The power of law and the word of God: on the punishment, prevention of of-fences and sins in law and religion
Table of contents
Share
Metrics
The power of law and the word of God: on the punishment, prevention of of-fences and sins in law and religion
Annotation
PII
S102694520014868-5-1
DOI
10.31857/S102694520014868-5
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Karen Agamirov 
Occupation: Senior researcher of the sector of Philosophy of Law, history and theory of state and law of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Affiliation: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
55-67
Abstract

The article examines in comparative terms the institution of punishment in law and religion and ways to prevent deviations from legal prescriptions and church canons. The author justifies the differences in the conceptual apparatus of these social phenomena, the derivative of philosophical and legal concepts of punishment from religious dogmas and the duality of the latter, notes the importance of taking into account the religious component in the legal consciousness for the full use of the potential of legal regulation and public administration, the importance of communication of positive and canon law for establishing a creative human being. The thesis "law comes into force when religious arguments are spent" determines the role of religious punishments as an instrument of canonical repentance and the healing of lost souls. The long process of secularization has contributed to an objective increase in contradictions in human behavior, so the classification of methods of correction implies proportionality of penalties to committed offenses and sinful acts. In a comparative way, the drivers of crime and sin are revealed, concrete ways of preventing them are proposed, and it is concluded that the effectiveness of the educational and coordinating functions of law and religion depends on the practical implementation of the criteria of a decent life and social control.

Keywords
law, religion, legal acts, religious canons, punishment, social control, deviant and victimized behavior, sinful acts, repentance, prevention of offenses and sins
Received
30.12.2020
Date of publication
24.05.2021
Number of purchasers
2
Views
222
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 Введение
2 Наказание в праве преследует цели корректировки поведения виновного и профилактики совершения им новых правонарушений. Наказание в религии направлено на исправление оступившегося человека через покаяние. Так как понятие «оступившийся» у этих социальных институтов нетождественное, то способы и средства достижения обозначенных целей у права как властно-принудительного регулятора общественных отношений и у религии как системы взглядов, основанной на вере в сверхестественные силы, тоже разные.
3 Способы исправления в праве заключаются в применении к нарушившим законодательные установления предусмотренных мер уголовно-правового и иного воздействия; средства исправления: в уголовно-исполнительной системе – определенный уголовно-исполнительным законодательством режим содержания в исправительных учреждениях, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, осуществление контроля за поведением осужденных без изоляции от общества, в административном праве – административное пресечение, административное выселение, в трудовом праве – увольнение с работы, в гражданском праве – возмещение убытков и проч.
4 Так или иначе, теоретические и философско-правовые истоки учений и наказании содержатся в религиозных канонах: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:5-6).
5 По первому впечатлению, речь в Ветхом Завете идет о возмездии, но это не возмездие в общепринятом философско-правовом смысле (по И. Канту, «карающий закон есть категорический императив, и горе тому, кто в изворотах учения о счастье пытается найти нечто такое, что по соображениям обещанной законом выгоды избавило бы его от кары…»1), а кара Божия («Я взыщу…»), на что обращает внимание ап. Павел: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19).
1. Кант И. Метафизика нравов: соч. в 6 т. / пер с нем.; под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М., 1965. Т. 4. Ч. 2. С. 256.
6 При этом двойственная составляющая религиозных канонов здесь очевидна: с одной стороны, «того кровь прольется рукою человека…», с другой – «не мстите за себя…». Этот дуализм можно объяснить правовыми традициями Рима в каноническом праве – различением врачующего (poenae medicinales) и воздающего (poenae vindicativae), виндикативного и карательного наказаний2.
2. См.: Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1913. С. 285.
7 Цель врачующих наказаний — исправление провинившегося, цель виндикации – защита и охрана престижа церковного уложения и карание за отход от непреложного правила. Вне зависимости от того, исправился он или нет, виновный вначале должен претерпеть зло, определенное за нарушение религиозного канона3.
3. См.: Никодим (Милаш Николай Трифонович; еп. Далматинский; 1845 - 1915). Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского / пер. с серб. М., 2001. Т. 1. С. 57, 58.
8 Церковь земная не есть Царство Небесное, она и ее установления находятся в определенной зависимости от специфики земного бытия, и поэтому не следует думать, что соприсутствующая в социуме церковь взывает лишь к личным переживаниям и совести отступника от христианских основ и оставляет в стороне карательную компоненту наказания. Смысл воздаяния за преступление имеет более чем человеческое значение, чтобы его можно было игнорировать4. Кроме того, исправление через покаяние предполагает удовлетворение оскорбленной грехом церковной общины, которое в условиях врастания Церкви в Римскую империю возможно посредством применения к виновному карательных мер со стороны государства5. Регламентируемые нормами Ветхого Завета достаточно жесткие санкции, осуществляемые людьми, отражают примитивную, но в то же время предохраняющую невинных справедливую форму уголовного права6.
4. См.: >>>> А. Наказание в каноническом праве. Часть 6.2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2020).

5. См.: Суворов Н.С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских соборов. М., 2015. С. 46, 47; Его же. О церковных наказаниях. Исследования по церковному праву. СПб., 1876. С. 56, 57.

6. См.: Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии. М., Милан, 1992. С. 257.
9 Следует, тем не менее, признать, что подобный дуализм несвойственен глубинному смыслу религиозных догматов, изначально направленных на прощение ближнего: «как Христос простил вас, так и вы» (Кол.  3:13); «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.  6:14–15); «Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» (Сир. 28:2).
10 Религиозная компонента так или иначе присуща всему правосознанию, и ее недоучет при формировании и воплощении в жизнь позитивного права и политики государства способствует дисбалансу между правосознанием и государственной идеологией, что приводит к ослаблению регулятивного потенциала права и механизма легитимации власти государственных структур7.
7. См.: Зыкова С.В. Формы и элементы религиозности в российском праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 14.
11 Иисус Христос позиционирует свой приход в этот мир с реализацией ветхозаветных установлений, определенных как «закон и пророки»: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17-18)». Что касается законов человеческих (позитивного права), то Киевский митрополит, святитель Иларион (XI в.) трактует их как предуготовление Истины и Благодати, их предтечу и слугу8, т.е. назначение мирских законов состоит в том, чтобы подготовить людей к пришествию Христа и жизни вечной, ибо Благодать есть Христос9, а Л.И. Петражицкий подчеркивает, что «законы должны сообразовываться с религией и в случае коллизии терпят фиаско»10.
8. См.: Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати / сост., вступ. ст., пер. В.Я. Дерягина; реконстр. древнерус. текста Л.П. Жуковской; коммент. В.Я. Дерягина, А.К. Светозарского; отв. ред. О.А. Платонов. М., 2011. С. 39.

9. См.: там же. С. 108 - 112.

10. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 414.
12 Могущество и социальная ценность права конституируются его силой11, которую в конечном счете способно гарантировать только публичная власть, воздвигающая правовые интенции в закон. В то же время официальное право призвано соответствовать духовным преобразованиям в общественной жизни и согласовываться с интуитивным правом, которое отличается свободной изменчивостью и применяемостью12. Действующее позитивное право как государственное установление и каноническое право как состояние души человека призваны через взаимодействие способствовать конструктивному человеческому общежитию. Одно дополняет другое: по образному выражению Г.В. Мальцева, «правовые санкции становятся последним и решающим аргументом в пользу социально одобренного поведения там, где моральные и религиозные доводы исчерпаны или просто игнорируются»13.
11. См.: Алексеев С.С. Тайна и сила права: наука права: новые подходы и идеи, право в жизни и судьбе людей. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

12. См.: Петражицкий Л.И. Указ. соч. С. 376 - 383.

13. Мальцев Г.В. Месть и возмездие в древнем праве. М., 2012. С. 492.
13 Придерживаясь заявленной ранее позиции, согласно которой наказание в религии (здесь и далее мы будем вести речь о христианстве) не направлено на возмездие как таковое, можно вывести, что и способ покаяния состоит во врачевании, а не бичевании грешных душ. Каноническое «покаяние», собственно, и есть «врачевание»14.
14. Вас. Вел. 3, Григ. Нисск. 8, Трулл. 102.
14 Средства исправления в религии разнятся в зависимости от тяжести греха и его субъекта. Cвятотатство, вероотступничество и ересь мирян караются анафемой – великим (полным) отлучением, а именно исключением грешника из лона Церкви. Менее тяжкие грехи влекут за собой увещание (увещевание), замечание, наложение епитимии, малое отлучение от святых таинств (присутствие на богослужениях, причащение, исповедование) и других таинств, запрет на молитвы и духовную близость с единоверцами. Священнослужители могут быть извергнуты из сана, в качестве временной меры на них может быть наложено запрещение в служении.
15 Об истоках нарушения норм права и канонов религии
16 Нормативные правовые акты и религиозные каноны исходят от людей – первые являются результатом непрерывного законотворческого процесса, а вторые закрепились в ходе общения апостолов с Христом (установления апостолов ) и в установлениях Отцов Церкви, Вселенских и поместных соборов по вопросам церковного устройства и церковных правил.
17 Многовековой процесс секуляризации общества соединил в светском государстве культурно-духовный, экономический и политический пласты, отражающие соответственно творческую (свободолюбивость), материальную (зависимость от денежно-вещевой компоненты) и властолюбивую (стремление к первенству) природу человека.
18 Отсюда и его дисбаланс, состоящий в человеческом стремлении приобщаться одновременно к вечным ценностям, материальным благам и властной касте. Отсюда и бесконечные противоречия, опутывающие жизнь homo sapiens, бросающие его из крайности в крайность – от богобоязненности и богоугодных дел до низменных страстей и чудовищных злодеяний.
19 Есть ли надежда, что ст. 671 Конституции РФ15, позиционирующая страну как объединенную тысячелетней историей и памятью предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, будет способствовать вхождению современного человека в лоно Церкви, или же попытка совместить несовместимое – дело бессмысленное и невозможное?
15. См. об этом: Осавелюк А.М. Бог в Конституции России: новые смыслы и акценты (О некоторых изменениях в Конституции РФ, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Государство и право. 2020. № 12. С. 57 - 65.
20 Время бежит неумолимо, но почти двухсотлетней давности размышления М. Гесса актуальны и по сей день: «Мы находимся сейчас на вершине социального животного мира, в его кульминационном пункте; поэтому мы теперь – социальные хищники, законченные, сознательные эгоисты, которые в свободной конкуренции санкционируют войну всех против всех, в так называемых правах человека – права изолированных индивидов, частных лиц, “абсолютных личностей”, в свободе промышленности – взаимную эксплуатацию, жажду денег, которая есть не что иное, как жажда крови социальными хищниками… Чем является бог в теоретической жизни, тем деньги являются в практической жизни превратного мира: это отчужденные способности людей, их распроданная жизнедеятельность. Деньги – это выраженная в числах человеческая ценность, печать нашего рабства, неизгладимое клеймо нашего порабощения… Деньги – продукт взаимно отчужденных людей, отчужденного человека… Только теперь принцип рабства – отчуждение человеческой сущности путем изоляции индивидов и низведение этой сущности до средства существования этих индивидов – смог стать всеобщим принципом жизни»16.
16. Hess M. Ǖber das Geldwesen // Rheinische Jahrbücher zur gesellschaftlichen Reform. Bd. 1. Darmstadt, 1845. Bd. 1. S. 1 - 33.
21 Тезисы немецкого социалиста, оказавшего влияние на К. Маркса и Ф. Энгельса, оттеняют значимость материальной составляющей, так или иначе продолжающей диктовать свои правила и доминировать в этом мире. Более 70 лет советский человек состоял на службе у системы, обещавшей лучшее будущее взамен кропотливого труда и долготерпения. Он уповал на то, что данная нам в ощущении суровая объективная реальность, обозначенная основателем советского социалистического государства («Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»17), является оптимальной идеологической оболочкой построенного на атеистической основе общества. Советского человека убеждали в том, что буржуазный золотой телец оскверняет аскетический коммунистический дух. Еще чуть-чуть и «сделаем из золота общественные отхожие места на улицах нескольких самых больших городов мира»18.
17. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131.

18. Ленин В.И. О значении золота теперь и после полной победы социализма // Там же. Т. 44. С. 225, 226.
22 Этого так и не случилось – деньги до сих пор являются неотъемлемой частью земного существования и, более того, правят бал, особенно в условиях перманентного кризиса. Да и запрещено ли верующему человеку думать о деньгах? Отвергает ли Священное Писание всякую мысль о финансовой подпитке? Новозаветный постулат « удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие » (Мф. 19:24) имеет в виду скорее всего опасность, проистекающую, в сущности, не от денег как таковых, а от их переизбытка. Когда золотой телец возведен человеком на пьедестал, тогда вход в Рай ему заказан, как тому юноше:
23 «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
24 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
25 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:21-23).
26 Иисус Христос порицает тягу к алчности; именно жажда наживы погубила супругов Анания и Сапфиру (Деян. 5:1-11). Апостол Иаков тоже предостерегает богатых: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас» (Иак. 5:1); «Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью (Иак. 5:2).
27 Получается, что «не собирайте себе сокровищ на земле…» (Мф. 6:19) относится к роскоши. Деньги же даны человеку для того, чтобы он мог, во-первых, самосовершенствоваться и, во-вторых, помогать страждущим, и если в современном мире мы наблюдаем в основном равнодушие богатейших групп к нуждающимся массам, то в этом как раз и кроется первопричина нарушений правовых и религиозных норм.
28 Данный тезис отнюдь не снимает ответственности за несоблюдение правовых и религиозных установлений, а лишь оттеняет значимость справедливого распределения материальных ресурсов при исследовании причин как правонарушений, так и находящихся за пределами правовой сферы греховных поступков человека.
29 Но только лишь материальных ресурсов? Отнюдь. Отчуждению человека от права и религии способствует также ограниченный вход в культурное пространство – доступ к полноценному пользованию объектами культурного наследия далеко не каждому по карману, а ведь они облагораживают человека, делают его терпимее. Поэтому для претворения в жизнь заявленного в ч. 2 ст. 44 Конституции РФ права каждого участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям в федеральном законодательстве о культуре следует закрепить положение о национальном приоритете культурного пространства и его признании в качестве залога динамичной социально-экономической модернизации и фактора повышения качества жизни. С этих позиций совершенно очевидно, что граждане должны иметь право бесплатно посещать государственные музеи и другие объекты культурного наследия.
30 Правомерен и такой вопрос: почему, казалось бы, правильные и со светской, и с религиозной точек зрения правовые нормы плохо соблюдаются? Человек заходит в церковь и становится религиозным; потом выходит из храма, и выносит его светская круговерть из религиозных канонов, и опять он оказывается слабым и беззащитным перед лицом греховных соблазнов.
31 Где та «симфония чувств», подобно византийской «симфонии властей»19, соединяющей лучшие качества человека? Почему нормативные правовые акты и религиозные каноны не находят достойного места в сердцах людей? Быть может, отчужденный от законов и Бога грешный мир изначально к ним неприспособлен?
19. Золотухина Н.М. Политико-правовая мысль России XVI в.: Филофей и «Филофеев цикл». М., 2015. С. 28.
32 Возьмем шестую-десятую заповеди:
33 6. Не убивай.
34 7. Не прелюбодействуй.
35 8. Не кради.
36 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
37 10. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего ( Исх. 20:2-17 ).
38 Нарушение шестой заповеди карается ст. 105 «Убийство», ст. 106 «Убийство матерью новорожденного ребенка», ст. 107 «Убийство, совершенное в состоянии аффекта», ст. 108 «Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление» УК РФ. Седьмая заповедь согласована с моральным ограничением без правовых последствий, однако именно отход от данного предупреждения из Ветхого Завета провоцирует множество семейно-бытовых преступлений. Попирание в широком смысле восьмой заповеди влечет за собой санкции гл. 21 «Преступления против собственности», а в узком – преследуется ст. 158 «Кража» УК РФ. Игнорирование девятой заповеди наказывается ст. 307 «Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод» УК РФ. В десятой заповеди сфокусировано собственно само право как соционормативная система, воспроизводящая справедливость (л ат. jus - право, justitia - справедливость, законность).
39 Почему же человек продолжает совершать неправомерные и безнравственные поступки, и ни уголовное законодательство, ни религиозные каноны не оказывают на него должного упреждающего воздействия? Имел ли основания немецкий криминолог Ф. Лист утверждать, что преступник – несвободное существо, и его преступление есть необходимое и неизбежное последствие данных обстоятельств?20 Стало быть, склонность человека к греху тоже изначально заложена в нем?
20. См.: Лист Ф. Задачи уголовной политики, в изложении Бориса Гурвича. СПб., 1895. С. 132.
40 Отрицательно отвечая на эти вопросы, мы выходим на тему профилактики преступности и грехопадения. Полагаем, что только упорядоченная совместная деятельность государственных структур, учреждений гражданского общества и религиозных организаций в деле духовного совершенствования человека в состоянии преобразовать сложившуюся обстановку и поставить заслон на пути нравственной деградации нации.
41 И это не праздные фразы. Разве можно воспринимать всерьез декларируемое желание публичной власти остановить духовное вырождение, если средства массовой коммуникации, в особенности Интернет, наводнены насилием и прочими антиценностями? Разве можно вести предметный разговор о плодотворной национальной идее, если в сознание людей вбиваются в изощренных формах денежный фетишизм и поощрение мздоимства? Страстные тирады о праве человека распоряжаться своей судьбой так и останутся пустым звуком без должного внимания властей к нуждам социально обделенных групп.
42 В Ветхом Завете сказано:
43 «Не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю» ( Пс. 36:10 ); «Делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю» ( Пс. 36:9 ); «Беззаконные будут извержены и потомство нечестивых истребится» ( Пс. 36:28 ); «Во дни Его процветет праведник, и будет обилие мира… поклонятся ему все цари: все народы будут служить ему» ( Пс. 71:7-11 ); «И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» ( Ис. 2:4 , Мих. 4:3 ); «Притеснителя не станет, грабеж прекратится, попирающие исчезнут с земли» ( Ис. 16:4 ); «Радость вечная над головой праведников. Праведники найдут радость и веселие. Печаль и вздохи удалятся» ( Ис. 51:11 ); «Не слышно будет более насилия в земле твоей, грабежа и разрушения» ( Ис. 60:16-22 ); «Наполнится земля знанием о Боге, как вода переполняет море» ( Ис. 11:9 ); «Изменится сердце живущих и обратится в чувство иное. Ибо зло истребится, и исчезнет лукавство; процветет вера, побеждено будет растление, явится истина, которая столько времени оставалась без плода» (3 Ездры 6:25); «Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится» (3 Ездры 7:34).
44 Так констатируют религиозные догматы. Однако в жизни зачастую попирающие и пороки в почете, а добродетель и кроткие – в нужде; войны и разрушения продолжаются; вздохи притесняемых не утихают. Свидетельствует ли это о том, что нечисть неискоренима? Учителя Церкви отсылают к религиозным канонам, согласно которым зло будет повержено в результате Второго пришествия Христа: «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф. 24:44); «ибо пришёл великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:17).
45 Когда все сие произойдет, знает только Творец, а жить приходится здесь и сейчас.
46 О путях предупреждения правонарушений и отхода от религиозных предписаний
47 Теория прирожденного преступника основоположника антропологической школы в криминологии Ч. Ломброзо21 не выдержала испытания временем, хотя те же психиатры, как и социологи, могут найти в ней интересные идеи. В основе предупредительных мероприятий общего характера, способствующих нейтрализации девиантного поведения, лежит правовое воспитание индивида, основанное на осознанном восприятии наличествующих в социуме проблем и адекватной оценки своих целей и перспектив22. Убежденность в необходимости осмысленного следования правовым нормам формируется в ходе систематического правового развития в школьной, вузовской, трудовой, семейной и бытовой среде, и его роль в становлении субъекта права как личности фактически предопределяет поведенческий механизм23: человек исполняется ответственностью и долгом по отношению к правовым предписаниям, даже если они расходятся с его восприятием справедливости24.
21. См.: Ломброзо Ч. Преступный человек / пер. с ит. Г.И. Гордона. М., 2005.

22. См.: Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии: о структуре индивидуального преступного поведения. М., 1968. С. 29; см. также: Ковалев А.Г. Психология личности. 2-е изд., испр. и доп. М., 1965. С. 238.

23. См.: Агамиров К.В. Проблемы предупреждения преступлений // Развитие науки в XXI веке: сб. ст. по материалам XXIV Междунар. заоч. науч.-практ. конф., 15 апреля 2017 г. Харьков, 2017. Ч. 3. С. 77.

24. См.: Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений / пер. с англ. В.М. Когана. М., 1979. С. 54.
48 Важное значение имеет и нравственное воспитание, основа которого закладывается детстве, и если в нем обнаруживаются пороки, то отклоняющемуся поведению дан зеленый свет. Соблюдение закона только из-за страха перед наказанием как способом выражения общественного неодобрения не может длиться долго, ибо уголовно-правовые установления и их вынужденное соблюдение лишь усиливают эффект моральной составляющей образования и прочих неюридических факторов25.
25. См.: там же. С. 55.
49 На индивидуальное правосознание субъекта также оказывают серьезное влияние многочисленные жизненные обстоятельства, такие как межличностные отношения со средой, в особенности, в семье – враждебные отношения между супругами и детьми являются питательной почвой для бытовой преступности.
50 Так, информацию о применении физического насилия в отношении супруги и (или) детей следует немедленно довести до участкового уполномоченного полиции, который должен провести с таким лицом профилактическую беседу даже при отсутствии обращения пострадавших. Если данная мера оказалась безрезультатной, тогда такому лицу можно объявить официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, и предупредить о возможной постановке на профилактический учет и осуществлении над ним профилактического надзора26. Если человек замечен в неподобающем поведении в трудовом коллективе (учебном заведении и проч.), то с ним также следует провести разъяснительную работу, блокирующую трансформацию асоциальных наклонностей в противоправное поведение.
26. См.: Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (ст. 17) // СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. I), ст. 3851.
51 Иногда противоправные групповые интересы доминируют над добропорядочными намерениями индивида, а некоторые специалисты склонны и вовсе относить групповые стандарты к определяющим поведение отдельного субъекта27. В подобных ситуациях при проведении профилактических мероприятий необходимо обратить особое внимание на «задающих тон» лидеров социальной ячейки. Субъекты с криминальными склонностями должны знать, что наблюдение за ними ведется, исходя из соображений общественной безопасности – общество, не желающее быть поглощенным хаосом преступности, вынуждено принимать превентивные меры. П.И.А. Фейербах придавал наказанию функцию психологического принуждения28, т.е. фактически подразумевал принуждение к законопослушному поведению.
27. См.: Шибутани Т. Социальная психология / сокр. пер. с англ. В.Б. Ольшанского. М., 1969. С. 164.

28. См.: Feuerbach P.J.A. Lehrbuch des Gemeinen in Deutschland Gültigen Peinlichen Rechts. Giessen, 1836.
52 Вместе с тем нужно осознавать, что только содержательная человеческая жизнь, освобожденная от унизительного поиска элементарного пропитания, нивелирует стремление к незаконному обогащению. В связи с этим существенным компонентом предупредительной работы выступает обеспечение достойного существования – человек должен жить, а не выживать. Государственная защита от безработицы и преодоление бедности, приближение уровня жизни к международным стандартам – вот основа социальной ответственности публичной власти, обусловливающая сокращение уровня преступности.
53 Серьезную угрозу общественной нравственности представляет такой вид отклоняющегося поведения, не являющийся правонарушением, как добровольный уход из жизни посредством самоубийства. Согласно сводкам Всемирной организации здравоохранения , каждый год свыше 800 тыс. человек совершают суицид29. Российская Федерация занимает в этом ряду далеко не последнее место30.
29. См.: ВОЗ: каждый год в мире совершается 800 тыс. самоубийств [Электронный ресурс]. – Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2020).

30. См.: Агамиров К.В. Теоретические, организационно-институциональные и нормативно-правовые аспекты предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних // Росс. юстиция. 2019. № 8. С. 52 - 55.
54 Самоубийство априори не может преследоваться по закону, однако имеет негативную общественную оценку, а в христианстве и вовсе причислено к тяжким грехам. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11); «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10).
55 Профилактика бессмысленного завершения жизненного маршрута, который во все времена полон надежд и разочарований, приобретений и потерь, требует установления характерных причин подобного извращенного варианта выхода из кажущегося замкнутого круга обреченности, среди которых превалируют утрата близких людей, тяжелая (неизлечимая) болезнь, финансовые неурядицы, крах карьерных (творческих) перспектив, проблемы, связанные с работой (учебой), психотравмирующие обстоятельства на семейном (любовном, интимном) поприще, неизбывные ощущения одиночества и разлада с окружающей средой.
56 Такие причиняющие душевные страдания факторы являются грозным предуведомлением для коллег, родных и близких и должны настроить их на выставление противосуицидального барьера – человека необходимо убедить (возможно, при помощи телефонов и центров доверия по оказанию  психологической помощи ) в бесплодности даже мыслей о самоубийстве, которое само по себе не решает никаких проблем, а лишь выказывает немощь потенциального суицидента перед жизненными неурядицами, доставит много скорби любящим людям и ляжет неискупаемым смертным грехом на его христианскую душу.
57 Наличие преобладающих внешних поведенческих обстоятельств (физическая и психологическая травля, всевозможные угрозы, клевета, оскорбления) служит сигналом для ответственных лиц о необходимости осуществления неотложных мер по защите пострадавшего от имеющихся стрессовых условий и проведения профилактических разъяснительных бесед с его обидчиками об уголовной ответственности за доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего (ст. 110 УК РФ).
58 Поразмыслим далее о роли церкви в предупреждении грехопадения, которое отличается от преступления.
59 «Грех» берет исток от греч. amartia — заблуждение, просчет, вопреки цели, трактуемые в этом значении как душевный недуг и первичное свойство духовности человека, рассматриваемые в качестве бытийной слабости и малодушного отказа человеческого духа от готовности к трансценденции, выходящей за пределы бытия31. Религия относит преступление к внешнему проявлению греха, который зарождается в человеческом сердце. Область греховного шире области преступного32, т.к. безнравственный греховный поступок далеко не всегда уголовно наказуем, в то время как любое преступление есть грех. При этом согрешить можно не только действием, он и мыслью. Таким образом, грех – причина и родовое понятие по отношению к безнравственным и преступным деяниям33, а содержание прав человека для верующих людей так или иначе связано с нравственностью – безнравственного достоинства не существует34.
31. См.: Кондратюк Л.В. Антропология преступления (микрокриминология). М., 2001. С. 8.

32. См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право: лекции. Часть общая: в 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 26, 27.

33. См.: Голубов И.И., Денисенко М.В. Некоторые аспекты соотношения греха и преступления // Горизонты гуманитарного знания. 2018. № 4. С. 145.

34. См.: Бабурин С.Н. Нравственное государство: русский взгляд на ценности конституционализма. М., 2020. С. 485.
60 Предупреждение грехопадения начинается при крещении. В десятом члене Символа веры христианами исповедуется «едино Крещение во оставление грехов», открывающее рождение для вечной жизни: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Крестившись, т.е. заново родившись, человек освобождается от греха: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3-4); «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе Нашем» (Рим. 6:11).
61 Сказанное относится, конечно же, ко взрослому человеку, который должен перед совершением Таинства Крещения покаяться во имя обновленной жизни: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).
62 Покаяние через исповедь священнику есть залог благодати, которую надлежит неустанно приумножать. Священник должен предупредить входящего в лоно Церкви о необходимости постоянной борьбы с грехом: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43-45).
63 Роль духовного пастыря в этот судьбоносный для крещаемого день трудно переоценить, но он не имеет возможности регулярно после совершения таинства наставлять его на путь Евангельской правды. Далее непосредственную ответственность за чистоту души принявшего обряд крещения несут крестные родители, с которыми по распоряжению Святейшего Патриарха Кирилла о подготовке к Таинству Крещения от 3 апреля 2013 г. № P-01/12 в церкви перед крещением священником или катехизатором должна быть проведена обязательная безвозмездная огласительная беседа об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни35.
35. См.: URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2020).
64 Большое значение в непрестанной борьбе с грехом имеет регулярное причащение (Евхаристия – от греч. благодарение), перед которым совершается исповедь – искреннее покаяние перед Богом при свидетельстве священника в своих грехах с твердым намерением больше их не совершать.
65 Преподобный Серафим Саровский наставляет: «Благодать истинного причащения столь велика, что запечатлевается на всем роде причащающегося. Благодать, даруемая Причастием, так велика, что как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном сознании великой греховности своей приступит ко Господу, то будет очищаться благодатию Христовой, все более и более просветлеет и спасется»36.
36. Душеспасительные наставления святых [Электронный ресурс]. – Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2020).
66 Святитель Иоанн Златоуст предупреждает: «Многие, вижу, не часто причащаются: это дело диавола, он мешает Причастию. Очевидно, что тот, кто не причащается, дает темным силам власть над собой и они ведут его в погибель»37.
37. Там же.
67 Именно в этом русле должна вестись перед причащением доверительная покаянно-исповедальная беседа священника с воцерковленным человеком38, которая вкупе с наставничеством крестных родителей является незаменимым профилактическим средством в нескончаемой борьбе не только с греховными мирскими поступками, но и злоязычием («Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» - Еф. 4:29), и гневом («Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» - Еф. 4:31), и помыслами («Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» - Мф. 5:27-28).
38. См.: Таинство Причащения. Часть 3. Как готовиться к причастию [Электронный ресурс]. – Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2020); ЧАСТЬ 3. Борьба с помыслами. Восемь смертных грехов и борьба с ними [Электронный ресурс]. – Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2020); Причастие [Электронный ресурс]. – Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2020); Как готовиться ко Святому Причащению [Электронный ресурс]. – Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2020); Борьба с грехом [Электронный ресурс]. – Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2020).
68 Вместе с тем при наставлении грешника на путь истинный необходимо соблюдать меру: «При наложении церковных наказаний особенно же при назначении отлучения от Святых Тайн, следует поступать осмотрительно, дабы ни кающегося не обременять и не привесть в отчаяние, ни в ожесточенном не произвесть неуважения к Святым Тайнам и равнодушия к содеянному преступлению, ни в имеющих холодность к Закону не умножать оной, а тем более сделать послабление расколу»39.
39. Макарий (Булгаков), митрополит. Собрание материалов для науки канонического права Русской Православной Церкви, изложенное в систематическом порядке. М., 2012. С. 364.
69 Грех отлучает человека от Бога и лона Церкви, и его душа закрывается для благодатного огня. Богослов Иоанн Златоуст наставляет: «Покажите мне грешника, и я скорее умру, чем допущу, чтобы он переступил порог храма, пока упорствует в своем поведении… Если ты знаешь о ком-либо из собравшихся вместе с тобой, что он виновен в непотребстве, и видишь его приступающим к Святым Тайнам, то скажи об этом раздаятелю их. Такой недостоин таинства, удержи его нечестивые руки»40.
40. Цит. по: Суворов Н.С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских соборов. С. 97.
70 Поэтому согрешившему надлежит не только каяться и причащаться, внимать священнику и крестным родителям, но и ежедневно работать над укреплением своего духа. Этот перманентный процесс можно определить как очистительную нравственную самоцензуру, способствующую профилактике искушений князем тьмы. При этом истинно верующего человека не должна смущать и отталкивать греховная людская среда, погружение в которую может вносить (и вносит) смуту в его душу. Если в ней есть Бог, то Он не покинет его в минуты испытаний. «Любите так, словно вам никогда не делали больно» – этот заголовок книги американского евангелического пастора и писателя Джентезена Франклина41 может стать духовным напутствием христианину, вставшему на путь Любви к Богу, который не «где-то там», а везде42, и примирения с окружающим миром.
41. См.: Jentezen F. Love Like You've Never Been Hurt. Michigan, 2018.

42. См.: Фриман С. Бог одноэтажной вселенной / пер. с англ. Д. Прохоровой. М., 2020.
71 «Что такое духовное совершенство? Это постоянное молитвенное общение с Богом, постоянное духовное горение», размышлял патриарх Московский и всея Руси в 1971 - 1990 гг. Пимен и повторял слова своего небесного покровителя преподобного Пимена Великого: «К кипящему сосуду не прикоснется и муха; если же остудить сосуд, какие только гады не войдут в него!»43. Именно поэтому «сам себя возбудивший к покаянию подлежит епитимии снисходительнейшей, а обличенный к продолжительнейшей»44.
43. О патриархе Пимене. К 100-летию со дня рождения [Электронный ресурс]. – Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2020).

44. См.: Макарий (Булгаков), митрополит. Указ. соч. С. 364.
72 Заключение
73 Нет ли диссонанса между свободой индивида от любого внешнего принуждения и контролем за его мыслями и поведением? Нет, и вот почему. Апостолы свидетельствуют, что сам Христос отдавал отчет в греховной природе человека и предупреждал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч…» (Мф. 10:34-37). Он не был таким уж благодушным, и даже широко известное «но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39) знаменует не всепрощение, а обличительство зла, которое самопоглощается и поэтому не требует мщения45.
45. См.: Агамиров К.В. Право и религия // Развитие науки в XXI веке: сб. ст. по материалам XIV Междунар. заоч. научн.-практ. конф., 16 июня 2016 г. Харьков, 2016. Ч. 2. С. 93.
74 А как быть с такими ветхозаветными установлениями:
75 «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6:5-7);
76 «Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» (Быт. 6:11-13).
77 Мы уже отмечали определенную двойственность церковных догматов, доказывающую лишь то, что создававшие их люди в ходе общения с Богом не открывали истину, а познавали ее, и главная задача религиозных структур состоит в том, чтобы соединить в сознании мирян слово истины с явлением благодати: «Благодать, одухотворяющая душу, — это и есть сила, способная помочь человеку делать добро, творить истину и идти к Царствию Божиему46. Ниспосланные Святым Духом догматы освещают первозданным благодатным огнем путь спасения человека, внявшего «откровению разума», как охарактеризовал христианскую религию Г.В.Ф. Гегель47.
46. См.: святейший патриарх кирилл: господь соединил слово истины с явлением благодати [Электронный ресурс]. – Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2020).

47. См.: Гегель Г.В.Ф. Логика / пер. с нем. Н. Дебольского. М., 2020. С. 81.
78 Что же касается «и вот, Я истреблю их с земли», то этот тезис предупреждает о Втором пришествии Иисуса Христа для проведения Страшного суда с целью установления праведников и грешников и назначения награды первым и наказания последним: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).
79 Обращение Иисуса Христа к своим ученикам: «Вы – соль земли» (Мф. 5:13); «Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16), – и уподобление Царства Божия «закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Лк. 13:21) ориентируют клир на воспитание и поддержание добродетелей не только в своем стане и у воцерковленных граждан, но и у всех людей: через вас и другие заблудшие образумятся, если же вы лишитесь силы своей, тогда и других погубите48, ибо «если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13).
48. См.: Толкования Священного Писания. Толкования на Мф. 5:13. Свт. Иоанн Златоуст [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2020).
80 Не должна стоять в стороне от приобщения человека к вере и усечения корней греховных деяний и светская власть. Статья 671 Конституции РФ, в которой впервые законодательно упомянута вера в Бога, свидетельствует о возрастающей роли религиозного фактора в государстве и гражданском обществе. Президент РФ В.В. Путин на онлайн-встрече с представителями религиозных объединений, процитировав Библию, Коран, Тору и Ганджур, отметил, что во всех этих текстах заложены непреходящие истины, ключевая из которых — любовь к ближнему: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13)49.
49. См.: Строки о любви. Президент процитировал Библию, Коран, Тору и Ганджур — видео [Электронный ресурс]. – Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2020).
81 * * *
82 Таким образом, правовые установления и религиозные каноны в качестве проводников волей светской и церковной властей призваны не только поддерживать людей, но и развивать, и контролировать их. Cдерживающее влияние как угрозы, так и размера наказания, неуклонная поступь от выживания к достойной жизни, надзор за индивидами с показателями девиантности и виктимности, регулярные непритворные исповедь и причащение, самоограничение публичной и духовной властей, светских граждан и мирян – вот составные части профилактики отклоняющегося поведения и греховных человеческих устремлений и деяний.

References

1. Agamirov K.V. Law and religion // Development of science in the XXI century: collection of articles on the materials of the XIV International correspondence scientific and practical conference, June 16, 2016. Kharkiv, 2016. Part 2. P. 93 (in Russ.).

2. Agamirov K.V. Problems of crime prevention // Development of science in the XXI century: collection of articles on the materials of the XXIV International correspondence scientific and practical conference, April 15, 2017. Kharkiv, 2017. Part 3. P. 77 (in Russ.).

3. Agamirov K.V. Theoretical, organizational-institutional and normative-legal aspects of preventing suicidal behavior of minors // Russ. justice. 2019. No. 8. P. 52 - 55 (in Russ.).

4. Alekseev S.S. The Mystery and power of law: the science of law: new approaches and ideas, law in the life and fate of people. 2nd ed., reprint. and additional. M., 2009 (in Russ.).

5. Andenes I. Punishment and prevention of crimes / transl. from English by V.M. Kogan. M., 1979. P. 54, 55 (in Russ.).

6. Baburin S.N. Moral state: a Russian view of the values of constitutionalism. M., 2020. P. 485 (in Russ.).

7. Velichko A. Punishment in canon law. Part 6.2 [Electronic resource]. - Access mode. URL: http://prod3.ruskline.ru/analitika/2019/10/09/nakazanie_v_kanonicheskom_prave (accessed: 28.12.2020) (in Russ.).

8. Galbiati E., P’yatstsa A. Difficult pages of the Bible. M., Milan, 1992. P. 257 (in Russ.).

9. Hegel G.W.F. The logic / transl. from German N. Debolsky. M., 2020. P. 81 (in Russ.).

10. Golubov I.I., Denisenko M.V. Some aspects of the correlation of sin and crime // Horizons of the Humanities. 2018. No. 4. P. 145 (in Russ.).

11. Zolotukhina N.M. Political and legal thought of Russia of the XVI century: Philotheus and the "Philotheus cycle". M., 2015. P. 28 (in Russ.).

12. Zykova S.V. Forms and elements of religiosity in Russian law: abstract ... PhD in Law. M., 2006. P. 14 (in Russ.).

13. Kant I. Metaphysics of morals: essays in 6 vols. / transl. from German; under the general editorship of V.F. Asmus, A.V. Gulyga, T.I. Oizerman. M., 1965. Vol. 4. Part 2. P. 256 (in Russ.).

14. Kovalev A.G. Psychology of personality. 2nd ed., rev. and ext. M., 1965. P. 238 (in Russ.).

15. Kondratyuk L.V. Anthropology of crime (microcriminality). M., 2001. P. 8 (in Russ.).

16. Kudryavtsev V.N. Causation in criminology: on the structure of individual criminal behavior. M., 1968. P. 29 (in Russ.).

17. Lenin V.I. Materialism and empiric // Lenin V.I. Complete works. Vol. 18. P. 131 (in Russ.).

18. Lenin V.I. On the meaning of gold now and after the complete victory of socialism // Lenin V.I. Complete works. Vol. 44. P. 225, 226 (in Russ.).

19. List F. The tasks of criminal policy, as presented by Boris Gurvich. SPb., 1895. P. 132 (in Russ.).

20. Lombroso Ch. Criminal man / transl. from Italian G.I. Gordon. M., 2005 (in Russ.).

21. Makary (Bulgakov), Metropolitan. Collection of materials for the science of canon law of the Russian Orthodox Church, set forth in a systematic order. M., 2012. P. 364 (in Russ.).

22. Mal’tsev G.V. Revenge and retribution in ancient law. M., 2012. P. 492 (in Russ.).

23. Metropolitan Hilarion. The Word about the Law and Grace / comp., introductory article, transl. V. Ya. Deryagin; reconstruct. old Russian text by L.P. Zhukovskaya; commentary by V. Ya. Deryagin, A.K. Svetozarsky; ed. by O.A. Platonov. M., 2011. P. 39, 108 - 112 (in Russ.).

24. Nikodim (Milash Nikolay Trifonovich; ep. Dalmatian; 1845 - 1915). The Rules of the Orthodox Church with the interpretations of Nicodemus the Bishop of Dalmatian-Istria / transl. from Serbian. M., 2001. Vol. 1. P. 57, 58 (in Russ.).

25. About Patriarch Pimen. To the 100th anniversary of the birth [Electronic resource]. - Access mode. URL: https://pravoslavie.ru/36227.html (accessed: 28.12.2020) (in Russ.).

26. Osavelyuk A.M. God in the Constitution of Russia: new meanings and accents (On some changes in the Constitution of the Russian Federation approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // State and Law. 2020. No. 12. P. 57 - 65 (in Russ.).

27. Petrazhitsky L.I. Theory of law and state in connection with the theory of morality. SPb., 2000. P. 376 - 383, 414 (in Russ.).

28. His Holiness Patriarch Kirill: The Lord united the word of truth with the phenomenon of grace [Electronic resource]. - Access mode. URL: https://pravoslavie.ru/58873.html (accessed: 28.12.2020) (in Russ.).

29. Lines about love. The President quoted the Bible, the Koran, the Torah and the Ganjur - video [Electronic resource]. - Access mode. URL: http://daily-russia.com/archives/34365/stroki-o-lyubvi-prezident-procitiroval-bibliyu-koran-toru-i-gandzhur-video/?yclid=7252731597481087684 (accessed: 28.12.2020) (in Russ.).

30. Suvorov N.S. About church punishments. Studies on Church law. SPb., 1876. P. 56, 57 (in Russ.).

31. Suvorov N.S. The scope of the disciplinary court and the jurisdiction of the Church in the period of Ecumenical Councils. M., 2015. P. 46, 47, 97 (in Russ.).

32. Suvorov N.S. Textbook of Church law. M., 1913. P. 285 (in Russ.).

33. Tagantsev N.S. Russian Criminal Law: lectures. Part general: in 2 vols. M., 1994. Vol. 1. P. 26, 27 (in Russ.).

34. Interpretations of the Holy Scripture. Interpretations on Mt. 5: 13. Svt. John Chrysostom [Electronic resource]. - Access mode: URL: http://bible.optina.ru/new:mf:05:13 (accessed: 28.12.2020) (in Russ.).

35. Freeman S. God of the one-story universe / transl. from English D. Prokhorova. M., 2020 (in Russ.).

36. Shibutani T. Social psychology / abbreviated transl. from English V.B. Olshansky. M., 1969. P. 164 (in Russ.).

37. Feuerbach P.J.A. Lehrbuch des Gemeinen in Deutschland Gültigen Peinlichen Rechts. Giessen, 1836.

38. Hess M. Ǖber das Geldwesen // Rheinische Jahrbücher zur gesellschaftlichen Reform. Bd. 1. Darmstadt, 1845. Bd. 1. S. 1 - 33.

39. Jentezen F. Love Like You've Never Been Hurt. Michigan, 2018.

Comments

No posts found

Write a review
Translate