Современные тренды в борьбе ООН с международным терроризмом
Современные тренды в борьбе ООН с международным терроризмом
Аннотация
Код статьи
S102694520022608-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Нигматуллин Ришат Вахидович 
Должность: заведующий кафедрой международного права и международных отношений
Аффилиация: Институт права Башкирского государственного университета
Адрес: Российская Федерация,
Сулейманова Римма Рифхатовна
Должность: доцент кафедры политологии и связей с общественностью факультета философии и социологии
Аффилиация: Башкирский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Насырова Елена Валерьевна
Должность: доцент кафедры интегрированных коммуникаций и рекламы факультета рекламы и связей с общественностью
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
176-183
Аннотация

В статье рассматривается деятельность Организации Объединенных Наций по борьбе с международным терроризмом на протяжении длительного периода. Рассмотрены причины, препятствующие формулированию общепризнанного определения «международный терроризм». Авторы выделили основные тенденции развития международного терроризма, сформировавшиеся к концу ХХ – началу XXI в. Особое внимание уделено переоценке опасности терроризма после террористических актов, совершенных Аль-Каидой в США 11 сентября 2001 г. Проведен анализ изменения концептуальных и организационных подходов ООН к борьбе с терроризмом. Авторами сделан вывод, что принятие в 2006 г. Глобальной контртеррористической стратегии ООН ознаменовало собой новый этап в борьбе с международным терроризмом. Проанализированы важные особенности современного терроризма, повлекшие изменения в тактике международных террористических организаций, в первую очередь Аль-Каиды и ИГИЛ. Анализ контртеррористических действий правоохранительных органов Западной Европы позволил авторам сформулировать вывод об их недостаточности. Авторы обращают внимание на необходимость совершенствования антитеррористической деятельности государств в условиях пандемии СOVID-19 и призывают государства к сотрудничеству в рамках Глобального договора ООН по координации контртеррористической деятельности.

Ключевые слова
ООН, международный терроризм, стратегия, Контртеррористическое управление, Аль-Каида, ИГИЛ, организованная преступность, права человека, террористическая сеть, кибертерроризм
Классификатор
Получено
15.04.2022
Дата публикации
24.11.2022
Всего подписок
13
Всего просмотров
351
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год
1 Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, выступая 22 сентября 2020 г. на юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи с Докладом о работе Организации Объединенных Наций в 2019 г., подчеркнул, что транснациональная организованная преступность, коррупция и терроризм по-прежнему представляют собой серьезные угрозы во всем мире1. Необходимо признать, что Организация Объединенных Наций находится в авангарде разработки международной нормативно-правовой базы для борьбы с терроризмом во всех его проявлениях2. Сегодня эта база включает в себя 16 международных соглашений (13 контртеррористических конвенций и три протокола), которые открыты для участия всех государств-членов. Среди них конвенции о преступлениях против безопасности гражданской авиации, Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14.12.1973 г.); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17.12.1979 г.); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 16.12.1997 г.); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 09.12.1999 г.); Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 13.04.2005 г.) и др.
1.  См.: Доклад Генерального секретаря ООН о работе. URL: >>>> (дата обращения: 26.03.2021).

2.  См.: Доклад Генерального секретаря ООН «Деятельность системы Организации Объединенных Наций по осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций». URL: https:// >>>> (дата обращения: 26.03.2021).
2 В настоящий момент универсальная международная организация, объединяющая 193 государства, имеет стройный, сбалансированный на всех уровнях, организационно-управленческий механизм, позволяющий координировать усилия всех государств – членов ООН и значительного числа международных организаций по борьбе с терроризмом.
3 Между тем человечество не заявляет о скорой и быстрой победе над международным терроризмом. В чем причина отсутствия явного оптимизма? Ключевой проблемой, препятствующей полномасштабному объединению государств в борьбе с терроризмом, является отсутствие общепризнанного на уровне универсального международного договора определения «международный терроризм». Как следствие, это препятствует формированию общепринятых определений «информационный терроризм», «кибертерроризм», «террористическая деятельность». Истоки этой проблемы лежат в ХХ в. По мнению многих исследователей, это связано с различной трактовкой национально-освободительного движения западными странами. К этому добавилось желание использовать сложные, порой деструктивные явления жизни в решении конкретных, иногда сиюминутных задач. Вместе с тем зарубежные ученые признают необходимость объективного определения терроризма, при этом уточняя, что оно должно быть основано на принятых международных договорах, касающихся того, какое поведение разрешено в обычных войнах между государствами3. Представляется, что такой подход служит определенной легитимизации международных террористических организаций.
3.  См.: Boaz Ganor (2002) Defining Terrorism: Is One Man’s Terrorist another Man's Freedom Fighter? Police Practice and Research, 3:4, 287–304. DOI: 10.1080/1561426022000032060. Available at:  ttps://doi.org/10.1080/1561426022000032060. P. 288.
4 Начиная с 1972 г., с момента создания Специального комитета по вопросам международного терроризма4, мировое сообщество пытается решить проблему определения этого межгосударственного зла. В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 49/60 1994 г. зафиксировано определение терроризма, воспринятое мировым сообществом: «Преступные акты, направленные или рассчитанные на создание обстановки террора среди широкой общественности, группы лиц или конкретных лиц в политических целях, ни при каких обстоятельствах не могут быть оправданы, какими бы ни были соображения политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера, которые могут приводиться в их оправдание»5. Тем не менее проявления терроризма в ХХ веке множились, усложняя борьбу с ним. К концу ХХ в. ООН была вынуждена также констатировать возрастающие и опасные связи между террористическими группами и торговцами наркотиками и их полувоенными бандами6.
4.  См.: Резолюция Генеральной Ассамблеи 3034 (XXVII). Меры по предотвращению международного терроризма, который угрожает жизни невинных людей или приводит к их гибели, или ставит под угрозу основные свободы, и изучение коренных причин этих форм терроризма и актов насилия, проистекающих из нищеты, безысходности, бед и отчаяния и побуждающих некоторых людей жертвовать человеческими жизнями, включая и свои собственные, в стремлении добиться радикальных перемен. URL: >>>> (дата обращения: 29.03.2021).

5.  См.: Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма. Принята Резолюцией № 49/60 Генеральной Ассамблеи от 09.12.1994 г. URL: >>>> (дата обращения: 26.04.2021).

6.  См.: там же.
5 Террористические акты, совершенные в США 11 сентября 2001 г. членами террористической организации Аль-Каида, вызвали возмущение во всем мире и привели к переоценке опасности терроризма, способствовали объединению государств. Оперативно отреагировал на эти преступления Совет Безопасности ООН. Были приняты резолюции, предусматривающие конкретные меры организационного и правового характера, выводящие борьбу с международным терроризмом на новый уровень7. Советом Безопасности ООН был создан Контртеррористический комитет, ставший координатором межгосударственной антитеррористической деятельности.
7.  См.: Резолюция 1373 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4385-м заседании 28.09.2001 г. URL: https:// >>>> (дата обращения: 26.04.2021); Резолюция 1377 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4413-м заседании 12.11.2001 г. URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1377 (2001) (дата обращения: 26.04.2021).
6 События 11 сентября 2001 г. изменили отношение к террористам. Государства стали использовать собственные вооруженные силы в борьбе с терроризмом. Так, Франция ввела новые стандарты борьбы с терроризмом, которые расширили права полиции при проведении обысков в автомобилях и домах без ордера, позволили контролировать сеть Интернет, что было воспринято французскими юристами как нарушение основополагающих прав личности8.
8.  См.: Ольшанский Д. Психология терроризма. СПб., 2002. С. 51.
7 В этот период ООН продолжала попытки разрешения проблемы формулирования определения «международный терроризм». Существенный вклад в выработку подходов к определению был внесен Группой высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, сформированной Генеральным секретарем ООН в 2003 г. Ею были даны рекомендации по поводу обязательных элементов разрабатываемого определения международного терроризма9. Несмотря на успешно подготовленный доклад, конкретные рекомендации, закрепленные в итоговом документе10, конвенция до сих пор не принята. Необходимо признать, что несмотря на поступательное развитие сотрудничества государств в борьбе с терроризмом, отсутствие универсального определения, признанного всеми государствами-членами ООН, служит определенного рода препятствием, что проявилось в последние годы в ситуациях, происходящих на Ближнем Востоке.
9.  См.: Нигматуллин Р.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в ХХ веке и начале ХХI столетия (историко-правовой аспект). М., 2006. С. 168.

10.  См.: Записка Генерального секретаря. URL: >>>> (дата обращения: 29.03.2021).
8 Принятие в 2006 г. Глобальной контртеррористической стратегии ООН ознаменовало собой новый этап в борьбе с международным терроризмом. Документ закрепил четыре направления деятельности государств, предусматривающих комплексный подход к проблеме на основе «всеобщего уважения прав человека и верховенство права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом»11.
11.  Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций. URL: >>>> (дата обращения: 26.03.2021).
9 По данным ООН, в 2006 г. произошло 2729 террористических инцидентов, многие из которых имели место в Афганистане, Ираке и других районах конфликта. В 2014 г. число таких случаев возросло до 16 818, что означает почти четырехкратный рост, что объясняется деятельностью международных террористических организаций, в первую очередь ИГИЛ и Аль-Каиды, которые укрепили свое положение в результате войн в Ираке, Йемене и Сирийской Арабской Республике, где они контролировали значительные территории12.
12.  См.: Доклад Генерального секретаря «Деятельность системы Организации Объединенных Наций по осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций». URL: https:// >>>> (дата обращения: 26.03.2021).
10 Рост террористической активности в XXI в. предопределил роль Глобальной контртеррористической стратегии ООН 2006 г. как программного документа, определяющего основные тренды борьбы мирового сообщества с международным терроризмом в третьем тысячелетии. Ее реализация находится под пристальным контролем Генерального секретариата, который на своих сессиях один раз в два года проводит обзор ее осуществления. Среди значимых выводов, сделанных в Обзорах, безусловно, можно назвать констатацию того факта, что первое десятилетие XXI в. характеризуется появлением новых видов угроз международному миру и безопасности, исходящих от терроризма.
11 Феномен современного терроризма характеризуется рядом важных особенностей, нашедших своевременный отклик в деятельности ООН.
12 Во-первых, современный терроризм преимущественно проявляется через деятельность обособленных международных террористических организаций, однако имеющими тесные связи. Более всего это относится к Аль-Каиде и ИГИЛ. Новым явлением стало стремление Аль-Каиды, а впоследствии и ИГИЛ сделать заявку на государственное строительство, и, несмотря на то что они не являются таковыми, попытаться конкурировать с государствами в отношении контроля над населением и ресурсами13.
13.  См.: Пинчук А.Ю. Терроризм в условиях глобализации как фактор политической деструкции: политологический анализ: дис. … д-ра полит. наук. М., 2019. С. 128.
13 Во-вторых, с точки зрения структуры эти организации кроме боевого ядра имеют автономные террористические ячейки во многих странах. Террористы-одиночки, не являясь членами террористической организации, но находясь под их идеологическим влиянием, также в любой момент готовы к совершению преступления, чему способствуют и соответствующие призывы, распространяемые через сеть Интернет. Это явление получило название «сетевой терроризм».
14 В-третьих, тенденция использования террористическими организациями своих связей с транснациональной организованной преступностью приняла устойчивый характер. Предметом совместной криминальной деятельности стали незаконный оборот оружия и наркотиков, торговля людьми, культурными ценностями и природными ресурсами, включая нефть и нефтепродукты, модульные нефтеперерабатывающие установки и принадлежности и материалы к ним, золото и другие драгоценные металлы и камни, полезные ископаемые, древесный уголь и ресурсы дикой природы, а также похищение людей с целью получения выкупа и другие виды преступлений, включая вымогательство, отмывание денег и ограбление банков, уничтожение культурного населения, совершаемое террористическими группами в некоторых государствах14. Противодействие этому сращиванию может быть успешным только при расширении сотрудничества государств на двустороннем, субрегиональном и региональном уровнях.
14.  См.: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 01.07.2016 г. Обзор Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций. URL: >>>> (дата обращения: 20.04.2021).
15 Обозначенные особенности отразились на практике международных террористических организаций и их сторонников. Во-первых, террористы-одиночки стали использовать для совершения преступлений низкотехнологичные средства, в частности ножи и грузовики для тарана. Продолжается совершение террористических актов террористами-самоубийцами (смертниками).
16 Во-вторых, для совершения террористических актов стали использовать беспилотные летательные аппараты. В сентябре 2019 г. подобная атака была осуществлена на нефтеперерабатывающие заводы государственной нефтяной компании Саудовской Аравии Saudi Aramco. Это событие еще раз подтвердило, что даже такие жизненно важные объекты невозможно эффективно защитить от террористов15. Эксперты ООН предрекают использование в будущем для терактов и беспилотных автомобилей.
15.  См.: Беспилотники использовались для атаки на крупные нефтеперерабатывающие заводы Саудовской Аравии. URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2021).
17 В-третьих, можно сформулировать вывод о том, что террористические организации, к сожалению, пытаются использовать в своих целях практически все социальные группы. Особое внимание международные террористические организации уделяют молодежи. Социально-экономическое положение многих стран, безработица, больше всего поразившая молодежь, отсутствие социальных лифтов, открывающих перспективы перед молодыми людьми, позволяют террористам относительно легко рекрутировать их в свои ряды.
18 В Обзоре Глобальной контртеррористической стратегии ООН 2016 г. отмечается практика вербовки террористами молодых людей, находящихся в исправительных учреждениях.
19 Мировой общественности стали известны факты превращения ИГИЛ детей в возрасте от 7 до 14 лет в боевиков и террористов-смертников16. По оценке ООН, подобные действия террористов должны рассматриваться как военные преступления или преступления против человечности. К сожалению, в условиях пандемии COVID-19 ООН стало сложнее отслеживать положение детей в условиях вооруженных конфликтов17. Возникает реальная угроза обеспечению прав ребенка, провозглашенного как обязанность государств – членов ООН Конвенцией о правах ребенка еще в 1989 г.18
16.  См.: «Львята халифата». Страшное наследие исламских террористов. URL:  https://ria.ru/20190212/1550696114.htm (дата обращения: 21.04.2021).

17. См.: Из-за пандемии ООН стало сложнее отслеживать положение детей в условиях вооруженных конфликтов. URL: https:// >>>> (дата обращения: 05.05.2021).

18. См.: Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.
20 В-четвертых, акты сексуального и гендерно мотивированного насилия, по мнению ООН, являются частью стратегических целей и идеологии определенных террористических групп, которые используют такие акты как инструмент наращивания своей власти, призванный способствовать их финансированию и вербовочной деятельности и разрушать людские сообщества19.
19.  См.: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 01.07.2016 г. Обзор Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций. URL: >>>> (дата обращения: 20.04.2021).
21 В-пятых, террористическая война, развязанная ИГИЛ на территории Сирии, продемонстрировала увеличение численности террористов за счет притока иностранных боевиков-террористов, что затем создало дополнительную угрозу для стран происхождения и транзита террористов. По оценке ООН, ИГИЛ занимается вербовкой бойцов из более чем 80 государств, что создает потенциальную угрозу для их безопасности, когда эти бойцы после успеха сирийской армии, поддержанной российскими ВКС, стали возвращаться обратно. Террористы, вернувшись, создают спящие ячейки, которые затем совершают террористические акты либо по призыву «ИГ», либо по собственной инициативе. По данным США, в 2015 г. в рядах ИГИЛ могло находиться до 5 тыс. граждан Европейского Союза в возрасте от 17 до 56 лет20. По сведениям Антитеррористического центра государств - участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ), в 2020 г. за преступления террористической направленности разыскивалось 6 тыс. человек, принимающих (принимавших) участие в боевых действиях на территориях государств, не входящих в СНГ, в составе террористических, экстремистских организаций и незаконных вооруженных формирований21.
20.  См.: Красинский В.В., Машко В.В. Международная террористическая организация «Исламское государство». М., 2019. С. 52.

21.  См.: «Глава Антитеррористического центра СНГ: пандемия трансформировала террористические угрозы» – интервью Андрея Новикова Информационному агентству ТАСС. URL: >>>> (дата обращения: 13.05.2021).
22 В-шестых, по данным Обзора Глобальной контртеррористической стратегии ООН 2016 г., «в некоторых регионах растет число случаев похищения людей и захвата заложников, совершаемых террористическими группами в самых разных целях, в том числе для получения средств или политических уступок, а средства, выплачиваемые террористам в виде выкупа, используются в качестве одного из источников финансирования их деятельности, включая новые похищения»22.
22.  Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 01.07.2016 г. Обзор Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций. URL: >>>> (дата обращения: 20.04.2021).
23 В-седьмых, особую обеспокоенность мирового сообщества вызывают настойчивые попытки террористов приобрести оружие массового уничтожения и средства его доставки. Распространение различных знаний в сети Интернет создает угрозу создания подобного оружия самой террористической организацией. Обоснованность возможности таких действий террористов подтверждаются материалами расследования, проведенного Следственной группой Организации Объединенных Наций по содействию привлечению к ответственности за преступления, совершенные ДАИШ / «Исламским государством Ирака и Леванта». По данным следствия, ИГИЛ неоднократно применяла химическое оружие против гражданского населения в Ираке в период 2014–2016 гг., а также проводила испытания биологических средств на заключенных23.
23.  См.: Письмо Специального советника и главы Следственной группы Организации Объединенных Наций по содействию привлечению к ответственности за преступления, совершенные ДАИШ / «Исламским государством Ирака и Леванта», от 01.05.2021 г. на имя Председателя Совета Безопасности. URL: >>>> (дата обращения: 05.05.2021).
24 Террористы умело используют информационно-коммуникационные технологии. С помощью цифровых технологий совершаются преступления в сфере компьютерной информации, против жизни и здоровья человека, против собственности и др.24 Международными террористическими организациями тиражируются специальные веб-сайты, интернет-магазины, предлагающие книги, аудио- и видеозаписи, другие товары экстремистского характера. «При помощи социальных сетей и новостных сайтов распространяются шокирующие фотографии и видеоролики, внушающие людям страх и ужас, среди которых наибольшую известность приобрели видеозаписи казни боевиками ИГИЛ 30 подростков, отказавшихся воевать на их стороне, а также казни пленников, названных британскими шпионами»25.
24.  См.: Галимханов А.Б., Халиуллина А.Ф. Порядок обнаружения, изъятия и фиксации цифровых следов преступления // Правовое государство: теория и практика. 2020. № 4 (62). С. 40.

25.  Милецкий В.П. Международный терроризм: политико-правовое измерение теории и практики противодействия // Всеросс. криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 1. C. 183.
25 Существует значительный риск того, что в предстоящие годы террористы смогут начать кибертеррористическую деятельность, которая чревата катастрофическими последствиями26. Вмешательство при помощи компьютеров в деятельность государственных органов, сложные техногенные производства сами могут стать террористическим оружием. В настоящее время в мире увеличивается число общеуголовных преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Так, за 2020 г. в Российской Федерации их количество увеличилось с 294 до 510 тыс., или на 74%, и составило в структуре преступности уже 25%27. Вынуждены согласиться с мнением, что трансграничный характер сети Интернет и, следовательно, киберпреступности означает, что правительства могут подвергаться атакам из любой точки мира, что делает правоприменение правоохранительных органов не только сложным, но и в некоторых случаях практически невозможным28.
26.  См.: Доклад Генерального секретаря «Деятельность системы Организации Объединенных Наций по осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций». URL: https:// >>>> (дата обращения: 26.03.2021).

27.  См.: Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов выступил с докладом в Совете Федерации // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // >>>> (дата обращения: 05.05.2021).

28.  См.: Rick Sarre, Laurie Yiu-Chung Lau, Lennon Y.C. Chang (2018) Responding to cybercrime: current trends, Police Practice and Research, 19:6, 515–518. DOI: 10.1080/15614263.2018.1507888. Available at: https://doi.org/10.1080/15614263.2018.1507888 . P. 516.
26 Слабым местом межгосударственного сотрудничества в борьбе с терроризмом остается обмен оперативной информацией о деятельности террористических групп, особенно о готовящихся ими террористических актах. В этой связи в качестве положительного примера отметим взаимодействие спецслужб Российской Федерации и США. Благодаря своевременной информации, поступившей от ФБР США, 27 декабря 2019 г. в г. Санкт-Петербурге были задержаны два сторонника ИГИЛ, которые готовились к совершению террористических актов в новогодние праздники29. Анализируя данную тенденцию ряд исследователей приходят к выводу, что для успешной борьбы с организованной преступностью необходимо международное сотрудничество, которое включает в себя готовность делиться разведданными, проводить операции и собирать доказательства30. В полной мере это относится и к борьбе с терроризмом.
29.  См.: Заседание коллегии ФСБ. 20.02.2020 г., Москва. URL: https://kremlin.ru/events/president/news/62834 (дата обращения: 05.05.2021).

30.  См.: Phil Kowalick, David Connery, Rick Sarre (2018) Intelligence-sharing in the context of policing transnational serious and organized crime: a note on policy and practice in an Australian setting, Police Practice and Research, 19:6, 596–608. DOI: 10.1080/15614263.2018.1507899. Available at: https://doi.org/10.1080/15614263.2018.1507899 . P. 597.
27 К сожалению, в первое десятилетие ХХI в. страны Европейского Союза угрозу терроризма всерьез не воспринимали. Считалось, что это проблема постсоветского пространства. По оценке западных специалистов, основной угрозой считалась организованная преступность, посягающая на финансовые интересы Европейского сообщества31. Как справедливо отмечает Д. Ольшанский, даже десятилетия постоянного терроризма в Ирландии, Англии, Испании, Израиле или Палестине рассматривались как локальные проблемы именно этих государств32.
31.  См.: Combating Transnational Crime. Concepts, Activities and Responses / ed. by Ph. Williams and D. Vlassis. London - Portland, 2001. P. 276.

32.  См.: Ольшанский Д. Указ. соч. С. 202.
28 Террористические акты, совершенные сторонниками «Исламского государства» в 2015 г. в Париже и в 2016 г. в Брюсселе, показали ущербность такого подхода. 14 июля 2016 г. правоохранительные органы Франции не смогли предотвратить страшное событие в Ницце. Террорист на грузовике врезался в людей на знаменитой Английской набережной.
29 Какие выводы из этого можно сделать? Во-первых, выше упомянутые события показали, что международно-правовые акты, разработанные Советом Европы в рамках противодействия терроризму, не были применены в достаточной степени. Речь идет о Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г.33 и ряде последующих документов ОБСЕ. Они не стали программными документами для правоохранительных органов стран Западной Европы34. Контртеррористическая сеть ОБСЕ, национальные правоохранительные органы показали свою неэффективность. Во-вторых, теракты продемонстрировали слабость информационно-аналитической системы обеспечение борьбы с преступностью, несмотря на ввод в действие Шенгенской информационной системы второго поколения.
33. См.: Федеральный закон от 24.03.2006 г. «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма // СЗ РФ. 2006. № 17 (ч. I), ст. 1785.

34.  См.: Решение № 1063. Консолидированная концептуальная база ОБСЕ для борьбы с терроризмом. URL: >>>> (дата обращения 18.04.2021).
30 В-третьих, анализ данных о личностях террористов, установленных в последствии правоохранительными органами европейских стран, позволяет предположить низкую эффективность обмена информацией между правоохранительными органами государств ЕС. Большинство установленных террористов привлекались к уголовной ответственности, некоторые выезжали в Сирию для террористической деятельности в рядах ИГИЛ. Данные об их криминальной деятельности не являлись секретом, но почему-то не воспринимались как угроза для собственных стран. Видимо, следует признать, что государственные органы европейских государств в эти годы не осознали опасность террористов, объединившихся в рядах ИГИЛ, исходили из того, что мигранты во втором поколении в большинстве прониклись идеями мультикультурализма, а террористические преступления могут совершать только в других странах. Соответственно, обмен информацией о подозрительной деятельности своих граждан, находящихся в поле зрения полиции, с коллегами из других европейских государств не осуществлялся. Этот факт в какой-то мере объясняют результаты социологического исследования стратегических руководителей полиции европейских государств. Многие респонденты сообщили о более тесных отношениях со своими коллегами по уголовному правосудию, такими как прокуроры, чем со своими коллегами из полиции35, т.е. общеевропейская полицейская деятельность еще не сформировалась. На наш взгляд, в условиях борьбы с сетевым терроризмом все государства должны усилить пограничный контроль и обмен соответствующей информацией для выявления поездок лиц, имеющих террористические намерения.
35.  См.: Tullio Caputo (2016) Leading policing in Europe: an empirical study of strategic police leadership, Police Practice and Research, 17:6, 597–599. DOI: 10.1080/15614263.2016.1221518. Available at: >>>> . P. 598.
31 Вызывает также недоумение отсутствие реакции властей европейских государств на существующую возможность легального приобретения оружия без какой-либо проверки покупателя. В результате свободный доступ к оружию, в том числе к так называемому «выхолощенному», более дешевому, чем боевое, которое легко превращается вновь в боевое, получают и лица, ранее попавшие в поле зрения полиции как участники террористических актов или склонные к такой противоправной деятельности. В последнее время появилась информация, что западные политики обратили внимание на эту проблему: политики ФРГ готовят проект закона, ограничивающего доступ жителей к гражданскому огнестрельному оружию.
32 Региональные организации, на наш взгляд, должны свои действия выстраивать исходя из тех параметров, что заданы важнейшим документом, принятом на универсальном уровне. Несомненно, имеется в виду Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. Примером такого подхода является деятельность АТЦ СНГ, который в марте 2022 г. провел XV Совещание руководителей (начальников штабов) национальных антитеррористических центров государств – участников СНГ на тему «Контртеррористическое сотрудничество государств Содружества в условиях меняющейся международной обстановки». В Итоговом документе совещания намечены конкретные пути повышения эффективности взаимодействия компетентных органов стран Содружества36.
36.  См.: О XV Совещании руководителей (начальников штабов) национальных антитеррористических центров государств – участников СНГ и заседании НКС при АТЦ СНГ. URL: >>>> (дата обращения: 11.04.2022).
33 В 2017 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила Контртеррористическое управление37. Оно разделено на пять организационных подразделений: 1) Канцелярия заместителя Генерального секретаря – главы Контртеррористического управления; 2) Контртеррористический центр ООН; 3) Сектор специальных проектов и инноваций; 4) Сектор политики, управления знаниями и координации; 5) Секция стратегического планирования и поддержки программ.
37.  См.: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 15.06.2017 г. Укрепление потенциала системы Организации Объединенных Наций по оказанию государствам-членам поддержки в осуществлении Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций. URL: https:// >>>> (дата обращения: 20.04.2021).
34 Руководителем Контртеррористического управления в ранге Заместителя Генерального секретаря ООН назначен российский дипломат В.И. Воронков. Управление занимается не только текущей работой в противодействии террору, но и перспективным планированием, пополнением бюджета, контролирует эффективность реализации проектов, выстраивает менеджмент.
35 ООН настоятельно рекомендует активизировать контрпропагандистскую кампанию противодействия идеологическим усилиям ИГИЛ, Аль-Каиды и связанных с ними лиц. «Идеология как фактор институционализации терроризма играет особую роль в части формирования мобилизационного ресурса террористических объединений, осуществляемая через провозглашение целей, затрагивающих интересы общества, что презентуется, как оправдание на осуществление насильственных мер в настоящем»38.
38.  Пинчук А.Ю. Указ. соч. С. 131.
36 Подтверждается необходимость активизации диалога между должностными лицами государств-членов, занимающимися борьбой с терроризмом, включая сотрудников правоохранительных органов и подразделений финансовой разведки, в целях укрепления международного, регионального и субрегионального сотрудничества и расширения осведомленности о Стратегии в интересах противодействия терроризму39.
39.  См.: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 01.07.2016 г. Обзор Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций. URL: >>>> (дата обращения: 20.04.2021).
37 23 февраля 2018 г. Генеральным секретарем ООН был подписан Глобальный договор ООН по координации контртеррористической деятельности, согласованный с главами 36 подразделений ООН, а также Интерполом и Всемирной таможенной организацией40. Это основа координации деятельности структур ООН, борющихся с терроризмом. Как отмечают специалисты, привлечение лиц, причастных к организации или занимающихся подготовкой террористических актов, к уголовной ответственности представляет собой важную меру противодействия международному терроризму41.
40.  См.: Глобальный договор ООН по координации контртеррористической деятельности. URL: >>>> (дата обращения: 14.04.2021).

41.  См.: Милецкий В.П. Указ. соч. C. 185.
38 Борьба с терроризмом предполагает усилия государств по обеспечению прав человека в самом широком спектре деятельности. Со временем проблема нахождения баланса между интересом государства в борьбе с терроризмом и интересом государства по обеспечению прав человека приобрела значительный масштаб. Так, специальный докладчик ООН по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом Фионнуала Ни Аолайн констатировала тяжелые условия, в которых находятся женщины и дети в лагерях на северо-востоке Сирии: «Женщины и дети подвергаются произвольному задержанию в ситуации, которая соответствует порогу пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения в соответствии с международным правом»42.
42.  Эксперт ООН призывает государства положить конец политике и практике борьбы с терроризмом, наносящей вред женщинам, девочкам и семье. URL: >>>> (дата обращения: 14.04.2021).
39 Помощник Генерального секретаря ООН и Исполнительный директор Контртеррористического комитета Мишель Конинкс отметила стремление ИГИЛ активно осваивать новые страны. В последние годы, по ее словам, филиалы этой террористической группировки появились в Южной и Юго-Восточной Азии, в регионе Сахель, в государствах бассейна озера Чад, а также в государствах Южной и Восточной Африки43.
43.  См.: Террористы осваивают киберпространство и вербуют «одиночек». URL: >>>> (дата обращения: 14.04.2021).
40 Экономический кризис и обнищание значительной части населения как последствия пандемии СOVID-19 могут привести к появлению новых террористических тенденций и угроз. В ходе Виртуальной контртеррористической недели, организованной в июле 2020 г. Контртеррористическим управлением ООН под лозунгом «Стратегические и практические проблемы противодействия терроризму в условиях глобальной пандемии», наряду с био- и кибертерроризмом, угрозами и тенденциями, связанными с высокой степенью риска, рассмотрением тяжелого положения жертв терроризма, передовых программ ООН по борьбе с терроризмом были рассмотрены права человека, противодействие финансированию терроризма, молодежные инициативы по построению устойчивого общества и роль гражданского общества, средств массовой информации в предотвращении экстремизма44.
44.  См.: Стартовала контртеррористическая неделя ООН по борьбе с терроризмом в условиях пандемии. URL: >>>> (дата обращения: 05.05.2021).
41 Значительным шагом в антитеррористической деятельности стал XIV Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, который состоялся с 7 по 12 марта 2021 г. в г. Киото (Япония) в гибридном формате. Конгресс принял Киотскую декларацию «Активизация мер предупреждения преступности, уголовного правосудия и обеспечения верховенства права: навстречу осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»45.
45.  См.: Официальный сайт МГИМО // >>>> (дата обращения: 14.04.2021).
42 Министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев в своем выступлении на конгрессе обратил внимание на необходимость наращивания усилий по перекрытию каналов подпитки террористических группировок, пресечению распространения экстремистской пропаганды46.
46.  См.: Владимир Колокольцев выступил на XIV Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. URL: >>>> (дата обращения: 14.04.2021).
43 ООН также обращает внимание на связь экстремизма и терроризма и считает, что человека можно остановить на пути его «превращения» в террориста. В этой связи особого внимания требует такой феномен, как утечка информации. Зарубежная статистика утверждает, что в 79% случаев другие люди были осведомлены о приверженности того или иного лица экстремистской идеологии; в 64% - членам семьи и друзьям было известно о конкретном намерении того или иного лица участвовать в террористической деятельности; и в 58% случаев другие люди знали специфику подготовки террориста-одиночки к нападению47.
47.  См.: Miss Menna Rose, John Morrison (2021). An exploratory analysis of leakage warning behavior in lone-actor terrorists, Behavioral Sciences of Terrorism and Political Aggression. DOI: 10.1080/19434472.2021.1900325. Available at: >>>> . P. 1.
44 Контртеррористическое управление ООН сообщило о создании в г. Дохе (Катаре) исследовательского центра, изучающего поведенческие признаки48. Его задачей станет создание методик по выявлению тех моментов, когда человек уже вступает на путь, который ведет не только к радикализации, но и к готовности осуществлять теракты.
48.  См.: Как становятся террористами – в ООН создан Центр поведенческого анализа. URL: >>>> (дата обращения: 14.04.2021).
45 * * *
46 Только такой всеобъемлющий подход, тесное сотрудничество государств в выполнении всех четырех компонентов Глобальной контртеррористической стратегии ООН позволит эффективно противодействовать терроризму.

Библиография

1. Галимханов А.Б., Халиуллина А.Ф. Порядок обнаружения, изъятия и фиксации цифровых следов преступления // Правовое государство: теория и практика. 2020. № 4 (62). С. 40.

2. Красинский В.В., Машко В.В. Международная террористическая организация «Исламское государство». М., 2019. С. 52.

3. Милецкий В.П. Международный терроризм: политико-правовое измерение теории и практики противодействия // Всеросс. криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 1. C. 183, 185.

4. Нигматуллин Р.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в ХХ веке и начале ХХI столетия (историко-правовой аспект). М., 2006. С. 168.

5. Ольшанский Д. Психология терроризма. СПб., 2002. С. 51, 202.

6. Пинчук А.Ю. Терроризм в условиях глобализации как фактор политической деструкции: политологический анализ: дис. … д-ра полит. наук. М., 2019. С. 128, 131.

7. Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

8. Boaz Ganor (2002) Defining Terrorism: Is One Man’s Terrorist another Man's Freedom Fighter? Police Practice and Research, 3:4, 287–304. DOI: 10.1080/1561426022000032060. Available at:  ttps://doi.org/10.1080/1561426022000032060. P. 288.

9. Combating Transnational Crime. Concepts, Activities and Responses / ed. by Ph. Williams and D. Vlassis. London - Portland, 2001. P. 276.

10. Miss Menna Rose, John Morrison (2021). An exploratory analysis of leakage warning behavior in lone-actor terrorists, Behavioral Sciences of Terrorism and Political Aggression. DOI: 10.1080/19434472.2021.1900325. Available at: https://doi.org/10.1080/19434472.2021.1900325. P. 1.

11. Phil Kowalick, David Connery, Rick Sarre (2018) Intelligence-sharing in the context of policing transnational serious and organized crime: a note on policy and practice in an Australian setting, Police Practice and Research, 19:6, 596–608. DOI: 10.1080/15614263.2018.1507899. Available at: https://doi.org/10.1080/15614263.2018.1507899. P. 597.

12. Rick Sarre, Laurie Yiu-Chung Lau, Lennon Y.C. Chang (2018) Responding to cybercrime: current trends, Police Practice and Research, 19:6, 515–518. DOI: 10.1080/15614263.2018.1507888. Available at: https://doi.org/10.1080/15614263.2018.1507888. P. 516.

13. Tullio Caputo (2016) Leading policing in Europe: an empirical study of strategic police leadership, Police Practice and Research, 17:6, 597–599. DOI: 10.1080/15614263.2016.1221518. Available at: https://doi.org/10.1080/15614263.2016.1221518. P. 598.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести