Право на получение квалифицированной юридической помощи: субъекты оказания и получения помощи, основное содержание права и его развитие
Право на получение квалифицированной юридической помощи: субъекты оказания и получения помощи, основное содержание права и его развитие
Аннотация
Код статьи
S102694520016730-4-1
DOI
10.31857/S102694520016730-4
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Скобликов Петр Александрович 
Должность: ведущий научный сотрудник сектора уголовного права, уголовного процесса и криминологии
Аффилиация: Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Москва, Россия
Выпуск
Страницы
90-98
Аннотация

Конституция РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. При этом каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью защитника (адвоката) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В статье указываются субъекты предоставления и получения квалифицированной юридической помощи, раскрывается содержание приведенных конституционных положений, показывается, в какой мере они реализованы в действующем законодательстве, какие проблемы возникают в ходе правоприменения и каких позиций придерживается Конституционный Суд РФ. Наряду с этим очерчиваются векторы совершенствования правовой политики, в т.ч. уголовной политики, а также обосновываются социально-правовые и другие меры с тем, чтобы устройство общества и государства полнее и точнее соответствовали указанным положениям Конституции РФ.

Ключевые слова
Конституция РФ, конституционное право, Конституционный Суд РФ, правовая политика, уголовная политика, квалифицированная юридическая помощь, бесплатная юридическая помощь, право пользоваться помощью защитника, адвокат, нотариус, представитель потерпевшего, юридические лица
Классификатор
Получено
26.01.2021
Дата публикации
29.09.2021
Всего подписок
3
Всего просмотров
827
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год
1 Несмотря на очевидную значимость и необходимость закрепленного в ст. 48 Конституции РФ права каждого на квалифицированную юридическую помощь, не стихает полемика по вопросам, касающимся его сущности, содержания, субъектов оказания помощи, общей системы реализации и гарантированного обеспечения1. Опубликовано не менее сотни научных статей, защищено более десятка диссертаций на соискание ученых степеней2 по темам, обусловленным указанным правом.
1. См.: Ботнев В.К. Квалифицированная юридическая помощь как конституционно-правовая гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 2.

2. Следует также отметить, что большинство из них подготовлено 10-20 лет назад (см., напр.: Мельниченко Р.Г. Конституционное право на юридическую помощь: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001; Панченко В.Ю. Юридическая помощь личности: общетеоретический аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004; Мухудинова Н.Р. Обеспечение конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи в российском уголовном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2005; Закомолдин А.В. Квалифицированная юридическая помощь в уголовном процессе России: понятие, содержание, гарантии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2007; Бондарь О.Н. Квалифицированная юридическая помощь - конституционная гарантия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2008; Любовенко Е.С. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи и механизм его гарантирования: российский и зарубежный опыт: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тверь, 2008; Скиба Е.В. Реализация конституционного права на квалифицированную юридическую помощь в досудебном производстве по уголовным делам: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010; Васильев А.А. Конституционное право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012; Назарова М.В. Обеспечение права на квалифицированную юридическую помощь в арбитражном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013; Амельков Н.С. Оказание квалифицированной юридической помощи заявителю и свидетелю в уголовном судопроизводстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014).
2 Не вызывает сомнений, что исследования в этом направлении будут продолжаться. Законодательство, закрепляющее механизм реализации права на юридическую помощь, постепенно совершенствуется, но всё еще не отвечает в полной мере требованиям времени; соответствующие нормы наличествуют в различных отраслях, институтах законодательства и нуждаются как в согласовании, так и в дальнейшем развитии. Конституционный Суд РФ в своих определениях и постановлениях неоднократно обращался к различным сторонам многогранного правового предписания, заключенного в ст. 48 Конституции РФ, но ни в одном акте содержание рассматриваемого права не раскрыто системно, исчерпывающим образом.
3 1. Часть 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому квалифицированную юридическую помощь. Следовательно, речь идет не только о гражданах Российской Федерации, но и лицах без гражданства, гражданах и подданных иных государств, проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации. Право на квалифицированную юридическую помощь имеют также юридические лица, ведущие свою деятельность на территории Российской Федерации.
4 Для получения такой помощи заинтересованное лицо может обратиться в юридическую консультацию, коллегию адвокатов, адвокатское бюро, адвокатский кабинет, в которых работают адвокаты, имеющие необходимую подготовку. Можно также обратиться к практикующим юристам, не являющимся адвокатами, но имеющим юридическое образование, определенный опыт работы и зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические услуги, либо являющихся наемными работниками в юридических фирмах. В последнем случае клиент заключает договор об оказании юридических услуг с юридическим лицом.
5 Коммерческие и некоммерческие организации, которые регулярно испытывают потребность в получении квалифицированной юридической помощи, вправе вводить в свои структуры юридические подразделения и укомплектовывать их лицами, имеющими юридическое образование, достаточный опыт работы в этой сфере и специализирующимися на актуальных направлениях юридической деятельности. Такие организации, при необходимости, направляют своих работников-юристов на семинары и курсы повышения квалификации, чтобы поддерживать их подготовку в актуальном состоянии. Если образовательный процесс осуществляется в учреждении, прошедшем государственную аккредитацию и имеющем соответствующую лицензию, расходы на обучение сотрудников относятся на счет прочих расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 264 НК РФ). К ним применяется льготная ставка налогообложения.
6 2. Предполагается, что квалифицированные юридические услуги оказывают адвокаты, к деловым и моральным качествам которых в законодательстве предъявляются повышенные требования, а за соблюдением этих требований осуществляется косвенный контроль со стороны государства. Получающие указанный статус лица должны иметь высшее юридическое образование или учёную степень по юридической специальности, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, а при его отсутствии пройти стажировку в адвокатском образовании, в любом случае сдать квалификационный экзамен, не иметь не снятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления (ст. 9 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»3 (далее – Закон № 63-ФЗ)). Они должны соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката, при нарушении которого, а также неисполнении или ненадлежащем исполнении своих профессиональных обязанностей перед доверителем могут быть лишены своего статуса.
3. См.: СЗ РФ. 2002. № 23, ст. 2102.
7 Адвокатура является профессиональным сообществом юристов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления; в законодательстве также установлен ряд конкретных гарантий независимости адвокатов (п. 1 ст. 3, ст. 18 Закона № 63-ФЗ). Такой порядок в определенной степени гарантирует независимость адвокатов и возможность активной защиты ими доверителей.
8 3. В некоторых пределах квалифицированную юридическую помощь физическим лицами и организациям оказывают нотариусы, которые в защиту прав и законных интересов клиентов совершают нотариальные действия от имени Российской Федерации. В рамках этой деятельности они проводят правовой анализ представленных документов и полученной от клиентов информации, консультируют их по вопросам применения норм законодательства, готовят для них проекты юридически значимых документов. Как и адвокаты, нотариусы имеют высшее юридическое образование и для допуска к нотариальной деятельности сдают квалификационный экзамен. При этом они должны обладать стажем работы по юридической специальности не менее пяти лет, обязательно пройти стажировку и соответствовать ряду иных требований (ст. 2, 31 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате4). Здоровая конкуренция на рынке юридических услуг обеспечивает их надлежащее качество и приемлемую стоимость, доступность5.
4. См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10, ст. 357; СЗ РФ. 2003. № 50, ст. 4855; …; 2021. № 18, ст. 3064.

5. В юридической литературе обосновывается тезис о том, что непременной гарантией права граждан на получение квалифицированной юридической помощи является доступность такой помощи для большинства населения и всех, кто в ней нуждается. И с этим трудно спорить. Государство обязано создавать условия, при которых реализация права на доступ к правосудию не будет зависеть от правовой осведомленности человека, его финансовых и иных возможностей (см.: Альбрант Н.В. Доступность юридической помощи как конституционный принцип // Вестник Челябинского гос. ун-та. Сер.: Право. 2015. № 25 (380). С. 26 - 31).
9 В юридической литературе высказано мнение, что квалифицированную юридическую помощь могут оказывать исключительно адвокаты – если под ней понимать правовую помощь, осуществляемую специальным субъектом, подтвердившим свои знания и умения в этой области, что позволяет с большой долей вероятности гарантировать ее качественность6. С этим нельзя согласиться хотя бы потому, что нотариусы отвечают всем указанным в данном определении критериям.
6. См.: Ходилина М.В. Правовая позиция Конституционного Суда России относительно права каждого на получение квалифицированной юридической помощи // Пробелы в росс. законодательстве. 2010. № 1. С. 205 - 209.
10 4. Обязательными условиями предоставления квалифицированной юридической помощи является наличие достаточного количества специалистов7, распределенных пропорционально плотности населения и местным потребностям в юридических услугах, обладающих юридическим образованием требуемого качества, имеющим актуальный опыт работы по специальности, мотивированных к успешной деятельности по оказанию юридической помощи. В связи с этим государство должно поддерживать открытие и функционирование в субъектах Российской Федерации нужного количества образовательных организаций, предоставляющих высшее юридическое образование. Необходимо также через утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление иных государственных требований к подготовке и переподготовке юристов обеспечивать надлежащее качество их наличного образования, стимулировать их к работе по специальности на тех территориях, где существует потребность в дополнительном количестве юристов. Особого внимания требуют труднодоступные и малонаселенные пункты постоянного проживания8. Контакты с юристами и своевременное получение юридически значимой информации затрудняют также недостаточная технологическая оснащенность многих территорий. М.С. Шайхуллин отмечает, что в нашей стране насчитывается более 123 тыс. населенных пунктов без телефонной связи9, которая на современном этапе развития является одним из основных способов получения персонализированной, а также иной значимой в юридическом плане информации, в т.ч. посредством доступа к сети Интернет.
7. Согласно данным седьмого регулярного обзора Европейской комиссии по эффективности правосудия в Российской Федерации приходится 49.4 адвоката на каждые 100 тыс. человек; и это трехкратно меньше, чем в среднем по европейским странам (162 адвоката). Больше всего адвокатов на Кипре — 425 на 100 тыс. (по этому показателю его опережает не входящий в СЕ Израиль — 737.9 на 100 тыс.), а меньше всех — в Азербайджане (всего девять на 100 тыс.) (см.: Химшиашвили П., Алехина М. Адвокатов в России оказалось в три раза меньше по сравнению с Европой // Информационное агентство РБК. 2018. 4 окт.).

8. Подробнее об этом см., напр.: Фомичев И.А. Проблемы оказания бесплатной юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных пунктах // Междунар. журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. Вып. 10-2 (37). С. 167 - 170.

9. См.: Шайхуллин М.С. К вопросу о механизме правового регулирования взаимодействия адвокатуры и органов местного самоуправления в России // Административное и муниципальное право. 2016. № 10. С. 28 - 32.
11 5. С целью реализации положения, вытекающего из ст. 48 и 7 Конституции РФ, об оказании в юридической помощи в необходимых случаях бесплатно в Российской Федерации принят и действует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ (в ред. от 26.07.2019 г.) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»10 (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ). Указанный Закон исходит из принципа социальной справедливости и социальной ориентированности при оказании бесплатной юридической помощи.
10. См.: СЗ РФ. 2011. № 48, ст. 6725.
12 Как правило, бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам Российской Федерации. В отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, такая помощь предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства.
13 Бесплатная юридическая помощь предоставляется в трех основных видах: 1) правовое консультирование в устной и письменной форме; 2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; 3) представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены законодательством.
14 Предусматривается функционирование как государственной, так и негосударственной систем оказания такой помощи.
15 Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются: 1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; 2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения; 3) органы управления государственных внебюджетных фондов; 4) государственные юридические бюро. Государственные юридические бюро вправе привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов и (или) иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.
16 Объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета для обеспечения государственных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, а также обеспечение финансирования этих расходов устанавливается Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют орган исполнительной власти соответствующего субъекта, ответственный за оказание бесплатной юридической помощи, и его компетенцию, а также подведомственные ему учреждения, иные организации, входящие в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации, установление их компетенции, в том числе решение вопросов об учреждении и обеспечении деятельности государственных юридических бюро. Также указанные органы государственной власти определяют размер и порядок оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи и реализуют ряд иных полномочий в этой сфере.
17 В соответствии с Федеральным законом № 324-ФЗ правом на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан: 1) малоимущие граждане; 2) инвалиды I и II группы; 3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации; 4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; 5) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации; и ряд иных категорий остро нуждающихся и слабо защищенных граждан (ст. 20).
18 Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи.
19 Негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах. Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Последние могут создавать некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, нотариусы, нотариальные палаты.
20 6. Закрепленное в ч. 2 ст. 48 Конституции РФ право пользоваться помощью адвоката (защитника) является конкретизацией более общего права, предусмотренного ч. 1 той же статьи, права каждого на получение квалифицированной юридической помощи11. При этом ч. 2 ст. 48 дополнительно гарантирует защиту от необоснованных ограничений предусмотренного ст. 22 Конституции РФ права на свободу и личную неприкосновенность и не может толковаться как ограничивающая право на квалифицированную юридическую помощь адвоката, как допускающая эту помощь лишь с момента объявления человеку протокола задержания или постановления о применении до предъявления обвинения меры пресечения в виде заключения под стражу, либо предъявления постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Такая помощь должна быть предоставлена каждому лицу, в т.ч. в рамках уголовного преследования в любых его формах12.
11. См.: постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.1997 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса и С.В. Абрамова» // СЗ РФ. 1997. № 7, ст. 871.

12. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 г. № 8-П по делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» // СЗ РФ. 1996. № 15, ст. 1768.
21 Содержащаяся в ч. 2 ст. 48 Конституции РФ норма указывает на сущностные признаки, характеризующие фактическое положение лица как остро нуждающегося в правовой помощи в силу того, что его конституционные права, прежде всего на свободу и личную неприкосновенность, ограничены. Поэтому конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным. При этом факт уголовного преследования и, следовательно, направленная против лица обвинительная деятельность могут подтверждаться актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела либо проведением в отношении него следственных действий (обыска, опознания, допроса и др.) и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него13. Более того, защитник может участвовать в уголовном судопроизводстве до возбуждения уголовного дела - с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ, что нашло закрепление в п. 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ.
13. См.: постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова» // СЗ РФ. 2000. № 27, ст. 2882.
22 Поскольку такие действия направлены на выявление уличающих лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование, фактов и обстоятельств, ему должна быть безотлагательно предоставлена возможность обратиться за помощью к адвокату (защитнику) и заключить с ним соглашение об оказании юридической помощи. Тем самым обеспечиваются условия, позволяющие этому лицу получить должное представление о своих правах и обязанностях, о выдвигаемом против него обвинении а, следовательно, эффективно защищаться, и гарантирующие в дальнейшем от признания недопустимыми полученных в ходе расследования доказательств (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ).
23 7. Если обвиняемый уклоняется от явки в орган предварительного расследования или суд либо объявлен в розыск – всё это не лишает его права на помощь адвоката (защитника). Последнего может пригласить сам обвиняемый либо иные лица по его поручению либо согласию. Адвокат вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. При этом никто не вправе требовать от него дополнительных документов и проверять волеизъявление обвиняемого (ч. 4 ст. 49 УПК РФ; Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14.01.2020 г. № 46-УДП19-42).
24 8. Положение ч. 2 ст. 48 Конституции РФ корреспондирует ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 5 и 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым каждому арестованному или задержанному сообщаются незамедлительно причины ареста и предъявляемое обвинение, и обеспечивается право на безотлагательное решение судом вопроса о законности задержания и справедливое публичное разбирательство дела при предоставлении возможности защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника.
25 С этого момента – когда уголовное преследования становится безусловным и очевидным в уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии права на получение помощи защитника. В соответствии с ч. 4 ст. 50 УПК РФ если в течение 24 часов с момента задержания подозреваемого или заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу явка защитника, приглашенного задержанного, невозможна, то дознаватель или следователь принимает меры по назначению защитника в порядке, определенном советом Федеральной палаты адвокатов.
26 Кроме того, для отдельных категорий подозреваемых и обвиняемых с указанного времени участие защитника является обязательным: для несовершеннолетних; тех, кто не владеет языком, на котором ведется производство по делу; тех, кто в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту; и некоторых иных (ч. 1 ст. 51 УПК РФ). В этих случаях если защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, то дознаватель, следователь или суд обеспечивает участие защитника в уголовном судопроизводстве (ч. 3 ст. 51 УПК РФ). Отказ подозреваемого, обвиняемого от помощи защитника в этих случаях недействителен.
27 Если дознание или предварительное следствие не производились (так может происходить, например, в делах частного обвинения), то защитник допускается к участию в деле с момента принятия его судом к своему производству.
28 9. Вознаграждение адвокатам, участвующим в уголовном деле по назначению, выплачивается из федерального бюджета. Размер вознаграждения определяется постановлением Правительства РФ и, как правило, ежегодно корректируется вслед за инфляцией14. Работа в ночное время, выходные и праздничные дни оплачивается по повышенным ставкам. Однако участие защитника по назначению не является для обвиняемого безвозмездным при любых обстоятельствах. Суммы, выплачиваемые адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, относятся к процессуальным издержкам (п. 1 ч. 2 ст. 131 УПК РФ) и по общему правилу при вынесении обвинительного приговора взыскиваются с осужденного (ст. 132 УПК РФ), если только обвиняемый не заявил об отказе от защитника. В случае же реабилитации обвиняемого (подсудимого) процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета.
14. См., напр.: постановления Правительства РФ: от 21.05.2019 г. № 634 «О внесении изменений в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации»; от 30.05.2020 г. № 793 «О внесении изменений в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации».
29 10. В отличие от подозреваемого и обвиняемого, потерпевший и гражданский истец в уголовном процессе не наделены правом ходатайствовать о предоставлении им адвоката в качестве представителя по назначению. При этом они не всегда имеют материальную возможность пригласить адвоката по своему выбору, в том числе и потому, преступление причинило им значительный имущественный и иной вред15.
15. См.: Скобликов П.А. Уголовно-правовая защита пострадавших от преступлений. М., 2004.
30 В связи с этим потерпевший и гражданский истец имеют право прибегнуть к помощи не только адвоката, но и любого лица, которое, по их мнению, вполне способно оказать достаточную юридическую помощь, и ходатайствовать об участии этого лица в уголовном процессе в качестве их представителя16.
16. См.: определения Конституционного Суда РФ: от 05.12.2003 г. № 446-О «По жалобам граждан Л.Д. Вальдмана, С.М. Григорьева и региональной общественной организации "Объединение вкладчиков “МММ”" на нарушение конституционных прав и свобод рядом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”; от 05.02.2004 г. № 25-О «По жалобе гражданки Ивкиной Валентины Оноприевны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 45 и статьей 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
31 Отдельного рассмотрения заслуживают вопросы оказания квалифицированной юридической помощи потерпевшим от тех преступлений, за которые виновные преследуются в порядке частного обвинения. Если личность виновных известна, предварительное расследование не проводится, дознаватель и прокурор к работе не подключаются, а потерпевшие самостоятельно собирают доказательства, выводят формулу обвинения, готовят документы для обращения в суд и поддерживают обвинение в суде, опровергают доводы стороны защиты. Эта работа по силам не каждому дипломированному юристу, от него требуются не только соответствующие знания, но также специальные навыки и умения, опыт участия в специфическом уголовном процессе, причем в необычной роли – роли частного обвинителя.
32 Как следствие, потерпевшие здесь находятся в худшем положении по сравнению с теми, в интересах кого возбуждаются дела публичного и частно-публичного обвинения. Ведь в последних случаях доказательства совершения преступления и причастности к ним подозреваемых, обвиняемых обязаны собирать дознаватель или дознаватель, а также прокурор, содействие им оказывают оперативные работники. Обвинительный акт или обвинительное заключение составляется в органе предварительного расследования, а обвинение в суде поддерживает прокурор. Иными словами, описанный порядок порождает неравенство процессуальное неравенство потерпевших от разных преступлений.
33 Кроме того, фактическое неравенство наблюдается также и среди потерпевших от преступлений, которые преследуются в порядке частного обвинения. Те из них, кто имеет достаточно финансовых средств, чтобы пригласить квалифицированного юриста, получают преимущество перед пострадавшими от аналогичных преступлений, но не располагающих такими средствами и потому вынужденных отказаться от обращения за уголовно-правовой защитой, либо пытающихся выступать в уголовном судопроизводстве самостоятельно, но в силу отсутствия необходимых знаний, умений и опыта не справляющихся со своей задачей.
34 Реакцией на указанную проблему является выступление Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева17, предложившего обсудить вопрос об упразднении процедуры частного обвинения и отнесении уголовных дел о нанесении побоев, умышленном причинении легкого вреда здоровью и клевете к категории уголовных дел частно-публичного обвинения, по которым будет проводиться дознание18.
17. См.: Лебедев В. Осуждению не подлежит // Росс. газ. 2020. 13 окт.

18. Для иллюстрации этого предложения В.М. Лебедев указал, что в 2019 г. в порядке частного обвинения рассмотрены уголовные дела в отношении 9.8 тыс. лиц, из них осуждены 3.5 тыс. лиц, или 36%, оправданы 759 лиц, или 8%, прекращены уголовные дела в отношении 5.5 тыс. лиц, или 56% (вероятно, среди оснований прекращения преобладает примирение потерпевшего и подсудимого).
35 Реализация данного предложения, по всей видимости, может иметь определенный позитивный эффект, поскольку нынешние обязанности потерпевшего и частного обвинителя (по сбору доказательств, предварительной квалификации содеянного, подготовке документов для представления в суд, поддержанию обвинения в суде и др.) возьмут на себя дознаватель и прокурор. Вместе с тем результат видится не однозначным. Правоприменительная практика сложилась таким образом, что потерпевшим от преступлений публичного и частно-публичного обвинения непросто добиться возбуждения уголовного дела. По их заявлениям работники органов предварительного расследования часто отказывают в возбуждении уголовного дела, причём количество отказных решений кратно превышает количество решений о возбуждении уголовных дел. Сформировалась и развивается, адаптируется под изменяющиеся условия система приёмов и уловок, направленных на то, чтобы облегчить и закамуфлировать необоснованные и незаконные отказы в возбуждении уголовных дел19. Таким образом сотрудники органов предварительного расследования регулируют себе нагрузку, уклоняются от расследования неудобных уголовных дел и т.д.20 Не менее важно, что на начальной стадии уголовного процесса сотрудники органов предварительного расследования обладают значительными дискреционными полномочиями. Так, они решают, есть ли основание для возбуждения уголовного дела (согласно ч. 2 ст. 140 УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления). Мировой судья при приеме заявления о преступлении, которое преследуется в порядке частного обвинения, такую оценку давать не уполномочен. Если заявление соответствует формульным требованиям (указаны сведения о заявителе, лице, привлекаемом к уголовной ответственности, описаны событие преступления, место, время, а также обстоятельств его совершения, наличествует подпись заявителя и др.) – судья его обязан принять и начать производство по делу.
19. См.: Скобликов П.А. Противодействие правоохранителей возбуждению уголовных дел: система типичных приемов и уловок // Закон. 2016. № 7. С. 92 - 105.

20. См.: Скобликов П.А. Мотивы необоснованных и незаконных отказов в возбуждении уголовных дел // Уголовный процесс. 2013. № 4. С. 68 - 74.
36 * * *
37 Автор статьи выдвигает другое предложение - о том, чтобы в случае вынесения приговора по делу частного обвинения расходы по оплате услуг представителя потерпевшего (частного обвинителя) в полном объеме производилось бы за счёт федерального бюджета с последующим взысканием в порядке регресса с осужденного.
38 Ну а если законодательным органом будет поддержано предложение В.М. Лебедева об отнесении указанной категории дел к делам частно-публичного обвинения, то надо сохранить за потерпевшим от указанных им преступлений в качестве альтернативы право на обращение непосредственно в суд, в порядке частного обвинения; и выбор оставить за потерпевшим.
39 Вместе с тем правоведы высказывают идею об уравнивании в правах обвиняемого и потерпевшего в любых делах, о наделении потерпевшего правом ходатайствовать перед органами предварительного расследования и судом о предоставлении ему адвоката в качестве представителя по назначению. Такой порядок наилучшим образом соответствовал бы ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, а также ее ст. 52, гарантирующей потерпевшим доступ к правосудию, и ч. 3 ст. 123, устанавливающей, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
40 В качестве первого шага в этом направлении было правильно наделить таким правом потерпевших от тяжких преступлений против жизни и здоровья, а в дальнейшем по мере улучшению финансовых возможностей государства расширять круг лиц, обладающих указанным правом,

Библиография

1. Альбрант Н.В. Доступность юридической помощи как конституционный принцип // Вестник Челябинского гос. ун-та. Сер.: Право. 2015. № 25 (380). С. 26–31.

2. Амельков Н.С. Оказание квалифицированной юридической помощи заявителю и свидетелю в уголовном судопроизводстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.

3. Бондарь О.Н. Квалифицированная юридическая помощь - конституционная гарантия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2008.

4. Ботнев В.К. Квалифицированная юридическая помощь как конституционно-правовая гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 2.

5. Васильев А.А. Конституционное право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012.

6. Закомолдин А.В. Квалифицированная юридическая помощь в уголовном процессе России: понятие, содержание, гарантии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2007.

7. Любовенко Е.С. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи и механизм его гарантирования: российский и зарубежный опыт: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тверь, 2008.

8. Мельниченко Р.Г. Конституционное право на юридическую помощь: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001.

9. Мухудинова Н.Р. Обеспечение конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи в российском уголовном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2005.

10. Назарова М.В. Обеспечение права на квалифицированную юридическую помощь в арбитражном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

11. Панченко В.Ю. Юридическая помощь личности: общетеоретический аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004.

12. Скиба Е.В. Реализация конституционного права на квалифицированную юридическую помощь в досудебном производстве по уголовным делам: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

13. Скобликов П.А. Мотивы необоснованных и незаконных отказов в возбуждении уголовных дел // Уголовный процесс. 2013. № 4. С. 68 - 74.

14. Скобликов П.А. Противодействие правоохранителей возбуждению уголовных дел: система типичных приемов и уловок // Закон. 2016. № 7. С. 92 - 105.

15. Скобликов П.А. Уголовно-правовая защита пострадавших от преступлений. М., 2004.

16. Фомичев И.А. Проблемы оказания бесплатной юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных пунктах // Междунар. журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. Вып. 10-2 (37). С. 167 - 170.

17. Химшиашвили П., Алехина М. Адвокатов в России оказалось в три раза меньше по сравнению с Европой // Информационное агентство РБК. 2018. 4 окт.

18. Ходилина М.В. Правовая позиция Конституционного Суда России относительно права каждого на получение квалифицированной юридической помощи // Пробелы в росс. законодательстве. 2010. № 1. С. 205 - 209.

19. Шайхуллин М.С. К вопросу о механизме правового регулирования взаимодействия адвокатуры и органов местного самоуправления в России // Административное и муниципальное право. 2016. № 10. С. 28 - 32.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести