Кризисные ситуации в пенитенциарной системе, размышления о понятии и факторах возникновения
Кризисные ситуации в пенитенциарной системе, размышления о понятии и факторах возникновения
Аннотация
Код статьи
S0021306-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хохрин Сергей Александрович 
Должность: Старший научный сотрудник отдела изучения проблем управления и реформирования уголовно-исполнительной системы Центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе НИИ ФСИН России
Аффилиация: НИИ ФСИН России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
111-119
Аннотация

Статья посвящена исследованию факторов в результате которых может возникнуть кризисная ситуация в пенитенциарных учреждениях, а также формирование понятия кризисной ситуации применительно к уголовно-исполнительной системе. Обнаруженные факторы предложено разделить на две группы. В первую входят природные и техногенные факторы, во вторую – факторы, относящиеся к пенитенциарной преступности.

Ключевые слова
кризисная ситуация, пожары, пенитенциарная преступность, осужденные, сотрудники, исправительные учреждения, подтопления, уровень преступности, угрозы, жизнь, здоровье
Классификатор
Получено
22.07.2022
Дата публикации
24.08.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
303
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 Постепенное развитие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства обеспечивает формирование неаддитивного характера уголовно-исполнительной системы, которая в большей степени старается быть направлена на социализацию человека после отбывания наказания и принятия мер, обеспечивающих отсутствие рецидива.
2

В ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I (с изм. и доп.) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»1 перечислены обязанности и права пенитенциарных учреждений. На наш взгляд, наиболее значимой обязанностью, с учетом проводимого исследования, можно назвать «создание условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала и иных лиц». Права для такого обеспечения предоставлены достаточно широкие – от проведения оперативно-розыскной деятельности, организации и обеспечения режима содержания, трудоустройства осужденных с учетом их трудоспособности и по возможности специальности до перевода осужденных с целью безопасности в другие учреждения.

1. См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33, ст. 1316; СЗ РФ. 2023. № 1 (ч. I), ст. 37.
3 Поэтому возникновение кризисных ситуаций в деятельности территориального органа ФСИН России неизменно приведет к негативным последствиям в конкретных учреждениях и дополнительно окажет отрицательное отношение общества на функционирование уголовно-исполнительной системы (УИС) в целом.
4 Осложнение обстановки в учреждении уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) принято характеризовать различными терминами, такими как «экстремальные ситуации», «чрезвычайные ситуации», «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайное положение», которое неизменно характеризуется режимом особых условий. В зарубежной научной литературе и обиходной лексике в качестве синонима терминов «экстремальная ситуация» и «чрезвычайная ситуация» используется термин «кризис», или «кризисная ситуация»2. Схожей позиции по данному вопросу придерживалась и О.Л. Дубовик, которая считала, что новые черты и тенденции, присущие экстремальным ситуациям, усматриваются в кризисе3.
2. Hohenemaer Gh., Kater R.W., Slovic P. The nature of Technological Hazard // Science. 1983. April 22. No. 220. P. 379; Kaplan S., Garrik B.J. On the Quantitative Definition of Risk // Journal Risk Analyze. 1981. No. 12. P. 12.

3. См.: Дубовик О.Л. Механизм действия права в чрезвычайных ситуациях // Обеспечение безопасности населения и территорий (организационно-правовые вопросы). М., 1994. С. 4, 5.
5 Введение режима особых условий и установленных законодателем ограничений регламентируется ст. 85 УИК РФ, вышеуказанным Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1, а также ст. 8 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»4.
4. См.: СЗ РФ. 1995. № 29, ст. 2759.
6 Введение режима особых условий в исправительном учреждении приводит к нарушению его нормального функционирования, изменяется режим работы сотрудников и ограничиваются права осужденных5.
5. Статьями 88–97 УИК РФ регламентируется, что на территории исправительных учреждении приостанавливаются проведение свиданий, получение посылок и передач осужденными, выезд осужденных за пределы учреждения, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб. График несения службы сотрудников переводится на усиленный вариант несения службы.
7 Формируя понятие кризисной ситуации, необходимо учитывать: оценку произошедшего события; следствие события или совокупности событий; воздействие на событие преднамеренных, непреднамеренных и смешанных юридических фактов; последствия таких юридических фактов, которые всегда влекут за собой негативные изменения качества объекта воздействия, выражающиеся в чем-либо.
8 Значительное расхождение формулировок понятийного аппарата предполагает необходимость научной дискуссии.
9 Ключевым понятием, применяемым федеральными органами исполнительной власти при предупреждении природных и техногенных катастроф, является понятие чрезвычайной ситуации, которое было сформулировано впервые во Временном положении о Государственной общесоюзной системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, введенном Постановлением Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 г. № 12826, - определенная обстановка на объекте или определенной части территории (акватории), сложившаяся в результате аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотии и эпифитотий, которая может привести или уже привела к значительному ущербу, человеческим жертвам и нарушению условий жизнедеятельности.
6. В официальных источниках опубликовано не было.
10 Мнения исследователей можно разделить на две группы: к первой отнесутся те, кто раскрывает рассматриваемое понятие через категорию «состояние»7, вторую группу объединяет описание чрезвычайной ситуации как особой обстановки с учетом определенной территории8. На наш взгляд, указанные подходы не исключают друг друга, поскольку позволяют взглянуть на одну и ту же проблему с разных позиций.
7. Организация управления в уголовно-исполнительной системе: учеб.: в 3 т. Т. 3: Специальная часть / под общ. ред. В.У. Ялунина; науч. ред.: В.М. Анисимков, Б.Б. Казак, Н.П. Барабанов. Рязань, 2003. С. 405.

8. См.: Василькевич Я.В. Чрезвычайные ситуации: определение и сущность // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях: рефератийный сб. М., 1991. Вып. 9. С. 116.
11

С точки зрения лексического значения в словарях понятие «чрезвычайный» характеризуется как «не предусмотренный обычным течением дел , вызванный исключительными обстоятельствами ; экстренный », а понятие «ситуация» (франц. situation < ср.-лат. situation – положение) - как совокупность обстоятельств, положений, обстановки9. Трактовка термина «обстановка» подразумевает условия существования кого-нибудь, чего-нибудь. Следовательно, можно сформулировать вывод о том, что это синонимы.

9. См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 597.
12 Заметим, что и УИС в целом, и исправительные учреждения в частности выступают самостоятельными объектами охраны, которые согласно положениям науки уголовного права представляют собой публичные отношения, обусловливающие функционирование социальной общности людей, общества как такового и государства.
13 Термин «пенитенциарная преступность» активно применяется в работах по уголовно-правовым, криминологическим, психологическим, социологическим направлениям. Необходимо также отметить, что во многих учебниках по криминологии такой вид преступности либо не рассматривается, либо просто называется, а в нормах упоминание о пенитенциарной преступности отсутствует, хотя в юридической литературе указывалось на необходимость выделения отдельной группы пенитенциарных преступлений в действующем уголовном законодательстве10.
10. См.: Казаков Ю.Н. Психолого-акмеологическая сущность экстремальных ситуаций в деятельности муниципальных служащих // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2008. № 4. С. 5, 6.
14 Для указанного вида преступности характерны определенные особенности: территориальные ограничения, так как они могут совершаться только в местах дислокации пенитенциарных учреждений, где установлены режимные требования или в специальном транспорте при конвоировании осужденных или перевозке сотрудников; ограниченный круг преступлений, которые могут быть отнесены к категории пенитенциарных, характеризуются степенью повышенной опасности; совершаются специальными субъектами; совершению значительного количества преступлений в пенитенциарных учреждениях способствует повышению психологической напряженность, агрессии, возникновению конфликтных ситуации, у осужденных пропадает объективное состояние защищенности, нарушаются жизненно важные и иные интересы, происходит повышение криминогенных факторов мест лишения свободы.
15 Рассматривая непосредственно понятие «кризисная ситуация», необходимо отметить, что в толковых словарях русского языка разъяснений рассматриваемого термина не содержится. В некоторых словарях значение слова «кризисный (кризисная)» происходит от «понятия “кризис? и означает резкое изменение, крутой перелом в чем-нибудь, затруднительное, тяжелое положение, обострение политического положения (применительно к деятельности государства)»11.
11. Организация управления в уголовно-исполнительной системе: учеб.: в 3 т. Т. 3: Специальная часть / под общ. ред. В.У. Ялунина; науч. ред.: В.М. Анисимков, Б.Б. Казак, Н.П. Барабанов. С. 405.
16

В процессе изучения термина «кризисная ситуация» в нормативных актах он встречался в ряде модельных законов, международных договорах, общегосударственных и ведомственных нормативных актах Российской Федерации. Так, например, в соглашении о взаимодействии пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств при возникновении кризисных ситуаций на внешних границах (Москва, 17 мая 1996 г. ) под «кризисной ситуацией понимается совокупность военно-политических и социальных конфликтов, которые дестабилизируют положение на участках внешней границы и требуют коллективных мер по ее стабилизации»12.

12. См.: Росс. газ. 1996. 22 июня.
17 Понятие «кризисная ситуация» встречается и в других нормативных правовых актах. Все они характеризуются схожей позицией, что под кризисной ситуацией понимаются обстоятельства (обстановка), возникшие из-за нарушения нормального функционирования и создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности людей. В проанализированных документах указывается, что возникновение кризисной ситуации в первую очередь приводит к нарушению нормального функционировании учреждения, ухудшению управленческих функций и неспособности сотрудников управлять происходящими процессами. В результате всего этого может возникнуть угроза безопасности населения.
18 Проведя анализ понятийного аппарата, применяемого в международных, общегосударственных и ведомственных нормативных актах Российской Федерации, применительно к рассматриваемому понятию необходимо выделить определенные закономерности.
19 К первой закономерности следует отнести ограниченную территорию происходящих событий. По масштабу отмечаются события локального характера, муниципального характера, межмуниципального характера, регионального характера, межрегионального характера, федерального характера. Например, в УИС это - пенитенциарное учреждение и прилегающая (режимная) территория.
20 Вторая закономерность - это перечень событий или источники, в результате которых могут возникать чрезвычайные или кризисные ситуации. Они могут быть природными, техногенными, социальными (криминальными) и смешанными.
21 Следовательно, под кризисной ситуацией в уголовно-исполнительной системе понимается обстановка на территории пенитенциарного учреждения, сложившаяся в результате природного явления, техногенной катастрофы, совершенного преступления, при которой возникают нарушение условий жизнедеятельности людей, человеческие жертвы, значительные материальные потери, требующая привлечения специальной объединенной группировки сил и средств федеральных органов исполнительной власти, действующих в рамках возложенных полномочий под единым руководством.
22 При рассмотрении вопросов, связанных с изучением причин возникновения кризисных ситуаций в деятельности учреждений УИС, необходимо уделить особое внимание факторам, в результате которых они возникают.
23 Под понятием фактора (от лат. factor - делающий, производящий) понимается «движущая сила какого-либо процесса или причина, определяющая его характер или отдельные его черты»13. В Словаре русского языка под «фактором понимается также момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении»14.
13. Сов. энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд., испр. и доп. М., 1989. С. 1412.

14. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под общ. ред. Л.И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М., 2015. С. 736.
24 Следовательно, фактор - это явление, в результате которого возникает другие явление. Значение данных факторов определяется тем, что они часто являются первопричиной их возникновения в указанной сфере, а также позволяют принять меры по их профилактике или нивелированию последствий на более ранней стадии – стадии предупреждения введения режима особых условий, в случае же наступления последних – применять более эффективные меры по разрешению конфликтных ситуаций в рассматриваемой сфере. Результаты анализа ведомственных документов свидетельствуют, что в целом ряде случаев факторы возникновения кризисных ситуаций на территории пенитенциарных учреждений, можно разделить на две группы: к первой относятся факторы природного и техногенного характера; вторая группа факторов - криминогенные ситуации, складывающаяся в местах лишения свободы.
25 Уделяя внимание факторам кризисной ситуации, возникающей в результате событий природного или техногенного характера, необходимо учитывать специфику и особенности функционирования исправительных учреждений. К указанным особенностям можно отнести: наличие на объектах режимных ограничений, в результате чего учреждения находятся под вооруженной охраной, а в отношении осужденных осуществляется надзор, активно используются ТСОН; разделение внутренней территории объекта на локальные участки с целью обеспечения изоляции осужденных и недопущение их свободного перемещения; наличие вероятности осложнения оперативной обстановки и совершения дезорганизации деятельности исправительного учреждения со стороны осужденных, побега, массовых беспорядков и иных преступлений при возникновении чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера; трудность проведения аварийно-спасательных работ в исправительных учреждениях силами, не входящими в систему ФСИН России; существование правовых и организационных сложностей при проведении эвакуации осужденных из исправительных учреждений в случае возникновения чрезвычайной ситуации; нежелание, а зачастую боязнь сотрудников взять ответственность за принимаемые действия, необходимость согласования своих действий с руководством территориальных органов ФСИН России.
26 Анализ информационных сообщений о происшествиях в учреждениях УИС позволяет сформулировать вывод, что среди факторов природного характера особо угрожающими для нормальной деятельности пенитенциарных учреждений являются шквалистые ветры (ураганы), наводнения (паводки) и пожары. Проведя анализ статистических данных и донесений по фактам их возникновения в период с 2015 по 2021 г., поступивших из территориальных органов ФСИН России, можно выделить количество указанных природных катаклизмов, в результате которых возникают чрезвычайные ситуации в УИС. В свою очередь, это позволит представить примерную картину динамических показателей зарегистрированных пожаров и причинение ущерба в результате стихийного бедствия за указанный период (график 1).
27 График 1
28

29 Анализируя приведенные показатели, необходимо отметить, что если статистические данные по фактам возникновения пожаров в территориальных органах ФСИН России ведутся и анализируются, то информацию о чрезвычайных ситуациях природного характера можно получить только в результате анализа донесений территориальных органов ФСИН России, в которых указывается факт причинения ущерба или перевода несения службы на усиленный вариант, так как официальная статистика по данному вопросу не ведется.
30 Проведенный нами опрос сотрудников учреждений УИС позволяет утверждать, что сотрудники ответственно относятся к чрезвычайным ситуациям природного характера и считают их угрозой для нормальной деятельности исправительных учреждений. При этом по степени угрозы сотрудники располагают в следующей последовательности: шквалистые ветры (ураганы) – 41.5%, наводнения (паводки) – 22.6%, пожары – 94.7%, техногенные ЧС (выбросы токсичных веществ, взрывы на предприятиях, газо- и нефтепроводах, обрушения конструкций) – 18.5%, иные природные ЧС – 32.7%. Показатели позволяют констатировать, что основной угрозой для деятельности исправительных учреждений сотрудники считают нарушение пожарной безопасности на территории учреждения.
31 Официально опубликованные данные позволяют констатировать, что в период с 2015 по 2021 г. пожары допущены в 80 территориальных органах ФСИН России и трех образовательных организациях ФСИН России. При этом лидерами этой статистики являются территориальные органы ФСИН России по республикам Коми (13 случаев), Саха (Якутия) (11 случаев), Пермскому краю (20 случаев), Свердловской (15 случаев), Иркутской (13 случаев) областям.
32 Анализ донесений и обзоров, поступивших в территориальные органы ФСИН России в 2015–2021 гг., основные виды причин и условий возникновения пожаров на территории пенитенциарных учреждений можно разделить на группы.
33 К первой группе относится человеческий фактор. Его можно условно разделить на две подгруппы, первая связанная с формализмом со стороны сотрудников УИС (видимости организации и проведения работы), в результате которого повышается вероятность возникновения пожаров. К этой подгруппе предлагаем отнести:
34

формальное выполнение приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 30 марта 2005 г. № 214 «Об утверждении Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний »15 при проведении обследований объектов УИС, по выполнению требований противопожарного режима, сотрудниками пожарно-технических комиссий учреждений территориальных органах ФСИН России, соблюдение правил пожарной безопасности сотрудниками учреждений УИС;

15. См.: Ведомости УИС. 2008. № 1 - 3.
35 создание видимости организации работы по изучению сотрудниками учреждений УИС указаний, инструкций, рекомендаций по обеспечению противопожарной безопасности, даже теми лицами, для которых обеспечение данной безопасности является обязанностью;
36 неспособность получать информацию о негативных процессах в среде осужденных и желании спецконтингента совершить поджог, неудовлетворительная работа с осужденными, поставленными на профилактический учет;
37 несвоевременное направление руководством учреждений и территориальных органов ФСИН России на повышение квалификации работников, ответственных за обеспечение пожарной безопасности;
38 формальный подход к проведению практических занятий по обеспечению пожарной безопасности в учреждениях УИС, инструктажей по противопожарной безопасности с вновь прибывшими работниками или осужденными, к выполнению пунктов планов мероприятий обеспечения противопожарного режима учреждений УИС;
39 недостаточная работа со стороны руководства учреждений и территориальных органов ФСИН России по комплектованию ведомственной пожарной охраны.
40 К подгруппе человеческого фактора, связанного с действиями осуждённых, включаются умышленные поджоги со стороны подозреваемых, обвиняемых и осужденных; нарушение правил пожарной безопасности со стороны подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
41 Довольно крупной группой, в результате чего возникают пожары, является нарушение техники противопожарной безопасности со стороны как осужденных, так и сотрудников: нарушение правил проведения пожароопасных работ; нарушение правил хранения и использования горюче смазочных материалов; нарушения правил курения в специально отведенных для этого местах; нарушение правил эксплуатации печного и электрооборудования, горючих материалов; неосторожное обращение с огнем.
42 Третья группа, в результате чего могут возникнуть возгорания, - технические причины пожаров, в которые предлагаем включить: неисправности или сбои в работе оборудования автоматической пожарной сигнализации; неисправность электронагревательных и электроосветительных приборов; износ проводной и кабельной продукции; самовоспламенение веществ и материалов.
43 Четвертая группа - возникновение пожаров от внешних источников, находящихся за пределами пенитенциарных учреждений, или благодаря стихийным причинам.
44 Перечень факторов, в результате которых может возникнуть пожар на территории пенитенциарного учреждения, не является исчерпывающим, в юридической литературе16 есть работы, позволяющие значительно расширить указанный перечень.
16. См.: Смирнов А.М. >>>> // Дневник науки. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:  >>>>
45 Рассматривая следующие факторы природного и техногенного характера, при которых возникают кризисные ситуации, необходимо отметить половодье, паводки и подтопление пенитенциарных учреждений.
46

«Половодье - это фаза водного режима реки, характеризующаяся наибольшей в году водностью, высоким и длительным подъемом уровня. Половодье повторяется ежегодно, в один и тот же сезон, с различной интенсивностью и продолжительностью.

47

Паводок – быстрый, сравнительно кратковременный подъем уровня воды в каком-либо фиксированном створе реки, завершающийся почти столь же быстрым спадом. В отличие от половодья, паводки могут случаться в любое время года, возникают нерегулярно. Величина поднятия уровня воды при паводке в отдельных случаях может превышать уровень половодья.

48 Наводнение – затопление водой местности и населенных пунктов, расположенных выше ежегодно затапливаемой поймы, которое может произойти в результате подъема уровня воды в реке, озере или море»17.
17. Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (утв. МЧС России, 2005 г.) . URL: >>>>
49 В литературе основные причины наводнений и подтоплений перечислены в определении этого понятия, данном в Большом энциклопедическом словаре18. Так, указывается, что явления возникают от «обильного и сосредоточенного притока воды в результате снеготаяния, дождей или вследствие загромождения русла льдом (весной) или шугой (осенью) других, прочих природных и техногенных факторов». Мы согласны с мнением А.Е. Асарина, который к причинам относил «халатность и ошибки при эксплуатации гидроузлов и разрушении (прорыве) напорного фронта гидротехнических сооружений, образующих водохранилище»19.
18. См.: БЭС. СПб., 1999.

19. Асарин А.Е. Речные наводнения: причины и последствия. Что можно и нужно сделать // Инф. сб. ЦСИГЗМЧС. 2001. № 10. С. 416 - 427.
50 При наводнениях и подтоплениях в пенитенциарных учреждениях в первую очередь страдают инженерно-технические средства охраны (ИТСО). При наводнениях, затоплениях возможно возникновение вторичных факторов возникновения кризисных ситуаций: массовых беспорядков и дезорганизации деятельности исправительных учреждений со стороны осужденных, повышается вероятность совершения побега, ведь в эти периоды отключают ИТСО. Возрастает вероятность пожаров (вследствие обрывов и короткого замыкания электрических кабелей и проводов); обрушения жилых зданий, где проживают осужденные, могут возникнуть массовые заболевания осужденных.
51 Еще одна угроза, могущая кризисную ситуацию, - шквалистый ветер или ураганы, в результате которых разрушаются инженерные средства охраны, сносятся легкие строения, обрываются провода и валятся столбы ЛЭП и связи, повреждаются административные здания, пропадает связь с территориальным органом ФСИН России и пенитенциарным учреждением, ломаются и вырываются с корнями деревья, происходят аварии на коммунально-энергетических сетях в жилых зонах и на производстве.
52 Возникновение шквалистого ветра или урагана тесно связано с возможностью возникновения факторов криминального характера, в результате чего может возникнуть кризисная ситуация. Именно неудовлетворительное состояние инженерно-технических средств охраны и средств охранного телевидения на объектах пенитенциарной системы не позволяет в полной мере контролировать обстановку на территории пенитенциарного учреждения.
53 Факторы криминального характера, в результате которых возникает кризисная ситуация, в силу особенностей представляет собой сложный механизм, связанный с исполнением наказания в виде лишения свободы. Необходимо учитывать, что любое преступление независимо от субъекта, совершенное в пенитенциарном учреждении, оказывает негативное влияние на состояние работы и обстановки в учреждении и сможет привести к кризисной ситуации. В соответствии с официально опубликованными статическими данными в 2021 г. количество осужденных в учреждениях за совершение особо тяжких преступлений выросло более чем на 15% и достигло показателей почти 50% осужденных, количество осужденных за тяжкие преступления превысило 40%, а например, доля впервые осужденных, попавших в учреждение в 2010 г., составляла 48.3%, доля лиц, имеющих три и более судимости, в это время составляла 27.1%, но уже в 2020 г. доля впервые осужденных составляла 38.0%, а доля лиц, имеющих три и более судимости, – 40.2%20.
20. См.: Статистические данные ФСИН России. >>>> (дата обращения: 08.02.2020).
54 В то же время ситуация с преступностью в местах лишения свободы остается сложной. С одной стороны, наблюдается снижение общего количества выявленных преступлений в исправительных учреждениях в 2011 и 2014 гг., относительно стабильные показатели в периоды 2012 - 2013 и 2015 - 2017 гг., затем, начиная с 2017 г., происходит рост показателей зарегистрированных преступлений на территории учреждений УИС (график 2).
55 График 2
56

57 Отметим, что темпы уменьшения численности спецконтингента не влияют на количество совершаемых преступлений на территории исправительных учреждений, а наоборот, приводят к их увеличению: если за период 2010–2021 гг. общее количество осужденных сократилось на 44%, то число противоправных деяний, совершаемых осужденными, увеличилось на 24.3%.
58 Рассматривая структуру преступлений, совершаемых в пенитенциарных учреждениях, предлагаем разделить их на группы: к первой отнести традиционные пенитенциарные преступления; ко второй – преступления, посягающие на жизнь и здоровье, далее преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, и иные составы преступлений.
59 Группа традиционных пенитенциарных преступлений представлена ст. 313, 321 и 314 УК РФ. В целях определения устойчивых тенденций нами был проведен ее обобщенный анализ за несколько лет. Как видно, в силу специфики условий отбывания наказаний осужденными среди совершаемых ими преступлений распространены такие общественно опасные деяния, как совершение побегов из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи – ст. 313 УК РФ (13.1%), дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, – ст. 321 УК РФ (20.0%), уклонение от отбывания лишения свободы – ст. 314 УК РФ (1.7%).
60 В совокупности удельный вес числа зарегистрированных преступлений исследуемого вида составил 33% от общего количества совершаемых осужденными преступлений.
61 Группа преступлений, посягающих на жизнь и здоровье осужденных, совершенных на территории исправительных учреждения и следственных изоляторов, представлена ст. 105, 107 - 109, 111 - 114, 118 УК РФ. Самым распространенным преступлением является ст. 111 УК РФ – 4.2%, ст. 112 УК РФ – 2.6%, ст. 113 УК РФ не превышает 0.1%, по ст. 114 УК РФ – 0.1%, по ст. 118 УК РФ – 0.4%.
62 Группой, объединяющей незаконный оборот наркотических средств и иных составов преступлений осужденных, высок и составляет 53.1% от общего количества.
63 * * *
64 Подводя итоги, можно сформулировать несколько выводов.
65 При изучении факторов кризисной ситуации, возникающей в результате событий природного или техногенного характера, необходимо учитывать специфику и особенности функционирования исправительных учреждений.
66 При общей тенденции снижения количества субъектов пенитенциарной преступности отмечается рост удельного веса совершаемых преступлений. Процессы криминализации осужденных негативно сказываются на нормальной деятельности пенитенциарных учреждений и, как следствие, происходит увеличение вероятности возникновения кризисных ситуаций.

Библиография

1. Асарин А.Е. Речные наводнения: причины и последствия. Что можно и нужно сделать // Инф. сб. ЦСИГЗМЧС. 2001. № 10. С. 416 - 427.

2. БЭС. СПб., 1999.

3. Василькевич Я.В. Чрезвычайные ситуации: определение и сущность // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях: рефератийный сб. М., 1991. Вып. 9. С. 116.

4. Дубовик О.Л. Механизм действия права в чрезвычайных ситуациях // Обеспечение безопасности населения и территорий (организационно-правовые вопросы). М., 1994. С. 4, 5.

5. Казаков Ю.Н. Психолого-акмеологическая сущность экстремальных ситуаций в деятельности муниципальных служащих // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2008. № 4. С. 5, 6.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под общ. ред. Л.И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М., 2015. С. 736.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 597.

8. Организация управления в уголовно-исполнительной системе: учеб.: в 3 т. Т. 3: Специальная часть / под общ. ред. В.У. Ялунина; науч. ред.: В.М. Анисимков, Б.Б. Казак, Н.П. Барабанов. Рязань, 2003. С. 405.

9. Смирнов А.М. Причины и условия нарушения правил пожарной безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Дневник науки. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://dnevniknauki.ru/images/publications/2019/11/law/Smirnov.pdf

10. Сов. энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд., испр. и доп. М., 1989. С. 1412.

11. Hohenemaer Gh., Kater R.W., Slovic P. The nature of Technological Hazard // Science. 1983. April 22. No. 220. P. 379.

12. Kaplan S., Garrik B.J. On the Quantitative Definition of Risk // Journal Risk Analyze. 1981. No. 12. P. 12.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв

(additional_1.tif) [Ссылка]

(additional_2.tif) [Ссылка]

Перевести