International legal status of child soldiers as participants in armed conflicts
Table of contents
Share
QR
Metrics
International legal status of child soldiers as participants in armed conflicts
Annotation
PII
S102694520017528-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Sergey E. Smirnykh 
Occupation: General Secretary of Russian Association of International Law
Affiliation: Russian Association of International Law
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
137-144
Abstract

The article deals with the international legal status of child soldiers as one of the gaps in International Law. It is noted that in a number of cases children are forced to participate in armed conflicts due to the use of violence against them. The voluntary recruitment of children into the armed forces is also possible due to the fact that they see no alternative sources of subsistence other than participation in wars. International Law was the basic and universal guarantee of the rights of children in armed conflicts. The most important guarantee of children's rights in armed conflicts is International Law. Individual states and their officials cannot fully guarantee the rights of children, as they are entitled to act within the framework of national legislation. Cooperation among states on the basis of the Charter of the United Nations can guarantee the exercise and protection of the rights of children in armed conflicts.

One of the important guarantees for the protection of children's rights during armed conflicts must be the right to peace, which implies strict compliance by states with the prohibition of war in international relations.

Keywords
child soldiers, armed conflicts, International Law, the Charter of the United Nations
Received
08.06.2020
Date of publication
03.12.2021
Number of purchasers
8
Views
1163
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 В современном мире дети все чаще вовлекаются в конфликты, которые ведут негосударственные субъекты: партизаны, террористы, банды преступников. Эти группы, использующие детей-солдат, нарушают нормы международного права и отказались от существующих запретов на терроризм, нападения на гражданское население, пытки, репрессии и рабство. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема международно-правового статуса детей-солдат в условиях вооруженных конфликтов.
2 Вооруженные конфликты ставят под угрозу права детей и связаны с рисками для их развития и безопасности, в результате чего дети получают ранения, становятся инвалидами и сиротами, подвергаются эксплуатации. Жизнь в условиях вооруженных конфликтов, имеет негативные последствия для детей, которые становятся объектами нападений, а также для тех, кто является свидетелем или чувствует угрозу со стороны такого окружения. Вооруженные конфликты нарушают семейную жизнь, прерывают школьное обучение, наносят ущерб здравоохранению, подрывают экономическое развитие и порождают страх, который ограничивает возможности детей свободно передвигаться и развиваться в качестве полноправных граждан.
3 При этом понятие «ребенок-солдат» может показаться «неестественным сочетанием двух противоречивых и несовместимых терминов»1. И все же в истории существует множество примеров детей-солдат. В XIX в. К. Клаузевиц начал выдающуюся карьеру в армии Габсбургов в возрасте 12 лет в качестве младшего капрала. Сто лет спустя Дж. Оруэлл писал о гражданской войне в Испании, в которой «здесь и там, в ополчении, встречаются дети в возрасте одиннадцати лет, которые были зачислены в качестве ополченцев»2.
1. Rosen D. Armies of the Young: Child Soldiers in War and Terrorism. Rutgers University Press, 2005. P. 8.

2. Orwell G. Homage to Catalonia. New York, 1952. P. 26.
4 Один из пробелов в международном праве - правовой статус детей-солдат. В связи с этим, приступая к изучению международно-правового статуса детей-солдат во время вооруженных конфликтов, следует отметить, что похищение и вербовка детей для участия в военных или вспомогательных операциях - явление, которое остается актуальным. При этом из-за незаконного характера участия детей в вооруженных конфликтах нет достоверных статистических данных об этом явлении.
5 В ситуациях нестабильности в некоторых государствах нарушения международного права в области прав детей и международного гуманитарного права не редкость среди всего гражданского населения, однако чаще всего они встречаются в отношении несовершеннолетних.
6 Вооруженные конфликты затрагивают права и интересы детей. Однако одной из основных проблем в области прав детей во время вооруженных конфликтов является отсутствие доказательств. Эта ситуация связана со многими обстоятельствами, включая тот факт, что дети часто не сообщают о преступлениях, совершенных против них3.
3. См.: International Review of the Red Cross. Humanitarian Debate: Law, policy, action. Conflict in Iraq. V. I. 2007. P. 785.
7 Так, по данным Детского фонда Организации Объединенных Наций, в мире насчитывается около 300 тыс. детей-солдат. Вербовка несовершеннолетних происходит как в результате действий вооруженных сил некоторых государств, так и нерегулярных вооруженных групп. С момента появления новых типов конфликтов, с которыми сталкиваются регулярные армии и партизаны, дети играют роль в движениях сопротивления4.
4. См.: Ruiz C. Niños soldados. Un abordaje a la problemática. Conflictos armados. X Jornadas de Sociología. Facultad de Ciencias Sociales, Universidad de Buenos Aires. Buenos Aires, 2013. P. 1 - 13.
8 Следует иметь в виду, что комбатанты обязаны принимать меры для обеспечения того, чтобы их можно было отличить от гражданского населения во время участия в боевых действиях. Если они этого не делают, то в случае захвата они не получают права на статус военнопленных. Дети участвуют в вооруженных конфликтах по разным причинам. С одной стороны, они вынуждены участвовать в боевых действиях с помощью насилия. С другой - «добровольное» зачисление детей в вооруженные силы объясняется тем, что дети не видят альтернативных источников существования, кроме участия в войнах в связи с отсутствием у них перспектив найти работу, образование.
9 Феномен детей-солдат наблюдается в разных регионах мира. Ныне африканский континент, на котором происходят многочисленные вооруженные конфликты, наиболее подвержен этой нежелательной практике. Положение детей-солдат на Ближнем Востоке аналогично положению других детей, вовлеченных в вооруженные конфликты. Такая практика наблюдается в Пакистане, Афганистане, Ираке, Ливане, Сирии, Палестине и Израиле.
10 На международном уровне представляется возможным отметить два типа правовых норм, касающихся защиты детей в вооруженных конфликтах: международное право прав человека и международное гуманитарное право. Первый фокусируется на поощрении и защите прав детей в мирное время. Несмотря на то что международное гуманитарное право направлено на регулирование и ограничение методов и средств ведения войны, его главная цель - защита детей, которые не участвуют в военных действиях.
11 Во многих вооруженных конфликтах несовершеннолетние активно участвуют в столкновениях, обычно носят оружие, выполняют задачи военной разведки. Дети-солдаты выполняют различные задачи по поддержке комбатантов, а также работают в качестве посыльных, поваров, перевозчиков тяжелого оружия и т.д.
12 В то же время дети остаются одной из главных жертв вооруженных конфликтов. Десятки тысяч из них становятся участниками военных действий. Дети часто превращаются в террористов-смертников.
13 Вооруженные конфликты, обострение военных ситуаций, новая динамика конфликтов и новая тактика ведения войн в сочетании с повсеместным несоблюдением норм международного гуманитарного права, включая неадекватное применение принципов избирательности, соразмерности и военной необходимости, имели катастрофические последствия для детей. Количество случаев убийства и нанесения увечий детям во время вооруженных конфликтов достигло рекордных уровней, причем беспрецедентное количество таких случаев приписывается государствам. Воздушные и наземные военные операции, особенно в городских и населенных пунктах, создали сложные проблемы с точки зрения защиты прав детей. Вооруженные группы продолжали иметь значительное число жертв среди детей, что было связано с обострением столкновений, активными военными операциями или перестрелками.
14 Дети часто становятся жертвами вербовки, сексуальных надругательств или принудительных браков и наказаний за принадлежность к сторонам конфликтов. Уязвимость и бедность остаются движущей силой вербовки и использования детей, причем подтвержденные нарушения совершаются в подавляющем большинстве случаев вооруженными группами, которые иногда даже вербуют детей восьмилетнего возраста.
15 Дети по-прежнему недостаточно защищены от вооруженных конфликтов, и насилие оставляет неизгладимый след в их жизни. У детей нет иного выбора, кроме как справиться самостоятельно и попытаться выжить без необходимых программ помощи, которые позволили бы им получить необходимое лечение.
16 Нарушения прав детей во время военных действий во многих случаях остаются скрытыми. Ограничения на доступ к этой информации значительно затрудняют документирование и проверку нарушений.
17 Одной из значительных проблем является высокая смертность детей в зонах военных действий. Во время вооруженных конфликтов дети часто вынуждены покидать свои места проживания для того, чтобы избежать нападений.
18 Следует отметить, что вопрос о правовой защите детей был поднят после Второй мировой войны. Международное сообщество стало свидетелем появления новых типов конфликтов. Методы и средства ведения войн становятся все более сложными. Чаще встречаются конфликты, в которых регулярные вооруженные силы выступают против комбатантов из нерегулярных подразделений. Теперь во время боевых действий значительные жертвы происходят среди гражданского населения, в т.ч. детей. Многие положения международного гуманитарного права устанавливают и развивают принцип специальной защиты прав детей во время вооруженных конфликтов5.
5. См.: Plattner D. Protection of children in International Humanitarian Law. Protection of persons and objects in International Humanitarian Law. Articles and documents. International Committee of the Red Cross. M., 1995. P. 85 - 104.
19 Дети как наиболее уязвимая группа населения должны пользоваться особой защитой международного права и сторонам конфликтов следует обеспечивать им защиту от любых злоупотреблений в связи с их возрастом и по любым другим причинам.
20 Дети должны пользоваться защитой от последствий военных действий. В то же время во время вооруженных конфликтов государства должны сохранять культурные традиции и систему воспитания детей, а также способствовать сохранению семей. При арестах, задержаниях или интернировании дети должны содержаться отдельно от взрослых.
21 Следует отметить, что невозможно полностью исключить участие детей в боевых действиях. В связи с этим следует иметь в виду, что исследования в области защиты прав детей в международном гуманитарном праве были проведены после Второй мировой войны. Довольно сложно определить, до какого возраста лица остаются детьми, а когда становятся взрослыми. Международное гуманитарное право не предусматривает точного определения понятия ребенка, но в некоторых положениях установлено, что 15 лет - это возраст, до которого дети должны получать особую защиту и не вправе принимать участие в вооруженных конфликтах6.
6. См.: Дутли М.Т. Дети-комбатанты, захваченные в плен // Дети и война: сб. ст. / пер. Б.м., 1995. С. 64 - 80.
22 В силу ст. 38 Конвенции о правах ребенка 1989 г7. государства должны уважать и обеспечивать соблюдение норм международного гуманитарного права, применимого к ним в случае вооруженного конфликта и касающегося детей.
7. См.: Сборник международных договоров СССР. М., 1993. Вып. XLVI.
23 Государствам следует принять все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица в возрасте до 15 лет не принимали непосредственного участия в военных действиях. Международное сообщество все чаще сталкивается с вербовкой и эксплуатацией детей различными террористическими и экстремистскими группами.
24 Так, в 2015 г. Организация Объединенных Наций установила 274 случая вербовки детей организацией «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) в Сирийской Арабской Республике. ООН подтвердила существование центров в сельских районах Алеппо, Дайр-эз-Зауре и сельских районах Ракки, которые проводили военную подготовку по меньшей мере 124 мальчиков в возрасте 10–15 лет. Все чаще регистрируются случаи использования детей в качестве иностранных боевиков, при этом в 18 случаях это были дети в возрасте семи лет. В Ираке в двух инцидентах, в июне и сентябре 2015 г., более тысячи детей были похищены ИГИЛ из района Мосула8. Завербованных детей использовали в качестве шпионов и лазутчиков, для транспортировки военного снаряжения и техники, патрулирования, несения службы на контрольно-пропускных пунктах, видеозаписи нападений для последующего использования в пропагандистских целях и закладки взрывных устройств, а также для активного участия в нападениях или боевых действиях9.
8. См.: Дети и вооруженные конфликты. Доклад Генерального секретаря, 20 апреля 2016, A/70/836–S/2016/360. URL: >>>> (дата обращения: 08.06.2020).

9. См.: Доклад Генерального секретаря по вопросу о детях и вооруженном конфликте в Ираке (S/2015/852), пункт 29. URL: >>>> (дата обращения: 08.06.2020).
25 Вопросы определения правового статуса детей во время вооруженных конфликтов являются сложными и включают в себя несколько различных аспектов, связанных с детьми, которые стали участниками конфликтов.
26 Более 240 млн детей живут в странах, затронутых конфликтами. Многие сталкиваются с насилием, перемещением, голодом и эксплуатацией со стороны вооруженных групп.
27 Усилия по обеспечению защиты прав детей во время вооруженных конфликтов должны предприниматься на основе различных международно-правовых документов, касающихся положения детей в вооруженных конфликтах.
28 Так, согласно п. 4 Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных ситуациях и в период вооруженного конфликта 1974 г10. государства, участвующие в вооруженных конфликтах, должны предпринимать все возможные усилия для защиты детей от разрушительных последствий войн.
10. См.: Международная защита прав и свобод человека: сб. док. / сост. и авт. вступ. ст. Г.М. Мелков. М., 1990. С. 409, 410.
29 Детей-солдат определяют также как мальчиков и девочек в возрасте до 18 лет, которые в обязательном порядке и добровольно включаются в состав вооруженных сил, военизированных формирований, подразделений гражданской самообороны или других вооруженных групп11.
11. См.: Machel G. The Impact of Armed Conflict on Children. A critical review of progress made and obstacles encountered in increasing protection of war-affected children. International conference on War-affected children. Winnipeg, 2000. P. 1 - 49.
30 Статья 38 Конвенции о правах ребенка 1989 г. содержит положение о том, что государствам следует принимать все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях.
31 Следует воздерживаться от вербовки любых лиц в возрасте до 15 лет для службы в вооруженных силах. При наборе персонала от лиц старше 15, но еще не достигших 18 лет, государства должны стремиться отдавать предпочтение пожилым людям.
32 В силу Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах 2000 г.12 государства должны принимать все возможные меры для обеспечения того, чтобы военнослужащие их вооруженных сил, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях.
12. См.: СЗ РФ. 2009. № 6, ст. 679.
33 При этом государства, допускающие добровольный призыв в их национальные вооруженные силы лиц, не достигших 18-летнего возраста, должны предоставлять гарантии, как минимум обеспечивающие, чтобы такой призыв носил в действительности добровольный характер и производился с согласия родителей или законных опекунов данного лица; чтобы такие лица были информированы об обязанностях, связанных с несением такой военной службы; представляли достоверные свидетельства своего возраста до их принятия на национальную военную службу.
34 Преступления детей традиционно занимают особое место в науке международного права. Это связано с тем, что детская преступность есть будущее «взрослое» преступление. В связи с этим важно упреждать, выявлять и пресекать ненадлежащее поведение детей13.
13. См.: Корсаков К.В. Несовершеннолетние преступники: наказывать или воспитывать? // Вопросы ювенальной юстиции. 2019. № 2. С. 12 - 17.
35 С.С. Алексеев писал, что в детстве человека нужно убедить в необходимости соблюдения социальных норм поведения14. Однако, принимая участие в вооруженных конфликтах, дети могут совершать военные преступления, зачастую даже не осознавая этого. Международные трибуналы имеют право привлекать детей-комбатантов к ответственности. Однако не существует практики привлечения детей к ответственности за военные преступления.
14. См.: Алексеев С.С. Право: время новых подходов // Сов. государство и право. 1991. № 2. С. 3 - 11.
36 Общая позиция, сформулированная Международным трибуналом по бывшей Югославии, заключается в том, что дети могут преследоваться только в исключительных случаях.
37 В настоящее время действует Комиссия по установлению истины и примирению, которая выступает в качестве элемента постконфликтного правосудия. Дети как особые субъекты международного права должны понимать, что они могут быть привлечены к ответственности за военные преступления. В силу ст. 4 Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах в 2000 г.15, вооруженные группы, за исключением вооруженных сил государства, ни при каких обстоятельствах не должны вербовать или использовать детей в военных действиях.
15. См.: СЗ РФ. 2009. № 6, ст. 679.
38 В соответствии со ст. 17 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г.16 стороны конфликта должны заключить соглашения об эвакуации детей из осажденных или окруженных районов.
16. См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1957. Вып. XVI. С. 648.
39 Согласно ст. 23 этой Конвенции государства должны обеспечить бесплатный доступ ко всем посылкам с медицинскими и санитарными материалами, а также к предметам, необходимым для религиозных культов, предназначенных только для гражданских лиц.
40 Дети во время войн имеют право на различные виды помощи. Итак, в силу ст. 50 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г. оккупирующие державы должны с помощью национальных и местных органов власти оказывать помощь учреждениям, на которые возложены обязанности по уходу и воспитанию детей.
41 В случае, если местные учреждения не в состоянии выполнять эти функции, оккупирующие державы должны принять меры для содержания и обучения детей-сирот или детей, разлученных в результате войны с их родителями.
42 После Второй мировой войны появилось большое количество новых типов конфликтов, а также сложные методы и средства ведения войны, новые виды оружия. Растет число вооруженных конфликтов, в которых официальные вооруженные силы государств противостоят комбатантам нерегулярных формирований и частным военным компаниям.
43 Наибольшие потери во время вооруженных конфликтов несет гражданское население, особенно дети. В связи с этим в 1974 - 1977 гг. была проведена дипломатическая конференция, которая дополнила и разработала нормы международного гуманитарного права в области защиты прав детей во время вооруженных конфликтов.
44 Международное право закрепляет положения о защите прав детей как лиц, не участвующих в военных действиях, и их особой защите как наиболее уязвимой группы населения. Международное гуманитарное право также защищает права детей, вовлеченных в военные действия.
45 Во время вооруженных конфликтов дети попадают в категорию лиц, которые защищены положениями IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. В связи с этим государства должны обеспечить уважение жизни детей, их физической и психической неприкосновенности, а также запрет на принуждение, телесные наказания, пытки и т.д.
46 Все нормы международного гуманитарного права, которые имеют отношение к ведению войн, должны распространяться на детей. В частности, во время вооруженных конфликтов дети имеют право на гуманное обращение. Посягательства на их жизнь и физическую неприкосновенность не должны допускаться.
47 Дети должны быть обеспечены необходимой заботой и помощью и получать образование, в том числе религиозно-нравственное воспитание, в соответствии с пожеланиями своих родителей.
48 Одной из важных проблем детей во время вооруженных конфликтов является сохранение целостности их семей. Стремление детей к приключениям помогает им преодолеть страх во время вооруженных действий. Дети не знают об угрозе военных действий, если рядом с ними есть родственники, которые олицетворяют безопасность.
49 В соответствии со ст. 82 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г. в периоды интернирования родители и их дети должны содержаться в одних и тех же местах интернирования, если только работа или состояние здоровья не требуют их временного разлучения. Родители могут потребовать, чтобы их дети были интернированы вместе с ними.
50 Во всех возможных случаях интернированные члены семьи должны содержаться в тех же помещениях и жить отдельно от других интернированных. Им также должны быть предоставлены необходимые возможности для ведения семейной жизни.
51 Кроме того, ст. 50 указанной Конвенции было закреплено положение о том, что оккупирующие державы с помощью национальных и местных органов власти должны оказывать помощь учреждениям, на которые возложены функции по уходу за детьми и их воспитанию.
52 Должны быть приняты меры, необходимые для облегчения идентификации детей и регистрации их семейных связей. Стажеры должны предоставлять возможности для занятий спортом на открытом воздухе. Во всех интернатах для этих целей должно быть выделено свободное место для детей и подростков.
53 Стороны в конфликтах должны принимать все возможные меры для обеспечения того, чтобы дети в возрасте до пятнадцати лет непосредственно не участвовали в боевых действиях, и воздерживаться от вербовки их в свои вооруженные силы. При наборе персонала из числа лиц старше 15 лет и до 18 лет стороны в конфликтах должны стремиться отдавать предпочтение пожилым людям.
54 Необходимо обратить внимание на то, что государства обязаны соблюдать нормы международного гуманитарного права, применимые к ним в случае вооруженных конфликтов и касающиеся детей, и обеспечить их соблюдение.
55 В соответствии со своими обязательствами по международному гуманитарному праву по защите гражданских лиц во время вооруженных конфликтов государства должны принимать возможные меры для обеспечения защиты детей, затронутых вооруженными конфликтами, и ухода за ними.
56 Дети, которые живут в районах конфликтов со своими родителями или без них, являются потенциальными кандидатами для вербовки в качестве солдат. Лишенные родительской защиты, доступа к образованию и подготовки к самостоятельной взрослой жизни, эти дети-солдаты практически не могут представить свою жизнь вне вооруженных конфликтов.
57 В ситуациях вооруженных конфликтов дети всячески помогают родителям сражаться с оружием в руках, и, как правило, направляют все свои детские усилия на то, чтобы быть похожими на них17.
17. См.: Алешин В.В. Правовое регулирование защиты детей во время вооруженных конфликтов // Московский журнал междунар. права. 1998. № 12. C. 132.
58 Дети, вовлеченные в военные действия, подвергаются риску, и их поведение, часто бездумное и импульсивное, представляет угрозу для всех, кто их окружает.
59 Многочисленные противоречия, которые существуют между положениями законодательства о вооруженных конфликтах и тем, что фактически происходит на войне, часто объясняются такими причинами, как повиновение приказам, злоупотребление алкоголем и наркотиками, а также юный возраст комбатантов.
60 Дети-солдаты часто не знают, как рассчитать свою силу, и, открывая огонь без причины, слишком часто не думают о последствиях своих действий и страданиях, причиненных жертвам.
61 Международное гуманитарное право и национальное право в области прав детей действуют в различных областях и являются независимыми правовыми системами, между которыми существует взаимодействие.
62 Вызывает интерес вопрос о степени и условиях доступа положений международного права о правах детей во время вооруженных конфликтов в национальные правовые системы.
63 В связи с этим С.В. Черниченко пишет о том, что в действительности «переадресуются не нормы международного права как таковые. На международном уровне они продолжают существовать и действовать. Просто во внутригосударственной сфере появляются в результате “переадресовки” правила, внешне повторяющие гипотезы и диспозиции международно-правовых норм, но уже применительно к субъектам внутригосударственного права»18.
18. Международное право / под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. М., 2007. С. 102, 103.
64 Многие нормы международного гуманитарного права о правах детей были преобразованы или внедрены в российское национальное законодательство. Более того, трансформация международного гуманитарного права в отношении прав детей может быть общей, индивидуальной, прямой и косвенной.
65 Общая трансформация международного гуманитарного права в отношении прав детей подразумевает, что все или некоторые виды принятых международно-правовых норм являются частью законодательства страны.
66 Индивидуальная трансформация международного права предусматривает, что каждая норма или группа норм вводится в право государств специальными актами.
67 Прямая трансформация международного гуманитарного права в отношении прав детей заключается в том, что нормы международных договоров порождают идентичные нормы в национальном законодательстве в силу принятия договоров. Для того чтобы нормы о правах детей применялись как часть прав государства, они должны быть пригодны для непосредственного применения.
68 Косвенная трансформация норм международного права о правах ребенка означает, что на основе договоров издаются национальные нормативные акты, воспроизводящие содержание договоров.
69 Взаимодействие международного гуманитарного права и национального права в области прав детей осуществляется с целью удовлетворения социальных интересов.
70 В связи с этим представляется необходимым согласиться с мнением С.В.°Черниченко о том, что международное и внутригосударственное право есть независимые системы права19.
19. См.: Черниченко С.В. Теория международного права: в 2 т. М., 1999. Т. 1: Современные теоретические проблемы. С. 130, 131.
71 Международное гуманитарное право и национальное право в области прав детей взаимно влияют друг на друга. Осуществление положений о правах детей, закрепленных в международных соглашениях, также не может быть надлежащим образом обеспечено без участия внутреннего законодательства. Права детей, закрепленные в национальном законодательстве, также не могут быть полностью реализованы без помощи международного права.
72 Интерес представляет вопрос защиты прав детей. Никто не вправе решать, какие методы применения международно-правовых норм в сфере прав детей должны быть приняты государствами для эффективного осуществления международного гуманитарного права.
73 Следует отметить, что в силу ч. 2 ст. 61 Конституции РФ Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Представляется возможным согласиться с утверждением о том, что это положение содержит международно-правовую норму о праве государств защищать своих граждан в других странах. Необходимо иметь в виду, что в XIX в. «законное применение силы широко использовалось для защиты жизни и имущества граждан20.
20. См.: Brownlie I. International Law and Human Rights. L., 1950. P. 121.
74 Одной из проблем в реализации и защите прав детей является необходимость активизации усилий по искоренению всех форм насилия. В связи с этим следует отметить, что до начала Первой мировой войны число детей, фактически участвовавших в военных действиях, было незначительным и в связи с этим не было необходимости в их международной правовой защите. Дети пользуются общей защитой международного гуманитарного права. При получении ранения дети пользуются защитой в соответствии с положениями Женевской конвенции 1864 г. об улучшении судьбы раненых и больных воинов во время сухопутной войны.
75 Государствам следует принять возможные меры для обеспечения того, чтобы лица в возрасте до 15 лет не принимали непосредственного участия в военных действиях.
76 Необходимо воздерживаться от призыва любых лиц в возрасте до 15 лет на службу в вооруженных силах. При наборе персонала старше 15 лет, которым еще нет 18 лет, государствам следует стремиться отдавать предпочтение лицам старшего возраста.
77 В соответствии со своими обязательствами по международному гуманитарному праву по защите гражданских лиц во время вооруженных конфликтов государства обязуются принимать все возможные меры для обеспечения защиты детей, затронутых вооруженными конфликтами, и ухода за ними.
78 По количеству детей, участвующих в конфликтах, Африка является лидером - в центральной и западной частях которого - каждый 10-й ребенок является солдатом. Их средний возраст составляет 10-12 лет, часто в вооруженных формированиях можно встретить и лиц в восьмилетнем возрасте.
79 Необходимо обратить внимание на то, что дети, живущие в зонах конфликтов с родителями или без них, являются потенциальными кандидатами для вербовки в армии. Лишенные родительской защиты, и возможностей получения образования и подготовки к самостоятельной взрослой жизни, эти молодые солдаты едва ли могут представить свою жизнь вне вооруженных конфликтов, участие в которых становится для них способом зарабатывать на жизнь. Участие в вооруженных формированиях - это их способ выживания.
80 Многие противоречия между положениями международного гуманитарного права и тем, что на самом деле происходит в войнах, часто объясняются такими факторами, как повиновение приказам, злоупотребление алкоголем и наркотиками и юный возраст комбатантов.
81 Стороны конфликтов должны заключить соглашения об эвакуации детей из осажденных или окруженных районов и обеспечивать бесплатный доступ к посылкам с медицинскими и санитарными материалами, а также к предметам, необходимым для религиозных культов, предназначенных только для гражданских лиц.
82 Дети во время войн имеют право на различные виды помощи. Так, оккупирующие державы должны с помощью национальных и местных органов власти оказывать помощь учреждениям, на которые возложены обязанности по уходу и воспитанию детей.
83 Международное гуманитарное право закрепляет положения о защите детей как лиц, не участвующих в военных действиях, и их особой защите как наиболее уязвимых лиц. Международное гуманитарное право также защищает детей, вовлеченных в военные действия.
84 * * *
85 Представляется, что для улучшения правового статуса детей в международном гуманитарном и национальном праве необходимо принять в рамках Организации Объединенных Наций Конвенцию «О защите прав детей в вооруженных конфликтах», которая обеспечила бы гарантии защиты прав и эффективную международную систему мониторинга и защиты их прав.
86 Конвенция «О защите прав детей в вооруженных конфликтах» может включать определения основных понятий, таких как торговля детьми, сексуальная и трудовая эксплуатация, ответственность за преступления, совершенные в области торговли детьми, меры по борьбе с торговлей детьми, международное сотрудничество в сфере торговли детьми, меры по предотвращению торговли детьми и т.д.
87 Основной и универсальной гарантией осуществления прав детей в вооруженных конфликтах должно быть международное право. Отдельные государства и их должностные лица не могут гарантировать права, поскольку они обязаны действовать в рамках национального законодательства. Сотрудничество государств на основе Устава ООН может гарантировать реализацию прав детей в вооруженных конфликтах.
88 Одной из важных гарантий защиты прав детей во время вооруженных конфликтов должно быть право на мир, что подразумевает соблюдение государствами запрета на войны в международных отношениях.

References

1. Alekseev S.S. Law: time of new approaches // Soviet state and Law. 1991. No. 2. P. 3–11 (in Russ.).

2. Aleshin V.V. Legal regulation of child protection during armed conflicts // Moscow Journal of International Law. 1998. No. 12. P. 132 (in Russ.).

3. Dutli M.T. Child combatants captured // Children and war: collection of articles / transl. W.p., 1995. P. 64–80 (in Russ.).

4. Korsakov K.V. Juvenile delinquents: punish or educate? // Issues of juvenile justice. 2019. No. 2. P. 12 - 17 (in Russ.).

5. International Law / ed. by A.A. Kovalev, S.V. Chernichenko. M., 2007. P. 102, 103 (in Russ.).

6. Chernichenko S.V. Theory of international law: in 2 vols, 1999. Vol. 1: Modern theoretical problems. P. 130, 131 (in Russ.).

7. Brownlie I. International Law and Human Rights. L., 1950. P. 121.

8. International Review of the Red Cross. Humanitarian Debate: Law, policy, action. Conflict in Iraq. V. I. 2007. P. 785.

9. Machel G. The Impact of Armed Conflict on Children. A critical review of progress made and obstacles encountered in increasing protection of war-affected children. International conference on War-affected children. Winnipeg, 2000. P. 1 - 49.

10. Orwell G. Homage to Catalonia. New York, 1952. P. 26.

11. Plattner D. Protection of children in International Humanitarian Law. Protection of persons and objects in International Humanitarian Law. Articles and documents. International Committee of the Red Cross. M., 1995. P. 85 - 104.

12. Rosen D. Armies of the Young: Child Soldiers in War and Terrorism. Rutgers University Press, 2005. P. 8.

13. Ruiz C. Niños soldados. Un abordaje a la problemática. Conflictos armados. X Jornadas de Sociología. Facultad de Ciencias Sociales, Universidad de Buenos Aires. Buenos Aires, 2013. P. 1 - 13.

Comments

No posts found

Write a review
Translate