Е.А. Осавелюк. Конституционно-правовые основы статусных полномочий высших органов государственной власти / отв. ред. Б.С. Эбзеев
Е.А. Осавелюк. Конституционно-правовые основы статусных полномочий высших органов государственной власти / отв. ред. Б.С. Эбзеев
Аннотация
Код статьи
S102694520014039-3-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
Е.А. Осавелюк. Конституционно-правовые основы статусных полномочий высших органов государственной власти / отв. ред. Б.С. Эбзеев
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Невинский Валерий Валентинович 
Должность: профессор кафедры конституционного и муниципального права
Аффилиация: Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
Адрес: Москва, Российская Федерация
Выпуск
Страницы
165-167
Аннотация

Дана рецензия на монографию кандидата юридических наук, доцента Е.А. Осавелюк, в которой проводится сравнительный анализ статусных и иных полномочий высших органов государственной власти Российской Федерации. При этом обращается внимание на то, что статусные полномочия в наибольшей степени способствуют взаимодействию указанных субъектов и придают ему системный характер. Признается актуальность подобного системного исследования для теории и практики современного конституционного права Российской Федерации. Рецензируемая монография обладает определенной научной новизной, отличается четкостью постановки вопросов

Ключевые слова
конституционные основы, статусные полномочия, высшие органы государственной власти Российской Федерации
Классификатор
Получено
22.01.2021
Дата публикации
29.04.2021
Всего подписок
22
Всего просмотров
1391
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Рецензируемая монография Елены Алексеевны Осавелюк, кандидата юридических наук, доцента, проректора по учебной работе Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова представляет собой комплексное научное исследование, посвященное изучению конституционно-правовых основ статусных полномочий высших органов государственной власти Российской Федерации. Настоящее исследование может быть охарактеризовано как актуальное, целостное по форме, структурно логически выстроенное и завершенное изыскание в области российского конституционного права.
2 Несмотря на то что в отечественной конституционно-правовой науке отдельные положения темы нашли развитие в монографических и диссертационных работах, следует признать актуальность подобного системного исследования для теории и практики современного конституционного права Российской Федерации. Степень актуальности значительно повышают конституционная реформа 2020 г. на основе Закона РФ от 14 марта 2020 г. № ФКЗ-1 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» и принятые в ее развитие многочисленные изменения и дополнения в конституционный статус высших органов государственной власти Российской Федерации в 2020–2021 гг.
3 В этой части определенный интерес представляет Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. № 1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации “О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти”».
4 Конституционные изменения и дополнения существенно расширяют круг полномочий высших органов государственной власти России. В этих условиях автор закономерно ставит вопрос о том, не повлияли ли происходящие изменения и дополнения на конституционный статус каждого из высших органов государственной власти и сложившиеся конституционные принципы их взаимодействия (с. 108–111). Е.А. Осавелюк обращает внимание на один из центральных пунктов возможного ответа на поставленный вопрос – проведение анализа полномочий на основе обновленных критериев их классификации с учетом происходящих изменений, что является своевременным для отечественной конституционно-правовой науки (с. 112–114).
5 Монография отличается четкостью постановки вопросов (введение). В развитие поставленных ключевых вопросов автор структурирует содержание работы по трем главам. В первой главе проводится углубленный анализ сущности и отдельных элементов конституционно-правовых основ высших органов государственной власти в целом (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (в составе Совета Федерации и Государственной Думы), Правительства РФ, Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ) с учетом происходящих изменений. Содержание второй главы посвящено уточнению принятой классификации полномочий высших органов государственной власти, а также понятию и роли статусных полномочий функционирования названных органов. В третьей главе исследованы теоретические, конституционно-правовые и эмпирические основы собственно статусных полномочий высших органов государственной власти как важнейшей подсистемы конституционных полномочий высших органов государственной власти России. Содержание каждой главы опирается на анализ конституционно-правовой доктрины и действующего законодательства, правоприменительной практики и тем самым создает достаточно полное и целостное восприятие поставленной проблемы и возможных путей ее решения.
6 Заслуживает внимания инициативный подход к обновлению оснований классификации полномочий высших органов государственной власти Российской Федерации и группирования по этим основаниям отдельных конституционных полномочий. Разработанная автором классификация может быть признана уникальной с точки зрения введения в научный оборот категории «статусные полномочия» и выделения статусных полномочий, позволяющих определить их влияние на положение соответствующих высших органов государственной власти в целом. При этом, по мнению исследователя, «статусные полномочия» представляют собой группу полномочий соответствующего высшего органа государственной власти, которые в максимальной степени отражают сущностные, в т.ч. функциональные характеристики его конституционно-правового статуса (с. 127, 128).
7 Многие содержащиеся в исследовании положения, выводы и рекомендации являются новыми, обоснованными, достоверными. В частности, это касается авторского предложения о выделении трех групп конституционных полномочий Президента РФ: полномочия, посредством которых непосредственно реализуется конституционно-правовой статус Президента РФ; полномочия, обеспечивающие непосредственное осуществление конституционно-правового статуса Президента РФ; прочие полномочия, не отражающие существенные характеристики конституционно-правового статуса Президента РФ (с. 137–142).
8 Предложения Е.А. Осавелюк основываются на дополнительном анализе достаточно исследованных «инфраструктурных» теоретико-правовых и конституционно-правовых положений. Однако они используются в контексте поставленных автором задач, обеспечивая тем самым прочную теоретико-методологическую базу. Это касается таких известных категорий, как «конституционно-правовой статус», «принципы организации и деятельности высших органов государственной власти», «полномочия», «система и структура органов государственной власти».
9 Особое значение придается в работе основным направлениям взаимодействия Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ (с. 135, 136). Это позволило автору дать целостное представление о конституционно-правовом статусе каждого из названных органов, в т.ч. об их статусных и иных конституционных полномочиях.
10 Ученому удалось весьма убедительно продемонстрировать несколько факторов, влияющих на осуществление полномочий высших органов государственной власти России, а именно: принципов организации и деятельности высших органов государственной власти, формы правления и государственного режима, что дополняет комплексный характер исследования.
11 Монографическое исследование основано на привлечении широкого спектра научной литературы, объемного законодательного и правоприменительного материалов, юридической практики, включая документы Конституционного Суда РФ.
12 Интерес к проблематике классификации полномочий высших органов государственной власти России не ослабевает на протяжении многих лет: обозначить собственную позицию относительно данного вопроса стремятся и именитые ученые-конституционалисты, и те, кто делает лишь первые шаги на научном поприще. При этом обилие разнообразных точек зрения и подходов не снижает степень актуальности настоящей темы, ибо конституционно-правовое регулирование и практическое осуществление конституционно-правовых полномочий высших органов государственной власти Российской Федерации испытывают воздействие внутренних и внешних факторов, постоянно обновляющих правовую действительность и требующих динамичного «маневрирования» статусными полномочиями этих органов.
13 В монографии есть немало дискуссионных предложений и выводов. В целом она являет собой актуальное, обладающее определенной научной новизной и практической значимостью исследование. Нельзя не отметить, что автор проявляет научную добросовестность, не допускает безымянное заимствование. Основные положения и выводы достоверны, доктринально и нормативно обоснованы.
14 * * *
15 Монографическое исследование Е.А. Осавелюк вносит существенный вклад в обобщение сложившихся представлений о классификации полномочий высших органов государственной власти Российской Федерации, привнося вместе с тем собственное видение решения существующих проблем. Оно обогащает отечественную науку конституционного права. Основные положения и выводы исследования могут быть полезными в процессе государственного строительства, выработки потенциальных подходов к построению системы высших органов государственной власти. Монография может быть интересной и полезной для исследователей в области конституционного права, практикующих юристов в системе высших органов государственной власти Российской Федерации, иных работников государственного аппарата и всех интересующихся вопросами организации и функционирования высших органов государственной власти России и зарубежных стран.

Библиография

1. Осавелюк Е.А. Конституционно-правовые основы статусных полномочий высших органов государственной власти / отв. ред. Б.С. Эбзеев. М., 2020. С. 108–114, 127, 128, 135–142.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести