Space state: the beginning of new era in the evolution of statehood
Table of contents
Share
Metrics
Space state: the beginning of new era in the evolution of statehood
Annotation
PII
S102694520016441-6-1
DOI
10.31857/S102694520016441-6
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Sergey F. Udartsev 
Occupation: Head of research projects on legal policy, constitutional legislation and public administration of M. Narikbaev KAZGUU University
Affiliation: M. Narikbaev KAZGUU University
Address: Kazakhstan, Nur-Sultan
Edition
Pages
21-34
Abstract

The article substantiates that the evolution of earthly statehood naturally leads to its transformation into a cosmic statehood and opens a new era in the development of the state. The utopian nature of political theories in the history of thought is marked both by the completion of the evolution of the state with its global earthly forms, and by the abolition or withering away of the state, as well as the importance of spatial characteristics for understanding the general evolution of statehood. The article contains the beginning of a new, more powerful wave of space activity where all states participate. The reasons for the formation and features of a space state (spatial, institutional, functional, legal, scientific and technical), its possible varieties are highlighted, the possibility of different forms is noted. The purely earthly history of the modern state is coming to the end and the state will further develop as a cosmic phenomenon

Keywords
state, evolution, the future of the state, space state, spatial characteristics of the state, reasons for the formation of a space state, space economy, space forces, features of a space state, options of a space state
Received
08.04.2021
Date of publication
14.09.2021
Number of purchasers
1
Views
1401
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2021
1 Из истории идей о будущем государства как земного и космического явления
2 В ходе исторического развития представления о будущем государства (способного играть в истории разную роль, созидать и разрушать), формировались по нескольким направлениям.
3 В государственнической (этатистской) политической мысли1, воспринимавшей государство как позитивного созидателя и защитника общества, безопасности и прав подданных (граждан), основным направлением в прогнозировании будущего государства было стремление моделировать оптимальную форму прогрессивного государства. В этом сходились все сторонники идеи государства – от консерваторов до либералов. Но они расходились в представлениях о формах, режиме, методах и целях функционирования государства. Одни надеялись, что в будущем появится жесткая, могучая, всесильная власть, подавляющая минимальное отклонение от воли правительства и своим приказом меняющая развитие мира в нужном направлении. Другие полагали, что власть в будущем будет более мягкая, гуманная, защищающая права и свободы человека, минимально вмешивающаяся в экономику, поощряющая инициативу и саморазвитие общества. При этом формы государства рассматривались как всевозможные монархические, республиканские, конфедеративные, федеративные или унитарные а предельные масштабы деятельности как континентальные или глобальные государственные объединения2. В некоторых теориях обосновывались будущая всемирная конфедерация или федерация (в известном трактате «К вечному миру» И. Канта, позже – у О. Конта), или единое мировое государство как результат борьбы между крупнейшими империями (у Р. Иеринга3).
1. См.: Мамут Л.С. Анархизм и этатизм как типы политического сознания (домарксистский период). М., 1989.

2. См.: Кембаев Ж.М. Политико-правовая история идеи единой Европы: с древнейших времен до современности. Алматы, 2012.

3. См.: Зорькин В.Д. Иеринг // История политических и правовых учений. XIX в. / отв. ред. В.С. Нерсесянц. М., 1993. С. 25.
4 Утопическая социалистическая мысль добавила к представлениям о будущем государства детализированные утопические модели островных, городских или национальных идеальных и справедливых, с точки зрения авторов утопий, устройств государственной власти.
5 Коммунистическая марксистско-ленинская политическая теория, развивая утопические традиции, выдвинула концепцию исторического угасания, «отмирания» государственности с исчезновением классов в коммунистическом обществе, постепенной передачи государственных функций обществу, перехода в перспективе от социалистического «полугосударства» к коммунистическому общественному самоуправлению. Когда исчезнут классы и люди привыкнут к соблюдению правил общежития, писал В.И. Ленин, тогда можно будет обойтись «без насилия, без принуждения, без подчинения, без особого аппарата для принуждения, который называется государством»4. При этом подчеркивалось, что «не может быть и речи об определении момента будущего «отмирания», тем более, что оно представляет из себя заведомо процесс длительный»5. В СССР при Н.С. Хрущеве решили пересмотреть это положение. Планировалось построить коммунизм к 1980 г., предварительно с 1965 г. отменив государственные налоги6. Как известно, осенью 1964 г. Н.С. Хрущев был снят с должности, а его утопические обещания квалифицированы как проявление волюнтаризма. Вместе с этим в советской идеологии был снят с повестки дня вопрос о конкретных сроках построения коммунизма и «отмирания» государства.
4. См.: Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В.И. Полн. собр. соч. С. 83.

5. Там же. С. 84.

6. См.: Программа Коммунистической партии Советского Союза // ХХII Съезд Коммунистической партии Советского Союза. 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет III. М., 1962. С. 229–335.
6 Анархическая политическая мысль, как радикальное критическое направление с ценностно негативным отношением к государственности, в ходе ее исторической эволюции выработала немало критических теорий, осуждая государственное насилие, войны, подавление свободы и государственное обеспечение эксплуатации людей. Относительно будущего государства предлагались модели его мирного и революционного устранения с заменой самоорганизующейся социальной системой, выстраиваемой снизу вверх (у Бакунина – всемирной негосударственной федерацией) или преодоления государственной организации эффективной глобальной тотальной организацией общества (как у А.Л. Гордина)7.
7. См., напр.: Ударцев С.Ф. Политическая теория постклассического анархизма: проблемы власти, критика государства, идеи о будущей политической организации (Россия, первая треть ХХ в.) // Государственная идеология: историко-правовые и теоретико-правовые аспекты / под ред. А.А. Васильева: в 2 т. М., 2019. Т. 2. С. 31–71.
7 Общим практически для всех этатистских и анархистких теорий было то, что предельные модели эволюции политической власти доводились до масштабов планеты, не выходили за ее пределы. Однако потенциал государства не исчерпывается земными формами и деятельностью на планете Земля. Как предвосхищение этого, идеи о космической власти богов, космической роли человека и человечества, космическом потенциале политической власти встречаются в истории мысли, начиная с Древнего мира8. В конце ХIX – начале ХХ в. после теоретического обоснования возможности межпланетных перелетов актуализируется опирающееся на научно-технические достижения, осмысление возможной жизни людей за пределами планеты Земля. Появляются идеи о космической власти, росте ее мощи и космических масштабах деятельности по мере эволюции человечества и разумных существ в космосе (К.Э. Циолковский)9.
8. См.: Ударцев С.Ф. История политических и правовых учений. Древний Восток: акад. курс. СПб., 2007; Его же. Идея космического государства в истории политической мысли // Право и политика. 2012. № 8. С. 1386–1398; Udartsev S.F. Cosmic state: the forming and development of the idea in the history of thought // SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 1. С. 37–50. DOI: 10.7256/1339-3057.2014.1.11412.

9. См.: Циолковский К.Э. Воля вселенной // Циолковский К.Э. Космическая философия: сб. М., 2001. С. 111, 112.
8 Размышляя об эволюции Вселенной и разумных существ в ней, К.Э. Циолковский полагал, что «власть Вселенной проявляется ярче всего организацией живых разумных существ»10. Он писал, что совершенные существа Вселенной имеют сложную многоуровневую организацию власти и на высших ее уровнях их воля «почти согласуется с абсолютной волей Вселенной. . Через них космос и проявляет свою власть»11. «Власть сознательных существ объединяется председателями планет, солнечных систем, звездных групп, млечных путей, эфирных островов и т.п. Какая это могущественная сила, мы и представить себе не можем!»12.
10. Циолковский К.Э. Неизвестные разумные силы // Циолковский К.Э. Космическая философия. М., 2019. С. 119.

11. Там же.

12. Там же. С. 120.
9 Нельзя не согласиться с К.Э. Циолковским, что человек, человечество, их развитие должны рассматриваться не с узкой точки зрения, а с «высшей» космической точки зрения. «Узкая точка зрения может привести к заблуждению», – писал К.Э. Циолковский в 1934 г.13 «Начало и последующее бурное развитие космической деятельности подтвердили принципиальную важность космической точки зрения и «космической» картины мира»14. Такой подход актуален для понимания права15, государства и перспектив его эволюции.
13. См.: Циолковский К.Э. Необходимость космической точки зрения // Там же. С. 348.

14. Кричевский С.В. Аэрокосмическая деятельность: междисциплинарный анализ. М., 2012. С. 87.

15. См., напр.: Клеандров М.И. Метаправо и мегаправо для урегулирования отношений с иным разумом // Право и государство. 2015. № 4 (69). С. 81–85.
10 Современное государство впервые в истории практически демонстрирует закономерное развитие его из политического института в космическое явление с огромным потенциалом развития. Эволюция государства не завершается масштабами планеты. Начинается исторический переход земной государственности в новое состояние, трансформация ее в космическую государственность16. Государства (прежде всего государства-лидеры) начинают распространять свою власть, юрисдикцию, военное присутствие за пределы планеты Земля, обеспечивая политическое, военное, информационное, экономическое доминирование и безопасность с вовлечением в этот процесс космического пространства и космических ресурсов.
16. См.: Ударцев С. Космическое государство как государство будущего: возможные варианты формирования // Государство будущего: новые технологии и государственное управление: Междунар. науч.-иссл. конф., г. Астана, 28 ноября 2018 г.: сб. ст. / под ред. Б.Н. Бокаева. Астана, 2019. С. 21–29; Udartsev S.F. Space State: Possible Options for Forming // RUSSIAN LAW: Theory and Practice. 2019. No. 1. Р. 66–75.
11 Пространственное измерение эволюции государства
12 Государственность планеты Земля – совокупность существовавших, существующих и находящихся в процессе становления старых и новых государств, действующих на планете и начинающих экспансию за ее пределы.
13 Известная человечеству история государства насчитывает более 6 тыс. лет. Государство, как основная политическая форма организации жизнедеятельности человечества, прошло ряд этапов эволюции от мелких неустойчивых образований до мощных социально-политических институтов. В исторической науке известны несколько подходов к общей классификации эволюции государственности: обобщенно хронологический (наиболее распространенный, учитывающий крупные временные периоды17, значительные особенности социально-экономического, культурного, цивилизационного развития), формационный и классовый (с привязкой к социально-экономическим формациям и их основным крупным общественным группам в зависимости от их места в системе производства и потребления), цивилизационный (по принадлежности к тем или иным параллельно или асинхронно развивающимся цивилизациям как крупным, самодостаточным регионально-культурным образованиям), технический и энергетический (с привязкой к уровню технического развития общества, объему и виду потребляемой им энергии).
17. В.Г. Графский отмечает, что в периодизации истории государства и права наиболее предпочтительной «остается периодизация, принятая в науке всеобщей истории: древность, средние века и современность (период новой и новейшей истории)» (см.: Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., 2000. С. 31).
14 Следует отметить, что все аспекты осмысления исторической эволюции государства сохраняют свое значение и ныне для выявления различных граней многоаспектного и многогранного исторического процесса. Однако по мере укрупнения осмысливаемых исторических отрезков времени и ускорения исторического процесса за счет технического, технологического и информационного развития цивилизации, появляется возможность по-новому взглянуть на некоторые общие тенденции эволюции государственности.
15 В свое время Ш.Л. Монтескьё обратил внимание, что расширение границ государства влияет на «дух государства», его формы, на количество случайностей в общественных отношениях, что требует непрерывного изменения законов18.
18. См.: Монтескьё Ш.Л. О духе законов. М., 1999. С. 113.
16 На современном этапе исторического развития важным представляется учет пространственного аспекта исторической эволюции государственности19. Он может быть полезен для общей классификации эволюции государственности и ее перспектив. При этом важно изучение пространства распространения деятельности и юрисдикции государств-лидеров, определяющих предельный уровень политического развития человеческой цивилизации на конкретном этапе эволюции.
19. См. также: Правовое пространство: границы и динамика / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2019.
17 С точки зрения освоения подконтрольного государству пространства и расширения его юрисдикции и сферы деятельности эволюция государства прошла по крайней мере три исторических этапа: 1) от речных и приморских государств-государств до континентальной и частично – межконтинентальной государственности (государства Древнего мира и Средних веков, до империй Александра Македонского, Римской империи, Византии и т.д.); 2) от континентальной до межконтинентальной (поликонтинентальной) государственности (от государств эпохи великих географических открытий, до колониальных империй нового времени, индустриального общества); 3) от межконтинентальной до планетарной государственности по масштабам деятельности (государства новейшего времени, до современных многоуровневых государственных образований и государств мировых лидеров). В рамках каждого этапа зарождаются элементы следующего этапа развития государственности. При этом новые этапы не исключают полностью многообразие государственных форм предыдущих этапов, как сохраняются и более мелкие и менее развитые государства. Выделенные три этапа – по сути одна эпоха эволюции земной государственности.
18 На пространственное развитие человечества как существенный элемент его истории обращал внимание К. Ясперс. «После того, как наша планета в целом стала доступна человеку, он лишился пространственной свободы. . Теперь наша обитель, сфера нашего существования замкнута, величина ее точно определена, должна быть целиком принята во внимание при проведении любых планов и действий. . В такой ситуации человечество как бы уплотняется на земном шаре»20, – писал философ. По Ясперсу, человечество оказывается у определенной границы своей истории, перед лицом неизвестного космоса21. На этой границе истории начинается отсчет новой, космической истории государства.
20. Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М., 1991 (Мыслители ХХ в.). С. 246.

21. См.: там же. С. 246, 247.
19 С активизацией космической деятельности государственность подходит к следующему пространственному уровню (масштабу) своей эволюции. Этот уровень управления и его правовое регулирование не могут быть сведены лишь к варианту земных пространств открытого моря или воздушного пространства. Здесь существенно иной масштаб и бесконечное разнообразие условий и физических законов, действующих в космосе. В условиях вовлечения так или иначе всех государств планеты в расширяющуюся космическую деятельность, формирования космической цивилизации человечества и системы ее управления, начинается четвертый этап пространственной эволюции государственности – формирование космической государственности (сначала в группе наиболее развитых стран мира), деятельность и юрисдикция которой будет распространяться все шире и глубже в космическое пространство. Этот процесс начинается параллельно с идущим процессом формирования и развития системы глобального управления и участия в нем нескольких центров государственного развития. Космическая государственность, которая может пройти в перспективе много еще неизвестных этапов и достигнуть невиданной ранее научно-технической, экономической, энергетической и военной мощи, открывает новую эпоху эволюции государственности.
20 Государственность накануне грандиозного эволюционного скачка
21 В ходе исторической эволюции государство как историческое явление развилось, укрепилось, глубже проросло в общество, его экономическую и политическую систему, общественное сознание, стало высокотехнологичным и быстрее адаптирующимся к происходящим в обществе изменениям. Адаптационная трансформация национальной и международной систем государственности к условиям глобализации и расширения космической деятельности ведет к значительным изменениям государства.
22 В ходе эволюции человеческой цивилизации возникают новые угрозы, которые могут быть нейтрализованы лишь адекватным развитием группы государств, охватывающих своей деятельностью и космическое пространство. Высокий уровень технического развития государств-лидеров, исторически сложившееся распределение земных территорий и ресурсов, и при этом «ничейность» неограниченных космических ресурсов, закономерно примеряет их амбиции, технико-экономические возможности и интересы к космосу.
23 Общие проблемы экологической, эпидемиологической, экономической, военной, астероидной и иной космической безопасности, необходимость для развития человечества реализации глобальных и сверхглобальных космических проектов, открывающих доступ к практически бесконечным ресурсам и богатствам космоса (несопоставимым с ограниченными ресурсами на планете Земля), подталкивают в конечном счете к осознанию неизбежности согласованной и упорядоченной космической деятельности, взаимовыгодности для государств нахождения компромиссов и взаимоприемлемых решений, несмотря на жесткую конкуренцию, противостояние и разные интересы.
24 Известный американский социолог и футуролог Э. Тоффлер, обобщая изменения в отношениях «между силой, богатством и знанием», приходит к выводу, что «мы присутствуем при самых важных изменениях системы власти за всю ее историю»22. Бывший исполнительный директор Всемирного банка Мойзес Наим, анализируя инновационную лавину и новые технологии, меняющие систему государственного управления, не без оснований отмечает, что «мы стоим на пороге революционного обновления политической жизни и государственного управления»23. Действительно, государственность на планете Земля проходит одну из критических точек эволюции.
22. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века / пер. с англ. М., 2009. С. 574.

23. Наим Мойзес. Конец власти. От залов заседаний до полей сражений, от церкви до государства. Почему управлять сегодня нужно иначе / пер. с англ. Н. Мезина, Ю. Полещук, А. Сагана. М., 2016. С. 417.
25 При этом, как отметил Ф. Фукуяма, ни одна из исторических «трансформаций не была универсальной для всех человеческих сообществ. До сих пор доплеменные группы в отдаленных областях.., а также многочисленные племенные общества в горных и пустынных регионах и в джунглях. Ни один уровень политической организации никогда полностью не вытеснял другой…»24. Формирование космических государств будет сочетаться какое-то время с существованием менее развитых государств, что еще больше увеличит исторический разрыв между ними. Доступ в обозримом будущем одних государств к разработке и присвоению практически неограниченных космических ресурсов и недоступность этого для других государств, умножит разрыв в уровне развития и богатства между странами.
24. Фукуяма Ф. Угасание государственного порядка: научно-популярное издание / пер. с англ. К.М. Королева. М., 2017. С. 589.
26 Существенные изменения, которые предстоит пережить человечеству, его государственности и правовой системе, во многом связаны с формированием космической цивилизации, организацией и правовым регулированием упорядоченного выхода человечества в процессе эволюции в неограниченное космическое пространство за пределами планеты Земля.
27 Космическая деятельность объективно открывает новые возможности для востребованности и развития государства, достройки и перестройки его аппарата. Новые возможности появляются и для государственно-частного партнерства, сотрудничества государства с международными организациями. Открывающиеся перспективы обновляют важную роль государства в этом процессе как основного координатора и важного фактора обеспечения правопорядка, защиты собственности, прав и свобод человека25, национальной, глобальной и космической безопасности. Космическая деятельность государств может осуществляться как самостоятельно, так и в группе стран.
25. В.Д. Зорькин полагает, что «право будущего все большую роль в защите индивидуальных прав и свобод человека будет отдавать государству, которое становится своего рода основным правозащитным механизмом» (см.: Зорькин В.Д. Providentia или о праве будущего в эпоху цифровизации // Государство и право. 2020. № 6. С. 16. DOI: 10.31857/S013207690009932-7).
28 Наращивание государствами космической деятельности
29 Человечество, накопившее силу и новые технологии после старта космической эры в 1950 - 1970-х гг., входит в новый цикл еще более активной космической деятельности. Ее особенность – дальнейшее продвижение к Луне, Марсу, Венере, астероидам, создание в разных частях пока ближнего космоса космических станций с постоянным присутствием людей и роботов. Подтверждением этого являются общие космические и специальные Лунные программы США, КНР и Российской Федерации, создание новых поколений всех видов космической техники и технологий.
30 Наиболее развитые в военно-космическом отношении государства – США, Российская Федерация, КНР и ряд других стран создали и совершенствуют в последние годы (в разных масштабах) космические войска, специальные военные космические подразделения, космические командования, подготовку кадров для космических войск, проводят развертывание военной космической инфраструктуры, разработку космического оружия, космических средств военной разведки и обнаружения баллистических ракет.
31 Подъем новой волны космической деятельности сопровождается и началом юридической экспансии США и некоторых других государств в космическом пространстве26, которая может быть расширена включением в нее других государств и обещает в ближайшие годы продолжиться реальной политической, военной и экономической экспансией, конкуренцией и возможным противостоянием сначала в пространстве ближнего космоса, на Луне, затем и на других космических телах. Ныне человечество в лице наиболее развитых стран (особенно – США) направило космические аппараты для изучения всех планет солнечной системы, их спутников, ряда астероидов, комет (с некоторых космических тел доставлен на планету Земля грунт). Несколько космических аппаратов США с информацией о человечестве и посланиями иным космическим цивилизациям движутся за пределы солнечной системы в межзвездное пространство.
26. См., напр.: Попова С.М. Современные тенденции развития международного космического права // Право и государство. 2016. № 4. С. 66–71.
32 США, Российская Федерация, государства Евросоюза, КНР создали свои системы спутниковой навигации. Растут государственные бюджеты на космическую деятельность27, в т.ч. на международные космические программы. Так, Совет Европейского космического агентства (ЕКА) в декабре 2019 г. утвердил на пять лет бюджет в размере 14.4 млрд евро28. В 2021 г. годовой бюджет НАСА планируется увеличить на 2.6 млрд долл. до 25.2 млрд долл.29 На реализацию государственной программы «Космическая деятельность России» планируется выделить с 2020 по 2022 гг более 600 млрд руб.30 Космический бюджет Японии в 2021 г. составит ок. 4.14 млрд долл. (рост 23%), в т.ч. на программу НАСА «Артемида» по отправке людей на Луну в 2024 г. Японское агентство аэрокосмических исследований планирует потратить ок. 472 млн долл. (из них 333 млн долл. – на разработку транспортного корабля HTV-X, а еще 54.9 млн долл. – на создание технологий для функционирования окололунной станции)31.
27. По оценке консалтингового агентства Euroconsult, в 2018 г. объем финансовых затрат стран на космическую деятельность составил (в млн долл. США): «США – 40996; Китай – 5833; Россия – 4170; Франция – 3158; Япония – 3056; Германия – 2151; ЕС – 2115; Индия – 1493; Италия – 1127; Великобритания – 894; Южная Корея – 593; Испания – 399; ОАЭ – 383; Канада – 315; Турция – 276; Австралия – 272; Индонезия – 205; Швейцария – 202; Катар – 186; Египет – 177; Саудовская Аравия – 165; Нидерланды – 143; Иран – 142; Швеция – 127; Норвегия – 125; Бразилия – 122; Аргентина – 110; Польша – 90; Люксембург – 88; Никарагуа – 84; Марокко – 80; Австрия – 78; Израиль – 77; Алжир – 75; Азербайджан – 73; Бангладеш – 70; Румыния – 62; Пакистан – 61; Чехия – 59; Финляндия – 58; Казахстан – 50; Нигерия – 48; Вьетнам – 45; Боливия – 44; Ангола – 42; Южная Африка – 36; Тайвань – 35; Венесуэла – 33; Таиланд – 30; Сингапур – 29; Беларусь – 28; Португалия – 28; Украина – 28; Ирландия – 25; Греция – 22; Лаос – 17; Словения – 13; Венгрия – 12; Малайзия – 10 и Мексика – 10» (см.: Euroconsult обнародовал расходы стран на космическую деятельность. 26.11. 019 // Журнал все о космосе. URL: >>>> , 19.03.2021).

28. Европейское космическое агентство согласовало рекордно большой бюджет. 1 декабря 2019 // >>>> . URL: >>>> , 15.06.2020

29. Егисман В., Владимиров В. Миссия Space X и новые космические реалии. 1 июня 2020. URL: >>>> , 15.06.2020

30. См.: Россия планирует потратить на космос более 600 млрд рублей в 2020 - 2022 годах. 2019. 30 сент. // ТАСС. URL: >>>> , 19.03.2021

31. См.: Япония обнародовала параметры своего космического бюджета. 10.03.2021 // Журнал все о космосе. URL: >>>> , 19.03.2021
33 По оценкам экспертов, объем мирового космического рынка в 2017 г. оценивался в 300–400 млрд долл. и растет на 7–9% в год, что примерно в два раза быстрее роста мировой экономики (3.9%)32. В 2019 г. он составил 415 млрд долл и в ближайшие 20 лет достигнет 1 трлн долл.33
32. См.: Моисеев И. Космический рынок: структура и тенденции // Евразийский финансово-экономический вестник. 2019. № 1 (6). С. 35.

33. См.: Тогайбаев Б. Через деньги к звездам // Forbes Kazakhstan. URL: >>>> , 30.12.2020. Постепенно космическая отрасль начинает давать и определенную финансовую отдачу. Так, например, в Казахстане, по данным аэрокосмического комитета, «отечественные космические аппараты KazEOSat-1 и KazEOSat-2, что зондируют поверхность Земли, за пять лет существования продали снимков на 12,6 млн тенге на внутреннем рынке и на $545 тыс. – на внешнем. Благодаря им Казахстан перестал покупать зарубежные снимки, что сэкономило $45 млн. Спутник связи и вещания KazSat-3 показал в 2019 году доход 29 млрд тенге» (см.: там же.).
34 Космическую деятельность активно начинают и другие государства. К новым космическим державам эксперты относят, в частности Люксембург (активно включившийся в подготовку к освоению космических ресурсов), Израиль, Азербайджан, ОАЭ, Новую Зеландия, Австралию, Иран, Бразилию, КНДР, РеспубликуКорея34, Казахстан35.
34. См.: Егоров В. Новые космические державы. URL: >>>> , 27.02.2019

35. Завершается строительство Национального космического центра в столице Казахстана с заводом по производству спутников, музеем космической техники и др. сооружениями для производственной и исследовательской деятельности. Создана региональная инфраструктура для зондирования Земли (Казахстан – 9-я по территории страна мира). Планируется начать использование своей пусковой установки на арендованном Россией космодроме «Байконур» (см., напр.: Назарбаев: Казахстан становится полноценной космической державой. 02.07.2018 // Sputnik. URL: >>>> >>>> , 27.02.2019).
35 Эксперты выделяют четыре группы государств по степени их вовлеченности в космическую деятельность: 1) имеющие свои космодромы, ракеты-носители и спутники (с учетом запуска первого своего спутника): Российская Федерация (СССР, 1957 г.), США (1958 г.), государства Европы, осуществляющие совместные программы (Франция, 1965 г.), Япония (1970 г.), КНР (1970 г.), Индия (1980 г.), Израиль (1988 г.), Иран (2009 г.), КНДР (2012 г.) и Республика Корея (2013 г.); 2) имеющие свои спутники (таких к 2018 г. было около 80, их число растет); 3) все остальные страны, так или иначе пользующиеся космическими технологиями в сфере телекоммуникаций, глобального позиционирования, дистанционного образования и т.д., арендующие космическую связь и т.д.36 Кроме того, в первой группе выделяется подгруппа космических сверхдержав, освоивших технологии полета человека в космос (США, Российская Федерация, КНР).
36. См.: Моисеев И. Указ. соч. С. 36.
36 В итоге в ходе становления космической цивилизации человечества естественно формируется большая группа космических государств, подгруппы (объединения, союзы) внутри этой группы, лидеры этого процесса. Расширение освоения человечеством космических просторов и ресурсов будет сопровождаться постепенным развитием различных форм и моделей космической государственности37.
37. Например, официально самый богатый человек в мире Илон Маск (по данным на январь 2021 г. – 185 млрд долл.), заявивший о вложении всего своего состояния в программу полетов на Марс, полагает, что Марс, на который к концу десятилетия планируется отправка астронавтов, должен остаться «свободной планетой». Он считает, что «скорее всего, возможное правительство на Марсе будет сформировано в виде прямой демократии. Люди будут голосовать непосредственно по текущим вопросам, а не будут принимать решения через представителей, как во многих странах на Земле. Маск считает, что такой подход лучше, так как предполагает минимальную вероятность коррупции» (см.: Илон Маск рассказал, как будет устроено правительство первых людей на Марсе. 25 декабря 2020 // Ferra.ru. URL: >>>> ).
37 Кроме естественного пути формирования космических государств, возможен и ускоренный вариант их появления – учреждения новых государств сразу как государств космических. Таким экспериментом является созданное в 2016 г. непризнанное цифровое государство Asgardia с главой государства, гражданством, парламентом38, правительством, судом, финансовой системой, с конституцией, законодательством39.
38. См.: Как работает цифровая демократия: депутаты из 42 стран приняли участие в очередной цифровой сессии парламента Асгардии. 26 августа 2020. URL: >>>> . ashurbeyli.ru/news/article/kak-rabotaet-cifrovaya-demokratiya-deputaty-iz-42—18436, 28.03.2021

39. См.: официальный сайт Asgardia: ASGARDIA. The Space Nation. URL: >>>> , 28.03.2021
38 Причины формирования космического государства
39 К причинам, определяющим необходимость и возможность появления космического государства как организатора решения назревших проблем космической цивилизации, можно отнести, в частности следующие:
40
  1. Нарастание экологических проблем, связанных с развитием технической цивилизации, промышленного производства, космической деятельности и актуальность выноса некоторого объема производства за пределы планеты Земля. Регулирование этих вопросов, защиту экологии космоса, могут обеспечить лишь сильные космические государства и межгосударственные организации, способные реализовать крупные глобальные и сверхглобальные проекты и ограничить, заставить перестроить деятельность любых частных субъектов, включая транснациональные корпорации.
41
  1. Исчерпаемость земных ресурсов и наличие в космосе практически неограниченного количества недостающих элементов, материалов, источников энергии при возникновении необходимости вовлечения их в экономический оборот, ставят перед человечеством в обозримом будущем задачу создания техники и технологий поиска и добычи их в космосе. Эта деятельность требует регистрации, упорядочения, регулирования, контроля и защиты со стороны государства.
42
  1. Глобализация экономики неизбежно подводит ее к ступени развития, выходящей за пределы планеты Земля – к космической экономике, поддержание, регулирование, развитие и защита которой требует участия государства в разнообразной космической деятельности. Космическая экономика, растущая сначала на планете Земля, по мере развития космической деятельности будет создаваться и расширяться на космических телах. Уже в Российской Федерации в этой сфере работает около 250 тыс. чел., что в три раза больше, чем в США40. На планете Земля действуют 24 стационарных космодрома, а также ряд мобильных (надводных, подводных и воздушных), создаются орбитальные космодромы.
40. См.: Моисеев И. Указ. соч. С. 36. При этом на Российскую Федерацию приходится всего до 1% стоимости международного космического рынка (см.: там же). Это свидетельствует о недостаточной эффективности этой сферы в Российской Федерации, ее не ориентированности на рынок, о недостаточной развитости частной космонавтики и необходимости совершенствования государственного управления космонавтикой.
43
  1. Необходимость защиты человечества, отдельных государств от периодически происходящих космических катастроф, связанных со столкновением планеты Земля с иными космическими телами, падением на планету Земля не только мелких частиц41, но и более крупных метеороидов (тела до 30 м), астероидов (более 30 м) и комет, которых в Солнечной системе миллионы, но орбиты многих еще не изучены. Столкновение планеты Земля с крупным астероидом грозит глобальной катастрофой. Гарантированное обеспечение безопасности человечества от глобальных и региональных катастроф невозможно без организации коллективной астероидно-кометной защиты, к возможности создания которой человечество подошло вплотную42.
41. Ежедневно на Землю падает до 6 т метеоритов, за год – около 2 тыс. т, и это притом, что при огромной скорости вхождения в атмосферу Земли, метеорит даже в несколько тонн долетевший до нее, почти весь сгорает.

42. См., напр.: Кричевский С.В. Указ. соч. С. 149–153.
44
  1. Обеспечение национальной и глобальной безопасности, в т.ч. информационной, на уровне высокоразвитой технологической цивилизации невозможно без включения в систему безопасности околоземного космического пространства, использования космического мониторинга с участием высокотехнологичного и сильного государства. Защита правопорядка в космосе также требует участия государства и межгосударственного сотрудничества.
45
  1. На определенной ступени технического и технологического развития возможный театр военных действий включает и космическое пространство. Возможность космических войн становится реальностью. В этих условиях оказывается неэффективным обеспечение обороны и безопасности без и руководства вооруженными силами и военными операциями с использованием космических средств связи, наведения, без глобального управлениями войсками. Это необходимо для повышения эффективности обороны, оперативности, результативности военных операций и взаимодействия различных сил и средств, родов войск. Возникает потребность в создании космических войск и включения околоземного космического пространства (а в последующем и более дальнего) в систему управления вооруженными силами, для разведки и противоракетной обороны.
46 В странах-лидерах (США, Российская Федерация, КНР) в последние годы активно формируются космические войска, происходит выход армии в космос (создаются новые рода войск, специальные подразделения космического назначения), разрабатывается военная робототехника. Возникла реальная опасность создания и размещения в космическом пространстве оружия, приспособленного к космическим условиям, в т.ч. новейшего (обычного, ядерного, лазерного, радиоэлектронного, противоспутникового и т.д.)43. Разрабатываются виды оружия, эффективные в безвоздушном пространстве. О создании космических военных подразделений, военно-исследовательских центров заявили Франция, Япония, Иран, Израиль, Соединенное Королевство, Индия и ряд других государств. Командование воздушно-космической обороны Северной Америки объединяет аэрокосмическую оборону Канады и США, взаимодействует с Космическими войсками США.
43. О проблемах предотвращения гонки вооружений в космосе см., напр.: Абашидзе А.Х., Черных И.А. Обеспечение долгосрочной устойчивости космической деятельности и предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве // Государство и право. 2020. № 4. С. 125 - 133. DOI: 10.31857/S013207690009241-7.
47 Космические войска имеют командование, воинские части, подразделения (в США – 16 тыс. чел.), орбитальную группировку военных спутников, испытательные полигоны, военные пусковые центры (космодромы), мобильные военные пусковые ракетные установки, систему предупреждения о ракетном нападении и противоракетной обороны, разведку космической обстановки, учебные заведения, научно-исследовательские институты и т.д.
48 Министр обороны США 17 июня 2020 г. обнародовал космическую стратегию обороны на десятилетие. В ней указывается, что космическая мощь будет развиваться для того, чтобы иметь возможность конкурировать, сдерживать и побеждать в сложной обстановке, характеризующейся конкуренцией великих держав44. В стратегии ставятся три цели продвижения космических сил: сохранение космического превосходства; предоставление космической поддержки национальным и совместным операциям; обеспечение стабильности пространства. Кроме того, выделены четыре приоритетные направления усилий для достижения желаемых условий с учетом выявленных угроз, возможностей и вызовов: 1) создание всеобъемлющего военного преимущества в космосе; 2) интеграция военной космической мощи в национальные, совместные и комбинированные операции; 3) формирование благоприятной стратегической обстановки; 4) сотрудничество с союзниками, партнерами, промышленностью и другими правительственными департаментами и агентствами США45.
44. См.: Space force site. URL: >>>> , 04.07.2020); см. также: DEFENSE SPACE STRATEGY SUMMARY. JUNE 2020. URL: , 04.07.2020

45. См.: Department of Defense Releases Defense Space Strategy. URL: >>>> , 04.07.2020
49
  1. Логика развития научного познания требует для решения многих задач современной науки и техники поиска ответов на фундаментальные вопросы о строении Вселенной, материи, энергии, происхождении жизни. Необходимо создание новых материалов, разнообразных технологий, развитие медицины и т.д., в т.ч. для существования и выживания человечества, развитие многоплановых космических исследований в ближнем и дальнем космосе. Фундаментальность и дороговизна таких исследований и необходимость высокого уровня кооперации предприятий, участвующих в реализации крупных космических проектов, для решения общих задач и эффективного объединения усилий, синхронизации деятельности, требуют организации этого, координации и контроля со стороны государства.
50
  1. Развитие техники и технологий меняет систему коммуникаций, создает возможность охвата информационным обменом и электронным правовым регулированием космического пространства, что позволяет обеспечить в его пределах государственное управление. Формирование системы электронных государственных услуг, программы «электронного правительства», дистанционного судопроизводства также создают возможность осуществления деятельности государственных органов дистанционно на значительном расстоянии. Государство информационно и научно-технически обретает способность функционировать в космическом пространстве, реально охватить его эффективной управленческой и регулирующей деятельностью46.
46. О возможности использования технологий голографического присутствия и общения см., напр.: Федорченко С.Н. Цифровые технологии в политическом процессе: новые вызовы и перспективы // Право и государство. 2020. № 3–4. С. 161–174.
51
  1. Становление космической экономики, космического туризма, создание в перспективе постоянных космических станций и поселений на иных планетах и их спутниках потребует соответствующей финансовой системы и контроля за ней с участием государств и финансового международного взаимодействия. Информационные технологии, электронные финансы и государственный контроль за данной сферой позволяют решить эти проблемы в космическом пространстве.
52
  1. Проникновение в космос одних государств и их армий, для равновесия, баланса сил и возможностей диктует необходимость уравновешивающего распространения в космосе и армий и других стран, если у них появится такая возможность. Учитывая развитие одних государств, другие будут неизбежно стремиться сделать это больше, быстрее и лучше для обеспечения своей безопасности, с некоторым запасом. Государства неизбежно будут работать над сокращением и нейтрализацией преимуществ и возможного опережающего развития космических средств, ресурсов, армий и инфраструктуры государств-противников или государств-конкурентов.
53 Становление и развитие одних космических государств неизбежно будет стимулировать процесс формирования и других космических государств. Тем более что экономические перспективы космической деятельности и космический компонент национальной и глобальной безопасности, объективно перевесят почти все контраргументы против бюджетных расходов на ускорение этого процесса. Таким образом, возникает своего рода историческая цепная реакция взаимного стимулирования ускорения эволюции государственности планеты Земля в космическую.
54 По мере развития космического государства, оно проявит себя как качественно новая ступень его эволюции, общая историческая и системная его характеристика, отличающаяся комплексом общих черт, особенностей, но и значительным разнообразием форм. По отношению к этой системной характеристике такие черты государства, как морское, ядерное, демократическое, республиканское, монархическое, светское, религиозное и т.д., видимо, можно рассматривать как фрагментарные, частичные.
55 Космические государства – новое поколение сильных государств. Для решения более сложных, масштабных и долгосрочных задач они должны быть высокотехнологичными, устойчивыми, правовыми. Правовая система космического государства должна быть более сложной и гибкой, развивающейся с учетом разнообразных космических природных условий контролируемого космического пространства, скоростей космического транспорта, высоких технологий, иных масштабов и временных характеристик, повышенных требований к обеспечению безопасности, широкого использования искусственного интеллекта (ИИ) и робототехники. Правовая система неизбежно будет более разветвленной, построенной на основе ориентиров и критериев, учитывающих многообразие космоса, особенности условий иных планет. Без этих качеств право не сможет обеспечить полноценное участие государств, физических и юридических лиц в долгосрочных сверхглобальных космических проектах.
56 Признаки и возможные варианты космических государств
57 Возникновение космического государства означает постепенный переход государства в новую фазу эволюции, появление качественно новых параметров в его деятельности. К признакам космического государства с учетом перспектив его развития можно отнести следующие:
58
  1. Пространственный. Расширение подконтрольного пространства и юрисдикции государства за пределы планеты Земля все дальше в космическое пространство по мере его освоения.
59
  1. Институциональный. Формирование структурных подразделений и подсистем в государственном аппарате, обеспечивающих военную, экономическую, финансовую, политическую, правоохранительную, информационную и иную деятельность государства не только на планете Земля, но и в космосе, в т.ч. с использованием электронных технологий, роботов, ИИ;
60
  1. Функциональный. Постепенная космизация целей, задач, политики, функций государства и его органов, «прорастание» и распространение их на все большее космическое пространство. В частности, обеспечение государством: создания и функционирования космической промышленности; защиты собственности государства, корпораций и граждан в космосе за пределами планеты Земля и космических объектов на планете Земля; сохранения мира, национальной, глобальной и космической безопасности; охраны природы на планете Земля и природных космических объектов, заповедников в космосе; разрешения судебных споров, возникших на планете Земля в связи с космической деятельностью и в космосе; охраны правопорядка на планете Земля, на космических станциях, в космических поселениях, в контролируемом космическом пространстве47; защиты прав физических и юридических лиц на планете Земля и в космосе; образования и воспитания граждан (подданных) космического государства, подготовка кадров, необходимых для гражданских и военных сфер космической деятельности на планете Земля и за ее пределами; развития здравоохранения, продления жизни, адаптации человека к космическим условиям и создания защищенной для человека среды в космосе и инфраструктуры обеспечивающей жизнедеятельность человека на космических объектах, других планетах и их спутниках; развития науки, техники и технологий для устойчивого развития, познания и освоения космоса, выживания в нем людей и космической цивилизации; взаимодействия с другими земными и космическими государствами, межгосударственными организациями;
47. Так, НАСА пришлось расследовать несанкционированный доступ из космоса американской женщины-астронавта Энн Макклейн к банковскому счету своей однополой супруги без ее ведома. Ее супруга – офицер разведки военно-воздушных сил Уорден подала заявление о похищении личных данных и взломе банковского счета (см.: Первое преступление в космосе — женщину-астронавта обвинила ее супруга. URL: >>>> , 22.01.2021).
61
  1. Правовой. Включение в сферу государственного правового регулирования вопросов космической деятельности, безопасности и правового регулирования отношений между субъектами права в космосе, защиты их прав на космических станциях, в космических поселениях, в процессе космической деятельности и т.д. Постепенное расширение космизации законодательства государства, межгосударственного (наднационального), международного права;
62
  1. Научно-технический. Высокий уровень научной, технической (в т.ч. робототехнической, с использованием ИИ), технологической, информационной, военной оснащенности государства, позволяющей обеспечивать выполнение государственных гражданских и военных функций в космическом пространстве, в т.ч. с помощью роботов-аватаров.
63 Ныне просматриваются следующие возможные варианты существования космических государств (уже развивающихся и возможных в перспективе):
64
  1. Земное космическое (планетарно-космическое) государство (от уровня развития может быть преимущественно земным, или в основном космическим).
65
  1. Цифровое космическое государство Асгардия (Asgardia)48.
48. См.: Krichevsky S. and Udartsev S. Space State on Earth and Beyond: Philosophy, Models, Experience and Prospects // Philosophy and Cosmology. 2019. Vol. 23. P. 30–52.
66
  1. Возможные автономные государственные образования землян на значительно отдаленных космических телах (автономные политически организованные поселения) или достаточно крупные инопланетные колонии землян (на иных планетах, их спутниках, крупных космических станциях-городах, в других звездных системах).
67
  1. Союзы земных космических (планетарно-космических) государств и возможные союзы земных космических государств с автономными государственными образованиями землян на других космических объектах;
68
  1. Союзы космических государств землян с гипотетическими космическими государствами (или универсальными многофункциональными системами управления) внеземного происхождения (инопланетян) – как естественного происхождения, так и основанных на управлении ИИ.
69
  1. Гипотетические космические государства внеземного происхождения (или универсальные многофункциональные системы управления) и их союзы – как естественного происхождения, так и основанные на управлении высокоразвитым ИИ.
70 Развитие космической государственности и продвижение человечества в космос, создание обеспечивающих этот процесс информационных технологий, робототехники, медицины, генной инженерии, ИИ, ставит много вопросов о будущем человека. Невесомость, радиация, сверхвысокие космические скорости, огромные космические расстояния, продолжительность космических полетов и проектов выводят человека за границы его земных возможностей, за пределы земной деятельности и человеческой жизни. Очевидно, трансформация государственности в космическую и ее дальнейшее развитие, будут сопровождаться и определенной постепенной трансформацией человека49, его коэволюцией с ИИ50.
49. См., напр.: Сухонос С. Мы – предшественники поколения космических цивилизаций // Независимая газ. 2018. 27.06. URL: >>>> , 28.03.2021

50. О формировании космического человека и возможных этапах этой эволюции см., напр.: Кричевский С.В. Перспективы освоения космоса человеком: новые идеи, проекты, технологии. М., 2021.
71 ***
72 Таким образом, современное развитое государство существенно расширяет пространство деятельности, обретает новые возможности и космические цели, включается в процесс космической эволюции как мощная организационная сила. Для реализации космической деятельности создаются специальные органы (агентства и т.д.), космические войска, необходимая инфраструктура, национальное космическое законодательство, осуществляется международное сотрудничество. Новые информационные технологии, электронная форма права и электронные финансы позволяют охватить государственным управлением, налогами и правовым регулированием физические и юридические лица в обширном космическом пространстве.
73 Формирование космической цивилизации сопровождается появлением космической государственности. Государство не исчезает в новых условиях, необходимость в нем сохраняется, раскрывается его космический потенциал. Начинается новая эпоха в эволюции государства как исторического явления.
74 Космическое государство имеет отличительные признаки, будет иметь как общие черты и закономерности, так и многообразие форм. Возникновение космических государств открывает новые возможности, но и создает новые риски.
75 Расширение космической деятельности и формирование космических государств может иметь двоякое значение для последующих политических кризисов, конфликтов, их разрешения.
76 Во-первых, будет развиваться тенденция обострения онкуренции государств в этой сфере (в частности, в создании новых технологических и технических решений для гражданской и военной космонавтики), а также экономической конкуренции государств и частных космических компаний в космическом туризме, космической энергетике, телекоммуникации, создании и развитии различных отраслей космической промышленности. В ближайшее 10-20 лет можно прогнозировать обострение конкуренции и противостояния космических сверхдержав в связи с Лунной гонкой, предстоящим освоением лунных ресурсов51, экономическим и политико-юридическим разделом участков на поверхности Луны для создания станций, баз, энергетических, промышленных, добывающих ресурсы объектов, особенно в стратегически важных участках, например, где имеется замерзшая вода.
51. Об этом уже свидетельствует позиция администрации США по исключению Российской Федерации из договора о разделе лунных ресурсовм., напр.: Сенин К. Таких не берут: США решили делить ресурсы на Луне без России. Против участия Москвы в международном соглашении выступил Пентагон. 7 мая 2020 // Известия. URL: >>>> , 21.03.2021). В то же время экспертов из США настораживает естественное в такой ситуации сближение Российской Федерации и КНР по вопросам координации деятельности лунных космических аппаратов, создания объединенного Центра данных по исследованию Луны и дальнего космоса, а также подписание правительствами двух стран меморандума о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции (МНЛС) м.: Россия и Китай подписали меморандум о создании лунной станции. 09.03.2021 // Роскосмос. URL: >>>> , 21.03.2021).
77 Во-вторых, постепенная перенастройка вектора эволюции земной цивилизации на космос, будет объективно содействовать объединению усилий человечества в крупнейших проектах и решении региональных, глобальных и космических проблем безопасности, что может несколько снизить внутриземную политическую напряженность и содействовать формированию единства человечества. Это может стимулировать формирование новых организационных форм глобального управления без потери его сложной внутренней структуры и взаимообогащающего многообразия. Космическое государство наряду с новыми угрозами имеет и потенциал содействовать снятию некоторых ранее обострившихся противоречий между странами.
78 Совокупность и соотношение воздействующих на развитие цивилизации факторов, определят, как в разные периоды и при различных обстоятельствах будут соотноситься эти две противоречивые тенденции, какая их них, когда и в какой степени будет доминировать. Однако вторая тенденция может иметь решающее значение для выживания человечества в критических ситуациях и в стратегическом плане.
79 Кроме того, выстраивание сильных глобальных и космических политических институтов на планете Земля потребует повышения качества управляемости также на всех уровнях политической организации человеческой цивилизации. При этом процессы модернизации и цифровизации разных уровней государственного управления и адаптация их к новой космической государственности будут развиваться не одно десятилетие и, видимо, выйдут далеко за пределы ХХI в.

References

1. Abashidze A. Kh., Chernykh I.A. Ensuring the long-term sustainability of space activities and preventing an arms race in outer space // State and Law. 2020. No. 4. P. 125 - 133. DOI: 10.31857/S013207690009241-7 (in Russ.).

2. Grafsky V.G. Universal History of State and Law. M., 2000. P. 31 (in Russ.).

3. Egisman V., Vladimirov V. The Space X mission and new space realities. June 1, 2020. URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/spacex-russia-space-market/5444847.html, 15.06.2020 (in Russ.).

4. Egorov V. New space powers. URL: https://nauka-pro.ru/novye-kosmicheskie-derzhavy, 27.02.2019 (in Russ.).

5. Zorkin V.D. Iering // History of political and legal doctrines. XIX century. / ed. V.S. Nersesyants. M., 1993. P. 25 (in Russ.).

6. Zorkin V.D. Providentia or on the law of the future in the era of digitalization // State and Law. 2020. No. 6. P. 16. DOI: 10.31857/S013207690009932-7 (in Russ.).

7. Kembayev Zh. M. Political and legal history of the idea of a united Europe: from ancient times to the present. Almaty, 2012 (in Russ.).

8. Kleandrov M.I. Metapravo and megapravo for the settlement of relations with another mind // Law and the state. 2015. No. 4 (69). P. 81 - 85 (in Russ.).

9. Krichevsky S.V. Aerospace activity: interdisciplinary analysis. M., 2012. P. 87, 149 - 153 (in Russ.).

10. Krichevsky S.V. Prospects for human space exploration: new ideas, projects, technologies. M., 2021 (in Russ.).

11. Lenin V.I. The State and the revolution // Lenin V.I. The complete collection of works. P. 83, 84 (in Russ.).

12. Mamut L.S. Anarchism and statism as types of political consciousness (pre-Marxist period). M., 1989 (in Russ.).

13. Moiseev I. The space market: structure and trends // Eurasian Financial and Economic Bulletin. 2019. No. 1 (6). P. 35, 36 (in Russ.).

14. Montesquieu Sh. L. On the spirit of laws. M., 1999. P. 113 (in Russ.).

15. Nazarbayev: Kazakhstan is becoming a full-fledged space power. 02.07.2018 // Sputnik. URL: https:// ru.sputniknews.kz/space/20180702/6255153/ nazarbayev-kazakhstan-kosmicheskaya-derzhava.html, 27.02.2019 (in Russ.).

16. Naim Moises. The end of power. From boardrooms to battlefields, from church to state. Why it is necessary to manage differently today / N. Mezina, Yu. Poleshchuk, A. Sagana. M., 2016. P. 417 (in Russ.).

17. Popova S.M. Modern trends in the development of International Space Law // Law and the state. 2016. No. 4. P. 66 - 71 (in Russ.).

18. Legal space: borders and dynamics / ed. by Yu. A. Tikhomirov. M., 2019 (in Russ.).

19. Russia and China signed a memorandum on the creation of a lunar station. 09.03.2021 // Roscosmos. URL: https://www.roscosmos.ru/30248/, 21.03.2021 (in Russ.).

20. Senin K. They don't take such people: the United States decided to share resources on the Moon without Russia. The Pentagon opposed Moscow's participation in the international agreement. May 7, 2020 // Izvestia. URL: https://iz.ru/1008090/kirill-senin/takikh-ne-berut-ssha-reshili-delit-resursy-na-lune-bez-rossii, 21.03.2021 (in Russ.).

21. Sukhonos S. We are the forerunners of the generation of space civilizations // Independent gas. 2018. 27.06. URL: https://www.ng.ru/science/2018-06-27/14_7253_space.html, 28.03.2021 (in Russ.).

22. Togaibayev B. Through money to the stars // Forbes Kazakhstan. URL: https://forbes.kz/process/cherez_dengi_kzvezdam/, 30.12.2020 (in Russ.).

23. Toffler E. Metamorphoses of power: Knowledge, wealth and power on the threshold of the XXI century / transl. from English. M., 2009. P. 574 (in Russ.).

24. Udartsev S.F. The idea of a space state in the history of political thought // Law and politics. 2012. No. 8. P. 1386 - 1398 (in Russ.).

25. Udartsev S.F. History of political and legal doctrines. The Ancient East: academic course. SPb., 2007 (in Russ.).

26. Udartsev S. The space state as the state of the future: possible variants of formation // The State of the Future: new technologies and public administration: International Scientific and Research Conference, Astana, November 28, 2018: collection of articles / ed. by B.N. Bokaev. Astana, 2019. P. 21 - 29 (in Russ.).

27. Udartsev S.F. Political theory of post-classical anarchism: the problem of power, criticism of the state, ideas about the future political organization (Russia, the first third of the XX century) // State ideology: historical-legal and theoretical legal aspects / ed. by A.A. Vasiliev: in 2 vols. M., 2019. Vol. 2. P. 31 - 71 (in Russ.).

28. Fedorchenko S.N. Digital technologies in the political process: new challenges and prospects // Law and the state. 2020. No. 3 - 4. P. 161 - 174 (in Russ.).

29. Fukuyama F. The extinction of the state order: a popular scientific publication / transl. from English by K.M. Koroleva. M., 2017. P. 589 (in Russ.).

30. Tsiolkovsky K.E. Will the universe // Tsiolkovsky K.E. Space philosophy: collection. M., 2001. P. 111, 112 (in Russ.).

31. Tsiolkovsky K.E. Unknown reasonable force // Tsiolkovsky K.E. Space philosophy. M., 2019. P. 119, 120 (in Russ.).

32. Tsiolkovsky K.E. Need for a space point of view // Tsiolkovsky K.E. Space philosophy. M., 2019. P. 348 (in Russ.).

33. Jaspers K. The meaning and purpose of history / transl. from German. M., 1991 (Thinkers of the twentieth century). P. 246, 247 (in Russ.).

34. Krichevsky S. and Udartsev S. Space State on Earth and Beyond: Philosophy, Models, Experience and Prospects // Philosophy and Cosmology. 2019. Vol. 23. P. 30–52.

35. Udartsev S.F. Cosmic state: the forming and development of the idea in the history of thought // SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. No. 1. P. 37–50. DOI: 10.7256/1339-3057.2014.1.11412.

36. Udartsev S.F. Space State: Possible Options for Forming // RUSSIAN LAW: Theory and Practice. 2019. No. 1. Р. 66–75.

Comments

No posts found

Write a review
Translate