The state, society and the individual as subjects of the realization of national interests
Table of contents
Share
QR
Metrics
The state, society and the individual as subjects of the realization of national interests
Annotation
PII
S102694520021588-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladislav Yu. Turanin 
Occupation: Head of the Department of Theory and History of State and Law
Affiliation: Belgorod state national research University
Address: Russian Federation,
Edition
Pages
167-172
Abstract

The article examines the role of the state, society and the individual in the process of realizing national interests. It is noted that the mission of the state is to take care of citizens. The state is a kind of coordinating center that determines the vectors of development of all other subjects, protecting them from external negative influences. Society and the individual follow the set directions and make their creative contribution to the development of the state, actively participating in the process of implementing national interests, contributing to the strengthening of peace, democratic institutions and the rule of law.

Keywords
state, society, personality, national interests, subjects, national security, state policy, strategic stability
Received
03.02.2022
Date of publication
15.09.2022
Number of purchasers
0
Views
136
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2022
1 Национальные интересы имеют определяющее значение для развития нашей страны. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы определяются как «объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии»1. Механизм реализации национальных интересов выстраивается прежде всего через систему субъектов, вовлечённых в данный процесс. В этой связи обратим внимание на три основных субъекта, реализующих национальные интересы: государство, общество и личность.
1. См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. I), ст. 5351.
2 Государство является основным субъектом, координирующим механизм обеспечения национальных интересов. У проф. Н.А. Власенко вышла новая книга «Современное российское государство. Очерки», в которой представлен интереснейший взгляд на сущность современного государства через призму исторических эпох и личностей2. В данной книге, в частности, приводится цитата из Аристотеля: «государство представляет собой нечто составное, подобное всякому целому, но состоящее из многих частей»3. Н.А. Власенко справедливо отмечает, что «великий Аристотель, заложивший основы учения о государстве, предложил следующий подход: рассматривать государство с позиции целостной общности, сформированной общением… Человек, гражданин, семья – центральные звенья государства».
2. См.: Власенко Н.А. Современное российское государство. Очерки. М., 2022. С. 16.

3. Аристотель. Политика // Аристотель. Собр. соч. М., 1984. Т. 4. С. 444.
3 Зададимся вопросом: можно ли сейчас говорить о том, что выделенные Аристотелем три звена государства являются центральными? Они ли в настоящее время являются приоритетами государственной политики? Это большой вопрос. В этой связи нет ли трансформации изначального понимания государства в современный период (связанной не только с различными взглядами на его сущность, но и с преобразованием данного понятия)? Окружающая действительность, а также концептуальные подходы в правовой науке свидетельствуют о том, что такая трансформация есть и глубинный смысл понятия «государство» прирастает новыми содержательными сегментами.
4 В контексте анализа сущности государства учитывается и территория, и население, и государственная власть. К примеру, О.В. Мартышин трактует государство в современном понимании как «объединение людей, проживающих на определённой территории и подчиняющихся единому правительству, обладающему суверенной властью»4. По мнению В.М. Сырых, «государство представляет собой аппарат, машину для управления делами классового общества и по преимуществу в интересах экономически господствующего класса»5. Существует и еще множество научных трактовок данного понятия6.
4. Мартышин О.В. К истории формирования понятия «государство» // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2018. № 4. С. 37.

5. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. С. 17.

6. См., напр.: Философия права. Словарь. 2-е изд.. дораб. и доп. / под ред. и сост. В.Н. Жукова. М., 2021.С. 148 - 153.
5 Отметим, что именно на государство возложены основные функции по обеспечению внутренней и внешней безопасности страны. Н.Н. Пономарёв справедливо отмечает, что «государство является гарантом безопасности личности и общества. Государство посредством реализации своей социальной и иных функций обеспечивает безопасность личности и всего общества»7. Прав и А.А. Куковский, указывая, что «за государством признается активная объективная роль в обеспечении безопасности личности, гарантировании ее прав и свобод, т.е. государство берет на себя всю совокупность обязательств по отношению к личности»8. Однако прав и А.В. Малько, который обращает внимание на то, что «всякая власть не знает собственных границ, всегда стремится к неограниченному расширению властного пространства, что ведёт, как правило, к ущемлению интересов личности»9. Важно здесь, чтобы государство в лице властных органов соблюдало разумный баланс, обеспечивая безопасность граждан.
7. Пономарёв Н.Н. Национальные интересы в концепции национальной безопасности России: проблемы теории и практики // Общество и право. 2010. № 4 (31). С. 69.

8. Куковский А.А. Государство как основной субъект обеспечения национальной безопасности: механизм реализации // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 29. С. 16.

9. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2004. С. 228.
6 Полагаем, что государство обязано заботиться о своих гражданах, создавать им надлежащие условия для развития, обеспечивать комфортную среду для нормальной жизнедеятельности. Полагаем, что забота о гражданах - это основное предназначение государства, его миссия. При этом в приоритете функционирования любого государства должны быть и другие национальные интересы, которые позволяют говорить (или не говорить) о сильном государстве, о государстве-защитнике своих граждан. Обратим внимание на роль государства в реализации национальных интересов, закрепленных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
7 Важнейшим национальным интересом России, закрепленным в тексте данного документа, является сбережение российского народа, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан. Достижение данных целей возможно только при условии активной роли государства в жизнедеятельности общества. Для этого необходимо формирование социальных приоритетов в развитии государства. Возвращаясь к Аристотелю: «государство создаётся не ради того только, чтобы жить, но и преимущественно для того, чтобы жить счастливо»10. Эти слова должны лечь в основу функционирования любого государства, а для России, полагаем, они особенно актуальны.
10. Аристотель. Указ. соч. С. 460.
8 Развитие армии и флота, способных конкурировать с ведущими мировыми «игроками», выстраивание сбалансированной международной политики позволит обеспечить защиту конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, будет способствовать укреплению обороны страны.
9 Стабильное и эффективное законодательство, повышение уровня жизни граждан, привитие ценностей правового государства позволит поддерживать гражданский мир и согласие в стране, укреплять законность, активно бороться и искоренять коррупцию, защищать граждан от противоправных посягательств, развивать механизмы взаимодействия государства и гражданского общества.
10 Внедрение на государственном уровне, с одной стороны, передовых электронных технологий, стремление быть в авангарде формирования цифрового государства, а с другой - разработка системы защиты персональных данных граждан, их банковских счетов, иных электронных ресурсов от хакерских атак, создание информационных «фильтров» для детей и подростков послужат предпосылкой для развития безопасного информационного пространства11, защиты российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия.
11. См., напр.: Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Обзор Международной научно-практической конференции «Информационное пространство: обеспечение информационной безопасности и право» Первые Бачиловские чтения // Государство и право. 2018. № 9. С. 138–148. DOI: 10.31857/S013207690001525-9
11 Государство играет определяющую роль и для формирования устойчивого развития российской экономики на новой технологической основе. Отметим, что государство должно быть «локомотивом» экономического роста страны. Особенно это актуально сейчас, когда пандемия, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции12, послужила предпосылкой для возникновения множества социально-экономических проблем. Современная ситуация негативно сказывается и на развитии бизнеса, который, в большинстве своем, так или иначе пострадал от вводимых ограничений, и на жизнедеятельности обычных граждан, чувствующих на себе катастрофический рост цен на многие группы товаров, вызванный раскручивающейся по спирали инфляцией.
12. См. об этом, напр.: Полянко Н.И., Галузо В.Н. О роли права в предупреждении пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2020. № 8. С. 8 - 14.
12 Без поддержки и активного участия государства невозможной представляется и эффективная охрана окружающей среды, а также столь необходимое сохранение природных ресурсов, формирование полноценной модели рационального природопользования. Происходящие изменения климата также диктуют широко востребованные действия государства, направленные на адаптацию к данному процессу. При этом отметим, что изменение климата оказывает негативное влияние на все страны. Мы становимся очевидцами того, как меняются погодные условия, поднимается уровень моря, происходит глобальное потепление. В этой связи участие государства в реализации национального интереса, связанного с адаптацией к происходящим трансформационным процессам, приобретает особую актуальность.
13 В рамках реализации еще одного национального интереса, связанного с укреплением традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранением культурного и исторического наследия российского народа13, роль государства также представляется важной, скорее всего даже первостепенной. В настоящее время, к сожалению, содержание таких понятий, как «человеколюбие», «справедливость», «честь», «совесть» либо забыто, либо существует в весьма искаженном виде. А ведь именно данные категории составляют основу духовно-нравственных ценностей конкретного человека, а значит, и общества в целом. Кроме этого незыблемыми духовно-нравственными ценностями должны являться: воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и Родиной. Отметим, что для укрепления данных ценностей, их «внедрения» в сознание каждого человека, необходима системная политика государства, направленная на укрепление авторитета семьи, формирование условий для её защиты, осуществление надлежащего контроля за процессами воспитания и образования подрастающего поколения.
13. См. об этом: Бабурин С.Н., Кроткова Н.В., Данилевская И.Л. Обзор Международной научной конференции «Александр Невский и пути российской идентичности», посвященной 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского // Государство и право. 2021. № 12. С. 186–194. DOI: 10.31857/S102694520017766-3
14 Поступательное развитие государства, формирование необходимых приоритетов, направленных на повышение качества жизни граждан, укрепление обороноспособности страны, модернизацию экономики, позволит реализовать ещё один национальный интерес - поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, а также правовых основ международных отношений. Понятно, что стратегическая стабильность возможна только при условии существования многополярного мира, в котором присутствуют сильные государства. И Россия здесь не должна быть «на задворках» мировой политики. Скорее, наоборот, именно Россия должна формировать общемировую повестку, активно участвовать в процессе поддержания стабильности, укрепления мира и безопасности.
15 Отметим, что государство реализует свои функции через систему государственных органов, которые, по справедливому мнению Б.Б. Бидовой, «а) представляют собой сравнительно обособленную составляющую общего государственного механизма; б) облачены в государственно-властную и правовую форму; в) обладают собственной организационной структурой и наделены особыми функциями и полномочиями относительно реализации национальных интересов»14.
14. Бидова Б.Б. Правовое обеспечение национальных интересов: общетеоретическое исследование концептуальных основ: дис. … д-ра юрид. наук. Грозный, 2021. С. 378.
16 По убеждению С.С. Алексеева, государственный орган – это «организация или учреждение, выполняющее государственные задачи и наделенное соответствующими властными полномочиями»15.
15. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1994. С. 56.
17 Небезынтересным представляется и суждение Д.Е. Свистунова, в соответствии с которым «в качестве субъектов национальной безопасности Российской Федерации выступают специальные государственные органы, на которые законодательно возложена данная функция. Согласно п. “д” ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, в первую очередь данная обязанность возложена на Правительство РФ. Вместе с тем в главе 2 ФЗ “О безопасности” наряду с Правительством РФ в качестве федеральных органов государственной власти, имеющих полномочия в сфере обеспечения безопасности, называются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, а также федеральные органы исполнительной власти. Помимо того, говорится и об органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органах местного самоуправления, также имеющих полномочия в данной области»16.
16. Свистунов Д.Е. Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование // Вестник Марийского гос. ун-та. 2017. Т. 3. № 1 (9). С. 81.
18 Отметим, что система государственных органов является весьма разветвлённой, и если говорить о национальных интересах, а не о национальной безопасности (которая, впрочем, является их неотъемлемой частью), то в данном случае мы должны начать с Президента РФ как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, затем выделить обе палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, органы судебной власти и прокуратуры. Важным является и уровень государственной власти в субъектах Российской Федерации, где также есть законодательные, исполнительные и судебные органы. В системе органов исполнительной власти как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации ключевую роль играют различные министерства, ведомства, службы и т.д.
19 Применительно к национальной безопасности А.А. Куковский предлагает «выделить из системы органов государственного управления систему органов по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, определив их как государственно-властные органы, включающие систему оперативных подразделений и должностных лиц, специально созданных для охраны внешней и внутренней безопасности государства, обеспечивающих стабильность конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, реализацию конституционных прав граждан и действующих на основании и в строгом соответствии с законом»17. Полагаем, что данная идея имеет право на существование, но только в контексте национальной безопасности. В условиях реализации национальных интересов мы должны исходить из самой широкой трактовки государственных органов, так как каждый из них в той или иной степени участвует в обеспечении и защите национальных интересов.
17. Куковский А.А. Указ. соч. С. 20.
20 Не менее важную роль в реализации национальных интересов играет и общество (государство в своей первооснове призвано служить обществу). Соответственно, общество напрямую влияет на процессы формирования государственных органов, обеспечивает их функционирование и контролирует деятельность.
21 Общество участвует в обеспечении национальных интересов через различные субъекты: органы местного самоуправления, институты адвокатуры и нотариата, общественные объединения и т.д.
22 Появление различных общественных структур традиционно связано с реакцией граждан на различные (реальные и потенциальные) угрозы интересам личности, социальных групп, а также общества в целом. Таким образом, общество формирует собственные механизмы обеспечения национальных интересов.
23 Полагаем, что вполне возможно говорить об общественной системе обеспечения национальных интересов, которая представляет собой совокупность негосударственных образований, функционирующих в различных отраслях жизнедеятельности самого общества. Среди многочисленных задач, стоящих перед общественными образованиями, особое внимание следует обратить на следующие:
24 организация взаимодействия между государством и обществом в целях защиты национальных интересов;
25 предотвращение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан, их собственности, природной среде, основам правопорядка;
26 анализ источников различных опасностей и угроз, проработка информации о состоянии защищенности человека и общества в целом;
27 реагирование на незаконные действия представителей государственных органов;
28 забота о безопасности граждан, в том числе, в контексте защиты интересов субъектов предпринимательской деятельности;
29 разработка предложений по совершенствованию российского законодательства, регулирующего различные аспекты жизнедеятельности общества.
30 Так, к примеру, органы местного самоуправления в рамках своей компетенции выстраивают модель развития того или иного муниципального образования, обеспечивая при этом национальные интересы всего государства. Как мы уже отмечали, одним из приоритетных национальных интересов является сбережение народа Российской Федерации, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан. Роль муниципалитетов в данном случае весьма высока, ведь именно они создают первичные условия для повышения качества жизни человека, формирования благосостояния общества в целом. В контексте формирования организационно-правовой основы деятельности органов местного самоуправления важное значение имеет Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»18.
18. См.: СЗ РФ. 2003. № 40, ст. 3822.
31 Одну из ключевых ролей в обеспечении национальных интересов играют институты адвокатуры и нотариата. Так, адвокаты зачастую отстаивают интересы государства в различных международных судебных инстанциях, защищают интересы конкретного гражданина, оказавшегося в той или иной сложной жизненной ситуации. Нотариат является форпостом законности в контексте удостоверения различных сделок, влияющих на обеспечение национальных интересов (к примеру, в сфере охраны окружающей среды, сохранения природных ресурсов и рационального природопользования; развития безопасного информационного пространства и др.). Организация деятельности адвокатуры и нотариата осуществляется посредством Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»19 и Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.20
19. См.: СЗ РФ. 2002. № 23, ст. 2102.

20. См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10, ст. 357.
32 Общественные объединения, среди которых мы отмечаем общественные организации, движения, фонды, союзы и ассоциации, также играют значимую роль в обеспечении национальных интересов. Общественные объединения могут участвовать в подготовке и принятии решений органов государственной власти и местного самоуправления, кроме этого, проводить митинги, шествия, демонстрации; защищать права граждан в различных властных структурах и т.д. Правовое регулирование деятельности общественных объединений осуществляется с помощью комплекса нормативных правовых актов, среди которых особо выделим Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»21.
21. См.: СЗ РФ. 1995. № 21, ст. 1930.
33 Особую роль в отстаивании национальных интересов, прежде всего, через защиту прав работников, играют профсоюзные организации. Правовой статус профсоюзов определяется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в ст. 2 которого закреплено, что профсоюз – это «добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов»22. Профсоюзы обладают независимостью от государственных и муниципальных органов, а также от работодателей. Они призваны отстаивать исключительно интересы работников, в частности, их право на труд, а также осуществлять перманентный контроль за соблюдением трудового законодательства на том или ином предприятии. Данный функционал профсоюзной организации напрямую связан с реализацией такого национального интереса, как повышение качества жизни и благосостояния граждан.
22. См.: СЗ РФ. 1996. № 3, ст. 148.
34 При реализации национальных интересов Российской Федерации важное значение имеют экологические организации. К примеру, Всероссийское общество охраны природы, Центр экологической политики России, Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» и др. Данные экологические организации осуществляют работу по привлечению внимания общественности к различным случаям загрязнения окружающей природной среды, ведут борьбу за сохранение и воспроизводство природных ресурсов, пропагандируют рациональное природопользование.
35 Отметим, что и государственная, и общественная система обеспечения национальных интересов должны работать во взаимодействии, дополняя друг друга. При этом такое взаимодействие наблюдается далеко не всего. Зачастую органы государственной власти не учитывают общественные интересы, а, иногда, и идут вразрез желаниям общества. Такое противоборство может отрицательно сказываться на реализации механизмов обеспечения национальных интересов, создавать предпосылки для раскола в самом обществе, что, в итоге, всегда негативно сказывается и на развитии государства.
36 Следует обратить внимание и на взаимосвязь государства, общества и конкретной личности в контексте реализации национальных интересов Российской Федерации. Отметим, что личность также является субъектом обеспечения национальных интересов и здесь можно поспорить с Б.Б. Бидовой, считающей, что роль личности в этом направлении «пока второго плана», ведь граждане реализуют «в большей степени свои частные интересы»23. От личности зависит эффективность реализации национальных интересов.
23. Бидова Б.Б. Указ. соч. С. 385, 386.
37 Л.Н. Толстой в своём великом произведении «Война и мир» твёрдо и справедливо обозначил позицию о том, что подлинным творцом победы в Отечественной войне 1812 г. является русский народ, подчеркнув роль одной выдающейся личности – фельдмаршала М.И. Кутузова, обладавшего безусловным талантом военачальника, умом и прозорливостью.
38 Вот яркий образ роли личности в истории. Точно также и сегодня личность играет большую роль в процессе реализации национальных интересов. Причём речь идет не только о выдающихся личностях. Ключевую роль в развитии государства играет и обычный человек, прежде всего человек труда. Например, в сфере продовольственной безопасности: работа каждого агронома, животновода, комбайнёра, тракториста и т.д. вносит существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, в становление и развитие экономики. Без конкретного человека, его труда, обеспечение и реализация национальных интересов невозможны, точно также представляется немыслимым эффективное функционирование государства и общества без усилий личности.
39 * * *
40 В заключение отметим, что в контексте реализации национальных интересов государство играет роль координирующего центра, определяющего векторы развития всех субъектов, защищая их от внешнего негативного воздействия. Общество и личность следуют заданным направлениям и вносят свой созидательный вклад в развитие государства, активно участвуя в процессе претворения в жизнь национальных интересов, способствуя укреплению мира, демократических институтов и верховенства права.

References

1. Alekseev S.S. State and Law. M., 1994. P. 56 (in Russ.).

2. Aristotle. Politics // Aristotle. Collected works. M., 1984. Vol. 4. P. 444, 460 (in Russ.).

3. Baburin S.N., Krotkova N.V., Danilevskaya I.L. Review of the International Scientific Conference “Alexander Nevsky and the ways of Russian identity” dedicated to the 800th anniversary of the birth of the Holy Prince Alexander Nevsky // State and Law. 2021. No. 12. P. 186 - 194. DOI: 10.31857/S102694520017766-3 (in Russ.).

4. Bidova B.B. Legal support of national interests: a general theoretical study of conceptual foundations: dis. ...Doctor of Law. Grozny, 2021. P. 378, 385, 386 (in Russ.).

5. Vlasenko N.A. The modern Russian state. Essays. M., 2022. P. 16 (in Russ.).

6. Kukovsky A.A. The state as the main subject of ensuring national security: the mechanism of implementation // Herald of SUSU. 2012. No. 29. P. 16, 20 (in Russ.).

7. Mal’ko A.V. Incentives and restrictions in law. M., 2004. P. 228 (in Russ.).

8. Martyshin O.V. To the history of the formation of the concept of “state” // Herald of Kutafin University. 2018. No. 4. P. 37 (in Russ.).

9. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Review of the International Scientific and Practical Conference “Information space: ensuring information security and law” – The First Bachilov readings // State and Law. 2018. No. 9. P. 138 - 148. DOI: 10.31857/S013207690001525-9 (in Russ.).

10. Polyanko N.I., Galuzo V.N. On the role of law in preventing the pandemic of coronavirus infection (COVID-19) in the Russian Federation // Actual research. 2020. No. 8. P. 8 - 14 (in Russ.).

11. Ponomarev N.N. National interests in the concept of national security of Russia: problems of theory and practice // Society and law. 2010. No. 4 (31). P. 69 (in Russ.).

12. Svistunov D.E. National security in the Russian Federation: theoretical and legal research // Herald of the Mari State University. 2017. Vol. 3. No. 1 (9). P. 81 (in Russ.).

13. Syrykh V.M. Theory of State and Law. M., 1998. P. 17 (in Russ.).

14. Philosophy of Law. Dictionary. 2nd ed.. rev. and additional / ed . and comp. V.N. Zhukov. M., 2021. P. 148–153 (in Russ.).

Comments

No posts found

Write a review
Translate