Formation of the Information Law system as a scientific direction: develop-ment stages and prospects
Table of contents
Share
Metrics
Formation of the Information Law system as a scientific direction: develop-ment stages and prospects
Annotation
PII
S013207690003854-1-1
DOI
10.31857/S013207690003854-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Tatiana A. Polyakova 
Affiliation: The Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation
Alexey V. Minbaleev
Affiliation: The Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation
Nataliya V. Krotkova
Affiliation: The Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
80-92
Abstract

The article is devoted to the 20th anniversary of the sector of Information Law and international information security of the Institute of State and Law of the RAS and the bright memory of the founder of the sector - Ilaria L. Bachilo. The article outlines the main milestones in the development of Information Law, the role of I.L. Bachilo in the formation of this branch of law. The authors identify the priority areas of research in the sector of Information Law and international information security of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences; summarize the main ideas developed in the course of research.

The main results of the sector's work on the development and use of information resources and technologies, legal support of information security, theoretical and practical problems of Information Law, the study of the problems of development of civil society, information society, the evolution of institutions of the state and law in General, as well as the codification of information legislation.

The problem of search of new directions and forms in carrying out scientific events and in training of young scientists in the field of information law is raised.

The article presents a view on the development of Information Law and international information security, the main promising areas of research in this area. 

Keywords
Information Law, information as an object of law, information threats and challenges, cyber security, information security, international cooperation, international information security, robot-ics, artificial intelligence
Received
27.02.2019
Date of publication
27.02.2019
Number of purchasers
52
Views
2681
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1 Развитие общественных отношений в глобальном цифровом мире ХХI в., детерминированное парадигмой информационного общества, ролью в нем информационных и телекоммуникационных технологий, имеет беспрецедентный характер. История и этапы «информационных революций» свидетельствуют об их влиянии на мировое развитие. Оно не просто поражает своими грандиозными масштабами, но, главное, своим постоянно увеличивающимся влиянием на все сферы жизни общества и государства, проникновением в сознание как отдельных индивидов, так и социальных групп, и всего общества. Так называемая теория «сжатия времени»1 только подтверждает, с какой огромной скоростью развиваются информационно-технологические, инновационные процессы и появляются колоссальные объемы информации, больших данных, а вместе с этим новые субъекты и объекты, связанные с ними общественные отношения, которые нередко приобретают глобальный характер. Вопрос о трансформации права в цифровую цивилизацию (эпоху) – это вопрос не только развития национальной системы права, но и международного права. В этих условиях всеобщей «цифровизации», когда информационная сфера как «совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений»2 становится «новым измерением» и парадигмой развития общества, особое значение приобретают фундаментальные научные исследования, которые базируются во многом на основаниях, заложенных в прошлом веке и получивших развитие в научных исследованиях Института государства и права Российской академии наук и созданного под руководством д-ра юрид. наук, проф. Илларии Лаврентьевны Бачило сектора информационного права.
1. Капица С.П. Об ускорении исторического времени // Новая и новейшая история. 2004. № 6. С. 3–16.

2. См.: Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации // СЗ РФ. 2016. № 50, ст. 7074.
2

Колыбель (рождение) информационного права как научного направления

3 Информационное право сегодня – это комплексная отрасль права, законодательства, одно из приоритетных направлений правовых научных исследований. Трудно представить, что эта молодая отрасль юридической науки была признана юридическим сообществом в России сравнительно недавно. Однако путь признания был нелегким, тернистым, поскольку представители целого ряда отраслей права не соглашались с появлением нового правового феномена и определенное время его связывали исключительно с административным правом, из которого, бесспорно, оно и выделилось. Трудно переоценить значение для развития информационного права работ теоретиков права, впервые заявивших об информационных отношениях. Это прежде всего А.Б. Венгеров, который одним из первых признал возникновение информационного (компьютерного) права среди таких новых отраслей права, как космическое право и экологическое право3. С.С. Алексеев отмечал информационное право в системе комплексных отраслей права4. Неоценимая заслуга М.М. Рассолова перед российской правовой наукой также связана с обоснованием появления в системе российского права информационного права как новой его отрасли5. Среди первопроходцев в информационном праве следует назвать космонавта, Героя России Ю.М. Батурина, а также В.А. Копылова, О.А. Городова, А.В. Морозова, П.У. Кузнецова, которые во многом сформировали теорию информационного права, заложили основы учебной дисциплины «Информационное право», приложив немало усилий по созданию специализированных кафедр и специальных магистерских программ6. Безусловно, процессы правового осмысления развития информатизации и информационных, цифровых технологий в России, появление новых общественных отношений шли параллельно в различных отраслях права, иногда вызывали дискуссии7.
3. См.: Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М., 1978. Его же. Теория государства и права. М., 1999.

4. См.: Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

5. См.: Рассолов М.М. Теоретические проблемы управления и информации в сфере права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1990; Его же. Информационное право: учеб. пособие. М., 1999.

6. В 1998 г. в Уральской юридической академии была создана кафедра информационного права, которую возглавил П.У. Кузнецов. В Российской правовой академии (ныне – Всероссийском государственном университете юстиции (РПА Минюста России)) действует кафедра информационного права, правовой информатики и математики, возглавляемая д-ром юрид. наук, проф. А.В. Морозовым. В Российской академии правосудия (ныне – Российском государственном университете правосудия) создана кафедра правовой информатики. В МГЮУ им. О.Е. Кутафина (МГЮА) активно развивается кафедра информационного права и цифровых технологий, возглавляемая И.М. Рассоловым. Осуществлено несколько выпусков по первой в России магистерской программе «Информационное право и информационная безопасность» во ВГУЮ (РПА Минюста России), открылись специализированные магистерские программы в НИУ «Высшая школа экономики», МГЮУ им. О.Е. Кутафина.

7. См.: Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М., 1991; Копылов В.А. Информационное право: учеб. 2-изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2002; Агапов А.Б. Основы федерального информационного права России. М., 1995; Его же. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. М., 1997; Морозов А.В. Система правовой информации Минюста России. М., 1999; Кузнецов П.У. Правовая методология информационных процессов и информационной безопасности (вербальный подход). Екатеринбург, 2001; Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008; Ее же. Правовые основы информационной безопасности в России. М., 2007; Ее же. Информационная безопасность в условиях построения информационного общества. М., 2007; Тедеев А.А. Теоретические основы правового регулирования информационных отношений, формирующихся в процессе использования глобальных компьютерных сетей: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007; Терещенко Л.К. Правовой режим информации. М., 2007; Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПБ., 2000.
4 Очевидно, что особая роль в формировании и признании этого научного направления в академической среде принадлежит И.Л. Бачило, не только теоретику и специалисту в области административного права, но и известному ученому, преодолевшему отраслевые интересы, смело взглянувшему в информационное и цифровое будущее, развитие информационного пространства и права8.
8. См.: Бачило И.Л. Информационное право: учеб. для вузов. М., 2009; Ее же. Информационное право: основы практической информатики: учеб. пособие. М., 2001; Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: учеб. / под ред. Б.Н. Топорнина. СПб., 2001.
5 Именно благодаря усилиям И.Л. Бачило в 1999 г. был образован сектор информационного права как самостоятельная структура в Институте государства и права РАН. Исторически так сложилось, что несколько специалистов в области административного права и системного анализа с техническим образованием объединились в первое в стране научно-исследовательское подразделение с таким названием. В 1975 г. в Институте была создана группа по правовым проблемам АСУ. Время развития кибернетики дало мощный толчок для более зрелых решений в области социального, и в первую очередь государственного, управления. Предметом внимания исследователей было правовое обеспечение локальных систем управления предприятия (АСУП), систем региона и республики (РАСУ), велась работа над решением правовых проблем планируемой системы Общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС). Институт сотрудничал с европейскими странами по этой проблематике (ГДР, Болгария, Чехословакия, Польша, Венгрия)9.
9. См.: Бачило И.Л. О направлениях развития информационного права // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития): сб. ст. / под ред. Н.Ю. Хаманевой, И.Л. Бачило. М., 2003. С. 211–222; Сергиенко Л.А. История формирования информационного права в СССР и Российской Федерации. 1960–2000 гг. М., 2013; см. также: Кроткова Н.В. Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом РФ И.Л. Бачило // Государство и право. 2012. № 1. С. 86–88.
6 На пороге глубоких преобразований информационно-технологической среды и осознания значения правового регулирования отношений в процессе информатизации общества и был сформирован в структуре Института государства и права РАН сектор информационного права под руководством И.Л. Бачило, которая решительно взялась за эту нелегкую работу, поскольку сектор включился в исследование правовых проблем информатизации и усвоения идеи информационного общества. В 1998 г. Секцией докладов и исследований Государственного Совета Франции в серии «Административная юстиция и практика» были опубликованы результаты исследования «Интернет и цифровые сети»10. К тому времени уже были изданы сборник по проблемам документов и сборник по результатам и исследованию документирования, включающий такой раздел, как управление и новые информационные технологии11.
10. Internet et les reseaux numeriques. Conseil d'Etat, La documentation Française. Paris, 1998; Право цифровой администрации в России и во Франции: сб. науч. материалов Российско-французской междунар. конф. 27–28 февраля 2013 г. М., 2014.

11. См.: Информационные технологии: инновации в государственном управлении: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.В. Алферова, И.Л. Бачило. М., 2010.
7

Основная тематика исследований в области информационного права

8 Для формирования и дальнейшего развития научного направления информационного права приоритетными исследованиями для сектора явились следующие.
9 1. Формирование теоретико-методологических оснований информационного права как комплексной отрасли российской системы права, как правовой науки, отрасли законодательства и учебной дисциплины. Для разработки этих вопросов сектором на всех этапах его развития значительное внимание было сосредоточено на системных исследованиях понятийного аппарата информационного права12 (практически на всех научных мероприятиях, проводимых сектором, и во всех сборниках эти вопросы находили отражение), так же как и проблемы методологии информационного права13, принципов информационного права, институциализации и систематизации информационного законодательства14. Указанные проблемы активно обсуждались на международных научных семинарах и конференциях, проводимых сектором по инициативе И.Л. Бачило, и нашли отражение на страницах статей и материалов в сборниках научных трудов, а также сборниках научных семинаров и конференций15.
12. См.: Понятийный аппарат информационного права: сб. науч. работ / отв. ред. И.Л. Бачило. М., 2015; Понятийный аппарат в информационном праве / отв. ред. И.Л. Бачило, Т.А. Полякова, В.Б. Наумов. М., 2017.

13. А.Б. Венгеров, характеризуя метод регулирования в информационном праве, отмечал, что «метод для этих отношений может еще вырабатываться, может быть смешанным или вообще не иметь четкого содержания» (см.: Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. М., 2017. С. 442).

14. См.: Систематизация и кодификация информационного законодательства: сб. науч. работ / отв. ред. И.Л. Бачило. М., 2015.

15. См.: Бачило И.Л., Полякова Т.А., Антопольский А.А. и др. Об основных направлениях развития информационного права за 2000–2015 гг. // Государство и право. 2017. № 1. С. 71–79; Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 2. С. 5–14; Административное и информационное право (состояние и перспективы развития): сб. ст. / под ред. Н.Ю. Хаманевой, И.Л. Бачило. М., 2003; Информационное право. Актуальные проблемы теории и практики / под общ. ред. И.Л. Бачило. М., 2009; Информационные ресурсы развития Российской Федерации: правовые проблемы / авт. кол.: А.А. Антопольский, И.Л. Бачило (отв. ред.), Г.В. Белов и др. М., 2003.
10 Кроме того, сектором под руководством И.Л. Бачило много внимания уделялось научно-методической работе для обеспечения учебного процесса, подготовки специалистов в области информационного права. В этой связи была обоснована и представлена структура учебной дисциплины «Информационное право». И.Л. Бачило был подготовлен и многократно переиздававшийся, признанный одним из лучших учебник по информационному праву16; ею также издавались другие учебники и учебные пособия17. Особый интерес вызвал учебник для аспирантов по актуальным проблемам информационного права, вышедший в 2016–2018 гг. уже в двух редакциях, авторами которого стали сотрудники сектора (И.Л. Бачило, Т.А. Полякова, А.В. Минбалеев, А.К. Жарова), а также большой авторский коллектив ведущих специалистов информационного права18. Сотрудники сектора приняли активное участие в разработке Паспорта научной специальности 12.00.13 – информационное право19.
16. См.: Бачило И.Л. Информационное право: учеб. для вузов. М., 2009.

17. См.: Бачило И.Л. Информационное право: основы практической информатики: учеб. пособие. М., 2001; Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: учеб. / под ред. Б.Н. Топорнина. СПб., 2001.

18. См.: Актуальные проблемы информационного права: учеб. для студ., обучающихся по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» / под ред. И.Л. Бачило и М.А. Лапиной. Сер. «Магистратура и аспирантура». М., 2016.

19. См.: Паспорт научной специальности 12.00.13 – информационное право. URL: >>>> ; Бачило И.Л. Важный шаг в признании легитимности информационного права // Информационное общество. 2000. № 6. С. 58–60.
11 Огромный пласт работы сектора связан с формированием российского информационного законодательства, в том числе с участием в подготовке проектов ряда федеральных законов, включая утративший силу Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.): Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон «О персональных данных», Федеральный закон «О предоставлении государственных и муниципальных услуг» и др., а также с активным участием специалистов сектора в экспертной работе на уровне Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Общественной палаты РФ, в работе Межпарламентской ассамблеи СНГ и ОДКБ, Союзного государства. Результаты исследований сектора использовались при подготовке выступлений на различных международных (ООН, Совет Европы, ЮНЕСКО, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС) и всероссийских конференциях, форумах и семинарах по проблемам информационного права и информационной безопасности. Материалы теоретических исследований сектора, информационно-аналитические материалы и научные модели, а также обоснованные выводы использовались при обсуждении правового регулирования информационных отношений и правовых вопросов обеспечения информационной безопасности на Парламентских слушаниях в Государственной Думе и Совете Федерации, заседаниях Экспертного совета Комитета по безопасности Государственной Думы, в аппаратах Правительства РФ и Совета Безопасности РФ, федеральных органах исполнительной власти и объединениях, а также в международных организациях (СНГ, ОДКБ, БРИКС, Союзном государстве Республики Беларусь и России и др.).
12 Результаты работы сектора отражены в целом ряде личных и коллективных монографий по вопросам развития и использования информационных ресурсов и технологий, теоретических и практических проблем информационного права, по исследованию проблем развития гражданского общества, информационного общества, по вопросам эволюции институтов государства и права в целом20.
20. См.: Информационное общество: проблемы развития законодательства: сб. науч. работ / отв. ред. И.Л. Бачило. М., 2012; Демократические институты в условиях развития информационного общества / отв. ред. И.Л. Бачило. М., 2014; Систематизация и кодификация информационного законодательства: сб. науч. работ / отв. ред. И.Л. Бачило. М., 2015; Динамика институтов информационной безопасности. Правовые проблемы: сб. науч. трудов / отв. ред. Т.А. Полякова, В.Б. Наумов, Э.В. Талапина. М., 2018; и др.
13 2. Другим важным направлением научных исследований сектора были и являются информация, технологии и коммуникации, различные объекты информационной сферы в их системной связи, в комплексе, который формирует инфраструктуру нового состояния информационной среды и сферы информационных отношений в целом. Информация как ключевой объект информационных правоотношений и информационной сферы вместе с тем является весьма неоднородной и нередко носит неопределённый характер.
14 Споры о правовой природе информации и ее законодательном определении были как на этапе подготовки в начале 90-х годов первого Закона в области информации – Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (ныне утратил силу)21, так и в дальнейшем. На современном этапе, особенно в связи с развитием цифровых технологий и, соответственно, «цифровой информации»22, эти исследования получили новый импульс. Полагаем, что это объясняется не только сложностью и многоаспектностью такого объекта, как информация, динамикой его развития, особенностями правовых режимов. Доминантой в данном вопросе являлась секторальная позиция об универсальном подходе к рассмотрению информации в качестве объекта правового регулирования, поскольку практически любая информация может быть включена в орбиту последнего. В основе правового регулирования информации, ее правовой охраны лежат как частные, так и публичные интересы, возникающие у различных субъектов права. Интерес к правовой охране конкретной информации может возникнуть в связи с той или иной потребностью субъекта, и ограничивать правовую охрану информации какими-то рамками не всегда представляется возможным. Во многом поэтому и информация не может быть объектом только гражданских прав, она – объект как публичных, так и частноправовых отношений.
21. См.: СЗ РФ. 1995. № 8, ст. 609.

22. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20, ст. 2901; Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р (Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации») // СЗ РФ. 2017. № 32, ст. 5138.
15 В научных исследованиях сектора изначально определялась сфера его интересов, как позволяющая выяснить дихотомию связей и взаимозависимостей информатики, технологий и права. С переходом общества в стадию информационного взаимопроникновения и взаимодействия эти две самостоятельные социотехнические системы развертываются с невиданной скоростью, ежегодно появляются все новые и новые точки соприкосновения и проблемы.
16 Современная правовая система уже осознала невозможность существования и своего развития без современных технологий и иных результатов научного прогресса, все явственнее приходит осознание ее зависимости по целому ряду направлений. Общество уже не может существовать без современных цифровых технологий, и эта зависимость будет развиваться с невероятной экспонентой, а это должно учитываться законодателем при регулировании практически всех общественных отношений.
17 В направлении исследований проблем взаимодействия технологий и права сектором был выявлен ряд закономерностей и выводов, положенных в основу формирующейся доктрины современного информационного права: разработан подход к классификации проблем информатизации как процесса создания и усвоения продукции информационных технологий, формирования и использования информационных ресурсов, освоения и использования средств коммуникаций; обоснован подход к комплексному правовому регулированию составляющих элементов, из которых складывается информационная инфраструктура, а также социально значимых явлений и отношений, что позволило выработать концепцию правового регулирования информатизации и выстроить основы развития информационного законодательства, предложить взгляд на концепцию правового регулирования обеспечения информационной безопасности23.
23. См.: Бачило И.Л., Антопольский А.А., Белов Г.В. и др. Концепция развития информационного законодательства в Российской Федерации // Государство и право. 2005. № 7. С. 47–61.
18 За последние годы работы сформировалась специализация по отдельным проблемам информационного права, но на основе единой концепции правового регулирования отношений в сфере информатизации. 3. Важным направлением исследований сектора является формирование системы права в условиях информационных технологий. Указанная тематика ориентирована на комплексное исследование взаимосвязанных проблем, касающихся как развития самого информационного права, так и воздействия информационных и цифровых технологий на всю систему права и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Данное исследование осуществлялось ранее в рамках реализации таких документов, как ФЦП «Электронная Россия», Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)», Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, и др.24 Сегодня во многом такие исследования обусловлены необходимостью реализации положений программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» и перспективами развития государственных стратегий в этой сфере.
24. См.: постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О Федеральной целевой программе “Электронная Россия (2002–2010 годы)”» // СЗ РФ. 2002. № 5, ст. 531; Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 50, ст. 7074; постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации “Информационное общество (2011–2020 годы)”» // Официальный интернет-портал правовой информации // >>>> 24.04.2014.
19 В рамках данного направления можно выделить несколько проблем. Прежде всего это – правовое регулирование информационных технологий, систем и сетей коммуникации информации в целях восполнения пробелов, существующих как в информационном, так и в отраслевом законодательстве Российской Федерации. Теоретическая новизна темы и проблем, ее раскрывающих, обусловлена новизной процессов цифровизации, отсутствием методологических основ правовых и организационных решений в указанной сфере. Полагаем, что сложность темы определяется тем, что она аккумулирует задачи правового регулирования новых процессов глобализации и информатизации общественных отношений и отслеживания трансформации самой системы права под влиянием вышеназванных процессов, учитывает эволюцию системы государственной власти, результаты административной и правовой реформ в России.
20 Сегодня определены такие блоки правового регулирования, как ИКТ-сектор экономики России и рынка (цифровая экономика); ИКТ-система, включающая общие вопросы формирования локальных, региональных, государственных и иных информационных систем; ИКТ-процесс, направленный на развитие законодательства и сферы правоприменения в области эффективного электронного взаимодействия субъектов разного уровня и форм в информационном пространстве Российской Федерации, а также в сфере международного информационного обмена и международной информационной безопасности. Одним из ключевых вопросов в данном направлении продолжает оставаться проблема систематизации, в первую очередь кодификации информационного законодательства. Сектором была разработана Концепция Информационного кодекса РФ и ведется работа первого этапа ее реализации – упорядочение понятийного аппарата в информационном законодательстве и в праве в целом25. Работа сектора по своей отрасли существенно касается общих информационных проблем для всей системы права.
25. См.: Концепция Информационного кодекса Российской Федерации / под ред. И.Л. Бачило. М., 2014.
21 Кодификация информационного законодательства предполагает упорядочение законодательного материала, направленного на его переработку путем исключения противоречий, восполнение пробелов, преобразование материала, что обеспечит внутреннюю согласованность и системность правового регулирования правоотношений в информационно-телекоммуникационной сфере. Необходимо более точно определить специфику создаваемых информационных объектов комплексного характера (информационные базы, регистры, кадастры, реестры, классификаторы, интернет-ресурсы, сетевые интерактивные услуги, телекоммуникации) и организовать их надлежащий учёт. В настоящее время в гражданском обороте находятся большие объемы разнообразных информационных продуктов, и их производители и пользователи заинтересованы в законодательной защите своих прав на эти продукты.
22 При кодификации информационного законодательства важно выделить следующие основные направления:
23 устранение его внутренних противоречий, а также противоречий норм информационного законодательства общепризнанным нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (презумпция соответствия);
24 законодательное разграничение полномочий в области применения информационных технологий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в Российской Федерации;
25 закрепление правовых гарантий презумпции открытости информации, затрагивающей права и интересы каждого, в целях реализации конституционных прав и ограничений на получение информации в интересах защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц, основ конституционного строя, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
26 правовое урегулирование применения электронного документооборота на основе совершенствования общих требований к документообороту, включая создание и использование средств его обеспечения26.
26. См.: Полякова Т.А. Методологические подходы к систематизации информационного законодательства в условиях перехода к информационному обществу // Вестник РПА. 2007. № 4. С. 85–87.
27 Не утрачивает своего значения и актуальности исследование проблем изучения состояния информационного законодательства, его систематизации и направлений развития с учетом социально-экономических и политических процессов развития России, а также факторов глобализации в мировом информационном пространстве. Продолжается разработка темы по систематизации информационного права; развитию информационного законодательства; исследованию источников информационного права, особенно актов и норм международного права; по методологии и методикам мониторинга российского законодательства и правоприменительной практики и др.27
27. См.: Систематизация и кодификация информационного законодательства: сб. науч. работ / отв. ред. И.Л. Бачило. М., 2015.
28 Важный аспект исследуемой проблемы - институционализация информационного права. Усложнение и появление новых общественных отношений в информационной сфере создают предпосылки для формирования таких новых институтов, как правовое регулирование искусственного интеллекта, блокчейна и иных распределенных систем, больших данных, цифровых финансовых активов, нейронных сетей и др. Развитие традиционных подотраслей информационного права: права массовых коммуникаций, интернет-права, правового обеспечения информационной безопасности, также направлено на выделение новых институтов, связанных с новыми формами массовых коммуникаций, новыми объектами в сети Интернет и видами информации ограниченного доступа. Институционализация информационного права осложняется рядом факторов, негативно сказывающихся на построении пока еще молодой системы информационного права. Так, можно отметить стремления и дискуссионные предложения ряда ученых обособить и обосновать самостоятельность отдельных подотраслей и институтов информационного права (сетевое право, интернет-право, телекоммуникационное право, медиа право и т.п.), разработку специализированных кодексов – от информационного до телекоммуникационного, информационно-телекоммуникационного, массовых коммуникаций.
29 В последние годы сектором активно исследуется проблема места и роли правового регулирования в развитии цифровых технологий. Фундаментальная научная задача направлена на установление и выработку основных подходов, моделей правового и других видов регулирования отношений, возникающих в связи с созданием и использованием цифровых технологий, а также механизмов оказания воздействия правового регулирования и других регуляторов на развитие цифровых технологий, установление закономерностей правового регулирования, саморегулирования и других видов регулирования цифровых технологий.
30 Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации28 одним из направлений развития определены переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, а также создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта, что обусловливает необходимость установить основные подходы, модели правового и других видов регулирования отношений, возникающих в связи с созданием и использованием цифровых технологий, а также механизмы оказания воздействия правового регулирования и других регуляторов на развитие цифровых технологий, установить закономерности правового регулирования, саморегулирования и иных видов регулирования цифровых технологий.
28. См.: Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 01.12.2016 г. (№ 0001201612010007).
31 К сожалению, основные исследования в России и за рубежом в данном направлении посвящены преимущественно отдельным этическим аспектам, общим подходам к регулированию использования робототехники и искусственного интеллекта, не поднимаются вопросы роли и места права в развитии данных технологий, не учитывается разноотраслевой подход к регулированию цифровых технологий в российской правовой системе.
32 4. В центре внимания плановых исследований сектора находится проблема системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности, противодействия вызовам и угрозам29.
29. См.: Динамика институтов информационной безопасности. Правовые проблемы: сб. науч. тр. / отв. ред. Т.А. Полякова, В.Б. Наумов, Э.В. Талапина. М., 2018; Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Обзор Международной научно-практической конференции «Информационное пространство: обеспечение информационной безопасности и право» Первые Бачиловские чтения // Государство и право. 2018. № 9. С. 138–148; Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности: учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Т.А. Поляковой, А.А. Стрельцова. М., 2016.
33 Сектором была исследована классическая модель системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности, а также отдельные уровни, элементы этой системы, в том числе международное правовое регулирование обеспечения информационной безопасности, федеральное правовое регулирование и возможности законодательного обеспечения информационной безопасности на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований30.
30. См.: Морозов А.В., Полякова Т.А. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности. М., 2013.
34 В развитие данных направлений в современных условиях особую актуальность приобретает вопрос о возможностях саморегулирования и сорегулирования в сфере информационной безопасности, их место в системе правового регулирования обеспечения информационной безопасности, о взаимодействии механизмов саморегулирования и сорегулирования с другими механизмами регулирования. Сегодня важно исследовать не отдельные уровни, механизмы регулирования вопросов информационной безопасности, а систему регулирования обеспечения информационной безопасности, концептуальные вопросы ее построения в условиях современных вызовов и угроз. В науке практически не анализируются модели такой системы, а также не исследованы особенности взаимодействия и взаимовлияния отдельных уровней и элементов подобной системы.
35 В этой связи требуют исследований вопросы соотношения и механизмы диверсификации, имплементации и интеграции норм технического регулирования и правового регулирования в сфере обеспечения информационной безопасности. Применительно к сфере информационной безопасности сегодня необходимо обеспечить создание эффективной системы технических и нормативных правовых актов, которые были бы взаимоувязаны, имелась бы возможность оперативного изменения технических актов в связи с усложнением информационных отношений и совершенствованием информационных технологий.
36 В свете развивающейся международной информационной конфронтации ключевой проблемой, требующей исследований, является международно-правовое обеспечение информационной безопасности – принятие и имплементация международных норм об информационной безопасности в российское правовое пространство.
37 Недостаточно исследованными остаются и особенности локального правового регулирования отношений в сфере информационной безопасности. Развитие информационного законодательства, в том числе норм, регулирующих обеспечение информационной безопасности, свидетельствует об увеличении локальных правовых актов в этой сфере, обязанность разработки которых предусматривает законодатель, например инсайдерам – в отношении инсайдерской информации; операторам персональных данных, бюро кредитных историй и банков – в отношении кредитных историй, банковской тайны.
38 Большие вызовы в условиях информационного общества обусловливают необходимость поиска более универсальных, сложноорганизованных механизмов построения системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности, учитывающих особенности механизмов трансформации права, необходимость более тесного развития правовых, технических, моральных и корпоративных норм, а также необходимость экстраполирования, заимствования (междисциплинарной «прививки») методов технических и естественных наук, используемых в исследовании технического регулирования информационной безопасности, в правовую сферу для построения универсальной концепции правового регулирования обеспечения информационной безопасности.
39 Сегодня важно исследовать и выработать основные концептуальные подходы к формированию системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе, а также разработать возможные модели данной системы в этих условиях; исследовать отдельные уровни и элементы системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе и механизмы их взаимодействия и взаимовлияния; разработать проект концепции системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности; разработать рекомендации для стран ШОС, БРИКС, ОДКБ и ЕврАзЭС по формированию систем правового регулирования обеспечения информационной безопасности на национальном уровне.
40

Поиск новых направлений и форм при проведении сектором научных мероприятий по подготовке молодых ученых сектора

41 Развитию информационного права во многом способствует ряд научных мероприятий, посвященных актуальным проблемам информационного права как отрасли права и законодательства, науки, направленным на подготовку молодых ученых.
42 С 2018 г. проводимые по инициативе сектора (обычно в феврале) ежегодные международные конференции и семинары по проблематике информационного права и международной информационной безопасности трансформируются в новый формат. Руководство ИГП РАН в 2018 г. поддержало предложение о проведении в память об И.Л. Бачило Бачиловских чтений31. Ежегодно сектором проводится международный научный семинар для молодых ученых по вопросам информационного права и правового обеспечения информационной безопасности, на котором рассматриваются теоретико-методологические проблемы проведения научных исследований и проблемы правового регулирования в сфере информационного права и международной информационной безопасности.
31. См.: Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Обзор Международной научно-практической конференции «Информационное пространство: обеспечение информационной безопасности и право» Первые Бачиловские чтения. С. 138–148.
43 Кроме того, сектор ищет и новые формы научного сотрудничества и взаимодействия. Так, 27 сентября 2018 г. была проведена Первая форсайт-сессия «Информационная безопасность в XXI веке: вызовы и правовое регулирование», направленная на интеллектуальную мобилизацию усилий для выработки новых подходов к гармонизации и комплексному регулированию как информационных, так и иных общественных отношений, трансформирующихся под влиянием цифровых технологий, а также на совершенствование национальных стратегических программных документов и современной регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим развития современных цифровых технологий.
44 Сотрудниками сектора подготовлены и опубликованы специальные выпуски журналов «Проблемы информатизации», «Труды Института государства и права РАН», «Информационное право», посвященные проблемам правового регулирования информационных технологий, правового обеспечения информационной безопасности, правового регулирования сети Интернет.
45

Подготовка и защита диссертаций по информационному праву

46 В секторе подготовлено и защищено несколько кандидатских и докторских диссертаций по информационному праву. Они посвящены теории правоотношений в информационной сфере (Д.В. Огородов), обращения информации в Интернет (А.К. Жарова), вопросам правовых проблем электронного документа и документооборота (С.И. Семилетов); правового регулирования информации ограниченного доступа в сфере государственного управления (А.А. Антопольский), административно-правовой ответственности кредитных организаций за нарушение федерального законодательства о банках и банковской деятельности (М.И. Демьянец), правового обеспечения информационной безопасности на примере защиты государственных секретов государств - участников СНГ (О.А. Макаров), модернизации государственного управления в информационном обществе (информационно-правовое исследование) (Э.В. Талапина), информационно-правового обеспечения системы электронного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (И.С. Бойченко) и др.
47 В настоящее время готовится ряд диссертаций на соискание ученой степени докторов и кандидатов юридических наук, посвященных вопросам формирования и развития информационной инфраструктуры, идентификации в информационном праве, системы информации ограниченного доступа, правового регулирования робототехники и искусственного интеллекта.
48

Взгляд в будущее информационного права

и международной информационной безопасности

49 Сектором информационного права ИГП РАН в рамках выполняемых государственных заданий предложены перспективные исследования в сфере информационного права и международной информационной безопасности, связанные с разработкой: теоретических оснований и закономерностей правового регулирования цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности;
50 понятийного аппарата в сфере правового регулирования цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности;
51 возможных моделей правового регулирования цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности;
52 теоретических положений, характеристик, концепций, которые будут основой для прикладных исследований в сфере внесения предложений по совершенствованию правового регулирования цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности;
53 основных направлений в сфере международного регулирования вопросов информационной безопасности и имплементации международных норм об информационной безопасности в российское законодательство;
54 а также с построением системы международных принципов обеспечения международной информационной безопасности и разработкой гарантий и средств их реализации.
55 Важным сегодня является продолжение исследований в сфере стратегического планирования в информационной сфере. Нельзя не отметить и такую значимую составляющую науки информационного права, как правовое обеспечение информационной безопасности в процессе стратегического планирования. Согласно Стратегии национальной безопасности информационная безопасность пронизывает всю ее систему, что особенно актуально в условиях развития глобального информационного общества и его цифровизации. Сегодня важно создать систему документов стратегического планирования в данных направлениях, а также мониторинга их контроля и реализации, касающихся целенаправленной и скоординированной деятельности всех участников стратегического планирования по реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности.

References

1. Agapov A.B. Osnovy gosudarstvennogo upravleniya v sfere informatizacii v Rossijskoj Federacii. M., 1997.

2. Agapov A.B. Osnovy federal'nogo informacionnogo prava Rossii. M., 1995.

3. Administrativnoe i informacionnoe pravo (sostoyanie i perspektivy razvitiya): sb. st. / pod red. N.Yu. Hamanevoj, I.L. Bachilo. M., 2003.

4. Aktual'nye problemy informacionnogo prava: ucheb. dlya stud., obuchayushchihsya po napravleniyu 40.04.01 “Yurisprudenciya” / pod red. I.L. Bachilo i M.A. Lapinoj. Ser. “Magistra-tura i aspirantura”. M., 2016.

5. Alekseev S.S. Teoriya prava. M., 1995.

6. Baturin Yu. M. Problemy komp'yuternogo prava. M., 1991.

7. Bachilo I.L. Informacionnoe pravo. Rol' i mesto v sisteme prava Rossijskoj Federacii // Gosudarstvo i pravo. 2001. ¹ 2. S. 5–14.

8. Bachilo I.L. Informacionnoe pravo: ucheb. dlya vuzov. M., 2009.

9. Bachilo I.L. Informacionnoe pravo: osnovy prakticheskoj informatiki: ucheb. posobie. M., 2001.

10. Bachilo I.L. O napravleniyah razvitiya informacionnogo prava // Administrativnoe i in-formacionnoe pravo (sostoyanie i perspektivy razvitiya): sb. st. / pod red. N.Yu. Hamanevoj, I.L. Bachilo. M., 2003. S. 211–222.

11. Bachilo I.L., Antopol'skij A.A., Belov G.V. i dr. Koncepciya razvitiya informa-cionnogo zakonodatel'stva v Rossijskoj Federacii // Gosudarstvo i pravo. 2005. ¹ 7. S. 47–61.

12. Bachilo I.L., Lopatin V.N., Fedotov M.A. Informacionnoe pravo: ucheb. / pod red. B.N. Topornina. SPb., 2001.

13. Bachilo I.L., Polyakova T.A., Antopol'skij A.A. i dr. Ob osnovnyh napravleniyah razvitiya informacionnogo prava za 2000 - 2015 gg. // Gosudarstvo i pravo. 2017. ¹ 1. S. 71–79.

14. Vengerov A.B. Pravo i informaciya v usloviyah avtomatizacii upravleniya. M., 1978.

15. Vengerov A.B. Teoriya gosudarstva i prava. M., 1999.

16. Vengerov A.B. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb. M., 2017. S. 442.

17. Demokraticheskie instituty v usloviyah razvitiya informacionnogo obshchestva / otv. red. I.L. Bachilo. M., 2014.

18. Dinamika institutov informacionnoj bezopasnosti. Pravovye problemy: sb. nauch. tru-dov / otv. red. T.A. Polyakova, V.B. Naumov, E.V. Talapina. M., 2018.

19. Informacionnoe obshchestvo: problemy razvitiya zakonodatel'stva: sb. nauch. rabot / otv. red. I.L. Bachilo. M., 2012.

20. Informacionnoe pravo. Aktual'nye problemy teorii i praktiki / pod obshch. red. I.L. Bachilo. M., 2009.

21. Informacionnye resursy razvitiya Rossijskoj Federacii: pravovye problemy / avt. kol.: A.A. Antopol'skij, I.L. Bachilo (otv. red.), G.V. Belov i dr. M., 2003.

22. Informacionnye tekhnologii: innovacii v gosudarstvennom upravlenii: sb. nauch. tr. / otv. red. E.V. Alferova, I.L. Bachilo. M., 2010.

23. Kapica S.P. Ob uskorenii istoricheskogo vremeni // Novaya i novejshaya istoriya. 2004. ¹ 6. S. 3–16.

24. Koncepciya Informacionnogo kodeksa Rossijskoj Federacii / pod red. I.L. Bachilo. M., 2014.

25. Kopylov V.A. Informacionnoe pravo: ucheb. 2-izd., pererab. i dop. M.: Yurist, 2002.

26. Krotkova N.V. Interv'yu s doktorom yuridicheskih nauk, professorom, zasluzhennym yuristom RF I.L. Bachilo // Gosudarstvo i pravo. 2012. ¹ 1. S. 86–88.

27. Kuznecov P.U. Pravovaya metodologiya informacionnyh processov i informacionnoj bezopasnosti (verbal'nyj podhod). Ekaterinburg, 2001.

28. Lopatin V.N. Informacionnaya bezopasnost' Rossii: Chelovek. Obshchestvo. Gosu-darstvo. SPB., 2000.

29. Morozov A.V. Sistema pravovoj informacii Minyusta Rossii. M., 1999.

30. Morozov A.V., Polyakova T.A. Organizacionno-pravovoe obespechenie informaci-onnoj bezopasnosti. M., 2013.

31. Organizacionnoe i pravovoe obespechenie informacionnoj bezopasnosti: ucheb. i prak-tikum dlya bakalavriata i magistratury / pod red. T.A. Polyakovoj, A.A. Strel'cova. M., 2016.

32. Pasport nauchnoj special'nosti 12.00.13 – informacionnoe pravo. URL: http://vak.ed.gov.ru/316; Bachilo I.L. Vazhnyj shag v priznanii legitimnosti in-formacionnogo prava // Informacionnoe obshchestvo. 2000. ¹ 6. S. 58–60.

33. Polyakova T.A. Informacionnaya bezopasnost' v usloviyah postroeniya informaci-onnogo obshchestva. M., 2007.

34. Polyakova T.A. Metodologicheskie podhody k sistematizacii informacionnogo za-konodatel'stva v usloviyah perekhoda k informacionnomu obshchestvu // Vestnik RPA. 2007. ¹ 4. S. 85–87.

35. Polyakova T.A. Pravovoe obespechenie informacionnoj bezopasnosti pri postroenii in-formacionnogo obshchestva v Rossii: dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2008.

36. Polyakova T.A. Pravovye osnovy informacionnoj bezopasnosti v Rossii. M., 2007.

37. Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Obzor Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii “Informacionnoe prostranstvo: obespechenie infor-macionnoj bezopas-nosti i parvo” – Pervye Bachilovskie chteniya // Gosudarstvo i pravo. 2018. ¹ 9. S. 138–148.

38. Ponyatijnyj apparat v informacionnom prave / otv. red. I.L. Bachilo, T.A. Polyakova, V.B. Naumov. M., 2017.

39. Ponyatijnyj apparat informacionnogo prava: sb. nauch. rabot / otv. red. I.L. Bachilo. M., 2015.

40. Pravo cifrovoj administracii v Rossii i vo Francii: sb. nauch. materialov Rossijsko-francuzskoj mezhdunar. konf. 27–28 fevralya 2013 g. M., 2014.

41. Rassolov M.M. Informacionnoe pravo: ucheb. posobie. M., 1999.

42. Rassolov M.M. Teoreticheskie problemy upravleniya i informacii v sfere prava: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 1990.

43. Sergienko L.A. Istoriya formirovaniya informacionnogo prava v SSSR i Rossijskoj Federacii. 1960–2000 gg. M., 2013.

44. Sistematizaciya i kodifikaciya informacionnogo zakonodatel'stva: sb. nauch. rabot / otv. red. I.L. Bachilo. M., 2015.

45. Tedeev A.A. Teoreticheskie osnovy pravovogo regulirovaniya informacionnyh otnoshenij, formiruyushchihsya v processe ispol'zovaniya global'nyh komp'yuternyh setej: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2007.

46. Tereshchenko L.K. Pravovoj rezhim informacii. M., 2007.

47. Internet et les reseaux numeriques. Conseil d'Etat, La documentation Francaise. Paris, 1998.

Comments

No posts found

Write a review
Translate