Formation and development of legal science, institute of academic degrees and of training in the Republic of Tajikistan
Table of contents
Share
QR
Metrics
Formation and development of legal science, institute of academic degrees and of training in the Republic of Tajikistan
Annotation
PII
S102694520012923-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Rifat R. Yuldoshev 
Occupation: head of the faculty no. 1
Affiliation: Academy of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Tajikistan
Address: Republic of Tajikistan, Dushanbe
Abstract

The article is devoted to the study of the formation and development, the current state of legal science through the prism of the formation and development of legal science of the criminal legal complex, the evolution of the Institute of academic degrees and multi-vector training of highly qualified personnel in the history of Tajikistan. The context of the study also covered the achievements and some features of the dualism of the evolution of legal science and the state system for training highly qualified personnel. Questions of continuity in specific areas of this study play a huge role, since it is not appropriate to study and offer certain recommendations in the gap. The purpose of the study is the author's desire to fill in the incomplete bibliographic list of published works of unique significance and content. For this purpose, the study used empirical methods for obtaining new knowledge, such as comparative legal, historical legal and statistical methods, as well as the method of legal forecasting. To ensure the reliability of the results and conclusions, we used General logical methods-analysis, synthesis, induction, deduction and analogy, which allowed us to obtain a holistic perception of the studied subject area. At the end of the analysis, the author offers a periodization of legal science criminal law disciplines, some reflections on the modern system of training of scientific personnel, and the maintenance of the Nomenclature of scientific specialties who are new stages of its formation and development in Tajikistan.

Keywords
Tajikistan, legal science, Institute, academic degrees, Nomenclature, evolution, formation and development, scientific specialties, training
Received
15.04.2021
Date of publication
25.07.2022
Number of purchasers
1
Views
186
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for
1 Анализ состояния и развития различных направлений юридической науки Республики Таджикистан позволил автору представить свое видение относительно некоторых аспектов становления и развития юридической науки, процесса эволюционирования института ученых степеней в контексте исторической особенности их функционирования и вариации подготовки высококвалифицированных кадров посредством государственной системы подготовки научных кадров. Исходя из названия работы, нетрудно заметить о трех выбранных им проблемах, которые с учетом единства исторических и иных особенностей Таджикистана следует проанализировать в контексте их становления и развития. В этой связи особо обращается внимание на составляющую выбранных и проанализированных проблем. Актуальным в данном исследовании является изучение вопросов преемственности научных школ и направлений.
2 Сформированные научные коллективы начали активно сотрудничать со многими передовыми научными и учебными центрами, как внутри Таджикистана, так и за его пределами.
3 Необходимо также отметить, что среди направленных специалистов также были и ветераны-фронтовики, которые до последнего старались внести существенный вклад в деле становления и развития юридической науки Таджикистана. Наряду с признанными специалистами также готовились национальные кадры, которыми по праву можно гордиться. Активная научная и учебно-педагогическая деятельность и их результаты, опубликованные в качестве учебников, монографий и научных трудов признаются богатым наследием для Таджикистана. В этом контексте начались формироваться отдельные научные школы, коллективы единомышленников и их последователей. Немаловажную роль в деле подготовки кадров и становлении специалистов сыграли опытные руководители юридического факультета Таджикского национального университета.
4 Для полноты исследования мы решили позаимствовать часть материала из опубликованной нами специальной «Библиографии по уголовно-правовому профилю подготовки кадров»1 (далее – Библиография), которая была специально подготовлена и издана к 70-летнему юбилею юридического факультета Таджикского национального университета. Начнем с того, что в послевоенные годы в ряды образованного юридического факультета Таджикского государственного университета им. В.И. Ленина2 (ныне – Таджикский национальный университет) направлялись молодые и опытные ученые и практики. Следует отметить, что многие из них имели руководящий опыт в различных государственных и партийных органах.
1.  См.: Рахмаджонзода Р.Р. (Юлдошев Р.Р.). Библиография по уголовно-правовому профилю подготовки кадров: науч. изд. Душанбе, 2019.

2.  Несколько раз вуз переименовывался: с момента образования 21 марта 1947 г. по 18 июня 1992 г. - Таджикский государственный университет им. В.И. Ленина; с 19 июня 1992 г. по 15 февраля 1997 г. - Таджикский государственный университет; с 16 февраля 1997 г. по 28 октября 2008 г. - Таджикский государственный национальный университет; с 29 октября 2008 г. по настоящее время - Таджикский национальный университет.
5 Активная научная и учебно-педагогическая деятельность, а также их результаты, опубликованные в качестве учебных и иных научных трудов, должны признаваться богатым наследием, так как именно с их помощью воспитывалась целая плеяда выдающихся юристов Таджикистана. Для Республики Таджикистан использование этих трудов является уважением, продолжением деятельности учителей. Об истории и деятельности многих ученых-специалистов издано немалое количество трудов3, свидетельствующие о личном или коллективном вкладе в процветании республики.
3.  См., напр.: 50 лет юридическому факультету ТГНУ: от истоков к совершенству. Душанбе, 1999; Юридическая наука за годы независимости Республики Таджикистан (итоги научной деятельности коллектива юридического факультета за 1991 - 2001 гг.). Душанбе, 2002; Юридический факультет ТНУ: 60 лет становления истока юридической науки и практики. Душанбе, 2009; Библиография (1991 - 2016). Душанбе, 2016 (на тадж. яз.); Книги Республики Таджикистан. Библиографический указатель (1991 - 2016 гг.). Душанбе, 2011 (на тадж. яз.); Исток развития юридических наук. Душанбе, 2019 (на тадж. яз.).
6 Юридический факультет Таджикского национального университета, «отечественный флагман подготовки научных, научно-педагогических и управленческих кадров юридического профиля», «авангард юридической мысли», перешагнул 70-летний порог. Это целая эпоха достижений и свершений, взлетов и падений, новых открытий и перспектив будущего развития. Становление и развитие кузницы юридических кадров была непростым, но, глядя в прошлое, стоит задуматься: сделано многое, а предстоит сделать еще больше. Гордиться этим достоянием – обязанность каждого юриста, кто хоть как-то связан с юридическим факультетом.
7 Основная веха в подготовке высококвалифицированных кадров - формирование и активная деятельность Совета по присуждению ученых степеней кандидата наук по общественным и гуманитарным наукам при Таджикском государственном университете им. В.И. Ленина. В последующие годы эти славные традиции по созданию диссертационных советов продолжались в стенах юридического факультета Таджикского национального университета. Сегодня функционируют диссертационные советы по юридическим наукам, которые принимают на защиту как кандидатские, так и докторские диссертационные исследования.
8 Заметим, что в Библиографии собраны в едином издании учебные, научные и иные труды отечественных ученых разных времен по направлению уголовно-правового цикла; показана эволюция института ученых степеней; систематизированы в хронологической последовательности нормативные правовые акты уголовно-правового профиля, тематики образования и науки; подготовка и кадров; собраны защищенные авторефераты и диссертации по соответствующим научным специальностям4 в Таджикистане. Это позволило раскрыть особенности различных периодов становления и развития юридической науки и практики, а также количественные характеристики этой деятельности.
4.  К таким специальностям относятся: 12.00.08 – Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право; 12.00.09 – Уголовный процесс; 12.00.11 – Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность; 12.00.12 – Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность и 12.00.14 – Административное право; административный процесс.
9 В представленном издании также приводятся труды и по другим научным специальностям, но только по исследованию родственных институтов или отраслей права. Многие труды имеют разнообразные направления и по содержанию нашего исследования условно разделены на соответствующие разделы и их параграфы. Смежные научные специальности разделить в точности не всегда представляется возможным, не говоря об их содержании и сущности. В различных библиографических и иных сборниках данные по трудам приведены разные, которые отличаются как по содержанию названия, так и по количеству страниц и по годам их опубликования.
10 По структуре Библиография состоит из трех вводных материалов, восьми разделов, включающих 37 параграфов. В первом разделе Библиографии приводится полный список нормативных правовых актов5 и официальных документов, которые были приняты в период государственной независимости Таджикистана6. Нормативных правовых актов и официальных документов собрано 589 наименований. Они изложены в хронологическом порядке их принятия.
5.  В данном разделе Библиографии приведены конституционные законы, кодексы, законы, постановления обеих палат Маджлиси Оли Республики Таджикистан, указы Президента Республики Таджикистан и соответствующие постановления Правительства Республики Таджикистан.

6.  Советский период истории не забыт, но в данной части работы автор ограничился указанным временным промежутком. Обобщенный вариант этой части работы автором планируется к изданию в ближайшей перспективе.
11 К каждому шифру научной специальности приводится общее количество собранных трудов в сравнительном контексте. Собранные нами труды по научной специальности 12.00.08 приведены в сравнении периода становления и развития юридической науки и практики с периодом государственной независимости Таджикистана. Года для сравнения выбраны не случайно, а вытекают из авторской классификации периодизации юридической науки и практики уголовно-правового профиля (табл. 1).
12 Таблица 1
13
№ п/п Наименование Периоды для сравнения Всего
1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг.
1. Докторские диссертационные исследования 2 6 8
2. Кандидатские диссертационные исследования 8 38 46
3. Учебники 0 9 9
4. Монографические исследования 13 82 95
5. Учебно-научные и иные издания 16 106 122
В общем: 280 39 241 280
Итого в % 13.9 86.07 35.13
14 Собранные труды по научной специальности 12.00.09 также приведены в сравнении периода становления и развития юридической науки и практики с периодом государственной независимости Таджикистана (табл. 2).
15 Таблица 2
16
№ п/п Наименование Периоды для сравнения Всего
1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг.
1. Докторские диссертационные исследования 3 1 4
2. Кандидатские диссертационные исследования 13 15 28
3. Учебники 1 7 8
4. Монографические исследования 11 29 40
5. Учебно-научные и иные издания 9 77 86
В общем: 166 37 129 166
Всего в % 22.28 77.71 20.82
17 По научной специальности 12.00.11 аналогично приведены количественные данные по авторской классификации периодизации юридической науки и практики уголовно-правового профиля (табл. 3).
18 Таблица 3
19
№ п/п Наименование Периоды для сравнения Всего
1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг.
1. Докторские диссертационные исследования 2 0 2
2. Кандидатские диссертационные исследования 4 12 16
3. Учебники 0 5 5
4. Монографические исследования 5 42 47
5. Учебно-научные и иные издания 22 68 90
В общем: 160 33 127 160
Всего в % 20.62 79.37 20.07
20 Собранные труды по научной специальности 12.00.12 приведены в табл. 4.
21 Таблица 4
22
№ п/п Наименование Периоды для сравнения Всего
1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг.
1. Докторские диссертационные исследования - 1 1
2. Кандидатские диссертационные исследования - 4 4
3. Учебники 0 6 6
4. Монографические исследования 2 28 30
5. Учебно-научные и иные издания 9 89 98
В общем: 139 11 128 139
Всего в % 7.91 92.08 17.44
23 Труды по научной специальности 12.00.14 также приведены в сравнении вышеуказанных периодов (табл. 5).
24 Таблица 5
25
№ п/п Наименование Периоды для сравнения Всего
1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг.
1. Докторские диссертационные исследования - 2 2
2. Кандидатские диссертационные исследования - 9 9
3. Учебники - 7 7
4. Монографические исследования - 7 7
5. Учебно-научные и иные издания - 27 27
В общем: 52 0 52 52
Всего в % 0 100 65.24
26 Количество и соответствующие вышеприведенные цифры указывают на актуальность и своевременность проводимых конкретных научных исследований в различных периодах национальной государственности, а также свидетельствуют о достижениях и дальнейшем развитии уголовно-правовой науки и практики, уголовно-процессуальной науки и практики, науки и практики судебной деятельности, прокурорской деятельности, правозащитной и правоохранительной деятельности, науки и практики криминалистики, судебно-экспертной деятельности и оперативно-розыскной деятельности и науки и практики административного права и административного процесса в Таджикистане.
27 Следует также отметить, что нами не преследуется цель искусственного разделения всех собранных трудов в период становления и развития юридической науки и практики уголовно-правового профиля (1949–1990 гг.) и период государственной независимости (1991–2019 гг.). Каждая эпоха имеет свои особенности, которые в сравнении не всегда всеми определяются исходя из контекста сочетания всех возможностей. Мы постарались максимально собрать все труды и дать объективную оценку основной составляющей юридического образования в Таджикистане.
28 В последующих пяти разделах отдельно приводятся полные перечни авторефератов и диссертаций за всю историю Таджикистана по вышеупомянутым научным специальностям, которые характеризуют отдельные этапы становления и развития науки и практики в республике. После них приводятся перечни изданных учебников, монографических исследований, учебно-научных и иных изданий по соответствующим научным специальностям. По всем пяти научным специальностям собрано 797 наименований трудов, которые в точечном порядке приведены в табл. 6, 7.
29 Таблица 6
30 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
31 по основным показателям научных специальностей на основе сравнения данных по периодам
32
Наименование 12.00.08 12.00.09 12.00.11 12.00.12 12.00.14
1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг. 1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг. 1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг. 1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг. 1949 - 1990 гг. 1991 - 2019 гг.
Докторские исследования 2 6 3 1 2 0 - 1 - 2
Кандидатские исследования 8 38 13 15 4 12 - 4 - 9
Учебники 0 9 1 7 0 5 0 6 - 7
Монографии 13 82 11 29 5 42 2 28 - 7
Учебно-научные и иные издания 16 106 9 77 22 68 9 89 - 27
В общем: 39+241 37+129 33+127 11+128 0+52
280 166 160 139 52
33 Таблица 7 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
34 по основным показателям научных специальностей
35
№ п/п Наименование 12.00.08 12.00.09 12.00.11 12.00.12 12.00.14 Вобщем
1. Докторские исследования 8 4 2 1 2 17
2. Кандидатские исследования 46 28 16 4 9 103
3. Учебники 9 8 5 6 7 35
4. Монографии 95 40 47 30 7 219
5. Учебно-научные и иные издания 122 86 90 98 27 423
Всего: 797 280 166 160 139 52 797
Итого в % 35.8 21.3 20.4 17.7 6.51
36 Резюмируя данное повествование относительно подготовленной и представленной на суд общественности Библиографии, заметим, что все эти авторские идеи не смогли бы осуществиться без вдохновения уникальными трудами7, являющимися актуальными и по сей день.
7.  К таким уникальным публикациям относятся: Библиографический сборник Таджикского государственного университета им. В.И. Ленина: указатель печатных работ профессорско-преподавательского состава университета / сост. Ф. Бектемиров; редкол.: Д.Е. Хайтун, А.А. Адхамов, М. Болтаев. Сталинабад, 1959. Вып. 1; Шевченко З.М., Николаева М.В. Каталог кандидатских и докторских диссертаций, защищенных на материалах Таджикской ССР. 1934–1959 гг.: библиогр. указатель литературы / отв. ред. Б.Н. Ниязмухамедов, А.Ш. Шукуров. Сталинабад, 1960; Юдина Р. Минимум библиографических знаний для студентов Таджикского государственного университета им. В.И. Ленина: учеб.-метод. пособие к занятиям по общей библиографии. Душанбе, 1964. Вып. 1; Рахлевский В.А., Борисов К.Г. Библиографический справочник диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора юридических наук / под общ. ред. В.М. Чхиквадзе. Душанбе, 1965; Шевченко З.М. Каталог кандидатских и докторских диссертаций, защищенных на материалах Таджикской ССР. 1960–1965 гг.: библиогр. указатель литературы / отв. ред. К.Т. Порошин, Б.Н. Ниязмухамедов; библиогр. ред. Л.В. Турсунова. Душанбе, 1970; Труды профессорско-преподавательского состава Таджикского государственного университета им. В.И. Ленина: библиогр. указатель литературы за 1960–1967 гг. / сост. Р.М. Юдина, Е.И. Бурханова; ред. Ф.Н. Иванов. Душанбе, 1975. Вып. 2; Труды преподавателей кафедры судебного права и прокурорского надзора: библиогр. указатель за 1973–1984 гг. / сост.: В.Г. Мелкумов, В.П. Коновалов, Е.И. Бурханова. Душанбе, 1986; Труды профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников Таджикского государственного университета: библиогр. указатель за 1968–1978 гг. (Общеуниверситетские кафедры. История. Юридические науки) / сост. Е.И. Бурханова. Душанбе, 1993; Юдина Р.М. Диссертации, защищенные в Таджикском государственном национальном университете. Душанбе, 1998. Вып. 1 (1951 - июнь 1976 г.); Кричевский Г.Г. Магистерские и докторские диссертации, защищенные на юридических факультетах университетов Российской Империи (1755 - 1918). Библиогр. указатель / сост., авт. предисл. и науч. ред. А.Н. Якушев. Ставрополь, 1998; Воропаев И.Г. Порядок присуждения ученых степеней в России и СССР (1802 - 1995): дис. … канд. юрид. наук. Невинномысск, 2000; Климов А.Ю. История создания положения об испытаниях на ученые степени в архивных документах Российской Империи (1819 - 1837 гг.). Краснодар, 2007; Его же. История создания положений о производстве в учёные степени в Российской Империи (1747 - 1837 гг.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Пятигорск, 2008; Берлявский Л.Г. Правовое регулирование науки и научной деятельности в советском государстве (1917 - 1941 гг.). М., 2012; и др.
37 Уникальность использованных трудов свидетельствует прежде всего об их содержании, целях подготовки и их издании. К примеру, первый каталог диссертаций, составленный в Таджикистане, включал не только названия защищенных кандидатских и докторских работ с 1934 по 1959 г., но и раскрывал развитие научной мысли за указанный период подготовки данной работы. Всего в данный каталог были включены 746 названий защищенных диссертаций8.
8.  См.: Шевченко З.М., Николаева М.В. Указ. соч. С. 3.
38 В логическом продолжении данного каталога, который был издан в 1970 г., указывались точные цифры и данные, которые показывали отдельные этапы становления и развития науки в Таджикистане. Здесь приводились следующие данные: всего с 1934 по 1965 г. было защищено 1402 диссертации, из числа которых 609 диссертаций были защищены таджикскими учеными. Всего в данный каталог было включено 655 защищенных диссертаций9.
9.  См.: Шевченко З.М. Указ. соч. С. 2.
39 Как представляется, главное не только знакомство с уникальными трудами, но и их активное использование, развитие преемственности в научных и иных исследованиях, проводимых в Республике Таджикистан.
40 Сегодня учеными Таджикистана тематика образования, науки и подготовки кадров подвергаются изучению и обобщению, по результатам которых издаются соответствующие труды10. Изданные труды в большинстве своем носят социальный анализ состояния науки и образования в Таджикистане. В системе образования и подготовки кадров Таджикистана имеется необходимость в разработке и принятии соответствующих комплексных программ целевого развития научного потенциала.
10.  См.: Курбанов А.Ш. Образование в условиях трансформации таджикского общества. Душанбе, 2009; Мирбобоев Р., Зиёев Х., Косими С., Бадалов Б. Развитие образования и науки в период государственной независимости. Душанбе, 2016 (на тадж. яз.); Курбанов А.Ш. Интеллектуальная безопасность и государственная независимость (социально-политический анализ). Душанбе, 2016 (на тадж. яз.); Его же. Эволюция системы образования в Таджикистане (социально-философский анализ). Душанбе, 2019 (на тадж. яз.); Его же. Наука и образование: обусловленность, трудности, перспективы. Душанбе, 2019 (на тадж. яз.); Ятимов С.С. Наука и безопасность. Душанбе, 2019 (на тадж. яз.).
41 Переходя к основной части исследования, следует отметить, что в разные исторические периоды перечень присуждаемых ученых степеней то отменялся, то сокращался до минимума, то увеличивался до максимума. Развитие общественных отношений в этой части особо сказывались на принимаемых решениях, которые отражались в ключевых исторических документах. Отмена и восстановление института ученых степеней, разработка новых номенклатур, их изменение и дополнение, выделение групп научных специальностей, на основании которых присуждались ученые степени в разные периоды государственности свидетельствуют об особом отношении государства к этому виду деятельности. Краткий исторический экскурс характеризует все эти моменты.
42 В этой части анализа раскрыты основные нормативные правовые акты, регламентирующие общественные отношения в части положений и номенклатур научных специальностей, на основе которых и присуждались ученые степени и присваивались ученые звания. Данная часть исследования является актуальной и своевременной, так как восполняет пробел понимании института ученых степеней. Ретроспективный анализ, сравнение и обогащение прямо исходит от истории становления и развития, а также дисбаланса нормативной регламентации вышеприведенных общественных отношений, которые имеют научную и практическую значимость. Для молодых исследователей Таджикистана указанная тематика наиболее востребованна, так как степень разработанности многих исследований не в полной мере учитывает проведенные исследования.
43 Как представляется, многие вопросы, которые оставались загадочными в этой сфере по мере возможности нашли свои ответы, а часть нерешенных проблем – свои решения.
44 В Таджикистане вопросы аттестации и подготовки кадров различного профиля приобрело приоритетное значение. К таким конкретным инициативам и решениям относятся: создание Высшей аттестационной комиссии при Президенте Республики Таджикистан; разработка и утверждение основополагающих правовых документов Высшей аттестационной комиссии при Президенте РТ11 и перспективы развития института государственной системы подготовки научных и педагогических кадров в Таджикистане12, которая развивается и находит разные векторы своего совершенствования. Немаловажным фактором в этой области является принятие ключевых нормативных правовых актов в области подготовки кадров высшей квалификации13.
11.  См.: Указ Президента РТ от 17.06.2015 г. № 504 «О вопросах Государственного учреждения “Высшая аттестационная комиссия при Президенте Республики Таджикистан”».

12.  См.: постановление Правительства РТ от 30.06.2021 г. № 267 «О Положении о диссертационном совете, Порядке присуждения ученых степеней, Порядке присвоения ученых званий и Порядке государственной регистрации защищённых диссертаций».

13.  См.: Рахмаджонзода Р.Р. (Юлдошев Р.Р.). Указ. соч. С. 295 - 298.
45 Президентом РТ предлагается кардинальным образом пересмотреть вопросы подготовки кадров высшей квалификации, модернизировать систему финансирования и создать механизм восстановления связи теории с практикой14. Многим руководителям структурных подразделений были даны соответствующие поручения, которые в основном имеют цель координации подготовки высококвалифицированных кадров.
14.  См.: URL: >>>> (дата обращения: 28.08.2018).
46 Подготовка кадров в Таджикистане имеет две разновидности: традиционная и современная.
47 Две разновидности подготовки кадров реализовываются в контексте взаимообусловленности и взаимосогласованности. По крайней мере так считают авторы разработчики ключевых документов этой области15. К такому выводу приходим, исходя из собранных и проанализированных нормативных правовых актов. Если быть точнее, то нынешний этап подготовки кадров является «переходным» от традиционной системы подготовки кадров в систему «Болонский процесс». Нынешний этап экспериментальный и разрабатывает модели дальнейшего совершенствования. На наш взгляд, каким бы не был этот период, все-таки необходим план действий или «дорожная карта» при реформировании системы образования и науки с реализацией одной цели – координации всех мероприятий, направленных на сближение и создание национальной модели.
15.  См., напр.: постановление Правительства РТ от 25.02.2017 г. № 93 «О Положении о докторантуре по специальности и Государственном стандарте докторантуры по специальности»; постановление Правительства РТ от 30.11.2018 г. № 562 «Об утверждении Положения о постдокторантуре».
48 В этом контексте процитируем те документы, которыми классификация научных специальностей происходит в Таджикистане. В приложении к постановлению Правительства РТ от 25 февраля 2017 г. № 93 «О Положении о докторантуре по специальности и Государственном стандарте докторантуры по специальности» приведен Примерный классификатор направлений и специальностей докторантуры по специальности. Разработанный Примерный классификатор устанавливает коды специальностей докторов философии (PhD), докторов по специальности, упорядоченных по всеобщему профилю организаций образования и науки, регламентированных по специальностям (табл. 8).
49 Таблица 8
50
Код по МСКО Код специальности Наименование специальности
3. Право
6D 6D030100 Юриспруденция
6D 6D030200 Международное право
6D 6D030300 Правоохранительная деятельность
6D 6D030400 Таможенное дело
51 В свою очередь, Решением Президиума ВАК при Президенте РТ от 27 апреля 2017 г. № 1/3 был утвержден Перечень соответствия специальностей примерного классификатора направлений и специальностей докторантуры по специальности Республики Таджикистан с Номенклатурой специальностей научных работников Российской Федерации16 (далее – Перечень).
16.  См.: Бюллетень ВАК при Президенте РТ. 2017. № 3. С. 19 - 89.
52 В соответствии с указанным Перечнем юридические науки представлены в следующей редакции: 6D030100 Юриспруденция (входят традиционные шифры 12.00.01 - 12.00.15); 6D030200 Международное право (входят 12.00.10, 12.00.03); 6D030300 Правоохранительная деятельность (входят 12.00.08, 12.00.09, 12.00.11) и 6D030400 Таможенное дело (входят 08.00.14 – Мировая экономика; 12.00.02, 12.00.03, 12.00.08 - 12.00.11).
53 Затем Решением Президиума ВАК при Президенте РТ от 27 апреля 2017 г. № 1/4 были утверждены Паспорта научных специальностей по юриспруденции.
54 Утвержденные Паспорта научных специальностей по юриспруденции выглядят недоработанными и не в полной мере соответствуют вышеприведенному Перечню, тем самым не учитывают все отрасли наук и специальностей юридического направления.
55 Особо в этом контексте следует упомянуть и о функционировании созданных на базе юридического факультета Таджикского национального университета и Академии МВД Республики Таджикистан диссертационного совета17. Функционирование соответствующих отечественных диссертационных советов придаст подготовке научных кадров особенность. В этой части работы подготовка качественных диссертационных исследований и их дальнейшее использование во благо социально-экономического развития государства является первостепенной задачей.
17.  Распоряжением ВАК при Президенте РТ от 03.03.2020 г. № 62 «О создании диссертационного совета» был создан диссертационный совет 6D. КОА-059 на соискание ученой степени доктора философии (PhD), доктора по специальности по научным специальностям 6D030100 – Правоведение, 6D030300 – Правоохранительная деятельность, куда входят традиционные шифры 12.00.08, 12.00.09 и 12.00.12.
56 Рассматривая научно-исследовательский потенциал, или кадровую составляющую данной области, следует отметить, что в республике насчитывается 4295 научных кадров, из которых 766 докторов наук (из них 106 женщин), 3529 кандидатов наук (из них 1063 женщины). По количеству ученых и с учетом численности населения Республика Таджикистан в мире находится на 141-м месте.
57 В настоящее время в вузах и научных учреждениях Таджикистана функционируют 51 диссертационный совет по 160 научным специальностям, прошедшим регистрацию в ВАК при Президенте РТ. Начиная с 2016 г. и по первый квартал 2019 г. в указанных диссоветах было защищено 220 диссертаций, из которых 24 докторские и 196 кандидатских. За указанный период выдано удостоверений доцента - 108 и профессорских – 13. Параллельно в республике зарегистрирован в ВАК Минобрнауки России и действует 21 диссовет. С 2016 г. по первый квартал 2019 г. в указанных диссоветах защищены 655 диссертаций, из которых докторские – 68, кандидатские – 58718.
18.  См.: Протокол совместного заседания Помощника Президента РТ по социальным вопросам и связью с обществом и Министра образования науки РТ от 14.05.2019 г.
58 Рассматривая необходимость и стабильность функционирования многих диссертационных советов, убеждаемся в правильности подготовки отечественных научно-педагогических кадров.
59 Резюмируя эволюцию института ученых степеней в Таджикистане, предлагаем авторскую классификацию периодизации становления и развития юридической науки уголовно-правового профиля. Нами она разделяется на два периода: 1) с 1949 по 1990 г.; 2) с 1991 г. и по настоящее время.
60 Нормативную регламентацию номенклатур научных работников в контексте исторической особенности Таджикистана с учетом достижения подготовки научно-педагогического потенциала, взяв за основу периодизацию, предложенную нашими коллегами19, можно предложить следующую классификацию периодизации: 1) 1819–1918 гг.; 2) 1918–1995 гг.; 3) 1995–2009 гг.; 4) 2009–2017 гг.; 5) с 2017 г. по настоящее время.
19.  См.: Баллевских Л.С., Муранов А.И. Отечественная история нормативной регламентации номенклатур специальностей научных работников применительно к юриспруденции // Правоведение. 2008. № 5. С. 243 - 259; Справочник диссертаций по юридическим наукам: МГИМО (1949 - 2007 гг.) / науч. ред. А.И. Муранов; сост.: А.И. Муранов, И.В. Смирнов, А.О. Никитина. М., 2008. С. 17 - 37.
61 Приведенная авторская классификация также имеет свои особенности, но в контексте определения векторов развития науки и практики в Таджикистане до конкретных изменений и дополнений является своего рода основой. Дискуссионность тех или иных позиций автора послужит основанием для детального анализа всех направлений подготовки кадров высшей квалификации.
62 * * *
63 Исследование становления и развития, а также состояния юридической науки через призму становления и развития юридической науки уголовно-правового профиля, эволюции института ученых степеней и многовекторной процедуры подготовки высококвалифицированных кадров в истории Таджикистана подтвердило авторские выводы о коренной модернизации системы образования и науки в целом. Выбираемые модели демократического образования и подготовки кадров, которые условно именуются «современными», не оправдали надежды.

References

1. 50 years of the Faculty of Law of TSNU: from the origins to perfection. Dushanbe, 1999 (in Russ.).

2. Ballevskikh L.S., Muranov A.I. The domestic history of regulatory regulation of the nomenclature of specialties of researchers in relation to jurisprudence // Jurisprudence. 2008. No. 5. P. 243 - 259 (in Russ.).

3. Berlyavsky L.G. Legal regulation of science and scientific activity in the Soviet state (1917 - 1941). M., 2012 (in Russ.).

4. Bibliographic collection of V.I. Lenin Tajik State University: index of printed works of the University faculty / comp. F. Bektemirov; eds.: D.E. Khaytun, A.A. Adhamov, M. Boltaev. Stalinabad, 1959. Issue 1 (in Russ.).

5. Bibliography (1991 - 2016). Dushanbe, 2016 (in Tajik).

6. Voropaev I.G. The procedure for awarding academic degrees in Russia and the USSR (1802 - 1995): dis. ... PhD in Law. Nevinnomyssk, 2000 (in Russ.).

7. The source of the development of legal sciences. Dushanbe, 2019 (in Tajik).

8. Klimov A. Yu. The history of the creation of regulations on the production of academic degrees in the Russian Empire (1747 - 1837): abstract … Doctor of Historical Sciences. Pyatigorsk, 2008 (in Russ.).

9. Klimov A. Yu. The history of the creation of the regulations on tests for academic degrees in archival documents of the Russian Empire (1819 - 1837). Krasnodar, 2007 (in Russ.).

10. Books of the Republic of Tajikistan. Bibliographic index (1991 - 2016). Dushanbe, 2011 (in Tajik).

11. Krichevsky G.G. Master’s and doctoral dissertations defended at law faculties of universities of the Russian Empire (1755 - 1918). Bibliogr. index / comp., author’s preface and scientific ed. by A.N. Yakushev. Stavropol, 1998 (in Russ.).

12. Kurbanov A. Sh. Intellectual security and state independence (socio-political analysis). Dushanbe, 2016 (in Tajik).

13. Kurbanov A. Sh. Science and Education: conditionality, difficulties, prospects. Dushanbe, 2019 (in Tajik).

14. Kurbanov A. Sh. Education in the conditions of transformation of Tajik society. Dushanbe, 2009 (in Russ.).

15. Kurbanov A. Sh. Evolution of the education system in Tajikistan (socio-philosophical analysis). Dushanbe, 2019 (in Tajik).

16. Mirboboev R., Zieev H., Kosimi S., Badalov B. Development of education and science during the period of state independence. Dushanbe, 2016 (in Tajik).

17. Rakhlevsky V.A., Borisov K.G. Bibliographic reference of dissertations for the degree of candidate and Doctor of Law / under the general ed. V.M. Chkhikvadze. Dushanbe, 1965 (in Russ.).

18. Rakhmadzhonzoda R.R. (Yuldoshev R.R.). Bibliography on the criminal law profile of personnel training: scientific ed. Dushanbe, 2019. P. 295 - 298 (in Russ.).

19. Handbook of dissertations in legal sciences: MGIMO (1949 - 2007) / scientific ed. A.I. Muranov; comp.: A.I. Muranov, I.V. Smirnov, A.O. Nikitina. M., 2008. P. 17–37 (in Russ.).

20. Proceedings of teachers of the Department of Judicial law and prosecutorial supervision: bibliographic index for 1973–1984 / comp.: V.G. Melkumov, V.P. Konovalov, E.I. Burkhanova. Dushanbe, 1986 (in Russ.).

21. Works of the teaching staff and researchers of the Tajik State University: bibliographic index for 1968 - 1978 (University-wide departments. History. Legal sciences) / comp. E.I. Burkhanova. Dushanbe, 1993 (in Russ.).

22. Proceedings of the teaching staff of the V.I. Lenin Tajik State University: bibliographic index of literature for 1960 - 1967 / comp. R.M. Yudina, E.I. Burkhanova; ed. F.N. Ivanov. Dushanbe, 1975. Issue 2 (in Russ.).

23. Shevchenko Z.M. Catalogue of candidate and doctoral dissertations defended on the materials of the Tajik SSR. 1960 - 1965: bibliogr. index of literature / ed. K.T. Poroshin, B.N. Niyazmukhamedov; bibliogr. ed. L.V. Tursunov. Dushanbe, 1970. P. 2 (in Russ.).

24. Shevchenko Z.M., Nikolaeva M.V. Catalog of candidate and doctoral dissertations defended on the materials of the Tajik SSR. 1934 - 1959: bibliogr. index of literature / ed. by B.N. Niyazmukhamedov, A. Sh. Shukurov. Stalinabad, 1960. P. 3 (in Russ.).

25. Yudina R.M. Dissertations defended at the Tajik State National University. Dushanbe, 1998. Issue 1 (1951 - June 1976) (in Russ.).

26. Yudina R. Minimum bibliographic knowledge for students of V.I. Lenin Tajik State University: educational and methodical manual for general bibliography classes. Dushanbe, 1964. Issue 1 (in Russ.).

27. Legal science for the years of independence of the Republic of Tajikistan (the results of the scientific activity of the Faculty of Law staff for 1991 - 2001). Dushanbe, 2002 (in Russ.).

28. Yatimov S.S. Science and Security. Dushanbe, 2019 (in Tajik).

Comments

No posts found

Write a review
Translate