К вопросу о содержании дефиниции «финансово-правовые механизмы обеспечения судебной экспертной деятельности»
К вопросу о содержании дефиниции «финансово-правовые механизмы обеспечения судебной экспертной деятельности»
Аннотация
Код статьи
S102694520022763-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ручкина Гульнара Флюровна 
Должность: декан Юридического факультета
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация,
Попова Анна Владиславовна
Должность: Профессор Департамента международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
85-98
Аннотация

. Авторы статьи на основе сравнительно-правового анализа отечественной и зарубежной научной литературы раскрывают особенности существующих таких значимых дефиниций, как «хозяйственный механизм», «экономический механизм», «финансовый механизм», «механизм правового регулирования» и «финансово-правовой механизм». В статье рассмотрены основные научные школы по определению роли и места всех этих видов механизмов в системе экономико-правового развития государства. Формулируется вывод о необходимости введения в научный оборот понятия «системы финансово-экономических механизмов судебной экспертной деятельности», определяющих: 1) субъектно-объектный состав правоотношений; 2) систему методов, приемов и средств финансирования данного вида деятельности; 3) правовое, информационное и организационное обеспечение судебной экспертной деятельностью; 4) совокупность различного рода механизмов, к числу которых следует отнести, например, механизм государственного финансового контроля, механизм страхования; цифровые финансовые механизмы и др.

Ключевые слова
судебная экспертная деятельность, механизм правового регулирования, финансово-правовой механизм, субъекты права, государственное финансирование, экономический механизм, финансовый механизм
Источник финансирования
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации
Классификатор
Получено
03.07.2022
Дата публикации
29.11.2022
Всего подписок
12
Всего просмотров
270
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год
1 Введение. В научной литературе тема доктринального определения понятия «финансово-правовой механизм обеспечения судебной экспертной деятельности» является на первый взгляд недостаточно изученной. Чётко сформулированного определения такого понятия нет ни в российских, ни в зарубежных научных исследованиях. Однако, несмотря на отсутствие научных работ, прямо раскрывающих сущность данного понятия, в научной литературе (экономической и юридической) есть значительное число авторских позиций, которые, на наш взгляд, могут быть использованы для формирования понятийного аппарата в исследуемой области, именно в силу данного факта мы их отнесли как необходимые для изучения.
2 Значимость формирования и совершенствования теоретико-категориального аппарата определяется меняющимися общественными отношениями, их динамикой развития в той или иной степени в определенной сфере жизни социума, а именно в финансово-экономической. Как отмечал В.Е. Чиркин, создание новой правовой категории заключается в критериальном отборе специальных признаков, отличающих конкретное явление, нуждающееся в регулировании, от других, возможно, сходных с ним, но без учёта второстепенных характеристик, затрудняющих его спецификацию1. Кроме того, особое значение имеют формулирование цели и задач практического использования созданной новой дефиниции, а также обращение внимания на тот факт, что доктринальный терминологический (понятийный) аппарат не должен слишком часто меняться даже под влиянием турбулентных событий как в международных или региональных правовых реалиях, так и в отдельной правовой системе конкретного государства.
1. См.: Чиркин В.Е. Конституционная терминология. М., 2013.
3 Стабильность терминологической преемственности юридических понятий, которые актуальны на сегодняшний день, представляет собой важный механизм сохранения устойчивости системы права и системы законодательства страны2. Финансово-правовой механизм, безусловно, будучи основополагающим юридико-экономическим понятием, в то же время подвержен постоянному изменению и в силу этого факта нуждается в своевременной правовой модификации3. Рассмотрим, каким образом в научной литературе формировалась правовая категория, представляющая собой «фундаментальные, наиболее широкие по объему обобщения универсальные правовые понятия, фиксирующие существенные закономерные связи и отношения в сфере правовой действительности»4, – «финансово-экономический механизм» вообще и «финансово-экономический механизм обеспечения судебной экспертной деятельности, в частности. И даже более – следует ли употреблять по отношению к судебно-экспертной деятельности категорию «механизм» или следует говорить о целой совокупности подобного рода механизмов.
2. См. подр.: Власенко Н.А. Техника составления правовых дефиниций // Юридическая техника: учеб. пособие / Н.А. Власенко, А.И. Абрамова, Г.Т. Чернобель и др. М., 2016.

3. См.: Абрамова А.И. Правовые понятия в общем цикле развития российского законодательства // Журнал росс. права. 2017. № 11. С. 36.

4. Панов Н.И. Проблемы методологии формирования категориально-понятийного аппарата юридической науки // Проблемы законности. 2014. № 126. С. 3 - 13.
4 Сам термин «механизм» по отношению к финансово-экономической сфере был введён в научный оборот в советской научной литературе в 1960-х годах в трудах акад. Л.И. Абалкина. Им был проанализирован «хозяйственный механизм социалистического общества», под которым он подразумевал систему всех используемых в хозяйственной деятельности «экономических рычагов и стимулов влияния», и раскрыты её структурные элементы5, в 1970 - 1980-х гг. эта концепция получила своё дальнейшее развитие6. Следует отметить, что доктринальная трактовка «хозяйственного механизма», под которым подразумевалась «сложная структурная совокупность форм, методов, стимулов и экономических рычагов», получила свое легальное закрепление в юридических документах СССР7.
5. К таким элементам были отнесены формы и методы: организации общественного производства; хозяйственных связей; ‒ структуру, планирования и хозяйственного руководства (см: Абалкин Л.И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. М., 1973.

6. См.: Кошкин В., Гайдар Е. О структуре хозяйственного механизма // Экономические науки. 1979. № 7. С. 31–38; Бунич П.Г. Хозяйственный механизм развитого социализма: сущность, структура, проблемы и перспективы. М., 1980; Осипов Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М., 1994.

7. См.: О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов: Постановление ЦК КПСС от 12 июля 1979 г.; Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. М., 1979.
5 Если в советской науке использовался термин «хозяйственный механизм», то в зарубежной – «экономический механизм», понятие которого ввел в научный обиход Лео Гурвиц в 1960-х годах. Он предложил определять его через теорию игр, созданную ещё в 1944 г. Дж. фон Нейманом и О. Моргенштерном8. Экономический механизм в трактовке Л. Гурвица представлял собой взаимодействие между субъектами и центром в трёх фазах: сначала каждый игрок отсылает «информацию» в центр», центр обобщает все информационные потоки от всех субъектов для выработки конечного результата и отправляет новую информацию игрокам, объявляя результат и «подстраивая» под план его выполнения деятельность игроков9. В 1994 г. эта теория получила своё развитие в трудах Дж. Нэша, за которую он получил Нобелевскую премию в области экономики10. Он, как отмечает Н.А. Зенкевич, «заложил основы общей теории некооперативной теории игр и теории кооперативных соглашений»11, когда игра характеризовалась, как «своеобразный отражатель происходящих экономических событий с субъектами, а работа экономического механизма заключается в постановке правильного алгоритма действий, результатом которых будет получение максимального результата»12.
8. См.: Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение / пер. с англ. под ред. и с доб. Н.Н. Воробьева. М., 1970.

9. См.: Власов Д.А., Синчуков А.В. Равновесие Нэша в биматричных играх: технология моделирования и визуализации Wolfram Demonstration Project // Современные информационные технологии и IT-образование. 2016. Т. 12. № 4. С. 209; Измалков С.Б., Сонин К.И., Юдкевич М.М. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г.) // Вопросы экономики. 2008. № 1. С. 4, 5.

10. См.: >>>> Harold W., >>>> John C., >>>> R. et al. The work of John F. Nash Jr. in game theory: Nobel Seminar, 8 December 1994 // >>>> . 1995. No. 81 (1). P. 160 - 189. DOI: >>>>

11. Зенкевич Н.А. Выдающийся вклад в теорию игр и ее приложения в области экономики и теории менеджмента (к 80-летию со дня рождения Джона Форбса Нэша) // Росс. журнал менеджмента. 2008. Т. 6. № 4. С. 169.

12. Прокофьева Т.Ю. Соотношение понятий «экономический механизм» и «организационно-экономический механизм» // Вестник МФЮА. 2017. № 1. С. 22.
6 В 1990-е годы в российской экономической литературе понятие «механизм» также начинает трактоваться как определенная характеристика экономической системы и широкое распространение получают два основополагающих термина: «экономический механизм» и «финансовый механизм». Так, термин «экономический механизм» стал в большинстве своём использоваться в исследовательской и учебной литературе вместо, но иногда и как синоним понятия «хозяйственный механизм»13, под которым подразумевалась конкретная система взаимосвязей, целью которых провозглашалось преобразование хозяйственной деятельности определенных субъектов на основе современных методик, включающих усовершенствованные формы, методы, средства и приёмы14.
13. Аверина И.С. Эволюция и классификация феномена «хозяйственный механизм» // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 3. Экономика. Экология. 2012. № 2 (21). С. 12–16.

14. См.: там же. С. 14.
7 Исходя из анализа российской и зарубежной научной литературы15 конца ХХ в., можно говорить о четырех научных школах, в рамках которых «экономический механизм» определяется как:
15. См. подр.: Марка Д.А., МакГоуэн К.Л. Методология структурного анализа и проектирования / пер. с англ.; предисл. Д.Т. Росса. М., 1993; Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / пер. с англ. М., 1994.
8 1) отдельная специальная смоделированная организационная модель развития экономики, например, такой подход был использован в методологии SADT (Structured Analysis & Design Technique), определяемым Д.Т. Россом как «метод структурного анализа и проектирования функционального моделирования IDEF0»16;
16. Ross D.T. Structured Analysis (SA): A Language for Communicating Ideas // IEEE Transaction on Software Engineering. 1977. SE-3. P. 16 - 34; Ross D.T. Applications and Extensions of SADT // Computer. 1985. Vol. 18. No. 4. P. 25 - 34. DOI: 10.1109/MC.1985.1662862; Ross D.T., Schoman K. E. Structured Analysis for Requirements Definition / IEEE Transaction on Software Engineering. 1977. No. 3. P. 6 - 15.
9 2) формальная систематизированная модель взаимодействия субъектов экономической деятельности, использующая определенные методы и механизмы воздействия17;
17. См.: Измалков С.Б., Сонин К.И., Юдкевич М.М. Указ. соч. С. 4–26.
10 3) определенные обязательные взаимосвязи, возникающая внутри экономической системы при определенных условиях между её структурными элементами под воздействием первичных импульсов – механизмов различного рода, действующими в рамках рыночной экономики, «открытые» и «закрытые» экономические механизмы (валютный, финансовый, инвестиционный, инфляционный и др.), определяющих саму суть экономического механизма отдельной страны, предприятия, структурного подразделения18;
18. См.: Кульман А. Экономические механизмы / пер. с франц. Е.П. Островской; общ. ред. Н.И. Хрусталевой. М., 1993. С. 7, 12, 13.
11 4) обеспечение реального практического экономического результата, т.е. экономический механизм возникает на основе создания экономической стратегии и экономической политики и представляет собой особую иерархию различного рода механизмов на уровне отдельной экономической отрасли, конкретного предприятия и каждого из его структурных подразделений предприятия и др., направленных на обеспечение специальных функций в рамках выполнения единой цели на каждом их этих уровней, ради которой и создан экономический механизм19.
19. См.: Абалкин Л.И. Избр. труды: в 4 т. Т. ІІ. На пути к реформе. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. Новый тип экономического мышления. Перестройка: пути и проблемы. М., 2000.
12 Таким образом, в каждой из четырёх научных школ присутствует обязательное ориентирование экономического механизма на конечный результат его функционирования и реализации в рамках определенного экономического режима.
13 В XXI в. в российской экономической литературе появилось большое число определений экономического механизма, среди которых:
14
  1. система элементов взаимосвязей между элементами экономической деятельности, обоснованных производственными отношениями, приводящих в последовательное движение экономические процессы (производство, обмен, потребление) в различных сферах деятельности и на разных экономических уровнях20;
20. См.: Киселев Ю.М. Экономические механизмы и подходы к их систематизации. Новосибирск, 2008. С. 29.
15
  1. механизм функционирования хозяйствующей организации с помощью специальных методов и средств на определенном историческом этапе развития экономики21;
21. См.: Черняев А.А. Основные направления совершенствования механизма функционирования АПК Поволжья. Саратов, 2006. С. 26.
16
  1. механизм рыночной экономики, основанным на сочетании регуляторных механизмов в деятельности экономических субъектов и финансово-экономической функции государства в виде контрольных полномочий22;
22. См.: Полянский А.И., Соловьев М.М. Систематизация механизмов государственного регулирования на рынках недвижимости // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование». 2001. № 4 (9).
17
  1. система методов, инструментов, рычагов, воздействующих на процессы в интересах качественного совершенствования уровня их осуществления, представленная в строгой иерархичной форме23;
23. См.: Мельников А.Е. К вопросу о понятии финансового механизма // Управление экономическими системами. Электронный журнал. 2017. № 7 (101) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 16.06.2022).
18
  1. организационно-экономический механизм как особая сложная система, элементы которой «приводят в движение» различные экономические процессы24, к таким элементам авторами были отнесены – правовое обеспечение управленческого процесса, организационные структурные элементы, а также методология управления, с помощью которой достигается целевой результат в условиях конкуренции25.
24. См.: Прокофьева Т.Ю. Указ. соч. С. 24.

25. См.: Навоева О.В. К разработке программы долгосрочного социально-экономического развития России. Проблемы перехода к инновационной экономике // Проблемы современной экономики. 2010. № 2 (34). С. 54 - 57.
19 При этом если составляющие такой механизм взаимосвязи экономических субъектов, можно классифицировать в измеряемые группы, то в этом случае организационно-экономический механизм должен быть определен как финансовый26. Такой финансовый механизм представляет собой значимый элемент экономического механизма, можно сказать, его основной ресурс, без которого невозможно обеспечение хозяйственной деятельности экономических субъектов. Как в определении экономического механизма существует несколько точек зрения, так и в отношении дефиниции «финансовый механизм» есть разница в доктринальных подходах, общим для которых следует считать определение финансового механизма как механизма, использующего различные финансовые инструменты для достижения поставленных целей и задач в развитии конкретных вида социально-экономической деятельности или сектора хозяйствования. При этом принято различать финансовый механизм на государственном уровне (макроуровень – механизм приведения в действие публичных финансов) и финансовый механизм предприятий (микроуровень – механизм корпоративных финансов).
26. См.: Федорович В.О. Новый организационно-экономический механизм управления собственностью: крупные промышленные и транспортные корпорации. Новосибирск, 2006.
20 К трактовке финансового механизма как части экономического механизма на различных уровнях экономики (хозяйствования) имеют отношение такие известные зарубежные и российские экономисты, как А.С. Пигу, А. Маршалл, Ф.Х. Найт, П. Самуэльсон, Й.А. Шумпетер, А. Бабо, В.Г. Базаров, Е.В. Маркина, Л.А. Дробозина, В.П. Иваницкий, А.Ю. Казак, В.К. Сенчагов, Н.Г. Сычев и др. Особую роль в научной трактовке финансового механизма сыграла научная школа Финансового университета при Правительстве РФ: С.Е. Прокофьев, М.А. Эскиндаров, С.П. Солянникова, М.А. Федотова, М.А. Абрамова, В.В. Масленников, А.В. Шаркова и многие другие. В современной экономической научной литературе всё многообразие подходов к определению сущности финансового механизма свелось к двум определениям27:
27. См.: Петрушевская В.В., Броварь Н. А. Системный взгляд на экономическое содержание категории «финансовый механизм» // Стратегии бизнеса. Электронный науч.-экон. ж-л. 2020. Т. 8. № 8. С. 213.
21
  1. Директивный финансовый механизм, назначением которого следует полагать формирование публичных финансовых отношений при жёстком соблюдении системы приёмов, способов и методологии их реализации, поэтому к основным финансовым инструментам отнесены «процедуры налогообложения, кредита государства, бюджетирования, контроллинга, а также финансового планирования»28.
28. Серикова О.В. К вопросу развития финансового механизма современного предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11.
22
  1. Регулирующий финансовый механизм, более характерный для частных финансов и в силу этого факта, применяется для организации финансовой деятельности в негосударственных организациях. Государственное финансирование деятельности таких организаций не происходит, так как в таких финансовых отношениях интересы государства не затрагиваются. Информационное обеспечение такого типа финансового механизма носит рекомендательный характер и, в основном, затрагивает правила использования средств организации, оставшихся после исполнения всех финансовых обязательств.
23 На наш взгляд, для судебно-экспертной деятельности, в которой участвуют как государственные, так и негосударственные организации, имеющие право привлекаться для проведения различного рода экспертиз установленными в законе субъектами, безусловно, предпочтительнее директивный финансовый механизм. Кроме того, к финансовым механизмам, кроме вышеперечисленных следует отнести механизм страхования29, механизм финтеха30 (под которым Центральным банком РФ подразумевается «предоставление финансовых услуг и сервисов с использованием инновационных технологий, таких как “большие данные” (Big Data), искусственный интеллект и машинное обучение, роботизация, блокчейн, облачные технологии, биометрия и др.»31) и / или цифровой финансовый механизм32 (при этом часть авторов полагают, что механизм финтех и цифровой финансовый механизм могут представлять собой единый механизм, а часть – различают данные понятия). Все перечисленные выше механизмы не только взаимосвязаны между собой, но и взаимообусловлены, поэтому для государственных и негосударственных организаций, занимающихся судебной экспертной деятельностью следует использовать всю систему таких механизмов, потому что только в их совокупности и следует говорить о финансовом механизме обеспечения их деятельности.
29. См., напр.: Романова И.Н. Страхование в сфере предпринимательской деятельности как редуцирующий фактор убытков // >>>> (Правовая парадигма). 2019. Т. 18. № 2. С. 84 - 89. DOI: >>>> ; Быкова Н.Н. Сущность страхования и механизм реализации имущественного страхования на современном этапе // Вестник НГИЭИ. 2016. С. 139 - 144; Gradinaru N. Insurer sequestration of the debtor’s immovable property in business // Challenges of the Knowledge Society. 2013. No. 1. P. 297‒301.

30. См. подр.: Березкин Ю.М. Ранний Маркс и современный «финтех» // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 2. С. 389–406. DOI: 10.18334/ce.13.2.39881; Котляров И.Д. Финтех: сущность и модели реализации // ЭКО. 2018. № 12. С. 23 - 39. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2018-12-23-39; Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В. и др. >>>> // >>>> . 2018. Т. 12. >>>> . С. 6 - 23; Dorfleitner G., Hornuf L., Schmitt M., Weber M. (2017). FinTech in Germany. Springer International Publishing AG. Fine B. (2017). The material and culture of financialization // New Political Economy. Vol. 22. No. 4. P. 371–382. DOI: >>>> g/10.1080/13563467.2017.1259299; Fong A. (2015). Regulation of peer-to-peer lending in Hong Kong: State of play // Law and Financial Markets Review. Vol. 9. No. 4. P. 251–259. DOI: >>>> Gabor D., Brooks S. (2017). The digital revolution in financial inclusion: International development in the fintech era // New Political Economy. Vol. 22. No. 4. P. 423–436. DOI: >>>> Gomber P., Kauffman R.J., Parker Ch., Weber B.W. (2018). On the Fintech revolution: Interpreting the forces of innovation, disruption, and transformation in financial services // Journal of Management Information Systems. Vol. 35. No. 1. P. 220–265. DOI: >>>> Gomber P., Koch J.-A., Siering M. (2017). Digital Finance and FinTech: Current research and future research directions // Journal of Business Economics. Vol. 87. P. 537–580; Hughes A., Park A., Kietzmann J., Archer-Brown Ch. (2019). Beyond Bitcoin: What blockchain and distributed ledger technologies mean for firms // Business Horizons. Vol. 62. P. 273–281. DOI: 10.1016/j.bushor.2019.01.002; Lee I., Shin Y.J. (2018). Fintech: Ecosystem, business models, investment decisions, and challenges // Business Horizons. Vol. 61. No. 1. P. 35–46. DOI: 10.1016/j.bushor.2017.09.003; и др.

31. Развитие финансовых технологий. URL: >>>> (дата обращения: 17.04.2022).

32. См. подр.: Котляров И.Д. Цифровая трансформация финансовой среды // Управление. 2020. Т. 11. № 3. С. 72 - 81. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-3-6; Перцева С.Ю. Цифровая трансформация финансового сектора // Инновации в менеджменте. 2018. № 18. С. 48 - 52; Проект основных направлений цифровизации финансового рынка на период 2022–2024 годов. М., 2021 URL: >>>> (дата обращения: 17.04.2022); Основные тренды развития цифровой экономики в финансовой сфере. Правовые аспекты регулирования и практического применения. М., 2019; Чернов В.А. Реализация цифровых технологий в финансовом управлении хозяйственной деятельностью // Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 1. С. 283 - 297 DOI: >>>> ; Chanias S., Myers M., Hess T. (2019). Digital transformation strategy making in pre-digital organizations: The case of a financial service provider // Journal of Strategic Information Systems. Vol. 28. P. 17–33. DOI: >>>> Puschmann T. (2017). Fintech // Business & Information Systems Engineering. Vol. 51. No. 1. P. 69–76. DOI: 10.1007/s12599-017- 0464-6; Scardovi C. (2017). Digital Transformation in Financial Services. Cham: Springer International Publishing AG; Vulkan N., Åstebro T., Sierra M.F. (2016). Equity crowdfunding: A new phenomena // Journal of Business Venturing Insights. No. 5. P. 37–49. DOI: 10.1016/j.jbvi.2016.02.001; и др.
24 Конструкцию финансового механизма следует определять, как сложную систему, состоящую из большого числа составляющих её элементов, находящихся в прямой зависимости от существующих и нуждающихся в регуляции финансовых отношений, среди которых:
25 а) субъекты финансовых отношений (институциональная составляющая) публично-правовые образования (государство, субъекты Российской Федерации, муниципалитеты); коллективные субъекты (государственные органы, государственные организации, негосударственные предприятия и организации и др.); индивидуальные субъекты (физические лица)33;
33. В юридической литературе предлагается следующая классификация субъектов финансовых отношений: «субъекты, не обладающие властными полномочиями (физические лица, организации), субъекты, обладающие властными полномочиями (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления), субъекты, обладающие отдельными, делегированными финансово-правовыми предписаниями, властными полномочиями (например, кредитные организации при осуществлении функций» (см. подр.: Финансовое право: учеб. и практикум для вузов / под ред. Г.Ф. Ручкиной. М., 2020; Ручкина Г.Ф., Демченко М.В., Ключникова Я. А. и др. Правовое регулирование финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. М., 2019; Мошкова Д.М. К вопросу о субъектах финансового права // Актуальные проблемы росс. права. 2016. № 11 (72). С. 72 - 79. DOI: 10.17803/1994-1471.2016.72.11.072-079; Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: учеб. М., 2020; Ашмарина Е.М., Грачева Е.Ю., Артемов Н.М. и др. Финансовое право: учеб. 3-е изд., пер. и доп. М., 2020. Сер. 76. Высшее образование; Грачева Е.Ю. Финансовое право в России: вчера, сегодня, завтра // Вестник Московского ун-та. Сер. 11. Право. 2012. № 3. С. 20 - 38; и др.
26 б) финансовые способы (финансовый учет, планирование, анализ, прогнозирование, финансовый контроль и т. д.) и приёмы финансового воздействия на экономический процесс (дивиденды, процентные ставки, кредиты и займы финансовых учреждений, котировки валютных курсов и др.);
27 в) финансовые инструменты (денежные средства, ценные бумаги, задолженность кредиторов и дебиторов, контракты, финансовые опционы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы, финтех и др.), при использовании которых субъект вступает в финансовые отношения34;
34. См. подр.: Масленников В.В., Федотова М.А., Сорокин А.Н. >>>> // >>>> . 2017. Т. 21. >>>> . С. 6 - 11.
28 г) правовое и информационное обеспечение (нормы; нормативы; тарифные ставки; инструкции; методические разъяснения, указания; информативные показатели, информационный менеджмент и т.п.)35.
35. См.: Финансы организаций: учеб. / под ред. Н.В. Колчиной, О.В. Португаловой. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2016; Серикова О.В. Указ. соч.
29 В связи с тем, что составляющей частью экономического и финансового механизма является правовой механизм обеспечения его развития, в юридической литературе появляется целый ряд работ, использующих понятие «правовой механизм», под которым часть авторов подразумевает строго определенную закрытую систему правового регулирования или правового обеспечения определенной деятельности институтов финансового механизма36; другие – систему определенных средств и факторов, обеспечивающих выполнение государством своих функций37; третьи – совокупность государственных и иных решений в сфере управления по применению системы методов, приёмов и средств правового обеспечения отдельной сферы жизни общества38; четвертые – правовое обеспечение участие органов государственной власти и государственных органов в реализации финансово-экономического механизма39; пятые – особую систему правовых механизмов, не входящих в механизм реализации функций государства40; шестые – систему правовых инструментов для обеспечения отдельного вида государственной деятельности41.
36. См., напр.: Пономарев М.В. Правовой механизм экологического аудита // Журнал росс. права. 2010. № 8. С. 106–110.

37. См., напр.: Гончаров В.В., Пефтиев И.И. О некоторых вопросах конституционно-правового механизма реализации гражданами Российской Федерации права на альтернативную гражданскую службу // Юрид. мир. 2010. № 7. С. 45–49.

38. См., напр.: Селюков А.Д. Финансово-правовые механизмы государственного управления // Финансовое право. 2010. № 7. С. 2–5.

39. См., напр.: Солодов И.А. Административно-правовой механизм противодействия групповым нарушениям общественного порядка при проведении публичных мероприятий // Административное и муниципальное право. 2010. № 5. С. 38–40.

40. См., напр.: Андреева О.А. Политико-правовые механизмы и средства обеспечения местного самоуправления в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4. С. 13–15; Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд. М., 2009.

41. См.: Долгополов А.А. Теоретические основы административно-правовых режимов в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ // Росс. следователь. 2005. № 8. С. 43.
30 В целях проводимого нами исследования важен подход к структуре правового механизма, предлагаемый Н.А. Поветкиной, которая выделяет такие его элементы, как: а) цель правового воздействия; б) система взаимосвязанных юридических средств; в) нормативно-заданная схема действия такого правового механизма42. Кроме того, значительное внимание в теории права всегда уделялось различению понятий:
42. См. подр.: Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения. М., 2016.
31 а) «правовое воздействие»43 – это целый комплекс различных форм, средств, способов, приёмов и методов влияния на все сферы жизни общества в совокупности и на каждый структурный элемент общественной жизни, поэтому правовое воздействие включает в себя все существующие формы суггестивности с помощью правовых, социальных, политических, экономических, культурных и иных явлений на возникающие в обществе отношения, кроме государственного принуждения, которое является характерной чертой правового регулирования44;
43. Мальцев В.А. >>>> // >>>> . 2018. >>>> . С. 37 - 41; Петрова Р.Е., Шеяфетдинова Н.А., Соловьев А.А. и др. >>>> // >>>> . 2018. Т. 21. >>>> . С. 74 - 77; Меджидова А.М. >>>> // >>>> . 2017. >>>> . С. 58 - 61.

44. См., напр.: Арзамасов Ю.Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России. М., 2013.
32 б) «правовое обеспечение»45 – это система правовых средств воздействия на процессы социальной жизни, опосредующих действие права по отношению к различного рода взаимодействующих между собой субъектов и обеспечивающих реализацию заданных социальными регуляторами целей и задач через специальную систему средств и приёмов, направленных на определенную сферу общественных отношений46;
45. Боер В.М., Шамрай В.Н. Теоретико-правовое обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в современных условиях // Бизнес в законе. 2012. № 3. С. 161 - 164; Правовое обеспечение мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики Российской Федерации: по материалам онлайн-заседания межвуз. «круглого стола» (24 ноября 2020 года) / отв. ред. Т.В. Ефимцева. Чебоксары, 2021; Вопросы правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности: по материалам «круглых столов» Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям. М., 2013.

46. См.: Барановская Е.А. Создание системы правового обеспечения экономики России: постановка вопроса // Вестник БФУ им. И. Канта. 2011. Вып. 3. С. 141–148; Гойман В.И. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях // Сов. государство и право. 1991. № 12. С. 12–22; Арзамаскин А.Н. Определение понятия «правовое обеспечение»: постановка проблемы // Наука и школа. 2016. № 6. С. 47 - 51.
33 в) «правовое регулирование»47, под которым в правовой доктрине принято понимать не только систему законодательства, регламентирующую права и обязанности субъектов права в отдельной сфере жизни общества, но и правореализационную и правоприменительную практику в этой сфере общественных отношений, таким образом, – это лишь одна из форм правового воздействия и правового обеспечения.
47. Зайцева Е.С. >>>> // >>>> . 2018. >>>> . С. 14 - 18; Булнина А.С. >>>> // >>>> . 2012. >>>> . С. 14–16; Минникес И.А. >>>> // >>>> . 2006. >>>> . С. 19 - 25; Мальцева В.В. >>>> // >>>> . 2016. >>>> . С. 182 - 185; Юрашевич Н.М., Минько Н.С. >>>> // >>>> . 2019. >>>> . С. 44 - 48; Березин, Е.А. >>>> // >>>> . 2020. Т. 15. >>>> . С. 42–55; и др.
34 Как отмечают исследователи, понятие и сущность финансово-правового механизма на современном этапе развития трудно переоценить хотя бы в силу того факта, что финансирование со стороны международных или государственных структур различных сфер жизни индивида и общества, а также отдельных видов государственной деятельности по обеспечению развития страны представляется важнейшей обязанностью государства особенно в системах турбулентности. Финансово-правовой механизм обеспечения отдельных направлений государственного развития позволяет раскрыть взаимосвязи между его элементами с позиции системного подхода, выявить противоречия и пробелы во внутренней структуре, определить не только цели и задачи его функционирования, но и направления совершенствования его развития48.
48. См.: Поветкина Н.А. Концепция правового обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации // Журнал росс. права. 2015. № 8. С. 78.
35 Полагаем, что следует говорить не о единственном финансово-правовом механизме, а о целой системе финансово-правовых механизмов, структура которых сходна со структурой экономического и финансового механизмов. Поэтому в отношении судебной экспертной деятельности следует говорить именно о её правовом обеспечении со стороны различного рода механизмов, которые, по определению А.Д. Селюкова, представляют собой «урегулированный нормами права комплекс управленческих отношений по применению методов, инструментов, правил, имеющих денежное и связанное с ним организационное, учетное и контрольное содержание»49. При этом особое значение имеет выбор используемых приёмов и способов воздействия субъектов в виде государства, муниципалитетов, специально уполномоченных действовать от их лица управомоченных органов, организаций и отдельных предприятий, при помощи централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, на процесс осуществления экономической деятельности с целью обеспечения целей государственного управления50.
49. Селюков Д.А. «Финансово-правовые механизмы государственного управления» как новая учебная дисциплина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 20.06.2022).

50. См.: Селюков А.Д. Финансово-правовые механизмы государственного управления. М., 2010.
36 Понятие «финансово-правовые механизмы обеспечения судебно-экспертной деятельности» не сформулировано ни в российской, ни в зарубежной научной литературе. Однако если применить по аналогии структурное содержание системы финансовых механизмов к характеристикам финансово-правовых механизмов обеспечения судебно-экспертной деятельности, то мы должны говорить о значительном числе научных исследований в сфере судебно-экспертной деятельности, анализирующих отдельные её элементы, которые в совокупности и формируют их характеристику и должны быть предметом различного рода механизмов финансово-правового обеспечения. Итак, к конструкции «финансово-правовых механизмов судебно-экспертной деятельности» нами отнесены:
37
  1. Институциональный механизм финансово-правового обеспечения:
38 а) субъекты финансово-правовых отношений в сфере правового обеспечения судебно-экспертной деятельности, в числе которых судебные эксперты, работающие как в государственных судебно-экспертных учреждениях при государственных органах, к числу которых отнесены Минюст России, МЧС России, МВД России, Генеральная прокуратура РФ, Министерство здравоохранения РФ, ФСБ России, Федеральная таможенная служба РФ, Министерство обороны РФ, Следственный комитет РФ, так и негосударственных экспертных учреждениях, но только после назначения экспертизы и вынесения судом или органом предварительного следствия, назначившим экспертизу, соответствующего постановления; руководители экспертных учреждений; специалисты, участвующие в проведение экспертных действий, органы и лица, имеющие право назначения судебной экспертизы, государственные органы и иные лица, производящие финансирование данного вида деятельности и др. К финансовым затратам в данной области должны быть отнесены – заработные платы государственным экспертам, вознаграждения экспертам, работающим в негосударственных экспертных учреждениях, специальное образование экспертов, затраты на сертификацию экспертов, зарплаты членов специальных комиссий, определяющие компетентность конкретного эксперта для привлечения его судом или следователем к экспертизе и т.д.51;
51. См.: Лазарева Л.В. Особенности правового статуса субъектов судебно-экспертной деятельности // Актуальные проблемы росс. права. 2019. № 4. С. 111 - 117. DOI: 10.17803/1994-1471.2019.101.4.111-117; Россинская Е.Р. О правовом статусе судебного эксперта // Вестник Университета им О.Е. Кутафина. 2018. № 7. С. 15 - 24; Ее же. >>>> // >>>> . 2019. >>>> . С. 5 - 8; Косогов А.П. Некоторые актуальные вопросы экспертной деятельности // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Право». 2019. Т. 19. № 2. С. 103–107. DOI: 10.14529/law190217; Россинская Е.Р. >>>> // >>>> . 2020. >>>> . С. 3 - 9; Парамонова Л.Ф. Определение компетентности судебного эксперта в рамках уголовного процесса // Актуальные проблемы росс. права. 2017. № 2 (75). С. 178 - 208; и др.
39 б) механизм взаимодействия между субъектами (сама судебно-экспертная деятельность), эффективность которой «направлена на получение в “разумные сроки” методологически, методически и процессуально состоятельного заключения эксперта, отвечающего требованиям независимости, полноты, достоверности, допустимости, достаточности. При этом трудозатраты, используемое оборудование, методы и методики исследования должны быть экономически обоснованы»52 и профинансированы из государственного бюджета и / или путем частного финансирования (покупка необходимого оборудования и использования необходимых средств при выполнении различного вида судебных экспертиз, содержание лиц в специализированных помещениях при назначении судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы; затраты на валидацию методических рекомендаций по проведения различного рода судебных экспертиз и др.)53.
52. Самутичева Е.Ю. Заключение эксперта и его оценка в уголовном процессе (сравнительно-правовое исследование): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2016; см. также: Россинская Е.Р. Эффективность судебно-экспертной деятельности сквозь призму судебной экспертологии // Вестник Университета МВД. 2017. № 2. С. 85; Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. и др. >>>> . М., 2017; Галузо В.Н. О роли заключения эксперта при доказывании в гражданском процессе Российской Федерации // Междунар. журнал гражданского и торгового права. 2019. № 4. С. 46 - 49; и др.

53. См.: Стенограмма парламентских слушаний на тему «Совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего судебно-экспертную деятельность» от 23.05.2019 г. URL: >>>> (дата обращения: 13.04.2022); Имекова М.П. Биобанк как объект прав // Журнал росс. права. 2020. № 12. С. 54–65; Болтанова Е.С., Имекова М.П. Виды биологических баз данных (биобанков) // Вестник Томского гос. ун-та. Право. 2021. № 41. С. 136 - 148. DOI: 10.17223/22253513/41/12; и др.
40
  1. Механизм публичных финансово-правовых отношений, складывающийся в процессе обеспечения судебно-экспертной деятельности при соблюдении системы приёмов, способов и методологии их реализации, поэтому к основным финансовым инструментам отнесены «процедуры налогообложения, кредита государства, бюджетирования, контроллинга, а также финансового планирования»54. При использовании такого вида механизма, например, негосударственными экспертными организациями, привлекаемые судом для проведения судебно-экспертной деятельности, гарантированность выделения бюджетных средств и их размер признаётся высокой. Если же организации не хотят делать государство стороной возникающих финансовых отношений, то это всё равно никоим образом не помешает им использовать бюджетные средства, что и происходит в реальности, когда на осуществления судебных экспертиз выделяются соответствующие средства т.н. частным экспертам.
54. Серикова О.В. Указ. соч.
41
  1. Механизм организационного, информационного и правового обеспечения судебной экспертной деятельности, возможно в том числе и механизм страхования от некачественно проведенной экспертизы55.
55. См.: Сезонова Т.В., Андреева Е.Д. Современные проблемы правового и организационного обеспечения судебно-экспертной деятельности // Современная наука. 2021. № 2. С. 18–21. DOI: 10.53039/2079-4401.2021.4.2.004; Россинская Е.Р. >>>> // >>>> . 2018. >>>> . С. 146 - 154; Сергеев А.Б. Критический анализ отдельных положений проекта федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Юрид. наука и правоохранительная практика. 2019. № 2 (48). С. 157 - 162; Россинская Е.Р. >>>> // >>>> . 2020. >>>> . С. 23 - 32; и др.
42
  1. При дальнейшем развитии цифровизации судебной деятельности вообще и судебно-экспертной деятельности, в частности, необходимо учитывать механизм финтеха56 / цифровой финансово-правовой механизм.
56. См. подр.: Поветкина Н.А., Леднева Ю.В. «Финтех» и «регтех»: границы правового регулирования // Право. Журнал ВШЭ. 2018. № 1. С. 46–67; Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В. и др. Указ. соч. С. 6 - 23; Ручкина Г.Ф. Банковская деятельность: переход на новую модель осуществления, или «Финтех» как новая реальность // Банковское право. 2017. № 4. С. 55–62; и др.
43 Следует подчеркнуть, что все Перечисленные выше механизмы не только взаимосвязаны между собой, но и взаимообусловлены, поэтому для государственных и негосударственных организаций, занимающихся судебной экспертной деятельностью следует использовать всю систему таких механизмов, т. к. только в их совокупности и следует говорить о финансовом механизме обеспечения их деятельности.
44 Заключение. Таким образом, исходя из анализа современной российской и зарубежной научной литературы, посвященной особенностям правового регулирования судебно-экономической деятельности, полагаем важным говорить не о единственном финансово-правовом механизме её обеспечения, а о целой системе финансово-экономических механизмов, определяющих:
45
  1. субъектно-объектный состав правоотношений в сфере судебной экспертной деятельности;
46
  1. систему методов, приемов и средств финансирования данного вида деятельности, включая оплату труда экспертов государственных и негосударственных экспертных учреждений; финансирования проведения различного рода и видов судебных экспертиз; покупку необходимых материалов; затраты на обучение и повышение квалификации судебных экспертов; их аттестацию или осуществления процедуры лицензирования; проверку компетенции; оплату труда лиц, участвующих в процессе валидации методических рекомендаций по проведению экспертиз; затраты на транспортировку лиц для проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз и содержание их в специализированных помещениях и т.д.;
47 3) правовое, информационное и организационное обеспечение судебной экспертной деятельностью. Кроме того, в систему финансово-правовых механизмов обеспечения судебной экспертной деятельности следует отнести механизм государственного финансового контроля, механизм страхования, цифровые финансовые механизмы, в том числе механизм финтеха.

Библиография

1. Абалкин Л.И. Избр. труды: в 4 т. Т. ІІ. На пути к реформе. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. Новый тип экономического мышления. Перестройка: пути и проблемы. М., 2000.

2. Абалкин Л.И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. М., 1973.

3. Абрамова А.И. Правовые понятия в общем цикле развития российского законодательства // Журнал росс. права. 2017. № 11. С. 36.

4. Аверина И.С. Эволюция и классификация феномена «хозяйственный механизм» // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 3. Экономика. Экология. 2012. № 2 (21). С. 12–16.

5. Андреева О.А. Политико-правовые механизмы и средства обеспечения местного самоуправления в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4. С. 13–15.

6. Арзамаскин А.Н. Определение понятия «правовое обеспечение»: постановка проблемы // Наука и школа. 2016. № 6. С. 47 - 51.

7. Арзамасов Ю.Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России. М., 2013.

8. Ашмарина Е.М., Грачева Е.Ю., Артемов Н.М. и др. Финансовое право: учеб. 3-е изд., пер. и доп. М., 2020. Сер. 76. Высшее образование.

9. Барановская Е.А. Создание системы правового обеспечения экономики России: постановка вопроса // Вестник БФУ им. И. Канта. 2011. Вып. 3. С. 141–148.

10. Березин Е.А. Пределы правового регулирования общественных отношений: проблемы понимания, классификация и значение в механизме правового воздействия // Актуальные проблемы росс. права. 2020. Т. 15. № 4 (113). С. 42–55.

11. Березкин Ю.М. Ранний Маркс и современный «финтех» // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 2. С. 389–406. DOI: 10.18334/ce.13.2.39881

12. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / пер. с англ. М., 1994.

13. Боер В.М., Шамрай В.Н. Теоретико-правовое обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в современных условиях // Бизнес в законе. 2012. № 3. С. 161–164.

14. Болтанова Е.С., Имекова М.П. Виды биологических баз данных (биобанков) // Вестник Томского гос. ун-та. Право. 2021. № 41. С. 136 - 148. DOI: 10.17223/22253513/41/12

15. Булнина А.С. К вопросу о соотношении правового регулирования и правового воздействия // Право и общество. 2012. № 4 (4). С. 14–16.

16. Бунич П.Г. Хозяйственный механизм развитого социализма: сущность, структура, проблемы и перспективы. М., 1980.

17. Быкова Н.Н. Сущность страхования и механизм реализации имущественного страхования на современном этапе // Вестник НГИЭИ. 2016. С. 139–144.

18. Власенко Н.А. Техника составления правовых дефиниций // Юридическая техника: учеб. пособие / Н.А. Власенко, А.И. Абрамова, Г.Т. Чернобель и др. М., 2016.

19. Власов Д.А., Синчуков А.В. Равновесие Нэша в биматричных играх: технология моделирования и визуализации Wolfram Demonstration Project // Современные информационные технологии и IT-образование. 2016. Т. 12. № 4. С. 209.

20. Вопросы правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности: по материалам «круглых столов» Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям. М., 2013.

21. Галузо В.Н. О роли заключения эксперта при доказывании в гражданском процессе Российской Федерации // Междунар. журнал гражданского и торгового права. 2019. № 4. С. 46–49.

22. Гойман В.И. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях // Сов. государство и право. 1991. № 12. С. 12–22.

23. Гончаров В.В., Пефтиев И.И. О некоторых вопросах конституционно-правового механизма реализации гражданами Российской Федерации права на альтернативную гражданскую службу // Юрид. мир. 2010. № 7. С. 45–49.

24. Грачева Е.Ю. Финансовое право в России: вчера, сегодня, завтра // Вестник Московского ун-та. Сер. 11. Право. 2012. № 3. С. 20–38.

25. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: учеб. М., 2020.

26. Долгополов А.А. Теоретические основы административно-правовых режимов в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ // Росс. следователь. 2005. № 8. С. 43.

27. Зайцева Е.С. Предмет правового регулирования, сфера правового регулирования, объект правового регулирования: взаимосвязь и соотношение понятий // Современное право. 2018. № 6. С. 14–18.

28. Зенкевич Н.А. Выдающийся вклад в теорию игр и ее приложения в области экономики и теории менеджмента (к 80-летию со дня рождения Джона Форбса Нэша) // Росс. журнал менеджмента. 2008. Т. 6. № 4. С. 169.

29. Измалков С.Б., Сонин К.И., Юдкевич М.М. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г.) // Вопросы экономики. 2008. № 1. С. 4 - 26.

30. Имекова М.П. Биобанк как объект прав // Журнал росс. права. 2020. № 12. С. 54–65.

31. Киселев Ю.М. Экономические механизмы и подходы к их систематизации. Новосибирск, 2008. С. 29.

32. Косогов А.П. Некоторые актуальные вопросы экспертной деятельности // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Право». 2019. Т. 19. № 2. С. 103–107. DOI: 10.14529/law190217

33. Котляров И.Д. Финтех: сущность и модели реализации // ЭКО. 2018. № 12. С. 23 - 39. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2018-12-23-39

34. Котляров И.Д. Цифровая трансформация финансовой среды // Управление. 2020. Т. 11. № 3. С. 72 - 81. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-3-6

35. Кошкин В., Гайдар Е. О структуре хозяйственного механизма // Экономические науки. 1979. № 7. С. 31–38.

36. Кульман А. Экономические механизмы / пер. с франц. Е.П. Островской; общ. ред. Н.И. Хрусталевой. М., 1993. С. 7, 12, 13.

37. Лазарева Л.В. Особенности правового статуса субъектов судебно-экспертной деятельности // Актуальные проблемы росс. права. 2019. № 4. С. 111 - 117. DOI: 10.17803/1994-1471.2019.101.4.111-117

38. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд. М., 2009.

39. Мальцев В.А. Система правового обеспечения реализации интересов субъектов конституционно-правовых отношений в сферах обеспечения национальной безопасности // Конституционализм и государствоведение. 2018. № 2 (12). С. 37–41.

40. Мальцева В.В. Способ правового регулирования в механизме правового регулирования // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016. № 10-2. С. 182–185.

41. Марка Д.А., МакГоуэн К.Л. Методология структурного анализа и проектирования / пер. с англ.; предисл. Д.Т. Росса. М., 1993.

42. Масленников В.В., Федотова М.А., Сорокин А.Н. Новые финансовые технологии меняют наш мир // Вестник Финансового ун-та. 2017. Т. 21. № 2 (98). С. 6 - 11.

43. Меджидова А.М. Конституционно-правовые основы обеспечения банковской безопасности как элемента обеспечения суверенитета государства // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 1 - 2. С. 58 - 61.

44. Мельников А.Е. К вопросу о понятии финансового механизма // Управление экономическими системами. Электронный журнал. 2017. № 7 (101) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29820416_37319924.PDF (дата обращения: 16.06.2022).

45. Минникес И.А. Индивидуальное правовое регулирование как самостоятельный вид правового регулирования // Росс. юрид. журнал. 2006. № 2 (50). С. 19–25.

46. Мошкова Д.М. К вопросу о субъектах финансового права // Актуальные проблемы росс. права. 2016. № 11 (72). С. 72 - 79. DOI: 10.17803/1994-1471.2016.72.11.072-079

47. Навоева О.В. К разработке программы долгосрочного социально-экономического развития России. Проблемы перехода к инновационной экономике // Проблемы современной экономики. 2010. № 2 (34). С. 54 - 57.

48. Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение / пер. с англ. под ред. и с доб. Н.Н. Воробьева. М., 1970.

49. Осипов Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М., 1994.

50. Основные тренды развития цифровой экономики в финансовой сфере. Правовые аспекты регулирования и практического применения. М., 2019.

51. Панов Н.И. Проблемы методологии формирования категориально-понятийного аппарата юридической науки // Проблемы законности. 2014. № 126. С. 3 - 13.

52. Парамонова Л.Ф. Определение компетентности судебного эксперта в рамках уголовного процесса // Актуальные проблемы росс. права. 2017. № 2 (75). С. 178–208.

53. Перцева С.Ю. Цифровая трансформация финансового сектора // Инновации в менеджменте. 2018. № 18. С. 48–52.

54. Петрова Р.Е., Шеяфетдинова Н.А., Соловьев А.А. и др. Проблемы правового обеспечения безопасности медицинских работников при исполнении ими служебных и профессиональных обязанностей // Профилактическая медицина. 2018. Т. 21. № 6. С. 74–77.

55. Петрушевская В.В., Броварь Н.А. Системный взгляд на экономическое содержание категории «финансовый механизм» // Стратегии бизнеса. Электронный науч.-экон. ж-л. 2020. Т. 8. № 8. С. 213.

56. Поветкина Н.А. Концепция правового обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации // Журнал росс. права. 2015. № 8. С. 78.

57. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения. М., 2016.

58. Поветкина Н.А., Леднева Ю.В. «Финтех» и «регтех»: границы правового регулирования // Право. Журнал ВШЭ. 2018. № 1. С. 46–67.

59. Полянский А.И., Соловьев М.М. Систематизация механизмов государственного регулирования на рынках недвижимости // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2001. № 4 (9).

60. Пономарев М.В. Правовой механизм экологического аудита // Журнал росс. права. 2010. № 8. С. 106–110.

61. Правовое обеспечение мер по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики Российской Федерации: по материалам онлайн-заседания межвуз. «круглого стола» (24 ноября 2020 года) / отв. ред. Т.В. Ефимцева. Чебоксары, 2021.

62. Прокофьева Т.Ю. Соотношение понятий «экономический механизм» и «организационно-экономический механизм» // Вестник МФЮА. 2017. № 1. С. 22, 24.

63. Развитие финансовых технологий. URL: https://cbr.ru/fintech/ (дата обращения: 17.04.2022).

64. Романова И.Н. Страхование в сфере предпринимательской деятельности как редуцирующий фактор убытков // Legal Concept (Правовая парадигма). 2019. Т. 18. № 2. С. 84 - 89. DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2019.2.13

65. Россинская Е.Р. Дидактические проблемы в подготовке следователей в эпоху цифровизации // Юрид. образование и наука. 2020. № 7. С. 3–9.

66. Россинская Е.Р. История и современное состояние подготовки судебных экспертов в Российской Федерации // Судебная экспертиза Беларуси. 2019. № 1 (8). С. 5–8.

67. Россинская Е.Р. О правовом статусе судебного эксперта // Вестник Университета им О.Е. Кутафина. 2018. № 7. С. 15–24.

68. Россинская Е.Р. Теоретические и организационно-технологические проблемы новых родов (видов) судебных экспертиз // Актуальные проблемы росс. права. 2018. № 3 (88). С. 146–154.

69. Россинская Е.Р. Цифровизация справочно-информационных фондов криминалистического и судебно-экспертного назначения как часть учения о цифровизации криминалистической регистрации // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. № 6 (70). С. 23–32.

70. Россинская Е.Р. Эффективность судебно-экспертной деятельности сквозь призму судебной экспертологии // Вестник Университета МВД. 2017. № 2. С. 85.

71. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. и др. Судебная экспертология: история и современность (научная школа, экспертная практика, компетентностный подход). М., 2017.

72. Ручкина Г.Ф. Банковская деятельность: переход на новую модель осуществления, или «Финтех» как новая реальность // Банковское право. 2017. № 4. С. 55–62.

73. Ручкина Г.Ф., Демченко М.В., Ключникова Я. А. и др. Правовое регулирование финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. М., 2019.

74. Самутичева Е.Ю. Заключение эксперта и его оценка в уголовном процессе (сравнительно-правовое исследование): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2016.

75. Сезонова Т.В., Андреева Е.Д. Современные проблемы правового и организационного обеспечения судебно-экспертной деятельности // Современная наука. 2021. № 2. С. 18–21. DOI: 10.53039/2079-4401.2021.4.2.004

76. Селюков А.Д. Финансово-правовые механизмы государственного управления. М., 2010.

77. Селюков А.Д. Финансово-правовые механизмы государственного управления // Финансовое право. 2010. № 7. С. 2–5.

78. Селюков Д.А. «Финансово-правовые механизмы государственного управления» как новая учебная дисциплина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://edu.garant.ru/books/lecture/431329/ (дата обращения: 20.06.2022).

79. Сергеев А.Б. Критический анализ отдельных положений проекта федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Юрид. наука и правоохранительная практика. 2019. № 2 (48). С. 157 - 162.

80. Серикова О.В. К вопросу развития финансового механизма современного предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 11.

81. Солодов И.А. Административно-правовой механизм противодействия групповым нарушениям общественного порядка при проведении публичных мероприятий // Административное и муниципальное право. 2010. № 5. С. 38–40.

82. Федорович В.О. Новый организационно-экономический механизм управления собственностью: крупные промышленные и транспортные корпорации. Новосибирск, 2006.

83. Финансовое право: учеб. и практикум для вузов / под ред. Г.Ф. Ручкиной. М., 2020.

84. Финансы организаций: учеб. / под ред. Н.В. Колчиной, О.В. Португаловой. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2016.

85. Чернов В.А. Реализация цифровых технологий в финансовом управлении хозяйственной деятельностью // Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 1. С. 283–297. DOI: https://doi.org/10.17059/2020-1-21

86. Черняев А.А. Основные направления совершенствования механизма функционирования АПК Поволжья. Саратов, 2006. С. 26.

87. Чиркин В.Е. Конституционная терминология. М., 2013.

88. Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В. и др. Направления развития финтеха в России: экспертное мнение Финансового университета // Мир новой экономики. 2018. Т. 12. № 2. С. 6–23.

89. Юрашевич Н.М., Минько Н.С. Правовая сущность и соотношение категорий «государственное управление», «государственное регулирование» и «правовое регулирование» // Юстиция Беларуси. 2019. № 3 (204). С. 44–48.

90. Chanias S., Myers M., Hess T. (2019). Digital transformation strategy making in pre-digital organizations: The case of a financial service provider // Journal of Strategic Information Systems. Vol. 28. P. 17–33. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsis.2018.11.003

91. Dorfleitner G., Hornuf L., Schmitt M., Weber M. (2017). FinTech in Germany. Springer International Publishing AG.

92. Fine B. (2017). The material and culture of financialization // New Political Economy. Vol. 22. No. 4. P. 371–382. DOI: https://doi.or g/10.1080/13563467.2017.1259299

93. Fong A. (2015). Regulation of peer-to-peer lending in Hong Kong: State of play // Law and Financial Markets Review. Vol. 9. No. 4. P. 251–259. DOI: https://doi.org/10.1080/17521440.2015.1114248

94. Gabor D., Brooks S. (2017). The digital revolution in financial inclusion: International development in the fintech era // New Political Economy. Vol. 22. No. 4. P. 423–436. DOI: https://doi.org/10.1080/13563467.2017.1259298

95. Gomber P., Kauffman R.J., Parker Ch., Weber B.W. (2018). On the Fintech revolution: Interpreting the forces of innovation, disruption, and transformation in financial services // Journal of Management Information Systems. Vol. 35. No. 1. P. 220–265. DOI: https://doi.org/10.1080/07421222.2018.1440766

96. Gomber P., Koch J.-A., Siering M. (2017). Digital Finance and FinTech: Current research and future research directions // Journal of Business Economics. Vol. 87. P. 537–580.

97. Gradinaru N. Insurer sequestration of the debtor’s immovable property in business // Challenges of the Knowledge Society. 2013. No. 1. P. 297‒301.

98. Hughes A., Park A., Kietzmann J., Archer-Brown Ch. (2019). Beyond Bitcoin: What blockchain and distributed ledger technologies mean for firms // Business Horizons. Vol. 62. P. 273–281. DOI: 10.1016/j.bushor.2019.01.002

99. Kuhn Harold W., Harsanyi John C., Selten R. et al. The work of John F. Nash Jr. in game theory: Nobel Seminar, 8 December 1994 // Duke Mathematical Journal. 1995. No. 81 (1). P. 160 - 189. DOI: 10.1215/С0012-7094-95-08102-2

100. Lee I., Shin Y.J. (2018). Fintech: Ecosystem, business models, investment decisions, and challenges // Business Horizons. Vol. 61. No. 1. P. 35–46. DOI: 10.1016/j.bushor.2017.09.003

101. Puschmann T. (2017). Fintech // Business & Information Systems Engineering. Vol. 51. No. 1. P. 69–76. DOI: 10.1007/s12599-017-0464-6

102. Ross D.T. Applications and Extensions of SADT // Computer. 1985. Vol. 18. No. 4. P. 25 - 34. DOI: 10.1109/MC.1985.1662862

103. Ross D.T. Structured Analysis (SA): A Language for Communicating Ideas // IEEE Transaction on Software Engineering. 1977. SE-3. P. 16–34.

104. Ross D.T., Schoman K. E. Structured Analysis for Requirements Definition / IEEE Transaction on Software Engineering. 1977. No. 3. P. 6 - 15.

105. Scardovi C. (2017). Digital Transformation in Financial Services. Cham: Springer International Publishing AG.

106. Vulkan N., Åstebro T., Sierra M.F. (2016). Equity crowdfunding: A new phenomena // Journal of Business Venturing Insights. No. 5. P. 37–49. DOI: 10.1016/j.jbvi.2016.02.001

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести