Коррупция в сфере науки и образования: нормативно-правовые основы противодействия
Коррупция в сфере науки и образования: нормативно-правовые основы противодействия
Аннотация
Код статьи
S102694520014351-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Поляков Максим Михайлович 
Должность: доцент кафедры административного права и процесса
Аффилиация: МГЮА
Адрес: Москва, РФ
Саламова Себила Якубовна
Должность: доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права
Аффилиация: МГЮА
Адрес: РФ
Выпуск
Страницы
114-119
Аннотация

В статье анализируются сущность, содержание и виды коррупционных правонарушений в сфере высшего образования Российской Федерации. Приведены данные официальной государственной статистики, а также результаты самостоятельного авторского социологического исследования по проблеме коррупции, осуществленного среди обучающихся вузов. В статье также раскрыты нормативно-правовые основы противодействия коррупции в сфере высшего образования, а также отражены эффективные меры по предупреждению и профилактике коррупционных правонарушений в учреждениях высшего образования.

Ключевые слова
коррупция, противодействие коррупции, коррупционные правонарушения, высшее образование, образовательные учреждения, нормативно-правовые акты.
Классификатор
Получено
26.11.2020
Дата публикации
29.04.2021
Всего подписок
23
Всего просмотров
1817
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год
1 В сфере образования отдельного упоминания заслуживает коррупция. Исторические корни коррупции зародились в России еще на этапе формирования государственности, а ее негативные «метастазы» ныне проникли практически во все общественные институты. В частности, Ю.А. Тихомиров идентифицирует коррупцию как социальную болезнь общества1. В.В. Лунеев в своей фундаментальной научной работе «Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции» весьма глубоко выразил содержание коррупции в государственном управлении и следующим образом описал её естество: «Коррупция разных форм свидетельствует о полном безразличии государственных должностных лиц к общественной пользе, закону, народу. Она представляет собой симбиоз необоснованной монополии власти, дискреционных полномочий чиновников и отсутствия их жесткой правовой подотчетности и подконтрольности»2.
1. См.: Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: науч.-практ. пособие / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2013 [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 25.11.2020).

2. Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 513, 514.
2 Образовательная сфера включает в себя коррупцию не только внутри вузов, но и в среде детских садов, дошкольных учреждений, школ, гимназий, лицеев и прочих образовательных организаций. Однако отрицательные последствия как для общества, так и для отдельно взятого индивидуума, на наш взгляд, наступают вследствие преступлений коррупционной направленности, совершаемых в высших учебных заведениях. Именно коррупция в высших учебных заведениях способствует значительному снижению качества образования. Государство не получает высококвалифицированных специалистов, что в результате негативно сказывается на экономике. С молодого возраста у человека начинает формироваться представление о беззащитности перед властью и преступностью, подрывается доверие как к образовательной организации, так и к власти в целом, разрушаются нравственные устои. И это происходит в условиях, когда образование является фундаментом для построения успешного государства, а формирование личности происходит в стенах учебных заведений.
3 Коррупция в образовательной сфере включает в себя отношения не только преподавателя и обучающегося. По мнению П. дю Плесси опасное заболевание поражает систему образования четырьмя способами: через образовательные функции, поставку товаров и услуг для школьных нужд, ненадлежащее исполнение служенных обязанностей, а также в отношении налогообложения и имущества3. С нашей точки зрения, коррупционные преступления в сфере образования можно условно обозначить четырьмя типами взаимодействия:
3. См.: Plessis P. du. Corruption in Education – Stealing the Future. Medi-terranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing, Rome – Italy. Vol. 5. No. 23 November. 2014. P. 1308 - 1316.
4 в процессе получения доступа к образованию;
5 в процессе получения, распределения товаров, работ и услуг между представителями образовательной организации и организациями, производящими и поставляющими данные товары, работы и услуги;
6 в процессе взаимодействия представителей органов власти с представителями образовательной организации;
7 в процессе взаимодействия обучающихся и их родственников с преподавателями и другими представителями образовательной организации при оценивании знаний, умений и навыков обучающихся.
8 Коррупционные преступления в рамках данных четырех типов взаимодействия характерны как для государственных образовательных организаций, так и для коммерческих образовательных организаций, которые не только унаследовали пороки государственного образования, но и в некотором смысле обогатили их.
9 Данное явление является многоаспектным и включает в себя не только взяточничество, но и реализацию внутренней информации, злоупотребление полномочиями, растрату, нецелевое расходование бюджетных средств. Сюда же можно отнести и распространенные фаворитизм и непотизм.
10 Коррупционная составляющая наблюдается не только в образовании, но и в науке. Большую опасность представляют преступные схемы, в которые вовлечены представители Высшей аттестационной комиссии (ВАК), редакторы журналов и члены диссертационных советов. Сформировались целые диссертационные фабрики, а также когорта торговцев фальшивыми диссертациями. В сфере защиты кандидатских и докторских диссертаций также процветают фаворитизм и непотизм, когда благодаря знакомствам или родственным связям диссертанты имеют возможность защититься с диссертациями низкого качества.
11 Статистическая информация о состоянии преступности в сфере образования достаточно закрытая. В открытом доступе на официальных сайтах, публикующих информацию о состоянии преступности, она не приводится. О состоянии и характере коррупционных преступлений, совершенных представителями образовательных учреждений можно проследить по новостной рубрике официальных сайтов различных государственных органов или СМИ.
12 В 2018 г. Генеральная прокуратура РФ отметила рост числа коррупционных преступлений в сфере образования: 261 работник образования и науки был привлечен к ответственности за дачу взятки, получение взятки, злоупотреблении должностными полномочиями и т.д.
13 Интересна статистика Минобрнауки России за 2018 и 2019 гг. по количеству обращений в это ведомство с жалобами на коррупцию. Она, в этот же период времени, констатирует снижение количества обращений с жалобами на коррупцию: в 2018 г. количество обращений с жалобами на коррупцию в вузах составило около 730, а за 2019 г. – около 600.
14 В информационное пространство чаще всего попадают сведения о противоправных деяниях преподавателей, по которым возбуждаются уголовные дела. Руководство же вузов не заинтересовано в распространении такой информации и со многими преподавателями-взяточниками расстаётся без публичной огласки.
15 Исходя из этих опубликованных данных, можно сделать вывод о сравнительно немногочисленных фактах вымогательства и получения взятки преподавателями либо даче взятки студентами вузов, однако это не соответствует действительности и говорит исключительно о высоком уровне их латентности. Проводимые криминологические исследования же свидетельствуют о значительной коррумпированности образовательных учреждений. Традиционное образование называют одной из самых коррумпированных сфер общественной жизни.
16 В феврале-марте 2020 г. Московским криминологическим кабинетом МГЮУ им. О.Е. Кутафина было проведено исследование на тему коррупции в образовательных организациях. Для проведения исследования были использованы такие социологические методы, как анкетирование, опрос, интервью и др. В качестве респондентов выступили 1162 человека, среди которых были студенты, преподаватели и сотрудники высших учебных заведений. Респонденты относились к разным возрастным группам, однако среди них превалировала возрастная группа 18-24 года, представители которой на момент проведения исследования являлись студентами. Это были лица как женского, так и мужского пола. Исследование имело достаточно широкую географию – 22 субъекта Российской Федерации. Опросы и анкетирования проводились с помощью сервиса «Google Формы», а также социальных сетей «Инстаграмм», «ВКонтакте», «Твиттер». По итогам опросов и анкетирований были получены следующие результаты.
17 1.Из всех сфер общественной жизни, охватываемых коррупцией, по мнению респондентов, образование занимает второе место – 40%, сразу после здравоохранения – 57%.
18 2. Практически все опрошенные высказали свое отрицательное либо резко отрицательное отношение к коррупции, однако 5% считают, что в существовании коррупции в образовании можно отметить и положительные моменты - она не наносит урона экономике.
19 3.Около 60% респондентов слышали о проявлениях коррупции в образовательных организациях, но лично не сталкивались с ней; 12% - лично регулярно сталкивались с проявлениями коррупции в образовательных организациях; 28% респондентов никогда не сталкивались и не знают о случаях проявления коррупции в их образовательной организации.
20 4.Около 82% респондентов утверждали, что никогда не являлись участниками коррупционных преступлений, и 18% признались, что совершали действия коррупционного характера в сфере образования.
21 5. По отношению к причинам коррупции мнения респондентов разделились. Большинство респондентов считают, что проблема коррупции связана с неэффективностью работы систем управления (32%), недостаточность морального воспитания есть основная причина коррупции, по мнению 27% опрошенных. Уровень заработных плат среди преподавателей лишь на третьем месте – 21%.
22 6. Основным случаем коррупции является проставление зачетов и экзаменов за деньги или иные средства без их фактической сдачи и проверки знаний студента.
23 7. Респондентам был задан вопрос относительно того, кто является инициатором совершения коррупционных действий в сфере образования. Были предложены различные варианты инициаторов совершения коррупционных действий, такие как: ученик/студент, профессорско-преподавательский состав, руководство или сотрудники образовательной организации. Около 48% респондентов назвали инициаторами совершения коррупционных действий студентов и порядка 19% респондентов - преподавателей. Руководство или сотрудники образовательных организаций являются инициаторами преступления, по мнению 33% респондентов.
24 8. На вопрос о достаточности мер, принимаемых государством для борьбы с преступлениями коррупционной направленности в образовательных организациях, 100% респондентов заявили о том, что эти меры не были достаточными и необходимо введение новых, более эффективных мер.
25 9. Каким мотивом руководствовались студенты, участвовавшие в коррупционных преступлениях? Традиционно основной причиной выступала банальная лень, отсутствие побуждающих факторов, определяющих активность студента, отсутствие интереса к получаемой профессии.
26 10. Опрос показал, что чуть больше половины респондентов (53.7%) не знали о наличии соответствующих программ и мероприятий по предупреждению коррупции в их образовательных учреждениях, одна треть (46.3%) утверждала, что такие мероприятия проводятся.
27 Проведенное исследование позволило сформулировать выводы о том, что проблема коррупции в сфере образования существует и насущна в Российской Федерации и с ней следует бороться и пресекать всеми возможными способами, ведь негативные последствия проявления коррупции в образовательных организациях не ограничиваются только лишь нарушением нравственности и ухудшением материального состояния граждан, формированием кризиса доверия, снижением эффективности системы образования - коррупция подрывает авторитет этой системы и существенно снижает престиж и уровень образования в целом.
28 Ныне сформирована обширная правовая основа по противодействию различным коррупционным проявлениям, в т.ч. и в образовательной сфере. Антикоррупционные нормы содержатся в международно-правовых актах, федеральных законах и подзаконных актах, нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации, а также иных правовых актах локального характера.
29 Конвенция ООН против коррупции 2003 г., ратифицированная Российской Федерацией в установленном порядке, предусматривает активную деятельность государств по искоренению коррупции с применением разнообразных способов и средств. Так, согласно п. «с» ст. 13 Конвенции противодействие коррупции должно осуществляться путем внедрения образовательных программ, включая учебные программы в школах и университетах.
30 В п. 1 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» закреплено, что формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению является одним из приоритетных направлений против коррупции. Федеральным законом также предусмотрено принятие и иных мер, связанных с привлечением широкого круга субъектов к более активному участию в противодействии коррупции, развитием в обществе негативного отношения к коррупционному поведению.
31 Среди мер, которые закреплены в законах субъектов Российской Федерации о противодействии коррупции, фигурируют антикоррупционное просвещение, образование и пропаганда. Так, согласно ст. 7.1 Закона Ярославской области от 9 июля 2009 г. № 40-з «О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области» под антикоррупционным образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанный в т.ч. на образовательных программах, а также подготовки (переподготовки) специалистов в сфере проведения антикоррупционной экспертизы, ведения антикоррупционного мониторинга.
32 Антикоррупционные меры конкретизируются в различных государственных планах и программах. В частности, согласно п/п. «ж» п. 21 Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы предусматривалась разработка и реализация комплекса просветительских мероприятий, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в т.ч. на повышение эффективности антикоррупционного просвещения.
33 Указанные просветительские мероприятия нашли свое непосредственное отражение в отдельном плане, связанном с противодействием коррупции. Кроме того, антикоррупционное просвещение в 2019 г. также реализовывалось в рамках соответствующей программы, утвержденной Правительством РФ. В частности, указанные документы предусматривают совершенствование имеющейся учебно-методической базы, проведение комплекса мероприятий, направленных на антикоррупционное воспитание, популяризацию антикоррупционного поведения путем проведения различных конкурсов, лекций, семинаров, квест-игр и иных мероприятий массового характера, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения и непринятия коррупции в общественном сознании.
34 Противодействие коррупции с использованием антикоррупционного просвещения осуществляется во всех органах государственной власти и местного самоуправления путем принятия на уровне локального регулирования специальных ведомственных планов и программ. К примеру, в МВД России существовал План по противодействию коррупции на период с 2018 по 2020 г. В данном плане также закреплялись меры, направленные на формирование антикоррупционного поведения, а также меры воспитательного и просветительского характера. Согласно отдельным положениям Плана сотрудникам соответствующих структурных подразделений органов внутренних дел рекомендовалось принять участие в проведении научных междисциплинарных исследований, в работе научно-практических конференций в области противодействия коррупции, ежегодных семинаров и совещаний по актуальным вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Планом также предусматривалось привлечение специалистов в области рекламы, СМИ и общественных связей для производства социальной рекламы, направленной на формирование в обществе неприятия всех форм коррупции. Все указанные мероприятия в МВД России коррелируются с соответствующими положениями действующего Национального плана противодействия коррупции.
35 На уровне субъектов Российской Федерации в отдельных органах исполнительной власти уже приняты перспективные планы противодействия коррупции на ближайшие годы. Например, в Министерстве труда и социального развития Республики Адыгея действует План противодействия коррупции на 2020 - 2022 годы. Планом предусмотрена проверка знаний государственными гражданскими служащими основных положений нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции в ходе проведения аттестации и квалификационных экзаменов, ежегодное проведение семинаров с государственными гражданскими служащими по вопросам противодействия коррупции, формированию негативного отношения к дарению подарков.
36 Министерством труда и социальной защиты РФ разработан целый комплекс методических рекомендаций для противодействия коррупции в организациях. Они распространяются и на образовательные организации. Среди антикоррупционных мер можно выделить:
37 определение в организации подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции;
38 проведение оценки коррупционных рисков;
39 профилактика конфликта интересов;
40 внедрение антикоррупционных стандартов и кодексов этического поведения;
41 взаимодействие с правоохранительными и иными государственными органами в целях противодействия коррупции и др.
42 Следует отметить, что большинство образовательных организаций следуют указанным рекомендациям для предупреждения коррупционных отношений. По каждому пункту требуется принятие соответствующего локального правового акта. Это могут быть приказы и распоряжения, регулирующие:
43 проведение антикоррупционной политики;
44 порядок предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
45 процедуру сообщения работниками организации о факте получения подарка;
46 перечень должностей, наиболее подверженных коррупционным рискам.
47 Отдельно необходимо упомянуть о том, что антикоррупционные планы есть в каждой образовательной организации вне зависимости от её статуса или организационно-правовой формы, начиная со средней школы и заканчивая вузами.
48 В образовательных организациях высшего образования для формирования антикоррупционного мировоззрения и формирования соответствующей компетенции у обучающихся осуществляется преподавание дисциплин «Противодействие коррупции», «Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в органах государственной власти», «Правовые основы противодействия коррупции», «Антикоррупционная экспертиза правовых актов», «Административно-правовые формы и методы противодействия коррупции» и т.п.
49 * * *
50 Таким образом, противодействие коррупции тесным образом связано с образовательной сферой. Антикоррупционное просвещение, пропаганда и воспитание стали важнейшими методами против коррупции, что получило своё закрепление в законодательстве, а также государственных планах и программах. Локальные акты органов государственной власти содержат отдельные пункты, связанные с формированием среди служащих нетерпимого отношения к коррупции. Образовательные организации осуществляют подготовку специалистов различного профиля с включением в учебные планы дисциплин, затрагивающих вопросы противодействия коррупции.

Библиография

1. Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 513, 514.

2. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: науч.-практ. пособие / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2020).

3. Plessis P. du. Corruption in Education – Stealing the Future. Medi-terranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing, Rome – Italy. Vol. 5. No. 23 November. 2014. P. 1308 - 1316.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести