О развитии правовой науки и ее методологии А.А. Малиновский. История и методология юридической науки: учебное пособие
О развитии правовой науки и ее методологии А.А. Малиновский. История и методология юридической науки: учебное пособие
Аннотация
Код статьи
S102694520021590-0-1
Тип публикации
Рецензия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Левакин Игорь Вячеславович 
Должность: профессор кафедры публичного права
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений МИД России
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
195-198
Аннотация

Рецензируемое учебное пособие является монографической работой заведующего кафедрой теории права и сравнительного правоведения МГИМО, доктора юридических наук, профессора А.А. Малиновского. В пособии раскрываются история и теория юридической науки, методология юридического познания, методика юридических исследований. Издание включает дидактический раздел, направленный на формирование у студентов профессиональных компетенций юриста как теоретика, так и практика.

Ключевые слова
история и методология юридической науки, школы юридической науки, юридические исследования, ключевые термины юридической науки
Классификатор
Получено
21.03.2022
Дата публикации
15.09.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
365
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

1 К юбилею кафедры теории права и сравнительного правоведения МГИМО МИД России вышло в свет новое издание, содержащее систематизированный материал по вопросам фундаментальных отечественных и зарубежных учений об истории и теории юриспруденции, современном состоянии методологии юридической науки1. Учебное пособие, соответствующее текущим нормативным документам и правилам, раскрывает вопросы истории и теории юридической науки, методологий юридического познания, методики проведения и написания юридических исследований и др. Пособие рекомендовано в качестве основной литературы для студентов МГИМО МИД России, обучающихся по программе магистратуры «Международное сотрудничество в сфере правоохранительной деятельности и уголовной юстиции», а также другим программам магистерской подготовки по направлению «Юриспруденция».
1. См.: Малиновский А.А. История и методология юридической науки: учеб. пособие. М., 2022.
2 Создание актуального учебного пособия по истории и методологии юридической науки — задача достаточно амбициозная, требующая определенной научной смелости, поскольку такие известные отечественные авторы, как В.М. Сырых, В.В. Лазарев, С.В. Липень, А.В. Корнев, И.А. Исаев, И.Н. Мележик, Т.П. Филиппова и др. только за последние годы издали и переиздали подобные монографические и коллективные труды (учебники, учебные пособия)2. Отсюда перед проф. А.А. Малиновским стояла непростая задача креативного решения учебно-образовательных и научных задач, поставленных магистерской программой МГИМО по направлению «Юриспруденция» для обучающихся всех специализаций. Данная задача осложнялась еще и тем, что роль юридической науки в современном российском научном континууме недопустимо снизилась, а учебные программы «порезаны» так, что на фундаментальные историко-теоретические научные дисциплины отпускается меньше часов, нежели чем в прежние времена на спецкурсы и факультативные предметы.
2. См.: Сырых В.М. История и методология юридической науки: учеб. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2022; Лазарев В.В., Липень С.В., Корнев А.В. История и методология юридической науки: университ. курс для магистрантов юрид. вузов. М., 2022; Исаев И.А., Мележик И.Н., Филиппова Т.П. История и методология юридической науки: учеб. пособие. М., 2021; и др.
3 Если для большинства отраслевых и так называемых практических и прикладных юридических дисциплин снижение лекционных часов и увеличение количества практических занятий еще можно как-то оправдать, например, ссылаясь на опыт англо-американских университетов, строящих обучение во многом на анализе прецедентов и другой юридической практики, то для историко-теоретических наук и соответствующих учебных курсов в отечественных вузах такое секвестрирование подобно элиминации. В дистанционно-эпидемиологических условиях мы более не в состоянии подготавливать людей с настоящим университетским образованием — обладающих широким научным кругозором, критическим мышлением, фундаментальной историко-философской подготовкой — из университетов, даже после магистратуры (особенно из переучившихся на «юриста» бакалавров смежных специальностей), выходят дипломированные заготовки специалистов без сформированного юридического мировоззрения.
4 В этих условиях обучающимся, особенно стремящимся самостоятельно познать юридическую науку — такие люди еще есть на каждом курсе юридического факультета практически каждого университета, хотя и не в значительном количестве — необходимо в доступной форме донести историческое наследие юриспруденции, указав на возможные к изучению ее фундаментальные источники, раскрывающие роль и значение древнегреческой государственно-правовой мысли, римской юриспруденции, церковного правоведения и методологии канонистики, юриспруденции Нового времени и эпохи Просвещения и т.д. Таким образом, речь идет в том числе о самообразовании, этой, пожалуй, единственно возможной в нынешних условиях формы приобретения устойчивых знаний. Поэтому выход в свет содержательных учебных пособий и другой учебно-научной литературы следует приветствовать, так как, может быть, они, включая труд А.А. Малиновского, позволят сохранить новизну научной юриспруденции.
5 Сохранению наследия мировой юридической мысли в отечественной образовательной среде содействует освещение в обсуждаемом учебном пособии основных этапов развития методологии права, эволюции методов познания в юридических школах. Важно: научить методологии изучения правовой действительности путем правильного применения общенаучных и специально-юридических приемов и способов научного познания; сформировать и развить профессиональные компетенции в области как научно-исследовательской, так и экспертно-консультационной правовой работы. В связи с тем что сегодня во многом утеряна не просто методика проведения научно-практических исследований и написания академических работ, в частности магистерской диссертации по юриспруденции, но и элементарные навыки составления оригинальных письменных текстов, обучающий этому искусству раздел работы также актуален.
6 При всех достоинствах работы нельзя сказать, что автору можно почивать на лаврах и ограничиться достигнутым. Так, в гл. 1 первого раздела пособия действительно представлен краткий историко-методологический обзор становления и развития европейской юридической науки, включающий древнегреческую и древнеримскую юриспруденцию, церковное правоведение и методологию канонистики, юриспруденцию Нового времени и эпохи Просвещения (с. 9 - 64). В результате освоения данного раздела обучающийся должен знать соответствующие страновые и временные характеристики становления и развития юридической науки; классифицировать этапы эволюции юридической науки. Но где же в этом славном ряду русская дореволюционная правовая наука, достигшая признанных достижений благодаря С.Е. Десницкому, И.А. Третьякову, А.П. Куницину и многим другим? Ведь уже в аннотации мы читаем, что пособие «разработано на основе фундаментальных отечественных и зарубежных учений…». Не следует обходить вопрос преемственности отечественной юриспруденции или ее вторичности по отношению к европейской правовой мысли, что не является пороком, если ученики превосходят своих учителей, создав оригинальную методологию права или значительно усовершенствовав имеющуюся.
7 Вопросы методологии юридического познания в основных и хорошо изученных, классических школах права (естественного права, юридического позитивизма, марксизма, психологической теории права, исторической и социологической теорий), рассмотренные в гл. 2, хорошо бы дополнить информацией о состоянии постмодернистской методологии (с. 64 - 147). Не информируя студентов о постмодернистских учениях в праве, мы обезоруживаем их перед неизбежным дискурсом с последователями З. Баумана, Ж. Бодрийяра, Ж. Дерридда и др. Представители постмодернизма от юриспруденции стремятся предать, в большинстве случаев неоправданно, забвению проблематику классической и неклассической науки, а также требования к точности, глубине и обоснованности знаний. Студенты могут легко попадать в наукообразную ловушку отрицания объективных знаний в юридических науках. Необходимо доказать — не сказать, а именно доказать, — что хотя постмодернистские теории ставят сложные и актуальные вопросы, но они сами не отвечают на них, а лишь пытаются обосновать, что объективно-научные ответы вовсе невозможны, при этом забывая, что таким образом обессмысливают собственный дискурс3.
3. См.: Левакин И.В. Актуальные проблемы государства и права // Вопросы философии. 2013. № 1. С. 58 - 64.
8 Подробному рассмотрению вопросов юридической теории посвящена гл. 3 (с. 147 - 213). Юридическая наука предстает в виде: «совокупности систематизированных знаний о правовой действительности (правовой реальности)»; данная система знаний структурируется в юридических теориях, представляющих собой «целостную систему знаний о сущностях и закономерностях». Вопрос заключается в том, что есть правовая действительность? Еще А. Эйнштейн отметил: «абсолютно неверно, будто теория должна основываться на наблюдаемых величинах. В действительности все обстоит как раз наоборот. Теория лишь решает, что именно можно наблюдать»4. Так, например, с точки зрения англо-американской доктрины вышеобозначенный традиционный подход является «выдуманным», не основанным на подлинном бытии права — юридической, прежде всего судебной практике. Отсюда и различия в трактовке самого понятия «юриспруденция» в романо-германской и англо-американской правовых семьях, которые необходимо разъяснить студентам.
4. Гейзенберг В. Квантовая механика и беседа с Эйнштейном // Природа. 1972. № 5. С. 87.
9 Раздел второй начинается с гл. 1, раскрывающей перед обучающимися проблематику методологии юридической науки (с. 213 - 263). В результате его освоения студент должен знать: общенаучные и специально-юридические методы; уметь выбирать релевантную методологию исследования с учетом объекта и предмета познания, целей и задач исследования и т.п. Начинается описание методов познания с диалектики, но вопрос о проповедуемой в работе исторической форме диалектики обходится. В определении диалектики и других общенаучных методов автор в основном опирается на работы советских ученых5. Честнее было бы напрямую обратиться к трудам «классиков» диалектики — Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, а также к работам современных интерпретаторов и критиков известных методологических подходов — работам представителей франкфуртской школы социальной теории и критической философии (И. Валлерстайна и др.). В гл. 2 указанного раздела рассматриваются материалы, позволяющие овладеть методологией историко-правового исследования, формально-юридическим и сравнительно-правовым методами, методологией социолого-правового исследования, критико-правовым методом (с. 263 - 445). Критико-правовой метод достаточно редко выделяется в учебных изданиях, а ведь без него, как справедливо утверждает автор, «любое научное исследование будет представлять собой простую компиляцию…» (с. 409).
5. См.: Кохановский В.П. Диапектико-материалистический метод. Ростов н/Д., 1992; Сырых В.М. Логические основания общей теории права: в 2 т. М., 2004. Т. 1.
10 Важным для любого студента является овладение методикой проведения и написания юридических исследований, разъясненной в заключительном третьем разделе пособия. В результате освоения гл. 1 данного раздела студент: ознакомится с требованиями, предъявляемыми к содержательным и формальным составляющим полноценного научного исследования; научится составлять план исследования, выбирать релевантную теме методологию научного познания, аргументировано выражать свои мысли, объективно и беспристрастно оценивать вклад других ученых в разработку конкретной тематики, соблюдать принципы научной этики; овладеет методикой подготовки и защиты магистерской диссертации и методикой написания научных печатных работ (с. 445 - 504). Глава 2 поможет научиться подготавливать печатные работы, наличие которых желательно при защите магистерской диссертации, тем более, что это первая ступень научной подготовки (с. 504 - 515). Глава 3 обеспечивает представленную пособием дисциплину методическими материалами и, что очень важно в дидактических целях, словарем ключевых философских и юридических терминов (с. 515 - 561).
11 Плодотворным и интересным решением представляется включение в корпус пособия элементов хрестоматии, т.е. наиболее наглядных отрывков произведений мировой юридической мысли, раскрывающих проблематику рассматриваемых в соответствующих разделах вопросов. Несомненным достоинством пособия является информация о юридической научной школе публичного и частного права МГИМО, т.е. группе ученых-единомышленников, приверженцев сформированного направления юридической теории, информацию о которых бережно и скрупулезно собрал и обработал А.А. Малиновский.
12 * * *
13 Подводя итог вышесказанному, можно констатировать целесообразность и своевременность издания нового учебного пособия по истории и методологии юридической науки, подчеркнуть его оригинальность.

Библиография

1. Гейзенберг В. Квантовая механика и беседа с Эйнштейном // Природа. 1972. № 5. С. 87.

2. Исаев И.А., Мележик И.Н., Филиппова Т.П. История и методология юридической науки: учеб. пособие. М., 2021.

3. Кохановский В.П. Диапектико-материалистический метод. Ростов н/Д., 1992.

4. Лазарев В.В., Липень С.В., Корнев А.В. История и методология юридической науки: университ. курс для магистрантов юрид. вузов. М., 2022.

5. Левакин И.В. Актуальные проблемы государства и права // Вопросы философии. 2013. № 1. С. 58 - 64.

6. Малиновский А.А. История и методология юридической науки: учеб. пособие. М., 2022.

7. Сырых В.М. История и методология юридической науки: учеб. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2022.

8. Сырых В.М. Логические основания общей теории права: в 2 т. М., 2004. Т. 1.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести