Constitutional and legal foundations of the public organization of business activity within the oil sector of the energy-producing industry
Table of contents
Share
Metrics
Constitutional and legal foundations of the public organization of business activity within the oil sector of the energy-producing industry
Annotation
PII
S102694520016734-8-1
DOI
10.31857/S102694520016734-8
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vyacheslav Yu. Gusyakov 
Occupation: associate Professor
Affiliation: Sevastopol state University
Address: Russian Federation,
Edition
Pages
117-124
Abstract

The article deals with constitutional and legal foundations of the public organization of business activity within the oil sector of the energy-producing industry in the Russian Federation. It is on the one hand connected with the basic constitutional principles of the common economic area in the Russian Federation such as the admission of varying legal standing in relation to proprietorial right to natural resources, the obligatory normative separation of the jurisdiction between different governmental agencies, and on the other hand the mandatory legal regulation of the public organization of business activity, particularly within the oil sector. Due to this, attention is paid to the necessity of consistency regarding the legal regulation of accounting, currency transactions, tax system, sustainability issues and other most important legal bodies of business activity regulation.

Keywords
business activity, oil, subsoil, Constitution, public organization, accountancy, currency regulation
Received
14.05.2021
Date of publication
29.09.2021
Number of purchasers
3
Views
837
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 Предметом регулирования публичных отраслей права являются общественные отношения, построенные на принципах власти и подчинения, а также основанные на принуждении обязанных лиц. В сфере публичных правоотношений преобладают императивные нормы, обязательные к исполнению и не подлежащие изменению или дополнению участниками правоотношений.
2 В целом принципы и цели публично-правового регулирования закреплены в Конституции РФ.
3 В юридической литературе подчеркивается, что «право имеет прямое отношение к публичному интересу и прежде всего по причине своей предназначенности к его обеспечению»1. При этом «правовой механизм включает в себя следующие средства: а) нормативное признание публичных интересов в качестве социальной ценности; б) обеспечение их юридического приоритета в жизненных ситуациях; в) правовое обеспечение; г) система защиты д) презумпция регулирования и решения правовых задач»2.
1. Тихомиров Ю.А. Современное публичное право: учеб. М., 2008. С. 140.

2. Там же. С. 141.
4 В преамбуле Конституции РФ заложены принципы равноправия и самоопределения народов, а также суверенная государственность Российской Федерации, незыблемость ее демократической основы, необходимость обеспечения благополучия и процветания Российской Федерации, ответственность перед нынешним и будущими поколениями. Фактически в преамбуле Конституции РФ указаны основные сферы публичного интереса и закреплено признание публичных интересов в качестве социальной ценности, отражены публично-правовые интересы государства в целом, и, в частности, в сфере предпринимательской деятельности.
5 В нефтяной сфере энергетики публично-правовые отношения являются определяющими, основанными на конституционных положениях. Конституционные нормы закрепляют принципы и сферы регулирования публично-правовых отношений в нефтяном секторе энергетики.
6 Публичный интерес проявляется в общих интересах государства и общества; а также в установлении специальных функций и полномочий органов государственной власти.
7 В Энергетической стратегии определены публичные цели развития нефтяного комплекса:
8 стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего спроса на нефть и продукты ее переработки;
9 активное, без ущерба для внутренних потребностей и будущих поколений граждан, участие в обеспечении мирового спроса на нефть и нефтепродукты;
10 обеспечение стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета в соответствии со значением энергетического сектора в формировании валового внутреннего продукта и экспорта на заданном временном этапе государственной энергетической политики;
11 инвестиционно-инновационное обновление комплекса, направленное на повышение энергетической, экономической и экологической эффективности его функционирования.
12 Перечисленные цели относятся к сфере публично-правового регулирования со стороны государства.
13 В последующих конституционных положениях закреплены принципы экономической деятельности, а также принципы построения публично-правовых отношений. Так, ст. 8 Конституции РФ гласит, что гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности. В ч. 2 указанной статьи закреплено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
14 Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов Федерации.
15 В ст. 11 Конституции РФ содержится важное правило о том, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
16 В ст. 53 Конституции РФ указано, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
17 В ст. 56 Конституции РФ установлено, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
18 Перечисленные конституционные положения определяют основы публичной организации предпринимательской деятельности в целом, включая публичную организацию в нефтяной отрасли.
19 Общее содержание предпринимательских отношений и публичных отношений в сфере предпринимательства раскрыто в Модельном законе о предпринимательстве, принятом Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ3. В Модельном законе определено, в частности, что закон направлен на регулирование отношений, связанных с государственным регулированием и контролем (надзором) в сфере предпринимательства, основанные на власти и подчинении (публичные отношения в сфере предпринимательства). Основам публичной организации предпринимательской деятельности посвящен разд. III названного Закона. Так, в гл. 8 названы следующие формы публичной организации предпринимательства:
3. Принят в г. Санкт-Петербурге 27.11.2015 г. Постановлением № 43-8 на 43-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (в официальных источниках не публиковался).
20 система законодательства государства и иные источники правового регулирования предпринимательства;
21 система публичных органов государства, осуществляющих регулирование и контроль (надзор) в сфере предпринимательства;
22 система способов публичной организации предпринимательства, применяемых в соответствии с законодательством государства.
23 К способам публичной организации предпринимательства отнесены:
24 государственная регистрация лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также в случаях, предусмотренных законом, их имущества и сделок;
25 выдача разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности (лицензирование);
26 защита конкуренции;
27 тарифное регулирование;
28 техническое регулирование;
29 определение обязательных требований к бухгалтерскому учету и отчетности;
30 организация налогообложения в сфере предпринимательства;
31 определение порядка приватизации предпринимателями публичного имущества;
32 определение порядка национализации имущества предпринимателей;
33 поддержка малого и среднего предпринимательства;
34 внешнеторговое и валютное регулирование и контроль;
35 иные способы, прямо предусмотренные законодательством государства.
36 Указанные в Модельном законе о предпринимательстве способы публичной организации предпринимательства отражают в целом конституционные основы регулирования предпринимательской деятельности.
37 Например, как показывает анализ, одним из способов публичной организации предпринимательства является порядок создания и осуществления деятельности публичных акционерных компаний в нефтяной отрасли. В частности, способом публичной организации предпринимательства является государственная регистрация лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также в случаях, предусмотренных законом, их имущества и сделок. Экономическая деятельность публичных акционерных обществ в нефтяной отрасли имеет специфику: формирование и использование основных и оборотных средств, спрос и предложение на рынке нефти и нефтепродуктов; инвестициями под проекты; кредитно-финансовой системой; результатами осуществления хозяйственной деятельности (формирование и распределение прибыли, ценообразование и др.).
38 В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации, в частности, находятся: формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки и др.
39 В процессе проведения анализа системы публичных органов, осуществляющих регулирование и контроль (надзор) в нефтяной сфере энергетики выявлено, что требуется совершенствование системы управления, в частности, путем создания единого органа управления.
40 В области технического регулирования требуется создание непротиворечивой единообразной правовой основы, обеспечивающей рациональную добычу и использование нефтяных ресурсов. Как показал анализ материалов практики, возникают споры по вопросам несоблюдения требований технического законодательства, положений технических проектов, лицензионных требований и др.
41 Важнейшая публично-правовая сфера – это определение обязательных требований к бухгалтерскому учету и отчетности. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности4.
4. См.: СЗ РФ. 1998. № 11, ст. 1290.
42 Цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Ныне идет процесс реформирования порядка учета и отчетности добывающих компаний. Как верно подчеркивается в юридической и экономической литературе, «страны, экспортирующие полезные ископаемые и нефть, в большей степени сталкиваются с проблемами недобросовестного государственного управления»5.
5. Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М., 2014.
43 Согласно положениям приказа Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу»6 дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:
6. См.: Бухгалтерский учет. 2004. № 16.
44
  1. повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
45
  1. создание инфраструктуры применения МСФО;
46
  1. изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
47
  1. усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
48
  1. существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
49 Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма.
50 В области организации налогообложения в нефтяной отрасли в течение последних лет Правительством РФ принят ряд мер, направленных на стимулирование добычи углеводородного сырья, сокращение фискальной нагрузки на нефтяную и газовую отрасли, а также модернизацию нефтепереработки в Российской Федерации. В частности, установлены:
51 понижающие коэффициенты к ставке НДПИ для трудноизвлекаемых запасов;
52 для новых морских месторождений углеводородного сырья установлен ряд налоговых преференций по основным видам налогов, в т.ч. НДПИ, а также предусмотрено освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины на определенный срок для углеводородного сырья, добытого на новых морских месторождениях;
53 продлена пониженная ставка НДПИ при добыче нефти на участках недр, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края и иных территориях;
54 распространены «налоговые каникулы» по НДПИ на газ горючий природный и газовый конденсат, добытый на территории полуострова Гыданский;
55 предусмотрен дифференцированный подход к установлению ставки НДПИ при добыче газа горючего природного в зависимости от условий разработки месторождений и иных факторов.
56 Одним из возможных направлений совершенствования системы налогообложения и ее оптимизации считается поэтапный переход от налогового маневра к налогообложению добавленного дохода нефтяных компаний7.
7. См.: Горбунова Е.Н. К вопросу о реформировании налоговой политики России в нефтяной отрасли: от «налогового маневра» к налогообложению добавленного дохода нефтяных компаний // Юрист. 2016. № 23. С. 36–40; Романова В.В. Тенденции правового регулирования общественных отношений в нефтяной отрасли // Юрид. мир. 2015. № 12. С. 53–57.
57 Представляется, что оптимальные налоговые системы должны выполнять стимулирующую и регулирующую функции: 1) стимулировать освоение низкорентабельных месторождений или не прекращать разработку залежей в периоды низких цен на нефть; 2) регулировать использование сверхдоходов, образующихся при эксплуатации высокоэффективных нефтедобывающих объектов.
58 В связи с этим представляется целесообразным, что механизм системы налогообложения нефтяной отрасли в условиях финансового кризиса должен включать такие налоги, как дифференцированный НДПИ, налог на дополнительный доход, платежи на воспроизводство МСБ. В этом направлении целесообразно развитие государственного регулирования.
59 На уровне корпоративного регулирования целесообразно оптимизировать налоговые обязательства используя возможности формирования учетной политики.
60 Следующая важная публичная сфера в нефтяной отрасли – определение порядка приватизации предпринимателями публичного имущества.
61 В современных экономико-социальных и политических условиях в соответствии с положениями Закона о приватизации принят Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»8. В данный перечень включены предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в т.ч. предприятия нефтяной отрасли (Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть», г. Москва). Издано также распоряжение Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 227-р (в ред. от 17.03.2018 г.) «Об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2017 - 2019 годы».
8. См.: СЗ РФ. 2004. № 32, ст. 3313.
62 Одной из сфер публичной организации государственного регулирования предпринимательской деятельности является определение порядка национализации имущества предпринимателей. Важность государственного регулирования национализации отмечается в работах Е.П. Губина9. В ст. 235 ГК РФ к основаниям прекращения права собственности отнесена национализация. Под национализацией понимается обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Национализация производится на основании ст. 306 ГК РФ с возмещением стоимости этого имущества и других убытков.
9. См.: Губин Е.П. Национализация как инструмент государственного регулирования рыночной экономики // Росс. судья. 2005. № 2. С. 42 - 46.
63 В доктрине конституционного и гражданского права неоднократно отмечалось, что в федеральном законодательстве фактически отсутствует правовое регулирование условий и порядка реквизиции и национализации10.
10. См.: Гаджиев К.Т. Защита конституционных прав человека при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 3; Белых В.С. Основные направления совершенствования части первой Гражданского кодекса Российской Федерации // Предпринимательское право. 2010. № 1; Винницкий А.В. Публичная собственность. М., 2013.
64 В судебной практике в связи с отсутствием специального закона о национализации принимаются решения о признании недействительными действий и принимаемых подзаконных актов о национализации. В Российской Федерации остается актуальным вопрос о принятии специального закона11. В сфере национализации, как и в отношениях приватизации, переплетаются частноправовые и публично-правовые интересы. Отсутствие специального закона приводит к возникновению спорных ситуаций. Очевидно, что необходим специальный закон о национализации.
11. См.: Кожокарь И.П. Аксиологические дефекты нормативной подсистемы механизма гражданско-правового регулирования // Право и экономика. 2016. № 8. С. 4–8; Букреев В.В., Рудык Э.Н., Смирнов О.В. Противодействие недружественному поглощению и рейдерству предприятий минерально-сырьевого комплекса России (имущественный аспект) // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. № 6. С. 14 - 33.
65 В проекте федерального закона № 500676-5 «О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников»12 предлагалось следующее понятие национализации: «возмездное изъятие (национализация) имущества, находящегося в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, - принудительное обращение такого имущества в собственность Российской Федерации или в государственную собственность субъекта Российской Федерации с предварительным и равноценным возмещением Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации собственнику установленной арбитражным судом его стоимости и понесенных в результате такого изъятия убытков, осуществляемое в целях предотвращения или устранения негативных социально-экономических последствий, явившихся следствием использования собственником такого имущества в предпринимательской деятельности». Т.е. национализация могла быть осуществлена при обнаружении признаков неэффективного использования имущества. Предлагалось также определение социально неэффективного собственника – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, действия или бездействие которого при использовании находящегося в его собственности имущества в предпринимательской деятельности повлекли негативные последствия.
12. Редакция, внесенная в Государственную Думу ФС РФ, текст по состоянию на 11.02.2011 г (в официальных источниках не публиковался).
66 Полагаем, что данный проект целесообразно дополнить специальными правилами о национализации предприятий нефтяной отрасли, как это предусмотрено в законодательстве о приватизации.
67 Следующая сфера публичной организации государственного регулирования предпринимательской деятельности - поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства. С вопросами развития конкуренции непосредственно связан и вопрос поддержки малого и среднего предпринимательства в нефтяной сфере.
68 Эти вопросы находятся в зоне особого внимания со стороны государства13. В Постановлении Правительства РФ от 31 марта 1997 г. № 360 были заложены основные направления совершенствования экономических отношений и развития конкуренции в нефтегазовом комплексе, в т.ч. на основе поддержки развития малого и среднего бизнеса и предоставления ему независимым производителем недискриминационного права доступа к магистральным транспортным системам14. В распоряжении Правительства РФ от 21 апреля 2003 г. № 494-р «Об утверждении Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования»15 подчеркивалось, что в целях обеспечения эффективной работы предприятий добывающей промышленности необходимо осуществлять содействие формированию добывающих компаний, имеющих высококонкурентную способность на мировом рынке добычи и переработки минерального сырья, а также расширение участия предприятий малого и среднего бизнеса в деятельности в области использования минерального сырья и недропользования. В распоряжении Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1039-р «Об утверждении Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года»16 для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к разработке месторождений, не представляющих интереса для крупных компаний, предусматриваются:
13. См.: распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2009. № 48, ст. 5836.

14. См.: СЗ РФ. 1997. № 19, ст. 2230.

15. См.: СЗ РФ. 2003. № 17, ст. 1637.

16. См.: СЗ РФ. 2010. № 26, ст. 3399.
69 разработка критериев определения участков недр, не представляющих интереса для крупных компаний;
70 упрощение порядка предоставления таких участков недр в пользование в целях разработки и добычи полезных ископаемых;
71 обеспечение возможности переуступки прав пользования такими участками недр в пользу субъектов малого и среднего предпринимательства на рыночных условиях.
72 Принят также общий Закон, направленный на развитие малого предпринимательства17, но специальных положений о формировании малого предпринимательства в отдельных отраслях экономики он не содержит.
17. См.: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 27.11.2017 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 31, ст. 4006.
73 Еще одна сфера публичной организации государственного регулирования предпринимательства - внешнеторговое и валютное регулирование и контроль.
74 Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»18 определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.
18. См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 23, ст. 821.
75 В соответствии с указанным Законом Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2013 г. № 15519 Министерство экономического развития РФ определено как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим мониторинг цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском).
19. См.: СЗ РФ. 2013. № 9, ст. 951.
76 В связи с тем, что в сфере осуществления внешнеторговой деятельности большой объем занимает экспорт нефти и нефтепродуктов, требуется совершенствование таможенной политики и налогового регулирования20. Материалы судебной и иной практики свидетельствуют о необходимости совершенствования законодательства об экспорте нефти.
20. См.: Ткаченко С.В. Пробелы регулирования правоотношений по налогообложению акцизами средних дистиллятов // Налоги. 2017. № 3. С. 40 - 43.
77 В целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества принят Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (в ред. от 07.03.2018 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле»21.
21. См.: СЗ РФ. 2003. № 50, ст. 4859.
78 Особо важное место занимают вопросы государственного регулирования хозяйственной деятельности нефтяных компаний, связанной с пользованием природными ресурсами. В подготовленной Секретариатом Конституционного Суда РФ Информации «Конституционно-правовые аспекты совершенствования нормотворческой деятельности (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2013 - 2015 годов)»22, которая посвящена дефектам нормотворчества, выявленным Конституционным Судом РФ на протяжении 2013 - 2015 гг. при разрешении дел о конституционности соответствующего нормативного регулирования, приведен такой пример: в Постановлении от 2 июня 2015 г. № 12-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 99, ч. 2 ст. 100 Лесного кодекса РФ и положений постановления Правительства РФ «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Заполярнефть» признаны положения ч. 2 ст. 99 ЛК РФ и постановления Правительства РФ «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 9 (ч. 1) во взаимосвязи со ст. 19 (ч. 1 и 2 ), ст. 34 (ч. 1) , ст. 35 (ч. 1) , ст. 42 и 55 (ч. 3) в той мере, в какой - в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей их неоднозначное истолкование и, следовательно, произвольное применение, - при установлении на их основании размера возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в частности при разрешении вопроса о возможности учета фактических затрат, понесенных причинителем вреда в процессе устранения им загрязнения лесов, образовавшегося в результате разлива нефти и нефтепродуктов, данные положения не обеспечивают надлежащий баланс между законными интересами лица, добросовестно реализующего соответствующие меры, и публичным интересом, состоящим в максимальной компенсации вреда, причиненного лесам. Тем самым выявлено отсутствие в системе действующего правового регулирования четкого и непротиворечивого правового механизма возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства. Проблемы возмещения вреда природным объектам особо остро стоят в сфере деятельности нефтяных компаний.
22. См.: URL: >>>> (по состоянию на 04.07.2016).
79 * * *
80 В целом на основе анализа необходимо отметить, что пока в Российской Федерации не создана целостная непротиворечивая правовая основа государственного регулирования предпринимательской деятельности. А государственное регулирование предпринимательской деятельности в целом и инновационной деятельности, в частности, как подчеркивается в Распоряжении Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, пока недостаточно конкурентоспособно23.
23. См.: СЗ РФ. 2012. № 1, ст. 216.
81 В литературе отмечается, что нормы права в сфере экономики имеют тенденцию к специализации по отраслям производства или видам деятельности24. Полагаем, что в рамках этой тенденции целесообразно сформировать в соответствии с конституционными основами законодательство, регламентирующее предпринимательские отношения в нефтяной отрасли, в т.ч. создать правовую основу, обеспечивающую государственное регулирование в нефтяном секторе экономики. Как отправная основа может быть предложена Государственная программа «О правовой основе государственного регулирования отношений в нефтяной отрасли энергетики Российской Федерации». Считаем, что отраженные в Модельном законе о предпринимательстве направления, формы, способы государственного регулирования предпринимательской деятельности и выявленные судебной практикой средства государственного регулирования предпринимательской деятельности соответствуют конституционным основам регулирования предпринимательства и могут быть положены в основу системной правовой базы, обеспечивающей государственное регулирование предпринимательской деятельности в нефтяной отрасли в Российской Федерации.
24. См.: Предпринимательское право Российской Федерации: учеб. / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2017. С. 91.

References

1. Belykh V.S. The main directions of improving part one of the Civil Code of the Russian Federation // Business Law. 2010. No. 1 (in Russ.).

2. Bukreev V.V., Rudyk E.N., Smirnov O.V. Counteraction to unfriendly takeover and raiding of enterprises of the mineral resource complex of Russia (property aspect) // Property relations in the Russian Federation. 2012. No. 6. P. 14 - 33 (in Russ.).

3. Vinnitsky A.V. Public property. M., 2013 (in Russ.).

4. Gadzhiev K.T. Protection of constitutional human rights during the seizure of land plots for state and municipal needs // State power and local self-government. 2009. No. 3 (in Russ.).

5. Gorbunova E.N. On the issue of reforming the tax policy of Russia in the oil industry: from the "tax maneuver" to taxation of the added income of oil companies // Lawyer. 2016. No. 23. P. 36 - 40 (in Russ.).

6. Gubin E.P. Nationalization as an instrument of state regulation of the market economy // Russ. judge. 2005. No. 2. P. 42 - 46 (in Russ.).

7. Kozhokar I.P. Axiological defects of the normative subsystem of the mechanism of civil law regulation // Law and economics. 2016. No. 8. P. 4 - 8 (in Russ.).

8. Kondrat E.N. Offenses in the financial sphere of Russia. Threats to financial security and ways to counteract them. M., 2014 (in Russ.).

9. Business Law of the Russian Federation: textbook / ed. by E.P. Gubin, P.G. Lakhno. 3rd ed., reprint. and additional. M., 2017. P. 91 (in Russ.).

10. Romanova V.V. Trends in the legal regulation of public relations in the oil industry // Legal world. 2015. No. 12. P. 53 - 57 (in Russ.).

11. Tikhomirov Yu. A. Modern public law: textbook. M., 2008. P. 140, 141 (in Russ.).

12. Tkachenko S.V. Gaps in the regulation of legal relations on taxation by excise taxes of medium distillates // Taxes. 2017. No. 3. P. 40 - 43 (in Russ.).

Comments

No posts found

Write a review
Translate