Temporality of the institute of state registration of marriage in Russia: the trend of expanding digitalization
Table of contents
Share
Metrics
Temporality of the institute of state registration of marriage in Russia: the trend of expanding digitalization
Annotation
PII
S102694520013220-3-1
DOI
10.31857/S102694520017269-6
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Irina A. Trofimets 
Affiliation: Embassy of the Russian Federation in the Kingdom of Spain
Address: Spain, Madrid
Edition
Pages
143-153
Abstract

The digitalization of state registration of marriage is part of the process of creating an information society and an electronic state. Now the Unified State Register of the Civil Registry Office has been created and the archive of the Civil Registry Office has been digitized, which ensures the collection, processing, storage, receipt, use and protection of information about the family-legal status of a citizen, as well as the relevance and reliability of such information. Historically the institution of state registration of marriage was defining a compromise between private and public interest and performed three main functions: protective, confirming and accounting. A married couple is provided with legal protection of its rights and legitimate interests just in case of compliance to the established requirement for state registration of marriage. State registration is the only admissible evidence when challenging the presence or absence of spousal legal relations (personal and property). The demographic component of state registration of marriage contributes to the formation of an effective state policy in the field of family and marriage.

Keywords
digitalization, information society, electronic government, marriage, registry office, state registration of marriage, identification and authentication of the applicant, Unified Register of Civil Status Acts
Received
21.12.2020
Date of publication
17.11.2021
Number of purchasers
0
Views
135
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 Связанные с тотальной диджитализацией вызовы ХXI в. порождают обеспокоенность у считающегося консервативным юридического сообщества, сопряженную с необходимостью трансформации права и правоприменения, обусловленную переходом в цифровой формат общественных отношений, возникновением новых явлений, требующих общетеоретических и отраслевых осмыслений и разработок. В современных условиях всеобъемлющей цифровизации государство и право не могут оставаться прежними. Полномасштабное внедрение киберфизического управления как результат объявленной Четвертой промышленной революции (Индустрия 4.0) затрагивает все области общественной и частной жизни. Искусственный интеллект вытесняет людей из привычных сфер деятельности, и это не только экономика и социальный сектор, принимает он на себя, в том числе и администрирование обществом. Зарождается модель виртуального социума, формируется парадигма электронного государства (электронного правительства, электронного правосудия). Осуществляется цифровизация многих общественных отношений, в т.ч. таких как «государство – гражданин».
2 Одно из первых упоминаний о начавшемся процессе цифровизации относится к Концепции использования информационных технологий и деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г., опубликованной в 2004 г.1 Хотя серьезным шагом в формировании правовой базы процесса цифровизации общества и государства можно считать принятие Федерального закона от 27 июня 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 08.06.2020 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»2 (далее – Закон об информации) и Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (в ред. от 24.04.2020 г.) «О персональных данных»3. Законодатель начал подготовку правовой основы для цифровизации всех сфер общественной жизни, включая государственное управление.
1. См.: СЗ РФ. 2004. № 40, ст. 3981.

2. См.: СЗ РФ. 2006. № 31(ч. I), ст. 3448.

3. См.: СЗ РФ. 2006 г. № 31(ч. I), ст. 3451.
3 Важным инструментом государственного управления является государственная регистрация, и именно эта деятельность органов исполнительной ветви власти наиболее затронута процессом цифровизации: институт государственной регистрации переходит в новый формат. Значение государственной регистрации связано с реализацией одной из основных функцией органов исполнительной власти – осуществление контроля в различных областях общественных отношений. Надеемся, что новый формат государственной регистрации обеспечит эффективность деятельности государственных органов.
4 Государственная регистрация в объективном смысле представляет собой комплексный правовой институт, включающий в себя нормы административного права и других материальных отраслей права (гражданского, семейного, трудового, земельного и др.), регулирующие отношения по идентификации, фиксированию и учету определенных объектов и (или) правоотношений, правовых статусов лиц. Государственная регистрация в субъективном смысле – юридический факт, а именно, административный акт, входящий в сложный юридический состав, влекущий возникновение, изменение или прекращение правоотношений и правовых статусов, одна из форм применения права (оперативно-исполнительная), реализующая диспозицию правовой нормы. Итак, если говорить о категории «государственная регистрация», то можно заявить, что это действие (чаще деятельность), имеющее своим результатом особый административный акт, которым подтверждается определенное юридическое последствие – наличие, отсутствие, изменение правоотношения, правовое состояние лица.
5 Ныне семейное положение гражданина по-прежнему остается одним из ключевых в его правовом статусе, поскольку состояние в браке или в разводе имеет определенные личные неимущественные и имущественные последствия. Можно отметить, что государственная регистрация заключения брака выполняет несколько функций, среди которых можно выделить три основные: правоустанавливающую (порождает супружеские правоотношения), обеспечительную (обладает бесспорным доказательством наличия или отсутствия брачных отношений) и демографическую (производит учет характеристик народонаселения).
6 Заключение брака – один из семи актов гражданского состояния, перечень которых исчерпывающе определен в ст. 47 ГК РФ4 и ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ (в ред. 24.04.2020 г.) «Об актах гражданского состояния»5. Действующие в Российской Федерации требования о государственной регистрации брака основываются на международно-правовых нормах, направленных на ликвидацию дискриминации в отношении женщин, а именно на п. 3 Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г.: «Все браки регистрируются компетентным органом власти в соответствующем официальном реестре»6. Конститутивное значение института государственной регистрации для такого социального образования как брак носит безусловный характер.
4. См.: СЗ РФ. 1994. № 32, ст. 3301.

5. См.: СЗ РФ. 1997. № 47, ст. 5340.

6. URL: >>>> (дата обращения: 13.12.2020 г.).
7 Акты гражданского состояния являются особой разновидностью действий граждан или событий, потенциально влияющих на возникновение, изменение или прекращение их прав и обязанностей, а также характеризующих правовой статус лица. И только в результате государственной регистрации актов гражданского состояния они трансформируются в юридические факты с определенными правовыми последствиями. Акты гражданского состояния идентифицируют (индивидуализируют) человека, фиксируют его правовое положение, юридическую связь с государством и другими субъектами правоотношений7. Перечисленные в законе акты гражданского состояния, по существу являющиеся или событиями (рождение и смерть) или правомерными действиями (заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени), самостоятельно не влекут необходимых правовых последствий, для наступления которых требуется наличие юридического состава, включающего и административный акт – государственную регистрацию.
7. Исследованию правовой природы актов гражданского состояния посвящены работы следующих авторов: Горская Е.Ю. Акты гражданского состояния как основания возникновения, изменения и прекращения гражданских и семейных правоотношений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015; Трефилов С.А. Акты гражданского состояния по законодательству Российской Федерации: гражданско-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014; Юрченко О.Ю. Акты гражданского состояния как юридические факты в гражданском праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2013.
8 Заслуживает внимания определение, представленное С.А. Трефиловым, «акты гражданского состояния – это подлежащие государственной регистрации юридические факты (события и преимущественно действия), влияющие на возникновение, изменение и прекращение правоотношений, которыми определяется частноправовой статус физического лица, его объем и содержание»8. Единственное замечание к данному определению может быть в том, что акты гражданского состояния, являясь жизненными обстоятельствами, входят в сложный юридический состав, в котором необходима строгая последовательность их наступления, завершающаяся государственной регистрацией.
8. Трефилов С.А. Указ. соч. С. 7.
9 Официальная концепция государственной регистрации актов гражданского состояния установлена в ст. 6 Федерального закона «Об актах гражданского состояния». В этом нормативном правовом акте определена цель государственной регистрации актов гражданского состояния – охрана личных неимущественных и имущественных прав граждан и защита интересов государства. Осуществляется она посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС) записи, на основании которой выдается свидетельство о соответствующей государственной регистрации акта гражданского состояния. Перечень сведений, внесенных в запись акта гражданского состояния и в свидетельства, выдаваемые на основании такой записи, определяется федеральным законодательством. Поскольку органы ЗАГС входят в систему Министерства юстиции РФ формы записей актов гражданского состояния, формы бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, формы иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, формы заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также правила их заполнения устанавливаются этим федеральным органом исполнительной власти. Процесс цифровизации, затронувший деятельность органов ЗАГС, изменил сферу действующей системы контроля над ними. Указом Президента РФ от 15 января 2016 г. № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования»9 определены полномочия Федеральной налоговой службы (ФНС) как оператора информационной системы ЗАГС.
9. См.: СЗ РФ. 2016. № 3, ст. 474.
10 В настоящее время в сфере государственной регистрации юридических фактов, влекущих семейно-правовые отношения, результатом процесса цифровизации стало создание ЕГР ЗАГС, с этой целью не только осуществляются действующие записи актов гражданского состояния в электронном виде, но и оцифрован архив ЗАГС. Таким образом, оптимизированы сбор, обработка, хранение, получение, использование и защита информации о семейно-правовом статусе гражданина, а также гарантируется актуальность и достоверность таких сведений. Создание ЕГР ЗАГС можно отнести к одному из аспектов тенденции цифровизации государственной регистрации брака в Российской Федерации.
11 Оцифрованные с 1926 г. 500 записей ЕГР ЗАГС станут основой для федерального регистра сведений о гражданах, формирование которого предусмотрено Федеральным законом от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»10. Действие Закона распространяется на сбор, обработку, хранение, получение, использование и защиту персональных данных о гражданах, а также обеспечение актуальности и достоверности иных сведений, носящих юридический характер. Формирование федерального регистра сведений о гражданах осуществляется поэтапно и закончится 31 декабря 2025 г. В новый информационный ресурс должны быть включены следующие персональные данные: ФИО, дата и место рождения и смерти, гражданство, семейное положение, реквизиты паспорта и документов об образовании, квалификации, ученой степени и ученом звании, сведения о постановке на налоговый и воинский учет, в службе занятости, о регистрации в системах обязательного страхования, учетная запись в Едином портале государственных и муниципальных услуг и региональных порталах государственных и муниципальных услуг. В силу особой значимости для гражданско-правового статуса лица данные о государственной регистрации заключения и расторжения брака найдет отражение в федеральном регистре сведений о гражданах. Информация будет поступать в регистр по Системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), обеспечивающей обмен данными, необходимыми для оказания различного рода государственных услуг гражданам. Основная цель – систематизация данных, уже содержащихся на информационных ресурсах различных органов исполнительной власти. Как в случае с ЕГР ЗАГС оператором этого информационного ресурса названа ФНС.
10. См.: СЗ РФ. 2020. № 24, ст. 3742.
12 Один из принципов предоставления государственных услуг – предоставление услуги в электронной форме. В связи с цифровизацией деятельности органов исполнительной власти документы, выдаваемые ими, имеют формат электронных документов. Однако правообладателю хотя и выдается электронный документ, но материализован он на бумажном носителе. Для определения категории «электронный документ»11 используется легальная дефиниция, установленная в п. 111 ст. 2 Закона об информации. Данное определение, на наш взгляд, не раскрывает всех характеристик этой правовой категории – электронный документ, и не соответствует практике электронного документооборота. Законодатель предпринял попытку, дополнить одну дефиницию другой из п. 11 названной статьи12. Полагаем, что такой подход законодателя усложняет понятийный аппарат и создает трудности в правоприменении. По нашему мнению, категория «электронный документ» может быть определена более лаконично, без обращения к еще одной дефиниции. Нельзя признать эффективным объяснение одного неизвестного через другое. Предлагаем следующее определение понятия «электронный документ» – это официальная информация о наличии или отсутствии юридических фактов с реквизитами, позволяющими идентифицировать источник ее предоставления, имеющая цифровой формат с возможностью ее выдачи правообладателю (или уполномоченному им лицу) в виде документа на бумажном носителе установленного законодательством образца13.
11. «Электронный документ – документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах».

12. «Документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель».

13. Новеллы законодательства не затонули правила о языке делопроизводства: государственная регистрация в органах записи актов гражданского состояния ведется на государственном языке Российской Федерации – русском языке. Сохранены возможные исключения в виде использования государственного языка субъекта Российской Федерации (для республик в составе Российской Федерации и в необходимых случаях для других субъектов Федерации).
13 В брачной сфере отмечается перманентный латентный конфликт частного и публичного интересов. С одной стороны, государство посредством различных юридических инструментов гарантирует тайну частной и семейной жизни: действуют конституционные и отраслевые правовые принципы и нормы. Так, в частности, сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, и в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен и разглашению не подлежит, такие сведения предоставляются лицу, в отношении которого соответствующие записи производились, а также в случае смерти такого лица, его родственникам или другим заинтересованным лицам, подтвердившим факт родства или заинтересованности.
14 С другой стороны, обеспокоенность о пресечении разного рода правонарушений (двоеженство, брак близких родственников, брак с недееспособным лицом и др.) требует от государства обеспечения публичности в области брачных прав граждан, ведь затрагиваются права и законные интересы не только самих супругов, но и их потомков, кредиторов и иных лиц. Традиционно данная проблема решалась за счет помолвки, которая не только давала возможность будущим супругам обдумать свое решение вступить в брак и подготовиться к ответственному шагу, но и позволяло любому лицу заявить о препятствиях к супружеству у помолвленной пары. Такое же значение имел институт оглашения брака и присутствия свидетелей при его регистрации. Подобные средства профилактики пресечения незаконных браков имеют место. И именно на это направлен существующий во всех правопорядках институт государственной регистрации заключения брака. Государственная регистрация является одним из юридических фактов в сложном юридическом составе, в котором обязательно присутствует взаимосогласованное волеизъявление самих супругов, и презюмируется законность заключаемого брака, оспорить которую можно только в судебном порядке.
15 Полагаем, что встревоженность широкой общественности возможными проблемами установления электронной власти, формирования правового нигилизма и отсутствия должного механизма защиты персональных сведений является беспочвенной. Считаем, что изменения, внесенные информационно-коммуникационными технологиями, неизбежны и действительно облегчают жизнь людей, государство пытается сохранить юридические меры, которые существуют для гарантии частной и семейной жизни. Цифровизация государственного управления лишь позволяет систематизировать данные, которые уже находятся на различных информационных ресурсах органов государственной власти. Сведения в отношении гражданина предоставляются только ему или уполномоченному им лицу. Максимальную защиту обеспечивает использование шифрования, все данные покрываются протоколом безопасности. Риск «утечки» информации минимальный. И, как уже отмечалось, сведения о семейно-правовом статусе традиционно подлежали публичной огласке.
16 Элемент общественного признания брака реализуется в государственном регулировании половых отношений и сохраняется на протяжении всей дальнейшей истории брака14. Условно определяем несколько видов признания и (или) оформления брачных отношений в истории человечества до становления современной системы государственной регистрации заключения брака:
14. См.: Свердлов Г.М. Советское семейное право. М., 1958. С. 99.
17 сообщество (одобрение со стороны соплеменников и старейшины рода особыми ритуалами);
18 церковь (заполнение метрических книг);
19 государство (введение соответствующих регистров).
20 Еще Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» писал о необходимости одобрения брака родом (племенем) с самого начала возникновения этого социального учреждения15.
15. См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1989.
21 По мнению М.Ф. Владимирского-Буданова, первые бракосочетания заключались без каких-либо формальностей. Преобладающим ученый считает похищение (действительное и притворно) невесты, которое были распространено у славян до принятия христианства на Руси16. Притворное похищение, по сути, было сговором с целью избежать свадебного ритуала, очень дорогостоящего. Называет он и «покупку» невесты, характерную не только для славян, но и для германских племен. Альтернативой было приведение невесты с приданным в дом семьи жениха17. Анализируя первые исторические способы бракосочетаний, М.Ф. Владимирский-Буданов заключает, что они сводились лишь к общественному признанию семейного положения пары посредством обрядов, кстати, частично сохраненных до наших дней, например, обмен кольцами.
16. См.: Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д., 1995. С. 405.

17. См.: там же. С. 406.
22 По мере появления и влияния христианства на обычное семейное право брак преобразовался в таинство, имевшее договорную основу. С точки зрения Г.Ф. Шершеневича, христианство оказывало свое влияние на брак медленно, церковное венчание игнорировалось, долгое время консервативные традиции народного быта сохранялись18, сохранялись языческие формы заключения брака. И лишь в XVIII в. Российской Империей была определена церковная форма брака как обязательная19.
18. См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С. 410.

19. См.: там же. С. 411.
23 Действовавший в дореволюционной России порядок совершения бракосочетания был проанализирован Д.И. Мейером и расценивался им как «чрезвычайно сложный»20. Священники в приходах могли проводить обряд венчания при обязательном предъявлении венечной грамоты, выдаваемой предстоятелем местной церкви, которой подтверждалось отсутствие препятствий к браку. Венчанию предшествовали обручение (помолвка), оглашение и обыск. Обручение утратило юридическое значение со времен Петра I, представляло собой лишь предварительный сговор о будущем заключении брака, необеспеченное никакими санкциями. Оглашение заключалось в троекратном извещении в церкви предстоящего брака с целью выявления обстоятельств, служащих запретом к браку. По каноническим нормам сила оглашения действовала в течение двух месяцев, если в этот срок венчание не совершалось, оглашение следовало проводить заново. Оглашение носило чисто формальный характер, упущение оглашения не влияло на действительность венчанного брака. Обыск сводился к удостоверению свидетелями отсутствия оснований недействительности брака: близкая степень родства, понуждение и т.д. Бракосочетание – это церковный обряд венчания, совершаемый в личном присутствии сочетающихся, при двух-трех свидетелях, сопровождавшийся обменом кольцами и клятвами. По окончании венчания брачующиеся считались официальными супругами. Каждый брак записывался в метрическую (приходскую) книгу21. Позднее признавалась исключительно религиозная форма брака для лиц всех вероисповеданий, признанных государством22. А.Г. Гойхбарг указывал, что в Российской Империи запрещалось был атеистом, не принадлежать к какой-либо религии, «быть во вневероисповедном состоянии»23. Особо обстояло дело со старобрядцами, не признававшими православие и имевшими своих священников, гонимых властью. С 1874 г. раскольничьи браки признавались только после записи полицейскими чиновниками или полицейскими приставами24. С уверенностью можно сказать, что такой учет выполнял одну из функций современного института государственной регистрации брака: учетную. Веротерпимость, объявленная в 1906 г., не изменила действующего порядка легитимизации старообрядческих браков.
20. Мейер Д.И. Русское гражданское право. М., 2000. С. 726, 727.

21. В настоящее время оцифрованы сведения о рождении, бракосочетании и смерти жителей Москвы и Московской губернии с 1772 по 1917 г. Главархив обеспечил доступ к этой информации.

22. См.: Загоровский А.И. Курс семейного права. Одесса, 1902. С. 51.

23. Гойхбарг А.Г. Брачное, семейное и опекунское право. М., 1926. С. 8.

24. Там же.
24 В период Российской Империи до принятия Советским государством Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (1918 г.) такие виды гражданского состояния, как рождение, бракосочетание и смерть фиксировались в метрических книгах (метриках), считавшимся официальным реестром. Метрические книги велись отдельно по вероисповеданиям. Все православные приходы регистрировали в отношении каждого прихожанина его социальный статус с указанием всех основных идентификаторов (имя, дата и место рождения, пол, местожительство), а до отмены крепостного права записывалась владельческая принадлежность крестьян. В первые годы становления советской власти, произведшей слом старого государственного аппарата и отказавшейся от всего церковного, регистрация актов гражданского состояния лиц велась в произвольной форме, но по аналогии применялись ранее действовавшие канонические правила в части реквизитов записи о регистрации брака (ФИО брачующихся, дата и место бракосочетания, выбранные супружеские фамилии).
25 После революции религия была отделена от государства, и, как следствие, брак был выведен из-под юрисдикции церкви. Декретом от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» (далее – Декрет 1917 г.) провозглашалась секуляризации брака, определялось, что Россия признает только браки, заключенные в органах ЗАГС, церковный брак не запрещался, но считался частным делом брачующихся25. Кодекс 1918 г. подтвердил гражданскую (светскую) форму брака, и вместе с тем, признал действительными браки, заключенные до 20 декабря 1917 г. по религиозным обрядам, никакой дополнительной регистрации этих браков не требовалось, в Декрете 1917 г. по данному вопросу имелся пробел. Советская власть к религиозному венчанию относилась индифферентно, прямых запретов и наказаний установлено не было, но правопорождающего значения церковная форма брака в соответствии с Декретом 1917 г. не имела. Большевики стремились сломать старые устои общества, отделив религиозные объединения от государства, в том числе вопросы семьи и брака были изъяты из их компетенции.
25. Цит. по: Свердлов Г.М. Указ. соч. С. 60.
26 Принятый позже Кодекс законов о семье, браке и опеке от 19 ноября 1926 г.26 рассматривал государственную регистрацию брака как бесспорное доказательство наличия супружеских отношений. В связи с легитимизацией сожительств можно говорить о дуализме официальной концепции брака. Лица, состоявшие в незарегистрированных брачных отношениях, могли в любое время оформить надлежащим образом свой союз с указанием фактического срока совместной жизни. Дуализм института брака существовал до введения в действие Указа от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства, об установлении почетного звания “Мать-героиня”, учреждении ордена “Материнская слава” и медали “Медаль материнства”»27, установившего судебный порядок признания фактических супружеских отношений, возникших до принятия данного нормативного правового акта.
26. См.: URL: >>>> (дата обращения: 13.12.2020).

27. См.: Ведомости ВС СССР. 1944. № 37.
27 Новые правила определяли публичный характер процедуры регистрации брака, но присутствие каких-либо лиц, кроме брачующихся, не считалось обязательным. Были установлены территориальные ограничения: бракосочетание могло осуществляться по месту жительства жениха и (или) невесты. Регистрация брака производилась председателем и секретарем отдела записей актов гражданского состояния в специальном, предназначенном для регистрации браков, помещении. Единственным основанием для регистрации брака вне помещения органа ЗАГС могла быть болезнь брачующихся или одного из них. Имена должностных лиц, уполномоченных производить регистрацию брака, обнародовались в местном органе печати. Лица, вступающие в брак, должны были лично подать письменное или устное заявление о добровольности заключения брака и отсутствии препятствий к браку и подтвердить свою личность. Подтверждением личности могли быть, как письменный документ, так и свидетельские показания, достаточные на усмотрение должностного лица, производившего регистрацию брака, если же брачующийся был ему известен, то вообще никаких подтверждений не требовалось. Отсутствие препятствий к браку никак не проверялось, достаточно было заявления будущих супругов, за предоставление ложных сведений, предусматривалась ответственность. Не могло служить отказом в регистрации брака наличие в паспортах брачующихся отметки о нерасторгнутом браке28.
28. См.: Гойхбарг А.Г. Указ. соч. С. 8.
28 Кодекс 1926 г. периодически обновлялся, но процедура регистрации брака не претерпевала каких-либо существенных изменений. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1960 г. (в ред. от 22.12.1994 г.)29 установил новый порядок заключения брака. Впервые был определен срок ожидания со дня подачи заявления до регистрации брака в один месяц, при наличии особых обстоятельств допускалось увеличения или сокращения этого срока. По желанию брачующихся оформление брака могло производиться празднично по аналогии с религиозным венчанием. Хотя возможно торжественная обстановка бракосочетания в государственном органе – это способ борьбы с церковным влиянием на институт брака и семьи путем заимствования устоявшегося культового обряда, сохранения традиций предков.
29. См.: Ведомости ВС РСФСР. 1969. № 32, ст. 1086.
29 В Российской Федерации признается браком исключительно союз мужчины и женщины, заключенный в органах ЗАГС. Установленная форма совершения брака, является единственно возможной и официально допустимой, что следует из п. 2 ст. 1 СК РФ30. Совершенный иным способом брак, например, по церковным канонам или национальным обычаям на территории Российской Федерации не порождает семейного правоотношения между супругами. Исключение установлено п. 7 ст. 169 СК РФ31.
30. См.: СЗ РФ. 1996. № 1, ст. 16.

31. Исключение установлено для браков граждан, заключенных по религиозным обрядам, на оккупированных территориях, входящих в состав бывшего СССР, в период Великой Отечественной Войны, до возобновления деятельности органов ЗАГС.
30 В начале ХХ в. из-за процесса секуляризации брака, церковь долго считала сожительство мужчины и женщины на основании записи в гражданской книге прелюбодеянием, сегодня же уважая институт государственной регистрации брака, обряд венчания проводится после его заключения в органе ЗАГС. Такая позиция соответствует официальной концепции отделения церкви от государства.
31 По справедливому замечанию И.А. Зенина, процедура оформления брака состоит из подготовительной и основной частей32. Заключение брака - сложный процесс, начинающийся подачей заявления и завершающийся регистрацией брака в государственных органах.
32. См.: Зенин И.А. Гражданское и торговое право зарубежных стран. М., 2008. С. 190.
32 Заслуживает одобрения новая редакция ст. 11 СК РФ. В частности, норма об увеличении срока на выбор даты регистрации брака – до 12 месяцев со дня подачи заявления в орган записи актов гражданского состояния в дату и во время, которые определены лицами, вступающими в брак, при подаче ими заявления о заключении брака (п. 1).
33 Лица, принявшие решение вступить в брак, должны подать совместное письменное заявление в тот орган ЗАГС, где предположительно и будет проходить государственная регистрация бракосочетания. В соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация заключения брака производится любым органом ЗАГС на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак. По мнению некоторых ученых, такое нововведение создало больше удобств для брачующихся33. Представляется абсолютно неактуальным высказывание В.А. Рясенцева, который, комментируя положения советского семейного законодательства, писал о последствиях нарушения правила о месте государственной регистрации брака: «Заключение брака не по месту жительства влечет административную или даже уголовную ответственность»34. В этом случае находим дополнительный пример «гибкости» права – изменяются общественные отношения, трансформируются нормы, их регулирующие. Использование телематической сети ЗАГС техническим способом решило правовую проблему.
33. См., напр.: Фетюхин Ю.М. Институт брака по новому семейному законодательству Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. С. 99.

34. Рясенцев В.А. Советское семейное право. М., 1982. С. 141.
34 Считаем, что отсутствие оглашения о предстоящем бракосочетании, необязательность присутствия иных, кроме брачующихся, лиц, невозможность публичного доступа к информации о семейном положении граждан, позволяет сделать вывод, что в Российской Федерации в принципе заключение брака может быть тайным. «Тайный брак» прямо допускается в некоторых зарубежных государствах35. Вместе с тем в государствах, где такие браки разрешены, отношение общества к ним негативное. Брак заключается с целью создания семьи, а семья – это ячейка общества. Семейной паре просто необходимо признание их статуса не только со стороны государства, но и общества.
35. Например, «тайный брак» возможен в Испании (ст. 54 ГК Испании).
35 С 2014 г. на территории Российской Федерации началась постепенная цифровизация прав граждан в сфере брака. Триггером процесса стали изменения, внесенные в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»: появилась возможность подачи заявление о заключении брака в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг. Актуальной остается проблема идентификации и аутентификация заявителя. К вопросу идентификации в информационном пространстве обращается в своих исследованиях В.Б. Наумов, обосновывая, что результатом идентификации является доказанность тождества идентифицируемого субъекта36. Вторым аспектом цифровизации в правовом регулировании брачных отношений называем предоставленную законодательством возможность обращения за получением государственной услуги в режиме в электронном виде.
36. См.: Наумов В.Б. Институт идентификации в информационном праве: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2020.
36 Сохранен принцип взаимного добровольного согласия на брак: заявление, подписанное простой электронной подписью, подается от двух заявителей, у которых обязательно должна быть подтвержденная учетная запись. Алгоритм следующий: инициатор (первый заявитель) заполняет в заявлении данные о себе, выбирает ЗАГС, дату и время регистрации и отправляет приглашение второму заявителю, который получив по электронной почте пригласительную ссылку, переходит по ней и заполняет свою часть заявления уже под своей учетной записью. Оплатить госпошлину на портале может любой из заявителей, т.е. не обязательно инициатор. После оплаты госпошлины именно инициатору нужно зайти вновь на страницу заявления и отправить его в ЗАГС. На совершение этих действий законодательством отводится 24 часа, на такой срок сохраняется бронирование записи на регистрацию брака в ЗАГС. Заявления, которое направляются в форме электронного документа, подписываются простой электронной подписью каждого заявителя.
37 Действует и традиционный порядок подачи совместного заявления на вступление в брак, который в некоторой степени обеспечивает торжественность предстоящего события в жизни брачующихся. Лица, желающие вступить в брак, подают в орган ЗАГС совместное заявление о заключении брака в письменной форме лично. В совместном заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака в письменной форме лично необходимо предъявить документы, удостоверяющие личности вступающих в брак. Если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним, то и разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста (п. 2 ст. 13 СК РФ), выданное должностным лицом органа местного самоуправления.
38 Существует возможность оформления волеизъявления на вступление в брак отдельными заявлениями. В таких случаях подпись лица должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, когда заявление направлено через Единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг. К нотариально удостоверенной подписи лица, совершенной на заявлении о заключении брака, приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении.
39 Несмотря на общее правило о том, что государственная регистрация брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления в соответствующем учреждении ЗАГС, возможны исключения37.
37. Исключения:
40 Закон разграничивает категории «уважительные причины» и «особые обстоятельства» и устанавливает разные последствия для возможности заключения брака. При наличии особых обстоятельств, перечень которых законодатель оставляет открытым, государственная регистрация брака возможна в день обращения брачующихся. При существовании уважительных причин, понятие которых не раскрывается и отдается на «откуп» правоприменителю, заключение брака допускается до истечения месячного срока. Хотелось бы отметить, что отступление от законодательно определенного месячного срока – это право органа записи актов гражданского состояния, а не его обязанность. В случае отказа органа ЗАГС произвести государственную регистрацию при наличии уважительных причин или особых обстоятельств, заявитель (заявители) имеет право на обжалование в суде. Представляется, что реализация права на судебную защиту может быть затруднительна, а в ряде случае просто неактуальна по причине исключительности обстоятельств, в которых находятся лица, желающие вступить в брак.
41 Государственная регистрация брака производится обязательно в присутствии жениха и невесты в помещении органа ЗАГС. В Российской Федерации нет возможности заключения брака по доверенности38 или дистанционно (онлайн). Вне помещения органа ЗАГС государственная регистрация брака может быть произведена, если жених или невеста не могут явиться вследствие тяжелой болезни или иной уважительной причины. Бракосочетание вне помещения органа ЗАГС осуществляется непременно в присутствии обоих брачующихся. Не ограничивается законодательством право на вступление в брак лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или находящихся в местах лишения свободы. Государственная регистрация брака с таким гражданином производится должностным лицом органа ЗАГС в помещении, отведенном начальником соответствующего уголовно-исполнительного учреждения по согласованию с руководителем органа записи актов гражданского состояния.
38. Заключение брака по поручению (доверенности) возможно в Испании, Италии, Польше, странах мусульманского права (см., напр.: Гражданское и торговое право зарубежных государств / отв. ред. Е.А. Васильев, А.С. Комаров. М., 2006. Т. II. С. 526; Манукян Ю.К. Современное семейное право Российской Федерации и шариат. Ростов н/Д., 2003. С. 6). Представляется, что смысл такого положения семейного права зарубежных стран – обеспечить реализацию права на вступление в брак каждому гражданину.
42 В условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и принятия различных ограничительных мер было дано разъяснение Министра юстиции РФ в форме письма от 30 марта 2020 г. № 12/36885-КЧ «О временном приостановлении государственной регистрации заключения, а также расторжения браков органами ЗАГС»39. Как следует из названия документа, предлагается временно приостановить государственную регистрацию заключения и расторжения брака. При невозможности изменения даты бракосочетания, в исключительных случаях предлагается производить государственную регистрацию брака лишь в присутствии брачующихся без приглашенных лиц. Письма должностных лиц органов исполнительной власти нормативными правовыми актами не являются, но носят информационно-разъяснительный характер. Большинство органов ЗАГС с пониманием отнеслись к рекомендациям с учетом сложившейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки и изменили режим работы (предпочтительный способ подачи заявления – онлайн, выбор даты государственной регистрации брака преимущественно на более поздние сроки, запрет на присутствие на церемонии других лиц, кроме брачующихся, и др.).
39. См.: URL:  >>>> (дата обращения: 13.12.2020).
43 * * *
44 В заключение отметим, что для действительности брака имеет существенное значение не только наличие необходимых условий и отсутствие препятствующих обстоятельств, но и соблюдение, установленного государством порядка его совершения, а именно требования о государственной регистрации. Правовая охрана предоставляется тем супружеским отношениям, которые надлежащим образом зарегистрированы. Государство тем самым заботится о внутреннем содержании и внешней форме брака. Такое положение отвечает общественным, государственным, а также личным интересам супругов и их детей. Признание только зарегистрированного в установленном порядке брака – это есть рычаг государственного воздействия на семейные отношения, влияния на сущность брака и охрана менее социально защищенных членов семьи.
45 Цифровизация заключения брака позволяет не только оптимизировать деятельность органов ЗАГС в сфере государственной регистрации брака, но и гарантирует права будущих супругов и лиц, уже состоящих в браке, за счет обеспечения оперативности, актуальности и достоверности информации, необходимой для заключения законного брака.
46 Процесс цифровизации позволяет обозначить два существенных аспекта, определяющих новую тенденцию в правовом регулировании брачных отношений: цифровизация информации о семейно-правовом статусе гражданина, в частности сведения о государственной регистрации заключения брака; обращение за государственной услугой в органы ЗАГС в цифровом формате, в частности возможность подачи заявления о заключения брака в электронном виде.

References

1. Vladimirsky-Budanov M.F. Review of the history of Russian law. Rostov n/D., 1995. P. 405, 406 (in Russ.).

2. Goikhbarg A.G. Marriage, Family and Guardianship Law. M., 1926. P. 8 (in Russ.).

3. Gorskaya E. Yu. Acts of civil status as the basis for the emergence, change and termination of civil and family legal relations: abstract … PhD in Law. M., 2015 (in Russ.).

4. Zagorovsky A.I. Course of Family Law. Odessa, 1902. P. 51 (in Russ.).

5. Zenin I.A. Civil and Commercial Law of foreign countries. M., 2008. P. 190 (in Russ.).

6. Manukyan Yu. K. Modern Family Law of the Russian Federation and Sharia. Rostov n/D., 2003. P. 6 (in Russ.).

7. Meyer D.I. Russian Civil Law. M., 2000. P. 726, 727 (in Russ.).

8. Naumov V.B. Institute of identification in Information Law: abstract … Doctor of Law. M., 2020 (in Russ.).

9. Ryasentsev V.A. Soviet Family Law. M., 1982. P. 141 (in Russ.).

10. Sverdlov G.M. Soviet Family Law. M., 1958. P. 60, 99 (in Russ.).

11. Trefilov S.A. Acts of civil status according to the legislation of the Russian Federation: legal aspect: abstracr … PhD in Law. M., 2014. P. 7 (in Russ.).

12. Fetyukhin Yu. M. Institute of marriage under the new family legislation of the Russian Federation: dis. ... PhD in Law. Volgograd, 2000. P. 99 (in Russ.).

13. Shershenevich G.F. Textbook of Russian Civil Law. M., 1995. P. 410, 411 (in Russ.).

14. Engels F. The origin of the family, private property and the state. M., 1989 (in Russ.).

15. Yurchenko O. Yu. Acts of civil status as legal facts in Civil Law: abstract ... PhD in Law. Krasnodar, 2013 (in Russ.).

Comments

No posts found

Write a review
Translate