Обновленная Конституция Республики Беларусь: сущностное содержание поправок
Обновленная Конституция Республики Беларусь: сущностное содержание поправок
Аннотация
Код статьи
S102694520022838-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Миклашевич Петр Петрович 
Должность: Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, Председатель Конституционной комиссии
Аффилиация: Конституционный Суд Республики Беларусь
Адрес: Республика Беларусь, Минск
Выпуск
Страницы
7-21
Аннотация

В статье в конкретно-историческом контексте анализируются с использованием сравнительно-правовой и формально-правовой методологии сущность и ключевые аспекты изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь, принятых на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. Рассматриваются предпосылки и условия конституционных преобразований в целях совершенствования конституционной модели государства и общества, обосновывается их своевременность и объективная необходимость. Автор на основе опыта деятельности Конституционной комиссии (март 2021 г. – январь 2022 г.), обобщившей поступившие предложения граждан, аргументирует оптимальность и юридическую точность конституционно-правовых формулировок обновленной Конституции, комплексность и системность конституционно-правового регулирования. Доктринальные подходы к правовому регулированию современных общественных отношений, выработанные в практике Конституционного Суда Республики Беларусь, послужили фундаментом теоретических разработок совершенствования конституционно-правовых конструкций Конституции.

Ключевые слова
конституционные преобразования, изменения Конституции Республики Беларусь 2022 года, конституционное правосудие, Конституционный Суд Республики Беларусь
Классификатор
Получено
28.07.2022
Дата публикации
29.11.2022
Всего подписок
12
Всего просмотров
392
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год
1

2 Введение
3 Время, прошедшее с момента принятия Конституции в 1994 г., показало значимость конституционных положений и сформулированных в ней ценностных ориентиров для интенсивного государственно-правового строительства.
4 За эти годы Республика Беларусь укрепила свой суверенитет и независимость, проводит самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. В настоящее время созданы политические, идеологические, конституционно-правовые, социально-экономические основы устойчивого развития белорусского государства.
5 Вместе с тем современные условия объективно потребовали конституционных преобразований, формулирования в Конституции положений, отражающих идеи и цели дальнейшего государственно-правового строительства и общественного развития.
6 Т.Я. Хабриева подчеркивает, что мировая практика знает разные способы изменения конституции, различия в его содержании и пределах, что обусловливается в том числе своеобразием национально-правовой системы и культурно-историческими особенностями развития того или иного государства1.
1. См.: Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире. М., 2016.
7 Процесс разработки и принятия на референдуме обновленной Конституции 2022 года показал, что Конституция является не только правовым документом высшей юридической силы, но выступает как общественный договор, наполненный реальным содержанием, на основе которого достигается общественное согласие и доверие между личностью, обществом и государственной властью. Как подчеркивают современные конституционалисты, «конституция позволяет стране находиться на столбовом пути всемирной истории, а не на ее задворках»2. Следует согласиться, что «конституционная модель – это определенный образец, единая схема регулирования определяющих общественных отношений. Она с позиций общечеловеческих ценностей, применяя их с учетом специфических условий страны, образует “каркас” для регулирования общественного и государственного, конституционного строя, положения различных коллективов в обществе, правового статуса личности»3.
2. Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М., 2011. С. 6.

3. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2007.
8 О деятельности Конституционной комиссии. На VI Всебелорусском народном собрании (11–12 февраля 2021 г.) было принято решение о создании Конституционной комиссии по разработке предложений по изменению Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изм. 1996 и 2004 гг.).
9 На встрече с судьями Конституционного Суда 15 марта 2018 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркнул, что Беларусь следит за тенденциями в мире, в стране стараются своевременно принимать решения, направленные на развитие государства. «Жизнь не стоит на месте, она очень бурно развивается, и, естественно, мы должны успевать меняться сами, подстраиваться под эту жизнь. Конституция должна быть на шаг-два впереди изменений нашего общества. Отсюда и проблема, которая перед нами, как я уже сказал, если не встала, то встанет, о корректировке, изменении норм Конституции»4.
4. Встреча с судьями Конституционного Суда 15.03.2018 г. // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь // >>>>
10 Указом Президента РБ от 15 марта 2021 г. № 105 в целях разработки предложений по изменению Конституции Республики Беларусь была создана Конституционная комиссия и утвержден ее состав; определена задача разработать конкретные предложения по изменению Конституции РБ, учитывая современные особенности социально-экономического и политико-правового развития страны, назревшие потребности общества.
11 В ходе подготовки VI Всебелорусского народного собрания на диалоговых площадках было высказано много предложений граждан по изменению Конституции РБ, которые легли в основу работы Конституционной комиссии.
12 С марта 2021 г. Национальный центр правовой информации осуществлял сбор предложений от граждан как в письменном, так и в электронном виде. Конституционная комиссия всесторонне и тщательно анализировала поступающие предложения. В составе Конституционной комиссии было сформировано семь групп для анализа поступающих от граждан предложений по изменению соответствующих разделов и глав Конституции; образована редакционная группа из числа юристов Конституционной комиссии для юридического оформления возможных изменений конституционных норм.
13 С учетом нового исторического этапа развития общества и государства Конституционная комиссия стремилась найти предложения и формулировки, отражающие дальнейшие пути эффективного государственно-правового строительства в современных условиях, определить ценностные конституционно-правовые ориентиры. При этом учитывалось, что за прошедшие годы на основе действующей Конституции сформированы политические, экономические и социальные основы для устойчивого развития белорусского государства: необходимо было бережно сохранить конституционные положения, предопределяющие эффективный курс развития страны.
14 Осознавая, что устойчивость конституционного строя Беларуси базируется на национальных конституционно-правовых традициях, сложившейся системе ценностей историко-культурного и духовного наследия, Конституционная комиссия тщательно выверяла возможность дополнения основ конституционного строя, определяя разумный компромисс исходя из баланса общественных и государственных интересов.
15 В процессе своей деятельности Конституционная комиссия исходила из следующих факторов:
16 во-первых, конституционная преемственность.
17 Республика Беларусь идет по эволюционному конституционному пути развития. Конституция РБ основывается на выработанных в процессе самоопределения народа конституционно-правовых традициях, нравственных и духовных идеалах и ценностях.
18 Приверженность общечеловеческим конституционным ценностям, свободе и демократии, справедливости и солидарности предопределяет развитие Республики Беларусь правовым, демократическим, социальным государством. Преемственность конституционных положений – залог устойчивости и безопасности государства, сохранения достигнутого прогресса в политической, экономической, социальной и культурной сферах; во-вторых, современное конституционное развитие.
19 Эффективное государственно-правовое строительство возможно только на прочном конституционном фундаменте, который в современных условиях необходимо постоянно укреплять. При этом, с одной стороны, стабильность Конституции есть важное условие устойчивого развития общества и государства, с другой - Конституция должна соответствовать изменяющимся общественным отношениям. Динамика общественной жизни обусловливает необходимость увязывать конституционные преобразования с дальнейшим устойчивым и динамичным развитием страны.
20 О концептуальных изменениях обновленной Конституции. 27 февраля 2022 г. состоялся республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию РБ. Реализовав свое конституционное право, граждане Республики Беларусь на республиканском референдуме приняли обновленную Конституцию РБ. Согласно результатам референдума, за принятие изменений и дополнений Конституции проголосовали 82.86% голосовавших, или 65.16% от внесенных в списки для голосования граждан.
21 Сущность изменений Конституции РБ заключается в следующем:
22 во-первых, сохранена президентская форма правления с перераспределением полномочий президента, парламента и правительства исходя из их конституционных функций;
23 во-вторых, установлен конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия, определяющего стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие;
24 в-третьих, усовершенствованы конституционные основы избирательной системы; определен конституционный статус Центральной избирательной комиссии;
25 в-четвертых, конституционные положения о социальном характере белорусского государства получили развитие и содержательное наполнение в виде усиления гарантий социальных прав;
26 в-пятых, расширены гарантии судебной защиты прав граждан – установлено полномочие Конституционного Суда РБ по рассмотрению конституционных жалоб граждан на нарушение их прав и свобод.
27 Изменения преамбулы Конституции. Преамбула является важнейшей составной частью Конституции РБ. В ней изложены основные ценности и идеи духовного наследия нашего народа как источника государственной власти.
28 Преамбула отражает ценности и цели Республики Беларусь не только как суверенного государства, возникшего в результате распада СССР, но и как государства, имеющего глубокие исторические традиции государственности.
29 Вместе с тем вызовы XXI в., новый исторический этап потребовали формулирования в преамбуле Конституции РБ положений, отражающих новые идеи и цели государственно-правового строительства и общественного развития в условиях современного миропорядка. Процессы глобализации и интеграции в современном мире, кардинальные геополитические трансформации актуализируют вопросы укрепления государственного суверенитета, сохранения национальной самобытности народа, конституционной идентичности, опирающихся на богатое культурно-историческое наследие Беларуси.
30 Исходя из вышеуказанных факторов, содержащееся в преамбуле неотъемлемое право народа на самоопределение, которое является общепризнанным принципом международного права (часть четвертая преамбулы обновленной Конституции РБ), дополнено такими ценностными установками, как сохранение национальной самобытности и суверенитета.
31 В контексте многовековой истории развития белорусской государственности часть пятая преамбулы дополнена указанием на культурно-духовные традиции, что в полной мере отражает особую роль культурно-духовного наследия в процессе становления современного белорусского государства, служит ценностным мировоззренческим ориентиром в укреплении конституционно-правовой идеологии Республики Беларусь.
32 В настоящее время продолжается процесс формирования Республики Беларусь как государства для народа, в центре которого – права человека на достойную и безопасную жизнь. Одним из определяющих условий устойчивого развития государства в данном контексте является социальная справедливость. В современном обществе качество жизни определяется не только материальным достоянием, но и способностью государства обеспечить баланс общественных отношений и социальное согласие.
33 Обозначение в преамбуле Конституции РБ такой конституционной цели, как утверждение социально справедливого общества, объединяет различные социальные, национальные и иные интересы, служит не только конституционно-правовым, но и морально-нравственным ориентиром на пути к укреплению взаимного доверия власти и народа.
34 Совершенствование положений основ конституционного строя. Конституционные реформы, прошедшие во многих странах мира, свидетельствуют, что в процессе трансформации, как правило, остаются неизменными основы конституционного строя – как те ценности и принципы организации государства и общества, которые обеспечивают его устойчивое и последовательное прогрессивное развитие. Основы конституционного строя являются фундаментальными положениями конституций, отражая конституционную модель общества и государства.
35 В обновленной Конституции РБ сохранены основополагающие положения об основах конституционного строя:
36 Республика Беларусь – демократическое социальное правовое государство (ст. 1);
37 Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику (часть вторая ст. 1);
38 согласно ст. 2 человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией;
39 в соответствии со ст. 3 единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Беларуси является народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией;
40 в силу ст. 6 государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
41 После тщательного анализа конституционных положений Конституционная комиссия предложила ряд дополнений и уточнений, направленных на совершенствование конституционного фундамента белорусского государства, которые были поддержаны гражданами на референдуме.
42 Согласно ст. 4 обновленной Конституции РБ демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений. Выявлению и выражению политической воли граждан содействуют политические партии и другие общественные объединения, которые действуют в рамках Конституции и закона.
43 Вопросы идеологии белорусского государства давно стали предметом дискуссий политологов, философов, юристов в попытке разработки универсальной национальной идеи, консолидирующей государство и общество. Нужно признать, что в цифровую эпоху, в условиях развития информационного общества идеология как совокупность значимых для конкретного государства и общества ценностных императивов становится таким же неотъемлемым элементом современного государства, как территория и суверенитет, что и подчеркивает новое дополнение Конституции.
44 Следует согласиться, что «необходимой гарантией правового государства является не только система разделения властей, включающая сбалансированный механизм сдержек и противовесов, но и развитое демократическое правосознание граждан, объединенных общими конституционными ценностями, уверенных в своей безопасности, в своем государстве, в своем будущем»5.
5. Зорькин В.Д. Конституционное правосудие: процедура и смысл. СПб., 2021. С. 7.
45 Принцип верховенства Конституции (был закреплен в ст. 137 разд. VIII в прежней ред.) в обновленной Конституции РБ сохранен и включен в ст. 7 разд. I «Основы конституционного строя» и сформулирован следующим образом: «Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Беларусь. Иные правовые акты издаются на основе и в соответствии с Конституцией».
46 Полагаем, принцип верховенства Конституции органично дополнил установленный в ст. 7 принцип верховенства права, который обусловливает развитие национальной правовой системы на основе принципов права, справедливости и равенства.
47 Статья 15 устанавливает, что государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Таким образом, на государство возлагается конституционное требование об обязанности сохранять нашу историческую память.
48 Данная конституционная норма актуальна не только в Год исторической памяти, ее цель – сохранение исторической правды о Великой Отечественной войне, пресечение попыток оспорить моральное и историческое право белорусского народа на значительный вклад в победу над фашизмом. В настоящее время не только историки, но и известные конституционалисты вынуждены обращаться к данной проблематике и подчеркивать важность сохранения исторической памяти и исторической правды. «Забвение этой исторической реальности (Великой Победы над фашизмом.Авт.) может иметь колоссальные катастрофические последствия как для мироустройства в целом, так и для дальнейшего развития страны»6. Новая конституционная норма о необходимости сохранения исторической памяти служит целям формирования в обществе должной нравственной и общественно-политической позиции на примере героического подвига нашего народа.
6. Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М., 2010. С. 38.
49 В современном мире, характеристикой которого становится в последнее время нарастание глобальных рисков, вызовов и угроз, актуализируются вопросы защиты суверенитета и независимости Республики Беларусь.
50 В Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 28 января 2022 г. Президент РБ А.Г. Лукашенко подчеркнул: «Мы не хотим войны, мы навоевались. Наш народ миллионы потерял в прошлых войнах. Мы хотим мирно жить и работать. Мы никогда не создавали проблем нашим соседям, никаким другим народам. И никогда их создавать не будем. Не только потому, что мы мирные люди, а потому что нам это просто не надо»7.
7. Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, 28.01.2022 г. // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь // >>>>
51 В сложных условиях геополитических трансформаций сохранена неизменной часть первая ст. 18 Конституции РБ: Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. При этом ст. 18 дополнена частью второй: Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Эта поправка подчеркивает приверженность белорусского государства миролюбивой внешней политике.
52 Развитие положений о правах человека и укреплении социального государства. В разд. II «Личность, общество, государство» Конституции РБ реализована общепризнанная цивилизационная концепция прав и свобод человека, основанная на признании в равной мере прав и свобод каждого человека независимо от его расовой, национальной принадлежности, пола, социального и имущественного положения. Это в полной мере соответствует международным стандартам прав человека, выработанным на уровне ООН.
53 Республика Беларусь, являясь членом Организации Объединенных Наций, ратифицировала такие важнейшие международно-правовые акты, как Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и другие акты, прямо вытекающие из Всеобщей декларации прав человека, которые реализованы в Конституции и других законодательных актах. В настоящее время содержание норм Конституции о правах и свободах человека неразрывно связано с пониманием прав и свобод, выработанным международным сообществом в рамках международных стандартов в сфере прав человека.
54 Прошедший после принятия в 1994 г. Конституции РБ период подтвердил важнейшее значение создания условий социальной защищенности граждан и социальной справедливости для устойчивого развития страны, необходимость сохранения широкого каталога социально-экономических прав в Конституции и их наполнение новым содержанием.
55 В современных условиях сущность понятия социального государства трансформируется: социальное государство выступает не только как основной фактор благополучия общества, обеспечения социальной справедливости и социальной солидарности, но и как государство, обеспечивающее социальное партнерство, социальную ответственность граждан и всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности. Для закрепления современных принципов социального государства, где блага создаются посредством труда и другой социально полезной деятельности граждан, их совместными усилиями, в целях установления взаимной ответственности и взаимодействия личности и государства ст. 21 Конституции РБ дополнена новой частью следующего содержания: «Каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства».
56 Формулировка части второй ст. 21 основывается на современном понимании конструкции социального государства: не государство с социальным иждивенчеством, а «работающее государство» (модель социального государства на современном этапе инновационной экономики).
57 Новые принципы социального государства, в котором блага создаются посредством труда, а также создаются условия, благоприятствующие труду, требуют повышения социальной активности личности. Такой подход поддерживался гражданами в ходе обсуждения изменений Конституции, базируется на традиционном для национального сознания уважительном отношении к человеку, который трудится, создает своим трудом общественные блага, и негативном отношении к человеку, избегающего работы.
58 Социальная ответственность закономерно вытекает из выше обозначенного понимания социального государства, в котором от каждого требуется посильный вклад. Одновременно такое понимание предполагает повышение социальной ответственности каждого человека, осознание роли его вклада в общее благосостояние страны.
59 В сфере здравоохранения согласно ст. 45 обновленной Конституции РБ гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение, – за счет государственных средств в порядке, установленном законом.
60 Сформулировано положение о том, что граждане заботятся о сохранении собственного здоровья, – это означает, что не только государство должно заботиться или обязывать, но и граждане должны стремиться вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, предпринимать усилия по сохранению своего собственного здоровья.
61 В условиях техногенного мирового развития здоровье и безопасность человека во многом определяются состоянием окружающей среды. Конституционный Суд РБ в своих решениях неоднократно обращал внимание на необходимость обеспечения гарантий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а также на выполнение конституционной обязанности государства принимать соответствующие меры по охране окружающей среды.
62 С учетом развития в Республике Беларусь отношений, связанных с производством и использованием атомной энергетики, в том числе строительством Белорусской атомной электростанции, обновленная ст. 46 Конституции РБ о праве каждого на благоприятную окружающую среду дополнена статьей о развитии в Республике Беларусь атомной энергетики: «Республика Беларусь развивает атомную энергетику в мирных целях, обеспечивает безопасность при производстве и использовании атомной энергии», а ст. 55 закрепляет в качестве долга каждого охрану природной среды и бережное отношение к природным ресурсам.
63 В ст. 32 обновленной Конституции РБ установлено, что брак – это союз женщины и мужчины, с сохранением традиционных, воспринятых от наших предков ценностей семьи и брака; закреплены гарантии государственной поддержки семей с детьми, что в полной мере отражает важнейшее направление социальной политики.
64 В обновленной Конституции РБ существенно усилены гарантии со стороны государства в отношении лиц с ограниченными возможностями.
65 В контексте равенства возможностей и уважения прав инвалидов следует отметить, что Республика Беларусь - участница Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., важнейшими принципами которой выступают принципы равенства возможностей; уважения присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости.
66 В развитие общепризнанных мировых подходов в отношении лиц с ограниченными возможностями и проводимой государственной социальной политики ст. 47 обновленной Конституции РБ дополнена частью, согласно которой инвалидам обеспечиваются равные возможности для осуществления прав и свобод человека и гражданина. Государством реализуется политика социальной интеграции инвалидов, создания доступной среды и улучшения качества их жизни, поддержки семей с инвалидами.
67 В обновленной Конституции РБ отдельная статья посвящена молодежи. Учитывая, что в ХХI в. дальнейший научно-технический прогресс, развитие инновационной экономики страны основывается на высоком уровне интеллекта, новая ст. 321 возлагает на государство обязанность способствовать духовному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, создавать необходимые условия для ее свободного и эффективного участия в общественной жизни, реализации потенциала молодежи в интересах всего общества.
68 Сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, патриотизм - долг каждого гражданина Республики Беларусь: это дополнение ст. 54 Конституции РБ обусловлено необходимостью установления важнейшего конституционного ориентира государственной политики, прежде всего по воспитанию у молодежи чувства ответственности за настоящее и будущее нашей страны.
69 Что касается политических прав граждан, то следует отметить, что демократия как народовластие, являясь составной частью основ конституционного строя Республики Беларусь, находит выражение прежде всего в избирательной системе, организации власти в государстве, а также в многообразии политических институтов, идеологий и мнений. С демократией, основанной на Конституции, связана реализация таких ценностей, как законность, равенство, справедливость, права и свободы человека. Как отмечал Конституционный Суд РБ в своих решениях, дальнейшее совершенствование конституционной демократии предполагает наполнение ее новыми формами и содержанием, отвечающими потребностям развития белорусского общества и государства на современном этапе8.
8. См.: Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 18.01.2012 г. № Р-680/2012 «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2011 году».
70 В целях наиболее полной реализации политических прав граждан ст. 36 обновленной Конституции РБ, устанавливающая право на свободу объединений как один из определяющих элементов конституционно-правового статуса личности, дополнена положениями, согласно которым граждане для осуществления и удовлетворения политических, социальных, экономических, культурных и иных интересов имеют право на создание политических партий и других общественных объединений, участие в их деятельности. Политические партии и другие общественные объединения создаются и действуют в соответствии с законом.
71 В связи с интенсивным развитием информатизации, иных проявлений цифровой эпохи ст. 28 обновленной Конституции РБ дополнена положением, согласно которому государство создает условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании.
72 В современных условиях право на неприкосновенность личной жизни, закрепленное в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека в качестве основополагающего, развивается в рамках обеспечения информационной безопасности, безопасности информационного пространства в государстве.
73 При этом необходимо обеспечить надлежащий баланс между зашитой информации о личности и требованиями свободного обмена информацией, свободы слова, свободы доступа к информации. Этот баланс должен основываться на учете как законных интересов индивидов, организаций, собирающих и обрабатывающих персональные данные, так и общества в целом.
74 В Послании 2018 г. Конституционный Суд РБ обратил внимание парламента на важность своевременного законодательного регулирования реализации прав человека нового поколения, подчеркнув, что, учитывая усиление роли информатизации и цифровизации на современном этапе, правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере должно являться приоритетным.
75 Для соответствующего законодательного регулирования, которое учитывает конституционные и духовно-нравственные ценности, а также обеспечивает переход к обществу современной цифровой культуры необходим конституционный фундамент в целях защиты общества от деструктивного информационно-психологического воздействия, развития безопасного информационного пространства.
76 Таким образом, конституционно-правовой статус личности, закрепленный в обновленной Конституции РБ, – совокупность, прав, конституционных обязанностей и ответственности – направлен на формирование инициативной, творческой деятельности граждан в различных сферах на благо общества, обеспечение консолидации общества и его безопасного устойчивого развития.
77 Справедливый баланс социальных интересов в современных условиях глобализации и цифровизации достигается в демократическом правовом государстве путем поддержания всеми доступными юридическими и организационными средствами гармоничного взаимодействия личности, общества и государства.
78 Изменения конституционных положений избирательной системы. Конституция РБ закрепляет общепризнанные демократические принципы избирательной системы – всеобщее, равное, свободное, прямое избирательное право при тайном голосовании, которое соответствует основополагающим стандартам демократических выборов, установленных в международно-правовых актах на уровне ООН, многочисленных европейских международных документах.
79 Конституционная комиссия учитывала, что при совершенствовании избирательного процесса необходимо сохранение и развитие демократических избирательных процедур для обеспечения политического волеизъявления народа на свободных демократических выборах с целью устойчивого развития общества и государства.
80 Важнейшая роль в обеспечении проведения демократических выборов, своевременном осуществлении на конституционно-правовой основе всех демократических избирательных процедур принадлежит избирательным комиссиям. Избирательные комиссии организационно-правовыми средствами обеспечивают легитимный процесс выборов, и роль центрального избирательного органа в этом процессе неуклонно растет. В связи с этим в обновленной Конституции РБ определен конституционный статус Центральной избирательной комиссии, обусловленный ее особым положением в избирательном процессе, ролью в реализации конституционного правового механизма народовластия, утверждении принципов демократии, равенства, законности.
81 В данном контексте ст. 70 Конституции РБ дополнена новым положением, устанавливающим запрет финансирования расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями, иностранными гражданами, а также в других случаях, предусмотренных законом, – в целях исключения манипулирования волей избирателей для получения определенного политического результата.
82 В целях уточнения конституционного статуса гражданина как субъекта избирательного процесса в ст. 64 обновленной Конституции РБ исключен запрет на участие в выборах лиц, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Данное положение отвечает международно-правовым стандартам избирательных прав граждан и усиливает гарантии соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей.
83 Еще один достаточно распространенный международный подход в избирательной системе, направленный как на повышение эффективности работы выборных органов, так и на экономичность процесса выборов, – установление единого дня голосования. Согласно ст. 67 обновленной Конституции РБ предусмотрен единый день голосования для выборов депутатов – последнее воскресенье февраля, что позволит новым созывам депутатов активно, по всей республике, приступить к работе, и в целом эффективно организовывать работу депутатов всех уровней.
84 Всебелорусское народное собрание: конституционные основы новой формы представительной демократии. В настоящее время важнейшим современным институтом представительной демократии, восходящим по своей конституционно-правовой природе к историческим традициям коллегиального принятия важнейших для общества и государства решений, является Всебелорусское народное собрание.
85 Первое Всебелорусское народное собрание было созвано в октябре 1996 г. в целях обеспечения наиболее полного участия широких слоев населения в обсуждении принимаемых государственными органами мер по преодолению экономического кризиса, стабилизации социальной обстановки. В дальнейшем с участием широкого народного представительства на регулярно проводимых Всебелорусских народных собраниях обсуждались важнейшие вопросы социально-экономического и общественно-политического развития страны.
86 Согласно обновленной Конституции РБ Всебелорусское народное собрание – высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие (ст. 891).
87 Делегатами Всебелорусского народного собрания являются: Президент Республики Беларусь; Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки; представители законодательной, исполнительной и судебной власти; представители местных Советов депутатов; представители гражданского общества.
88 Представители местных Советов депутатов и гражданского общества на Всебелорусское народное собрание избираются от каждой области и города Минска в порядке, определяемом законом.
89 Предельная численность делегатов Всебелорусского народного собрания составляет 1200 человек.
90 Срок полномочий Всебелорусского народного собрания составляет пять лет.
91 Делегат Всебелорусского народного собрания принимает участие в работе Всебелорусского народного собрания без отрыва от трудовой (служебной) деятельности.
92 Согласно ст. 893 обновленной Конституции РБ Всебелорусское народное собрание как высший представительный орган народовластия Республики Беларусь наделено важнейшими конституционно-властными полномочиями для реализации своих конституционных функций в системе государственной власти – стабилизации, консолидации и развития общества и государства.
93 Всебелорусское народное собрание:
  1. утверждает основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности;
  2. утверждает программы социально-экономического развития Республики Беларусь;
  3. заслушивает премьер-министра о выполнении программ социально-экономического развития Республики Беларусь;
  4. предлагает изменения и дополнения в Конституцию РБ;
  5. предлагает проведение республиканских референдумов;
  6. вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов;
  7. принимает решение о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции РБ либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления;
  8. вправе ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение при наличии оснований, предусмотренных Конституцией РБ, и в случае бездействия Президента по этим вопросам; введение чрезвычайного или военного положения рассматривается Всебелорусским народным собранием по инициативе Президиума Всебелорусского народного собрания или Совета Республики;
  9. по предложению Президента РБ, предварительно согласованному с Президиумом Всебелорусского народного собрания:избирает Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда РБ и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;избирает Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РБ и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;избирает Председателя и членов Центральной избирательной комиссии и освобождает их от должности по основаниям, предусмотренным законом;
  10. по предложению Президента РБ принимает решение о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций, иных лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности;
  11. устанавливает государственные праздники и праздничные дни;
  12. награждает Президента РБ государственными наградами, а также предлагает лиц для награждения государственными наградами;
  13. дает обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам, получает информацию от государственных органов и должностных лиц, осуществляет иные установленные Конституцией РБ и законом полномочия, необходимые для реализации возложенных на него конституционных функций.
94 Следует подчеркнуть, что Всебелорусское народное собрание как высший представительный орган народовластия в государстве наделено правом рассмотрения вопроса о легитимности выборов Президента Республики Беларусь и тем самым выступает гарантом справедливой оценки волеизъявления народа на выборах Президента РБ.
95 Установленные на конституционном уровне конституционно-властные полномочия Всебелорусского народного собрания направлены на реализацию стабилизационной, консолидирующей и программно-стратегической конституционных функций высшего представительного органа государства, которые взаимосвязаны и взаимодополняемы, нацелены на объединение и сплочение общественно-политических сил в государстве, совместное решение важнейших общегосударственных задач, определение путей дальнейшего прогрессивного развития страны с учетом всех внешних и внутренних факторов.
96 Таким образом, Всебелорусское народное собрание как орган народовластия с широким народным представительством выражает, по сути, народный суверенитет, волю народа и дает возможность объективно влиять на процессы развития общества, выражать реальные запросы населения, способствовать дальнейшему укреплению демократических начал современного белорусского государства.
97 Совершенствование президентской формы правления и реализации принципа разделения властей. По форме правления Беларусь - президентская республика. Президент является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
98 Институт президентства с сильной президентской властью в полной мере оформился положениями Конституции РБ (с изм. 1996 г.), что явилось объективно обусловленным ответом на те вызовы времени, которые переживал народ Беларуси в период становления и развития суверенной государственности. Прошедший период развития подтвердил эффективность, состоятельность и целесообразность функционирования института президента, его ключевую роль во всех общественно-политических процессах, социально-экономическом развитии, укреплении суверенитета и независимости страны.
99 В соответствии со ст. 6 Конституции РБ государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
100 Наукой предложены различные теоретические конструкции форм правления9, но, безусловно, одних внешних формальных или нормативных характеристик недостаточно; следует исходить из полноты реализации конституционной модели системы сдержек и противовесов, всей практики конституционализма в государстве и даже, как указывают Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин, «от конкретной ситуации»10.
9. См.: Чиркин В.Е. Какая форма правления существует в современной России? // Росс. журнал правовых исследований. 2014. № 4 (1). С. 32–40; Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина. М., 2013; Горбуль Ю.А. К вопросу о форме правления современной России в контексте конституционных поправок 2020 года // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 2. С. 31 - 35.

10. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Указ. соч.
101 Конституционные положения о разделении властей и единстве государственной власти направлены на согласованное функционирование органов государственной власти, обеспечение конституционного баланса государственно-политических интересов, реальное действие конституционно-правовых механизмов при принятии управленческих решений.
102 Предложения, обсуждавшиеся Конституционной комиссией об изменении конституционных положений о функциях и полномочиях президента, парламента и правительства, касались, во-первых, реального действия принципа разделения властей: во-первых, уточнения установленных за каждым органом государственной власти полномочий для эффективного выполнения своих конституционных функций, исключения «параллельных» полномочий и их «дублирования»; во-вторых, –недопущения разбалансированности системы государственной власти, определения уровня ответственности и самостоятельности при принятии решений.
103 При этом согласимся с выводом ведущих конституционалистов, анализирующих конституционные реформы на постсоветском пространстве: «К Конституции нельзя подходить с арифметической точки зрения – столько-то полномочий прибавлено, столько-то убавлено. Меняется сама логика взаимоотношений ветвей власти и философия, которая лежит в основе действующей Конституции»11.
11. Хабриева Т.Я., Андриченко Л.В. Конституционные реформы на постсоветском пространстве: тенденции развития // Вестник Пермского ун-та. Юридические науки. 2017. № 3. С. 272 - 287.
104 Учитывая современные геополитические факторы, вопросы национальной и внешнеполитической безопасности, конституционные положения, определяющие конституционно-правовой статус и функции Президента РБ (ст. 79 Конституции РБ), дополнены положениями о порядке функционирования государственной власти в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей (ст. 881). Определение статуса Президента, прекратившего исполнение своих полномочий (ст. 89), выступает логическим продолжением неприкосновенности и гарантий, предоставляемых действующему Главе государства.
105 В обновленной Конституции РБ установлено, что для занятия должности Президента необходим более высокий возрастной ценз – 40 лет; ценз оседлости – постоянное проживание в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами; ценз гражданства (иная связь с иностранным государством) – отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества (ст. 80). Следует согласиться с Т.Я. Хабриевой и А.А. Клишасом, отмечающими, что подобные требования обусловлены особым правовым статусом президента и его ролью в политической системе: «Избрание на должность главы государства лица, сохраняющего в какой-либо форме правовую связь с иностранным государством, может нести угрозу основам конституционного строя, нравственности, здоровью, правам и законным интересам граждан, обеспечению обороны страны и безопасности государства, а также ставит под сомнение способность такого лица независимо, беспристрастно и с соблюдением требований закона осуществлять полномочия Президента»12.
12. Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». М., 2020.
106 Конституционные сроки пребывания в должности Президента ограничены: одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков (ст. 81 Конституции РБ). Ограничение сроков полномочий Президента на конституционном уровне относится к одной из институциональных гарантий президентской власти, устойчивого развития демократического государства.
107 Ограничены полномочия Президента в законотворческом процессе: в обновленной Конституции РБ исключено право президента издавать декреты как законодательные акты. На конституционном уровне устанавливается верховенство закона: согласно дополнению ст. 85 указы и распоряжения Президента не должны противоречить законам. Таким образом, законодательное регулирование общественных отношений осуществляется законами, принятыми парламентом, и в определенных случаях – указами Президента, не противоречащими законам.
108 Безусловно, полномочия Главы государства нельзя определить в полном объеме на конституционном уровне. Конституционная комиссия исходила из того, что в Конституции РБ необходимо, во-первых, уточнить конституционные функции Президента, установить полномочия, необходимые для осуществления конституционных функций; во-вторых, учитывать, что ряд правовых инструментов и механизмов по реализации функций и полномочий регламентируется законами. При этом следует соблюдать правило: на уровне Конституции определяются конституционные функции и конституционные полномочия Президента, и только для их реализации следует устанавливать дополнительные полномочия Президента на уровне закона.
109 В целях установления четкого критерия дальнейшего распределения полномочий на законодательном уровне сформулирован п. 30 ст. 84 обновленной Конституции РБ: Президент Республики Беларусь осуществляет иные установленные Конституцией и законами полномочия, необходимые для реализации возложенных на него конституционных функций.
110 В отношении полномочий правительства. Необходимо отметить, что неотъемлемым признаком государства, экономической и финансовой основой его суверенитета является бюджет – центральное звено в финансовой системе государства. В обновленной Конституции РБ усилена роль Правительства в бюджетной сфере – в части как разработки и внесения проекта бюджета в парламент, так и обеспечения исполнения республиканского бюджета, и представления в парламент отчета о его исполнении (ст. 107), что отвечает роли Правительства в управлении бюджетно-финансовой сферой государства.
111 С возникновением новых общественных отношений происходит расширение компетенции органов исполнительной власти: требуются новые управленческие решения в сфере науки и инноваций, государственно-частного партнерства. В связи с этим полномочия Правительства дополнены новыми функциями, которые послужат определенными конституционно-правовыми ориентирами его деятельности.
112 Что касается изменений и уточнений конституционно-правового статуса парламента и его полномочий, в обновленной Конституции РБ сохранен классический конституционно-правовой подход как к основным стадиям законодательной деятельности, так и формам парламентского контроля.
113 Следует учитывать, что современное развитие парламентаризма идет путем не только совершенствования законодательной деятельности и парламентских процедур, но и применения наиболее рациональных и эффективных форм парламентского контроля: парламентский контроль становится неотъемлемой конституционной формой осуществления государственной власти и существенным элементом системы сдержек и противовесов в демократическом государстве13.
13. См.: Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Указ. соч.; см. также: Керимов А.Д. Парламентаризм как форма легитимности политической власти в современной России. Екатеринбург, 2015; Васильева Т.А. Законодательные полномочия парламентов в европейских странах: современные тенденции // Труды ИГП РАН. 2012. № 1. С. 138–156.
114 В современных условиях парламентский контроль, выражающийся прежде всего в контроле со стороны парламента в отношении правительства, дополняется и соответствующим контролем сферы законодательного регулирования – путем проведения правового мониторинга, оценки регулирующего воздействия, прогнозирования последствий принятия законов, – т.е. комплексный контроль за действием законов и их регуляторным воздействием на общественные отношения в различных сферах жизнедеятельности. Необходимо осознавать, что в условиях динамичных общественных процессов законодательное регулирование обеспечивает не только своевременное решение насущных социально-экономических задач, но и перспективное устойчивое развитие государства.
115 Роль парламента усиливается в решении кадровых вопросов: наряду с сохранением установленного порядка назначения премьер-министра (назначается Президентом РБ с согласия Палаты представителей), согласно обновленной Конституции РБ, Генеральный прокурор не только назначается, но и освобождается от должности Президентом РБ с предварительного согласия Совета Республики (ст. 126), как и Председатель Комитета государственного контроля РБ (ст. 130). Такое расширение парламентского участия в механизме формирования органов государственной власти усиливает разделение властей.
116 Предусматривается, что для эффективной реализации контрольных полномочий Палата представителей и Совет Республики ежегодно заслушивают информацию Генерального прокурора, Председателя Комитета государственного контроля и Председателя Правления Национального банка о результатах их деятельности (п. 51 ст. 97; п. 21 ст. 98 Конституции РБ).
117 Исходя из необходимости более полной реализации конституционного принципа разделения властей, уточнена часть третья ст. 92: исключено право депутата Палаты представителей быть одновременно членом правительства.
118 В целях более полной реализации парламентом законодательной функции исключены положения, предусматривающие делегирование Палатой представителей и Советом Республики Президенту РБ законодательных полномочий на издание декретов, имеющих силу закона, а также издание Президентом РБ по своей инициативе либо по предложению Правительства РБ в силу особой необходимости временных декретов, имеющих силу закона. Система нормативных правовых актов, установленная на конституционном уровне, направлена на полную и точную реализацию государственными органами своей компетенции в пределах их конституционных функций.
119 Следует указать также на такие организационно-правовые уточнения конституционных положений в отношении парламента, как увеличение срока полномочий парламента – с четырех до пяти лет (ст. 93 Конституции РБ), изменение порядка проведения сессий парламента: вместо двух сессий в год – одна сессия с сентября по июнь (палаты собираются на сессию, которая открывается в третий вторник сентября и закрывается в последний рабочий день июня следующего года) (ст. 95 Конституции РБ), что будет способствовать более последовательной и системной парламентской работе.
120 Таким образом, конституционные изменения, касающиеся конституционных функций и полномочий президента, парламента и правительства, направлены на более полную реализацию конституционного принципа разделения властей: уточнение конституционно-правового статуса президента, усиление кадровой и контрольной функций парламента, повышение самостоятельности и ответственности правительства.
121 Укрепление независимости судебной власти. Судебная власть как самостоятельная ветвь государственной власти осуществляет функцию правосудия, т.е. функцию по разрешению судебных дел в особой процессуальной форме. Правосудие, чтобы быть эффективным средством защиты прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, должно осуществляться независимым, беспристрастным и компетентным судом.
122 Конституционные основы судебной власти содержатся в гл. 6 «Суд» разд. IV обновленной Конституции РБ, в которой определено, что судебная власть в Республике Беларусь осуществляется судами; система судов строится на принципах территориальности и специализации.
123 Таким образом, правосудие является функцией судебных органов, реализуемой посредством судебного разбирательства. Вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для всех граждан и должностных лиц. В этом проявляется как исключительность, так и полнота судебной власти.
124 По предложению Конституционной комиссии, в целях эффективного функционирования судебной системы, полноты и последовательности реализации конституционных принципов организации судебной власти в обновленной Конституции установлен статус Верховного Суда Республики Беларусь как органа, возглавляющего систему судов общей юрисдикции: согласно новой ст. 1121 Конституции Верховный Суд РБ возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие посредством гражданского, уголовного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом.
125 Предусматривается новый порядок формирования Верховного и Конституционного судов РБ: в соответствии со ст. 1121 и 116 Конституции Председатель, заместители Председателя и судьи Верховного Суда РБ избираются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием; Председатель, заместитель Председателя и судьи Конституционного Суда РБ избираются и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием.
126 Конституционный порядок формирования Верховного и Конституционного судов РБ посредством избрания судей, а также их освобождения от должности высшим представительным органом народовластия – Всебелорусским народным собранием – усиливает гарантии независимости судей, обеспечивает предоставление гражданам эффективной судебной защиты и отправление справедливого беспристрастного правосудия.
127 О повышении роли конституционного контроля. Верховенство Конституции РБ и ее прямое действие не может реализовываться без эффективных юридических средств судебной защиты. Конституционный Суд РБ является единственным органом в государстве, обладающим полномочиями по проверке конституционности нормативных правовых актов. Его решения обязательны для всех органов государственной власти, организаций и граждан, окончательны и обжалованию не подлежат.
128 Конституционный Суд РБ реализует конституционную функцию в следующих формах: последующий конституционный контроль нормативных правовых актов, вступивших в юридическую силу, по предложению уполномоченных субъектов; предварительный конституционный контроль законов, принятых парламентом, до их подписания Президентом РБ.
129 В обновленной Конституции РБ установлено, что последующий конституционный контроль нормативных правовых актов осуществляется по предложениям не только Президента, палат парламента, Верховного Суда, Совета Министров, как было ранее, но и Президиума Всебелорусского народного собрания; предварительный конституционный контроль законов осуществляется только по предложениям Президента. Предварительный конституционный контроль законов получил также свое развитие в таком новом полномочии Конституционного Суда, как проверка по предложениям Президента конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию.
130 Таким образом, в обновленной Конституции РБ конституционная функция по контролю нормативных правовых актов сохраняется и развивается в целях обеспечения конституционализации права. В своих решениях Конституционный Суд РБ обращал внимание, что, учитывая, что Конституция является организующей и развивающей юридической основой правовой системы, источником возникновения и функционирования всех отраслей законодательства, необходима дальнейшая последовательная конституционализация права, указывая на необходимость нормотворческим органам всесторонне раскрывать потенциал Конституции в правовом регулировании различных сфер жизнедеятельности общества и государства, опираясь на конституционные принципы и нормы14.
14. См.: Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 14.03.2019 г. № Р-1166/2019 «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2018 году».
131 О развитии конкретного конституционного контроля. Конституционная жалоба - наиболее распространенная форма защиты конституционных прав и свобод граждан, все страны постсоветского пространства и большинство европейских государств в различных формах имеют институт конституционной жалобы.
132 Дискуссии о преимуществах и недостатках введения в Беларуси конституционной жалобы ведутся достаточно давно15. Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд РБ последовательно отстаивал необходимость конституционной жалобы16, и определенные элементы данного механизма защиты прав и свобод граждан к настоящему времени в практике Конституционного Суда сформированы. Таким образом, и сложившиеся объективные условия конституционно-правового развития национальной правовой системы, и практика конституционного правосудия способствовали установлению института конституционной жалобы на конституционном уровне: согласно ст. 1161 Конституции РБ Конституционный Суд в порядке, установленном законом, выносит решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты.
15. См.: Теоретические и практические аспекты, связанные с индивидуальной конституционной жалобой в европейской модели конституционного правосудия: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, 13–14 мая 2010 г.). Минск, 2010.

16. См.: Миклашевич П.П. Доступ к конституционному правосудию в правовой системе Республики Беларусь // Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь: навуковае і інфармацыйна-прававое выданне. 2011. № 3. С. 41–44.
133 Установление института конституционной жалобы в Республике Беларусь на конституционном уровне обеспечивает прямой доступ граждан к конституционному правосудию, дает возможность исключить искажение конституционно-правового смысла норм закона при применении в конкретном судебном деле, расширяет гарантии защиты прав и свобод граждан.
134 О преюдициальном запросе. Преюдициальным запросом традиционно обозначают полномочие конституционных судов проверять по запросам судов общей юрисдикции конституционность норм закона или иного нормативного правового акта, подлежащего применению при рассмотрении конкретного дела – в ходе судебного процесса в суде общей юрисдикции.
135 В соответствии со ст. 1161 Конституции РБ Конституционный Суд в порядке, установленном законом, выносит решения по запросам судов, проверяя конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел.
136 Реализация преюдициального запроса послужит формированию действенного механизма взаимодействия системы судов общей юрисдикции и Конституционного Суда РБ, поднимет на новый уровень систему судебной защиты прав и свобод граждан.
137 Введение конституционной жалобы, института преюдициального запроса направлено на реализацию конкретного конституционного контроля – в целях конституционализации правоприменительной практики.
138 Современное конституционно-правовое развитие показывает, что необходимо разрешать возникающие конституционные конфликты правовыми средствами, используя соответствующие конституционно-правовые механизмы.
139 При осуществлении ряда полномочий Конституционный Суд РБ выступает как арбитр в системе государственной власти, обеспечивая ее устойчивое функционирование. Так, при сохранении полномочия давать заключение по предложению Президента о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции новое полномочие наделяет Конституционный Суд правом давать заключение по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции.
140 Согласно ст. 1161 Конституционный Суд РБ по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания дает заключения о конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики.
141 Использование конституционно-правовых средств и механизмов, включая конституционный контроль конституционности при проведении выборов, является дополнительной гарантией обеспечения свободного волеизъявления избирателей, справедливой и объективной оценки избирательного процесса.
142 Конституционный Суд РБ по предложениям Президента РБ осуществляет проверку конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум. Это положение обусловлено важностью решений, принимаемых на референдуме, и необходимостью в полной мере обеспечить реализацию конституционного права граждан непосредственно участвовать в решении государственных дел.
143 Таким образом, Конституционный Суд РБ, разрешая дела, связанные с компетенцией государственных органов, проведением выборов, обеспечивая конституционность вопросов, выносимых на республиканские референдумы, становится фактически конституционным арбитром между различными ветвями власти, выполняя функцию «хранителя» Конституции. Ключевым при этом для органа конституционного правосудия является судебная сдержанность и недопущение чрезмерного судейского активизма, сохранение уравновешивающей правовой природы конституционного суда как органа судебной власти.
144 Полномочие по официальному толкованию Конституции как особой юридической деятельности, как правило, принадлежит конституционным судам. Востребованность именно конституционно-судебного толкования в отличие от парламентского обусловлена особой конституционно-юридической природой конституционного правосудия, специфическим характером деятельности конституционных судов, находящихся в центре правовых коллизий, узловых проблем национальной правовой системы.
145 С проблематикой конституционно-судебного толкования Конституции связаны вопросы судебного правотворчества в целом, доктрина «живой конституции», к которым обращался Конституционный Суд РБ при выработке соответствующих доктринальных подходов.
146 Наделение Конституционного Суда РБ таким значимым полномочием, как толкование Конституции, свидетельствует об укреплении статуса Конституционного Суда как органа, формирующего конкретную конституционную доктрину государства.
147 Расширение полномочий Конституционного Суда РБ повышает роль конституционного контроля в системе защиты прав и свобод граждан, обеспечивает утверждение верховенства Конституции и конституционной законности, реализацию не только буквы, но и духа Конституции в правотворчестве и правоприменении, укрепление конституционного правопорядка.
148 Заключение
149
  1. Изменения и дополнения Конституции РБ 2022 года базируются на национальных конституционно-правовых традициях, сложившейся системе ценностей историко-культурного и духовного наследия, учитывают назревшие объективные потребности общества, отвечают стратегическим целям и задачам государства.
  2. Установление конституционного статуса Всебелорусского народного собрания – высшего представительного органа народовластия Республики Беларусь – устанавливает более активное вовлечение и непосредственное участие граждан в управлении страной, расширяет гарантии народного представительства, укрепляет незыблемость устоев народовластия.
  3. Конституционные поправки 2022 года послужат основой дальнейшего совершенствования модели белорусского общества и государства, конституционализации права и правоприменительной практики, прочным фундаментом для развития Республики Беларусь демократическим социальным правовым государством.

Библиография

1. Васильева Т.А. Законодательные полномочия парламентов в европейских странах: современные тенденции // Труды ИГП РАН. 2012. № 1. С. 138–156.

2. Горбуль Ю.А. К вопросу о форме правления современной России в контексте конституционных поправок 2020 года // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 2. С. 31 - 35.

3. Зорькин В.Д. Конституционное правосудие: процедура и смысл. СПб., 2021. С. 7.

4. Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М., 2011. С. 6.

5. Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М., 2010. С. 38.

6. Керимов А.Д. Парламентаризм как форма легитимности политической власти в современной России. Екатеринбург, 2015.

7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина. М., 2013.

8. Миклашевич П.П. Доступ к конституционному правосудию в правовой системе Республики Беларусь // Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь: навуковае і інфармацыйна-прававое выданне. 2011. № 3. С. 41–44.

9. Теоретические и практические аспекты, связанные с индивидуальной конституционной жалобой в европейской модели конституционного правосудия: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Минск, 13–14 мая 2010 г.). Минск, 2010.

10. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире. М., 2016.

11. Хабриева Т.Я., Андриченко Л.В. Конституционные реформы на постсоветском пространстве: тенденции развития // Вестник Пермского ун-та. Юридические науки. 2017. № 3. С. 272 - 287.

12. Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». М., 2020.

13. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2007.

14. Чиркин В.Е. Какая форма правления существует в современной России? // Росс. журнал правовых исследований. 2014. № 4 (1). С. 32–40.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести