From State Law to Administrative Law and administrative process (To the 85th anniversary of the Sector of Administrative Law and administrative process of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences)
Table of contents
Share
Metrics
From State Law to Administrative Law and administrative process (To the 85th anniversary of the Sector of Administrative Law and administrative process of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences)
Annotation
PII
S102694520017264-1-1
DOI
10.31857/S102694520017264-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Margarita N. Kobzar-Frolova 
Affiliation: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
77-85
Abstract

In 1936, the Institute of State Law of the USSR Academy of Sciences underwent an internal reorganization, as a result of which three sectors were formed, one of which was the public law sector. Since that time, the current Sector of Administrative Law and administrative procedure has its history. In the 20–30s of the XX century, the science of administrative law developed poorly, scientists were subjected to political repression for their scientific beliefs. In the mid-30s, the idea of the death of Administrative Law was even replicated. The leading positions were occupied by the science of management. Meanwhile, the scientific staff of the sector continued to develop the science of Administrative Law. With the beginning of the Great Patriotic War, many of them went to the front. The country noted their exploits with state awards. S.S. Studenikin became the first scientist who defended his dissertation for the degree of PhD in Law in Administrative Law (1940). In the 50–60s, in the Sector work was actively carried out to train young specialists in the field of Administrative Law. The name of the Sector has repeatedly changed, but service to the state and science remained unchanged. In the 60s, new directions of scientific research were formed at the Institute, reflecting the issues of strengthening Soviet democracy, forms and methods of people's participation in the leadership of the state and society, etc. The result of the fruitful work of the staff of the Sector was the publication of a number of monographs on Administrative Law. The political and economic transformations of the 80–90s could not but be reflected in the works of the scientific staff of the Sector. In the late 90s - early 2000s, the direction of research in the Sector changed towards the administrative process and the problems of automated control systems. In 2018, the Sector of Administrative Law and administrative process was established. Currently, the scientific staff of the Sector carries out fundamental, exploratory and applied scientific research on the conceptual problems of Administrative Law, administrative process and Financial, Tax, Budget Law. Actively participates in the work on the reform of administrative and tort legislation, legislation regulating control and supervisory activities, are members of the expert subgroups of the Government of the Russian Federation on the development of the draft of the new Administrative Code of the Russian Federation. During its 85-year history, the Sector has given the country and science a lot of honored scientists and honored lawyers, outstanding scientists who have left significant fruits of their scientific research that will be relevant and in demand for a long time.

Keywords
Administrative Law, administrative process, management science, public administration, administrative legislation, Sector, leading scientists, administrativists
Received
05.08.2021
Date of publication
17.11.2021
Number of purchasers
0
Views
169
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 Далекий 1936 год стал годом больших преобразований не только для СССР1, но и для Института советского строительства и права Коммунистической академии (далее – Институт). Институт был вовлечен в работу по подготовке и принятию новой Конституции СССР. В этом же году Институт был передан в ведение Академии наук СССР и реорганизован в Институт государственного права АН СССР2. В 1936 г. в Институте была проведена внутренняя реорганизация, результатом которой стало образование трех секторов, как отражение важнейших направлений фундаментальных академических исследований, проводимых научными сотрудниками Института. Одним из трех секторов стал сектор государственного и административного права3. Обязанности руководителя (заведующего) сектора принял директор Института Е.Б. Пашуканис4. Именно от этого сектора ведет свою историю нынешний сектор административного права и административного процесса.
1. В апреле 1936 г. состоялся X юбилейный съезд ВЛКСМ; в ноябре - Чрезвычайный 8-й Всесоюзный съезд Советов СССР; в декабре принята Конституция СССР («Сталинская» конституция).

2. См.: Постановление Президиума АН СССР от 5 октября 1936 г. // Архив РАН. Фонд 1934. Ф. 2. Оп. 6. Д. 5. Л. 85.

3. См.: Ратнер Л.И., Тадевосян Т.С. Институт государства и права Академии наук СССР за 50 лет. М., 1976. С. 44.

4. В 1931 г. Е.Б. Пашуканис был назначен ответственным редактором журнала «Советское государство и революция права» (с 1932 г. – «Советское государство») (см.: Савенков А.Н. Государство. Право. Институт: 95 лет истории в лицах // Государство и право. 2020. № 3. С. 11. DOI: 10.31857/S013207690008680-0; Кроткова Н.В. Журналу «Государство и право» – 85 лет // Государство и право. 2012. № 4. С. 12).
2 В 20 - 30-е годы XX в. наука административного права развивалась крайне слабо. В середине 30-х годов даже тиражировалась идея отмирания административного права. Появляются работы, авторы которых видят возможность отказаться от понятия «советское административное право» и заменить его понятием «советское управление»5. Во многом это было связано с тем, что государственно-партийный аппарат широко использовал методы политических репрессий и внесудебной расправы. В это время нормы административного права фактически слились с нормами уголовного и уголовно-процессуального права6. Другой причиной было то, что административное право во многом опиралось на полицейское право и никак не могло отделить свой предмет от полицейского права. К тому же стало происходить т.н. отпочкование норм административного права в угоду развития новых отраслей, таких как финансовое, земельное, трудовое право и др.7
5. Берцинский С. К вопросу о методологии советского управления // Сов. государство и революция права. 1930. № 10. С. 22 - 40.

6. См.: Коноплева Л.Л. Развитие российского административного права // Вестник Уральского ун-та экономики и права. 2016. № 2 (35). С. 49 - 53.

7. См., напр.: Елистратов А.И. Административное право. М.; Л., 1929; Евтихиев А.Ф. Основы советского административного права. Харьков, 1925; Кабалевский В. Очерки советского административного права. Харьков, 1924.
3 Отдельные аспекты науки административного права были предметом изучения в рамках науки управления, поддерживаемой политическими силами государства. Разработчиками науки управления были лично В.И. Ленин и его ближайшие соратники - Г.М. Кржижановский8, Н.К. Крупская9, В.В. Куйбышев10 и др. Конституция СССР 1936 г. учредила органы государственного управления СССР. Наука управления заняла лидирующие позиции среди всех публичных наук. С поддержкой Коммунистической партии Советского Союза она стала охватывать всю проблематику государственного авторитарного вмешательства во все сферы и области общественной жизни, а наука административного права отошла в тень11.
8. См.: Г.М. Кржижановский посвятил себя трудам в области управления энергетикой страны, один из основателей плана ГОЭЛРО. По заданию В.И. Ленина в 1920 г. написал работу «Основные задачи электрификации России».

9. См., напр.: Крупская Н.К. Народное образование и демократия. Пг., 1919; Ее же. Политико-просветительная работа. М., 1927.

10. В.В. Куйбышев – сподвижник В.И. Ленина, И.В. Сталина, Г.М. Кржижановского. Стратег в области экономики народного хозяйства. Непосредственно участвовал в составлении народно-хозяйственных планов 1-й и 2-й пятилеток (см., напр.: Евсеев М.П. Вопросы социалистической экономики в трудах В.В. Куйбышева. Томск, 1967); Куйбышев В.В. Итоги и перспективы хозяйственного строительства в СССР. М.; Л., 1927; Его же. Задачи внутренней торговли и кооперации. М., 1924).

11. См. подр.: Кобзарь-Фролова М.Н. Государственное управление: генезис понятия и сути в предмете административного права: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (Сорокинские чтения) 26 марта 2021 года / под общ. ред. А.И. Каплунова. СПб., 2021. С. 31 - 40; Ее же. Система органов публичной власти Российской Федерации в условиях новых конституционных реалий // Публичная власть: система, компетенции / под общ. ред. М.Н. Кобзарь-Фроловой. Воронеж, 2021. С. 30 - 54.
4 А.И. Елистратов на рубеже 20 - 30-х годов ХХ в. и впоследствии Б.М. Лазарев утверждали, что тенденция развивать административное право на узкой базе отрасли государственного управления выявилась при необходимости расширении задач и функций государственного управления главенствующей партией Советского Союза. Значительная часть ученых-административистов была вынуждена «подстраиваться» и в своих работах по административному праву опираться на достижения науки управления. К 40-м годам наука административного права в значительной мере охватила всю ее проблематику науки управления. Такой путь развития науки административного права Б.М. Лазаревым был признан ошибочным и подвергнут резкой критике12.
12. См.: Елистратов А.И. Указ. соч.; Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988. С. 90 - 92.
5 В довоенное время в секторе служили выдающиеся ученые, основоположники науки советского административного права – В.Ф. Коток, А.Е. Лунёв, Г.И. Петров, С.С. Студеникин, И.П. Трайнин, Е.В. Шорина, Ц.А. Ямпольская и др.
6 Идея государственного управления твердо укоренилась в трудах советских ученых-административистов. Большинство исследователей предмет науки административного права раскрывали через совокупность общественных отношений, возникающих в связи и по поводу осуществления государственного управления13. Родоначальниками указанной теории были И.Н. Ананов, С.М. Берцинский, А.Ф. Евтихеев, И.Д. Левин, А.Е. Лунёв, Г.И. Петров, С.С. Студеникин, И.П. Трайнин и др. Многие из них, будучи подвергнутыми гонениям за попытки развивать основы советского административного права, вынуждены были надолго уехать из Москвы и даже на время прекратить заниматься наукой.
13. См., напр.: Козлов Ю.М. Административное право. М., 2005. С. 51.
7 С началом Великой Отечественной войны многие из сотрудников Института ушли на фронт. Среди них были и научные сотрудники сектора государственного права – В.Ф. Коток, Е.В. Шорина, Ц.А. Ямпольская. Другие (А.Е. Лунёв14, В.И. Ремнев), оставаясь в тылу, продолжали развивать науку.
14. А.Е. Лунёв с 1945 г. - член советской стороны Международного трибунала в Нюрнберге.
8 Е.В. Шорина в годы войны служила секретарем Военного трибунала Западного фронта 250-й, затем 194-й стрелковых дивизий. С 1943 г. и до окончания войны лейтенант юстиции Е.В. Шорина находилась на службе в военной прокуратуре в должности следователя. Награждена орденом Отечественной войны II степени и восемью медалями, среди которых особенно выделяется медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.».
9 Ц.А. Ямпольская с началом войны переходит на практическую работу. В период с сентября 1941 г. по ноябрь 1942 г. - прокурор отдела общего надзора Прокуратуры Казахской ССР, а с ноября 1942 г. по сентябрь 1943 г. – консультант правового отдела Совнаркома РСФСР.
10 М.И. Пискотин более трех лет был командиром минометной роты, демобилизовался после тяжелого ранения в 1944 г. Награжден орденами «Красной Звезды», Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» и др.
11 Ю.А. Розенбаум ушел добровольцем на фронт со школьной скамьи. Прошёл всю войну, прослужив в 17-й Воздушной армии до 1948 г. Награждён орденом Отечественной войны II степени и восемью медалями. Его имя высечено в музейном комплексе военно-патриотического парка «Патриот» в г. Москве.
12 Государственными наградами СССР за доблесть и службу в годы Великой Отечественной войны были награждены В.Ф. Коток (медали «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и др.); А.Е. Лунёв (орден «Красной Звезды»); В.И. Ремнев («За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.»).
13 С.С. Студеникин был мобилизован в Красную Армию 12 июля 1941 г. и состоял на службе в Военно-юридической академии Красной Армии. В годы войны он продолжал заниматься научной работой. В самый разгар военных событий, в 1942 г., С.С. Студеникин выпустил монографию «Советское военно-административное право». Основной областью его научной деятельности являлось советское административное право. До начала войны, в 1940 г., в Институте права АН СССР С.С. Студеникин защитил диссертацию на тему «Основные принципы советского административного права», которая признана научным сообществом первой в СССР кандидатской диссертацией по административному праву15. В ней впервые в юридической науке была выделена и научно охарактеризована система принципов советского административного права, включающих такие как участие трудящихся масс в государственном управлении, равноправие национальностей, демократический централизм, социалистическое государственное планирование, социалистическая законность.
15. См.: Ямпольская Ц.А. Семен Севастьянович Студеникин (1905—1957) // Правоведение. 1979. № 4. С. 47 - 51. По разным архивным данным, СС. Студеникин в довоенные годы был аспирантом Института. На постоянную работу пришел в Институт только в 1954 г., будучи уже д-ром юрид. наук (см.: Ратнер Л.И., Тадевосян Т.С. Указ. соч. С. 56).
14 В военные годы защитили кандидатские диссертации А.Е. Лунёв16, В.Ф. Коток17, Ц.А. Ямпольская18.
16. См.: Лунёв А.Е. Комплектование вооруженных сил (1941).

17. См.: Коток В.Ф. Понятие акта советского государственного управления (1943).

18. См.: Ямпольская Ц.А. К вопросу о законности в советском государственном управлении (1944).
15 Лишь в послевоенный период, начиная с 1946 г., группа советских ученых: А.Ф. Евтихиев, А.И. Елистратов, И.Н. Ананов, И.Д. Левин, А.Е. Лунёв, Г.И. Петров, С.С. Студеникин, И.П. Трайнин, Ц.А. Ямпольская, - начинают активную работу по развитию советского административного права и выпускают в свет первые монографии и учебную литературу.
16 В июне 1949 г. С.С. Студеникин защитил докторскую диссертацию на тему «Советская административно-правовая норма и ее применение». В ней ученый обосновывает понятие государственного управления и его связь с административным правом, виды форм управления, выделяет специфику административно-правовых норм, в т.ч. административно-процессуальных норм. Выводы С.С. Студеникина актуальны и ныне для исследователей проблем административного права и административного процесса.
17 В 1952 г. Е.В. Шорина под научным руководством В.Ф. Котока успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Функция Советского государства по охране социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра». В апреле 1958 г. в ученом совете Института права им. А.Я. Вышинского АН СССР Ц.А. Ямпольская защитила докторскую диссертацию на тему «Субъекты советского административного права». В 1962 г. под руководством И.И. Евтихеева в МГУ им. М.В. Ломоносова кандидатскую диссертацию на тему «Государственное управление советской торговлей» защитил Б.М. Лазарев. В кадровой службе Института государства и права РАН до сих пор сохранился диплом кандидата наук № МЮР 000163 за 1962 г.
18 В 1956 г. А.Е. Лунёв, который с 1955 г. служил старшим советником юстиции при Правительстве КНР, защитил докторскую диссертацию на тему «Правовое положение органов государственного управления Китайской Народной Республики».
19 В.Ф. Коток проводил большую работу по пропаганде идей советского конституционного права за рубежом. В 1964 г. на английском языке издана его книга «Советская представительная система». В течение 1960 - 1963 гг. на английском, французском и испанском языках была опубликована монография «Основы советского права», где он участвовал в качестве соавтора.
20 В 1965 г. В.Ф. Коток защитил диссертацию на соискание ученой степени д-ра юрид. наук на тему «Проблемы развития непосредственной демократии в Советском государстве», в которой были глубоко разработаны вопросы прямого народовластия и его сочетания с народным представительством.
21 В Институте и в секторе активно велась работа по подготовке молодых специалистов в области административного права. Только под руководством В.Ф. Котока защитили кандидатские диссертации свыше 60 человек, многие из которых впоследствии стали известными учеными. Среди учеников В.Ф. Котока были Б.Н. Топорнин19, Ю.А. Тихомиров20, М.Х. Хакимов, С.П. Моргунский, Ф.Э. Давудов, С. Макагон, Е.В. Шорина и др.
19. В 1989–2004 гг. – директор Института государства и права Российской академии наук.

20. До 1985 г. занимал должность заместителя директора Института государства и права АН СССР.
22 Название сектора неоднократно менялось вместе с теми преобразованиями, которые происходили в стране, но неизменным оставалось служение государству и науке. Так, сектор носил название государственного права и социалистического строительства. С января 1948 г. сектором руководил В.Ф. Коток. В 1950 г. сектор был переименован в сектор государственного права СССР и стран народной демократии. С июля 1954 г. В.Ф. Коток одновременно замещал должности врио зав. сектором государственного права СССР и стран народной демократии и зав. сектором конституционных проблем Института государства и права АН СССР.
23 В связи с выходом постановления Президиума АН СССР от 27 мая 1960 г. № 591 Институт права им. А.Я. Вышинского был реорганизован в Институт государства и права21. В Институте складываются новые направления научных исследований, отражающие вопросы укрепления советской демократии, форм и методов участия народа в руководстве государством и обществом и др., что определило образование новых секторов. С июня 1960 г. сектор носил название государственного управления и социалистического строительства. Важным направлением научных исследований сектора стали вопросы совершенствования социалистической законности и правопорядка, охраны прав и законных интересов граждан, проблемы развития государственного аппарата, научных основ государственного управления. Руководил сектором канд. юрид. наук М.И. Пискотин. С 1964 г. сектор переименован в сектор советского строительства и проблем совершенствования государственного аппарата, а в 1967 г. - в сектор теории государственного управления и правовых проблем научно-технического прогресса. В. 1969 г. М.И. Пискотин защитил докторскую диссертацию на тему «Проблемы советского бюджетного права». Руководил сектором вплоть до назначения его главным редактором журнала «Советское государство и право»22 (1978–1987)23.
21. См.: Архив РАН. Фонд. 1934. Ф. 2. Оп. 6. Д. 324. Л. 291.

22. Ныне – «Государство и право» Российской академии наук.

23. См.: Кроткова Н.В. Указ. соч. С. 18, 19.
24 В 1968 г. Ц.А. Ямпольская назначается на должность зав. сектором общественных организаций.
25 В 60-е годы в сектор приходят талантливые ученые: В.Г. Вишняков, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунёв, В.И. Ремнев, Ю.А. Розенбаум и др.
26 Результатом плодотворного труда коллектива сектора стал выход ряда монографий: «Правовые проблемы науки управления» (1966); «Научные основы государственного управления в СССР» (1968); «Народный контроль в СССР» (1968); «Организация работы министерств в условиях экономической реформы» (1972) и др. Учеными сектора опубликованы такие работы, как «Право жалобы в СССР» (В.И. Ремнев, 1964); «Управление народным образованием в СССР» (Г.А. Дорохова, 1965); «Двойное подчинение органов управления народным хозяйством» (В.Г. Вишняков, 1967); «Демократизм советского государственного управления» (А.Е. Лунёв, 1967) и др. Ю.А. Розенбаум впервые в юридической науке разработал и обосновал правовую концепцию взаимоотношений государства, церкви и религиозных организаций, издав при этом множество работ, среди которых монография «Советское государство и церковь» (1985).
27 В 1972 г. сектор переименовывается в сектор государственного управления и правовых проблем научно-технического прогресса. В апреле 1975 г. в ходе реорганизации структуры Института сектор получил новое название - сектор административного права и правовых проблем АСУ. Заведующим сектором был назначен Б.М. Лазарев. М.И. Пискотин возглавил сектор теории государственного управления. Сектор административного права и правовых проблем АСУ собрал лучших административистов страны. В нем служили науке и государству А.Е. Лунёв, В.И. Ремнев, Е.В. Шорина, Г.А. Дорохова, И.Л. Бачило, Л.А. Сергиенко, позже к ним присоединились Н.Г. Салищева, М.М. Филь, Н.Ю. Хаманева. По инициативе заместителя директора Института Ю.А. Тихомирова функционировала группа по правовым вопросам АСУ.
28 Б.М. Лазарев пришел в Институт государства и права АН СССР в 1960 г. В Институте имеется его личное заявление о назначении на должность младшего научного сотрудника и приказ о назначении зав. сектором и руководителем Центра публичного права (1991). Наиболее значимым достижением ученого, составившем ему имя и признание в науке, стала монография «Компетенция органов управления» (1972), где ученый развил и теоретически обосновал вопросы статуса органа государственного управления, его структурных элементов, в т.ч. ответственности государства, органов и должностных лиц за принимаемые ими решения. Эта работа во многом определила развитие науки административного права и не потеряла своей актуальности до настоящего времени. В 1974 г. Б.М. Лазарев успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Теоретические вопросы компетенции органов советского государственного управления».
29 В 1978 г. Е.В. Шорина защитила докторскую диссертацию на тему «Теоретические проблемы контроля за деятельностью органов государственного управления в СССР». Научным консультантом выступил Б.М. Лазарев.
30 В период 1996–1998 гг. сектор административного права возглавляла д-р юрид. наук, проф. И.Л. Бачило24. Ею было инициировано создание в составе сектора административного права группы по правовым проблемам автоматизированных систем управления, которая переросла в самостоятельное научное подразделение Института – сектор информационного права. И.Л. Бачило стала руководителем нового сектора, а сектор административного права возглавила д-р юрид. наук, проф. Н.Ю. Хаманева25. Именно Н.Ю. Хаманевой было инициировано проведение ежегодных научных конференций в честь Б.М. Лазарева – «Лазаревские чтения».
24. См. подр.: Кроткова Н.В. Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом РФ И.Л. Бачило // Государство и право. 2012. № 1. С. 86–88.

25. С января 2001 г. также заместитель директора Института государства и права РАН по научной работе.
31 Наука административного процесса получила свое дальнейшее глубокое развитие с приходом в сектор Н.Г. Салищевой. Ведущий российский ученый-административист, одна из основоположников концепции административного судопроизводства в России, соавтор проекта федерального конституционного закона «Об административном судопроизводстве» (Общая часть). При ее непосредственном участии был разработан Кодекс административного судопроизводства РФ.
32 В 1997 г. по инициативе директора ИГП РАН Б.Н. Топорнина с участием Г.А. Тосуняна создано первое специализированное научно-исследовательское подразделение по изучению проблем банковского права - сектор финансового и банковского права. Руководителем сектора стал Г.А. Тосунян. С ноября 2019 г. – академик РАН. До настоящего времени Г.А. Тосунян - член Ученого и диссертационного советов ИГП РАН.
33 В 2013 г. сектор возглавил д-р юрид. наук, проф., заслуженный юрист РФ С.В. Запольский. В 2014 г. сектор получил новое наименование – сектор административного и бюджетного права. С.В. Запольским были возобновлены «Лазаревские чтения» – научно-практическая конференция по актуальным проблемам административного права и административного процесса, посвященная памяти проф. Б.М. Лазарева. С 2014 г. ежегодно проходят «Пискотинские чтения» – научно-практическая конференция по актуальным проблемам бюджетного, налогового, банковского права, посвященная памяти проф. М.И. Пискотина.
34 За период работы сектора административного и бюджетного права (2014 - 2018) в нем подготовлены и успешно защищены докторские диссертации Х.В. Пешковой, Е.А. Бочкаревой, Г.Г. Пиликиным, Е.Л. Васяниной. Эти и другие ученые, прошедшие школу ИГП РАН, ныне возглавляют правовые кафедры в российских высших учебных заведениях.
35 В 2018 г. в результате реорганизации структуры научных подразделений Института сектор был преобразован в сектор административного права и административного процесса. Ряды ведущих научных сотрудников сектора пополнили видные ученые-административисты – д-ра юрид. наук М.Н. Кобзарь-Фролова (с 2019 г. – зав. сектором) и В.М. Редкоус, канд. юрид. наук, доц. И.В. Глазунова, с 2019 г. – д-р юрид. наук, проф. Т.В. Щукина
36 М.Н. Кобзарь-Фролова – деликтолог, основоположник теории налоговой деликтологии. Защита докторской диссертации на тему «Теоретико-правовые и прикладные основы налоговой деликтологии» состоялась в 2011 г. в Российской таможенной академии. Ею опубликовано более 250 научных работ, в т.ч. 10 монографий, 14 учебников, три учебных пособия, публикации в журналах, индексируемых в международной системе Scopus и Web of Science.
37 В.М. Редкоус – специалист в области обеспечения безопасности. Тема его докторской диссертации - «Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств». Защита состоялась в 2011 г. в Российском университете дружбы народов.
38 Т.В. Щукина – специалист по вопросам организации государственной службы. Докторская диссертация на тему «Кадровая политика в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации: концептуальные подходы и административно-правовое регулирование» защищена в 2011 г. в Воронежском государственном университете. Научный консультант – д-р юрид. наук, проф. Ю.Н. Старилов.
39 С 1999 г. в секторе плодотворно трудится д-р юрид. наук, проф. А.А. Гришковец, признанный научным сообществом специалист по проблемам государственной службы. Докторская диссертация на тему «Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в Российской Федерации» защищена им в 2004 г. А.А. Гришковец - активный сторонник чистоты фундаментальной академической науки. Его труды отличаются основательным подходом к раскрытию темы, широкой дискуссией, достоверным цитированием. Он лично собрал обширную научную библиотеку.
40 Л.Н. Сморчкова – д-р юрид. наук, доц., специалист в области военного дела. Сферу научных интересов ученого составляют вопросы методологии правового регулирования общественных отношений, складывающихся в экономической сфере, в т.ч. в области государственного управления публичным имуществом. Активный участник научных и научно-практических конференций, член междисциплинарного Центра правовых исследований в области обороны и оборонно-промышленного комплекса, действительный член Академии военных наук, автор более 120 публикаций по военному и административному праву.
41 И.В. Глазунова – канд. юрид. наук, доц., специалист в области таможенного дела и таможенных правоотношений.
42 Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 18 июля 2019 г. № 674/нк на базе Института государства и права РАН образован диссертационный совет Д 002.002.10 по научным специальностям 12.00.08 – Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право и 12.00.14 – Административное право; административный процесс, в состав которого вошли все доктора наук сектора.
43 В 2020 г. в сектор административного права и административного процесса влился сектор финансового, банковского, бюджетного и корпоративного права. Состав сектора пополнился д-ром юрид. наук, доц. Е.В. Васяниной, специалистом в области налогового, финансового, бюджетного права, и научным сотрудником О.В. Новиковым.
44 Е.В. Васянина защитила докторскую диссертацию на тему «Теоретические основы правового регулирования публичных доходов в Российской Федерации» в 2016 г. в ИГП РАН. Научный консультант – д-р юрид. наук, проф. С.В. Запольский.
45 * * *
46 В настоящее время согласно планам фундаментальных научных исследований РАН и научно-исследовательской работы Института сектор осуществляет фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования по концептуальным проблемам административного права, административного процесса и финансового, налогового, бюджетного права.
47 В текущий период приоритетным направлением работы сектора является определение основных направлений развития доктрины административного и административно-процессуального права, форм и методов государственного регулирования отношений в социально-экономической сфере Российской Федерации. Не менее интенсивно ведется исследование в области правовых основ финансового рынка России в условиях турбулентности мировой экономики. В этой связи весьма плодотворным является сотрудничество научных сотрудников сектора с Московским государственным юридическим университетом им. О.Е. Кутафина (МГЮА), Российским государственным университетом правосудия (РГУП), Санкт-Петербургским университетом МВД России, Нижегородским университетом им. Н.И. Лобачевского и другими ведущими вузами страны. В научных мероприятиях сектора принимают участие врио первого заместителя директора Института, д-р юрид. наук, проф. Е.В. Виноградова, врио заместителя директора Института по научной работе, д-р юрид. наук Н.В. Летова; научные сотрудники и ведущие специалисты Института: д-ра юрид. наук, проф. Ю.Л. Шульженко, Т.А. Полякова, С.Н. Бабурин; кандидаты юрид. наук В.Н. Плигин, В.Н. Галузо и др. Например, в июле 2021 г. с участием В.Н. Галузо состоялось обсуждение монографии «Доказывание при правоприменении в Российской Федерации»26.
26. Доказывание при правоприменении посредством правосудия в Российской Федерации. 5-е изд., испр. и доп. / под ред. В.Н. Галузо. М., 2021.
48 Сотрудники сектора участвуют в работе по реформированию административно-деликтного законодательства, а также законодательства, регулирующего контрольную и надзорную деятельности государственной администрации. М.Н. Кобзарь-Фролова, А.А. Гришковец, В.М. Редкоус, Л.Н. Сморчкова – члены экспертных подгрупп межведомственной рабочей группы Правительства РФ по разработке проекта нового КоАП РФ. Сотрудники сектора являются также участниками рабочих групп комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, в т.ч. по совершенствованию концепции развития административного законодательства и подготовке конкретных законопроектов.
49 За свою 85-летнюю историю сектор дал стране и науке немало заслуженных юристов и деятелей науки. Это - заслуженные деятели науки РСФСР В.Ф. Коток, Б.М. Лазарев, Ц.А. Ямпольская; заслуженные деятели науки РФ М.И. Пискотин, Г.А. Тосунян; заслуженные юристы РСФСР В.И. Ремнев, Ю.А. Розенбаум, Е.В. Шорина; заслуженные юристы РФ И.Л. Бачило, С.В. Запольский, Н.Г. Салищева, Н.Ю. Хаманева.

References

1. Bertsinsky S. On the question of the methodology of Soviet management // Soviet State and the revolution of law. 1930. No. 10. P. 22–40 (in Russ.).

2. Proof in law enforcement through justice in the Russian Federation. 5th ed., rev. and add. / ed. by V.N. Galuzo. M., 2021 (in Russ.).

3. Evseev M.P. Issues of Socialist economy in the works of V.V. Kuibyshev. Tomsk, 1967 (in Russ.).

4. Evtikhiev A.F. Fundamentals of Soviet Administrative Law. Kharkov, 1925 (in Russ.).

5. Elistratov A.I. Administrative Law. M.; L., 1929 (in Russ.).

6. Kabalevsky V. Essays of Soviet Administrative Law. Kharkov, 1924 (in Russ.).

7. Kobzar-Frolova M.N. Public administration: the Genesis of the concept and essence of the subject of Administrative Law: collection of articles on materials of the International scientific practical Conf. (Sorokin read) 26 Mar 2021 under the General editorship of A I. Kaplunov. SPb., 2021. P. 31 - 40 (in Russ.).

8. Kobzar-Frolova M.N. The system of public authorities of the Russian Federation in the context of the new constitutional reality // The Public sector: the system of competence, under the General editorship of M.N. Kobzar-Frolova. Voronezh, 2021. P. 30–54 (in Russ.).

9. Kozlov Yu. M. Administrative Law. M., 2005. P. 51 (in Russ.).

10. Konopleva L.L. Development of Russian Administrative Law // Herald of the Ural University of Economics and Law. 2016. No. 2 (35). P. 49–53 (in Russ.).

11. Krzhizhanovsky G.M. The main tasks of electrification of Russia. M., 1920 (in Russ.).

12. Krotkova N.V. Journal “State and Law” - 85 years old // State and Law. 2012. No. 4. P. 12, 18, 19 (in Russ.).

13. Krotkova N.V. Interview with Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation I.L. Bachilo // State and Law. 2012. No. 1. P. 86 - 88 (in Russ.).

14. Krupskaya N.K. Public education and democracy. Pg., 1919 (in Russ.).

15. Kuibyshev V.V. Tasks of internal trade and cooperation. M., 1924 (in Russ.).

16. Kuibyshev V.V. Results and prospects of economic development in the Soviet Union. M.; L., 1927 (in Russ.).

17. Lazarev B.M. Public administration at the stage of adjustment. M., 1988. P. 90–92 (in Russ.).

18. Ratner L.I., Tadevosyan T.S. Institute of State and Law of the Academy of Sciences of the USSR for 50 years. M., 1976. P. 44, 56 (in Russ.).

19. Savenkov A.N. State. Law. Institute: 95 years of history in persons // State and Law. 2020. No. 3. P. 11. DOI: 10.31857/S013207690008680-0 (in Russ.).

20. Yampolskaya Ts. A. Simon Sevastyanovich Studenikin (1905 - 1957) // Jurisprudence. 1979. No. 4. P. 47 - 51 (in Russ.).

Comments

No posts found

Write a review
Translate