The problem of the use of natural resources of the Moon and other celestial bodies for commercial purposes
Table of contents
Share
Metrics
The problem of the use of natural resources of the Moon and other celestial bodies for commercial purposes
Annotation
PII
S102694520016442-7-1
DOI
10.31857/S102694520016442-7
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Naser Al Ali 
Occupation: Associate Professor of the Department of " Maritime Law" of the Law Institute of the Russian University of Transport (MIIT)
Affiliation: Russian University of transport (MIIT)
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
100-109
Abstract

The article deals with modern problems of international legal regulation of the use of natural resources of the Moon and other celestial bodies for commercial purposes. A legal analysis of the provisions of the main space agreements on the legal regime of outer space, including the Moon and other celestial bodies is being carried out. It also analyses the acts adopted unilaterally by the United States, Luxembourg and the UAE on the use of the natural resources of the Moon and other celestial bodies for commercial purposes and their assessment of the compliance with space agreements. Conclusions are made about the need to improve space agreements and the adoption of a new international treaty on the establishment of the international regime for the use of space resources and the creation of an international space authority on the basis of the norms and basic principles of international space law and the concept of the common heritage of mankind.

Keywords
Moon and other celestial bodies, Space exploration, USA, Luxembourg, UAE, Outer space Treaty 1967, Moon Agreement 1979, Asteroid mining, International Space Authority, concept of the common heritage of mankind
Received
20.01.2021
Date of publication
14.09.2021
Number of purchasers
1
Views
445
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 Введение. Проблема исследования и использования природных ресурсов на Луне и других небесных телах в коммерческих целях в последнее время стала актуальной и привлекла большое внимание как государств и международных организаций, так и частных исследователей.
2 Следует отметить, что действующие международные космические соглашения были приняты в то время, когда деятельность по освоению космоса в коммерческих целях не была возможной, и космическая технология в те времена не позволяла даже думать об этом. Поэтому ни Договор о космосе 1967 г., ни Соглашение о Луне 1979 г. не содержат необходимых норм для регулирования исследования и использования космических ресурсов в коммерческих целях. Однако с развитием космических технологий и с появлением новых направлений соответствующей деятельности некоторые государства, частные компании и ученые стали активно заниматься вопросом освоения космических ресурсов для коммерческих целей и принимать соответствующие национальные нормативные акты, позволяющие им коммерциализировать освоение космоса в обход положений и требований соответствующих международных соглашений в этой области. Актуальным остается поиск комплексного решения правовых проблем, возникающих в связи с использованием этих ресурсов в коммерческих целях и с участием в этой деятельности частных лиц.
3 Цель исследования – комплексный анализ действующего международно-правового регулирования и использования природных ресурсов на Луне и других небесных телах и принятых в некоторых государствах (США, Люксембург, ОАЭ) законов о добыче космических ресурсов и их использовании в коммерческих целях, а также оценка их соответствия международным соглашениям в этой области. Задачами исследования являлись выявление причин коммерциализации освоения космических ресурсов, анализ международно-правового режима космических ресурсов Луны и других небесных тел, анализ нормативных правовых актов (США, Люксембург, ОАЭ) и их соответствие международным космическим соглашениям, обзор позиций некоторых государств, Комитета по космосу и некоторых ведущих отечественных и зарубежных ученых в этой области относительно подобных актов, а также оценка перспектив развития международно-правового режима деятельности по исследованию и использованию этих ресурсов в коммерческих целях.
4 Методологическую основу исследования составили методы анализа, обобщения, научной абстракции, сравнительно-правовой метод и метод толкования.
5 Причины коммерциализации освоения космических ресурсов. Коммерциализация космических ресурсов обусловлена различными факторами.
6 Космические природные ресурсы считаются подходящей альтернативой, которая компенсирует нехватку природных ресурсов на планете Земля, а также являются катализатором всестороннего экономического развития, достаточного для планеты в течение миллионов лет независимо от числа ее населения и степени потребления им этих ресурсов1.
1. См.: Sarah Coffey. Establishing a Legal Framework for Property Rights to Natural Resources in Outer Space, Case Western Reserve // Journal of International Law. 2009. Vol. (41). No. (1). P. 119.
7 Важность этой темы не ограничивается только экономической стороной – есть и другие аспекты, которые не менее важны, в т.ч. правовой аспект, в соответствии с которым исследование космических ресурсов и их коммерческая эксплуатация неизбежно приведет к необходимости поиска регулятора, подходящего для регламентирования деятельности как государств, так и частных хозяйствующих субъектов по использованию космических ресурсов в коммерческих целях.
8 Луна, другие небесные тела и солнечная система содержат большое количество природных ресурсов. Поверхность Луны богата химическими элементами, которые редко встречаются на планете Земля. Использование космических ресурсов в качестве источника энергии способно разрешить текущий энергетический кризис на планете Земля.
9 Наличие огромного количества природных ресурсов на Луне и других небесных телах привлекло внимание некоторых космических держав и некоторых частных компаний к разведке, добыче и эксплуатации этих ресурсов в коммерческих целях.
10 Рост населения во всем мире и чрезмерная эксплуатация природных ресурсов неизбежно приведут к истощению многих из этих ресурсов. В связи с этим некоторые космические державы и некоторые частные компании начали разрабатывать различные программы и проекты для разведки, добычи и эксплуатации этих ресурсов в коммерческих целях.
11 Развитие космических технологий способствует тому, чтобы начать разведку, добычу и использование этих ресурсов.
12 Однако реальная проблема, которая может помешать реализации этих амбициозных проектов, заключается в отсутствии международно-правовых норм, регулирующих добычу и использование космических природных ресурсов в коммерческих целях. Кроме того, есть много вопросов, которые требуют адекватных ответов, например: кому принадлежат космические природные ресурсы? Будут ли они исключительной собственностью того, кто их добыл, или общим наследием человечества? Какова судьба добытых ресурсов? Кто имеет право выдавать лицензии и регулировать разведку, добычу и эксплуатацию этих ресурсов? Кто будет осуществлять мониторинг и устранение вредных последствий деятельности, связанной с космическими ресурсами? Какой компетентный орган необходим для разрешения споров, которые могут возникнуть в этой сфере?2 Каков правовой статус частных хозяйствующих субъектов, привлеченных для разведки? Удовлетворяют ли нынешние космические соглашения экономическим интересам этих частных хозяйствующих субъектов?3
2. См.: Arda Alp Gürel. Space Mining Law, Master of Laws in International Law Program (LL.M), Near East University, Nicosia 2016. P. 8, 9.

3. См.: Blake Gilson. Defending Your Client’s Property Rights in Space: A practical Guide for the Lunar Litigator, Fordham Law Review, 2011. Vol. (80). P. 1367.
13 Международно-правовой режим космических ресурсов Луны и других небесных тел. Правовой режим космических ресурсов Луны и других небесных тел установлен в Договоре о принципах деятельности государств в области исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее – Договор о космосе 1967 г.), и в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах (далее – Соглашение о Луне 1979 г.). Исходя из этого, возникает вопрос: можно ли на основе существующих космических соглашений использовать космические ресурсы в коммерческих целях?
14 Договор о космосе 1967 г. и Соглашение о Луне 1979 г. включают основные положения и принципы по освоению космоса.
15 Договор о космосе 1967 г. и Соглашение о Луне 1979 г. устанавливают, что «исследование и использование Луны является достоянием всего человечества и осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития» (ст. 1 Договора о космосе 1967 г.; п. 1 ст. 4 Соглашения о Луне 1979 г.). Более того, Соглашение о Луне 1979 г. предусматривает, что «Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества, что находит свое выражение в положениях настоящего Соглашения и, в частности, в пункте 5 настоящей статьи» (п. 1 ст. 11). Закрепление концепции общего наследия человечества в этом Соглашении вызвало сильное противодействие со стороны ряда космических держав о признании Луны и ее природных ресурсов общим наследием человечества.
16 В результате закрепления концепции общего наследия человечества в этом Соглашении число присоединившихся к нему и ратифицировавших его государств составило только 18, и ни одна из крупных космических держав не ратифицировала Соглашение.
17 Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежат национальному присвоению ни путем распространения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами (ст. 2 Договора о космосе 1967 г.; п. 2 ст. 11 Соглашения о Луне 1979 г.).
18 Согласно Договору о космосе 1967 г. и Соглашению о Луне 1979 г. государства могут собирать на Луне образцы космических природных ресурсов и других веществ для использования их в научных целях (п. 2 ст. 6). Эти вещества могут также применяться для поддержания жизнедеятельности космических экспедиций в необходимых для этой цели количествах. Данное положение исключает любую коммерческую эксплуатацию этих природных ресурсов.
19 В п. 3 ст. 11 Соглашения о Луне 1979 г. говорится, что «поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица.
20 Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрывно связанные с ее поверхностью или недрами, не создают права собственности на поверхность или недра Луны или их участки». При этом в Соглашении о Луне 1979 г. подчеркивается, что принципу неприсвоения не противоречит право государств на сбор образцов минеральных и других веществ, доставляемых на планету Земля.
21 Исходя из этого, право государств использовать космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, – это не право собственности или суверенитета, а право, основанное на передаче их в использование международным сообществом и на благо всего человечества.
22 В п. 5 ст. 11 Соглашения о Луне 1979 г. предусмотрено установление международного режима для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, «когда будет очевидно, что такая эксплуатация станет возможной в ближайшее время». Основные цели этого режима, как указывается в п. 7 этой статьи, следующие: «а) упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов Луны; в) рациональное регулирование этих ресурсов; с) расширение возможностей в деле использования этих ресурсов; d) справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны».
23 В связи с этим формулировка «справедливое распределение» благ, получаемых от ресурсов, не должна означать равного распределения результатов деятельности по эксплуатации природных ресурсов независимо от вклада государства. «Справедливое распределение» подразумевает такое распределение, которое «адекватно усилиям и вкладу тех государств, которые осуществляют эксплуатацию природных ресурсов Луны и других небесных тел4.
4. См.: Жукова Э.Г. Правовой режим небесных тел // Международное космическое право. М., 1999. С. 68.
24 О добыче природных ресурсов на Луне и использовании их в коммерческих целях ничего не говорится в соглашениях по космосу. Это связано с тем, что при принятии этих соглашений у государств не было возможности осуществлять разведку и добывать космические природные ресурсы. Пункт 5 говорит об эксплуатации природных ресурсов в ближайшее время, и для многих государств это время наступило с точки зрения космической науки, техники и возможностей. С точки зрения же правового регулирования и создания механизма для эксплуатации их в коммерческих целях, к сожалению, определенность отсутствует.
25 Для установления такого режима от государств и международных организаций требуется создание международного органа по исследованию и использованию космических ресурсов.
26 Будущий международный космический орган мог бы выдавать лицензии на осуществление добычи космических полезных ископаемых, определять, какие именно сырьевые космические ресурсы возможно добывать.
27 Когда в будущем природные богатства Луны, небесных тел и Солнечной системы станут использоваться в целях, выходящих за рамки чисто научных исследований, проблема их охраны и рационального использования встанет особенно остро. Некоторые виды природных ресурсов могут иметь уникальный характер. Такого рода ресурсы должны быть поставлены под особую международно-правовую защиту.
28 Еще одна немаловажная проблема – это проблема определения районов планет и других небесных тел, на которых государства могут осуществлять свою разведку и эксплуатацию космических природных ресурсов.
29 Все эти проблемы, безусловно, приведут к конфликту интересов между государствами. Космические державы и другие страны из-за отсутствия четкого правового регулирования коммерческого использования этих ресурсов будут пытаться получить наибольшее количество преимуществ и выгод от эксплуатации космических природных ресурсов, а развивающиеся государства будут сопротивляться этому приобретению, пока они не попытаются создать правовую основу, которая гарантирует им соответствующие экономические выгоды.
30 Для устранения конфликта интересов от государств требуется установить международный режим, включая соответствующие процедуры для регулирования эксплуатации природных ресурсов на Луне и других небесных телах, с учетом того, что многие государства уже обладают космическими технологиями и иными возможностями, которые позволяют им достичь этого.
31 Позиция некоторых государств, Комитета по космосу и ученых по исследованию и использованию космических ресурсов в коммерческих целях. Отсутствие международно-правового регулирования космических природных ресурсов и международного режима эксплуатации космических ресурсов в коммерческих целях привело к тому, что в США, Люксембурге и ОАЭ были приняты законы о добыче, эксплуатации и использовании космических ресурсов в коммерческих целях.
32 Конгрессом США 25 ноября 2015 г. был принят Закон «О конкурентоспособности в области коммерческих космических запусков» (публичный закон 114-90)5.
5. См.: H.R.2262 - U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act. Public Law 114-90 of 11/25/2015 (51 USC 51301-51303). URL: >>>> (дата обращения: 13.01.2021).
33 Указанный правовой акт закрепляет и легализует на национальном уровне право американцев и американских частных компаний участвовать в космической деятельности. Наибольший интерес в документе представляет гл. 4 «Исследование и использование космических ресурсов», которая, если кратко суммировать, «разрешает гражданам и частным компаниям США свободно заниматься разработкой планет и астероидов, владеть и распоряжаться полученными ресурсами, в том числе водой и минералами “но не живыми объектами”».
34 6 апреля 2020 г. Президентом США был подписан Исполнительный указ о поощрении международной поддержки восстановления и использования космических ресурсов6.
6. См.: Executive Order on encouraging International Support for the Recovery and Use of Space Resources. URL: >>>> (дата обращения: 20.01.2021).
35 В Указе Президента США утверждается, что в Соглашении о Луне 1979 г. нет определенности в отношении права на извлечение и использование космических и лунных ресурсов в коммерческих целях, и Соглашение не создает для государств правовые рамки, касающиеся исследования и использования космических ресурсов, тем более что США не подписывали и не ратифицировали Соглашение о Луне 1979 г.
36 В Указе подчеркивается, что американцы имеют право заниматься коммерческой разведкой, добычей и использованием ресурсов в космическом пространстве в соответствии с действующим законодательством. Соединенные Штаты Америки не рассматривают космос как общее достояние. Соответственно, политика США состоит в том, чтобы поощрять международную поддержку государственного и частного исследования и использования ресурсов в космическом пространстве в соответствии с применимым национальным законодательством.
37 В разд. 2 Указа говорится, что Соединенные Штаты Америки не являются стороной Соглашения о Луне 1979 г. Кроме того, США не считают Соглашение о Луне 1979 г. эффективным или необходимым инструментом для руководства государствами в отношении содействия коммерческому участию в долгосрочном исследовании, научных открытиях и использовании Луны, Марса или других небесных тел. Соответственно, Государственный секретарь США должен возражать против любых попыток любого другого государства или международной организации рассматривать Соглашение о Луне 1979 г. как отражающее или иным образом выражающее обычное международное право7.
7. См.: ibid.
38 В США не признают, что космическое пространство и другие небесные тела являются общим наследием человечества.
39 Положения Указа Президента США о распространении юрисдикции США на космические природные ресурсы является явным нарушением ст. 1 и 2 Договора о космосе 1967 г. и п. 5 ст. 11 Соглашения о Луне 1979 г., поскольку до сих пор не установлен международный режим для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны в коммерческих целях.
40 Из этого вытекает, что США в соответствии с этим нормативными актами пытается уйти от своих международных обязательств, скрываясь за частными организациями, а также предоставляя им право исследовать природные ресурсы в космическом пространстве и использовать их в коммерческих целях. В Указе Президента США прямо не оговариваются порядок выдачи лицензий на осуществление деятельности по разведке природных ресурсов в космическом пространстве частными организациями. Осуществление этой деятельности без лицензий является опасным прецедентом, несовместимым с текстом ст. 6 Договора о космосе 1967 г.8
8. См.: Arda Alp Gürel. Op. cit. P. 37.
41 В Люксембурге, вслед за США, приняли Закон от 20 июля 2017 г. об исследовании и использовании космических ресурсов. Существенная его норма содержится в ст. 1 «Ресурсы космического пространства могут быть присвоены»9. Таким образом, вопреки Договору о космосе 1967 г. сразу декларируется право частной собственности на космические ресурсы. Остальные 17 статей этого Закона посвящены разрешительным процедурам, аккредитации, заявкам, сертификации и штрафам. т.е. довольно подробно расписаны взаимоотношения добывающей компании и государственных органов Люксембурга.
9. См.: Loi du 20 juillet 2017 sur l’exploration et l’utilisation des ressources de l’espace. URL: >>>> (дата обращения: 20.01.2021).
42 В Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) приняли Закон № (12) от 31 декабря 2019 г. «О регулировании космического сектора»10. Закон состоит из 9 глав и 54 статей, регулирующих космическую деятельность государства и связанную с ней деятельность. Закон содержит положения об использовании космических ресурсов, о регистрации объектов и космических аппаратов, космическом туризме, об ответственности и страховании в космической деятельности, о космических авариях и рисках, о переходном периоде для действующих операторов, а также положения о строительстве объектов на других небесных телах, способах уменьшения образования космического мусора. Закон также регулирует роль и полномочия космического агентства, а также механизм выдачи разрешений на космическую деятельность.
10. См.: URL: >>>> (дата обращения: 07.03.2021).
43 П. I и j ст. 4. и ст. 18 указанного Закона содержат положения о добыче, эксплуатации и использовании космических ресурсов. В п. I и j ст. 4 Закона регулируется деятельность по разведке, добыче, эксплуатации и использованию космических ресурсов в научных, коммерческих или иных целях. В ст. 18 предписано: «В соответствии с положениями статьи (14) настоящего Закона, условия, касающиеся Разрешения на добычу, эксплуатацию и использование космических ресурсов, включая их владение, покупку, продажу, торговлю, транспортировку, хранение и любую космическую деятельность, нацеленные на предоставление логистических услуг в этом отношении, определяются Постановлением Совета Министров».
44 12 ноября 2019 г. по инициативе Гаагской рабочей группы по управлению космическими ресурсами, созданной при Лейденском университете, был принят документ «Элементы для разработки международной рамочной основы деятельности, связанной с космическими ресурсами»11. Этот документ был представлен Люксембургом и Нидерландами в Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. 3 февраля 2020 г. Комитет одобрил и принял его12.
11. См.: Building Blocks for the development of an international framework on space resource activities, 2019. URL: >>>> (дата обращения: 20.01.2021).

12. См.: A/AC.105/C.2/L.315. Элементы для разработки международной рамочной основы деятельности, связанной с космическими ресурсами. URL: >>>> (дата обращения: 20.01.2021).
45 Данный документ является первой попыткой разработать механизм осуществления деятельности по добыче полезных ресурсов в космическом пространстве.
46 Положения документа носят рекомендательный характер и адресованы государствам, международным организациям и другим субъектам, которые могут участвовать в деятельности, связанной с космическими ресурсами.
47 Документ состоит из 20 положений, которые касаются различных аспектов деятельности, связанной с космическими ресурсами.
48 Цель документа заключается в создании благоприятных условий для деятельности, связанной с космическими ресурсами, с учетом интересов и выгод для всех государств (1.1).
49 В документе закреплены положения о том, что космические ресурсы используются исключительно в мирных целях, деятельность, связанная с ними, осуществляется на благо и в интересах всех государств независимо от уровня их экономического и научного развития, а также в соответствии с международным правом (4.3).
50 Право на ресурсы, закрепленное в п. 8, может быть приобретено согласно национальному законодательству, двухсторонним или многосторонним соглашениям. Но каким образом космические ресурсы могут быть приобретены на основе национального законодательства или двухстороннего соглашения, если они не принадлежат конкретным государствам?
51 Приобретение права на ресурсы может быть реализовано на основе многостороннего соглашения, которое может обеспечивать возможность взаимного признания государствами этого права.
52 Фактически открытым остается вопрос о совместном использовании выгод, получаемых от эксплуатации космических ресурсов. В п. 13 предусмотрено, что исследование и использование космического пространства должны осуществляться на благо и в интересах всех государств. Предусмотрено также содействие участию всех государств в этой деятельности, в особенности развивающихся. Нет сомнения в праве каждого государства на исследование и использование космического пространства в мирных и научных целях. При этом имеют ли государства, у которых нет таких возможностей, право на использование выгод, получаемых от использования космических ресурсов? Пункт 13 не предлагает конкретные механизмы реализации совместного использования выгод и требует соответствующей доработки.
53 В конечном счете международная рамочная основа направлена на создание благоприятных условий для деятельности, связанной с космическими ресурсами, которая учитывает все интересы и приносит пользу всем государствам.
54 Документ является не столько юридическим, сколько политическим инструментом, предназначенным для легализации позиции некоторых государств по коммерциализации деятельности в области космических ресурсов.
55 Согласно данному документу деятельность, связанная с космическими ресурсами, должна осуществляться в соответствии с международным космическим правом, включая положения соглашений ООН по космосу, но он практически не содержит положений о разрешении очевидных конфликтов между свободой экономической деятельности и императивом использования космоса и его ресурсов исключительно в интересах всех государств13.
13. См.: Попова С.М. «Гаагская модель» правового регулирования деятельности в области космических ресурсов и перспективы трансформации международного космического права // Исследования космоса. 2018. № 2. С. 144 - 174. DOI: 10.7256/2453-8817.2018.2.28631. URL: >>>> (дата обращения: 20.01.2021).
56 В результате влияния частного сектора на положения этого документа он не предусматривает ни концепции общего достояния человечества, ни концепции общего наследия человечества.
57 Позиция России состоит в том, что все подобные односторонние решения противоречат международному праву. Российская Федерация продвигает идею о необходимости разработки всеобъемлющей конвенции ООН по международному космическому праву, позволяющей устранить имеющиеся противоречия и восполнить пробелы в действующем международно-правовом регулировании космической деятельности, рассмотреть все аспекты освоения космического пространства и использования космических технологий в рамках единого, целостного документа, а также учесть интересы всех участников космической деятельности14. Позиция Российской Федерации также выражается в том, что Юридический подкомитет Комитета ООН по космосу – это действенное подразделение ООН для согласования воли максимального количества заинтересованных государств15.
14. См.: Международно-правовое обеспечение космической деятельности. URL: >>>> (дата обращения: 06.03.2021).

15. См.: Алексеев М.А. Перспективы согласования международно-правового режима природных ресурсов небесных тел // Исследования космоса. 2019. № 1. С. 56 - 66. DOI: 10.7256/2453-8817.2019.1.30558. URL: >>>>
58 Особое внимание можно уделить позиции Бельгии и Греции, предложивших создание рабочей группы в рамках Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу для разработки международного режима разведки и эксплуатации космических ресурсов. К 2022 г. рабочая группа должна предложить Юридическому подкомитету окончательный проект, содержащий принципы по исследованию и использованию космического пространства16.
16. См.: Сайт Committee on the Peaceful Uses of Outer Space // >>>> unoosa. org/oosa/en/ourwork/copuos/index.html (дата обращения: 06.03.2021).
59 Генеральная Ассамблея ООН в своих резолюциях подтверждает важность совместных усилий государств в развитии международного космического права и рекомендует в первую очередь рассматривать вопросы, связанные с обеспечением ответственного, мирного и безопасного использования космоса. Большинство участников Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу на своей 56-й сессии, прошедшей в Вене 27 марта – 7 апреля 2017 г., подчеркнули необходимость разработки согласованного многостороннего международно-правового режима по исследованию, освоению и использованию космических ресурсов17. Данный вопрос был удостоен внимания на 62-й сессии самого Комитета ООН по космосу, прошедшей в июне 2019 г.
17. См.: Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, Юридический подкомитет, пятьдесят шестая сессия Вена, 27 марта – 7 апреля 2017 года. Общий обмен мнениями о возможных моделях правового регулирования деятельности по исследованию, освоению и использованию космических ресурсов. URL: >>>> ( дата обращения: 06.03.2021).
60 В доктрине международного космического права отражены различные подходы к проблеме исследования и использования космических природных ресурсов в коммерческих целях. Например, М.Р. Юзбашян отмечает, что «Договор по космосу определяет основные элементы правового режима космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, однако не содержит специальных норм относительно правового режима природных ресурсов небесных тел и в то же время прямо не запрещает эксплуатацию таковых»18.
18. Юзбашян М.Р. Закон США об исследовании и использовании космических ресурсов 2015 г. и международное космическое право // Московский журнал междунар. права. 2017. № 2 (106). С. 76.
61 Как полагает И.Ю. Штодина, «сегодня необходимо предпринять срочные усилия на международном уровне для запрета создания на национальном уровне правовых условий, обеспечивающих коммерческим компаниям право на разведку, добычу и присвоение ресурсов в космическом пространстве и на небесных телах, хотя бы и без провозглашения права собственности на астрономические объекты»19. М. Хофманн – один из соавторов Закона Люксембурга 2017 г., подчеркивает, что присвоение космических ресурсов (как res nullius) с точки зрения международного космического права не запрещено, любые выгоды от этих ресурсов можно рассматривать как справедливое возмещение расходов на подготовку и реализацию соответствующих технических проектов, представляющих интерес для всего человечества20. Необходимо заметить, что Ю.М. Колосов еще в 2007 г. указал на то, что «ресурсы Луны следует считать res nullius, а их использование будет регулироваться национальными законами государств, которые их добудут и доставят на Землю». Профессор Бэйханского университета Ф. Трончетти отмечает, что международное космическое право не дает однозначного и общепринятого ответа на вопрос: законно ли коммерческое использование космических ресурсов в соответствии с международным космическим правом? В качестве возможного решения он предлагает считать принятие национальных законов сложившейся практикой государств по добыче и использованию космических ресурсов21.
19. Штодина И.Ю. Некоторые актуальные вопросы правового обеспечения исследования и использования космоса // Московский журнал междунар. права. 2018. № 2. С. 79.

20. См.: Алексеев М.А. Указ. соч.

21. См.: Tronchetti F. Current International Legal Framework Applicability to Space Resource Activities. URL: >>>> (дата обращения: 07.03.2021).
62 Х.М. Фильо, Ш. Хобе и Ф. де Ман выразили противоположные точки зрения. Фильо справедливо в своем вступлении подчеркнул, что космическое пространство и его природные ресурсы никоим образом не могут быть присвоены. В ст. II Договора о космосе нет пробелов, национальный закон может применяться только в пределах территориальной юрисдикции соответствующего государства. Закон США о конкурентоспособности запусков коммерческих космических объектов, разд. IV которого касается эксплуатации природных космических ресурсов, - национальный закон. Таким образом, это не может быть применено к космическому пространству и небесным телам, которые являются res communis и не относятся к юрисдикции США. Поэтому эксплуатация природных космических ресурсов – это прежде всего международная глобальная проблема, представляющая фундаментальный интерес для всех государств. Эксплуатация природных космических ресурсов частными компаниями не соответствует требованиям Договора о космосе22.
22. См.: Filho J.M. Developing Countries and the Exploitation of Space Resources. URL: >>>> (дата обращения: 07.03.2021).
63 Хобе и де Ман в своих вступлениях подтвердили, что космическое пространство и небесные тела, включая их ресурсы, есть всеобщее достояние и находятся под исключительной юрисдикцией международного сообщества, и государства в рамках своего национального законодательства не могут устанавливать правовой режим космических ресурсов23.
23. См.: Hobe S., Man C. Ph. de The National Appropriation of Outer Space and its Resources. URL: >>>> (дата обращения: 07.03.2021).
64 Принятие таких актов в одностороннем порядке со стороны США, Люксембурга и ОАЭ подтверждает необходимость совершенствования международных космических соглашений для устранения в них существующих правовых пробелов или принятия нового международного договора по использованию космических ресурсов в коммерческих целях.
65 Необходимо осознавать, что принятие такого договора при нынешней ситуации – весьма сложный и длительный процесс, т.к. есть противоречия между космическими и развивающими государствами. Некоторые космические государства настаивают на том, чтобы космические ресурсы были собственностью тех, кто их добывает. Развивающиеся государства считают, что использование этих ресурсов должно осуществляться на основе концепции общего наследия человечества. Принятие договора возможно, только если он будет предметом широкого согласия или консенсуса со стороны всех государств. Договор должен учитывать интересы всех государств.
66 Принятие правовых актов в одностороннем порядке создает неприемлемый прецедент, приводящий к конфронтации и соперничеству по добыче и использованию этих ресурсов, которые могут привести к гонке вооружения в космосе и войнам за освоение космических ресурсов.
67 Для того чтобы США и другие государства смогли эксплуатировать природные ресурсы Луны и других небесных тел, от них требуется соблюдение норм и принципов международного космического права, поддержание концепции общего наследия человечества и установление международного режима по использованию космических ресурсов. Примером такого режима является созданный Международный орган по морскому дну, на который возложена задача организации и контроля деятельности на дне морей и океанов и их недрах за пределами национальной юрисдикции24.
24. См.: Круглов Д.А., Конева А.Е. Добыча полезных ископаемых небесных тел: перспективы совершенствования правового регулирования с точки зрения современного международного права // Вопросы росс. и междунар. права. 2018. Т. 8. № 11А. С. 89. URL: >>>> (дата обращения: 07.01.2021).
68 Необходимо создать международный космический орган по регулированию и контролю за деятельностью государств, международных организаций и частных хозяйствующих субъектов. Участие в его деятельности как развитых, так и развивающихся государств должно быть доступным всем государствам без дискриминации и без ущерба для космической среды. Права на космические ресурсы принадлежат всему человечеству, от имени которого действует орган.
69 Создание международного космического органа осуществляется на основании принятия международного договора о его создании, который также будет содержать положения о разработке, добыче и эксплуатации природных ресурсов в коммерческих целях.
70 Учреждение международного космического органа окажет значительное влияние на решение ряда юридических и политических проблем, которые препятствуют деятельности государств в космическом пространстве, и станет общей основой, в рамках которой, в частности, может осуществляться деятельность по разведке, добыче и эксплуатации космических природных ресурсов25.
25. См.: Ricky J. Lee, Law and Regulation of Commercial Mining of Minerals in Outer Space, Space Regulations Library. 2012. Vol. 7. P. 295.
71 * * * Подведем итог. Для того чтобы государства и частный сектор смогли добывать, эксплуатировать и использовать космические природные ресурсы в коммерческих целях, потребуется принять международный договор, устанавливающий правовой режим космических ресурсов и регулирующий деятельность по добыче, эксплуатации и использованию космических природных ресурсов, а также предусматривающий учреждение международного органа для мониторинга деятельности государств и частных лиц в этой области. Положения принятых законов в одностороннем порядке во многом противоречат действующим международным космическим соглашениям. Концепция общего наследия человечества считается идеальной концепцией для эксплуатации космических ресурсов, отвечающей требованиям и потребностям нынешнего и будущих поколений.

References

1. Alekseev M.A. - Prospects for the harmonization of the international legal regime of natural resources of celestial bodies // Space Research. 2019. – No. 1. – P. 56 - 66. DOI: 10.7256/2453-8817.2019.1.30558 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30558 (in Russ.).

2. Zhukova E.G. Legal regime of celestial bodies // International space law. M., 1999. P 68. (in Russ.).

3. Kruglov D.A., Koneva A.E. Mining of celestial bodies: prospects for improving legal regulation from the point of view of modern International Law // Questions of Russian and International Law. 2018. Vol. 8. No. 11А. P. 89. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-law-2018-11/12-kruglov-koneva.pdf (in Russ.).

4. International legal support of space activities. URL: https://www.roscosmos.ru/22886/ (in Russ.).

5. Popova S.M. "The Hague model" of legal regulation of activities in the field of space resources and the prospects for the transformation of international space law // Space Research. 2018. No. 2. P. 144 - 174 (in Russ.).

6. Shtodina I.Y. Some topical issues of legal support for the exploration and use of space // Moscow Journal of International Law. 2018. No. 2. P. 79 (in Russ.).

7. Yuzbashyan M.R. US Space Exploration and Utilization Act 2015 and international space law // Moscow Journal of International Law. 2017. No. 2 (106). P. 76 (in Russ.).

8. Arda Alp Gürel. Space Mining Law, Master of Laws in International Law Program (LL.M), Near East University, Nicosia 2016. P. 8, 9, 37.

9. Blake Gilson. Defending Your Client’s Property Rights in Space: A practical Guide for the Lunar Litigator, Fordham Law Review, 2011. Vol. (80). P. 1367.

10. Filho J.M. Developing Countries and the Exploitation of Space Resources. URL: https://www.unoosa.org/documents/pdf/copuos/lsc/2017/symp-07.pdf (accessed: 07.03.2021).

11. Hobe S., Man C. Ph. de The National Appropriation of Outer Space and its Resources. URL: https://www.unoosa.org/documents/pdf/copuos/lsc/2017/symp-08.pdf (accessed: 07.03.2021).

12. Ricky J. Lee, Law and Regulation of Commercial Mining of Minerals in Outer Space, Space Regulations Library. 2012. Vol. 7. P. 295.

13. Sarah Coffey. Establishing a Legal Framework for Property Rights to Natural Resources in Outer Space, Case Western Reserve // Journal of International Law. 2009. Vol. (41). No. (1). P. 119.

14. Tronchetti F. Current International Legal Framework Applicability to Space Resource Activities. URL: http://www.unoosa.org/documents/pdf/copuos/lsc/2017/symp-01.pdf (accessed: 07.03.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate