Р. Паунд. Масонство и закон / пер. с англ. Е.Л. Кузьмишина
Р. Паунд. Масонство и закон / пер. с англ. Е.Л. Кузьмишина
Аннотация
Код статьи
S102694520021918-0-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
Р. Паунд. МАСОНСТВО И ЗАКОН / пер. с англ. Е.Л. Кузьмишина. СПб.: Алетейя, 2022. - 348 с.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Нутрихин Роман Владимирович 
Должность: Доцент кафедры экологического, земельного и трудового права
Аффилиация: Северо-Кавказский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Ставрополь
Выпуск
Страницы
203-205
Аннотация

В рецензии рассматривается книга Роско Паунда «Масонство и закон» в переводе на русский язык кандидата исторических наук Е.Л. Кузьмишина. Приводятся краткие биографические сведения об авторе, а также информация о его участии в деятельности масонских лож. Подчеркивается значение Паунда в развитии социологической школы права. Отмечается научный вклад данной книги в современную российскую юридическую литературу по направлениям теория государства и права, философия права, история правовых и политических учений.

Ключевые слова
Роско Паунд, социологическая школа права, новый курс Рузвельта, масонство, Гарвардский университет
Классификатор
Получено
08.09.2022
Дата публикации
20.02.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
417
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Еще недавно большинству юристов в России вопрос о связи права с масонством мог показаться надуманным и маловажным, поскольку у нас даже в научном профессиональном сообществе об этом знали крайне мало, если не сказать – вообще ничего.
2 Тому способствовали известные цензурные ограничения в СССР, позволявшие говорить о масонстве в политико-правовом контексте лишь как о «космополитическом движении, охватывающем буржуазные слои населения государств капиталистического мира и ставящем цель укрепить империалистическое господство над трудящимися путем закулисных интриг, социальной демагогии и круговой поруки»1. Если в советской печати и появлялись публикации о влиянии масонства на развитие социальных идей, то подавались они в неизменно негативном, идеологически выдержанном тоне.
1. Бегун В.Я. Рассказы о «детях вдовы». Минск, 1986. С. 5.
3 Постсоветская историко-юридическая наука в отличие от чисто исторической к масонству также обращалась мало и, к сожалению, не всегда удачно. Не имея качественных первоисточников и пользуясь низкопробной, откровенно «конспирологической» литературой, волна которой захлестнула российский книжный рынок в 90-е годы, некоторые историки права в редких работах на эту тему в лучшем случае не сказали ничего нового, в худшем – обманывались сами и вводили в заблуждение своих читателей.
4 Помимо нескольких качественных, но весьма общих работ на эту тему русскоговорящему эрудиту, желающему ознакомиться с масонством именно в историко-правовом ключе, до недавнего времени фактически нечего было рекомендовать.
5 Но вот, к счастью, в последние годы освещение этого непростого вопроса вышло на широкую «столбовую дорогу» своего исследования в России. Не так давно были опубликованы переводы двух ключевых теоретических работ американского классика масонской юриспруденции XIX в. Альберта Галлатина Маккея: «Основы масонского права» и «Масонское парламентское право»2.
2. Маккей А.Г. Масонское право / пер. с англ. Е.Л. Кузьмишина. М., 2021.
6 Вполне закономерно, что вслед за трактатами, посвященными «внутрицеховому» праву масонов, у нас должно было появиться и что-нибудь о воззрениях вольных каменщиков на право в целом. В этой связи следует признать крайне удачным выбор, павший на масонские лекции юриста и профессора Гарвардского университета Роско Паунда (1870–1964), уделявшего, как и Маккей, немало внимания корпоративным нормам своих собратьев по Ордену. Однако в отличие от своего предшественника Паунд рассматривал данные нормы в тесной связи с общей теорией, историей и философией права, что придает его взгляду на предмет куда больше универсализма и делает его работы более привлекательными для тех исследователей, которым интересен не столько внутренний юридический быт братства вольных каменщиков, сколько регулятивные принципы масонства как таковые и его вклад в «золотой фонд» мировых политико-правовых учений.
7 Сам по себе Роско Паунд – фигура столь примечательная, что хотя бы уже поэтому его богатое интеллектуальное наследие заслуживает самого пристального внимания. В начале своего профессионального пути он, как ни странно, посвятил себя ботанике, получив соответствующее образование и активно занимаясь наукой именно в данной области. На заре XX в. Паунд включился в большую коллективную работу по описанию растительного мира штата Небраска, в результате чего открыл ранее неизвестный вид лишайников, назвав его в свою честь – «роскопаундией».
8 Однако тогда же молодого человека увлекла и юриспруденция. Он поступил на юридический факультет Гарварда, где проучился всего год из-за шаткости материального положения его семьи. Формально не имея правового образования, Паунд, тем не менее, выдержал экзамен на должность судебного поверенного и стал служить в окружных судах. Близость к университету в качестве ученого-ботаника позволила ему опробовать на студентах авторский курс по праву, которое постепенно стало главным делом его жизни.
9 Разносторонность Паунда проявилась еще и в том, что он с головой погрузился в дела студенческих братств, играл в университетской футбольной команде и навсегда сохранил горячий интерес к спорту.
10 Его талант в изложении правовых доктрин не остался незамеченным, и, выдвинувшись после получения докторской степени на ведущие роли в стенах юридического факультета Университета Небраски, Паунд в 1903 г. стал его деканом. В 1911 г. он перешел на работу в Гарвард, где уже через пять лет также занял пост декана, подняв тамошний факультет на небывалую высоту.
11 Параллельно Паунд выступал по громким делам в судах, предлагал конструктивные идеи по реформированию национальной правовой системы, публиковал массу работ (одна только библиография его печатных трудов занимает 193 страницы!). Так что очень скоро он занял достойное место в первом эшелоне ученых-юристов уже в масштабах всей страны. Паунд считается основоположником весьма популярной в гуманитарной науке XX в. социологической школы понимания права. Им же разработана оригинальная концепция «механической юриспруденции».
12 Постепенно к знаменитому профессору начали прислушиваться власти. В период президентства Франклина Делано Рузвельта Р. Паунд стал одним из авторов нашумевшей политической программы «нового курса», которая вывела США из «великой депрессии».
13 Однако за кулисами этой блестящей внешней деятельности таилось нечто глубоко личное и для него самого ничуть не менее важное. Еще в 1901 г. Паунд был посвящен в масоны под сенью ложи Ланкастер в городе Линкольн (штат Небраска), где четыре года спустя его возвели в степень Мастера. Продолжая постигать масонскую премудрость в «дополнительных градусах» Древнего и Принятого Шотландского Устава, в 1913 г. он удостоился его высшей 33-й степени. Заметную роль играл профессор и в Великой Ложе штата Небраска, где исполнял обязанности Великого Оратора. В Великой Ложе Массачусетса он занимал пост заместителя Великого Мастера, а также возглавлял Комитет по признанию заграничных лож и делал много всего другого, за что был удостоен звания почетного Бывшего Великого Мастера.
14 В штатах Небраска и Массачусетс Паунд участвовал в создании и работе целого ряда масонских лож, снискав себе немало орденских наград и знаков признания. Особенно рьяно он трудился в 1922 г. для открытия «Гарвардской» ложи при университете. Следовательно, его научная, преподавательская и административная деятельность в Гарварде была сопряжена с регулярным участием в масонских таинствах, практикуемых прямо в академической среде. Данный факт представляется весьма важным для понимания некоторых неочевидных, но весьма любопытных связей в американской науке и университетской жизни тех лет.
15 В Братстве Акации при том же университете проф. Р. Паунд начал читать лекции по масонскому праву и философии, которые сразу же снискали популярность и интерес среди братьев. В 1953 г. Верховный совет Северной юрисдикции Древнего и Принятого Шотландского Устава издал сборник его лекций о масонстве, которые до сих пор привлекают внимание многих интересующихся не только в США, но и далеко за их пределами.
16 Теперь эти лекции стали доступны на русском языке в переводе известного отечественного специалиста по масонству, канд. ист. наук Евгения Леонидовича Кузьмишина. Им уже реализовано немало просветительских проектов, призванных познакомить российского читателя с историей и теоретическими аспектами посвятительных традиций Запада. Ранее им уже были переведены хрестоматийные работы крупнейшего американского масонского мыслителя Альберта Пайка3; полное собрание сохранившихся сочинений знаменитого Калиостро4; ключевые древние акты о возникновении и развитии первых масонских лож Европы5, труды орденского правоведа Альберта Галлатина Маккея и другие основополагающие тексты «вольного каменщичества». Издание в России лекций Р. Паунда можно рассматривать как достойное продолжение работы Е.Л. Кузьмишина в области исследования феномена масонского права, который до сих пор практически не был известен ни в исторической, ни в юридической отечественной науке.
3. См.: Пайк А. Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества Южной Юрисдикции для Соединенных Штатов Америки / пер. с англ. Е.Л. Кузьмишина. М., 2020. Т. I–II.

4. См.: Калиостро. Соч. / пер. с англ. Е.Л. Кузьмишина. М., 2017.

5. См.: История масонства в документах / пер. с англ. Е.Л. Кузьмишина. М., 2020.
17 У наследия Паунда в нашей стране вообще крайне странная судьба. О нем пишут в учебниках по теории и философии права, упоминают в статьях и монографиях об истории правовых и политических учений, защищают кандидатские диссертации о его взглядах. Однако на русский язык до сего дня не было переведено ни одной его крупной работы. Тем более примечательно, что в России первой книгой из многих сотен трудов этого всемирно известного ученого стал именно трактат по праву масонскому. Ведь данная тема для самого Паунда была, пожалуй, одной из наиболее личных и всесторонне осмысленных. Это явствует из самих его лекций по масонству, которые буквально дышат увлеченностью, глубиной погружения в предмет и даже некоторым благоговением перед ним, которое, впрочем, не исключает ни тонкого чувства юмора, ни даже иронии.
18 В своих лекциях Паунд обсуждает становление масонства как такового и его внутрикорпоративные нормы; вклад крупнейших теоретиков в данную сферу и магистральные направления орденской мысли; проблемы соотношения братской этики с их личной конфессиональностью и многие другие любопытные вопросы, раскрывающие перед заинтересованным читателем внутренний мир сообщества «вольных каменщиков» и тех правил, которыми испокон века регулируются отношения между ними.
19 И все же главное достоинство масонских лекций проф. Р. Паунда не в этом. С первых же страниц захватывает его взгляд на масонство, который вовсе не сухой академический, а величаво-философический и в некоторой степени даже поэтический. Он размышляет над тайной Универсального Закона и его дисперсионного преломления сквозь призму разных эпох. Его лекции интересны не только с точки зрения истории правовых учений, но и как пища для самых серьезных размышлений о подлинной сущности права, о возрождении его исконной сакральности, несколько, признаемся, задавленной всеобесценивающим прессом современного мира.
20 * * *
21 Хочется верить, что публикация на русском языке столь значимой работы, не имеющей аналогов в нашей юридической литературе, не только привлечет к себе внимание профессионального сообщества и всех, кому небезразлично право. Вслед за ней стоило бы ждать появления оригинальных исследований о связи масонства с государственно-правовыми феноменами – статей, монографий и диссертаций, – которых еще так мало в России. Ведь, несмотря на всю кажущуюся таинственность и сложность этой темы, ее можно, нужно и главное необыкновенно интересно изучать.

Библиография

1. Бегун В.Я. Рассказы о «детях вдовы». Минск, 1986. С. 5.

2. История масонства в документах / пер. с англ. Е.Л. Кузьмишина. М., 2020.

3. Калиостро. Соч. / пер. с англ. Е.Л. Кузьмишина. М., 2017.

4. Маккей А.Г. Масонское право / пер. с англ. Е.Л. Кузьмишина. М., 2021.

5. Пайк А. Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества Южной Юрисдикции для Соединенных Штатов Америки / пер. с англ. Е.Л. Кузьмишина. М., 2020. Т. I–II.

6. Паунд Р. Масонство и закон / пер. с англ. Е.Л. Кузьмишина. СПб., 2022.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести