Методы исследования экологической безопасности транспортной деятельности
Методы исследования экологической безопасности транспортной деятельности
Аннотация
Код статьи
S013207690007473-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хотько Ольга Александровна 
Аффилиация: Белорусский государственный университет
Адрес: Республика Беларусь, Минск
Выпуск
Страницы
78-85
Аннотация

Исследованы методы юридической науки, касающиеся области правового обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности в свете ее воздействия на окружающую среду. Отмечается, что понимание новых угроз транспортных процессов XXIв. и реализация мер по охране окружающей среды должны осуществляться через комплексную методологическую основу правовых аспектов экологической безопасности. Автором обозначены проблемы правового регулирования рассматриваемой области, требующие разрешения на основе научных методов. Сделаны выводы о необходимости установления новых концептуальных подходов в развитии эколого-правовой науки с учетом интенсивного промышленного прогресса.

Ключевые слова
методы науки, эколого-правовая наука, экологическая безопасность, проблемы правового обеспечения, теоретико-правовые основы экологической безопасности, транспортная деятельность, экологическое законодательство
Классификатор
Получено
08.11.2019
Дата публикации
16.12.2019
Всего подписок
88
Всего просмотров
2676
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год
1 В эколого-правовой науке особую актуальность представляют вопросы обеспечения экологической безопасности в условиях воздействия технологических факторов и определенной трансформации уклада жизни общества. Востребованность методологии экологического права и особой ее сферы – экологической безопасности транспортной деятельности – обусловлена поиском решения глобальных цивилизационных эколого-правовых проблем, тенденций и закономерностей их развития в связи с активным внедрением технологий. Обеспечение экологической безопасности транспортной деятельности – проблема не новая, однако до сих пор совершенно не исследована с правовой позиции на основе научных методов.
2 В последние годы в эколого-правовой науке Беларуси достаточно активно и детально исследуются современные теоретические подходы, раскрывающие методологию науки экологического права (С.А. Балашенко1, Н.А. Карпович2, Т.И. Макарова3). Подготовлены научные работы ученых Российской Федерации по изучению методов познания охраны окружающей среды и в целом экологического права (С.А. Боголюбов4, М.М. Бринчук5, А.К. Голиченков6, И.А. Игнатьев7, А.С. Шестерюк8). По вопросу места экологической безопасности в рамках предмета экологического права сложились различные взгляды9, вместе с тем, исследования учеными-юристами продолжаются как в Республике Беларусь, так и в других государствах10. При этом методологическим основам правовых изысканий в области экологической безопасности транспортной деятельности не были посвящены исследования в науке. Труды по методологии оценки воздействия транспорта на атмосферный воздух преследовали иные цели, связанные с проведением математических расчетов выбросов вредных веществ автотранспортом11. Однако на основании методов познания юридической науки возможны исследования проникающих в право явлений, благодаря чему неизбежно правовая доктрина получит продолжение в наполнении научными принципами, направлениями развития экологического законодательства. Юридическая наука, в свою очередь, может стать более гибкой, принимающей вызовы развития транспортных технологий, их воздействия на окружающую среду и осуществляющей внедрение новых подходов к сфере эколого-правового регулирования с учетом экономической эффективности и экологической безопасности в совокупности. Острая необходимость осмысления уже достигнутых результатов эколого-правовой науки, исследования методов познания явлений и определения перспектив дальнейшего развития экологического права и законодательства на базе трудов в том числе ученых в области общей теории права и теории методологии науки12 с учетом развития новых технологий и функционирования сложных современных транспортных систем, взаимодействующих друг с другом, влияющих на окружающую среду, все чаще обозначаемых специалистами13, не вызывает сомнений.
1. См.: Балашенко С.А. Правовое моделирование в системе обеспечения национальной безопасности // Современные тенденции правового регулирования экологических отношений: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск , 26–27 апреля 2013 г. / С.А. Балашенко (гл. ред.) и др.. Минск, 2013. С. 3–6; Его же. Правовое моделирование в системе экологической безопасности среды // Евразийский юрид. журнал. 2015. № 6. С. 91–94.

2. См.: Карпович Н.А. Теоретические проблемы реализации экологической функции государства: дис. … д-ра юрид. наук. Минск, 2011.

3. См.: Макарова Т.И., Лизгаро В.Е. Методология экологического права: к вопросу о разработке современных теоретико-правовых подходов // Генетические закономерности права: сб. науч. тр., посвящ. 90-летию со дня рождения С.Г. Дробязко / под ред. С.А. Балашенко. Минск, 2013. С. 201–209; Макарова Т.И. Прогностическая функция экологической науки: взгляд с позиции науки экологического права // Теоретические и прикладные аспекты современной юридической науки: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. В.И. Семенкова (Минск, 11 декабря 2015 г.) / под ред. С.М. Сивец. Минск, 2015. С. 18–20; Ее же. О применении инструментального метода в исследовании эффективности экологического права // Приоритетные направления развития экологического, земельного и аграрного права: материалы «круглого стола», приуроченного к юбилею д-ра юрид. наук, проф. Т.И. Макаровой / под ред. С.А. Балашенко. Минск, 2017. С. 7–10.

4. См.: Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права. М., 2018; Его же. Реализация экологической политики государства посредством права. М., 2017.

5. См.: Бринчук М.М. Актуальные вопросы методологии экологического права // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. / под ред. В.И. Семенкова (гл. ред.). Вып. 5. Минск, 2009. С. 344–353; Его же. Методологические основания экологического права // Экологическое право. 2010. № 2. С. 2–6; Его же. Внешние методологические основания развития экологического права: закономерности развития природы, положения общественных наук о взаимодействии общества и природы, потенциал природы // Экологическое право. 2011. № 1. С. 2–7; Его же. Методология модернизации экономики, иных общественных сфер и экологического права: теория и практика // Труды ИГП РАН. 2012. № 3. С. 88–118.

6. См.: Голиченков А.К. В поисках методологии экологического права // Экологическое право. 2004. № 6. С. 3–19.

7. См.: Игнатьева И.А. Методология и проблемы развития экологического законодательства // Экологическое право. 2004. № 6. С. 40–49.

8. См.: Шестерюк А.С. Экологическое право: проблемы методологии: автореф дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 2000; Его же. Методология науки экологического права // Экологическое право. 2004. № 6. С. 28–35.

9. См.: Макарова Т.И., Краснова М.В. >>>> // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. / В.И. Семенков (гл. ред.). Вып. 9. Минск, 2014. С. 386–394; Русин С.Н. Экологическая безопасность, экологическая политика, экологическая функция государства и экологическое право // Журнал росс. права. 2017. № 4. С. 171–177; Бринчук М.М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория // Государство и право. 2008. № 9. С. 30–42.

10. См.: Мухлынин Д.Н. Экологическая безопасность экономики и экология человека // Закон и право. 2018. № 4. С. 74, 75; Краснова Ю.А. Методы правового регулирования правоотношений в сфере обеспечения экологической безопасности // Информационно-правовая поддержка охраны окружающей среды и устойчивого развития: по материалам «круглых столов» / С.А. Балашенко (отв. ред.). Минск, 2014. С. 74–76.

11. См.: Волкодаева М.В. Научно-методические основы оценки воздействия автотранспорта на атмосферный воздух: дис. … д-ра тех. наук. СПб., 2009; Хватов В.Ф. Научные основы методов и средств контроля экологического состояния автотранспорта и его влияние на окружающую среду: дис. … д-ра тех. наук. СПб., 2007.

12. См.: Калинин С.А. Методологические уровни познания государства и права // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. / В.И. Семенков (гл. ред.). Вып. 7. Минск, 2012. С. 43–49; Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учеб. М., 2017; Общая теория права: пособие / под общ. ред. С.Г. Дробязко, С.А. Калинина. 2-е изд., стереотип. Минск, 2017.

13. См.: Коробеев А.И., Чучаев А.И. Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной безопасности // Lex Russica (Закон Русский). 2019. № 2. С. 9–28; Молчанов А.А. Некоторые правовые аспекты и проблемы использования интеллектуальных транспортных систем // Аграрное и земельное право. 2018. № 2. С. 21–27; Кириллова А.Г. Новые транспортные технологии для решения экологических проблем // Инновации транспорта. 2017. № 3, 4. С. 18–22.
3 Юридический метод (метод юридической науки) – это путь юридического познания14. Специфика метода заключается в познании действительности с позиций и в рамках права, правовых свойств, характеристик. По сути, как отмечал В.С. Нерсесянц, метод «есть юридическое знание (юридическая теория) в движении, в формировании, изменении, углублении и развитии»15. Основываясь на данном суждении, отметим, что методы позволяют как получить юридические знания, так и выстроить теоретическую (научную) систему юридических знаний, т.е. обеспечить рост и развитие юридической теории, накопленных знаний, теоретических взглядов ученых эколого-правовой науки.
14. См.: Нерсесянц В.С. Указ. соч. С. 10.

15. Там же. С. 11.
4 В связи с комплексным характером экологических проблем, требующих должной систематизации взглядов, подходов (дифференцированного и интегрированного), а также способов охраны окружающей среды и направлений экологической безопасности, при проведении научных исследований необходимо обращаться к применению общефилософских методов (диалектика, метафизика, материализм, идеализм), позволяющих исследовать закономерности права, а также общенаучных методов (анализ, синтез, семиотика, синергетика, аналогия, индуктивный и дедуктивный методы, системный подход, структурно-функциональный анализ, исторический метод) и частных юридических методов, направленных на формулирование правовых теорий, изложение научных результатов. Акцентируя особое внимание на непременном учете экологических факторов при модернизации экономики, проф. М.М. Бринчук полагает, что исследования, не отвечающие современным требованиям методологии, не могут быть востребованными16. Методология неизбежно выступает направлением для создания современной правовой концепции, включающей взаимодействие имеющихся знаний в области экологической безопасности, в будущем способных интерпретировать их в теорию юриспруденции.
16. См.: Бринчук М.М. Методология модернизации экономики, иных общественных сфер и экологического права: теория и практика. С. 88–118.
5 С возникновением новых факторов (обстоятельств), подлежащих правовому регулированию в условиях современного общественного развития, с научной точки зрения необходимо учитывать следующие эколого-правовые проблемы, требующие решения: а) упорядочение правовых категорий и принципов в системе экологической безопасности транспортной деятельности; б) совершенствование и закрепление в новом системном виде эколого-правовых требований при осуществлении транспортной деятельности; в) обеспечение экологических прав не только нынешних, но и будущих поколений при осуществлении многочисленных перевозок, связанных с развитием сферы торговли и услуг; г) максимально возможное сохранение природных ресурсов при расширении транспортной инфраструктуры и коммуникаций; д) преодоление противоречий норм экологического и транспортного законодательства, а также целенаправленное достижение консенсуса при осуществлении транспортной деятельности и соблюдении экологических нормативов; е) повышение уровня эколого-правовой культуры. Для их надлежащего решения целесообразно основываться на методологии правовой науки, принимая за основу позицию ученых о том, что «общетеоретическую основу развития экологического права составляет доктрина устойчивого развития»17, а также положения одобренной в сентябре 2015 г. государствами ̶ членами ООН Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года18, в которой закреплены 17 целей устойчивого развития.
17. Вершило Н.Д. Эколого-правовые основы устойчивого развития: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008.

18. Цели устойчивого развития. Официальный сайт Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 12.04.2019).
6 Необходимую ступень в научном познании права составляет формально-юридический метод, который помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом. Такой метод означает «особую совокупность способов обработки и анализа содержания действующей системы права. … На первый план выделяются здесь чисто логические, языковые и иные абстрактные стороны, выражающие структурные закономерности права»19. Грамматический, логический, систематический подходы к познанию не только дают полное представление о нормах права, но и способствуют выявлению пробелов в правовом обеспечении экологической безопасности в сложившихся условиях и с учетом трансформации правовых явлений. Данный метод имеет неоценимое значение, поскольку с учетом систематизации факторов причинения вреда окружающей среде и экологических угроз позволяет сформулировать теоретические определения, принципы экологической безопасности при осуществлении транспортной деятельности, а также обосновать необходимость их применения.
19. Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 2019. С. 57.
7 Особую роль в научном познании выполняет метод системного анализа, позволяющий выявить пути развития современной эколого-правовой науки и способы совершенствования правовых норм, в том числе интеграционных правовых образований в системе экологической безопасности. Структурный подход позволяет проанализировать систему государственных органов, осуществляющих деятельность по охране окружающей среды и регулирующих транспортные правоотношения, а функциональный подход – определить цели и задачи органов государственного управления по обеспечению экологической безопасности транспортной деятельности. Соответственно, согласно требованиям метода структурно-функционального анализа все правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью в их взаимообусловленности, поэтому анализ правового обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности целесообразно осуществлять в виде определенной системы взаимосвязанных звеньев (охрана окружающей среды – транспортные процессы – эксплуатация объектов транспортной деятельности – экологическая безопасность), которые в совокупности дают более полную картину исследуемого феномена.
8 Сравнительно-правовой метод занимает одно из важнейших мест в методологии научного исследования в силу необходимости использования сравнительной характеристики законодательства различных государств, в частности действующего в государствах – участниках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В свою очередь, положительный опыт европейских государств, принимающих активные усилия по обеспечению снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду, позволит внедрить уже применяемые решения путем сравнения правовых норм. Так, например, в 2018 г. в ФРГ принят Закон «О мобильности», в котором в качестве основной заложена цель сокращения выбросов парниковых газов и установлены современные направления развития общественного транспорта, касающиеся безопасности и экологичности20, учитывающие актуальные мировые тенденции транспортной отрасли и влияние транспорта на состояние экологической безопасности.
20. См.: >>>> . URL: >>>> (дата обращения: 29.04.2019).
9 Конкретно-социологический метод, имеющий особое значение для исследования правовых аспектов экологической безопасности, позволяет изучить социальную потребность в правовом обеспечении экологической безопасности транспортной деятельности и выявить пути улучшения экологической ситуации с целью совершенствования законодательства. Данный метод предоставляет возможность применить ряд таких частных приемов, как статистический метод, метод наблюдения и др. Как отмечал В.В. Лазарев, для исследователя важно, например, знать количество действующих нормативных актов, статистику, отражающую деятельность субъектов по реализации субъективных прав и исполнению юридических обязанностей21.
21. См.: Лазарев В.В. Указ. соч. С. 116, 117.
10 Социологические и эколого-ориентированные подходы обязывают задействовать метод прогнозирования, который в современных условиях играет решающее значение для наполнения доктрины экологического права и оптимальных законодательных положений. Нельзя не согласиться с утверждением проф. С.А. Балашенко, что «важнейшая роль в создании методологической и методической основы постоянного совершенствования законодательной и иной нормативной базы на единой концептуальной основе отводится науке»22. На наш взгляд, прогнозирование в сфере экологической безопасности обязательно должно быть научным. На этот факт обращает внимание проф. М.М. Бринчук, указывая, что «обезнаучивание» как феномен характерен государственно-правовому развитию в России, подчеркивает, что «игнорирование обоснованной методологии… обрекает реформы на их крайне низкую эффективность»23. Так, прогноз и мониторинг эффективного применения в практической деятельности требований экологической безопасности изначально должен базироваться на научных исследованиях, позволяющих сформировать концептуальную основу системного правового регулирования. Обеспечивать экологическую безопасность при осуществлении транспортной деятельности следует посредством прогностического подхода, учитывая ряд факторов негативного воздействия объектов транспортной деятельности на окружающую среду при их эксплуатации, а целеполагание способствует созданию организационно-правового механизма экологической безопасности. Методологические подходы, основанные на прогнозных исследованиях и целеполагании, являются предпосылкой формирования законодательства, адекватного потребностям общества, основой реализации эколого-правовых научных концепций и в конечном счете способствуют новому отношению всех членов общества к соблюдению эколого-правовой культуры.
22. Балашенко С. А. К вопросу о принципах государственного управления в области охраны окружающей среды // Право и демократия: сб. науч. тр. / В.Н. Бибило (отв. ред.). Вып. 13. Минск, 2002. С. 102.

23. Бринчук М.М. Актуальные вопросы методологии экологического права. С. 344–353.
11 Метод моделирования позволяет отыскать оптимальный вариант модели будущих отношений по реализации правовых основ экологической безопасности как одного из направлений экологической функции государства, в том числе определить модель институциональных основ экологической безопасности при осуществлении транспортной деятельности. Как верно полагает проф. С.А. Балашенко, «метод моделирования может стать приоритетным элементом инновационного и устойчивого развития, экологической безопасности»24. Безусловно, общая модель правового обеспечения в сфере экологической безопасности в ЕАЭС позволит обеспечить гармонизацию законодательства.
24. Балашенко С.А. Правовое моделирование в системе экологической безопасности среды. С. 92.
12 Институциональный подход охватывает направление, являющееся структурирующим элементом при организации институтов, сосредоточенных на обеспечении экологической безопасности транспортной деятельности. Формирование институциональной структуры – трудоемкий процесс, однако следует учитывать факторы противоречий в распределении полномочий органов государственного управления по обеспечению экологической безопасности. Очевидно, что конфликт интересов субъектов транспортной деятельности при соблюдении экологических требований возник достаточно давно, продолжает сохраняться и требует научного разрешения с позиции правовой науки.
13 Эффективного правового обеспечения экологической безопасности, в том числе выполнения экологических требований, можно достигнуть, применяя метод инструментализма, возможности которого подробно изложены проф. Т.И. Макаровой25, вырабатывая нормы-дефиниции, исследуя средства правового регулирования. Так, например, разработка и совершенствование экологических требований, предъявляемых к процессу осуществления транспортной деятельности, – одна из задач правового механизма обеспечения экологической безопасности.
25. См.: Макарова Т. И. О применении инструментального метода в исследовании эффективности экологического права. С. 7–10.
14 Мы можем констатировать, что практико-ориентированные подходы в мире прогрессивных технологий еще не учтены в юридической науке, и согласиться с проф. М.И. Васильевой, отмечающей, что «механизм установленных требований ослаблен ввиду несоответствия его новым подходам»26. В последние десятилетия наблюдается «небывалое усложнение общественных процессов, многие из которых буквально «вырвались» из-под контроля, стали по сути неуправляемыми»27, поэтому особо значимой проблемой является применение таких методов для решения задачи по выявлению правовых критериев экологической безопасности транспортной деятельности, на основе которых могут быть достигнуты цели устойчивого развития, направленные на обеспечение качества жизни граждан.
26. Васильева М.И. О методах, средствах и способах регулирования экологических отношений // Экологическое право. 2004. № 5. С. 56–67.

27. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М., 2017.
15 Установление эффективных подходов к исследованию теоретических проблем правового регулирования экологической безопасности транспортной деятельности видится в применении методов систематизации, прогнозирования, инструментализма, моделирования и иных приемов познания, использующихся в теории юридической науки, что обеспечит согласование факторов экономического развития, системное выражение экологических нормативов, согласованность правовых категорий, гармонизацию законодательства и, наконец, динамизм экологического права на основе интегрированного подхода, комплексности самой отрасли и науки экологического права. Таким образом, методология является одним из центральных способов познания теоретических положений эколого-правовой науки и реализации правовых норм, регулирующих обеспечение экологической безопасности. Применяя комплекс рассмотренных методов, полагаем, что юридические знания и трактовки понятий науки экологического права, а также смежных отраслей, междисциплинарные подходы в области экологической безопасности следует осмыслить и представить в новой интерпретации, трансформировать в преобразованном виде в теоретическую концепцию экологической безопасности транспортной деятельности. Новые подходы необходимо соотносить со сложившимися понятиями правовой науки, преодолев, однако, устаревшую форму и границы прежних понятий, установив на новом уровне теоретические положения правового обеспечения экологической безопасности, отвечающие современным условиям развития общества. Посредством использования научных методов становится возможным осуществление необходимых исследований, в которых нуждаются современные общественные отношения по правовому обеспечению экологической безопасности. Новые концептуальные видения позволяют определить стратегию развития научных положений.

Библиография

1. Балашенко С. А. К вопросу о принципах государственного управления в области охраны окружающей среды // Право и демократия: сб. науч. тр. / В.Н. Бибило (отв. ред.). Вып. 13. Минск, 2002. С. 102.

2. Балашенко С.А. Правовое моделирование в системе обеспечения национальной безопасности // Современные тенденции правового регулирования экологических отношений: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск , 26–27 апреля 2013 г. / С.А. Балашенко (гл. ред.) ?и др.?. Минск, 2013. С. 3–6.

3. Балашенко С.А. Правовое моделирование в системе экологической безопасности среды // Евразийский юрид. журнал. 2015. № 6. С. 91–94.

4. Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права. М., 2018.

5. Боголюбов С.А. Реализация экологической политики государства посредством права. М., 2017.

6. Бринчук М.М. Актуальные вопросы методологии экологического права // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. / под ред. В.И. Семенкова (гл. ред.). Вып. 5. Минск, 2009. С. 344–353.

7. Бринчук М.М. Внешние методологические основания развития экологического права: закономерности развития природы, положения общественных наук о взаимодействии общества и природы, потенциал природы // Экологическое право. 2011. № 1. С. 2–7.

8. Бринчук М.М. Методология модернизации экономики, иных общественных сфер и экологического права: теория и практика // Труды ИГП РАН. 2012. № 3. С. 88–118.

9. Бринчук М.М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория // Государство и право. 2008. № 9. С. 30–42.

10. Васильева М.И. О методах, средствах и способах регулирования экологических отношений // Экологическое право. 2004. № 5. С. 56–67.

11. Вершило Н.Д. Эколого-правовые основы устойчивого развития: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008.

12. Волкодаева М.В. Научно-методические основы оценки воздействия автотранспорта на атмосферный воздух: дис. … д-ра тех. наук. СПб., 2009.

13. Голиченков А.К. В поисках методологии экологического права // Экологическое право. 2004. № 6. С. 3–19.

14. Игнатьева И.А. Методология и проблемы развития экологического законодательства // Экологическое право. 2004. № 6. С. 40–49.

15. Калинин С.А. Методологические уровни познания государства и права // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. / В.И. Семенков (гл. ред.). Вып. 7. Минск, 2012. С. 43–49.

16. Карпович Н.А. Теоретические проблемы реализации экологической функции государства: дис. … д-ра юрид. наук. Минск, 2011.

17. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М., 2017.

18. Кириллова А.Г. Новые транспортные технологии для решения экологических проблем // Инновации транспорта. 2017. № 3, 4. С. 18–22.

19. Коробеев А.И., Чучаев А.И. Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной безопасности // Lex Russica (Закон Русский). 2019. № 2. С. 9–28.

20. Краснова Ю.А. Методы правового регулирования правоотношений в сфере обеспечения экологической безопасности // Информационно-правовая поддержка охраны окружающей среды и устойчивого развития: по материалам «круглых столов» / С.А. Балашенко (отв. ред.). Минск, 2014. С. 74–76.

21. Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 2019. С. 57, 116, 117.

22. Макарова Т.И. О применении инструментального метода в исследовании эффективности экологического права // Приоритетные направления развития экологического, земельного и аграрного права: материалы «круглого стола», приуроченного к юбилею д-ра юрид. наук, проф. Т.И. Макаровой / под ред. С.А. Балашенко. Минск, 2017. С. 7–10.

23. Макарова Т.И. Прогностическая функция экологической науки: взгляд с позиции науки экологического права // Теоретические и прикладные аспекты современной юридической науки: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. В.И. Семенкова (Минск, 11 декабря 2015 г.) / под ред. С.М. Сивец. Минск, 2015. С. 18–20.

24. Макарова Т.И., Краснова М.В. К вопросу о предмете экологического права в науке и законодательстве Беларуси, России и Украины // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. / В.И. Семенков (гл. ред.). Вып. 9. Минск, 2014. С. 386–394.

25. Макарова Т.И., Лизгаро В.Е. Методология экологического права: к вопросу о разработке современных теоретико-правовых подходов // Генетические закономерности права: сб. науч. тр., посвящ. 90-летию со дня рождения С.Г. Дробязко / под ред. С.А. Балашенко. Минск, 2013. С. 201–209.

26. Молчанов А.А. Некоторые правовые аспекты и проблемы использования интеллектуальных транспортных систем // Аграрное и земельное право. 2018. № 2. С. 21–27.

27. Мухлынин Д.Н. Экологическая безопасность экономики и экология человека // Закон и право. 2018. № 4. С. 74, 75.

28. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учеб. М., 2017. С. 10, 11.

29. Общая теория права: пособие / под общ. ред. С.Г. Дробязко, С.А. Калинина. 2-е изд., стереотип. Минск, 2017.

30. Русин С.Н. Экологическая безопасность, экологическая политика, экологическая функция государства и экологическое право // Журнал росс. права. 2017. № 4. С. 171–177.

31. Хватов В.Ф. Научные основы методов и средств контроля экологического состояния автотранспорта и его влияние на окружающую среду: дис. … д-ра тех. наук. СПб., 2007.

32. Цели устойчивого развития. Официальный сайт Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.sovrep.gov.by/ru/tsur-ru/ (дата обращения: 12.04.2019).

33. Шестерюк А.С. Методология науки экологического права // Экологическое право. 2004. № 6. С. 28–35.

34. Шестерюк А.С. Экологическое право: проблемы методологии: автореф дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 2000.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести