Мощный стимул правовых исследований в военной науке Военное право: в 3 т. / под общ. ред. А.Н. Савенкова, А.В. Кудашкина (М.: Центр правовых коммуникаций, 2021–2022 гг.)
Мощный стимул правовых исследований в военной науке Военное право: в 3 т. / под общ. ред. А.Н. Савенкова, А.В. Кудашкина (М.: Центр правовых коммуникаций, 2021–2022 гг.)
Аннотация
Код статьи
S102694520024771-9-1
Тип публикации
Рецензия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Чемезов Сергей Владимирович 
Должность: генеральный директор
Аффилиация: Государственная корпорация «Ростех»
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
27-32
Аннотация

В рецензии отмечено, что в российской науке произошло эпохальное событие – вышла трехтомная монография «Военное право» под общей редакцией А.Н. Савенкова и А.В. Кудашкина. Актуальность исследования обусловлена глубинной трансформацией современных международных отношений, в которые включена Российская Федерация, и их адекватным отражением в системе внутригосударственных отношений Российского государства. Оценивая вклад рецензируемого труда в военную науку, автор подчеркнул глобальный охват исследованием практически всей объективной действительности, связанной с функционированием военной организации государства, и условий, в которых это функционирование происходит. На основе теоретического анализа авторскому коллективу удалось выделить основное ядро, суть военного права – право вооруженных конфликтов. Впервые в правовой науке оборонно-промышленный комплекс (ОПК) как государственное и социальное явление нашел свое место в качестве объекта фундаментального правового исследования. Научную ценность представляет исследование авторами рецензируемой монографии санкционных режимов, действующих в отношении российских организаций ОПК, а также вопросов правового обеспечения военно-технического сотрудничества. Сформулирован вывод, что коллективом автором под руководством А.Н. Савенкова и А.В. Кудашкина проведено фундаментальное военно-теоретическое исследование, включающее все значимые для государства правовые вопросы обеспечения обороны страны и безопасности государства при функционировании военной организации Российского государства, что послужит мощным стимулом последующих правовых исследований в военной науке

Ключевые слова
Российское государство, военное право, военная наука, право вооруженных конфликтов, оборонно-промышленный комплекс, военно-техническое сотрудничество, военная организация, обеспечение обороны страны и безопасности государства
Классификатор
Получено
16.02.2022
Дата публикации
29.03.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
245
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Chemezov SV

2 В российской науке произошло весьма значимое и, я бы не побоялся сказать, эпохальное событие – вышла трехтомная монография «Военное право»1. Событие это явно не относится к числу случайных и предопределено объективными процессами формирования правовых основ военной организации Российского государства, занявших по времени период от заключенных Русью первых договоров с Византией до наших дней.
1. Военное право: в 3 т. / под общ. ред. А.Н. Савенкова, А.В. Кудашкина. М., 2021. Т. I: История и теория военного права (с предисловием). - 560 с.; т. II: Современное состояние военного права (институты военного права). - 888 с.; 2022. Т. III: Основные проблемы и перспективные направления военно-правовых исследований. - 712 с.
3 Следует отметить, что достаточно длительный период эволюции военной организации государства и соответствующих ей правовых основ не привел к формированию военного права как самостоятельного явления системы права. Оно было научной и учебной дисциплиной, и не более того. Почему так? Должны были сформироваться соответствующие условия. Во-первых, в обществе и государстве необходимо осознание имманентности военной организации Российского государства, признание очевидного обстоятельства – реальный суверенитет России в определяющей части зависит от сильной военной организации государства.
4 Во-вторых, неразрывно с этим должен был быть сформирован достаточный массив правовой материи, детально регламентирующей все вопросы и аспекты функционирования военной организации государства и достаточной для его институализации в качестве самостоятельного системного явления в российской системе права.
5 В-третьих, уровень и глубина исследований проблем и вопросов военного права должны отвечать требованиям фундаментальности, от глубокого теоретического осмысления и разработки вопросов правовой действительности до детального изучения и разработки всех правовых институтов, опосредующих деятельность военной организации Российского государства.
6 На сегодняшний день такие условия созрели.
7 Необходимо отметить следующее.
8 До недавнего времени Россия жила в совершенно другом мире2. В мире, где глобализация и правила свободного рынка имели основополагающее значение. По этим правилам жили крупнейшие мировые компании, включая российские, которые были частью глобальной кооперации и выступали партнером таких гигантов, как Daimler AG, Renault, Boeing, Pratt & Whitney, Safran и многих других.
2. См.: Чемезов С. Откуда пренебрежение к российскому? URL: >>>>
9 Для нашей страны, которая в 1990-х годах практически растеряла свою промышленность, это сотрудничество дало многое. Оно открыло нам быстрый доступ к передовым технологиям, лучшему мировому опыту и международным рынкам. Благодаря ему мы на высшем уровне проводили техническое перевооружение и могли быстро создавать новые продукты: самолеты, вертолеты, автомобили, медицинские приборы, фармацевтические препараты и т.д. Поэтому Россия смогла достичь быстрых результатов там, где в других условиях понадобились бы десятилетия. Все это закончилось в 2014 г. после воссоединения Крыма с Родиной.
10 Сегодня Запад разрушает тот мир, который сам создавал многие годы. Он уничтожает глобальную кооперацию. Пытается вычеркнуть Россию из мировых цепочек. Многие страны мира сейчас следят за происходящим. На их глазах карточный домик, созданный из обещаний Запада, начинает сыпаться. Приходит осознание, что верить в партнерство с Западом больше нельзя – это чревато обманом и потерями. В новых современных геополитических и международных экономических реалиях как никогда становится актуальным осмысление суверенной российской самоидентичности в глобальной геополитической архитектуре, правильное выстраивание внутри государства структурных основ, в том числе правовых, обеспечивающих подлинный суверенитет государства. Одной из таких основ является институализация военной организации государства, позволяющей адекватно отвечать на все угрозы и вызовы современного мира.
11 Актуальность исследования обусловлена глубинной трансформацией современных международных отношений, в которые включена Российская Федерация, и их адекватным отражением в системе внутригосударственных отношений Российского государства. В ХХI в. со всей очевидностью проявилась тенденция монополизации мироустройства группой западных стран во главе с США, навязывания корпоративно-западнических ценностей всем суверенным государствам. Отстаивание собственных интересов и ценностей отдельными государствами преподносится как нарушение норм и принципов международного права. В этих условиях реальный суверенитет страны может быть обеспечен прежде всего при формировании адекватной существующим угрозам военной организации Российского государства. Вместе с тем ни в советское, ни в постсоветское время не проводились комплексные правовые исследования применительно к военной организации государства, всей совокупности возникающих при этом международных и внутригосударственных правоотношений. Рецензируемая монография «Военное право» призвана восполнить этот реально существующий пробел фундаментальных научно-правовых исследований в области военных наук.
12 Оценивая вклад монографии в военную науку, необходимо подчеркнуть глобальный охват исследованием практически всей объективной действительности, связанной с функционированием военной организации государства, и условий, в которых это функционирование происходит. На основе теоретического анализа авторскому коллективу удалось выделить основное ядро, суть военного права – право вооруженных конфликтов.
13 Действительно, государство - сложное системное явление, характеризуемое, как и любая система, основополагающим качеством – нахождением в состоянии равновесия (принцип гомеостазиса)3. Как любая система, государство существует только в процессе функционирования – в глобальном геополитическом пространстве и в условиях глобального мирового рынка. Эффективность современного рынка напрямую зависит от обладания дешевыми природными и людскими ресурсами. Именно этот экономический интерес западных развитых стран трансформируется в агрессивную геополитическую экспансию, направленную против нашей страны. В результате коллективный Запад пытается вывести Россию из равновесного состояния, действуя по двум направлениям – сжимая военное кольцо блока НАТО вдоль наших границ, подготовившись развязать войну, и предпринимая акты экономической агрессии, вводя санкции. Санкции – это политически мотивированный инструмент агрессии. «Все возможное, чтобы усложнить жизнь (России. – Прим. авт.), уже сделано. Совсем жесткие санкции – это, по сути, война»4.
3. См.: Поздняков Э.А. Системный подход и международные отношения. М., 1976. С. 70.

4. Чемезов С. Совсем жесткие санкции – это, по сути, война // РБК. 2021. 2 июня.
14 Сохранение равновесного состояния системы – Российского государства – в условиях гибридной, необъявленной агрессии Запада неизбежно привело к действующему вооруженному конфликту – проведению специальной военной операции. В результате именно боевая составляющая военной организации государства решает задачи непосредственного, прямого обеспечения состояния равновесности, т.е. неподверженности Российского государства внешнему возмущающему воздействию. Эта задача решается посредством ведения вооруженной борьбы в форме специальной военной операции. Глубокий теоретический анализ всего комплекса общественных и правовых отношений позволил коллективу авторов сделать ключевой, фундаментальный вывод – комплекс общественных отношений, опосредующих их правоотношений и средств правового опосредования образуют право вооруженных конфликтов, которое составляет подотрасль военного права (т. I, с. 460)5, его «ядро»6.
5. См. также: Кудашкин А.В. «Структурный скелет» отрасли военного права (к вопросу о подотраслях военного права) // Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение. 2021. № 4. С. 2–12.

6. Савенков А.Н., Кудашкин А.В. Военное право: постановка проблемы и пути решения // Государство и право. 2021. № 4. С. 21; Кудашкин А.В. Право вооруженных конфликтов — ядро военного права: проблемы и актуальность современных исследований // Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение. 2021. № 12. С. 86—91.
15 Мне как руководителю Государственной корпорации «Ростех» хотелось бы обратить внимание на другие, не менее значимые для государства, достижения авторского коллектива монографии.
16 Несмотря на достаточно обширный исследовательский задел военно-правовых исследований (более 550 диссертаций, в том числе 41 докторская диссертация), до настоящего момента не было уделено должного внимания оборонно-промышленному комплексу страны. Это тем более удивительно, что согласно Военной доктрины Российской Федерации7 оборонно-промышленный комплекс (ОПК) страны представляет собой один из трех компонентов военной организации государства. Указанное доктринальное положение объективно предопределяет место и роль ОПК в системе права: правовые основы ОПК относятся к отрасли военного права. В силу научной амбициозности авторского коллектива данный элемент не мог быть обойден исследовательским вниманием. Впервые в правовой науке ОПК как государственное и социальное явление нашел свое место в качестве объекта фундаментального правового исследования. Подробно изучены понятие ОПК, его структура, виды и формы организаций ОПК, особенности управления такими организациями. Вместе с тем включение соответствующей главы в монографию можно рассматривать как начало комплексного, системного, теоретического и практического изучения этого неотъемлемого элемента государства, являющегося в силу его предназначения и сути одним из главных системных средств обеспечения устойчивости государства – его суверенитета и независимости. Требует дальнейшего теоретического осмысления определение места правовых источников ОПК в отрасли военного права, его соотношение с другими элементами военной организации государства, исследование исходных начал и принципов правового регулирования ОПК для исключения, во-первых, неоправданного вмешательства государства в практическую сферу функционирования комплекса, что приведет к снижению эффективности его деятельности, во-вторых, недостаточности внимания со стороны государства к значимым потребностям и интересам комплекса, что не позволит ему в полной мере обеспечить решение задач, поставленных перед ним Военной доктриной Российской Федерации.
7. Утв. Президентом РФ № Пр-2976 от 25.12. 2014 г. (см.: Росс. газ. 2014. 30 дек.).
17 Научную ценность представляет исследование авторами рецензируемой монографии санкционных режимов, действующих в отношении российских организаций ОПК. Справедливо подчеркивается, что санкции США и Евросоюза «противоречат основополагающим принципам международного права» (т. II, с. 675). Тема санкций в том виде и формате, которые введены в отношении России, его физических и юридических лиц, нова для российской действительности. Как справедливо подчеркивает член-корр. РАН, проф. А.Н.Савенков, они «являются, по сути, законодательной экспансией и правовой интервенцией»8. Убежден, что впереди глобальные судебные иски со стороны России. Соответственно, правовая наука должна сыграть в защите интересов страны ключевую роль, опираясь на общепризнанные принципы и нормы международного права.
8. Савенков А.Н. Трансформация парадигмы права в цивилизационном развитии человечества: доклады членов РАН / под общ. ред. А.Н. Савенкова. М., 2019. С. 68.
18 Серьезную научную ценность представляет исследование в монографии вопросов правового обеспечения военно-технического сотрудничества (т. II, с. 695–712)9. Следует отметить особую роль науки военного права для формирования правовой основы действующей системы российского экспорта в иностранные государства. В рамках фундаментальных исследований, проведенных с начала 2000-х годов по настоящее время10, сформирована современная система военно-технического сотрудничества, гибко отражающая сбалансированность интересов государства и организаций ОПК. Благодаря правовой науке удалось создать разумный баланс государственного контроля за столь чувствительной сферой как экспорт продукции военного назначения и предоставлением организациям ОПК свободы экономической деятельности, позволяющий уже долгие годы занимать России второе место на мировом рынке оружия. На примере военно-технического сотрудничества мы видим показательный случай, когда фундаментальная наука эффективно решает практические важные для государства задачи.
9. Глава 22 § 2 (автор - В.В. Кудашкин).

10. См.: Чемезов С.В. Теория и методология стратегического менеджмента в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами: дис. … д-ра экон. наук. М., 2005; Кудашкин В.В. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2003; Его же. Государственное регулирование торговли продукцией военного назначения с иностранными государствами. СПб., 2003; Его же. Правовые основы военно-технического сотрудничества: в 3 т. М., 2018; Его же. Военно-техническое сотрудничество: правовые вопросы: учеб. для магистратуры. М., 2022.
19 * * *
20 Подводя итог анализу фундаментальной исследовательской работы ведущих ученых в области военного права, оценивая монографию «Военное право», в целом можно сделать вывод, что коллективом автором под руководством А.Н. Савенкова и А.В. Кудашкина проведено фундаментальное военно-теоретическое исследование, включающее все значимые для государства правовые вопросы обеспечения обороны страны и безопасности государства при функционировании военной организации Российского государства, что послужит мощным стимулом последующих правовых исследований в военной науке.
21 Вместе с тем необходимо отметить следующее. Впереди у нашей страны ответственные времена. Потребуется большая кропотливая работа по обеспечению суверенитета и безопасности государства. Немаловажная роль в этом направлении отводится военной науке и, конечно же, ее неотъемлемой правовой составляющей – военному праву. Совершенно очевидно, что качество науки, ее адекватность требованиям времени во многом зависят от соответствующего инфраструктурного обеспечения.
22 Сегодня мы видим, что во многом благодаря руководителю Института государства и права РАН А.Н. Савенкову созданы организационные предпосылки для выведения военного права на качественно новый уровень – при Академии военных наук создано Отделение военного права; в рамках Ассоциации юристов России функционирует Комиссия по военному праву и правовому обеспечению национальной безопасности.
23 Есть серьезный научный потенциал для формирования на базе Института государства и права РАН государственного научно-исследовательского центра по вопросам военного права, правовому обеспечению оборонно-промышленного комплекса и национальной безопасности. Институту по силам справиться с этой важной для государства задачей.

Библиография

1. Военное право: в 3 т. / под общ. ред. А.Н. Савенкова, А.В. Кудашкина. М., 2021. Т. I: История и теория военного права (с предисловием). С. 460; т. II: Современное состояние военного права (институты военного права). С. 675, 695 - 712; 2022. Т. III: Основные проблемы и перспективные направления военно-правовых исследований.

2. Кудашкин А.В. Право вооруженных конфликтов — ядро военного права: проблемы и актуальность современных исследований // Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение. 2021. № 12. С. 86—91.

3. Кудашкин А.В. «Структурный скелет» отрасли военного права (к вопросу о подотраслях военного права) // Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение. 2021. № 4. С. 2–12.

4. Кудашкин В.В. Военно-техническое сотрудничество: правовые вопросы: учеб. для магистратуры. М., 2022.

5. Кудашкин В.В. Государственное регулирование торговли продукцией военного назначения с иностранными государствами. СПб., 2003.

6. Кудашкин В.В. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2003.

7. Кудашкин В.В. Правовые основы военно-технического сотрудничества: в 3 т. М., 2018.

8. Поздняков Э.А. Системный подход и международные отношения. М., 1976. С. 70.

9. Савенков А.Н. Трансформация парадигмы права в цивилизационном развитии человечества: доклады членов РАН / под общ. ред. А.Н. Савенкова. М., 2019. С. 68.

10. Савенков А.Н., Кудашкин А.В. Военное право: постановка проблемы и пути решения // Государство и право. 2021. № 4. С. 21.

11. Чемезов С. Откуда пренебрежение к российскому? URL: https://www.rbc.ru/opinions/economics/15/06/2022/62a87e589a7947cbf332c253?from=newsfeed

12. Чемезов С. Совсем жесткие санкции – это, по сути, война // РБК. 2021. 2 июня.

13. Чемезов С.В. Теория и методология стратегического менеджмента в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами: дис. … д-ра экон. наук. М., 2005.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести