 21, 25.

11. Партисипативные мероприятия, в рамках которых граждане сотрудничают в целях выявления проблем, сбора информации, оценки рисков и поиска решений в течение установленного времени (см.: ibide. P. 30).

12. См.: Pogrebinschi T. Thirty Years of Democratic Innovations in Latin America. Berlin: WZB Berlin Social Science Center, 2021. P. 12 // EconStor. URL: >>>> (дата обращения: 24.05.2023).
10 При этом уровень распространения Интернета относительно низкий. По данным Латинобарометра13, в 2015 г. только 42% жителей латиноамериканских стран пользовались социальными сетями, с 2010 по 2015 г. число пользователей Facebook увеличилось с 19 до 42%, YouTube – с 13 до 26%. Статистика по отдельным государствам варьируется довольно существенно14. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что в Латинской Америке велико число тех, кто никогда не пользовался Интернетом15. При этом, как отмечается в литературе, существует определенная корреляция между уровнем распространения сети Интернет и демократическими инновациями. Таковыми признавались институты, процессы и механизмы, направленные на расширение демократизации посредством участия граждан хотя бы на одной из стадий политического цикла – определение повестки, формулирование политики, ее осуществление или оценка16.
13. См.: Latinobarómetro. Opinión Pública Latinoamericana. Informe 1995 - 2015. Santiago de Chile. P. 105, 106 // Latinobarómetro. Informes Anuales. URL: >>>> (дата обращения: 12.05.2023).

14. Аргентина, Эквадор – 59%, Чили – 56%, Коста-Рика – 54%, Уругвай, Колумбия, Бразилия – 51%, Венесуэла – 50%, Панама и Перу – 46%, Парагвай – 42%, Республика Доминикана – 38%, Мексика – 34%, Боливия – 33%, Эль Сальвадор и Гватемала – 30%, Гондурас – 28%, Никорагуа – 25%.

15. Латиноамериканские страны – 46%, Гондурас – 78%, Никарагуа – 70%, Гватемала и Эль Сальвадор – 65%, Республика Доминикана – 57%, Боливия – 56%, Парагвай – 53%, Колумбия – 47%, Перу – 45%, Панама – 44%, Венесуэла – 42%, Чили – 42%, Уругвай, Коста-Рика и Аргентина – 38%, Бразилия – 37%, Эквадор – 34%.

16. См.: Pogrebinschi T. Innovating Democracy? P. 33, 34, 39.
11 В 2004 г. исследователи применили к латиноамериканским государствам показатели, разработанные для оценки использования информационных и коммуникативных технологий в парламентах и политических партиях ряда европейских стран17. Применительно к парламентам они предусматривали четыре блока данных: предоставление информации, двусторонняя коммуникация, многосторонняя коммуникация, удобство сайта для пользователя. В государствах – членах ЕС в 2003 г. средний показатель составлял 51.3%, в кандидатах в члены ЕС – 40.3%, наилучшие результаты демонстрировали Франция (68%) и Греция – (65%)18. В Латинской Америки результаты были менее впечатляющими: средний показатель по региону составлял 34.78%, наилучшие результаты были зафиксированы в Бразилии (57.24%) и Перу (55.53%)19.
17. См. подр.: Kies R., Méndez F., Schmitter P.C., Treschel A.H. Evaluation Use of New Technologies in Order to Facilitate Democracy in Europe. E-democratizing the Parliaments and Parties of Europe. Working Paper. Brussels, 2003. P. 5 // European Parliament. URL: >>>> (дата обращения: 24.05.2023).

18. См.: ibide. P. 6.

19. См.: Frick M.M. Parliaments in the Digital Age. Exploring Latin America. P. 8 // E-Democracy Center. E-working Paper. 2005. No. 1. Agora. Portal for Parliamentary Development. URL: >>>> (дата обращения: 28.05.2023).
12 В политологической литературе акцентируют внимание на прагматическом повороте в странах данного региона, корректировке недостатков в деятельности представительных учреждений посредством внедрения партисипативных и делиберативных начал, а также об экспансии экспериментов, которые, по мнению экспертов, необходимо учитывать при оценке их деятельности наряду с традиционными показателями20.
20. См.: Pogrebinschi T. The Pragmatic Turn of Democracy in Latin America. Friedrich Ebert Stiftung. Study. 2013. August // Latinno. Innovations for Democracy in Latin America. URL: >>>> (дата обращения: 24.01.2023).
13 Электронное участие граждан в деятельности латиноамериканских парламентов
14 Уровень доверия к парламентам в странах Латинской Америки традиционно не слишком высок. По данным Латинобарометра, парламенту доверяли 28% граждан латиноамериканских государств в 2005 г., 34% - в 2010 г., 21% - в 2018 г., 20% - в 2020 г.21 В условиях кризиса доверия к политическим институтам парламенты достаточно последовательно открывают доступ к своей деятельности и развивают проекты, приближающие граждан к принятию политических решений22.
21. См.: Informe 2010. P. 74; Informe 2018. P. 48; Informe 2021. P. 64 // Latinobarómetro. Informes Anuales. URL: >>>> (дата обращения: 17.05.2023).

22. См.: Mitozo I.B. Institutional Dynamics and the Development of E-Participation Tools in Brazil and the UK // E-legis. 2021. Vol. 14. No. 36. P. 12.
15 Расширение участия граждан в парламентской деятельности, по мнению экспертов, разрушает элитарные подходы, согласно которым: только избранные могут заниматься политикой, а участие граждан ограничивается лишь периодами выборов; способствует вовлечению избирателей в политический процесс; сокращает сроки принятия нормативных документов, поскольку возражения обсуждаются непосредственно в ходе разработки проекта; позволяет различным социальным группам и их представителям обозначить свои приоритеты и потребности; способствует развитию социального контроля и политической осведомленности населения23.
23. См.: Coutinho R.L., Farranha A.C. Portal e-Cidadania e consultas públicas: Resultados para compreender estratégias digitais nos parlamentos. VIII Jornada de Pesquisa ne Extensão. 2017 // Jornadas de Pesquisa ne Extensão da Câmara dos Deputados. URL: >>>> (дата обращения: 25.03.2023).
16 Вовлечение граждан в демократические политические процессы может осуществляться в различных формах – делиберации24, неэлекторального представительства, электронного участия, голосования25. Электронное участие предоставляет гражданам возможность высказать свое мнение, хотя, как правило, не предполагает интерактивную составляющую. Такое участие осуществляется на краудсорсинговой основе, позволяющей неограниченному числу лиц вносить свои идеи и предложения, представлять необходимую информацию, тем самым повышая качество и легитимность принимаемых решений. Для его реализации, как правило, необходимо наличие специальных платформ, посредством которых граждане совместно участвуют в разработке нормативных правовых актов, выдвигая идеи, наполняя их конкретным содержанием, комментируя выносимые на обсуждения нормы или предлагая изменения.
24. В настоящей статье не будет рассматриваться делиберативные практики на платформах e-Democracia в Бразилии и Congreso Virtual в Чили, позволяющие вырабатывать коллективную позицию участников, которые требуют специального исследования.

25. См.: Pogrebinschi T. Innovating Democracy? P. 39.
17 Доступ граждан к информации публичного характера посредством создания платформ, ориентированных на их запросы, признается одним из основных направлений использования информационных технологий в деятельности представительных органов публичной власти в Латинской Америке26. Эти платформы могут использоваться на разных стадиях законодательного процесса, поскольку позволяют выявлять вопросы, представляющие интерес для граждан, и предлагаемые способы их решения, вносить предложения по разрабатываемому законопроекту, задавать вопросы на пленарных заседаниях и заседаниях комиссий, транслируемых в прямом эфире, выявлять посредством голосования общественное мнение о поддержке законопроекта.
26. См.: Welp Y. Op. cit. P. 6, 7, 11, 13.
18 В странах Латинской Америки имеется разнообразный опыт в данной сфере.
19 Так, в Коста-Рике на сайте Законодательной ассамблеи существует цифровая платформа, позволяющая гражданам посылать проекты законов и обращаться с вопросами, касающимися законодательной деятельности парламента, знакомиться с запросами и предложениями других граждан, оценивать эффективность деятельности административных служб представительного учреждения27. В Боливии в Палате депутатов созданы платформы граждан, куда может обратиться любой, кто хочет высказать свои предложения по законопроекту, направить запрос или жалобу, получить консультацию депутата28. На портале сената Республики Доминиканы действует виртуальный законодательный форум29, который постоянные комиссии могут в случае необходимости использовать для выявления мнения по рассматриваемым законопроектам. Предусматривается проведение как общих обсуждений, в которых могут принимать участие любые граждане, так и специализированных обсуждений с участием экспертов, в том числе иностранных. После регистрации для участия в форуме граждане получают доступ к законопроектам, рабочим документам и справочным материалам и могут высказаться в поддержку или против законопроекта, представить альтернативное предложение.
27. Специфика данной платформы связана с тем, что она функционирует в целях осуществления обязательств страны в рамках партнерства открытого правительства и поддерживается благодаря программам и политике правительства страны, а не парламента (см.: Costa Rica. Platform of the Legislative Assembly // LATINNO. URL: >>>> (дата обращения: 23.05.2023)).

28. См.: Bolivia. Citizens Platforms // LATINNO. >>>> / (дата обращения: 23.05.2023).

29. См.: Foro Legislativo Virtual del Congreso. URL: >>>> (дата обращения: 23.05.2023).
20 Вместе с тем наибольший интерес представляет опыт парламентов тех стран, где электронное участие граждан применяется на регулярной и систематической основе в течение определенного периода времени, - сената Бразилии и Конгресса Перу.
21 Портал e-Cidadania Сената Бразилии
22 Портал e-Cidadania (электронное гражданство) сената Бразилии30 был создан в качестве механизма участия населения, посредством которого граждане могут высказывать мнение в отношении любых законодательных предложений (ст. 1 Резолюции Федерального сената от 10.07.2013 г. № 26)31. Впоследствии появилась возможность выдвижения законодательных идей самими гражданами (Резолюция Федерального сената 2015 г. № 1932). В настоящее время деятельность портала регулируется не только данными резолюциями сената, но и Условиями использования и политики конфиденциальности портала e-Cidadania33.
30. См.: E-Cidadania. Senado Federal. URL: >>>> (дата обращения: 11.02.2022).

31. См.: Senado Federal. Resolução N° 26, de 2013 Estabelece mecanismo de participação popular na tramitação das proposições legislativas no Senado Federal // Diário Oficial da União. Seção 1. N°132, quinta-feira, 11 de julho de 2013.

32. См.: Senado Federal. Resolução N° 19, de 2015 Regulamenta o Programa e-Cidadania // Senado Federal. URL: >>>> (дата обращения: 17.05.2023).

33. См.: Senado Federal. Termos de uso e política de privacidade do portal e-CIDADANIA // Senado Federal. URL: >>>> (дата обращения: 17.05.2023).
23 Программа электронного гражданства направлена на поощрение и обеспечение широкого участия граждан в законодательной, бюджетной, инспекционной и представительской деятельности палаты с применением информационных и коммуникативных технологий (ст. 1 Резолюции 2015 г. № 19). Портал состоит из нескольких разделов: законодательные идеи (обеспечивает выдвижение предложений об изменении действующего законодательства и создании новых законов); интерактивное мероприятие (позволяет участвовать в публичных слушаниях и других открытых мероприятиях, для каждого из которых создается отдельная страница, где ведется прямая трансляция, размещаются новости и документы, публикуются комментарии пользователей); публичные консультации (предоставляет возможность высказывать мнения в отношении рассматриваемых палатой проектов поправок к Конституции Бразилии, законопроектов и иных предложений). Кроме того, портал выполняет и образовательную функцию. На нем есть специальный раздел «законодательный семинар», где размещаются дидактические материалы для проведения учебных занятий. В этом разделе должны зарегистрироваться учителя, планирующие проводить обучающие семинары о деятельности сената Бразилии, сообщив номер школы и классы, которые будут участвовать в этих мероприятиях.
24 Доступ к порталу получают только зарегистрированные пользователи, которые указали имя, электронный адрес, субъект федерации, в котором проживают (ст. 4 Резолюции 2015 г. № 19). Сенат Бразилии может публиковать личные данные автора идеи, комментарии, мнения в соответствии с правилами законодательной процедуры, в документах или публикациях службы коммуникации сената, регистрационные данные авторов или сторонников каких-то предложений могут также приводиться на встречах и мероприятиях палаты (п. 21 - 27 Условий использования…).
25 Для отправки идей, вопросов и комментариев, относящихся к деятельности палаты и ее членов, используются электронные формы. Не принимаются тексты, которые не относятся к вопросам политической, законодательной или оперативной сферы компетенции сената Бразилии; содержат агрессивные, порнографические, педофильские, расистские либо жестокие высказывания либо высказывания, оскорбляющие честь, частную жизнь, имидж, личные или семейные связи, общественный порядок, мораль, добрые обычаи или основные положения Конституции Бразилии; представляют собой однотипные отправления одного и того же пользователя (п. 30.1 - 30.3 Условий использования…).
26 Весь отправленный пользователем контент проходит модерацию на портале с целью соблюдения Условий использования… и может быть исключен только в случае несоответствия установленным требованиям (п. 27, 24). В случае выявления несоответствия допускается уведомление или предупреждение пользователя, блокировка регистрации, не опубликование отправленного текста, приостановление или аннулирование учетной записи. Соответствующие меры применяются и при выявлении случаев регистрации или отправки текстов автоматизированными системами (п. 40 Условий использования…).
27 В 2019 г. количество зарегистрированных пользователей данной платформы превысило 40 млн человек. Они составляют почти 20% населения страны и 30% пользователей сети Интернет. Как правило, посетителей заходят на портал с мобильных устройств (88% пользователей)34. В 2018 г. наибольшее число посетителей были из штатов Сан-Паулу (27%) и Рио-де-Жанейро (14%) и Минас-Жерайс (9,85%); 3% из них заходили на сайт из-за границы35.
34. См.: Global Parliamentary Report 2022. Public engagement in the work of parliament. Annex: Case studies and practical guides. P. 7 // Inter-Parliamentary Union. URL: >>>> (дата обращения: 24.05.2023).

35. См.: Portal e-Cidadania teve recorde de participação em 2018 embalado pelas eleições // Jusbrasil. URL: >>>> (дата обращения: 17.05.2023).
28 Законодательные идеи могут присылаться на портал в виде текста или видео на бразильском жестовом языке - Libras, а также сообщаться по специальному телефонному номеру. В форме для предложения законодательных идей необходимо указать: вопрос, к которому она относится, наименование идеи, ее описание (какую проблему решает, что планируется в случае преобразования в закон), а также дополнительную информацию, которую автор идеи считает нужным указать.
29 Идеи, получившие поддержку 20 тыс. граждан в течение четырех месяцев после размещения, направляются на рассмотрение в Комиссию по правам человека и партисипативному законодательству (ст. 6 Резолюции 2015 г. № 19). В соответствии со ст. 102-Е Регламента палаты36 законодательная идея, одобренная Комиссией, передается на рассмотрение палаты в качестве законодательного предложения Комиссии. Законодательные идеи, не получившие поддержку необходимого числа граждан, могут быть удалены по просьбе их авторов и отправлены в архив (п. 25 Условий использования…). Некоторые идеи, не получившие поддержку Комиссии, могут внести индивидуально сенаторы. Так, в частности, случилось с идеей о включении жестового языка в школьную программу, которая была предложена глухим студентом, испытывавшим проблемы с коммуникацией в образовательном учреждении, и внесена сенатором З. Майа37.
36. См.: Senado Federal. Resolução N° 93, de 1970 Dá nova redação ao Regimento Interno do Senado Federal // Senado Federal. URL: >>>> norma/563958/publicacao/16433779 (дата обращения: 17.05.2023).

37. См.: Global Parliamentary Report 2022. Public engagement in the work of parliament. Annex: Case studies and practical guides. P. 7.
30 Первый законопроект, идея которого была предложена на портале e-Cidadani, был одобрен сенатом Бразилии в 2019 г.38 Он предусматривал предоставление пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по инвалидности в связи с фибромиалгией. Автором идеи была жительницей Сан-Паулу М.А. Гомеш де Соуза, которая внесла предложение в марте 2019 г., в ее поддержку более чем за месяц высказались 23 451 пользователей портала.
38. . См.: Senado aprova primeiro projeto de origem popular enviado pelo Portal e-Cidadania // Jusbrasil. URL: >>>> (дата обращения: 17.02.2022).
31 По данным доклада Федерального сената39 на 12 мая 2023 г. было внесено 109 929 законодательных идей, предложенных 63 932 авторами. Из тех идей, которые получили одобрение необходимого числа граждан, 18% стали законами, 48 % были обсуждены в Комиссии и переданы в архив, 34% находятся на рассмотрении Комиссии.
39. См.: Federal Senate of Brazil Report. E-Cidadania Portal 2023. >>>> (дата обращения: 14.05.2023).
32 Вопросы и комментарии, полученные в ходе интерактивных мероприятий, передаются сенаторам, которые являются докладчиками по данным вопросам. В отчетах о мероприятии специально выделяются вопросы, заданные пользователями. Участники мероприятий, направлявшие свои вопросы и комментарии, могут получить документ, подтверждающий их участие в данном мероприятии. С 2013 г. в сенате Бразилии было проведено 3245 интерактивных мероприятий40, на которые было прислано 131 365 вопросов и комментариев и озвучено 10 165 вопросов. В 2019 г. вопросы пользователей портала зачитывались на 74% таких мероприятий.
40. С 2013 по 2015 г. в интерактивном режиме проводилось мало публичных слушаний, с 2016 г. такой порядок стал обязательным для таких мероприятий.
33 Пользователи могут также выразить свое отношение к рассматриваемым сенатом Бразилии законодательным предложениям посредством голосования или комментариев в Твиттере или Фейсбук (на странице, посвященной обсуждаемому предложению, есть гиперссылки на социальные сети). С 2013 г. 14 088 744 гражданина высказали свое мнение в отношении 12 361 предложения, находившегося на рассмотрении палаты.
34 Исследование результатов публичных консультаций, проведенных в 2016 г. по 258 законодательным вопросам41, выявило определенные проблемы в этой области. Оказалось, что число участников таких мероприятий относительно невелико: только в 6% публичных консультаций участвовало более 1000 пользователей, в 24% случаев граждане проигнорировали мероприятия. Как правило, по мере увеличения числа пользователей сокращается число лиц, поддерживающих законодательное предложение, вынесенное на обсуждение (62% граждан в рамках всех публичных консультаций, 47% граждан – в публичных консультациях с участием более 1000 пользователей). Предложения, не поддержанные населением, все равно могут быть одобрены: только 17% предложений, против которых высказалось большинство участников, были отклонены или отозваны авторами.
41. См.: Coutinho R.L., Farranha A.C. Op. cit.
35 В литературе отмечается также наличие сложностей объективного и субъективного характера. С одной стороны, пространство для внесения законодательной идеи ограничивается 700 знаками. С другой - существует возможность свернуть обсуждение, если проект передан сенатору, который придерживается иных позиций, чем автор идеи. Как показывает практика, проведение широкого обсуждения законодательной идеи без обращения к пользователям социальных сетей практически невозможно42.
42. См.: Santos de M.B.P., Segurado R., Malina P. Citizens and Public contestation; Broadening the limits of political participation in Brazil // E-legis. 2019. No. 29. P. 146, 149.
36 Портал e-Cidadania в основном ориентирован на выявлении вопросов, рассматриваемых гражданами как приоритетные, и основного содержания тех законопроектов, которые они считают необходимым разработать по данным вопросам, т.е. на определении и формулировании повестки для сената Бразилии. Весьма существенно, что данная платформа предоставляет возможность выдвигать свои предложения гражданам, не связанным с какими-либо организациями, а продвигающих собственные идеи, что практически невозможно в рамках традиционных парламентских процедур. Портал позволяет сенаторам более эффективно коммуницировать с избирателями не только своего избирательного округа, но и всей страны, что позволяет лучше уяснять их позицию.
37 Виртуальный перуанский парламент
38 Виртуальный перуанский парламент (Parlamento Virtual Peruano), созданный 17 декабря 1996 г. на сайте Конгресса, - система, позволяющая канализировать участие граждан в различной деятельности, осуществляемой Конгрессом Перу43. Он позиционируется как интерактивное пространство для участия граждан, посредством которого их информируют о работе парламента, а они выражают мнение о проектах законов, представляют петиции, вносят законодательные предложения, а также получают информацию обо всех событиях национального парламента и его деятельности, осуществляемой в регионах страны44. В настоящее время на портале зарегистрировано более 151 755 пользователей, в том числе 140 100 граждан, проживающих в стране и за рубежом45.
43. См.: Zazzali J.C. Los hitos en la legisldción ambiental del Perú. El papel del Congreso dela República y la influencia de la sociedad civil. Seminario Transparencia y Responsabilidada Ambiental en el Congreso de Chile. Proecto BID-PUC, Santiago de Chile. 9 Septiembre 2013. URL: >>>> (дата обращения: 23.05.2023).

44. См.: Participación Ciudadana // Perú. Congreso de la República. URL: >>>> (дата обращения: 26.05.2023).

45. На сайте приводится статистика по количеству зарегистрированных пользователей по каждому из департаментов страны (см.: Perú. Congreso de la República. URL: >>>> (дата обращения: 26.05.2023)).
39 Виртуальный парламент курирует Бюро по вопросам участия граждан – вспомогательный орган, находящийся в подчинении Административного офиса Конгресса Перу. Бюро осуществляет также подготовку электронного бюллетеня о деятельности парламента, который ежедневно рассылается на электронную почту подписчиков, обучение граждан в рамках разнообразных виртуальных курсов, а также рассмотрение их жалоб и предложений. Оно развивает также адресные программы, ориентированные на специальные группы граждан (молодежный, школьный, университетский, женский парламенты) или на определенную проблематику (права и возможности женщин, борьба с терроризмом)
40 Одним из инструментов участия граждан, размещенных на портале, являются виртуальные законодательные форумы – механизмы, посредством которых граждане и общественные организации могут высказывать свое мнение и формулировать предложения в отношении законопроектов, вынесенных на обсуждение постоянными комиссиями. Такие форумы были учреждены для того, чтобы стимулировать участие граждан в законодательном процессе, сделать законопроекты доступными для обсуждения граждан; продвигать систематичное и упорядоченное обсуждение законопроектов, сбор предложений граждан, включение этих предложений в рабочие материалы комиссий для использования при подготовке докладов по законопроектам; сбор мнений специалистов по каждому из обсуждаемых вопросов в рамках рассматриваемого законопроекта46.
46. См.: Good Practices on Transparency and Citizen Participation in the Legislatures of the Americas. P. 54, 55.
41 В деятельности виртуальных законодательных форумов можно выделить два этапа – факультативного и обязательного вынесения законопроектов на обсуждение граждан. На первом этапе (2003 - 2012 гг.) вопрос о том, выносить ли законопроект на обсуждение граждан, относился к сфере усмотрения комиссии. На втором этапе (начиная с 2012 г.) в соответствии с решением парламента47 все внесенные проекты законов, опубликованные на портале Конгресса Перу, безотлагательно размещаются в разделе, посвященном виртуальным законодательным форумам. Это способствовало резкому увеличению количества рассматриваемых законопроектов. Если на первом этапе на рассмотрение граждан было вынесено только 102 проекта, то с 2012 по 2022 г. количество проектов увеличилось в 10 раз – 1204 проекта48.
47. См.: Acuerdo del Consejo Directivo del Congreso de la República 9-2012-2013/CONSEJO-CR. URL: >>>> Docs/participacion/foros/files/ acuerdo_9_2012.pdf (дата обращения: 26.05.2023).

48. См.: Castañedo Castro C.F. Foros Legislativos Virtuales // Politicaperu. URL: >>>> (дата обращения: 23.05.2023).
42 Необходимо отметить, что и в ходе первого этапа граждане страны достаточно высоко оценивали значение данных форумов. В 2011 г. был проведен опрос при поддержке Испанского агентства международной кооперации для развития, в котором приняли участие 7201 человек. Пользователи высказали удовлетворенность данным механизмом участия граждан, поскольку он способствовал улучшению их восприятия демократических институтов в целом и деятельности парламента, в частности. Форумы повышали осведомленность граждан по вопросам законотворчества и способствовали их вовлечению в данный процесс. Участники опроса, зарегистрированные на форумах, считали, что данные инструменты предоставляли необходимые знания для реализации статуса гражданина (84%) и содействовали участию граждан (94%). Те, кто принимал участие в работе форумов, полагали, что они позволяют выражать мнение в отношении законопроектов (44%)49.
49. См.: Good Practices on Transparency and Citizen Participation in the Legislatures of the Americas. P. 55, 56.
43 Для участия в обсуждении законопроектов необходимо пройти регистрацию и получить код пользователя. В регистрационной форме указывается имя, фамилия, пол, профессия, организация, электронная почта, телефон, адрес, округ, провинция, отделение (число запрашиваемых сведений больше, чем в Бразилии). Граждане выбирают заинтересовавший их законопроект, знакомятся с его текстом и дополнительными материалами и формулируют собственную позицию. Заполнив электронный формуляр, они могут высказаться за или против законопроекта, направить альтернативное предложение. Предложения граждан передаются автору законопроекта, в парламентскую группу, в которой он состоит, а также в комиссии, которые рассматривают данный вопрос (в парламенте Перу законопроект, как правило, рассматривают две комиссии).
44 Обсуждение осуществляется в соответствии с принципами уважения, плюрализма и терпимости. Бюро по вопросам участия граждан назначает модератора форума по конкретному законопроекту. Он имеет право не публиковать те сообщения, которые, по его мнению, противоречат принципам ведения дебатов. После закрытия обсуждения его результаты публикуются на портале Конгресса, а обработанная информация о содержание обсуждения направляется в комиссию. Следует отметить, что виртуальные законодательные форумы не предполагают многосторонних дискуссий. Участники обсуждения могут видеть предложения других пользователей только по завершении обсуждения проекта, когда они получат сводный доклад от модератора.
45 По данным, размещенным на сайте Конгресса Перу, на 14 мая 2023 г. в обсуждениях на форумах участвовали 58 799 человек (в 2022 г. – 112 367), из них 44 170 человек высказались в поддержку законопроектов (в 2022 г. – 82 941), 14 190 человек – против (в 2022 г. – 27 994), 439 человек предложили альтернативные варианты (в 2022 г. – 1432)50. По мнению экспертов, количество участников законодательных форумов не слишком велико51. Кроме того, отсутствует определенность в отношении того, как члены парламента должны использовать высказанные мнения и какое воздействие может оказывать участие граждан в соответствующих форумах на процесс разработки политических решений52.
50. См.: Participación Ciudadana. URL: Perú. Congreso de la República. URL: >>>> (дата обращения: 14.05.2023).

51. Большинство граждан не осведомлено о данном канале коммуникации с парламентом. К тому же процедура регистрации и участия в обсуждении на форумах сложнее, чем в традиционных социальных сетях (см.: Barrantes Martínez A. M. Análisis de la participación ciudadana en el Foro Legislativo Virtual del Congreso de la República respecto de la Ley 31068 que faculta el retiro de los Fondos Privados de Pensiones en el contexto de la pandemia Covid-19. Tesi para obtener el grado academico Magister en Gerencias Social. Pontificia Universidad Católica del Perú. Lima, 2022. P. 79 // Pontificia Universidad Católica del Perú. URL: >>>> (дата обращения: 23.05.2023)).

52. См.: Welp Y. Bridging the Political Gap? The Adoption of ICTs for the Improvement of Latin American Parliamentary Democracy // E-Parliament and ICT-Based Legislation: Concept, Experiences and Lessons / ed. by M.Z. Sobaci. Hershey PA, 2011. P. 226.
46 В отличие от Бразилии Регламент Конгресса Перу53 требует отражать в докладах постоянных комиссий только мнения организаций граждан о законопроектах (ст. 70). Предложения и аргументы граждан в пользу или против законопроекта не систематизируются, не предусмотрена и процедура их рассмотрения в парламентских комиссиях. Формально учитываются лишь результаты голосования граждан по законопроекту, но, естественно, они не являются определяющими.
53. См.: Reglamento del Congreso de la República. URL: >>>> (дата обращения: 23.05.2023).
47 На сайте Конгресса обсуждаются не только законопроекты, но и вопросы общего характера. В этом случае обсуждение не модерируется, сообщения пользователей часто не относятся к предмету обсуждения, могут носить политический и грубый характер54.
54. См.: Welp Y. Bridging the Political Gap? P. 226.
48 В Перу серьезное внимание уделяется просвещению граждан. В парламенте считают, что недостаточно предоставить гражданам возможность высказываться в отношении законопроектов, необходимо также их информировать и обучать для более квалифицированного участия55. С 1999 г. Конгресс Перу организует бесплатные дистанционные обучающие курсы. В 2011 г. было принято решение о создании специальной платформы для электронного обучения и разработки для нее нового контента в рамках соглашения Конгресса и Испанского агентства международной кооперации для развития. В 2015 г. был запущен первый курс на платформе Конгресса Перу с использованием системы Moodle56.
55. См.: Gómes R.M. El Procedimiento legislativo en Perú: un ejemplo de procedimiento deliberativo. Aspectos relativos a la participación ciudadana // Revista de las Cortes Generales. 2012. Num. 85. P. 227, 228.

56. См.: Good Practices on Transparency and Citizen Participation in the Legislatures of the Americas. P. 63, 64.
49 Срок обучения на курсах составляет три недели. На них могут обучаться граждане, достигшие 18 лет. Записавшиеся на курсы получают доступ к лекциям, документам и видеоматериалам, а также к консультационному форуму, где раз в неделю преподаватель отвечает на вопросы обучающихся, и дискуссионному форуму, на котором обучающиеся обсуждают пройденный материал, обмениваются мнениями и идеями. На платформе Конгресса в 2018 г. было организовано 42 курса (от 2 до 7 каждый месяц) с 26 312 обучающимися; в 2019 г. – 46 курсов (от 2 до 8 каждый месяц) с 24 331 обучающимся; в 2020 г. – 56 курсов (от 7 до 9 каждый месяц) с 35 865 зарегистрированными участниками; в 2021 г. – 42 курса (от 8 до 11 каждый месяц) с 22 388 зарегистрированными участниками57. В период с августа по декабрь 2022 г. на курсы записалось 3929 человек58.
57. См.: Estadísticas del programa cursos virtuales // Congreso de la República. URL: >>>> (дата обращения: 23.05.2023).

58. См.: Congreso de la República. URL: >>>> ?K=5998 (дата обращения: 23.05.2023).
50 В 2023 г. гражданам предлагалось принять участие в 10 виртуальных курсах: «Как разработать проект закона?»; «Женщины: расширение прав и возможностей в политике»; «Конгресс: организация и функционирование»; «Женщины: права и возможности»; «Парламентские процедуры»; «Знакомство с нашей Конституцией»; «Женщины и политика»; «Политический контроль: отношения исполнительной и законодательной власти»; «Политическое участие и гражданство»; «История Конгресса Республики»59.
59. 10 Cursos Virtuales // Congreso de la República. URL: >>>> (дата обращения: 23.05.2023).
51 Деятельность Конгресса Перу получила высокую оценку. В 2012 г. на общенациональном конкурсе наилучших государственных практик виртуальный перуанский парламент был признан наилучшей практикой в категории «Службы по оказанию помощи гражданам», виртуальные законодательные форумы – в категории «Консультации и участие граждан». В 2016 г. виртуальные курсы были отмечены в категории «Просвещение граждан»60.
60. Congreso de la República. URL: >>>> (дата обращения: 23.05.2023).
52 Заключение
53 Как отмечается в литературе, в поисках новых форм демократии – делиберативной, партиципативной, плебисцитарной – Латинская Америка не только не отстает от более развитых стран, но и в чем-то их опережает61. В парламентах стран Латинской Америки получают распространение цифровые платформы или мобильные приложения, позволяющие избирателям следить в режиме реального времени за законодательным процессом и даже участвовать в нем. Использование информационных технологий существенно облегчает процесс рассмотрения законопроектов, позволяя гражданам и заинтересованным группам граждан предоставлять дополнительную информацию, обсуждать, критиковать и высказывать свои предложения по законопроектам. Однако в рамках электронного участия обсуждение законопроектов носит характер консультаций и выявления общественного мнения и слабо связано с процессом принятия окончательного решения.
61. См.: Костогрызов П.И. Латиноамериканский парламентаризм перед вызовами XXI в. // Таврические чтения - 2016. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность: Междунар. науч. конф., С-Петербург, Таврический дворец, 8 - 9 декабря 2016 г.: сб. науч. ст. / под ред. А.Б. Николаева. СПб., 2017. Ч. 2. С. 264.
54 Вместе с тем анализ бразильской и перуанской практики подтверждает выводы экспертов о том, что электронное участие граждан способствует увеличению доверия к парламенту, осознанию роли представительного учреждения и депутатов; формированию сильного «коллективного разума», обеспечивающего лучший анализ потенциального воздействия и более широкий спектр соображений в ходе всего законодательного процесса для достижения более качественных результатов62.
62. См.: Citizen Participation in the Legislative Process. P. 10 // ParlAmericas. URL: >>>> (дата обращения: 28.05.2023).
55 Опыт Бразилии свидетельствует о том, что существенное значение имеет грамотная правовая регламентация процедуры рассмотрения и учета предложений граждан, наличие специального структурного подразделения – постоянной комиссии, рассматривающей все законодательных идеи, поддержанные пользователями портала, и организующей прохождение через палату законодательных предложений граждан, признанных значимыми, привлечение интереса к обсуждаемым идеям и проектам посредством организации информационных компаний в социальных сетях.
56 Практика виртуального перуанского парламента показывает, что недостаточно создать возможности для участия граждан в процессе обсуждения законопроектов, необходимо предусмотреть правовые механизма учета их мнения. Вместе с тем правовое просвещение и адресное воздействие на специальные группы граждан, в первую очередь молодежь, способствуют популяризации парламентской деятельности.
57 По мнению экспертов, существует большая вероятность внедрения механизмов демократического участия в условиях кризисов и неопределенности63. Пандемия COVID-19 подтвердила этот тезис, способствовала ускорению процессов повышения цифровой грамотности населения, расширению применения информационных технологий в деятельность органов публичной власти и вовлечению граждан в рассмотрение проблем публичной политики. В Парагвае благодаря пандемии публичные слушания по законопроектам стали проводиться в Палате депутатов в виртуальной форме64. В Уругвае в 2020 г. стартовала Программа участия граждан, в рамках которой в парламенте была разработана цифровая платформа, позволяющая гражданам предлагать законопроекты, изменения действующего законодательства, задавать вопросы депутатам65. Вместе с тем эксперты предостерегают от чрезмерной веры в потенциал новых технологий без тщательного мониторинга электронного участия граждан66.
63. См.: Welp Y. Democratic Innovations in Latin America: The culture of citizen participation. P. 23 // Academia.edu. URL: >>>> Democratic_innovation_in_Latin_America_The_culture_of_citizen_participation (дата обращения: 21.01.2023).

64. См.: Audiencias públicas: Legislar con la ciudadanía. 30.12.2021 // República del Paraguay. Congreso nacional. Honorable Cámara de diputades. URL: >>>> (дата обращения: 25.06.2023).

65. См.: Fortalecer la Participación Ciudadana Digital en el Parlamento // Mirador de Gobierno Abierto. URL: >>>> o/GA/p/2280;jsessionid=u+4O+bJcuELJx5aO+oRolT6.node1 (дата обращения: 23.06.2023).

66. См.: Kingham T. e-Parliaments. The Use of Information and Communication Technologies to Improve Parliamentary Processes // World Bank Institute Working Paper. 2003. No. 28641. P. 30, 32. URL: >>>> (дата обращения: 11.05.2023).

Библиография

1. Костогрызов П.И. Латиноамериканский парламентаризм перед вызовами XXI в. // Таврические чтения - 2016. Актуальные проблемы парламентаризма: история и современность: Междунар. науч. конф., С-Петербург, Таврический дворец, 8 - 9 декабря 2016 г.: сб. науч. ст. / под ред. А.Б. Николаева. СПб., 2017. Ч. 2. С. 264.

2. Неверов К.А. Проблемы цифровизации гражданского участия в развивающихся странах: «правительство как платформа» в странах Латинской Америки // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2021. Т. 17. № 4. С. 362.

3. Barrantes Martínez A. M. Análisis de la participación ciudadana en el Foro Legislativo Virtual del Congreso de la República respecto de la Ley 31068 que faculta el retiro de los Fondos Privados de Pensiones en el contexto de la pandemia Covid-19. Tesi para obtener el grado academico Magister en Gerencias Social. Pontificia Universidad Católica del Perú. Lima, 2022. P. 79 // Pontificia Universidad Católica del Perú. URL: https://tesis.pucp.edu.pe/repositorio/handle/20.500.12404/24606 (дата обращения: 23.05.2023).

4. Castañedo Castro C.F. Foros Legislativos Virtuales // Politicaperu. URL: https://www.poiticaperu.org/foros-legislativos-virtuales.htm (дата обращения: 23.05.2023).

5. Citizen Participation in the Legislative Process. P. 10 // ParlAmericas. URL: https://parlamericas.org/uploads/documents/Toolkit_Citizen_Participation_in_the_Legislative_Process.pdf (дата обращения: 28.05.2023).

6. Coutinho R.L., Farranha A.C. Portal e-Cidadania e consultas públicas: Resultados para compreender estratégias digitais nos parlamentos. VIII Jornada de Pesquisa ne Extensão. 2017 // Jornadas de Pesquisa ne Extensão da Câmara dos Deputados. URL: https://soac.camara.gov.br/index.php/Jornada/VIII/paper/viewFile/181/67 (дата обращения: 25.03.2023).

7. Faria de C.F.S. The open parliament in the age of the internet. Can the people now collaborate with legislatures in lawmaking? Brasília, 2013. P. 133.

8. Frick M.M. Parliaments in the Digital Age. Exploring Latin America. P. 8 // E-Democracy Center. E-working Paper. 2005. No. 1. Agora. Portal for Parliamentary Development. URL: https://www.agora-parl.org/resources/library/parliaments-digital-age-exploring-latin-america (дата обращения: 28.05.2023).

9. Global Parliamentary Report 2022. Public engagement in the work of parliament. Annex: Case studies and practical guides. P. 7 // Inter-Parliamentary Union. URL: https://www.ipu.org/impact/democracy-and-strong-parliaments/global-parliamentary-report/global-parliamentary-report-2022-public-engagement-in-work-parliament (дата обращения: 24.05.2023).

10. Gómes R.M. El Procedimiento legislativo en Perú: un ejemplo de procedimiento deliberativo. Aspectos relativos a la participación ciudadana // Revista de las Cortes Generales. 2012. Num. 85. P. 227, 228.

11. Good Practices on Transparency and Citizen Participation in the Legislatures of the Americas. Santiago, 2017. P. 54–56, 63, 64.

12. Kies R., Méndez F., Schmitter P.C., Treschel A.H. Evaluation Use of New Technologies in Order to Facilitate Democracy in Europe. E-democratizing the Parliaments and Parties of Europe. Working Paper. Brussels, 2003. P. 5, 6 // European Parliament. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/etudes/join/2003/471583/IPOL-JOIN_ET (2003)471583_EN.pdf (дата обращения: 24.05.2023).

13. Kingham T. e-Parliaments. The Use of Information and Communication Technologies to Improve Parliamentary Processes // World Bank Institute Working Paper. 2003. No. 28641. P. 30, 32. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/866001468778800783/e-Parliaments-the-use-of-information-and-communication-technologies-to-improve-parliamentary-processes (дата обращения: 11.05.2023).

14. Latinobarómetro. Opinión Pública Latinoamericana. Informe 1995 - 2015. Santiago de Chile. P. 105, 106 // Latinobarómetro. Informes Anuales. URL: https://www.latinobarometro.org/latContents.jsp (дата обращения: 12.05.2023).

15. Leston-Bandeira C. Seven reasons why parliaments struggle with digital // AGORA-parl.org. URL: http://old.agora-parl.org/interact/blog/seven-reasons-why-parliaments-struggle-digital (дата обращения: 28.05.2023).

16. Mitozo I.B. Institutional Dynamics and the Development of E-Participation Tools in Brazil and the UK // E-legis. 2021. Vol. 14. No. 36. P. 12.

17. Negretto G., Couso J. Constitution-Building Processes in Latin America // International IDEA Discussion Paper. 2018. No. 3. P. 39, 41.

18. Pogrebinschi T. Innovating Democracy? The Means and Ends of Citizen Participation in Latin America. Cambridge, 2023. P. 13, 21, 25, 30, 33, 34, 39.

19. Pogrebinsci T. Latin America: democracy beyond representation. P. 1 // Latinno. URL: https: //www.latinno.net/media/publications/Latin_America-Democracy_beyond_Representation.pdf (дата обращения: 14.05.2023).

20. Pogrebinschi T. The Pragmatic Turn of Democracy in Latin America. Friedrich Ebert Stiftung. Study. 2013. August // Latinno. Innovations for Democracy in Latin America. URL: https://latinno.net/media/publications/Article_1_-_English.pdf (дата обращения: 24.01.2023).

21. Pogrebinschi T. Thirty Years of Democratic Innovations in Latin America. Berlin: WZB Berlin Social Science Center, 2021. P. 12 // EconStor. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/235143/1/Full-text-report-Pogrebinschi-Thirty-years-of.pdf (дата обращения: 24.05.2023).

22. Santos de M.B.P., Segurado R., Malina P. Citizens and Public contestation; Broadening the limits of political participation in Brazil // E-legis. 2019. No. 29. P. 146, 149.

23. Welp Y. Bridging the Political Gap? The Adoption of ICTs for the Improvement of Latin American Parliamentary Democracy // E-Parliament and ICT-Based Legislation: Concept, Experiences and Lessons / ed. by M.Z. Sobaci. Hershey PA, 2011. P. 226.

24. Welp Y. Democracy and Digital Divide in Latin America // E-Democracy Center. E-working Paper. 2007. No. 1. P. 6, 7, 11, 13.

25. Welp Y. Democratic Innovations in Latin America: The culture of citizen participation. P. 23 // Academia.edu. URL: https://www.academia.edu/25010693/Democratic_innovation_in_Latin_America_The_culture_of_citizen_participation (дата обращения: 21.01.2023).

26. Zazzali J.C. Los hitos en la legisldción ambiental del Perú. El papel del Congreso dela República y la influencia de la sociedad civil. Seminario Transparencia y Responsabilidada Ambiental en el Congreso de Chile. Proecto BID-PUC, Santiago de Chile. 9 Septiembre 2013. URL: https://politicaspublicas.uc.cl/wp-content/uploads/2015/01/jorge-caillaux-los-hitos-en-la-legislacion-ambiental-del-peru.pdf (дата обращения: 23.05.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести