Конституционно-правовые основы экономической системы России ХХ – начала ХХI века (К вопросу о конституционной реформе 2020 г.)
Конституционно-правовые основы экономической системы России ХХ – начала ХХI века (К вопросу о конституционной реформе 2020 г.)
Аннотация
Код статьи
S102694520014037-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Левакин Игорь Вячеславович 
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (У) МИД России
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
83-92
Аннотация

Анализу конституционно-правовых основ экономической системы России ХХ – начала ХХI в. в связи с конституционной реформой 2020 г. посвящена данная статья. Автором прослеживается закономерность, согласно которой практически каждая новая конституция нашей страны (советские, буржуазная) отражала существенные изменения в формах собственности, способах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, социально-классовой структуре общества. Реформирование отдельных статей, а не принципиальное изменение Конституции РФ 1993 г. в 2020 г. учитывает данную закономерность и предполагает развитие конституционно-правовых основ экономической системы в текущем законодательстве и правоприменительной практике. Новизна исследования заключается в осмыслении объективных закономерностей, обусловливающих развитие конституционно-правовых основ экономической системы

Ключевые слова
конституция, законодательство, правовые основы, социально-экономическая система, социализм, капитализм, конституционные поправки
Классификатор
Получено
07.02.2106
Дата публикации
23.03.2021
Всего подписок
23
Всего просмотров
1497
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2021 год
1 Введение. Две наиболее влиятельные экономические системы: плановая с государственной собственностью в качестве основы хозяйствования — социализм и рыночная с опорой на частную собственность — капитализм, апробированы в законодательстве России.
2 Социализм начала – середины ХХ в. исходил из необходимости построения коммунизма, для чего были обобщены средства производства, сформирована плановая экономика; обеспечен режим социалистической законности1.
1. См.: Ленин В.И. КПСС о советской Конституции. М., 1979.
3 Капитализм конца ХХ в. провозглашал в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, реализуемые в гражданском обществе, опирающемся на свободные рыночные отношения; принципы либерализма, естественные права, законодательство, нормы гражданских институтов отражали потенциал реализации индивидуальных целей2.
2. См.: Хайек Ф.А. фон Дорога к рабству / пер. с англ. М., 1992.
4 Смешанная экономическая система ХХI в. функционирует как регулируемый рынок: часть экономических ресурсов централизуется и распределяется государством в целях компенсации провалов (слабостей) рыночных механизмов; конституционные нормы предполагают баланс целеполагания государства, общества и индивидов3.
3. См.: Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д. Экономика / пер. с англ. М., 1997.
5 Предмет данной статьи включает: 1) конституционно-правовые основы экономической системы советского социализма начала — середины ХХ в.; 2) конституционно-правовые основы перехода от экономики социализма к капитализму в конце ХХ в.; 3) конституционно-правовые основы экономической системы России начала ХХI в.
6 Цель исследования: выявление причинно-следственных связей между социально-экономическими отношениями и основами их конституционно-правового регулирования на обозначенных этапах общественного развития и в связи с проводимой конституционной реформой. Поставленная цель достигается путем историко-логического анализа основ конституционно-правового регулирования экономической системы4.
4. Подробное освещение всего спектра актов советских и российских органов государственного управления, которые также можно отнести к сфере экономики, выходит за рамки данной работы. О высших и центральных органах государственной власти и управления см. коллекцию Президентской библиотеки. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
7 Конституционно-правовые основы экономической системы советского социализма начала — середины ХХ в. Известные события 1917 г. были вызваны в т.ч. существенными экономическими и социальными причинами: бедность подавляющего большинства трудящихся, продовольственные кризисы, технологическая отсталость и т.п.5 По признанию С. Ю. Витте, в начале второго десятилетия XX в. экономика государства находилась «еще в начале развития промышленно-торговой ступени народного хозяйства»6. Модернизировать основные средства производства либо перестать играть активную роль на арене истории и впасть в зависимость от развитых государств и их монополий — таков был выбор. В то же время «российский капитал, а также класс и партии, представлявшие этот капитал, были слишком слабы, чтобы разрешить задачи быстрой индустриализации. <…> революция стала необходимостью, жизненной потребностью для народа…»7.
5. См.: Левакин И.В. «Экономические конституции» и научно-технологический прогресс // Журнал росс. права. 2017. № 7. С. 46 - 53.

6. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. СПб., 1912. С. 41.

7. Джилас М. Новый класс. Нью-Йорк, 1961. С. 24.
8 Модернизация экономики требовала людских, материальных и финансовых источников: решения вопроса по займам царского и временного правительств; привлечения больших человеческих ресурсов для строительства коммуникаций, возведения предприятий тяжелой промышленности; земельной реформы — «черного передела» и т.д. Лишь революционное — радикальное и насильственное — изменение общественного строя, сопровождаемое трансформированием структуры экономики, форм собственности, а значит, и политической власти, позволяло большевикам кардинальным способом решать насущные социально-экономические задачи. Для подавления каждого, кто был не согласен с таким переворотом или его методами, устанавливалась диктатура «в виде мощной Всероссийской Советской власти», которая проводила тотальное переустройство жизни, предполагавшее невиданную доселе цель — «организацию общества в целом», превращение государства в огромную корпорацию, иными словами — социализм8.
8. Примером того общегосударственного плана, стал знаменитый план ГОЭЛРО (Государственной комиссии по электрификации России), который был принят 22.12.1920 г. 8-м Всероссийским съездом Советов (утв. СНК 21.12.1921 г.).
9 Социализм строился по плану, очертания которого были отражены в первой Программе РСДРП 1903 г., резолюции III съезда РСДРП 1905 г., далее в важнейших документах (декреты «О национализации крупнейших предприятий», «О земле», «О национализации внешней торговли» и др.), принятых после прихода большевиков к власти9. Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа, затем полностью включенной в Конституцию РСФСР 1918 г., частная собственность на землю отменялась, «все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия» объявлялись национальным достоянием. Фабрики, заводы, рудники, железные дороги и прочие средства производства и транспорта переходили под контроль советов, национализировались банки, аннулировались займы, заключенные царским правительством и т.д.10 Тотальное переустройство жизни оправдывалось целью «уничтожения эксплуатации человека человеком...» (ст. 3, 9).
9. II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов принял 7 ноября (по старому стилю - 25 октября) 1917 г. обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам!», в котором провозгласил в том числе: безвозмездную передачу помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов; рабочий контроль над производством и др. Далее были приняты важнейшие акты: Положение о рабочем контроле, принятое ВЦИК 27.11.1917 г.; декреты ВЦИК: от 27.12.1917 г. «О национализации банков»; от 09.02.1918 г. «О социализации земли»; декреты СНК: от 22.04.1918 г. «О национализации внешней торговли»; от 28.07.1918 г. «О национализации крупнейших предприятий горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной и других ведущих отраслей промышленности»; и др. (см.: Россия (1917, февраль - октябрь). Законы и постановления // Систематический сборник важнейших декретов. 1917 - 1920 / авт. предисл. Д. Курский. М., 1920).

10. См.: Генкин Д. М. Право собственности в СССР. М., 1961.
10 Экономическое положение, однако, требовало именно ужесточения эксплуатации народа11. Так, насильственная политика, получившая название «военный коммунизм», — высшая фаза стремления к построению новой социально-экономической системы в условиях Гражданской войны 1918 - 1921 гг. — включала всеобщую мобилизацию (военную, политическую, экономическую); крайнюю степень централизации управления; продразверстку хлеба по классовому принципу; национализацию промышленности (от мелкой до крупной); запрет на ведение частной торговли и свертывание товарно-денежных отношений12. Политика была направлена на «уничтожение паразитических слоев общества и организацию хозяйства путем всеобщей трудовой повинности» (ст. 18). Один из главных вождей революции, Л.Д. Троцкий, точно объяснил ситуацию: «Самый принцип трудовой повинности является для коммуниста совершенно бесспорным: “Кто не работает, тот не ест”. А так как есть должны все, то все обязаны работать. Трудовая повинность начертана в нашей Конституции и в Кодексе труда»13.
11. См.: Дятлов В.Н. Постмодернизм и Марксизм. Сопоставление. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).

12. В марте 1919 г. большевистская партия на своем VIII съезде приняла программу РКП(б). В ней, среди прочего, говорилось: «Выдвигается — как одна из коренных задач — максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану» (см.: Восьмой съезд РКП(б) // Протоколы. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).

13. Троцкий Л. Терроризм и коммунизм. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
11 Военный режим позволил большевикам удержать власть, однако хозяйственные отношения деградировали, экономика требовала «перезапуска» — новой экономической политики (НЭП). НЭП, инициированный в 1921 г. по решению ХХ съезда РКП (б), допускал временный отход от конституционной цели «экспроприации буржуазии» (ст. 79 Конституции 1918 г.), введение / реставрацию элементов рыночных отношений, хотя и под контролем новой власти14. По мысли В.И. Ленина, НЭП не менял единого государственного хозяйственного плана, а менял подход к его осуществлению: восстановление товарно-денежных отношений способствовало «..максимальному подъему производительных сил...»15.
14. Был издан Декрет ВЦИК от 22.05.1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Гражданский кодекс 1922 г. содержал ст. 52: «Различается собственность: а) государственная (национализированная и муниципализированная), б) кооперативная, в) частная». НЭП был подкреплен правовыми актами в области финансового, промышленного, сельскохозяйственного регулирования (см.: Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020)).

15. План НЭПа предусматривал сначала оживить сельское хозяйство и мелкую промышленность; затем восстановить и развить крупную промышленность; подготовить и осуществить социалистическое переустройство сельского хозяйства; создать материально-технических базу социализма (см.: Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов (Доклад на II Всероссийском съезде политпросветов) // Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 44. С. 155 - 175).
12 Одновременно шло «установление основ и общего плана всего народного хозяйства, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение», предпринимались меры централизации экономики, предусмотренные Договором об образовании Союза Советских Социалистических Республик 1922 г., в т.ч. в целях «внутреннего хозяйственного преуспеяния» республики были объединены в единое государство, создан СССР и принята его первая Конституция 1924 г.16 В 1929 г. на XVI партийной конференции был утверждён план первой пятилетки, предусматривающий форсированную индустриализацию СССР при предельной централизации руководства экономикой: вопрос о сочетании рыночных и дирижистских методов регулирования экономики был снят с повестки дня17. В 1929–1930 гг. урезали хозяйственную самостоятельность государственных предприятий и ликвидировали рыночную инфраструктуру. От НЭПа как системы, допускавшей элементы рыночной экономики, во второй половине 30-х годов практически ничего не осталось18.
16. Конституция РСФСР 1925 г. зафиксировала, что вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют «собственность рабоче-крестьянского государства» на основах, определяемых особыми законами Союза ССР и верховными органами РСФСР (ст. 15).

17. 1929-й год И.В. Сталин назвал «годом великого перелома»: капиталистические элементы в экономике были окончательно отменены, началась форсированная индустриализация на основании пятилетнего плана (см.: Сталин И.В. Год великого перелома // Правда. 1929. 7 нояб.).

18. См.: Как ломали НЭП. Стенограммы пленумов ЦК ВКП(б) 1928 - 1929 гг. М., 2000.
13 Индустриализация промышленности, коллективизация сельского хозяйства привели в невиданно короткий срок к радикальным переменам в социально-экономической системе СССР: изменился социально-классовый состав населения, был практически уничтожен частный сектор, что послужило одной из главных предпосылок пересмотра Конституции СССР 1924 г. и РСФСР 1925 г. Сталинская Конституция СССР 1936 г. утвердила факт победы социализма в СССР (тоталитарный режим, построенный на жесткой централизации управления государственными органами и огосударствленной экономикой)19. В тексте Конституции появилось понятие «экономической основы СССР» — ее составляли плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства (ст. 4)20. Тяжелым, зачастую, принудительным трудом населения был обеспечен фундамент ряда социально-экономических прав: на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности и др.21 Конституция СССР 1936 г. и Конституция РСФСР 1937 г. соответствовали мобилизационному характеру советской социально-экономической системы до и после чрезвычайного периода Великой Отечественной войны22.
19. Принятие Конституций СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. имело в своей основе неразрывный комплекс социально-экономических и политических причин (см. подр.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000).

20. См.: Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927 - 1941. М., 1999.

21. См.: Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 43 - 78.

22. См.: Пьянкевич В.Л Восстановление экономики СССР, середина 1941 - середина 1950-х гг.: историография. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
14 «Оттепель» 1953 - 1964 гг. характеризовалась попытками поиска новых источников, методов и ориентиров развития промышленности, сельского хозяйства и строительства в рамках несколько гуманизированной социально-экономической системы (в 1956 г. демонтировали систему ГУЛАГа)23. Уже в 1961 г. на XXII съезде партии была представлена Программа КПСС, которая провозгласила начало нового этапа истории СССР — периода «развернутого коммунистического строительства»: используя сохранявшийся потенциал мобилизационной экономики, развивались атомная, космическая, радиоэлектронная, химическая промышленность, приборостроение24. Предполагалось, что в течение двух ближайших десятилетий СССР будет располагать невиданными по своему могуществу производительными силами, превысит технический уровень развитых государств и займет первое место в мире по производству продукции на душу населения, — будет построен коммунизм (07.05.1960 г. был принят Закон СССР от «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих»)25. Такие утопические цели все больше расходились с действительностью. Волюнтаризм Н.С. Хрущева мешал трезво оценить возможности замедляющейся в темпах роста устаревшей и затратной системы хозяйствования26.
23. Труд в сталинских лагерях необходимо рассматривать в широком контексте системы принуждения к труду в советской экономике 1930-х — середины 1950-х гг. (см.: ГУЛАГ. Экономика принудительного труда. М., 2008).

24. 11.06.1964 г. Верховным Советом РСФСР был принят новый Гражданский кодекс, содержащий ряд положений, отсутствовавших в ГК РСФСР 1922 г.

25. См.: Доклад и заключительное слово Н.С. Хрущева на сессии Верховного Совета СССР 07.05.1960 г. «Об отмене налогов с рабочих и служащих и других мероприятиях, направленных на повышение благосостояния Советского народа». URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).

26. По некоторым данным, уровень бедности в СССР в 1958 г. составлял 69.5% всего населения (см.: Масштабы бедности в Советском Союзе и соцстранах. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
15 Попытка экономических реформ с введением элементов рыночного регулирования, вошедшая в историю в качестве «косыгинских», была предпринята 30 сентября 1965 г., — принято постановление «Об улучшении управления промышленностью», а 4 октября 1965 г. — постановление «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»27. Однако отдельные меры уже не были способны предотвратить деградацию социально-экономической системы «всенародного государства развитого социализма», провозглашенных «брежневской» Конституцией СССР 1977 г. Период 70-х до середины 80-х годов был отмечен резким нарастанием хозяйственных проблем (не хватало продовольствия и товаров народного потребления), кроме прочего, СССР ввязался в крайне затратную гонку вооружений и непопулярную афганскую войну. Глубокий социально-экономический упадок, получивший характеристику «застоя», предопределил формационные перемены28.
27. Упущенный шанс или последний клапан? (к 50-летию косыгинских реформ 1965 г.) / под науч. ред. Р.М. Нуреева. М., 2017.

28. См.: Эпоха застоя в СССР. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
16 Конституционно-правовые основы перехода от экономики социализма к капитализму в конце ХХ в. На судьбоносном для СССР и всей системы мирового социализма апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г. руководство партии призвало к «совершенствованию организационных структур управления, ликвидации излишних звеньев, упрощению аппарата, повышению его эффективности…»29. Генеральный секретарь КПСС требовал «ускорения» экономики, повышения эффективности и производительности труда, но о принципиальных изменениях в социально-экономическом устройстве речи еще не было, хотя на этом же пленуме впервые прозвучало слово «перестройка», которое впоследствии переросло в целое движение по глубокому реформированию СССР — «Перестройку»30.
29. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 23 апреля 1985 г. М., 1985. С. 12.

30. Речь Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза на XIX Всесоюзной конференции (28 июня - 1 июля 1988 г.). URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
17 Перестройка 1986–1989 гг. — вынужденная либерализация социально-экономической системы «развитого социализма» — проводилась на фоне крайне неблагоприятных обстоятельств: низкие цены на нефть; высокие военные расходы (несмотря на «новое мышление»); экстенсивная экономика, ориентированная на военную и тяжелую промышленность, не обеспечивающая базовых потребительских запросов населения. Многие реформы были не продуманы: волюнтаристская антиалкогольная кампания, начатая 16 мая 1985 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения» породила спекуляцию и раздражение населения; легализация индивидуальной трудовой деятельности, перевод государственных предприятий на хозрасчёт и самофинансирование, создание кооперативов и совместных предприятий с иностранным капиталом вместе с группами предпринимателей-производителей сформировали «класс» криминальных коммерсантов, способствовали дальнейшему коррумпированию партийно-хозяйственной номенклатуры31.
31. См.: Кузнецова О.Д. История экономики. М., 2009.
18 Провалились надежды разработчиков советской «Перестройки» на конвергенцию социалистической и либерально-рыночной систем. Предполагалось, что к конвергенции должно привести осознание «беспрецедентной ситуации реальной опасности самоуничтожения» в результате различных угроз.
19 А.Д. Сахаров полагал, что «единственным путем кардинального и окончательного устранения термоядерной и экологической гибели человечества, решения других глобальных проблем является глубокое встречное сближение мировых систем капитализма и социализма, охватывающее экономические и прочие отношения»32.
32. Сахаров А.Д. Конвергенция, мирное существование. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
20 Симбиоза передовых рыночных механизмов и подлинных социальных достижений реального социализма достичь не удалось, хотя попытки формирования конвергированной экономической системы были зафиксированы уже в Конституции РСФСР 1978 г., которая в редакции от 9 декабря 1992 г. конституировала рыночные отношения, предусмотрела условия для развития частной (юридических лиц и граждан), коллективной (общей совместной, общей долевой), государственной, муниципальной и собственности общественных объединений (ст. 10). Причины провала конвергенции можно называть разные, но, вероятнее всего, элиты, захватившие власте-собственность в России и других будущих суверенных государствах, даже не ставили такой задачи.
21 Е.Т. Гайдар писал: «…изменить механизм распределения собственности… Именно здесь основной социальный смысл приватизации»33, т.е. главным было не повышение благосостояния народа (социализм) и не повышение эффективности экономики и ее постоянный рост (капитализм), а передел собственности34.
33. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М., 1997. С. 136.

34. См.: Экономика СССР с 1953 г. по 1985 г. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
22 И ныне не прекратились споры относительно возможностей сохранения социализма и Союза ССР. Но, во-первых, в позднем СССР не было огромных людских ресурсов, переехавших из деревни в город и способных годами работать за гроши35, а во-вторых, господствующий «класс» бюрократии ухватился за возможность быстрой конвертации власти в собственность и буржуазный комфорт36. Более чем 70-летний опыт социалистического строительства завершился: переродившаяся за годы «застоя», неудовлетворенная отчуждением от собственности, партийно-хозяйственная номенклатура легализовала капитализм.
35. См.: Вымирание села. URL: >>>> (дата обращения: 05.04.2020).

36. См.: Расследование РБК: в каких странах у чиновников есть недвижимость. URL: >>>> (дата обращения: 05.04.2020).
23 1 мая 1987 г. вступил в силу Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР», 30 июня того же года — Закон «О государственном предприятии», предусматривавший хозрасчет и элементы самостоятельности в выборе экономических партнеров. Считается, что формально новейшая история российского капитализма началась с принятия 26 мая 1988 г. Закона «О кооперации в СССР» и постановления Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», которые впервые со времен НЭПа создали правовые основы для создания и деятельности частных предприятий. Яркий деятель 90-х, Б.А. Березовский, в одном из интервью обмолвился, что закон о кооперативах приблизил конец советской власти37. Действительно, новая эра буржуазных отношений в России наступила: Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» и Закон РФ от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» вводили частную собственность, провозглашали равноправие всех форм собственности, т.е. ликвидировали систему реального социализма в России.
37. См.: Кречетников А. Кооперативы 80-х: хотели как лучше, вышло как всегда. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
24 Демонтаж социалистической системы хозяйствования был ознаменован событиями в центре Москве 4 октября 1993 г., а 12 декабря того же года Конституция РФ зафиксировала основные формы либерально-рыночной социально-экономической системы.
25 Конституционно-правовые основы экономической системы России начала ХХI в. В тексте Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. отсутствует специальный раздел, посвященный экономической системе (в отличие от Конституции СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г.), субъектам хозяйствования предоставлена возможность осуществлять свою деятельность в широких, но все же определенных рамках38.
38. См.: Гаджиев Г.А. Конституция как правовая основа современной экономики // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2009. № 1. С. 26 - 28.
26 Конституция РФ препятствует полному огосударствлению экономической системы: гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8); защищаются экономические права человека и запрещается монополизация экономической деятельности (ст. 34); запрещается лишение имущества без решения суда, подчеркивается защита законом частной собственности (ст. 35); в равной мере защищаются все формы собственности, при первенстве частной (ч. 2 ст. 8); гарантируется исполнение ратифицированных международных договоров (ч. 4. ст. 15), право частной собственности на землю (ст. 36); предпринимательская деятельность защищается, в т.ч. от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34), и т.д.39
39. См.: Бондарь Н.С. Экономический конституционализм в России. М., 2017. С. 17 - 21.
27 Конституция, провозгласившая Российскую Федерацию социальным государством (ст. 7), предусматривает возможность ограниченного государственного вмешательства в процесс распределения материальных благ, например, для обеспечения социальной защиты всех членов общества и отдельных групп населения. Принцип социального государства требует юридических механизмов воплощения, но, в конечном счете, действенность и масштаб социальной защиты зависит от реальных экономических возможностей. Например, остатки еще неотмененного советского трудового, социального законодательства не помогли противостоять возложению всей тяжести рыночных реформ на население в разгаре рыночных реформ 90-х — капитализм эпохи первоначального накопления капиталов. Только экономический подъем, последовавший за дефолтом 1998 г. позволил существенно повысить уровень жизни граждан. Улучшению экономического «климата» содействовали эффективные меры государства по борьбе с насильственными преступлениями, а также реформа законодательства начала 2000-х: вторая часть Налогового кодекса РФ, утвердившая плоскую ставку налогообложения физических лиц в 13%; Земельный кодекс РФ, узаконивший частную собственность на землю; Трудовой кодекс РФ, снявший ряд архаичных ограничений, унаследованных от плановой экономики; другие меры государственной поддержки отдельных отраслей экономики.
28 Росту экономических показателей, повышению уровня жизни населения помог рост цен на углеводороды: «4 июля 2008 г. цены на нефть марки Brent достигли исторического максимума — 143,95 доллара, в марте-декабре 2010 г. уровень цен на нефть стабилизировался на уровне 70-80 долларов за баррель»40. Российская Федерация представала амбициозной «энергетической сверхдержавой», государство стало мощным экономическим субъектом — реализовалась концепция смешанной экономики. Однако падение цен на энергоресурсы в условиях внешних экономических санкций сильно ударило по определяющей — сырьевой отрасли отечественного капитализма. Как следствие - двукратный обвал курса национальной валюты в 2015 г.41, многолетнее сокращение реальных доходов населения, заморозка пенсионных накоплений на неопределенный срок, наконец, «пенсионная реформа» — повышение пенсионного возраста в 2018 г.42
40. Динамика цен на нефть с 1990 г. Досье. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).

41. См.: Динамика курса доллара США. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).

42. См.: Реальные доходы россиян в 2019 году продолжили падение. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
29 Очевидно, в порыве правового инфантилизма, не учитывающего динамики глобальных процессов технологического развития, жизненной необходимости участия Российской Федерации в международном разделении труда, возможностей саморазвития Конституции РФ, предлагается социализировать экономику лозунгами: приоритет общественного интереса при осуществлении экономической деятельности над личным интересом; приоритетное развитие российских хозяйствующих субъектов и локализация капиталов, ресурсов на территории Российской Федерации; государственное регулирование экономической деятельности, отвечающее всеобщему благу и интересам гражданам России, экономического развития государства.
30 В том числе в качестве ответа на справедливый запрос населения на государственную социальную поддержку выступили изменения, внесенные в Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г. Законом РФ о Поправке к Конституции, подписанным Президентом РФ 14 марта 2020 г.43 В социально-экономической сфере предполагается «создание условий для устойчивого экономического роста страны.., гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность» (ст. 751); конституируются «гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума; индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом»; предполагается формирование системы «пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений» (ч. 5, 6 ст. 76); выстраиваются предпосылки для реализации «принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений» (п. е.4 ст. 114) и т.д.44
43. См.: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». URL: >>>> (дата обращения: 08.04.2020).

44. См.: Отношение к Основному Закону страны и к возможностям его пересмотра. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
31 Экономические основы конституционного строя формально-юридически остаются неизменными, однако нормативы солидаризма корректируют первичный (либеральный) конституционный порядок, его дальнейшая фактическая трансформация будет зависеть от целеполагающей деятельности Президента РФ, в соответствии с поправками 2020 г. осуществляющего общее руководство Правительством РФ (п. б) ст. 83) и, собственно, высшего органа исполнительной власти, обязанного обновленной Конституцией РФ обеспечивать проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики (п. в) ч. 1 ст. 114), содействовать развитию предпринимательства и частной инициативы; обеспечивать реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (п. е.3), е.4) ст. ч. 1 ст. 114), а также Федерального Собрания РФ, несколько расширившего свои возможности по контролю над деятельностью исполнительной власти, через утверждение Государственной Думой кандидатур заместителей Председателя Правительства, некоторых министров Правительства России (п. а 1) ст. 103) и т.п.45
45. См.: Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 г. «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации “О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти”, а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации». URL: >>>> (дата обращения: 06.04.2020).
32 Заключение. Диалектика конституционно-правовых основ экономических отношений подтверждает, что отечественные конституции в качестве фундаментальных правовых актов сопрягают в своем содержании экономические и идеологические цели: «право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества»46.
46. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1961. Т. 19. С. 19.
33
  1. Советские конституции и законодательство начала — середины ХХ в. легализовали обобществление средств и предметов труда для модернизации доиндустриальных социально-экономических отношений: была поставлена цель построения бесклассового общества нового типа. Социалистической экономике мобилизационного типа удавалось довольно успешно развиваться до известного предела, которым стал переход от индустриальной к постиндустриальной социально-экономической системе.
  2. При переходе в постиндустриальную эру конца ХХ в. экономическая система реального социализма потеряла динамику (командно-административная система не создавала должных стимулов к конкуренции и внедрению инноваций; уровень жизни населения падал) и, в конце концов, потерпела крах. В начале 90-х законодатель увидел возможности спасения стагнирующей экономики на путях рыночных реформ и построения «открытого общества»: узаконил частную собственность, предпринимательство, обеспечил легализацию процессов приватизации и т.п., т.е. конституировал концепцию либеральной экономики.
34
  1. Новые вызовы ХХI в. остро ставят перед Конституцией РФ задачи содействия становлению в Российской Федерации современной, социально-ориентированной и конкурентной экономической системы, способной как создавать «умные» технологии, так и функционировать в «особые периоды» сырьевых, финансовых, эпидемиологических и др. кризисов; в качестве ответа на данные вызовы конституционные поправки 2020 г. легализуют концепцию солидаризма: смешанной экономики, построенной на сотрудничестве общественных групп и широких социальных гарантиях.
35 Вывод. Практически каждая новая конституция — советские, буржуазная — отражала существенные изменения в формах собственности, способах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, социально-классовой структуре общества. Реформирование отдельных глав и статей, а не принципиальное изменение Конституции РФ в 2020 г. учитывает данную закономерность и, очевидно, до определенного момента предполагает развитие скорректированных поправками конституционно-правовых основ экономической системы Российской Федерации в текущем законодательстве и правоприменительной практике — значит, последовательная социальная трансформация, оценивать которую следует «по плодам».

Библиография

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.

2. Бондарь Н.С. Экономический конституционализм в России. М., 2017. С. 17 - 21.

3. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. СПб., 1912. С. 41.

4. Вымирание села. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5e384220d5678042d888d4a3/vymiranie-sela-5e7cadbe4e3ba518b8133377 (дата обращения: 05.04.2020).

5. Гаджиев Г.А. Конституция как правовая основа современной экономики // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2009. № 1. С. 26 - 28.

6. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М., 1997. С. 136.

7. Генкин Д. М. Право собственности в СССР. М., 1961.

8. ГУЛАГ. Экономика принудительного труда. М., 2008.

9. Джилас М. Новый класс. Нью-Йорк, 1961. С. 24.

10. Дятлов В.Н. Постмодернизм и Марксизм. Сопоставление. URL: http://philocv.files.wordpress.com/2011/12/diatlov02.pdf (дата обращения: 02.04.2020).

11. Кречетников А. Кооперативы 80-х: хотели как лучше, вышло как всегда. URL: https://inosmi.ru/world/20130526/209365303.html (дата обращения: 02.04.2020).

12. Кузнецова О.Д. История экономики. М., 2009.

13. Левакин И.В. «Экономические конституции» и научно-технологический прогресс // Журнал росс. права. 2017. № 7. С. 46 - 53.

14. Ленин В.И. КПСС о советской Конституции. М., 1979.

15. Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов (Доклад на II Всероссийском съезде политпросветов) // Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 44. С. 155 - 175.

16. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1961. Т. 19. С. 19.

17. Масштабы бедности в Советском Союзе и соцстранах. URL: https://ussrvopros.ru/sovetskaya-zhizn/sovetskij-truzhenik/502-masshtaby-bednosti-v-sovetskom-soyuze-i-sotsstranakh (дата обращения: 02.04.2020).

18. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 23 апреля 1985 г. М., 1985. С. 12.

19. Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927 - 1941. М., 1999.

20. Отношение к Основному Закону страны и к возможностям его пересмотра. URL: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14307 (дата обращения: 02.04.2020).

21. Пьянкевич В.Л Восстановление экономики СССР, середина 1941 - середина 1950-х гг.: историография. URL: https://www.dissercat.com/content/vosstanovlenie-ekonomiki-sssr-seredina-1941-seredina-1950-kh-gg-istoriografiya (дата обращения: 02.04.2020).

22. Расследование РБК: в каких странах у чиновников есть недвижимость. URL: https://www.rbc.ru/politics/21/07/2014/543d59cdcbb20f33d3197856 (дата обращения: 05.04.2020).

23. Реальные доходы россиян в 2019 году продолжили падение. URL: https://www.rbc.ru/economics/19/02/2019/5c6c3a0a9a794787fc457225 (дата обращения: 02.04.2020).

24. Россия (1917, февраль - октябрь). Законы и постановления // Систематический сборник важнейших декретов. 1917 - 1920 / авт. предисл. Д. Курский. М., 1920.

25. Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д. Экономика / пер. с англ. М., 1997.

26. Сахаров А.Д. Конвергенция, мирное существование. URL: http://www.sakharov-archive.ru/Raboty/Rabot_70.html (дата обращения: 02.04.2020).

27. Сталин И.В. Год великого перелома // Правда. 1929. 7 нояб.

28. Троцкий Л. Терроризм и коммунизм. URL: https://www.marxists.org/russkij/trotsky/1920/terr.htm (дата обращения: 02.04.2020).

29. Упущенный шанс или последний клапан? (к 50-летию косыгинских реформ 1965 г.) / под науч. ред. Р.М. Нуреева. М., 2017.

30. Хайек Ф.А. фон Дорога к рабству / пер. с англ. М., 1992.

31. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 43 - 78.

32. Экономика СССР с 1953 г. по 1985 г. URL: https://forum-msk.org/material/kompromat/11478532.html (дата обращения: 02.04.2020).

33. Эпоха застоя в СССР. URL: https://historynotes.ru/period-zastoya/ (дата обращения: 02.04.2020).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести