Remote participation in the defense of dissertations
Table of contents
Share
Metrics
Remote participation in the defense of dissertations
Annotation
PII
S102694520014348-3-1
DOI
10.31857/S102694520014348-3
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Andrey V. Gabov 
Occupation: Chief researcher of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Affiliation: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Natalia Kolotova
Occupation: Leading Research Fellow, Acting Head of the Human Rights Department
Affiliation: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russia
Edition
Pages
35-49
Abstract

The authors of the article conducted a study of the issue of remote participation of members of the dissertation council and other participants in the defense of the dissertation for the degree in the meeting of the dissertation council. The article shows the evolution of legal regulation (since 2014), analyzes numerous local regulations of organizations that have received the right to independently award academic degrees on the use of remote interaction using electronic technologies since 2016. Special attention is paid to the analysis of the "emergency" legal regulation in terms of dissertation defense, which arose in connection with the spread of coronavirus infection (COVID-19) and the introduction of restrictions aimed at preventing its spread. The authors note that the accumulated experience of using electronic technologies for conducting dissertation defenses with the remote participation of some members of the dissertation council and other persons suggests the need for its consolidation in regulatory acts. An approach to the development of the dissertation defense procedure with the use of a remote mode is proposed, which allows to ensure the publicity, publicity, and collegiality of the defense.

Keywords
state system of scientific attestation; academic degree; dissertation; dissertation council; dissertation defense; remote participation; videoconferencing; digital economy; pandemic; COVID-19
Received
12.02.2021
Date of publication
29.04.2021
Number of purchasers
2
Views
83
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
830 RUB / 15.0 SU
All issues for 2021
7603 RUB / 152.0 SU
1 Введение
2 Развитие информационных и цифровых технологий предоставило физическим лицам возможность дистанционного (удаленного) участия в различных общественных, в т.ч. массовых, мероприятиях.
3 Такая практика в еще «доковидную» эпоху (до 2020 г.) стала широко распространенной, по сути, обыденной для многих сфер общественной жизни. В условиях же введения ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), новые технические возможности (общедоступность сети Интернет, наличие для этого соответствующих технических устройств, специального программного обеспечения или «сервисов») стали не просто альтернативой для решения множества задач в части взаимодействия лиц, не находящихся в одном месте физически, а едва ли не единственной возможностью для такого взаимодействия, причем в сферах, критически важных для современного общества – государственного управления и управления в частных корпорациях, образования и науки, медицины.
4 Одной из таких сфер, где новые технологии позволили обеспечить эффективное дистанционное взаимодействие для решения неотложных задач, стала государственная система научной аттестации.
5 В Российской Федерации (а до того и в СССР) ученые степени доктора и кандидата наук всегда присуждались советами по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по результатам публичной защиты диссертации. Проведение публичной защиты, в свою очередь, основывается на определенных принципах и правилах деятельности диссертационного совета, которую эту публичность гарантируют, прежде всего коллегиальности, открытости и гласности (если речь не идет о деятельности советов по отдельным «закрытым» специальностям). Эти принципы традиционно обеспечивались тем, что члены диссертационного совета, соискатель ученой степени, официальные оппоненты для проведения защиты принимали участие в заседании, проводимом путем их присутствия в определенном месте и в определенное время. Именно такой формат – заседание в форме совместного присутствия долгое время был единственно принятым способом проведения защиты диссертации.
6 Однако, начиная с 2014 г., в нормативных актах, затем с 2016 г. в локальных нормативных актах организаций, получивших право самостоятельного присуждения ученых степеней, стала появляться возможность участия отдельных лиц (в качестве ординарной практики) в защитах диссертаций в дистанционном (удаленном) режиме с использованием различных информационных технологий. Сложная ситуация 2020 г. привела к появлению целого ряда документов, направленных на развитие такого порядка участия, вызванных пандемией коронавирусной инфекции. Многие защиты диссертаций прошли с использованием указанной возможности, что дает почву для анализа и формулирования предложений по дальнейшему развитию складывающегося правового регулирования.
7 Регулирование удаленного (дистанционного) участия в защите диссертации в «доковидную» эпоху в диссертационных советах, создаваемых приказом Минобрнауки России
8 Впервые о возможности иной формы участия отдельных лиц при проведении защиты диссертации было указано в п. 30 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 8421 (далее – Положение о присуждении ученых степеней).
1. См.: СЗ РФ. 2013. № 40, ст. 5074; 2018. № 41, ст. 6020.
9 В соответствии с данной нормой по решению диссертационного совета на защите диссертации допускалось участие в «удаленном интерактивном режиме… при условии аудиовизуального контакта с участниками заседания» по причинам, признанным уважительными2: двух оппонентов по диссертации на соискание ученой степени доктора наук; одного оппонента по диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
2. Как указано в документе, «из-за состояния здоровья, в случае отпуска, командировки и наличия других причин, признанных диссертационным советом уважительными».
10 Говоря об участии таких лиц в «удаленном интерактивном режиме», п. 30 Положения о присуждении ученых степеней также использовал слово «присутствие», т.е. по логике данного положения (действующего и в настоящее время) удаленное участие приравнивалось к присутствию: участвовал удаленно значит присутствовал.
11 Интересно отметить, что нормативные документы никак не детализировали и не разъясняли такое важное условие применения этого правила, как «аудиовизуальный контакт с участниками заседания». В частности, не в полной мере понятно, как должен осуществляться данный контакт, какие технические средства при этом могут быть задействованы, должно ли удаленно участвующее лицо постоянно быть на экране или достаточно наличия факта соединения, голосового участия с помещением на экран фотографии и / или идентификационных данных участника.
12 Возможность удаленного интерактивного участия не распространялась на иных (кроме официальных оппонентов) лиц: и соискатель ученой степени, и члены диссертационного совета должны присутствовать на самом заседании (п. 30 Положения о присуждении ученых степеней).
13 Документ не отличался терминологическим единообразием – п. 29 Положения о присуждении ученых степеней указывал, что заседание диссертационного совета считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей членов диссертационного совета. Как видно, слово «присутствие» в этой норме не использовалось; тем не менее по сложившейся традиции «участие в работе», «участие в заседании» предполагало обязательное присутствие члена диссертационного совета.
14 Такие выводы подкрепляет и анализ нормативных актов, регулировавших организацию деятельности диссертационного совета. В соответствии с п. 18 Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук 2011 г.3 заседание признавалось основной формой деятельности диссертационного совета; правомочность проведения заседания определялась на основании явочного листа; присутствие членов диссертационного совета на заседании фиксировалось в стенограмме и аудиовидеозаписи.
3. Утверждено приказом Минобрнауки России от 12.12.2011 г. № 2817 (см.: СПС «КонсультантПлюс»).
15 Аналогичные нормы были закреплены в п. 19 Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук 2014 г.4
4. Утверждено приказом Минобрнауки России от 13.01.2014 г. № 7 (см.: СПС «КонсультантПлюс»).
16 В 2016 году п. 29 Положения о присуждении ученых степеней5 был дополнен нормой, в соответствии с которой аудиовидеозапись должна в течение всего заседания фиксировать ход заседания диссертационного совета, в т.ч. присутствие членов совета и оппонентов, участвующих в заседании, выступления на данном заседании соискателя ученой степени, оппонентов (включая оппонентов, участвующих в заседании диссертационного совета в удаленном интерактивном режиме), членов диссертационного совета и других лиц, присутствующих на этом заседании.
5. См.: постановление Правительства РФ от 21.04.2016 г. № 335 «О внесении изменений в Положение о присуждении ученых степеней» // СЗ РФ. 2016. № 18., ст. 2629.
17 В 2017 г. данная норма была продублирована в п. 22 и 36 ныне действующего Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук6 (далее – Положение о диссертационном совете).
6. Утверждено приказом Минобрнауки России от 10.11.2017 г. № 1093 (см.: СПС «КонсультантПлюс»).
18 Таким образом, требование нормативных актов об обязательности присутствия на заседании диссертационного совета его членов, официальных оппонентов, соискателя было усилено за счет требований к аудиозаписи заседания.
19 Норма о возможности удаленного интерактивного участия применялась только в том случае, когда диссертационный совет проводил на своем заседании защиту диссертации (п. 36 Положения о диссертационном совете). Во всех иных случаях, когда диссертационный совет осуществляет свою деятельность, проводя заседания по следующим вопросам:
20 принятия диссертации к предварительному рассмотрению (п. 18 Положения о присуждении ученых степеней, п. 29, 31 Положения о диссертационном совете);
21 принятия диссертации к защите (п. 19 Положения о присуждении ученых степеней, п. 32, 33 Положения о диссертационном совете);
22 рассмотрения диссертации, направленной Минобрнауки России на дополнительное заключение (п. 57 - 63 Положения о диссертационном совете);
23 рассмотрения апелляции (п. 64 - 67 Положения о диссертационном совете);
24 рассмотрения заявления о лишении ученой степени (п. 68 - 71 Положения о диссертационном совете),
25 возможность удаленного интерактивного участия в заседании для кого-либо исключена.
26 Регулирование удаленного (дистанционного) участия в защите диссертации в «доковидную» эпоху в локальных актах организаций, получивших право самостоятельного присуждения ученых степеней
27 Принятие в 2016 г. изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»7 сделало возможным самостоятельное регулирование рядом научных и образовательных организаций8 порядка присуждения ученых степеней и регулирования деятельности диссертационных советов9. Соответственно, нормы Положения о присуждении ученых степеней, а также Положения о диссертационном совете на них не распространяются.
7. На основании п. 3а ст. 4 Федерального закона от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (см.: СЗ РФ. 1996. № 35, ст. 4137) в ред. Федерального закона от 23.05.2016 г. № 148-ФЗ « >>>> ”» (см.: СЗ РФ. 2016. № 22, ст. 3096) распоряжением Правительства РФ от 23.08.2017 г. № 1792-р (см.: СЗ РФ. 2017. № 35, ст. 5392) в этот перечень включены четыре научные организации и 19 вузов.

8. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, а также научные организации и образовательные организации высшего образования, включенные в Перечень научных организаций и образовательных организаций высшего образования, которым предоставляются права, предусмотренные абз. 2 - 4 п. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ (утв. распоряжением Правительства РФ от 23.08.2017 г. № 1792-р) (см.: СЗ РФ. 2017. № 35, ст. 5392).

9. Подробнее см.: Габов А.В. О новизне результатов диссертационных исследований по праву // Юридическое образование и наука. 2019. № 7. С. 36 - 38; Его же. О критериях диссертационных исследований в организациях, получивших право самостоятельно присуждать ученые степени // Юридическое образование и наука. 2019. № 11. С. 3 - 15; Его же. Государственная система научной аттестации как предмет правового регулирования в постсоветское время // Методологические проблемы цивилистических исследований. 2020. Вып. 2. С. 55, 77 - 81.
28 Возможность такого локального нормотворчества привела в числе прочего и к тому, что в документах, принимаемых некоторыми научными и образовательными организациями10, которым было предоставлено право самостоятельного присуждения ученых степеней, наметился отказ от жесткого подхода, основанного на обязательном личном присутствии на заседании всех его участников. Абсолютное большинство организаций допускают саму возможность участия в заседании диссертационного совета его члена, физически не присутствующего в месте его проведения, т.е. удаленно (дистанционно). При этом обязательным условием такого участия является аудиовизуальный контакт с участниками заседания.
10. Отметим при этом, что часть организаций воспроизвела в своих документах прежний подход – возможность удаленного интерактивного участия в заседании только для части официальных оппонентов.
29 Например, об этом указывается в локальных нормативных актах таких ведущих высших учебных заведений, как:
30 Санкт-Петербургский государственный университет11, в правилах которого присутствие членов диссертационного совета в удаленном интерактивном режиме связано с решением ученого секретаря СПбГУ;
11. См.: п. 25 Порядка присуждения в Санкт-Петербургском государственном университете ученой степени кандидата юридических наук, ученой степени доктора юридических наук (утв. приказом от 01.09.2016 г. № 6821/1; в ред. от 26.03.2019 г. № 26 47/1). URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).
31 МГИМО (У) МИД России12, где в действующих документах предусмотрено, что решение о присутствии членов диссертационного совета в удаленном интерактивном режиме принимает председатель диссертационного совета;
12. См.: п. 3.3 Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и на соискание ученой степени доктора наук в Московском государственном институте (Университете) международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации (утв. приказом от 25.04.2019 г.; № 414 в ред. от 02.09.2020 г. № 583). URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).
32 Финансовый университет при Правительстве РФ (Финансовый университет)13, по принятым нормам которого член диссертационного совета вправе принять участие в заседании в удаленном интерактивном режиме при наличии соответствующих технических возможностей;
13. См.: п. 7.3 Положения о присуждении ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук в ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (утв. приказом от 30.08.2019 г. № 1713/о). URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).
33 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, где действует аналогичное положение, присутствие членов диссертационного совета в удаленном интерактивном режиме возможно по решению председателя диссертационного совета14.
14. См.: п. 22 Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук в Национальном исследовательском Томском политехническом университете (утв. 06.12.2018 г.). URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).
34 Как видно, в данных примерах применяется весьма гибкий подход, когда количество членов диссертационного совета, которые могут принять участие в заседании удаленно, не регламентируется. Но тем не менее признать эту практику удачной пока нельзя: анализ документов показывает, что специфика проведения заседания с интерактивным участием детально не урегулирована.
35 В следующей группе высших учебных заведений в локальных нормативных документах установлены ограничения количества членов диссертационных советов, удаленно присутствующих на заседании при условии установленного аудиовизуального контакта с участниками заседания:
36 в НИУ ИТМО15 на заседаниях диссертационных советов два его члена могут присутствовать в удаленном интерактивном режиме;
15. См.: п. 34 Положения о диссертационном совете ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет ИТМО» от 02.09.2019 г. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/Положение%20о%20ДС%20ИТМО.pdf (дата обращения: 23.01.2021).
37 в РАНХиГС при Президенте РФ16 в удаленном интерактивном режиме допускается присутствие не более чем одного члена диссертационного совета;
16. См.: п. 3.3 Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, доктора наук в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (утв. приказом от 30.01.2018 г. № 02 64). URL: >>>> style="text-decoration: underline;"> (дата обращения: 23.01.2021).
38 в НИТУ МИСиС17 на защите диссертации возможно присутствие одной трети от утвержденного состава экспертной комиссии в удаленном интерактивном режиме.
17. См.: п. 3.16 Положения о порядке присуждения ученых степеней в ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет “МИСиС”» (утв. 19.09.2019 г.). URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).
39 Часто в положениях, регламентирующих проведение защит диссертаций в организациях, которым предоставлено право самостоятельного присуждения ученых степеней, устанавливаются правила голосования, применяемые при дистанционном участии членов диссертационных советов:
40 Положение о диссертационном совете НИУ «Высшая школа экономики»18 указывает на то, что члены диссертационного совета могут участвовать в заседаниях с помощью электронных средств коммуникации (видеоконференции, сервисов электронного голосования);
18. См.: п. 6.10 Положения о диссертационном совете Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (утв. приказом от 28.12.2017 г. № 6.18.1-01/28/2-17; в ред. от 21.01.2020 г. № 6.18.1-01/2101-08). URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).
41 Положение о диссертационном совете НИЯУ МИФИ19 устанавливает, что в случае невозможности личного присутствия члена диссертационного совета на заседании допускается его участие в работе совета с использованием системы видео-конференц-связи; количество таких членов не может превышать одной трети списочного состава совета, но при этом такие члены не учитываются при подсчете кворума заседания и не участвуют в голосовании; данный документ также допускает участие с использованием видео-конференц-связи официальных оппонентов, представивших положительные заключения;
19. См.: п. 3.2, 6.3 Положения о диссертационном совете ФГАУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”» (утв. приказом от 17.01.2018 г.). URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).
42 при определении кворума и голосовании на заседаниях диссертационных советов в Национальном исследовательском Томском государственном университете20 не учитывается присутствие члена диссертационного совета, участвующего в работе с использованием системы видео-конференц-связи, допускаемого в случае невозможности личного присутствия. Кроме того, правилами данного университета установлено, что заседание диссертационного совета по анализу результативности своей деятельности может проходить в дистанционной форме;
20. См.: п. 3.2, 3.10 Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Национального исследовательского Томского государственного университета (утв. приказом от 27.06.2019 г. № 730/I). URL: >>>> prilozhenie_3.pdf (дата обращения: 23.01.2021 г.).
43 в Новосибирском национальном исследовательском государственном университете действующее Положение о присуждении ученой степени кандидата наук (Doctor of Philosophy)21 предусматривает дистанционное участие по удаленной видеосвязи не более чем одного члена экспертной комиссии, созданной для проведения защиты диссертации в заседании; такой член экспертной комиссии может голосовать открыто после заполнения другими членами комиссии бюллетеней для тайного голосования;
21. См.: п. 6.12 Положения о присуждении ученой степени кандидата наук (Doctor of Philosophy) в ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (утв. приказом от 29.05.2019 г. № 1236-3). URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).
44 Правила, установленные в РХТУ им. Д.И. Менделеева22, допускают участие члена диссертационного совета в работе с использованием системы видео-конференц-связи в случае невозможности его личного присутствия (с отражением данной формы участия в явочном листе). Количество дистанционных членов диссертационного совета не может превышать одну треть списочного состава, они выражают свое мнение открыто только после того, как опущены в урну бюллетени присутствующих. По решению диссертационного совета с использованием системы видео-конференц-связи возможно участие в защите двух оппонентов по диссертации на соискание ученой степени доктора наук, одного оппонента по диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, а также представителей ведущей организации.
22. См.: п. 4.2, 8.6, 9.4, 10.3 Положения о диссертационном совете ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева» (утв. приказом от 14.11.2019 г. № 82 ОД). URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).
45 В некоторых случаях в локальных нормативных актах организаций, проводящих самостоятельные защиты, оговаривается дистанционное участие официальных оппонентов и иных участников заседания:
46 в Пермском национальном исследовательском политехническом университете23 допускается присутствие в удаленном интерактивном режиме всех оппонентов по диссертации из-за состояния здоровья, в случае отпуска, командировки и наличия других причин, признанных диссертационным советом уважительными;
23. См.: п. 26 Порядка присуждения ученых степеней в Пермском национальном исследовательском политехническом университете (утв. 09.01.2018 г.). URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).
47 в Южном федеральном университете как по ранее действовавшим24, так и недавно вступившим в силу нормативным актам25 признается возможность участия в удаленном интерактивном режиме одного из оппонентов. В удаленном интерактивном режиме также может участвовать один член диссертационного совета;
24. См.: п. 5.1, 5.2 Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук в ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (утв. приказом от 19.12.2018 г. № 2348). URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).

25. См.: п. 5.1, 5.2 Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук в ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (новая ред.; утв. приказом от 25.12.2020 г. № 240-ОД). URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).
48 Положение о присуждении ученых степеней в НИУ МЭИ26 устанавливает, что на защите диссертации по решению диссертационного совета возможно в удаленном интерактивном режиме присутствие одного официального оппонента. При этом причинами, признаваемыми диссертационным советом уважительными для такой формы участия, могут быть состояние здоровья, отпуск, командировка и др.;
26. См.: п. 3.16 Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук в ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет “МЭИ”» (принято Ученым советом 30.03.2018 г., протокол № 03/18). URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).
49 согласно нормам защиты диссертаций в РУДН27 официальные оппоненты (не более двух по докторской и одного по кандидатской диссертации) вправе участвовать в заседании удаленно при условии обеспечения качественного аудиовизуального контакта с участниками заседания, а всего от численного состава совета могут присутствовать на заседании в режиме видеоконференции не более 20%.
27. См.: п. 5.3, 6.6 Положения о присуждении ученых степеней в ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (утв. приказом от 30.12.2019 г. № 792). URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).
50 Как можно увидеть из приведенных примеров, в научных и образовательных организациях, получивших право самостоятельного присуждения ученых степеней, имеются общие подходы к установлению ординарного (т.е. не вызванного какими-то чрезвычайными обстоятельствами, действующего в обычных условиях) порядка дистанционного участия в заседаниях диссертационных советов (в частности, наличие прочного аудиовизуального контакта). Однако конкретные правила, регламентирующие проведение защит с дистанционной формой участия, могут существенно различаться.
51 Во-первых, как показывает практика, допускается возможность участия в заседании диссертационного совета его члена, физически не присутствующего в месте его проведения, т.е. дистанционно (удаленно); для соответствующих форм участия документы организаций используют различные конструкции, которые в данном контексте следует признать синонимичными: «удаленное интерактивное участие»; участие «в режиме видео-конференц-связи» или «с использованием системы видео-конференц-связи»; участие «с помощью электронных средств коммуникации (видеоконференции, сервисов электронного голосования)»; участие «по удаленной видеосвязи»; участие «в дистанционной форме». При этом ни один из документов не дает детализации того, что под такой формой участия понимается.
52 Во-вторых, применяемое в абсолютном большинстве документов одинаковое требованиие к участию формулировка условия такого участия «при условии аудиовизуального контакта с участниками заседания» не поясняется ни в одном из проанализированных документов. Лишь в трех случаях сделаны попытки описать какие-то дополнительные условия, а именно:
53 «обеспечение (качественного) аудиовизуального контакта с участниками заседания» (РУДН); при этом не уточнено, что понимается под словом «качественного», что не позволяет в полной мере положительно оценить данный подход;
54 «постоянный аудиовизуальный контакт с участниками заседания» (МГИМО (У) МИД России), но без конкретизации, в чем такое постоянство должно заключаться, хотя можно предположить, что таким образом фиксируется отсутствие разрывов связи;
55 «наличие соответствующих технических возможностей» (Финансовый университет). Такой подход тоже нельзя признать оптимальным, поскольку никаких критериев соответствия возможностей в документе не приводится.
56 В-третьих, существенно разнится количество членов диссертационного совета, которым предоставлена возможность дистанционного (удаленного) участия в заседании; в одних случаях эта возможность распространяется на всех членов, в других - на определенное ограниченное количество; при этом какого-то рационального объяснения такая дифференциация не имеет.
57 В-четвертых, отличаются подходы к определению возможностей дистанционно (удаленно) участвующих членов диссертационного совета: в одних случаях они «присутствуют» с полным набором возможностей (учитываются в кворуме; голосуют), в других - не участвуют в подсчете кворума, не голосуют. Такую дифференциацию также сложно объяснить рациональным образом.
58 В-пятых, различны подходы к порядку принятия решения о дистанционном (удаленном) участии: в одних случаях, это делается по решению диссертационного совета, в других - его председателя или ученого секретаря организации; есть примеры наличия общего разрешения, установленного локальным актом.
59 В тех случаях, когда документы регулируют возможности дистанционного (удаленного) участия официальных оппонентов, также имеется не объяснимая рационально дифференциация регулирования: в одних случаях допускается удаленное участие всех, в других - только давших положительное заключение, в иных - части оппонентов при обязательном участии иных оппонентов.
60 Эпидемия коронавирусной инфекции (COVID- 19) и принятие ограничительных мер по ее распространению как основание для перехода к удаленному (дистанционному) участию в защите диссертаций
61 Быстрое и повсеместное распространение коронавирусной инфекции COVID-19 как в России, так и по всему миру в начале 2020 г., которую Всемирная организация здравоохранения объявила чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение (пандемией)28, привела к принятию государствами ограничительных мер, которые коснулись и возможности проведения заседаний диссертационных советов в прежнем (в виде совместного общего присутствия членов) режиме.
28. См.: URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).
62 Большинство государств в попытке сдержать распространение эпидемии временно закрыли учебные заведения и перевели учебные программы в удаленный режим, что затронуло 67.7% обучающихся во всем мире29. На удаленный режим работы были переведены большинство предприятий и организаций.
29. Данные Института статистических данных ЮНЕСКО // >>>> (дата обращения: 23.01.2021).
63 Этот процесс негативно сказался на непрерывности функционирования процедур аттестации научных и педагогических кадров, включая организацию и проведение диссертационных советов по защите научных степеней, действующих в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях. Проведение публичных защит кандидатских и докторских диссертаций, базирующихся на принципах коллегиальности, открытости, гласности работы диссертационного совета, стало сложной (если не сказать, нереализуемой) задачей, поскольку традиционные правила организации защиты диссертаций вступили в противоречие с необходимостью обеспечить санитарно-эпидемическую безопасность присутствующих лиц.
64 С проблемой поиска новых форматов для проведения публичных защит столкнулись все научные и учебные центры мира, многие из которых вынуждены были изменить правила и допустить дистанционное (удаленное) участие в диссертационных заседаниях всех заинтересованных лиц с помощью интерактивных технологий.
65 Социологи Высшей школы экономики проанализировали открытые данные университетов различных стран мира о применяемых по этому поводу стратегиях и выделили несколько вариантов таких действий в условиях карантинных мер30.
30. См.: Жучкова С.В., Кисленко И.Ю., Бекова С.К., Терентьев Е.А. Что происходит с защитами диссертаций в условиях пандемии? Опыт зарубежных и российских университетов. URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).
66 Наиболее распространенным вариантом защиты диссертаций в период введения ограничительных мер в пандемию был признан полный перевод этой процедуры в онлайн-режим, который применялся в крупнейших университетах США, Великобритании, Германии и других стран31. В этом случае не предполагалось никаких содержательных изменений в процедуре рассмотрения работы, за исключением формальных моментов: применения электронных форм для подачи документов и режима видеосвязи в процессе защиты диссертации (в формате видеоконференции или иных способов, позволяющих установить аудиовизуальный интерактивный контакт участников заседания).
31. Авторы исследования ссылаются на практику Калифорнийского университета Беркли, университетов Оксфорда, Кембриджа, Левена, Амстердама, Лундского, Гарвардского и Гейдельбергского университетов, Национального университета Сингапура, Австралийского национального университета.
67 Во вторую группу исследователями были включены университеты, в которых дистанционный формат защиты допускался по индивидуальному запросу соискателя (Стэндфордский университет, университеты Барселоны, Цинхуа, Карлов университет). По этому критерию данная группа близка к нормативному порядку, складывающемуся в настоящее время в России.
68 И третья, самая малочисленная группа – это университеты, допускающие проведение защит диссертаций при условии соблюдения мер безопасности, предполагающих введение ограничений по количеству участников и допуску иностранных гостей (Университет Тарту).
69 Практически все вузы мира предлагали своим соискателям возможность переноса процедуры защиты, а некоторые принимали такое решение централизованно. И лишь один университет из числа попавших в исследовательскую выборку – Мюнхенский университет им. Людвига и Максимилиана – полностью отменил в этот период все публичные мероприятия, включая защиты диссертаций.
70 Каждый из представленных вариантов решения проблемы защиты диссертаций в условиях принятия государствами ограничительных мер, связанных со сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой, был сопряжен с определенными трудностями и требовал существенных ресурсов от всех участников.
71 Но в любом случае можно сказать, что чрезвычайная ситуация мирового масштаба ускорила внедрение дистанционных технологий в процесс аттестации научных и педагогических кадров, о необходимости которых говорилось уже давно32. И организацию защит диссертаций на условиях дистанционного (удаленного) доступа следует считать актуальным во всем мире объективным процессом, связанным как с современными тенденциями к минимизации «издержек перемещения»33 (особенно востребованными, когда речь идет об участии в заседании узких экспертов-специалистов в конкретной проблематике защищаемых диссертационных работ), так и общими процессами развития компьютерных форматов образования и обмена информацией, изменениями представлений о месте и роли технологий в социальной и культурной жизни общества. В этом смысле применение дистанционного (удаленного) формата участия в защите диссертаций отвечает потребностям научного сообщества, заинтересованного в сохранении и повышении качества защищаемых диссертаций.
32. См.: Садков В.Г., Аронов Д.В., Машегов П.Н. О перспективах перехода к дистанционному регламенту защиты диссертаций (актуальность, необходимость и возможности) // Образование и общество. 2008. № 2 (49). С. 9 - 22.

33. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России: экспертно-аналитический доклад / под ред. В.Н. Княгинина. М., 2017. С. 35.
72 Теперь подробно рассмотрим российский опыт.
73 Изначально в России проведение защит диссертаций в организациях, подотчетных Министерству науки и высшего образования РФ и переведенных на дистанционный режим работы34, регулировалось рядом документов, которые по своему смыслу не накладывали полного запрета на их проведение наравне с другими публичными мероприятиями35, но предполагали возможность их переноса36 или перенесения в дистанционный формат37.
34. См.: приказы Минобрнауки России: от 14.03.2020 г. № 398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»; от 28.05.2020 г. № 692 «О деятельности подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организаций в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

35. См.: письмо Минобрнауки России от 27.03.2020 г. № МН-6/2504 «Об организации работы диссертационных советов» // СПС «КонсультантПлюс».

36. См.: письмо Минобрнауки России от 18.03.2020 г. № МН-6/2167 «О переносе заседаний диссертационных советов» // Там же.

37. См.: постановление Правительства РФ от 26.05.2020 г. № 751 «Об особенностях проведения заседаний советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук в период проведения мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 22, ст. 3517; приказ Минобрнауки России от 22.06.2020 г. № 734 «Об особенностях порядка организации работы советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» // СПС «КонсультантПлюс».
74 По социологическим данным, в период действия ограничительных мер с марта по май 2020 г. было перенесено 69% защит, среди которых в 79% случаев в качестве оснований их переноса были названы меры, направленные на ограничение распространения коронавирусной инфекции38.
38. См.: Жучкова С.В., Кисленко И.Ю., Бекова С.К., Терентьев Е.А. Указ. соч.
75 В этот же период был принят нормативный акт, регулировавший специальный (временный) порядок проведения защит диссертаций в период эпидемии и действия ограничительных мер – постановление Правительства РФ от 26 мая 2020 г. № 751 «Об особенностях проведения заседаний советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук в период проведения мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»39. Утвержденный этим нормативным актом порядок действует до 1 августа 2021 г.40
39. См.: СЗ РФ. 2020. № 22. ст. 3517.

40. См.: постановление Правительства РФ от 20.03.2021 г. № 426 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2020 г. № 751» // Официальный интернет-портал правовой информации // >>>> (дата обращения: 24.03.2021).
76 Данным документом было установлено, что в период борьбы с пандемией COVID-19 заседания советов по защите диссертаций могут проводиться в удаленном интерактивном режиме при соблюдении следующих условий: 1) обеспечения аудиовизуального контакта с участниками заседания; 2) участия в удаленном интерактивном режиме не более двух третей членов диссертационного совета от числа лиц, участвующих в заседании. При этом все решения диссертационного совета, включая собственно присуждение ученой степени, принимаются открытым голосованием большинством голосов.
77 Организациям, которым предоставлено право самостоятельно присуждать ученые степени, также было рекомендовано руководствоваться этим временным порядком.
78 Указанным постановлением Правительства РФ (при всей положительной оценке этого документа в целом) не были решены многие важнейшие вопросы, которые затрудняли его немедленное использование.
79 Оставались неясными: 1) правила получения официального согласия лиц, участвующих в заседании в дистанционном формате, и оформления явочных листов присутствующих; 2) обеспечение баланса между необходимой публичностью проведения заседания диссертационного совета при его трансляции в системе Интернет и соблюдения права участия в свободной дискуссии лиц, получивших доступ к просмотру заседания и не являющихся его обязательными участниками; 3) правила ведения стенограммы и аудиовидеозаписи такого заседания и т.д. Данные обстоятельства фактически заблокировали применение установленного порядка в отсутствие других разъясняющих документов.
80 Самым спорным моментом, по нашим оценкам, стало предусмотренное данным документом временное приостановление действия п. 31 Положения о порядке присуждения ученых степеней о тайном голосовании и применение в этот период открытого голосования41. Значение процедуры тайного голосования, традиционно применяемой в научной сфере для решения всех персональных вопросов коллегиальными органами42, состоит в установлении гарантий, с одной стороны, демократичности, а с другой - конфиденциальности и отсутствия контроля за волеизъявлением членов диссертационных советов. Такая форма в большей мере способствует контролю за качеством защищаемых работ. Поэтому и в условиях дистанционного проведения заседаний диссертационных советов в ряде организаций, которым предоставлено право самостоятельных защит, предусматривается тайное голосование посредством электронных сервисов43.
41. См.: Скобликов П. Открытое голосование при защитах научных диссертаций. Кто за? Единогласно! URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).

42. В старой редакции Устава Российской академии наук (утв. постановлением Правительства РФ от 19.11.2007 г. № 785), п. 28 прямо устанавливал, что все кадровые вопросы решаются общим собранием РАН тайным голосованием (см.: СЗ РФ. 2007. № 48, ст. 6005), в действующем Уставе процедуры тайного голосования прописаны каждый раз, когда речь заходит о принятии решений по персональным вопросам (см.: Устав ФГБУ «Российская академия наук» (утв. постановлением Правительства РФ от 27.06.2014 г. № 589) - п. 27, 36, 38, 40, 44, 49, 50, 56, 58, 66, 69 // СЗ РФ. 2014. № 27. ст. 3771).

43. Например, п. 8.11 Регламента проведения защит диссертаций в НИУ ВШЭ позволяет пользоваться электронными системами для голосования, обеспечивающими тайное волеизъявление участников заседания: «После окончания защиты диссертации Комитет проводит тайное голосование по присуждению ученой степени. Тайное голосование проводится с использованием онлайн-системы Mentimeter.com или аналогичных систем. Технический секретарь диссертационного совета раздает всем членам Комитета, участвующим в заседании, электронный адрес и код для голосования. Допускается только личное голосование члена Комитета. По завершении голосования технический секретарь выводит полученный результат на экран. Если член Комитета, участвующий в заседании, не проголосовал, его / ее голос считается недействительным». (см.: URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021)).
81 Ряд вопросов отчасти был снят приказом Минобрнауки России от 22 июня 2020 г. № 73444 (далее - Приказ).
44. См.: приказ Минобрнауки России от 22.06.2020 г. № 734 «Об особенностях порядка организации работы советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук», вступил в действие 27.07.2020 г. (зарегистрирован в Минюсте России 16.07.2020 г. № 58971). URL: http:// www/ pravo.gov.ru/ 16 июля 2020 г. // СПС «КонсультантПлюс».
82 В приказе сформулированы существенные положения, определяющие порядок проведения защит диссертаций в таких экстраординарных условиях. В частности, устанавливалось, что удаленный интерактивный режим проведения заседания предполагает: 1) визуальную идентификацию участников; 2) их возможность видеть и слышать друг друга; 3) непрерывность трансляции; 4) возможность обмена документами между участниками заседания, демонстрации сопутствующих материалов.
83 Тем самым были определены довольно высокие требования к качеству видео-конференц-связи, посредством которой должна осуществляться такая интерактивная коммуникация. При этом согласно п. 9 Приказа практически любые технические неполадки со связью хотя бы у одного члена диссертационного совета при его удаленном участии влекут за собой объявление перерыва в заседании, а в случае невозможности их быстрого устранения – исключают возможность учета данного члена при определении кворума и определения результатов голосования.
84 Были конкретизированы причины, считающиеся существенными для решения вопроса об участии того или иного лица в проведении заседания в дистанционном формате. Дистанционно в заседании могут участвовать члены диссертационного совета, не являющиеся работниками организации, на базе которой создан диссертационный совет, или организации, в которой проводится заседание (в случае функционирования совета на базе нескольких организаций). Кроме того, уважительными причинами признаются: состояние здоровья, отпуск, командировка, нахождение на изоляции (самоизоляции) или перевод на дистанционный режим исполнения должностных обязанностей. По общему правилу не допускается дистанционное участие председательствующего, ученого секретаря и соискателя ученой степени.
85 Приказом решен вопрос о способе волеизъявления членов диссертационного совета, которым они должны известить диссертационный совет о планируемой форме их участия – им является заявление, подаваемое по электронной почте за пять дней до даты проведения заседания. Эти заявления фактически играют роль заполненной графы в явочном листе.
86 Существенно, что для проведения заседания диссертационного совета в удаленном режиме необходимо наличие следующих документов: согласия соискателя на такую форму проведения заседания, ходатайства председателя диссертационного совета, а также распорядительного акта организации, на базе которой создан совет, и именно руководитель организации в конечном счете принимает решение о проведении конкретного заседания в удаленном интерактивном режиме.
87 Организация, на базе которой создан диссертационный совет, полностью отвечает за создание условий для качественной коммуникации, наличия соответствующих программных и технических средств, а также несет все расходы по проведению таких заседаний. Этот пункт Приказа возлагает на организацию, где функционирует диссертационный совет, финансовые обязательства, которые могут быть довольно обременительными, особенно для бюджетных научных организаций, имеющих сложности с формированием внебюджетных фондов. Технические возможности организаций, на базе которых созданы диссертационные советы, весьма отличаются друг от друга, не во всех из них есть широкополосный Интернет, обеспечивающий бесперебойную дистанционную работу и непрерывность аудиовизуального контакта. Это обстоятельство может играть существенную роль в выборе диссертационным советом формата своей работы из-за опасения, что использование доступных информационных и телекоммуникационных технологий, программных и технических средств не будет способствовать эффективному выполнению обязанностей участников заседания.
88 Приказ не разрешил все процедурные вопросы, которые неизбежно встанут перед диссертационными советами при проведении заседаний в онлайн-формате. Основная их часть связана с обеспечением публичности и гласности, которые в этом случае должны обеспечиваться при помощи технических средств, дающих возможность дистанционного подключения. Необходимо обратить внимание на то, что процедурно степень дистанционного участия заинтересованных лиц может существенно варьироваться в зависимости от решения диссертационного совета, оглашаемого заблаговременно. По смыслу Приказа допустимы разные формы участия заинтересованных лиц, одна из которых (в формате видео-конференц-связи) дает техническую возможность участия с правом голоса (задать вопрос, выступить в свободной дискуссии и т.д.), а другая (подключение к трансляции заседания) - предоставляет право быть только зрителем, и если задавать вопросы, то присланные на адрес совета заранее.
89 Представляется, что в данном случае это – избыточная диспозитивность, и правила, касающиеся таких важных принципов, как обеспечение публичности и гласности, должны быть сформулированы яснее. Иначе это положение требует конкретизации в регламентах проведения защит, принимаемых в организациях, где эти советы были сформированы, поскольку нельзя допустить, чтобы значимое процедурное решение каждый раз принимается самим диссертационным советом исходя из непонятных критериев. Следовало бы также уточнить круг «иных лиц», которые могут принимать участие в работе диссертационного совета, а также полномочия председательствующего прервать не относящиеся к делу или неэтичные выступления лиц, подключившихся к заседанию в интерактивном режиме и не являющихся членами совета или необходимыми участниками заседания.
90 Кроме того, в Приказе нет указания на то, что трансляция должна быть прекращена при обсуждении вынесенной на защиту работы перед голосованием и непосредственно при голосовании, не оговорен порядок предоставления права задать вопросы и участвовать в обсуждении присутствующим лицам, не являющимся членами диссертационного совета.
91 Между тем в организациях, в которых диссертационные советы уже работают с онлайн-трансляцией своих заседаний (некоторые организации из числа получивших право самостоятельного присуждения ученых степеней), предпринята попытка урегулировать эти моменты в своих локальных документах. Так, в Положении о совете по защите диссертаций в Санкт-Петербургском государственном университете45 установлено, что онлайн-трансляция заседания диссертационного совета ведется на сайте СПбГУ, обсуждение членами диссертационного совета результатов защиты перед голосованием не транслируется; присутствующие на защите диссертации лица, не входящие в состав диссертационного совета, имеют право задать вопрос соискателю и участвовать в открытой дискуссии в порядке, установленном председателем диссертационного совета.
45. См.: п. 18, 21 Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук (Кандидата наук СПбГУ), на соискание ученой степени доктора наук (Доктора наук СПбГУ) (утв. 20.07.2016 г.). URL: >>>> (дата обращения: 03.02.2021).
92 Однако главная проблема, возникающая в связи с реализацией рассматриваемых положений о дистанционном участии в защитах диссертаций членов диссертационных советов и иных лиц была связана с не определенным периодом их действия. Удаленный режим проведения публичной защиты в принятых документах устанавливался как мера временного регулирования защит диссертаций на «период проведения мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Окончание действия временного порядка было определено постановлением Правительства РФ от 20 марта 2021 г. № 426 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2020 г. № 751».
93 Тем не менее следует иметь в виду, что временное правовое регулирование, согласно позиции Конституционного Суда РФ может заключаться в установлении, изменении и отмене действующих норм, но при соблюдении требований правовой определенности, разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм46, входящих в содержание принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
46. См., напр.: постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов “О федеральном бюджете на 2002 год”, “О федеральном бюджете на 2003 год”, “О федеральном бюджете на 2004 год” и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В. Жмаковского» // СЗ РФ. 2004. № 9, ст. 1923.
94 Неопределенность правового регулирования, разновидностью которой является неопределенность временных границ действия нормативно-правовых актов, считается Конституционным Судом РФ одним из существенных недостатков нормотворчества47, поскольку допускает неоднозначное истолкование и, следовательно, может повлечь за собой произвольное применение соответствующих норм. Неопределенность границ действия рассматриваемых нормативно-правовых актов во времени в данном случае противоречила срочному характеру их действия, что повлекло за собой необходимость принятия новых нормативных документов.
47. «Одной из причин неопределенности регулирования являются дефекты темпоральности, нарушающие принципы действия правовых норм во времени (например, введение правоограничительных мер без установления срока их действия либо бессрочно)» (см.: Информация «Конституционно-правовые аспекты совершенствования нормотворческой деятельности (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2013 - 2015 годов)» (одобрено решением Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
95 Однако, постановление Правительства РФ от 26 мая 2020 г. № 751 и Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 22 июня 2020 г. № 734 дистанционного (удаленного) временного порядка положили начало расширению возможностей диссертационных советов использовать интерактивный формат на постоянной основе и влечет необходимость внесения изменений в действующие нормативные документы, определяющие порядок организации и проведения защит диссертаций.
96 Уже упоминавшимся Постановлением Правительства от 20 марта 2021 г. № 426 была установлена возможность проведения процедуры присвоения ученых степеней в случае необходимости проведения защит диссертаций в удаленном интерактивном режиме. Соответствующие изменения были внесены в Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842, в новой редакции п. 30 которого теперь установлено, что по решению диссертационного совета и при наличии причин, признаваемых уважительными, оппоненты по диссертации могут присутствовать на защите в удаленном интерактивном режиме, о чем диссертационный совет должен быть заблаговременно уведомлен в письменной форме.
97 Что касается присутствия в заседании в онлайн-формате постоянных членов диссертационного совета, то данный документ предусматривает такую возможность, не конкретизируя важные аспекты такого участия, включая условия и способы применения такого режима, количество человек, которые могут воспользоваться этим правом одновременно, и т.д. Очевидно, что подобные вопросы должны будут решаться в разъясняющих документах Министерства науки и высшего образования РФ.
98 Принципиальным моментом, включенным в качестве новеллы в п. 31 Положения о присуждении ученых степеней, в отличие от временного порядка защиты диссертаций, действовавшего в период пандемии, стало подтверждение обязательности процедуры тайного голосования, которая в случае проведения заседания в удаленном интерактивном режиме осуществляется с использованием информационно-коммуникационных технологий.
99 В период действия ограничительных мер существенные изменения порядка дистанционного (удаленного) доступа участников защит диссертаций произошли в научных и образовательных организациях, получивших право самостоятельного присуждения ученых степеней.
100 Те из них, где по действующим регламентам уже допускалось дистанционное участие членов диссертационных советов в процедуре защиты, оказались более подготовленными к удаленному режиму и могли не прекращать своей обычной работы. Организации, в которых такой порядок не был предусмотрен ранее, должны были быстро принять документы, допускающие порядок защиты диссертаций в онлайн-формате как временную меру, действующую на период ограничений.
101 Так, принятый в МГУ им. Ломоносова порядок проведения диссертационных советов в удаленном интерактивном режиме48 прямо устанавливает, что его действие заканчивается после вступления в силу правовых актов Российской Федерации и (или) г. Москвы о прекращении ограничительных мер.
48. См.: п. 2 Порядка проведения заседаний диссертационного совета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова с участием членов диссертационного совета и (или) оппонентов в удаленном интерактивном режиме (утв. приказом от 04.09.2020 г. № 847). URL: >>>> (дата обращения: 03.02.2021); см. также: Порядок проведения заседаний диссертационного совета МГУ им. М.В. Ломоносова по защитам диссертаций в удаленном интерактивном режиме (утв. приказом от 19.05.2020 г. № 504). URL: >>>> (дата обращения: 03.02.2021).
102 В Регламенте организации работы диссертационных советов Белгородского государственного НИУ записано, что данный документ действует до его отмены в установленном порядке49.
49. См.: п. 1.4 Регламента организации работы диссертационных советов и Аттестационной комиссии ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» с использованием удаленного интерактивного режима. URL: >>>> (дата обращения: 03.02.2021).
103 Локальный нормативный акт РУДН так и называется « Временный регламент организации и проведения заседания по защите диссертации на соискание ученой степени в постоянно действующем диссертационном совете по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Российского университета дружбы народов с использованием аудиовизуальных средств связи в условиях действия ограничительных мер »50.
50. Введен в действие приказом от 04.06.2020 г. № 326 (см.: URL: >>>> (дата обращения: 03.02.2021)).
104 Приказы ректора НИУ ИТМО от 29 мая 2020 г. № 450-0Д и от 28 октября 2020 г. № 1113-0Д «О работе диссертационных советов»51 определяют особенности порядка защит диссертаций с использованием удаленного интерактивного режима в период действия ограничений в условиях сохранения рисков, связанных с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
51. См.: URL: >>>> (дата обращения: 03.02.2021).
105 В Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова соответствующие правила организации диссертационных и проведения защит диссертаций рассчитаны на период чрезвычайных ситуаций, действия ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции52.
52. См.: Порядок проведения заседаний диссертационных советов по принятию диссертаций к предварительному рассмотрению и к ее защите с использованием удаленного интерактивного режима в связи с периодом действия ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также в период иных чрезвычайных ситуаций, ограничительных мероприятий, карантина, режима самоизоляции; Порядок и особенности проведения заседаний диссертационных советов по защите диссертаций с использованием удаленного интерактивного режима, утвержденные приказом от 13.10.2020 г. № 0899/Р. URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).
106 Как видим, в перечисленных нормативных актах была сохранена общая тенденция к темпоральной неопределенности, свойственная практически всем документам, которые принимались на различных уровнях государственной власти по поводу ограничительных мер. Поэтому данные организации, избравшие для себя путь установления временных мер, вынуждены будут вернуться к решению вопроса об ординарном применении удаленного интерактивного режима в работе своих диссертационных советов. В более выигрышной ситуации оказались те организации, которые приняли новые положения о своих диссертационных советах для защиты с учетом постоянной возможности проведения дистанционных заседаний.
107 Например, по правилам, с недавнего времени действующим в МФТИ, признается право удаленного участия в заседании не только для членов диссертационного совета, но и для заинтересованных лиц. На защите, в т.ч. и в интерактивном режиме, могут присутствовать до четырех слушателей, которым будет предоставлено слово в поддержку диссертанта53. Для удаленного участия членов диссертационного совета предусмотрена сложная процедура голосования, согласно которой дистанционные участники оглашают свое решение ученому секретарю устно, но только после того, как закончится процедура тайного голосования для очных участников диссертационного совета, и они покинут зал заседаний54.
53. См.: п. 4.19 Положения о присуждении ученых степеней кандидата наук, доктора наук в ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)» (МФТИ) (утв. приказом от 27.03.2020 г. № 600-1). URL: >>>> (дата обращения: 03.02.2021).

54. См.: п. 8.5 Положения о советах по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, действующих в ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)» на основании п. 3 ст. 4 Федерального закона «О науке и научно-технической политике (утв. приказом от 27.03.2020 г. № 601-1). URL: >>>> (дата обращения: 03.02.2021).
108 В соответствии с принятым недавно Положением о диссертационном совете СПбПУ Петра Великого заседания диссертационного совета могут быть проведены в режиме удаленного доступа с использованием электронных средств коммуникации, включая участие самого соискателя по специальному решению научно-аттестационной комиссией университета. Голосование членов диссертационного совета тайное, с использованием сервисов электронного голосования55. В дополнение к этому Положению в университете был принят и отдельный документ, регламентирующий порядок проведения собственных советов по защитам диссертаций в удаленном интерактивном режиме, который допустил принятие решений по вопросу о присуждении искомой степени открытым голосованием56.
55. См.: п. 4.2 - 4.4, 10.1, 11.3 Положения о диссертационном совете ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (утв. приказом от 28.05.2020 г. № 797). URL: >>>> (дата обращения: 23.01.2021).

56. См.: п. 2 Порядка проведения заседаний собственных диссертационных советов ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» по защитам диссертаций в удаленном интерактивном режиме (утв. приказом от 30.06.2020 г. № 1135). URL: >>>> (дата обращения: 03.02.2021).
109 Выводы
110 Подводя итоги проведенного исследования, отметим следующее.
111 Распространение цифровых технологий на сферу образования и науки, как отмечается в исследованиях – перспективная цель современного общества, ориентированного на развитие человеческого капитала57. Использование таких технологий в целом во всех сферах общественной жизни – это важная в настоящее время стратегическая задача, поставленная государством58; ее решение должно обеспечить трансформацию не только сфер производства и государственного управления, но и стать повсеместной практикой во всех отраслях экономики и социальной сфере.
57. См.: Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М., 2019.

58. См.: Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 (в ред. от 19.07.2018 г. № 444; от 21.07.2020 г. № 474) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20, ст. 2817; Паспорт национального проекта «Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 г. № 7) // СПС «КонсультантПлюс».
112 Дистанционное (удаленное) участие различных лиц в процессе защиты диссертаций в полной мере находится «в русле» общего развития. Следует отметить и то, что такая форма участия в защите диссертаций была реализована в «доковидную» эпоху в нормативных документах и локальных документах организаций, получивших после 2016 г. право самостоятельного присуждения ученых степеней. Практика реализации соответствующих нормативных положений доказала свою целесообразность и эффективность.
113 В свою очередь, эпидемия коронавирусной инфекции в 2020 г. лишь ускорила вполне закономерное развитие соответствующих положений в деятельности как диссертационных советов, создаваемых приказами Минобрнауки России, так и диссертационных советов, создаваемых организациями, получившими право самостоятельного присуждения ученых степеней.
114 Реализация таких положений при осуществлении защит в 2020 г. показала, что практика дистанционного (удаленного) участия в защитах диссертации не должна быть связана с экстраординарными обстоятельствами, в частности, с заботой о здоровье людей в период пандемии, и перейти в разряд ординарных возможностей, предоставляемых диссертационному совету по ходатайству его председателя согласно регламентирующим документам. Начало этому процессу было положено нормативными документами Правительства РФ и Министерства науки и высшего образования РФ. Однако потребуется еще целый ряд правовых решений, при создании которых:
115 целесообразно установить возможность проведения как исключительно виртуальных заседаний диссертационного совета (все участвуют интерактивно – например, при принятии технических решений, таких как прием диссертации к защите), так и «смешанных» заседаний (когда часть его членов, максимальное количество которых должно быть определено в процентном соотношении с общим количеством присутствующих, например, одна треть, может находиться в удаленной точке доступа);
116 решение о проведении конкретного заседания диссертационного совета в удаленном интерактивном режиме или «смешанном режиме» принимается распорядительным актом организации, на базе которой создан диссертационный совет по ходатайству его председателя на основании согласия соискателя на такую форму рассмотрения его работы;
117 публичность и гласность защиты обеспечиваются при помощи доступа к трансляции, участия в видео-конференц-связи с возможностью ведения многосторонней дискуссии и демонстрации текстовых документов;
118 обязанность обеспечить технические средства для качественной цифровой коммуникации в месте проведения диссертационного совета, вести аудиовидеозапись и стенограмму заседания, предоставить ссылку для подключения к трансляции / участию в заседании диссертационного совета, а также обеспечить доступ к информационно-коммуникационным технологиям тайного голосования лежит на организации, на базе которой создан диссертационный совет;
119 лицо, изъявившее желание присутствовать на заседании диссертационного совета в режиме интерактивного доступа, должно своевременно подать заявление путем направления на электронный адрес диссертационного совета его сканированной копии. Для членов диссертационного совета такое заявление является заменой личной подписи в явочном листе и листе выдаче бюллетеней для голосования;
120 при подготовке изменений в документах Министерства науки и высшего образования РФ, регламентирующих общий порядок подготовки и проведения защит диссертаций на соискание ученых степеней, следует учитывать опыт и сложившуюся практику проведения заседаний диссертационных советов с дистанционным участием в организациях, имеющих самостоятельное право присвоения ученых степеней.

References

1. Gabov A.V. The state system of scientific attestation as a subject of legal regulation in the post-Soviet period // Methodological problems of civil studies. 2020. Issue. 2. P. 55, 77–81 (in Russ.).

2. Gabov A.V. On the criteria of dissertation research in organizations that have received the right to independently award academic degrees // Legal education and Science. 2019. No. 11. P. 3 - 15 (in Russ.).

3. Gabov A.V. On the novelty of the results of dissertation research on law // Legal education and Science. 2019. No. 7. P. 36 - 38 (in Russ.).

4. Zhuchkova S.V., Kislenko I. Yu., Bekova S.K., Terentyev E.A. What happens to dissertation defenses in the context of a pandemic? Experience of foreign and Russian universities. URL: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/366230719.pdf (accessed: 23.01.2021) (in Russ.).

5. The New Technological Revolution: Challenges and Opportunities for Russia: expert-analytical report / ed. by V.N. Knyaginin. M., 2017. P. 35 (in Russ.).

6. Sadkov V.G., Aronov D.V., Mashegov P N. On the prospects of transition to remote regulations for the defense of dissertations (relevance, necessity and opportunities) // Education and society. 2008. No. 2 (49). P. 9 - 22 (in Russ.).

7. Skoblikov P. Open voting for the defense of scientific dissertations. Who's in favor? Unanimously! URL: https://zakon.ru/discussion/2020/5/28 / (accessed: 23.01.2021) (in Russ.).

8. Difficulties and prospects of digital transformation of education / ed. by A. Yu. Uvarov, I. D. Frumin. M., 2019 (in Russ.).