Становление и развитие юридической науки, института ученых степеней и подготовки кадров в Республике Таджикистан
Становление и развитие юридической науки, института ученых степеней и подготовки кадров в Республике Таджикистан
Аннотация
Код статьи
S102694520012923-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Юлдошев Рифат Рахмаджонович 
Должность: начальник факультета № 1
Аффилиация: Академия МВД Республики Таджикистан
Адрес: Республика Таджикистан, Душанбе
Выпуск
Страницы
122-131
Аннотация

Статья посвящена исследованию становления и развития, а также состояния юридической науки через призму становления и развития юридической науки уголовно-правового комплекса, эволюции института ученых степеней и многовекторной процедуры подготовки высококвалифицированных кадров в истории Таджикистана. Контекст исследования охватил также достижения и некоторые особенности дуализма эволюционирования юридической науки и государственной системы подготовки кадров высшей квалификации. Вопросы преемственности в конкретных областях данного исследования играют огромную роль, так как в разрыве изучать и предлагать определенные рекомендации не представляется целесообразным. Целью исследования является стремление восполнить недоработанность библиографического списка изданных уникальных по значимости и содержанию трудов. Автором использованы эмпирические методы получения новых знаний, такие как: сравнительно-правовой, историко-правовой и статистический методы, а также метод правового прогнозирования. Для обеспечения достоверности результатов и выводов использовались общелогические методы – анализ, синтез, индукция, дедукция и аналогия, которые позволили получить целостное восприятие изучаемой предметной области. В конце анализа, автором предлагаются периодизация юридической науки уголовно-правового цикла, некоторые размышления относительно нынешней системы подготовки научных кадров, и вопросы содержания Номенклатуры научных специальностей, которые проходят новые этапы своего становления и развития в Таджикистане.

Ключевые слова
Таджикистан, юридическая наука, институт, ученые степени, Номенклатура, эволюция, становление и развитие, научные специальности, подготовка кадров, библиография, уголовно-правовой профиль
Классификатор
Получено
15.04.2021
Дата публикации
25.07.2022
Всего подписок
12
Всего просмотров
470
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год
1 Анализ состояния и развития различных направлений юридической науки Республики Таджикистан позволил автору представить свое видение относительно некоторых аспектов становления и развития юридической науки, процесса эволюционирования института ученых степеней в контексте исторической особенности их функционирования и вариации подготовки высококвалифицированных кадров посредством государственной системы подготовки научных кадров. Исходя из названия работы, нетрудно заметить о трех выбранных им проблемах, которые с учетом единства исторических и иных особенностей Таджикистана следует проанализировать в контексте их становления и развития. В этой связи особо обращается внимание на составляющую выбранных и проанализированных проблем. Актуальным в данном исследовании является изучение вопросов преемственности научных школ и направлений.
2 Сформированные научные коллективы начали активно сотрудничать со многими передовыми научными и учебными центрами, как внутри Таджикистана, так и за его пределами.
3 Необходимо также отметить, что среди направленных специалистов также были и ветераны-фронтовики, которые до последнего старались внести существенный вклад в деле становления и развития юридической науки Таджикистана. Наряду с признанными специалистами также готовились национальные кадры, которыми по праву можно гордиться. Активная научная и учебно-педагогическая деятельность и их результаты, опубликованные в качестве учебников, монографий и научных трудов признаются богатым наследием для Таджикистана. В этом контексте начались формироваться отдельные научные школы, коллективы единомышленников и их последователей. Немаловажную роль в деле подготовки кадров и становлении специалистов сыграли опытные руководители юридического факультета Таджикского национального университета.
4 Для полноты исследования мы решили позаимствовать часть материала из опубликованной нами специальной «Библиографии по уголовно-правовому профилю подготовки кадров»1 (далее – Библиография), которая была специально подготовлена и издана к 70-летнему юбилею юридического факультета Таджикского национального университета. Начнем с того, что в послевоенные годы в ряды образованного юридического факультета Таджикского государственного университета им. В.И. Ленина2 (ныне – Таджикский национальный университет) направлялись молодые и опытные ученые и практики. Следует отметить, что многие из них имели руководящий опыт в различных государственных и партийных органах.
1.  См.: Рахмаджонзода Р.Р. (Юлдошев Р.Р.). Библиография по уголовно-правовому профилю подготовки кадров: науч. изд. Душанбе, 2019.

2.  Несколько раз вуз переименовывался: с момента образования 21 марта 1947 г. по 18 июня 1992 г. - Таджикский государственный университет им. В.И. Ленина; с 19 июня 1992 г. по 15 февраля 1997 г. - Таджикский государственный университет; с 16 февраля 1997 г. по 28 октября 2008 г. - Таджикский государственный национальный университет; с 29 октября 2008 г. по настоящее время - Таджикский национальный университет.
5 Активная научная и учебно-педагогическая деятельность, а также их результаты, опубликованные в качестве учебных и иных научных трудов, должны признаваться богатым наследием, так как именно с их помощью воспитывалась целая плеяда выдающихся юристов Таджикистана. Для Республики Таджикистан использование этих трудов является уважением, продолжением деятельности учителей. Об истории и деятельности многих ученых-специалистов издано немалое количество трудов3, свидетельствующие о личном или коллективном вкладе в процветании республики.
3.  См., напр.: 50 лет юридическому факультету ТГНУ: от истоков к совершенству. Душанбе, 1999; Юридическая наука за годы независимости Республики Таджикистан (итоги научной деятельности коллектива юридического факультета за 1991 - 2001 гг.). Душанбе, 2002; Юридический факультет ТНУ: 60 лет становления истока юридической науки и практики. Душанбе, 2009; Библиография (1991 - 2016). Душанбе, 2016 (на тадж. яз.); Книги Республики Таджикистан. Библиографический указатель (1991 - 2016 гг.). Душанбе, 2011 (на тадж. яз.); Исток развития юридических наук. Душанбе, 2019 (на тадж. яз.).
6 Юридический факультет Таджикского национального университета, «отечественный флагман подготовки научных, научно-педагогических и управленческих кадров юридического профиля», «авангард юридической мысли», перешагнул 70-летний порог. Это целая эпоха достижений и свершений, взлетов и падений, новых открытий и перспектив будущего развития. Становление и развитие кузницы юридических кадров была непростым, но, глядя в прошлое, стоит задуматься: сделано многое, а предстоит сделать еще больше. Гордиться этим достоянием – обязанность каждого юриста, кто хоть как-то связан с юридическим факультетом.
7 Основная веха в подготовке высококвалифицированных кадров - формирование и активная деятельность Совета по присуждению ученых степеней кандидата наук по общественным и гуманитарным наукам при Таджикском государственном университете им. В.И. Ленина. В последующие годы эти славные традиции по созданию диссертационных советов продолжались в стенах юридического факультета Таджикского национального университета. Сегодня функционируют диссертационные советы по юридическим наукам, которые принимают на защиту как кандидатские, так и докторские диссертационные исследования.
8 Заметим, что в Библиографии собраны в едином издании учебные, научные и иные труды отечественных ученых разных времен по направлению уголовно-правового цикла; показана эволюция института ученых степеней; систематизированы в хронологической последовательности нормативные правовые акты уголовно-правового профиля, тематики образования и науки; подготовка и кадров; собраны защищенные авторефераты и диссертации по соответствующим научным специальностям4 в Таджикистане. Это позволило раскрыть особенности различных периодов становления и развития юридической науки и практики, а также количественные характеристики этой деятельности.
4.  К таким специальностям относятся: 12.00.08 – Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право; 12.00.09 – Уголовный процесс; 12.00.11 – Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность; 12.00.12 – Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность и 12.00.14 – Административное право; административный процесс.
9 В представленном издании также приводятся труды и по другим научным специальностям, но только по исследованию родственных институтов или отраслей права. Многие труды имеют разнообразные направления и по содержанию нашего исследования условно разделены на соответствующие разделы и их параграфы. Смежные научные специальности разделить в точности не всегда представляется возможным, не говоря об их содержании и сущности. В различных библиографических и иных сборниках данные по трудам приведены разные, которые отличаются как по содержанию названия, так и по количеству страниц и по годам их опубликования.
10 По структуре Библиография состоит из трех вводных материалов, восьми разделов, включающих 37 параграфов. В первом разделе Библиографии приводится полный список нормативных правовых актов5 и официальных документов, которые были приняты в период государственной независимости Таджикистана6. Нормативных правовых актов и официальных документов собрано 589 наименований. Они изложены в хронологическом порядке их принятия.
5.  В данном разделе Библиографии приведены конституционные законы, кодексы, законы, постановления обеих палат Маджлиси Оли Республики Таджикистан, указы Президента Республики Таджикистан и соответствующие постановления Правительства Республики Таджикистан.

6.  Советский период истории не забыт, но в данной части работы автор ограничился указанным временным промежутком. Обобщенный вариант этой части работы автором планируется к изданию в ближайшей перспективе.
11 К каждому шифру научной специальности приводится общее количество собранных трудов в сравнительном контексте. Собранные нами труды по научной специальности 12.00.08 приведены в сравнении периода становления и развития юридической науки и практики с периодом государственной независимости Таджикистана. Года для сравнения выбраны не случайно, а вытекают из авторской классификации периодизации юридической науки и практики уголовно-правового профиля (табл. 1).
12 Таблица 1
13
№ п/п Наименование Периоды для сравнения Всего
1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг.
1. Докторские диссертационные исследования 2 6 8
2. Кандидатские диссертационные исследования 8 38 46
3. Учебники 0 9 9
4. Монографические исследования 13 82 95
5. Учебно-научные и иные издания 16 106 122
В общем: 280 39 241 280
Итого в % 13.9 86.07 35.13
14 Собранные труды по научной специальности 12.00.09 также приведены в сравнении периода становления и развития юридической науки и практики с периодом государственной независимости Таджикистана (табл. 2).
15 Таблица 2
16
№ п/п Наименование Периоды для сравнения Всего
1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг.
1. Докторские диссертационные исследования 3 1 4
2. Кандидатские диссертационные исследования 13 15 28
3. Учебники 1 7 8
4. Монографические исследования 11 29 40
5. Учебно-научные и иные издания 9 77 86
В общем: 166 37 129 166
Всего в % 22.28 77.71 20.82
17 По научной специальности 12.00.11 аналогично приведены количественные данные по авторской классификации периодизации юридической науки и практики уголовно-правового профиля (табл. 3).
18 Таблица 3
19
№ п/п Наименование Периоды для сравнения Всего
1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг.
1. Докторские диссертационные исследования 2 0 2
2. Кандидатские диссертационные исследования 4 12 16
3. Учебники 0 5 5
4. Монографические исследования 5 42 47
5. Учебно-научные и иные издания 22 68 90
В общем: 160 33 127 160
Всего в % 20.62 79.37 20.07
20 Собранные труды по научной специальности 12.00.12 приведены в табл. 4.
21 Таблица 4
22
№ п/п Наименование Периоды для сравнения Всего
1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг.
1. Докторские диссертационные исследования - 1 1
2. Кандидатские диссертационные исследования - 4 4
3. Учебники 0 6 6
4. Монографические исследования 2 28 30
5. Учебно-научные и иные издания 9 89 98
В общем: 139 11 128 139
Всего в % 7.91 92.08 17.44
23 Труды по научной специальности 12.00.14 также приведены в сравнении вышеуказанных периодов (табл. 5).
24 Таблица 5
25
№ п/п Наименование Периоды для сравнения Всего
1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг.
1. Докторские диссертационные исследования - 2 2
2. Кандидатские диссертационные исследования - 9 9
3. Учебники - 7 7
4. Монографические исследования - 7 7
5. Учебно-научные и иные издания - 27 27
В общем: 52 0 52 52
Всего в % 0 100 65.24
26 Количество и соответствующие вышеприведенные цифры указывают на актуальность и своевременность проводимых конкретных научных исследований в различных периодах национальной государственности, а также свидетельствуют о достижениях и дальнейшем развитии уголовно-правовой науки и практики, уголовно-процессуальной науки и практики, науки и практики судебной деятельности, прокурорской деятельности, правозащитной и правоохранительной деятельности, науки и практики криминалистики, судебно-экспертной деятельности и оперативно-розыскной деятельности и науки и практики административного права и административного процесса в Таджикистане.
27 Следует также отметить, что нами не преследуется цель искусственного разделения всех собранных трудов в период становления и развития юридической науки и практики уголовно-правового профиля (1949–1990 гг.) и период государственной независимости (1991–2019 гг.). Каждая эпоха имеет свои особенности, которые в сравнении не всегда всеми определяются исходя из контекста сочетания всех возможностей. Мы постарались максимально собрать все труды и дать объективную оценку основной составляющей юридического образования в Таджикистане.
28 В последующих пяти разделах отдельно приводятся полные перечни авторефератов и диссертаций за всю историю Таджикистана по вышеупомянутым научным специальностям, которые характеризуют отдельные этапы становления и развития науки и практики в республике. После них приводятся перечни изданных учебников, монографических исследований, учебно-научных и иных изданий по соответствующим научным специальностям. По всем пяти научным специальностям собрано 797 наименований трудов, которые в точечном порядке приведены в табл. 6, 7.
29 Таблица 6
30 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
31 по основным показателям научных специальностей на основе сравнения данных по периодам
32
Наименование 12.00.08 12.00.09 12.00.11 12.00.12 12.00.14
1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг. 1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг. 1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг. 1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг. 1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг.
Докторские исследования 2 6 3 1 2 0 - 1 - 2
Кандидатские исследования 8 38 13 15 4 12 - 4 - 9
Учебники 0 9 1 7 0 5 0 6 - 7
Монографии 13 82 11 29 5 42 2 28 - 7
Учебно-научные и иные издания 16 106 9 77 22 68 9 89 - 27
В общем: 39+241 37+129 33+127 11+128 0+52
280 166 160 139 52
33 Таблица 7 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
34 по основным показателям научных специальностей
35
№ п/п Наименование 12.00.08 12.00.09 12.00.11 12.00.12 12.00.14 Вобщем
1. Докторские исследования 8 4 2 1 2 17
2. Кандидатские исследования 46 28 16 4 9 103
3. Учебники 9 8 5 6 7 35
4. Монографии 95 40 47 30 7 219
5. Учебно-научные и иные издания 122 86 90 98 27 423
Всего: 797 280 166 160 139 52 797
Итого в % 35.8 21.3 20.4 17.7 6.51
36 Резюмируя данное повествование относительно подготовленной и представленной на суд общественности Библиографии, заметим, что все эти авторские идеи не смогли бы осуществиться без вдохновения уникальными трудами7, являющимися актуальными и по сей день.
7.  К таким уникальным публикациям относятся: Библиографический сборник Таджикского государственного университета им. В.И. Ленина: указатель печатных работ профессорско-преподавательского состава университета / сост. Ф. Бектемиров; редкол.: Д.Е. Хайтун, А.А. Адхамов, М. Болтаев. Сталинабад, 1959. Вып. 1; Шевченко З.М., Николаева М.В. Каталог кандидатских и докторских диссертаций, защищенных на материалах Таджикской ССР. 1934–1959 гг.: библиогр. указатель литературы / отв. ред. Б.Н. Ниязмухамедов, А.Ш. Шукуров. Сталинабад, 1960; Юдина Р. Минимум библиографических знаний для студентов Таджикского государственного университета им. В.И. Ленина: учеб.-метод. пособие к занятиям по общей библиографии. Душанбе, 1964. Вып. 1; Рахлевский В.А., Борисов К.Г. Библиографический справочник диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора юридических наук / под общ. ред. В.М. Чхиквадзе. Душанбе, 1965; Шевченко З.М. Каталог кандидатских и докторских диссертаций, защищенных на материалах Таджикской ССР. 1960–1965 гг.: библиогр. указатель литературы / отв. ред. К.Т. Порошин, Б.Н. Ниязмухамедов; библиогр. ред. Л.В. Турсунова. Душанбе, 1970; Труды профессорско-преподавательского состава Таджикского государственного университета им. В.И. Ленина: библиогр. указатель литературы за 1960–1967 гг. / сост. Р.М. Юдина, Е.И. Бурханова; ред. Ф.Н. Иванов. Душанбе, 1975. Вып. 2; Труды преподавателей кафедры судебного права и прокурорского надзора: библиогр. указатель за 1973–1984 гг. / сост.: В.Г. Мелкумов, В.П. Коновалов, Е.И. Бурханова. Душанбе, 1986; Труды профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников Таджикского государственного университета: библиогр. указатель за 1968–1978 гг. (Общеуниверситетские кафедры. История. Юридические науки) / сост. Е.И. Бурханова. Душанбе, 1993; Юдина Р.М. Диссертации, защищенные в Таджикском государственном национальном университете. Душанбе, 1998. Вып. 1 (1951 - июнь 1976 г.); Кричевский Г.Г. Магистерские и докторские диссертации, защищенные на юридических факультетах университетов Российской Империи (1755 - 1918). Библиогр. указатель / сост., авт. предисл. и науч. ред. А.Н. Якушев. Ставрополь, 1998; Воропаев И.Г. Порядок присуждения ученых степеней в России и СССР (1802 - 1995): дис. … канд. юрид. наук. Невинномысск, 2000; Климов А.Ю. История создания положения об испытаниях на ученые степени в архивных документах Российской Империи (1819 - 1837 гг.). Краснодар, 2007; Его же. История создания положений о производстве в учёные степени в Российской Империи (1747 - 1837 гг.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Пятигорск, 2008; Берлявский Л.Г. Правовое регулирование науки и научной деятельности в советском государстве (1917 - 1941 гг.). М., 2012; и др.
37 Уникальность использованных трудов свидетельствует прежде всего об их содержании, целях подготовки и их издании. К примеру, первый каталог диссертаций, составленный в Таджикистане, включал не только названия защищенных кандидатских и докторских работ с 1934 по 1959 г., но и раскрывал развитие научной мысли за указанный период подготовки данной работы. Всего в данный каталог были включены 746 названий защищенных диссертаций8.
8.  См.: Шевченко З.М., Николаева М.В. Указ. соч. С. 3.
38 В логическом продолжении данного каталога, который был издан в 1970 г., указывались точные цифры и данные, которые показывали отдельные этапы становления и развития науки в Таджикистане. Здесь приводились следующие данные: всего с 1934 по 1965 г. было защищено 1402 диссертации, из числа которых 609 диссертаций были защищены таджикскими учеными. Всего в данный каталог было включено 655 защищенных диссертаций9.
9.  См.: Шевченко З.М. Указ. соч. С. 2.
39 Как представляется, главное не только знакомство с уникальными трудами, но и их активное использование, развитие преемственности в научных и иных исследованиях, проводимых в Республике Таджикистан.
40 Сегодня учеными Таджикистана тематика образования, науки и подготовки кадров подвергаются изучению и обобщению, по результатам которых издаются соответствующие труды10. Изданные труды в большинстве своем носят социальный анализ состояния науки и образования в Таджикистане. В системе образования и подготовки кадров Таджикистана имеется необходимость в разработке и принятии соответствующих комплексных программ целевого развития научного потенциала.
10.  См.: Курбанов А.Ш. Образование в условиях трансформации таджикского общества. Душанбе, 2009; Мирбобоев Р., Зиёев Х., Косими С., Бадалов Б. Развитие образования и науки в период государственной независимости. Душанбе, 2016 (на тадж. яз.); Курбанов А.Ш. Интеллектуальная безопасность и государственная независимость (социально-политический анализ). Душанбе, 2016 (на тадж. яз.); Его же. Эволюция системы образования в Таджикистане (социально-философский анализ). Душанбе, 2019 (на тадж. яз.); Его же. Наука и образование: обусловленность, трудности, перспективы. Душанбе, 2019 (на тадж. яз.); Ятимов С.С. Наука и безопасность. Душанбе, 2019 (на тадж. яз.).
41 Переходя к основной части исследования, следует отметить, что в разные исторические периоды перечень присуждаемых ученых степеней то отменялся, то сокращался до минимума, то увеличивался до максимума. Развитие общественных отношений в этой части особо сказывались на принимаемых решениях, которые отражались в ключевых исторических документах. Отмена и восстановление института ученых степеней, разработка новых номенклатур, их изменение и дополнение, выделение групп научных специальностей, на основании которых присуждались ученые степени в разные периоды государственности свидетельствуют об особом отношении государства к этому виду деятельности. Краткий исторический экскурс характеризует все эти моменты.
42 В этой части анализа раскрыты основные нормативные правовые акты, регламентирующие общественные отношения в части положений и номенклатур научных специальностей, на основе которых и присуждались ученые степени и присваивались ученые звания. Данная часть исследования является актуальной и своевременной, так как восполняет пробел понимании института ученых степеней. Ретроспективный анализ, сравнение и обогащение прямо исходит от истории становления и развития, а также дисбаланса нормативной регламентации вышеприведенных общественных отношений, которые имеют научную и практическую значимость. Для молодых исследователей Таджикистана указанная тематика наиболее востребованна, так как степень разработанности многих исследований не в полной мере учитывает проведенные исследования.
43 Как представляется, многие вопросы, которые оставались загадочными в этой сфере по мере возможности нашли свои ответы, а часть нерешенных проблем – свои решения.
44 В Таджикистане вопросы аттестации и подготовки кадров различного профиля приобрело приоритетное значение. К таким конкретным инициативам и решениям относятся: создание Высшей аттестационной комиссии при Президенте Республики Таджикистан; разработка и утверждение основополагающих правовых документов Высшей аттестационной комиссии при Президенте РТ11 и перспективы развития института государственной системы подготовки научных и педагогических кадров в Таджикистане12, которая развивается и находит разные векторы своего совершенствования. Немаловажным фактором в этой области является принятие ключевых нормативных правовых актов в области подготовки кадров высшей квалификации13.
11.  См.: Указ Президента РТ от 17.06.2015 г. № 504 «О вопросах Государственного учреждения “Высшая аттестационная комиссия при Президенте Республики Таджикистан”».

12.  См.: постановление Правительства РТ от 30.06.2021 г. № 267 «О Положении о диссертационном совете, Порядке присуждения ученых степеней, Порядке присвоения ученых званий и Порядке государственной регистрации защищённых диссертаций».

13.  См.: Рахмаджонзода Р.Р. (Юлдошев Р.Р.). Указ. соч. С. 295 - 298.
45 Президентом РТ предлагается кардинальным образом пересмотреть вопросы подготовки кадров высшей квалификации, модернизировать систему финансирования и создать механизм восстановления связи теории с практикой14. Многим руководителям структурных подразделений были даны соответствующие поручения, которые в основном имеют цель координации подготовки высококвалифицированных кадров.
14.  См.: URL: >>>> (дата обращения: 28.08.2018).
46 Подготовка кадров в Таджикистане имеет две разновидности: традиционная и современная.
47 Две разновидности подготовки кадров реализовываются в контексте взаимообусловленности и взаимосогласованности. По крайней мере так считают авторы разработчики ключевых документов этой области15. К такому выводу приходим, исходя из собранных и проанализированных нормативных правовых актов. Если быть точнее, то нынешний этап подготовки кадров является «переходным» от традиционной системы подготовки кадров в систему «Болонский процесс». Нынешний этап экспериментальный и разрабатывает модели дальнейшего совершенствования. На наш взгляд, каким бы не был этот период, все-таки необходим план действий или «дорожная карта» при реформировании системы образования и науки с реализацией одной цели – координации всех мероприятий, направленных на сближение и создание национальной модели.
15.  См., напр.: постановление Правительства РТ от 25.02.2017 г. № 93 «О Положении о докторантуре по специальности и Государственном стандарте докторантуры по специальности»; постановление Правительства РТ от 30.11.2018 г. № 562 «Об утверждении Положения о постдокторантуре».
48 В этом контексте процитируем те документы, которыми классификация научных специальностей происходит в Таджикистане. В приложении к постановлению Правительства РТ от 25 февраля 2017 г. № 93 «О Положении о докторантуре по специальности и Государственном стандарте докторантуры по специальности» приведен Примерный классификатор направлений и специальностей докторантуры по специальности. Разработанный Примерный классификатор устанавливает коды специальностей докторов философии (PhD), докторов по специальности, упорядоченных по всеобщему профилю организаций образования и науки, регламентированных по специальностям (табл. 8).
49 Таблица 8
50
Код по МСКО Код специальности Наименование специальности
3. Право
6D 6D030100 Юриспруденция
6D 6D030200 Международное право
6D 6D030300 Правоохранительная деятельность
6D 6D030400 Таможенное дело
51 В свою очередь, Решением Президиума ВАК при Президенте РТ от 27 апреля 2017 г. № 1/3 был утвержден Перечень соответствия специальностей примерного классификатора направлений и специальностей докторантуры по специальности Республики Таджикистан с Номенклатурой специальностей научных работников Российской Федерации16 (далее – Перечень).
16.  См.: Бюллетень ВАК при Президенте РТ. 2017. № 3. С. 19 - 89.
52 В соответствии с указанным Перечнем юридические науки представлены в следующей редакции: 6D030100 Юриспруденция (входят традиционные шифры 12.00.01 - 12.00.15); 6D030200 Международное право (входят 12.00.10, 12.00.03); 6D030300 Правоохранительная деятельность (входят 12.00.08, 12.00.09, 12.00.11) и 6D030400 Таможенное дело (входят 08.00.14 – Мировая экономика; 12.00.02, 12.00.03, 12.00.08 - 12.00.11).
53 Затем Решением Президиума ВАК при Президенте РТ от 27 апреля 2017 г. № 1/4 были утверждены Паспорта научных специальностей по юриспруденции.
54 Утвержденные Паспорта научных специальностей по юриспруденции выглядят недоработанными и не в полной мере соответствуют вышеприведенному Перечню, тем самым не учитывают все отрасли наук и специальностей юридического направления.
55 Особо в этом контексте следует упомянуть и о функционировании созданных на базе юридического факультета Таджикского национального университета и Академии МВД Республики Таджикистан диссертационного совета17. Функционирование соответствующих отечественных диссертационных советов придаст подготовке научных кадров особенность. В этой части работы подготовка качественных диссертационных исследований и их дальнейшее использование во благо социально-экономического развития государства является первостепенной задачей.
17.  Распоряжением ВАК при Президенте РТ от 03.03.2020 г. № 62 «О создании диссертационного совета» был создан диссертационный совет 6D. КОА-059 на соискание ученой степени доктора философии (PhD), доктора по специальности по научным специальностям 6D030100 – Правоведение, 6D030300 – Правоохранительная деятельность, куда входят традиционные шифры 12.00.08, 12.00.09 и 12.00.12.
56 Рассматривая научно-исследовательский потенциал, или кадровую составляющую данной области, следует отметить, что в республике насчитывается 4295 научных кадров, из которых 766 докторов наук (из них 106 женщин), 3529 кандидатов наук (из них 1063 женщины). По количеству ученых и с учетом численности населения Республика Таджикистан в мире находится на 141-м месте.
57 В настоящее время в вузах и научных учреждениях Таджикистана функционируют 51 диссертационный совет по 160 научным специальностям, прошедшим регистрацию в ВАК при Президенте РТ. Начиная с 2016 г. и по первый квартал 2019 г. в указанных диссоветах было защищено 220 диссертаций, из которых 24 докторские и 196 кандидатских. За указанный период выдано удостоверений доцента - 108 и профессорских – 13. Параллельно в республике зарегистрирован в ВАК Минобрнауки России и действует 21 диссовет. С 2016 г. по первый квартал 2019 г. в указанных диссоветах защищены 655 диссертаций, из которых докторские – 68, кандидатские – 58718.
18.  См.: Протокол совместного заседания Помощника Президента РТ по социальным вопросам и связью с обществом и Министра образования науки РТ от 14.05.2019 г.
58 Рассматривая необходимость и стабильность функционирования многих диссертационных советов, убеждаемся в правильности подготовки отечественных научно-педагогических кадров.
59 Резюмируя эволюцию института ученых степеней в Таджикистане, предлагаем авторскую классификацию периодизации становления и развития юридической науки уголовно-правового профиля. Нами она разделяется на два периода: 1) с 1949 по 1990 г.; 2) с 1991 г. и по настоящее время.
60 Нормативную регламентацию номенклатур научных работников в контексте исторической особенности Таджикистана с учетом достижения подготовки научно-педагогического потенциала, взяв за основу периодизацию, предложенную нашими коллегами19, можно предложить следующую классификацию периодизации: 1) 1819–1918 гг.; 2) 1918–1995 гг.; 3) 1995–2009 гг.; 4) 2009–2017 гг.; 5) с 2017 г. по настоящее время.
19.  См.: Баллевских Л.С., Муранов А.И. Отечественная история нормативной регламентации номенклатур специальностей научных работников применительно к юриспруденции // Правоведение. 2008. № 5. С. 243 - 259; Справочник диссертаций по юридическим наукам: МГИМО (1949 - 2007 гг.) / науч. ред. А.И. Муранов; сост.: А.И. Муранов, И.В. Смирнов, А.О. Никитина. М., 2008. С. 17 - 37.
61 Приведенная авторская классификация также имеет свои особенности, но в контексте определения векторов развития науки и практики в Таджикистане до конкретных изменений и дополнений является своего рода основой. Дискуссионность тех или иных позиций автора послужит основанием для детального анализа всех направлений подготовки кадров высшей квалификации.
62 * * *
63 Исследование становления и развития, а также состояния юридической науки через призму становления и развития юридической науки уголовно-правового профиля, эволюции института ученых степеней и многовекторной процедуры подготовки высококвалифицированных кадров в истории Таджикистана подтвердило авторские выводы о коренной модернизации системы образования и науки в целом. Выбираемые модели демократического образования и подготовки кадров, которые условно именуются «современными», не оправдали надежды.

Библиография

1. 50 лет юридическому факультету ТГНУ: от истоков к совершенству. Душанбе, 1999.

2. Баллевских Л.С., Муранов А.И. Отечественная история нормативной регламентации номенклатур специальностей научных работников применительно к юриспруденции // Правоведение. 2008. № 5. С. 243–259.

3. Берлявский Л.Г. Правовое регулирование науки и научной деятельности в советском государстве (1917 - 1941 гг.). М., 2012.

4. Библиографический сборник Таджикского государственного университета им. В.И. Ленина: указатель печатных работ профессорско-преподавательского состава университета / сост. Ф. Бектемиров; редкол.: Д.Е. Хайтун, А.А. Адхамов, М. Болтаев. Сталинабад, 1959. Вып. 1.

5. Библиография (1991 - 2016). Душанбе, 2016 (на тадж. яз.).

6. Воропаев И.Г. Порядок присуждения ученых степеней в России и СССР (1802 - 1995): дис. … канд. юрид. наук. Невинномысск, 2000.

7. Исток развития юридических наук. Душанбе, 2019 (на тадж. яз.).

8. Климов А.Ю. История создания положений о производстве в учёные степени в Российской Империи (1747 - 1837 гг.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Пятигорск, 2008.

9. Климов А.Ю. История создания положения об испытаниях на ученые степени в архивных документах Российской Империи (1819 - 1837 гг.). Краснодар, 2007.

10. Книги Республики Таджикистан. Библиографический указатель (1991 - 2016 гг.). Душанбе, 2011 (на тадж. яз.).

11. Кричевский Г.Г. Магистерские и докторские диссертации, защищенные на юридических факультетах университетов Российской Империи (1755 - 1918). Библиогр. указатель / сост., авт. предисл. и науч. ред. А.Н. Якушев. Ставрополь, 1998.

12. Курбанов А.Ш. Интеллектуальная безопасность и государственная независимость (социально-политический анализ). Душанбе, 2016 (на тадж. яз.).

13. Курбанов А.Ш. Наука и образование: обусловленность, трудности, перспективы. Душанбе, 2019 (на тадж. яз.).

14. Курбанов А.Ш. Образование в условиях трансформации таджикского общества. Душанбе, 2009.

15. Курбанов А.Ш. Эволюция системы образования в Таджикистане (социально-философский анализ). Душанбе, 2019 (на тадж. яз.).

16. Мирбобоев Р., Зиёев Х., Косими С., Бадалов Б. Развитие образования и науки в период государственной независимости. Душанбе, 2016 (на тадж. яз.).

17. Рахлевский В.А., Борисов К.Г. Библиографический справочник диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора юридических наук / под общ. ред. В.М. Чхиквадзе. Душанбе, 1965.

18. Рахмаджонзода Р.Р. (Юлдошев Р.Р.). Библиография по уголовно-правовому профилю подготовки кадров: науч. изд. Душанбе, 2019. С. 295–298.

19. Справочник диссертаций по юридическим наукам: МГИМО (1949 - 2007 гг.) / науч. ред. А.И. Муранов; сост.: А.И. Муранов, И.В. Смирнов, А.О. Никитина. М., 2008. С. 17 - 37.

20. Труды преподавателей кафедры судебного права и прокурорского надзора: библиогр. указатель за 1973– 1984 гг. / сост.: В.Г. Мелкумов, В.П. Коновалов, Е.И. Бурханова. Душанбе, 1986.

21. Труды профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников Таджикского государственного университета: библиогр. указатель за 1968–1978 гг. (Общеуниверситетские кафедры. История. Юридические науки) / сост. Е.И. Бурханова. Душанбе, 1993.

22. Труды профессорско-преподавательского состава Таджикского государственного университета им. В.И. Ленина: библиогр. указатель литературы за 1960–1967 гг. / сост. Р.М. Юдина, Е.И. Бурханова; ред. Ф.Н. Иванов. Душанбе, 1975. Вып. 2.

23. Шевченко З.М. Каталог кандидатских и докторских диссертаций, защищенных на материалах Таджикской ССР. 1960–1965 гг.: библиогр. указатель литературы / отв. ред. К.Т. Порошин, Б.Н. Ниязмухамедов; библиогр. ред. Л.В. Турсунова. Душанбе, 1970. С. 2.

24. Шевченко З.М., Николаева М.В. Каталог кандидатских и докторских диссертаций, защищенных на материалах Таджикской ССР. 1934–1959 гг.: библиогр. указатель литературы / отв. ред. Б.Н. Ниязмухамедов, А.Ш. Шукуров. Сталинабад, 1960. С. 3.

25. Юдина Р.М. Диссертации, защищенные в Таджикском государственном национальном университете. Душанбе, 1998. Вып. 1 (1951 - июнь 1976 г.).

26. Юдина Р. Минимум библиографических знаний для студентов Таджикского государственного университета им. В.И. Ленина: учеб.-метод. пособие к занятиям по общей библиографии. Душанбе, 1964. Вып. 1.

27. Юридическая наука за годы независимости Республики Таджикистан (итоги научной деятельности коллектива юридического факультета за 1991 - 2001 гг.). Душанбе, 2002.

28. Ятимов С.С. Наука и безопасность. Душанбе, 2019 (на тадж. яз.).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести