О предотвращении «колумбайна» (скулшутинга) в образовательных организациях
О предотвращении «колумбайна» (скулшутинга) в образовательных организациях
Аннотация
Код статьи
S102694520012524-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Дамаскин Олег Валерьевич 
Должность: Главный научный сотрудник сектора уголовного права, уголовного процесса и криминологии Института государства и права Российской академии наук
Аффилиация: Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Красинский Владислав Вячеславович
Должность: Заместитель начальника управления противодействия экстремизму и терроризму Главного управления региональной безопасности Московской области
Аффилиация: Главное управление региональной безопасности Московской области
Адрес: Российская Федерация, Красногорск
Выпуск
Страницы
84-96
Аннотация

В статье даётся характеристика проблемы обеспечения безопасности учебных заведений и угроз «колумбайна» (скулшутинга). Обосновывается ряд мер обеспечения безопасности образовательных организаций и профилактики «колумбайна».

Ключевые слова
антитеррористическая защищенность, террористические угрозы, «колумбайн», скулшутинг, массовые убийства, насилие в школах, травля, субкультура, мониторинг Интернета, профессиональная физическая охрана, безопасность школ.
Классификатор
Получено
26.05.2020
Дата публикации
03.12.2020
Всего подписок
18
Всего просмотров
32544
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1 Обоснование проблемы
2 В связи с трагическими событиями в школах нескольких субъектов Российской Федерации в 2018 - 2020 гг., повышенное общественное внимание привлекает проблема т.н. «колумбайна», или скулшутинга1.
1. Скулшутинг, или колумбайн (англ. schoolshooting, columbine) – массовые убийства учащихся и персонала образовательных организаций, которые проводятся учениками или посторонними лицами, проникшими в школу с оружием. Термин «колумбайн» возник после инцидента в школе «Колумбайн» (США), где 20 апреля 1999 г. двое учеников расстреляли в школе 13 учеников, после чего покончили с собой.
3 18 октября 2018 г., выступая на пленарной сессии дискуссионного клуба «Валдай», Президент РФ В.В. Путин упомянул о «колумбайне» в г. Керчи, отметив, что «в соцсетях, в Интернете мы видим, что созданы специальные сообщества… Молодые люди с неустойчивой психикой создают для себя каких-то лжегероев… Это значит, что мы не создаем нужного, интересного и полезного контента для молодых людей, и они хватают этот суррогат героизма. Это приводит к трагедиям…»2.
2. XV заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». URL: >>>>
4 Как отмечают специалисты, «на сегодняшний день околосуицидальный и в целом депрессивно-агрессивный контент составляет значительную часть содержания нескольких сотен постоянно обновляемых пабликов «ВКонтакте», целевой аудиторией которых является молодежь. Данная среда призвана создавать деструктивный фон, оказывающий пролонгированное воздействие на психику. Задачей этого воздействия является контролируемое изменение поведения подростков с целью в определенный момент подтолкнуть их к совершению суицидальных или, наоборот, агрессивных преступных действий, которым, в зависимости от контекста, может придаваться общественно-политическая, религиозная или иная мотивация»3.
3. Амелина Я. Трансформация деструктивных практик после разгрома т.н. «Исламского государства»: последние тенденции. «Колумбайн» в российских школах – далее везде?.. М., 2018. С. 51; Ее же. Бенефис ненависти. Как «колумбайнеры» и керченский убийца Владислав Росляков стали «героями» российской деструктивной молодежи. М., 2019. С. 65 - 71.
5 В различных социальных сетях в Российской Федерации действуют более 300 аккаунтов (групп), в которых размещены публикации о намерении напасть на образовательную организацию или совершить иные поступки экстремистского характера4. В одной только социальной сети «ВКонтакте» движению «скулшутинга» посвящено 50 молодежных групп. Данные паблики имеют значительное количество подписчиков и имеют резервные аккаунты на случай блокировки. Блокировка подобных сообществ происходит ситуативно и лишь после очередного преступления5. В последние три года фиксируется двукратный рост вооруженных нападений учащихся на сверстников и преподавателей (с 9 фактов в 2017 г. до 18 - в 2019 г.).
4. История развития и характеристика деструктивных идей и движений в социальном пространстве Рунета даны в исследованиях компании «Крибрум» (см. Касперская Н. Проблема деструктивных движений в Рунете. Выступление на форуме «Цифровая гигиена. Молодежь в Сети» (Москва, 28 марта 2019 г.). М., 2019. С. 5 - 21).

5. См.: Методическое пособие по выявлению признаков риска поведения в социальных медиа. Цифровая гигиена. Молодежь в Сети. М., 2019.
6 По данным Аппарата Совета Безопасности РФ, в 2017 - 2018 гг. учащиеся школ и колледжей совершили 24 преступления с использованием оружия и самодельных взрывных устройств («колумбайн»). В результате погибли 24 ребенка и 99 получили ранения6. В апреле 2019 г. сотрудниками центров по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Свердловской области и УМВД России Смоленской области проведена профилактическая работа с последователями деструктивной идеологии 2000 - 2005 гг. рождения, которые, являясь учащимися различных образовательных заведений, в популярных соцсетях размещали провокационные посты, идеализировали и оправдывали массовый расстрел учащихся школы «Колумбайн»7.
6. Президент утвердил дополнительные меры безопасности в школах. URL: >>>>

7. Ильиных О. Не допустить ненависти и вражды // Полиция России. 2019. № 9. С. 12.
7 Причин деструктивной и противоправной активности молодёжи несколько: продолжающееся расслоение общества по уровню доходов, социальному происхождению, этнорелигиозной принадлежности; рост числа детей из неблагополучных семей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; отсутствие внятной централизованной системы воспитания (акцент на рейтингах и подготовке к ЕГЭ); деградация общедоступной досуговой занятости детей (практически за любой приличный кружок и секцию надо платить); падение авторитета и социального престижа профессии педагога; бесконтрольное распространение идеологии насилия в СМИ и Интернете как основного инструмента разрешения конфликтных ситуаций. Дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному образованию, низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурного развития детей приводят к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению, травле сверстников («буллинг»), актам насилия и другим асоциальным явлениям.
8 Несмотря на очевидную общественную опасность идеологии массовых убийств в учебных заведениях, фундаментальных и прикладных научных исследований по тематике противодействия «колумбайну» и иным современным деструктивным течениям в молодежной среде в России не проводилось.
9 Вопросы распространения деструктивных молодежных идей и движений в сети Интернет разрабатываются преимущественно представителями общественных организаций и негосударственных информационно-аналитических компаний8. Тематика «колумбайна» (скулшутинга) и вопросы противодействия подобным акциям массового насилия исследуются на уровне отдельных «круглых столов» и конференций9. Криминологические исследования массовых убийств в образовательных организациях также носят единичный характер10. Такое состояние актуализирует проблему адекватного научного осмысления потребностей и возможностей противодействия скулшутингу.
8. См.: Амелина Я. Трансформация деструктивных практик после разгрома т.н. «Исламского государства»: последние тенденции. «Колумбайн» в российских школах – далее везде?..; Ее же. Бенефис ненависти. Как «колумбайнеры» и керченский убийца Владислав Росляков стали «героями» российской деструктивной молодежи; Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде. СПб., 2018.

9. Заседание «круглого стола» Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности участников образовательного процесса в образовательных организациях общего образования» (Москва, 22.11.2018); Семинар на базе СГЮА «Деструктивные социально-психологические явления в подростковой и молодежной среде: последние тенденции» (Саратов, 29.01.2019); конф. в Нижневартовской школе № 40 «Современные подходы к профилактике противоправных и антиобщественных действий несовершеннолетних» (Нижневартовск, 01.03.2019); семинар на базе Башкирского гос. ун-та по профилактике правонарушений в молодежной среде (Уфа, 18.04.2019); IV Ежегодная науч.-практ. конф. «Социальная психология: вопросы теории и практики» в Московском гос. психолого-педагогическом ун-те (Москва, 14.05.2019); Всеросс. профессионально-общественный форум «За ЗОЖ» (Псков, 23-25.08.2019); Региональный форум профилактики девиантного поведения (Саратов, 17-19.09.2019); Форум «Молодежь Юга России: межнациональное и межконфессиональное взаимодействие» (Волгоград, 22-24.10.2019) и др.

10. См.: Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал. 2018. № 4. С. 62 - 76; Карпов В.О. Культ колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах // Вестник Казанского юрид. ин-та МВД России. Т. 9. 2018. № 4. С. 442–446; Мосячкин И.Н. Виктимологические аспекты противодействия вооруженным нападениям на учебные заведения (school-shooting) // Виктимология. 2019. № 1. С. 46 - 53.
10 Зарубежный опыт и отечественная практика
11 В США проблематика скулшутинга исследуется на системной основе. На уровне Федерального конгресса, Департамента образования, Секретной службы, ФБР, Национальной ассоциации школьных психологов, Национального центра школьной безопасности США регулярно готовятся доклады и аналитические обзоры, ведется анализ уровня безопасности учебных заведений, принимаются рекомендации по повышению состояния безопасности11. Ознакомление с зарубежными источниками информации, осмысление возможности и целесообразности учета и адаптации зарубежной теории и практики в интересах противодействия проявлениям скулшутингу в специфических условиях Российской Федерации позволяют констатировать их ограниченность и потребность максимального учета рассматриваемых проявлений в криминологической теории и правоприменительной практике.
11. См.: The Final Report and Findings of the Safe School Initiative. Washington, May 2002; The Final Report and Findings of the Safe School Initiative. Washington, July 2004; Mary Ellen O Toole. The School Shooter: A Threat Assessment Perspective. FBI Academy; Jerome P. Bjelopera, Erin Bagalman, Sarah W.Caldwell, etc. Public Mass Shootings in the United States Selected Implications for Federal Public Health and Safety Policy. Congressional Research Service Report for Congress. March 18, 2013; Lankford Adam. Public Mass Schooters and Firearms: A Cross-National Study of 171 Countries Violence and Vicrims. 2016. 31. P. 187 - 199; Rocgue Michael. Exploring School Rampage Schootings: Research, Theory and Policy // The social Science Journal. 2012. 49: 304 - 313; Muschert Glen-Sumiala. Schoolshootings: Mediatized Violence in a Global Age. Studies in Media and Communications. Bingley, 2012; Schoolshootings and possible Causes // Social Justice Solutions. December, 14, 2013; Benen Steve. Comparing US Mass shootings to the rest of the world // MSNBC. June 23, 2015; Analysis of Mass Schootings // Everytownresearch.org (August 20, 2015); Dahmen N.S. Visually Reporting Mass Shootings: US Newspaper Photographic Coverage of Three Mass School Shootings // American Behavioral Scientist. 2018. No. 62. P. 163 - 180; Klein Y. The bully society: school shootings and the crisis of bullying in Americas schools. New York, 2012; Borum R, Cornell D.G, Modzeleski W, Jimerson S.R. What can be done about School Shootings? A Review of the Evidence // Educational Researcher. 2010. No. 39. P. 27 - 37.
12 Совершенные в 2020 г. попытки «колумбайна» в учебных заведениях г. Саратова и г. Керчи вновь заставляют критически оценить систему обеспечения безопасности образовательных организаций и профилактики правонарушений среди обучающихся.
13 Приоритетным направлением противодействия ⠀проявлениям «колумбайна» становится системное выстраивание профилактической работы с молодежью в Российской Федерации. Координация деятельности органов и учреждений образования, внутренних дел, опеки и попечительства, органов по делам молодежи, органов службы занятости, организаций здравоохранения, учреждений уголовно-исполнительной системы по предупреждению безнадзорности и правонарушений в детско-подростковой среде возложена на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН).
14 В качестве федерального координационного органа в 2006 г. создана Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав12.
12. См.: постановление Правительства РФ от 06.05.2006 г. (с изм. от 18.08.2018 г.) № 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» // СЗ РФ. 2006. № 19, ст. 2093; постановление Правительства РФ от 28.03.2008 г. (с изм. от 15.10.2008 г.) № 216 «О Правительственной комиссии по профилактике правонарушений» // СЗ РФ. 2008. № 14, ст. 1410.
15 Аналогичные комиссии созданы в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем аппараты региональных КДН малочисленны (как правило, 1-2 человека) и сформированы лишь в 50 субъектах Федерации. Сложившаяся кадровая ситуация не позволяет КДН реализовать координирующие функции, проводить работу в социальных сетях и индивидуальные мероприятия с «трудными» детьми. Поэтому помимо создания организационных структур востребованы комплексные системные решения, основанные на ранней профилактике насильственных проявлений в отношении учащихся и персонала образовательных организаций.
16 Одним из угрозообразующих факторов, непосредственно влияющим на динамику актов «колумбайна», является состояние контроля за оборотом оружия.
17 Очевидна следующая закономерность: простота приобретения оружия и боеприпасов влечет рост количества единиц оружия, находящихся в обороте. При доминировании культа насилия в СМИ и отсутствии надлежащего контроля за оформлением разрешений на ношение оружия и лицензий на его приобретение оружие становится популярным средством совершения массовых убийств в образовательных организациях13.
13. Широкая дискуссия о контроле за оборотом оружия в целях предотвращения массовых расстрелов ведется в англоязычных СМИ (см. Wilkinson D.L., Fagan J. What we know about Gun use among adolescents? // Clinical Child and Family Psychology Review. 2001. No. 4. P. 109 - 132; Bucharan Larry. How they got their guns? // New York Times. December 3, 2015; Volokh Eugene. Do civilians with guns ever stop mass shootings? // Washington Post. October 2, 2015; Student with Rifles kills 2 in Standoff at Moscow School // The New York Times. February 4, 2014; Finally understand why. Dave Cullens Edgar-winning Columbine book: The Columbina killers, shooting and myths // Davecullen.com (September 27, 2015); Darell Oren. In Europe, fewer mass killings due to culture not guns // USA Today. December, 17, 2012; Angry young Men and Mass Killings // The Huffington Post. June 16, 2016; Hartmann Margaret. How Australia and Britain tackled Gun Violence // Daily Intelligencer. October 2, 2015; Tarabay Jamie, Dewan Angela. What the UK and Australia did differently after mass shootings // CNN. December 6, 2017; High school students demand action on gun control following Parkland shooting // Rabble.ca (July, 2, 2018).
18 Следует отметить, что законодательство, регулирующее оборот огнестрельного оружия, содержит ряд пробелов. Так, документы для оформления разрешения на хранение и ношение оружия, лицензий на приобретение оружия и патронов к нему не содержат сведений о месте работы/учебы. На практике это приводит к тому, что учащиеся, в том числе из числа т.н. «групп риска» бесконтрольно приобретают оружие и используют его для совершения преступлений, а администрации образовательных организаций не имеют возможности осуществлять раннюю диагностику наиболее уязвимых категорий детско-подростковой среды и вести профилактику правонарушений несовершеннолетних.
19 Возникает потребность во введении дополнительных требований к владельцам оружия, обучающимся в образовательных организациях (целесообразно установить минимальный возраст в 21 год для граждан, которым может выдаваться разрешение на хранение, ношение и использование огнестрельного гладкоствольного оружия самообороны, если они обучаются в образовательных учреждениях с дневной формой обучения).
20 Владельцы оружия, работающие или обучающиеся в образовательных учреждениях, должны состоять на особом персонифицированном учете в Росгвардии. Кроме того они, также, должны информировать подразделения лицензионно-разрешительной работы об изменении места работы или учебы.
21 В связи с этим, актуализируется опыт работы аппарата Антитеррористической комиссии Московской области (АТК Московской области) по предотвращению преступлений с использованием оружия в образовательных организациях Московской области (скулшутинг)14. По поручению АТК Московской области Центром лицензионно-разрешительной работы Главного управления Росгвардии по Московской области сформирована база владельцев оружия в возрасте 18-25 лет, зарегистрированных в Московской области: с декабря 2019 г. в базу вносятся сведения о месте работы/учебы при подаче заявления на получение лицензии (разрешения) на оружие.
14. В протоколе № 63 заседания АТК Московской области от 16.08.2019 г. даны поручения Министерству образования, главам муниципальных образований Московской области по предотвращению угроз безопасности детям, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных организациях (см.: URL: . >>>> (дата обращения: 25.05.2020)).
22 Организован индивидуальный учет всех владельцев оружия, обучающихся в образовательных организациях на территории Московской области. Информация о владельцах оружия, зарегистрированных в Московской области и обучающихся в образовательных организациях, расположенных в других субъектах Российской Федерации, направлена по месту их обучения.
23 Сотрудниками территориальных подразделений Управления охраны общественного порядка Главного управления МВД России по Московской области в акты проверок условий обеспечения сохранности оружия и патронов вносится информация о месте работы (учебы) владельца оружия. С выявленными владельцами оружия, обучающимися в образовательных организациях Московской области, налажена адресная профилактическая работа, штатными психологами образовательных организаций проводится тестирование данных лиц.
24 По поручению аппарата АТК Московской области издан приказ Министерства образования Московской области от 8 апреля 2019 г. № 1250 «Об организации работы по профилактике преступлений и правонарушений среди обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях в Московской области», в котором государственным образовательным организациям и органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, предписано осуществлять своевременное предоставление в территориальные органы внутренних дел и КДН информации о несовершеннолетних, имеющих антиобщественное, агрессивное, противоправное поведение, с целью ранней профилактики правонарушений, коррекции их поведения, а также принятия своевременных мер реагирования. В должностных инструкциях руководителей (заместителей руководителей) государственных и муниципальных образовательных организаций закреплены полномочия по передаче информации в правоохранительные органы при поступлении сведений о противоправных проявлениях террористического, экстремистского и иного криминального характера в образовательных организациях.
25 В учебные заведения, подведомственные Министерству образования Московской области, направлены Рекомендации по предотвращению преступлений с использованием оружия в образовательных организациях Московской области, разработанные Центром управления социально-педагогической поддержки детства Института педагогической рискологии Академии социального управления.
26 Руководителям региональных и муниципальных учебных заведений направлены разъяснения действующего законодательства Российской Федерации о преступлениях, совершаемых в отношении несовершеннолетних, порядке обращения в правоохранительные органы в случае выявления совершенных, совершаемых или готовящихся преступлений против несовершеннолетних для педагогических, социальных и медицинских работников.
27 С помощью принятых мер выявлено определенное количество обучающихся - владельцев оружия, проявляющих девиантные отклонения в поведении. Со стороны правоохранительных органов организован индивидуальный контроль указанных владельцев оружия. По поручению Антитеррористической комиссии Московской области в I квартале 2020 г. во всех образовательных организациях Московской области проведены тематические классные часы, методические семинары с заместителями руководителей учебных заведений, родительские собрания. Особое внимание уделяется исследованию морально-психологического климата в классах, интернет-активности учащихся в социальных сетях и взаимодействию с родителями.
28 Для предотвращения потенциальной угрозы работники образовательной организации должны ориентироваться в признаках травли (буллинга) и особенностях подготовки скулшутинга («колумбайна»). Необходимо знать демаскирующие признаки поведения возможного «колумбайнера» и уметь действовать в подобных ситуациях15.
15. См.: Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся. М., 2018.
29 Для организации выявления деструктивного поведения обучающихся в образовательные организации направлены Методические материалы для педагогов «Навигатор профилактики», разработанные по заказу Министерства просвещения РФ коллективом сотрудников Московского государственного психолого-педагогического университета16.
16. См.: Навигатор профилактики девиантного поведения. URL: >>>> (дата обращения: 23.05.2020).
30 Оптимальным средством формирования безопасной образовательной среды для детей, учителей и родителей могут служить технологии медиации.
31 В Московской области реализуется сетевая модель школьной медиации при координирующей роли научно-методического центра педагогической рискологии Академии социального управления (АСОУ).
32 АСОУ готовятся измерительные материалы, аналитические справки, рекомендации; проводится анализ антирисковых программ учебных заведений; по заявкам образовательных организаций осуществляются медиативные процедуры особой сложности; ведется консультирование педагогов-медиаторов, психологов, социальных педагогов, детей-волонтеров, прошедших обучение медиативным практикам. С 2018 г. работает Школа медиаторов Подмосковья. Занятия в школе проводятся раз в неделю для всех желающих17. Положительную практику разрешения конфликтов с помощью служб школьной медиации необходимо распространить и на средние профессиональные образовательные организации.
17. См.: Школа медиаторов Подмосковья. URL: >>>> (дата обращения: 23.05.2020).
33 Как показывает практика, большинство «колумбайнеров» ранее подвергались травле со стороны сверстников или персонала учебного заведения и имеют психологические либо психические отклонения18. При этом следует констатировать наличие реальной проблемы взаимодействия медицинских организаций, учебных заведений и правоохранительных органов в части предоставления информации о гражданах из «группы риска».
18. См.: Jerome P. Bjelopera, Erin Bagalman, Sarah W.Caldwell, etc. Op. cit. Lankford Adam. Op. cit. P. 187 - 199; Alleyne E. Op. cit. P. 423 - 436; Eklund J.M. Op. cit. P. 169 - 185; Rocgue Michael. Op. cit. P. 304 - 313; Schoolshootings and possible Causes; Analysis of Mass Schootings..
34 Ссылаясь на врачебную тайну, медицинские организации не информируют правоохранительные органы о лицах, имеющих психопатологии, наркотическую и алкогольную зависимость, оформляющих разрешение на оружие. Так, ученик 7 класса, совершивший акт «колумбайна» в г. Вольске (Саратовская область, 28 мая 2019 г.), наблюдался у психиатра, имел суицидальные наклонности, проявлял интерес к оружию, однако данная информация в полицию не поступила.
35 Кроме того, возможность проверки подлинности медицинских справок об отсутствии противопоказаний к владению оружием в негосударственных медицинских организациях крайне затруднена.
36 По запросу аппарата АТК Московской области Министерством здравоохранения Московской области в феврале-марте 2020 г. проведена проверка фактов выдачи и подлинности медицинских справок (заключений), выданных врачами-психиатрами и врачами-наркологами медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области, об отсутствии противопоказаний к владению оружием жителям Московской области, обучающимся в образовательных организациях. Установлено, что факты получения и подлинность медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием подтверждены частично.
37 В целях совершенствования взаимодействия правоохранительных органов с медицинскими учреждениями в части работы с учащимися, входящими в группу риска (с психопатологиями, наркотической и алкогольной зависимостью), полагаем целесообразным внести изменения в приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 441-н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов».
38 В приказе целесообразно закрепить обязанность лиц, оформляющих (продлевающих) разрешение на оружие, получать медицинские заключения по форме № 002-О/у, только в государственных медицинских организациях здравоохранения. Данная мера позволит исключить выдачу медицинских заключений лицам, имеющим медицинские противопоказания к владению оружием, и снизит риск совершения преступлений с использованием оружия в образовательных организациях.
39 Следует также ввести обязанность учреждений здравоохранения информировать правоохранительные органы о лицах с затяжными расстройствами и опасными психическими отклонениями.
40 Несмотря на приказ Минобрнауки России от 27 июня 2017 г. № 602 «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность», администрации образовательных организаций, как правило, скрывают факты противоправного поведения учащихся и вовлечения их в криминальную деятельность. Сложившаяся ситуация обусловлена нежеланием учебных заведений снижать свой рейтинг, поскольку увеличение количества обучающихся, состоящих на профилактическом учете, негативно влияет на общую оценку образовательной деятельности. Так, 18 апреля 2018 г. совершил «колумбайн» учащийся коррекционного класса в г. Стерлитамак, страдавший психическими расстройствами. При этом факт обнаружения у подростка записей о готовящейся расправе над сверстниками был скрыт администрацией учебного заведения от полиции.
41 Противодействие распространению криминальной субкультуры в молодежной среде
42 Важнейшим элементом общегосударственной работы по защите информационного пространства от проникновения и распространения деструктивных идей, в т.ч. экстремистской и террористической направленности является мониторинговая деятельность в Интернете.
43 Современные интернет-технологии в данной сфере должны сочетать автоматизированную деятельность по поиску противоправного контента с «ручной» отработкой конкретных аккаунтов и их пользователей19.
19. Подробнее о мониторинге социальных сетей см.: Красинский В.В. Методика работы в социальных сетях по выявлению экстремистского и иного противоправного контента // Современное право. 2020. № 2. С. 65 - 69.
44 В настоящее время такая работа проводится в «ручном режиме» и является достаточно трудоёмкой. Так, в 2019 г. муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав Московской области проведены мероприятия по блокировке опасного контента с привлечением совершеннолетних волонтеров и добровольцев. В общественную приемную Роскомнадзора подано 283 обращения о блокировании информации, причиняющей вред здоровью детей, в т.ч. 149 обращений о группах суицидальной направленности. Все обращения рассмотрены, 259 источников опасного контента заблокировано.
45 К сожалению, в ряде случаев, администрации и владельцы социальных сетей уклоняются от ответственности за действия любых лиц в отношении использования сайтов или формирования и использования содержания страниц сайтов, а также модерации пользовательского контента со стороны администрации соцсетей. Кроме того, владельцы социальных сетей воздерживаются от выполнения функции по самостоятельному отнесению информации к категории, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Несмотря на имеющиеся у администраций социальных сетей полномочия, они рассматривают свой статус лишь в качестве информационного посредника для общения пользователей и обмена информацией20. В связи с этим аппаратом Антитеррористической комиссии Московской области на базе Академии социального управления начата работа по пилотному проекту создания группы интернет-мониторинга, которая будет вести сбор информации в сети о возможных проявлениях террористического, экстремистского и иного криминального характера в среде учащихся.
20. В отличие от администрации соцсети «ВКонтакте» владельцы сети Facebook четко контролируют соблюдение правил социального сообщества и активно модерируют возможный деструктивный контент. Пользователи-нарушители блокируются. На необходимость ответственности владельцев сайта соцсети «ВКонтакте» неоднократно указывали секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба Я. Амелина, исполнительный директор Лиги безопасного Интернета Д. Давыдов, координатор «кибердружин» Н. Нагайцев (см.: Амелина Я. Трансформация деструктивных практик после разгрома т.н. «Исламского государства»: последние тенденции. «Колумбайн» в российских школах – далее везде?.. С. 53, 54, 118).
46 Планируется поиск групп, связанных со скулшутингом, а также организаторов опасных сообществ, мониторинг активности и идентификация подписчиков, находящихся в «зоне риска». В рамках создания системы противодействия деструктивному информационному воздействию на детей и подростков запланирована разработка в 2020 - 2021 гг. программного обеспечения для поиска деструктивного контента, размещенного в социальных сетях обучающимися образовательных учреждений Московской области.
47 Предполагается, что обработка информации будет проводиться при наличии согласия обучающихся либо их законных представителей на обработку персональных данных. При выявлении с помощью программного обеспечения деструктивного контента или признаков готовящегося преступления результаты мониторинга направляются руководителем образовательного учреждения в правоохранительные органы для принятия процессуального решения. Важным условием эффективной работы на этом направлении является привлечение к ответственности «колумбайнеров» и кураторов скулшутинговых сообществ.
48 Эффективными мерами профилактики «колумбайна» представляются уголовное преследование, вынесение приговоров с запретом заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности с широким информационным освещением юридических последствий деятельности «колумбайнеров».
49 Судимость или уголовное преследование за вооруженные нападения на учащихся и персонал (в следственной практике, как правило, квалифицируются по ч. 1. ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ либо по ч. 1. ст. 205, ст. 2231 УК РФ) должны влечь за собой запрет заниматься педагогической деятельностью, оказывать социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-трудовые и социально-правовые услуги, оказывать услуги по оздоровлению детей, являться учредителем, редактором, издателем или вещателем СМИ, выступать организатором зрелищных мероприятий, где демонстрируется информационная продукция, запрещенная для распространения среди детей, работать в организациях, которые эксплуатируют объекты атомной энергии, гидротехнические сооружения, объекты водоподготовки, объекты транспортной инфраструктуры, объекты ТЭК, опасные производственные объекты.
50 Исследование проблем безопасности учебных заведений и профилактики вооруженных нападений учащихся («колумбайна») позволяет предложить комплекс мер, по противодействию подобных преступлений.
51 1. Единое федеральное целевое финансирование оснащения образовательных учреждений техническими средствами и системами безопасности, поскольку большинство муниципалитетов имеют дотационные бюджеты и не способны самостоятельно обеспечить объекты образования необходимыми системами и средствами безопасности. При этом, речь идет прежде всего, о средствах и системах безопасности: об оснащении дошкольных образовательных организаций системами контроля управления доступом и электромагнитными замками с системой «Антипаника»; об оснащении периметра, уязвимых участков и мест массового пребывания детей системами видеонаблюдения (в перспективе - с функциями выявления девиантного поведения и детекции оставленных предметов); об обязательном наличии нескольких кнопок тревожной сигнализации (охранник - заведующий - заместитель по безопасности) с обязательным прямым выводом на УВО Росгвардии.
52 2. Жёсткий контрольно - пропускной режим в образовательных организациях.⠀
53 3. Обязательные для всех правила поведения в учебных заведениях и санкции за их нарушение.
54 4. Постоянный социально-психологический мониторинг состояния обучающихся, для выявления признаков девиантного поведения и индивидуальной работы с психологами-медиаторами.
55 5. Тщательный отбор ЧОП и сотрудников для охраны объектов образования (поэтапно надо переходить на охрану всех учебных заведений подготовленными сотрудниками Росгвардии).
56 6. Строгая защита информации паспортов безопасности учреждений.
57 7. Системный мониторинг аккаунтов учащихся в социальных сетях на предмет выявления вовлечения в опасные сообщества, тематические группы и деструктивные молодежные субкультуры21.
21. На протяжении нескольких лет специалистами-исследователями высказывается предложение о создании федерального информационно-аналитического центра по противодействию деструктивным тенденциям в соцсетях (см.: Амелина Я. Бенефис ненависти. Как «колумбайнеры» и керченский убийца Владислав Росляков стали «героями» российской деструктивной молодежи. С. 11; Поляков А. Омут «Колумбайна». России требуется сильная киберполиция // Военно-промышленный курьер. 2019. № 38).
58 8. Регулярные внезапные проверки оснащения, технического состояния и эффективности функционирования инженерно-технических средств защиты и физической охраны.
59 9. Усиление государственного контроля за оборотом оружия и боеприпасов.
60 В целях эффективного осуществления профилактической работы с обучающимися из «групп риска» целесообразно внести изменения в Административные регламенты Росгвардии по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на хранение и ношение оружия, лицензий на приобретение оружия и патронов к нему (приказы Росгвардии России: от 11.05.2018 г. № 17222; от 26.06.2018 г. № 22223; от 20.03.2019 г. № 9324; от 17.06.2019 г. № 20725 и 20826; от 12.08.2019 г. № 28327).
22. См.: Приказ Росгвардии от 11.05.2018 г. № 172 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, а также лицензии на приобретение отдельной модели боевого холодного клинкового оружия (кортика), унаследованной в соответствии с законодательством Российской Федерации».

23. См.: Приказ Росгвардии от 26.06.2018 г. № 222 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему».

24. См.: Приказ Росгвардии от 20.03.2019 г. № 93 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему».

25. См.: Приказ Росгвардии от 17.06.2019 г. № 207 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны и патронов к нему (без права ношения)».

26. См.: Приказ Росгвардии от 17.06.2019 г. № 208 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему».

27. См.: Приказ Росгвардии от 12.08.2019 г. № 283 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение наградного оружия и патронов к нему».
61 Предлагается ввести дополнительные требования к владельцам оружия, обучающимся в образовательных организациях (указание места работы / обучения, рода занятий в анкете заявителя при подаче документов в подразделение лицензионно-разрешительной работы и согласие на обработку персональных данных; информирование подразделения лицензионно-разрешительной работы об изменении места работы или учебы). Так, в перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги (п. 9 Административного регламента) предусмотреть согласие заявителя на обработку персональных данных. В Типовом бланке заявления (приложение № 1 к Административному регламенту) после словосочетания «адрес регистрации по месту жительства и месту фактического проживания» рекомендуется добавить графу «место работы /обучения, род занятий».
62 Для профилактики актов «колумбайна» среди лиц, страдающих психическими расстройствами, ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует дополнить положением о том, что предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в целях информирования правоохранительных органов о лицах с хроническими и затяжными психическими расстройствами, а также опасными психическими отклонениями в интересах предупреждения совершения указанными гражданами преступлений в местах массового пребывания людей и образовательных организациях. Аналогичной нормой необходимо дополнить ст. 9 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
63 В ст. 4 указанного Закона следует включить ч. 4 «Несовершеннолетнему в возрасте старше 15 лет или больному наркоманией в возрасте старше 16 лет психиатрическая или наркологическая помощь может оказываться в отсутствие их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство».
64 В целях ограничения распространения идеологии насилия в СМИ и Интернете, предотвращения популяризации «колумбайна» (скулшутинга) в молодежной среде ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» предлагается дополнить ч. 9 «Запрещается распространение в СМИ материалов, оправдывающих акты вооруженного насилия в местах массового пребывания людей и образовательных организациях и действия участников указанных противоправных акций (“колумбайн”, “скулшутинг”). Информация о насильственных преступлениях в отношении детей и обучающихся не должна героизировать организаторов, подстрекателей и исполнителей преступлений, раскрывать механизм подготовки и совершения преступлений, распространять сведения о тактике деятельности правоохранительных органов»28.
28. О влиянии СМИ на популяризацию и провоцирование актов «колумбайна» (скулшутинга) см.: Sherry Towers, Andres Gomez-Lievano, Maryam Khan, etc. Contagion in Mass Killings and School Shootings // PLoS one. July, 2, 2015; Johnston Jennifer “Media Contagion” is Factor in Mass Shootings, Study Says // American Psychological Association. August, 4, 2016; Frum David. Mass Shootings Are Preventable // The Atlantic. August 11, 2015; Meindl J.N., Ivy J.W. Mass Shootings. The role of the media in promoting generalized imitation // American Journal of Public Health. 2017. No. 107.
65 Защита несовершеннолетних лиц от информации, причиняющей вред их здоровью и жизни через сеть Интернет и социальные сети
66 Важнейшим элементом предупреждения скулшутинга является профилактическая работа с родителями по разъяснению необходимости контроля круга общения ребенка, вопросам кибербезопасности в Интернете и соцсетях, информирование о мерах уголовной ответственности подростков.
67 Требует регулирования активность несовершеннолетних детей в социальных сетях. В ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предлагается включить ч. 1.1 «Владельцы информационно-телекоммуникационных сетей, информационных ресурсов предоставляют доступ для регистрации несовершеннолетних на соответствующих ресурсах через представление данных о документе, удостоверяющем личность одного из родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, с автоматическим информированием об этом родителей (законных представителей)».
68 Важнейшим элементом профилактики «колумбайна» и скулшутинга должна стать ответственность организаторов сообществ и владельцев сайтов социальных сетей за распространение деструктивного и противоправного контента. Пока интернет-компании не начнут нести юридическую ответственность за распространение запрещенного и деструктивного контента, ситуация по рекрутированию молодежи в опасные сообщества и группы, вовлечению детей и подростков в совершение преступлений не изменится.
69 Представляется целесообразным изучение и адаптация зарубежного опыта. Наглядная методическая база противодействия буллингу и насилию в образовательных организациях сформирована в Соединенном Королевстве. Так, на сайте >>>> можно найти краткие памятки для администраций школ, родителей и детей как правильно вести себя при проявлениях травли, советы по вопросам кибербезопасности и кибербуллинга. В США функционирует правительственный сайт >>>> , где размещена подробная информация о видах буллинга, его признаках, профилактике проявлений травли и насилия в учебных заведениях. Думается, такой сайт востребован и в Российской Федерации.
70 В целях дальнейшего развития и институционализации общегосударственной системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних на федеральном уровне следует установить примерную численность сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих деятельность региональных КДН (базовыми показателями для расчета могут быть численность населения субъекта Федерации в возрасте до 18 лет либо количество муниципальных КДН, созданных в субъекте Федерации).
71 На базе государственных и муниципальных учреждений по работе с молодежью, молодежных центров предлагается создать подразделения по взаимодействию с представителями молодежных субкультур, в т.ч. радикальной направленности и реабилитации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Крайне востребованы специалисты по работе с молодежью уличных групп, дворовых компаний, неформальных объединений и субкультур.
72 В рамках летних оздоровительных кампаний нужно предусмотреть обязательные программы для несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
73 На органы безопасности администраций субъектов Российской Федерации целесообразно возложить ведение базы данных (реестра) неформальных молодежных объединений и структур, экстремальных и деструктивных молодежных субкультур (лидеры, спонсоры, численность, основные районы и формы деятельности, возможные факты участия в противоправной деятельности). По аналогии с зарубежной практикой (в Соединенном Королевстве, к примеру, ежегодно проходит «Неделя против буллинга» (Anti Bullying Week)29) для обучающихся 9-11 классов и профессиональных образовательных организаций можно было бы проводить Всероссийский день профилактики буллинга и «колумбайна».
74 Представляется актуальным проведение научно-прикладных исследований по проблемам обеспечения безопасности детей, профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних30. Разумеется, все эти меры должны реализовываться в комплексе с государственной поддержкой общедоступной досуговой занятости детей, целевым финансированием производства качественной информационной продукции для детей (кино, видеоролики, мультфильмы, игры), формирующей нравственные ценности и жизненные ориентиры31. Экономить на жизни и здоровье детей нельзя. Затраты на раннюю профилактику, целевую работу школьных психологов-профессионалов с «трудными» и социально обездоленными детьми на криминолого-правовой основе адекватны спасённым человеческим жизням в интересах национальной безопасности.
30. См.: Дамаскин О.В. Криминологические аспекты детерминации современного экстремизма и терроризма. М., 2018.

31. См.: Противодействие современному экстремизму и терроризму: науч.-практ. пособие / О.В. Дамаскин, В.В. Красинский, А.В. Козлов; под общ. ред. А.Н. Савенкова. М., 2019.

Библиография

1. Амелина Я. Бенефис ненависти. Как «колумбайнеры» и керченский убийца Владислав Росляков стали «героями» российской деструктивной молодежи. М., 2019. С. 11, 65 - 71.

2. Амелина Я. Трансформация деструктивных практик после разгрома т.н. «Исламского государства»: последние тенденции. «Колумбайн» в российских школах – далее везде?.. М., 2018. С. 51, 53, 54, 118.

3. Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал. 2018. № 4. С. 62–76.

4. Дамаскин О.В. Криминологические аспекты детерминации современного экстремизма и терроризма. М., 2018.

5. Ильиных О. Не допустить ненависти и вражды // Полиция России. 2019. № 9. С. 12.

6. Карпов В.О. Культ колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах // Вестник Казанского юрид. ин-та МВД России. Т. 9. 2018. № 4. С. 442–446.

7. Касперская Н. Проблема деструктивных движений в Рунете. Выступление на форуме «Цифровая гигиена. Молодежь в Сети» (Москва, 28 марта 2019 г.). М., 2019. С. 5 - 21.

8. Красинский В.В. Методика работы в социальных сетях по выявлению экстремистского и иного противоправного контента // Современное право. 2020. № 2. С. 65 - 69.

9. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся. М., 2018.

10. Методическое пособие по выявлению признаков риска поведения в социальных медиа. Цифровая гигиена. Молодежь в Сети. М., 2019.

11. Мосячкин И.Н. Виктимологические аспекты противодействия вооруженным нападениям на учебные заведения (school-shooting) // Виктимология. 2019. № 1. С. 46 - 53.

12. Навигатор профилактики девиантного поведения. URL: https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour (дата обращения: 23.05.2020).

13. Поляков А. Омут «Колумбайна». России требуется сильная киберполиция // Военно-промышленный курьер. 2019. № 38.

14. Президент утвердил дополнительные меры безопасности в школах. URL: https://ria.ru/20190404/1552398826.html

15. Противодействие современному экстремизму и терроризму: науч.-практ. пособие / О.В. Дамаскин, В.В. Красинский, А.В. Козлов; под общ. ред. А.Н. Савенкова. М., 2019.

16. Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде / под общ. ред. А.П. Новикова. СПб., 2018.

17. Школа медиаторов Подмосковья. URL: http://new.asou-mo.ru/index.php/laptop/item/4527-shkola-mediatorov-podmoskovya (дата обращения: 23.05.2020).

18. Analysis of Mass Schootings // Everytownresearch.org (August 20, 2015).

19. Angry young Men and Mass Killings // The Huffington Post. June 16, 2016.

20. Benen Steve. Comparing US Mass shootings to the rest of the world // MSNBC. June 23, 2015.

21. Borum R, Cornell D.G, Modzeleski W, Jimerson S.R. What can be done about School Shootings? A Review of the Evidence // Educational Researcher. 2010. No. 39. P. 27 - 37.

22. Bucharan Larry. How they got their guns? // New York Times. December 3, 2015.

23. Dahmen N.S. Visually Reporting Mass Shootings: US Newspaper Photographic Coverage of Three Mass School Shootings // American Behavioral Scientist. 2018. No. 62. P. 163–180.

24. Darell Oren. In Europe, fewer mass killings due to culture not guns // USA Today. December, 17, 2012.

25. Finally understand why. Dave Cullens Edgar-winning Columbine book: The Columbina killers, shooting and myths // Davecullen.com (September 27, 2015).

26. Frum David. Mass Shootings Are Preventable // The Atlantic. August 11, 2015.

27. Hartmann Margaret. How Australia and Britain tackled Gun Violence // Daily Intelligencer. October 2, 2015.

28. High school students demand action on gun control following Parkland shooting // Rabble.ca (July, 2, 2018).

29. Jerome P. Bjelopera, Erin Bagalman, Sarah W.Caldwell, etc. Public Mass Shootings in the United States Selected Implications for Federal Public Health and Safety Policy. Congressional Research Service Report for Congress. March 18, 2013.

30. Johnston Jennifer “Media Contagion” is Factor in Mass Shootings, Study Says // American Psychological Association. August, 4, 2016.

31. Klein Y. The bully society: school shootings and the crisis of bullying in Americas schools. New York, 2012.

32. Lankford Adam. Public Mass Schooters and Firearms: A Cross-National Study of 171 Countries Violence and Vicrims. 2016. 31. P. 187–199.

33. Mary Ellen O Toole. The School Shooter: A Threat Assessment Perspective. FBI Academy.

34. Meindl J.N., Ivy J.W. Mass Shootings. The role of the media in promoting generalized imitation // American Journal of Public Health. 2017. No. 107.

35. Muschert Glen-Sumiala. Schoolshootings: Mediatized Violence in a Global Age. Studies in Media and Communications. Bingley, 2012.

36. Rocgue Michael. Exploring School Rampage Schootings: Research, Theory and Policy // The social Science Journal. 2012. 49: 304–313.

37. Sherry Towers, Andres Gomez-Lievano, Maryam Khan, etc. Contagion in Mass Killings and School Shootings // PLoS one. July, 2, 2015.

38. Schoolshootings and possible Causes // Social Justice Solutions. December, 14, 2013.

39. Student with Rifles kills 2 in Standoff at Moscow School // The New York Times. February 4, 2014.

40. Tarabay Jamie, Dewan Angela. What the UK and Australia did differently after mass shootings // CNN. December 6, 2017.

41. The Final Report and Findings of the Safe School Initiative. Washington, May 2002; July 2004.

42. Volokh Eugene. Do civilians with guns ever stop mass shootings? // Washington Post. October 2, 2015.

43. Wilkinson D.L., Fagan J. What we know about Gun use among adolescents? // Clinical Child and Family Psychology Review. 2001. No. 4. P. 109–132.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести