Children's rights in modern International Law
Table of contents
Share
QR
Metrics
Children's rights in modern International Law
Annotation
PII
S013207690007825-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Sergey E. Smirnykh 
Occupation: General Secretary of Russian Association of International Law
Affiliation: Russian Association of International Law
Edition
Pages
124-135
Abstract

The study of the institution of children's rights in International Law is relevant in the context of modern international relations. At the same time, the substantiation of the need to respect the rights of children is of particular importance in the conditions of the modern world order.

This article is based on a significant amount of materials, including international legal acts, documents of a recommendatory nature, Russian legislation, as well as doctrinal research.

The article formulates definitions of such concepts as “children's rights”, “children's legal personality in International Law”, “modern International Law”, “family legal relations”, “interests of children protected by International Law”, “international relations”. The question of the differences in the international legal status of children and the general status of the individual was considered. It is proposed to systematize the rights of children.

Keywords
children's rights, family law relations, child abuse, international legal status of children, children's legal personality in International Law, modern International Law, international relations
Received
06.12.2019
Date of publication
23.12.2019
Number of purchasers
62
Views
5244
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1 В современном глобализирующемся мире вопросы прав детей приобретают все большее значение в связи с тем, что семейные правоотношения часто выходят за пределы национальных правовых рамок. Поэтому необходимо уделить особое внимание применению положений международно-правовых документов, закрепляющих вопросы в области прав детей1.
1. См.: Волова Л.И. Совершенствование правового регулирования семейных отношений с иностранным элементом в законодательстве Российской Федерации // Росс. ежегодник международного права. 2017. СПб., 2017. С. 281.
2 Одной из самых важных проблем является физическое и психическое насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в учреждениях, предназначенных для воспитания и образования детей лицами, обязанными заботиться о них2.
2. См.: Колпакова Л.А. Система ювенальной юстиции в России и за рубежом: история и современность // Колпакова Л.А., Рудков М.А. Система ювенальной юстиции в России и за рубежом: история и современность. Вологда, 2016. С. 4.
3 Эксплуатация детей родителями или лицами, их заменяющими, может выражаться в вовлечении их в совершение антиобщественных действий, употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, бродяжничество или попрошайничество3.
3. См.: Жуков В.И. Концепция ювенального права современной России / под ред. В.И. Жукова. М., 2011. С. 243.
4 Международное сообщество в целом заинтересовано в соблюдении прав детей в самых разных сферах4. Права человека закреплены во многих международных договорах, значение которых с течением времени только увеличивается. Во многих государствах правам человека уделяется особое внимание.
4. См.: Kaplan M. Using Collective Interests to Ensure Human Rights: an Analysis of the Arties on State Responsibility. New York, 2004. P. 1902.
5 Необходимо иметь в виду, что XXI в. считается веком информационных технологий, которые являются одним из основных факторов, влияющих на развитие общества5.
5. См.: Алиев З.Г. Информационно-коммуникационные технологии и права человека // Росс. ежегодник международного права. СПб., 2015. С. 345.
6 Всемирная сеть Интернет широко используется для пропаганды различных экстремистских идей и движений, кибермошенничества, информационных блокад, компьютерного шпионажа и иных посягательств, представляющих повышенную опасность для общества. В процессе мониторинга российских и иностранных социальных сетей выявляются многочисленные текстовые и видеоматериалы, оправдывающие и пропагандирующие деятельность экстремистских сообществ, призывающих к терроризму6.
6. См.: Савенкова Д.Д. Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации и развитие института ответственности за правонарушения в информационной сфере // Динамика институтов информационной безопасности. Правовые проблемы: сб. науч. трудов / отв. ред. Т.А. Полякова, В.Б. Наумов, Э.В. Талапина. М., 2018. С. 119, 120.
7 Так, в отрядах международной террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» работают вербовщики, являющиеся профессиональными психологами. Они точно знают, как войти в доверие к людям и убедить их стать одними из них. Своих жертв представители этой запрещенной в России международной террористической организации ищут и вербуют, как правило, в Интернете, социальных сетях и на сайтах знакомств7.
7. См.: Свеженцева О.Л., Никольский А. Актуальные проблемы информационного терроризма // Информационная безопасность граждан, общества, государства: правовые аспекты: сб. материалов науч.-практ. конф., 27 апр. 2016 / сост. А.В. Самойлов, М.А. Салихова. Курск, 2016. С. 102.
8 Необходимо иметь в виду, что дети являются особыми участниками отношений, что обусловлено рядом факторов. В частности, имеет значение возраст детей, их личностные характеристики, участие законных представителей детей в реализации их прав и интересов в целях восполнения их дееспособности8.
8. См.: Летова Н.В. Правовой статус ребенка в гражданском и семейном праве: автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2013. С. 3.
9 Вызывает интерес исследование вопроса о различиях общего статуса индивидов и общего статуса индивидов в международном праве и особенностей международной защиты прав детей. В дискуссии, которая ведется в научной литературе по международному праву, необходимо исходить из того, что прежние представления о неприменимости норм международной правосубъектности к индивидам не в полной мере согласуются с современными реальными правоотношениями9.
9. См.: Международное право: учеб. для вузов / отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003. C. 89.
10 Представляется возможным согласиться с утверждением Г. Лаутерпахта о том, что в международном праве отсутствуют нормы, которые препятствовали бы индивидам приобретать права, предоставляемые обычным или договорным международным правом. Современное состояние международного права позволяет констатировать прямое включение в договоры норм, ориентированных на индивидов10.
10. См.: Международное право: учеб. для вузов / отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. М., 1999. С. 84, 85.
11 В связи с тем, что международно-правовые документы предусматривают положения о правах индивидов, они являются субъектами международного права, обладающими всей совокупностью прав и обязанностей, закрепленных в международных договорах.
12 Отличие общего статуса индивида от международно-правового статуса детей заключается в том, что в рамках общего статуса индивидов им принадлежит вся совокупность прав человека, закрепленная в международных договорах. Детям же принадлежит только часть прав, которые предусматривают общий статус индивидов.
13 Например, согласно п. 4 ст. 25 Замечаний общего порядка № 25 к Международному пакту о гражданских и политических правах любые обстоятельства, которыми обусловлено осуществление прав, должны основываться на объективных критериях. Например, обоснованным может быть требование об установлении более высокого возрастного порога для занятия выборных постов или назначения на определенные должности11.
11. [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 29.05.2019).
14 Представляется необходимым рассмотреть понятие и элементы международно-правового статуса детей, а также его отличие от правового статуса совершеннолетних лиц. Так, под правовым статусом человека подразумевается юридически закрепленное положение личности в обществе, система прав, свобод и их гарантий, а также обязанностей12.
12. См.: Автономов А.С. Ювенальная юстиция: учеб. пособие. М., 2009. С. 41.
15 Международно-правовой статус детей можно понимать как юридически закрепленное положение в обществе, а также систему прав, свобод, гарантий и обязанностей. При этом именно государства обязаны обеспечивать соблюдение и практическую реализацию прав детей, поскольку они не способны самостоятельно заботиться о себе.
16 Наиболее существенные положения о правах детей закреплены в таких документах, как Декларация прав ребенка 1959 г.13, Конвенция о правах ребенка 1989 г.14, Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах в период вооруженных конфликтов 1974 г.15 Все эти документы направлены на развитие международно-правового статуса детей.
13. См.: Международная защита прав и свобод человека: сб. док. М., 1990. С. 385 - 388.

14. См.: Сб. международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 1993.

15. См.: Международная защита прав и свобод человека: сб. док. С. 409, 410.
17 В связи с этим целесообразно уточнить особенности прав детей, закрепленных в действующих международно-правовых документах, совместно с изложением наиболее существенных их положений.
18 Так, Декларация прав ребенка 1959 г. предусмотрела такие права детей, как право на имя и гражданство; право пользоваться благами социального обеспечения; право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным и т.д.
19 Конвенция о правах ребенка 1989 г. предусмотрела следующие права детей: право на жизнь; право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи; право формулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды; право на свободу мысли, совести и религии и т.д.
20 В связи с этим необходимо рассмотреть некоторые особенности имплементации международно-правовых норм в сфере защиты прав детей в национальное законодательство России.
21 Следует отметить, что осуществление международно-правовых норм является, как правило, гораздо более сложной и ответственной задачей, чем их принятие. Разрешение этого вопроса возможно лишь при наличии оптимального механизма имплементации как определенной совокупности правовых и организационных средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном уровнях с целью воплощения предписаний норм международного права16.
16. См.: Лукашук И.И. Международно-правовое регулирование международных отношений (Системный подход). М., 1975. С. 10, 16.
22 Особенности имплементации международно-правовых норм в сфере защиты прав детей в законодательство России представляется возможным рассмотреть на примере Конституции РФ.
23 В России каждый имеет право на образование. При этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.
24 У детей есть существенные особенности, и их положение в значительной степени отличается от положения взрослых. Так, необходимость обеспечения повышенной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних обусловлена их эмоциональной, духовной и интеллектуальной незрелостью17.
17. См.: Бадальянц Ю.С. Ребенок в российском обществе: историко-правовое исследование / под науч. ред. Н.И. Полищука. Воронеж, 2016. С. 20.
25 При этом объем принадлежащих детям прав и свобод не должен быть меньше, чем в структуре правового статуса взрослых лиц. Дети не обладают многими политическими и личными правами. В частности, могут быть ограничены права детей на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, свободное получение информации18.
18. См.: Модин Н.А. Ювенальное право Российской Федерации: учеб. для юрид. высших учеб. заведений. Смоленск, 2017. С. 10.
26 Важность и актуальность исследования теоретических аспектов положения детей в международном праве определяется тем, что многие нормы международного права в качестве конечной цели имеют защиту или определение статуса определенных групп населения19.
19. См.: Черниченко С.В. Контуры международного права. Общие вопросы. М., 2014. С. 403.
27 В теоретической правовой литературе неоднократно подчеркивалось влияние тематики прав человека на развитие международного права. Так, принцип уважения прав человека обязывает государства и международное сообщество уважать и соблюдать права человека и принимать меры для их защиты, которые постоянно конкретизируются и расширяются путем принятия международных договоров20.
20. См.: Карташкин В.А. Права человека и развитие международного права // Росс. ежегодник международного права. СПб., 2017. С. 14.
28 Дети по своей природе отличаются от взрослых, и, следовательно, к ним необходимо относиться, учитывая их особенности21. При этом рассмотрение международных аспектов прав детей представляется целесообразным начать с исследования самого понятия «дети».
21. См.: Spierer А. The Right to Remain a Child: the Impermissibility of the Reid Technique in Juvenile interrogations. N. - Y., 2017. Current Issue. Vol. 92. N 5, 1734. P. 15.
29 В соответствии со ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее22.
22. См.: Корбут Л.В., Поленина С.В. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей // Сб. универсальных и региональных международных документов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 62.
30 Вызывает интерес рассмотрение некоторых аспектов международно-правового статуса детей. Так, в самом кратком виде правовой статус определяется как юридически закрепленное положение личности в обществе. Элементами структуры правового статуса личности являются: права и обязанности, законные интересы, правосубъектность, гражданство, юридическая ответственность, правовые принципы и т.д.23
23. См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учеб. 4-е изд., испр. и доп. М., 2016. С. 181 - 186.
31 Права детей возникают в большинстве случаев в силу имевших место юридических фактов и в ряде случаев непосредственно из норм международного права без наличия юридических фактов. Например, право детей на защиту от незаконных перемещений и невозвращений из-за границы может быть реализовано при условии заключения государствами международных соглашений или присоединения к действующим соглашениям. Право детей на жизнь вытекает непосредственно из положений Конвенции о правах ребенка 1989 г.
32 В частности, согласно ст. 6 Конвенции о правах ребенка 1989 г. государства должны признавать, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и здоровое развитие.
33 Прежде чем рассматривать проблемы прав детей, необходимо определить такое понятие, как «правосубъектность детей» в международном праве. О.С. Иоффе отмечает, что нормы о правосубъектности очерчивают границы обладания и приобретения конкретных прав и обязанностей24. В связи с этим следует подчеркнуть, что правосубъектность детей в международном праве представляет собой важное условие возникновения их прав. Правосубъектность в значительной степени определяет содержание прав детей. Законные интересы (в свою очередь) являются целью реализации прав детей в международном праве.
24. См.: Иоффе О.С. Гражданское законодательство Республики Казахстан. Размышления о праве. Науч. изд. Астана, 2002. С. 19.
34 Представляется, что правоспособность детей в международном праве можно понимать как способность иметь права и исполнять обязанности, закрепленные в международных договорах. Дееспособность детей можно определить как возможность приобретать и осуществлять права, создавать для себя и исполнять обязанности, закрепленные в международных договорах.
35 Следует отметить, что правоспособность детей в международном праве есть юридическое свойство их статуса, которое отличается от обусловливаемых ими прав детей: последнее есть мера возможного поведения детей в конкретных международных отношениях, в то время как правоспособность детей (способность иметь права и исполнять обязанности) не является элементом какого-либо отношения.
36 Вызывает интерес рассмотрение различных точек зрения на понятие правоспособности. Так, А.В. Венедиктов отмечал, что отраслевая правоспособность представляет собой абстрактную категорию, абстрактную способность быть носителем прав и обязанностей в установленных законом пределах25.
25. См.: Венедиктов А.В. О субъектах социалистических правоотношений // Сов. государство и право. 1955. № 6. С. 29.
37 М.М. Агарков указывал, что гражданская правоспособность означает возможность иметь определенные права и обязанности в зависимости от взаимоотношений с другими лицами26.
26. См.: Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М., 1940. С. 72.
38 Правоспособность – это право, предоставляющее субъекту возможность иметь любые не запрещенные законом права и нести обязанности. По своей природе правоспособность представляет собой право, суть которого заключается в обеспечении возможности определенного поведения физических лиц27.
27. См.: Ежов Ю.А. Правоспособность физических лиц. М., 2013. С. 10.
39 Правоспособность – это правовые рамки возможного поведения субъектов, которые могут определяться только конкретными правами и обязанностями, которыми наделены субъекты. Правоспособность представляет собой способность или возможность вступать в правоотношения в пределах тех прав и обязанностей, которыми лица наделены28.
28. См.: Черниченко С.В. Личность и международное право. М., 1974. С. 11.
40 На основании приведенных точек зрения на понятие правоспособности представляется необходимым отметить следующие признаки правоспособности детей в международном праве: возможность быть носителем прав и обязанностей; возможность определенного поведения; обеспечение условий для возникновения прав.
41 В связи с этим под правоспособностью детей в международном праве можно понимать возможность быть носителями прав и совершать определенные поступки, что способствует возникновению прав.
42 Однако кроме правоспособности детей в международном праве необходимо рассмотреть и дееспособность детей. В частности, как указывает С.И. Архипов, под дееспособностью следует понимать определяемую правопорядком готовность (реальную способность, возможность) лиц с точки зрения воли, сознания, организационных, имущественных, иных предпосылок, условий к осуществлению функций субъектов права29.
29. См.: Архипов С.И. Субъект права: теоретическое исследование. СПб., 2004. С. 164.
43 Следовательно, под дееспособностью детей в международном праве можно понимать основанную на международных соглашениях способность реализовывать свои права и нести обязанности.
44 Вместе с тем существование в международном праве у детей прав невозможно при отсутствии у них правоспособности. Таким образом, возникновение любых прав детей является результатом взаимодействия норм международного права, правоспособности и одного или нескольких юридических фактов.
45 Нормы международного права наделяют детей правами и обеспечивают осуществление этих прав указанием на необходимое поведение органов международных организаций и их должностных лиц.
46 Так, согласно ст. 7 Конвенции о правах ребенка 1989 г. детей необходимо регистрировать сразу же после рождения, и с этого момента они должны иметь право на имя, приобретение гражданства, а также право знать своих родителей и право на их заботу.
47 Государства, в свою очередь, обязаны обеспечивать осуществление прав детей в соответствии с национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.
48 Представляется, что охраняемые международным правом интересы детей имеют существенное значение и закреплены в международных соглашениях. Поэтому при защите своих интересов дети или их представители могут ссылаться на те или иные положения международных договоров.
49 Следует иметь в виду, что дети вправе требовать удовлетворения своих интересов, охраняемых международным правом. К примеру, в силу положений Конвенции о правах ребенка 1989 г. во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание должно уделяться обеспечению интересов детей. Государства должны обеспечивать детям такие защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих за них ответственность.
50 В.П. Грибанов отмечает, что интерес является предпосылкой приобретения, осуществления и защиты прав. Удовлетворение интересов управомоченных лиц является целью любых прав, которые выступают как правовые средства удовлетворения интересов30.
30. См.: Грибанов В.П. Интерес в гражданском праве // Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. С. 241, 242.
51 Права детей и охраняемые международным правом интересы детей являются очень близкими и зачастую совпадающими правовыми категориями, в связи с чем их далеко не всегда представляется возможным разграничить.
52 Права детей и охраняемые международным правом интересы детей предполагают удовлетворение определенных потребностей, основаны на международно-правовых документах, на объективном праве и не могут быть противоправными. И права детей, и охраняемые международным правом интересы детей должны признаваться и защищаться государствами. Они представляют собой меру возможного поведения.
53 Примером охраняемого международным правом интереса является закрепленное в п. 2 ст. 10 Конвенции о правах ребенка 1989 г. положение о том, что дети, родители которых проживают в различных государствах, имеют право поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. Для реализации этого права дети могут покидать любые страны, включая свои собственные. В отношении права покидать любые страны действуют только такие ограничения, какие установлены законами и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка (ordre public), здоровья или нравственности населения.
54 Правоспособность детей в международном праве можно определить как юридическое свойство их статуса, которое отличается от обусловливаемых ими прав детей: последнее есть мера возможного поведения детей в конкретных международных отношениях, в то время как правоспособность детей как способность иметь права и нести обязанности не является элементом какого-либо правоотношения.
55 Рассматривая проблемы соотношения прав детей в международном праве со смежными правовыми явлениями, необходимо остановиться на определении термина международных отношений.
56 В теоретической литературе по международному праву существуют различные точки зрения на понятие международных отношений. Так, по мнению Г.М. Мелкова, международные отношения представляют собой политические, экономические, торговые, научно-технические, военные, культурные и иные отношения между субъектами международного права. Эти отношения могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира, большинства международных организаций, интересы народов и наций, борющихся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности31.
31. См.: Мелков Г.М. Международное право: учеб. для вузов / отв. ред. Г.М. Мелков. М., 2009. С. 8, 9.
57 С точки зрения Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова, международные правоотношения включают отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями32.
32. См.: Международное право: учеб. для вузов / отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. 3-е изд., перераб. и доп. С. 7.
58 Как отмечает Н.А. Ушаков, международные отношения представляют собой общественные отношения, возникающие в рамках международного сообщества государств, т.е. главным образом взаимоотношения между государствами33.
33. См.: Ушаков Н.А. Международное право: учеб. М., 2000. С. 9.
59 По мнению Е.Т. Усенко и Г.Г. Шинкарецкой, международные отношения в широком смысле ̶ это все общественные отношения, выходящие за рамки государственных границ. Такого рода отношения весьма разнообразны и подразделяются на две большие группы. Первую группу составляют отношения негосударственного характера, вторую – отношения межгосударственные34.
34. См.: Усенко Е.Т., Шинкарецкая Г.Г. Международное право: учеб. / отв. ред. Е.Т. Усенко, Г.Г. Шинкарецкая. М., 2003. С. 13.
60 В связи с этим представляется, что международные отношения можно определить как отношения между государствами, международными организациями, народами и нациями, борющимися за свою свободу, независимость и создание собственной государственности.
61 Для наиболее полного и всестороннего исследования прав детей в международном праве целесообразно предложить их систематизацию, цель которой ̶ раскрытие содержания прав детей.
62 Эти права представляется возможным разделить на права детей, которые закреплены в международных договорах, и права детей, которые в международных договорах не закреплены.
63 Так, к правам детей, которые закреплены в международных договорах, относится право детей на имя, гражданство и на законных представителей в соответствии со ст. 8 Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 1986 г.
64 Ограничение источников прав детей только международными соглашениями ухудшило бы их правовое положение. Права детей закреплены также в национальном праве государств. В частности, в соответствии со ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание ̶ равные право и обязанность родителей. В связи с этим можно отметить, что в России дети имеют право на защиту государства, а также на заботу и воспитание.
65 Следует различать права детей, которые принадлежат всем детям, и права, принадлежащие отдельным категориям детей. К правам, которые принадлежат всем детям, относится, например, право на защиту от физического или психологического насилия, оскорблений или злоупотреблений, от отсутствия заботы или небрежного обращения в соответствии со ст. 19.1 Конвенции о правах ребенка 1989 г.
66 К правам, которые принадлежат некоторым категориям детей, можно отнести: право на образование согласно пожеланиям их родителей; право на все необходимые меры для содействия воссоединению разъединенных семей; право детей не подлежать вербовке в вооруженные силы или группы в соответствии с ч. 3 ст. 4 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов немеждународного характера от 8 июня 1977 г. (Протокол II)35.
35. См.: [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: >>>> (дата обращения: 29.05.2019).
67 В зависимости от обеспеченности прав детей обязанностями государств и международных организаций, а значит, и от возможности их осуществления различаются права детей, обеспеченные обязанностями государств и международных организаций, и права детей, не обеспеченные обязанностями государств и международных организаций.
68 К примеру, право детей на защиту от незаконного перемещения и невозвращения из-за границы обеспечено обязанностью государств содействовать заключению двусторонних или многосторонних соглашений или присоединению к действующим соглашениям в силу ст. 11 Конвенции о правах ребенка 1989 г. Закрепленное в ст. 14 Конвенции о правах ребенка 1989 г. право детей на свободу мысли, совести и религии не обеспечено обязанностью государств.
69 Различаются абсолютные и относительные права детей. Так, осуществление абсолютных прав детей в международном праве обеспечивается поведением неопределенного круга лиц, которое выражается в воздержании от действий, препятствующих реализации прав детей.
70 К примеру, согласно ст. 16 Конвенции о правах ребенка 1989 г. дети имеют право на защиту от вмешательства в осуществление их права на личную, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, а также от клеветы или посягательства на их репутацию.
71 Относительные права удовлетворяют интересы детей посредством предоставления им возможностей требовать совершения определенных действий от государств и международных организаций. Например, лишенные свободы дети имеют право требовать от государств гуманного обращения и уважения достоинства их личности.
72 Действия или бездействие детей в международном праве могут быть основаниями возникновения их прав. Следовательно, можно различать права детей, возникающие вследствие действий, и права детей, возникающие вследствие их бездействия.
73 Правом детей, возникающим вследствие их действий, является право на развитие личности, воспитание уважения к правам человека и родителям, подготовка к сознательной жизни и воспитание уважения к окружающей природе вследствие получения образования. Правом, возникающим вследствие бездействия детей, является право на отказ от дачи свидетельских показаний или признания своей вины.
74 Юридические факты в международном праве также могут быть основаниями для деления прав детей на права детей, возникающие вследствие событий, и права детей, возникающие вследствие действий. Правами детей, возникающими вследствие событий, является появление у детей права на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для их здоровья вследствие достижения детьми минимального возраста приема на работу.
75 Другим примером права детей, возникающего вследствие событий, является право детей, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые не могут оставаться в таком окружении, на защиту и помощь государств.
76 К правам детей, возникающим вследствие действий, относится право выражать свои мнения и свободно искать, получать и передавать информацию вне зависимости от границ государств в любой доступной для них форме.
77 В зависимости от участников международных отношений различаются права, принадлежащие всем детям, и права, принадлежащие отдельным категориям детей. Так, все дети имеют право на жизнь и здоровое развитие, право не разлучаться со своими родителями вопреки их желанию, право пользоваться услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней для снижения уровней смертности, предоставления медицинской помощи, борьбы с болезнями, недоеданием и т.д.
78 Право детей-инвалидов свободно выражать свои взгляды, которые должны получать весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права согласно ст. 7 Конвенции о правах инвалидов 2006 г. относится к правам, которые принадлежат отдельным категориям детей.
79 Различаются права детей, обеспеченные механизмами реализации, и права детей, не обеспеченные механизмами реализации. К правам детей, обеспеченным механизмами реализации, можно отнести право детей-беженцев на защиту и гуманитарную помощь в пользовании применимыми правами.
80 К правам детей, которые не обеспечены механизмами реализации, можно отнести право детей пользоваться особым уважением и защитой от любых непристойных посягательств сторон, находящихся в конфликте, в соответствии со ст. 77 Дополнительного протокола к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I)36.
36. См.: Сб. международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 2001.
81 По времени действия права детей в международном праве делятся на бессрочные и срочные. Бессрочные права детей могут осуществляться постоянно, без ограничения во времени. Срочные права могут быть осуществлены детьми в течение установленного периода времени.
82 Бессрочными являются следующие права детей: право на выживание и здоровое развитие; право на приобретение гражданства; право на необходимые меры защиты.
83 К срочным правам детей относятся, например, права детей, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, на информирование об обвинениях против них и получение правовой помощи, свободу от принуждения к даче показаний или признанию вины, на бесплатную помощь переводчиков и т.д.
84 По своему характеру права детей в международном праве могут быть как имущественными, так и неимущественными. В частности, к имущественным относятся права детей на уровень жизни, необходимый для их физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Примером неимущественного права детей является право на предотвращение склонения или принуждения детей к любой незаконной сексуальной деятельности, использования детей в проституции и порнографии.
85 В зависимости от способов защиты прав детей в международном праве различаются права детей, защита которых осуществляется посредством: признания прав детей; восстановления положения, существовавшего до нарушения их прав, пресечения действий, нарушающих права детей; признания действий и решений органов государственной власти и их должностных лиц незаконными; взыскания с государств убытков, причиненных детьми.
86 Так, к правам детей, защита которых осуществляется посредством признания, относится право детей, помещенных на попечение с целью ухода за ними, их защиты, физического или психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого детям.
87 К правам детей, защита которых осуществляется посредством восстановления положения, существовавшего до их нарушения, относится возмещение детям вреда, причиненного неправомерными действиями органов государственной власти и их должностных лиц. Так, в силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.
88 Право детей, нарушивших уголовное законодательство, которые обвиняются или признаются виновными в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у детей чувства достоинства и значимости в соответствии со ст. 40 Конвенции о правах ребенка 1989 г., относится к правам детей, защита которых осуществляется посредством пресечения противоправных действий должностных лиц органов государственной власти.
89 В зависимости от юридической силы нормативных актов, которые закрепляют права детей в международном праве, различаются права детей, закрепленные в международных договорах, и права детей, закрепленные в национальном праве.
90 Так, к правам детей, закрепленным в международных договорах, относится право детей на защиту от произвольного или незаконного вмешательства в осуществление их права на личную и семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на их честь и репутацию согласно ст. 16 Конвенции о правах ребенка 1989 г.
91 К правам детей, закрепленным в национальном праве, относится, например, предусмотренное ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»37 право детей на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
37. См.: СЗ РФ. 1998. № 31, ст. 3802.
92 В частности, органы государственной власти Российской Федерации должны принимать меры по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий и т.д.
93 В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
94 В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности детей и защиты от негативных воздействий должны проводиться экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
95 В зависимости от обеспеченности прав детей юридическими гарантиями различаются права детей, которые обеспечены юридическими гарантиями, и права детей, не обеспеченные юридическими гарантиями.
96 Так, к правам детей, обеспеченным юридическими гарантиями, относится право детей на все необходимые законодательные, административные и просветительские меры государств с целью защиты от всех форм физического или психического насилия, оскорблений или злоупотреблений, небрежного отношения.
97 Правом детей, которое не обеспечено юридическими гарантиями, является, например, право неполноценных детей на особую заботу, обеспечение доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, которые приводят к наиболее полному вовлечению детей в социальную жизнь в силу ст. 23 Конвенции о правах ребенка 1989 г.
98 Представляется возможным классифицировать права детей в зависимости от институтов международного права. В связи с этим следует отметить, что институт права – это объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений38.
38. См.: Марченко М.Н. Общая теория государства и права: академ. курс: в 2 т. / под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. Теория права. М., 1998. С. 233.
99 Следовательно, институт международного права ̶ это совокупность взаимосвязанных норм права, регулирующих небольшую группу родственных международных отношений.
100 В зависимости от институтов международного права различаются: права детей в области права международной безопасности; права детей в области международного гуманитарного права; права детей в сфере защиты прав человека; права детей в сфере международного воздушного права; права детей в области международного морского права.
101 Следует согласиться с утверждением о том, что отдельного пристального внимания заслуживает вопрос обеспечения прав и основных свобод человека и гражданина39. В связи с этим необходимо иметь в виду, что к правам детей в области права международной информационной безопасности можно отнести право детей на защиту от вмешательства в их личную или семейную жизнь, право детей на свободу мысли, совести и религии, право беспрепятственно придерживаться своих мнений.
39. См.: Акулова Е.В. Формирование системы международной информационной безопасности: правовые проблемы // Новые вызовы и угрозы информационной безопасности: правовые проблемы / отв. ред. Т.А. Полякова, И.Л. Бачило, В.Б. Наумов: сб. науч. работ. М., 2016. C. 141; см. также: Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Обзор Международной научно-практической конференции “Информационное пространство: обеспечение информационной безопасности и право” Первые Бачиловские чтения // Государство и право. 2018. № 9. DOI: 10.31857/S013207690001525-9
102 В области международного гуманитарного права различаются следующие права детей: право на получение образования, включая религиозное и нравственное воспитание, согласно пожеланиям их родителей или, в случае отсутствия родителей, тех лиц, которые несут ответственность за попечение над ними; право на все необходимые меры для содействия воссоединению временно разъединенных семей; право детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста, не подлежать вербовке в вооруженные силы или группы согласно п. 3 ст. 4 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II) 1977 г.40
40. См.: Сб. международных договоров СССР. Вып. XLVI. С. 182 - 191.
103 К правам детей в сфере защиты прав человека относится право детей на защиту от пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения либо наказания, право детей на свободу и личную неприкосновенность, право детей на справедливое и публичное разбирательство дел в разумные сроки независимыми и беспристрастными судами, созданными на основании закона.
104 Примером прав детей в области международного воздушного и международного морского права может быть закрепленное в ст. 3 Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. право рожденных на судне или летательных аппаратах детей, которые считаются рожденными на территории тех государств, под флагом которых плавают суда, или на территории тех государств, в которых зарегистрированы летательные аппараты.
105 В заключение следует отметить, что на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что права детей в международном праве представляют юридически обеспеченные возможности удовлетворения их интересов. При этом права детей в международном праве предполагают возможности совершать свои собственные действия и требовать от других участников международных отношений совершения предусмотренных международным правом действий или воздержания от совершения строго определенных действий.

References

1. Avtonomov A.S. The juvenile justice system: Textbook. M., 2009. P. 41 (in Russ.).

2. Agarkov M.M. The obligation on the Soviet Civil Law. M., 1940. P. 72 (in Russ.).

3. Akulova E.V. Formation of the international information security system: legal problems // New challenges and threats to information security: legal problems / rev. ed. T.A. Polyakova, I L. Bachilo, V.B. Naumov: collection of scientific works. M., 2016. P. 141 (in Russ.).

4. Aliyev Z.G. Information and communication technologies and human rights // Russ. Yearbook of International Law. SPb., 2015. P. 345 (in Russ.).

5. Arkhipov S I. Subject of law: a theoretical study. SPb., 2004. P. 164 (in Russ.).

6. Badalyants Yu. S. The child in the Russian society: historical and legal research / under the scientific ed. N.I. Polishchuk. Voronezh, 2016. P. 20 (in Russ.).

7. Venediktov A.V. On the subjects of socialist legal relations // Soviet State and Law. 1955. No. 6. P. 29 (in Russ.).

8. Volova L.I. Improvement of legal regulation of family relations with a foreign element in the legislation of the Russian Federation // Russ. Yearbook of International Law. 2017. SPb., 2017. P. 281 (in Russ.).

9. Gribanov V.P. Interest in Civil Law // Implementation and protection of civil rights. M., 2001. P. 241, 242 (in Russ.).

10. Yezhov Yu. A. Legal Capacity of individuals. M., 2013. P. 10 (in Russ.).

11. Zhukov V I. The Concept of juvenile law in modern Russia / ed. by V.I. Zhukov. M., 2011. P. 243 (in Russ.).

12. Ioffe O.S. Civil legislation of the Republic of Kazakhstan. Reflections on the law. Science ed. Astana, 2002. P. 19 (in Russ.).

13. Kartashkin V.A. human rights and development of International Law // Russ. Yearbook of International Law. SPb., 2017. P. 14 (in Russ.).

14. Kolpakova L.A. System of juvenile justice in Russia and abroad: history and modernity // Kolpakova L.A., Rudkov M.A. System of juvenile justice in Russia and abroad: history and modernity. Vologda, 2016. P. 4 (in Russ.).

15. Korbut L.V., Polenina S.V. International conventions and declarations on the rights of women and children // Collection of universal and regional international documents. 3rd ed., rev. M., 2004. P. 62 (in Russ.).

16. Letova N.V. The legal status of the child in civil and family law: abstract ... Doctor of Law. M., 2013. P. 3 (in Russ.).

17. Lukashuk I.I. International legal regulation of international relations (System approach). M., 1975. P. 10, 16 (in Russ.).

18. Marchenko M.N. General theory of state and law: academ. course: in 2 vols. / under the ed. of M.N. Marchenko. Vol. 2. Theory of law. M., 1998. P. 233 (in Russ.).

19. Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of state and law: studies. 4th ed., revised and additional. M., 2016. P. 181–186 (in Russ.).

20. International protection of human rights and freedoms: collection of doc. M., 1990. P. 385 - 388, 409, 410 (in Russ.).

21. International Law: Textbook for universities / ed. by G.V. Ignatenko and O.I. Tiunov. M., 1999. P. 84, 85 (in Russ.).

22. International Law: Textbook for universities / ed. by G.V. Ignatenko and O.I. Tiunov. 3rd ed., rev. M., 2003. P. 7, 89 (in Russ.).

23. Melkov G.M. International Law: Textbook for universities / ed. by G.M. Melkov. M., 2009. P. 8, 9 (in Russ.).

24. Modin N.A. Juvenile law of the Russian Federation: Textbook for the faculty of law higher studies institutions. Smolensk, 2017. P. 10 (in Russ.).

25. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Review of the International scientific and practical conference "Information space: information security and law" - The First Bachilov readings // State and Law. 2018. No. 9. DOI: 10.31857/S013207690001525-9 (in Russ.)

26. Savenkova D.D. Legal support of information security of the Russian Federation and development of the Institute of responsibility for offenses in the information sphere // Dynamics of information security institutions. Legal problems: collection of scientific works / ed. by T.A. Polyakova, V.B. Naumov, E.V. Talapina. M., 2018. P. 119, 120 (in Russ.).

27. Collection of international treaties of the USSR. Vol. XLVI. M., 1993. P. 182 - 191 (in Russ.).

28. Collection of international treaties of the USSR. Vol. XLVI. M., 2001 (in Russ.).

29. Svezhentseva O.L., Nikolsky A. Actual problems of information terrorism / / Information security of citizens, society, state: legal aspects: collection of materials scientific practical Conf., 27 Apr. 2016 / comp. A.V. Samoilov, M.A. Salikhova. Kursk, 2016. P. 102 (in Russ.).

30. Usenko E.T., Shinkaretskaya G.G. International Law: Textbook / red. ed. by E.T. Usenko, G.G. Shinkaretskaya. M., 2003. P. 13 (in Russ.).

31. Ushakov N.A. International Law: Textbook. M., 2000. P. 9 (in Russ.).

32. Chernichenko S.V. Contours of International Law. General issue. M., 2014. P. 403 (in Russ.).

33. Chernichenko S.V. Personality and International Law. M., 1974. P. 11 (in Russ.).

34. Kaplan M. Using Collective Interests to Ensure Human Rights: Analysis of the Arties on State Responsibility. New York, 2004. P. 1902.

35. Spierer À. The Right to Remain a Child: Impermissibility of the Reid Technique in Juvenile interrogations. N. - Y., 2017. Current Issue. Vol. 92. N 5, 1734. P. 15.

Comments

No posts found

Write a review
Translate