Constitutional and legal foundations of the Russian economic system of the XX - beginning of the XXI century (To the question of constitutional reform in 2020)
Table of contents
Share
Metrics
Constitutional and legal foundations of the Russian economic system of the XX - beginning of the XXI century (To the question of constitutional reform in 2020)
Annotation
PII
S102694520014037-1-1
DOI
10.31857/S102694520014037-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Igor Levakin 
Affiliation: Moscow state Institute of international relations (U) Russian foreign Ministry
Address: Russian Federation,
Edition
Pages
83-92
Abstract

This article is concerned with the analysis of the constitutional and legal foundations of the Russian economic system of the XX – beginning of the XXI century. There is a certain pattern according to which every new constitution in our country (soviet, bourgeois) reflected the essential changes in the forms of the property ownership, modes of production, distribution, exchange, consumption and social classes of the society. Reforms of the separate articles and not changes in principle in the 1993 Constitution in 2020 are reflecting this pattern and assuming the development of the constitutional and legal foundations of Russian economic system in Russia in current legislation and legal practice. The novelty of the research consists in understanding the objective laws that determine the development of the constitutional and legal foundations of the economic system of our country, the adoption or reform of domestic constitutions

Keywords
Constitution, legislation, legal framework, socio-economic system, socialism, capitalism, constitutional amendments
Received
07.02.2106
Date of publication
23.03.2021
Number of purchasers
0
Views
110
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
830 RUB / 15.0 SU
All issues for 2021
7603 RUB / 152.0 SU
1 Введение. Две наиболее влиятельные экономические системы: плановая с государственной собственностью в качестве основы хозяйствования — социализм и рыночная с опорой на частную собственность — капитализм, апробированы в законодательстве России.
2 Социализм начала – середины ХХ в. исходил из необходимости построения коммунизма, для чего были обобщены средства производства, сформирована плановая экономика; обеспечен режим социалистической законности1.
1. См.: Ленин В.И. КПСС о советской Конституции. М., 1979.
3 Капитализм конца ХХ в. провозглашал в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, реализуемые в гражданском обществе, опирающемся на свободные рыночные отношения; принципы либерализма, естественные права, законодательство, нормы гражданских институтов отражали потенциал реализации индивидуальных целей2.
2. См.: Хайек Ф.А. фон Дорога к рабству / пер. с англ. М., 1992.
4 Смешанная экономическая система ХХI в. функционирует как регулируемый рынок: часть экономических ресурсов централизуется и распределяется государством в целях компенсации провалов (слабостей) рыночных механизмов; конституционные нормы предполагают баланс целеполагания государства, общества и индивидов3.
3. См.: Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д. Экономика / пер. с англ. М., 1997.
5 Предмет данной статьи включает: 1) конституционно-правовые основы экономической системы советского социализма начала — середины ХХ в.; 2) конституционно-правовые основы перехода от экономики социализма к капитализму в конце ХХ в.; 3) конституционно-правовые основы экономической системы России начала ХХI в.
6 Цель исследования: выявление причинно-следственных связей между социально-экономическими отношениями и основами их конституционно-правового регулирования на обозначенных этапах общественного развития и в связи с проводимой конституционной реформой. Поставленная цель достигается путем историко-логического анализа основ конституционно-правового регулирования экономической системы4.
4. Подробное освещение всего спектра актов советских и российских органов государственного управления, которые также можно отнести к сфере экономики, выходит за рамки данной работы. О высших и центральных органах государственной власти и управления см. коллекцию Президентской библиотеки. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
7 Конституционно-правовые основы экономической системы советского социализма начала — середины ХХ в. Известные события 1917 г. были вызваны в т.ч. существенными экономическими и социальными причинами: бедность подавляющего большинства трудящихся, продовольственные кризисы, технологическая отсталость и т.п.5 По признанию С. Ю. Витте, в начале второго десятилетия XX в. экономика государства находилась «еще в начале развития промышленно-торговой ступени народного хозяйства»6. Модернизировать основные средства производства либо перестать играть активную роль на арене истории и впасть в зависимость от развитых государств и их монополий — таков был выбор. В то же время «российский капитал, а также класс и партии, представлявшие этот капитал, были слишком слабы, чтобы разрешить задачи быстрой индустриализации. <…> революция стала необходимостью, жизненной потребностью для народа…»7.
5. См.: Левакин И.В. «Экономические конституции» и научно-технологический прогресс // Журнал росс. права. 2017. № 7. С. 46 - 53.

6. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. СПб., 1912. С. 41.

7. Джилас М. Новый класс. Нью-Йорк, 1961. С. 24.
8 Модернизация экономики требовала людских, материальных и финансовых источников: решения вопроса по займам царского и временного правительств; привлечения больших человеческих ресурсов для строительства коммуникаций, возведения предприятий тяжелой промышленности; земельной реформы — «черного передела» и т.д. Лишь революционное — радикальное и насильственное — изменение общественного строя, сопровождаемое трансформированием структуры экономики, форм собственности, а значит, и политической власти, позволяло большевикам кардинальным способом решать насущные социально-экономические задачи. Для подавления каждого, кто был не согласен с таким переворотом или его методами, устанавливалась диктатура «в виде мощной Всероссийской Советской власти», которая проводила тотальное переустройство жизни, предполагавшее невиданную доселе цель — «организацию общества в целом», превращение государства в огромную корпорацию, иными словами — социализм8.
8. Примером того общегосударственного плана, стал знаменитый план ГОЭЛРО (Государственной комиссии по электрификации России), который был принят 22.12.1920 г. 8-м Всероссийским съездом Советов (утв. СНК 21.12.1921 г.).
9 Социализм строился по плану, очертания которого были отражены в первой Программе РСДРП 1903 г., резолюции III съезда РСДРП 1905 г., далее в важнейших документах (декреты «О национализации крупнейших предприятий», «О земле», «О национализации внешней торговли» и др.), принятых после прихода большевиков к власти9. Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа, затем полностью включенной в Конституцию РСФСР 1918 г., частная собственность на землю отменялась, «все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия» объявлялись национальным достоянием. Фабрики, заводы, рудники, железные дороги и прочие средства производства и транспорта переходили под контроль советов, национализировались банки, аннулировались займы, заключенные царским правительством и т.д.10 Тотальное переустройство жизни оправдывалось целью «уничтожения эксплуатации человека человеком...» (ст. 3, 9).
9. II Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов принял 7 ноября (по старому стилю - 25 октября) 1917 г. обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам!», в котором провозгласил в том числе: безвозмездную передачу помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов; рабочий контроль над производством и др. Далее были приняты важнейшие акты: Положение о рабочем контроле, принятое ВЦИК 27.11.1917 г.; декреты ВЦИК: от 27.12.1917 г. «О национализации банков»; от 09.02.1918 г. «О социализации земли»; декреты СНК: от 22.04.1918 г. «О национализации внешней торговли»; от 28.07.1918 г. «О национализации крупнейших предприятий горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной и других ведущих отраслей промышленности»; и др. (см.: Россия (1917, февраль - октябрь). Законы и постановления // Систематический сборник важнейших декретов. 1917 - 1920 / авт. предисл. Д. Курский. М., 1920).

10. См.: Генкин Д. М. Право собственности в СССР. М., 1961.
10 Экономическое положение, однако, требовало именно ужесточения эксплуатации народа11. Так, насильственная политика, получившая название «военный коммунизм», — высшая фаза стремления к построению новой социально-экономической системы в условиях Гражданской войны 1918 - 1921 гг. — включала всеобщую мобилизацию (военную, политическую, экономическую); крайнюю степень централизации управления; продразверстку хлеба по классовому принципу; национализацию промышленности (от мелкой до крупной); запрет на ведение частной торговли и свертывание товарно-денежных отношений12. Политика была направлена на «уничтожение паразитических слоев общества и организацию хозяйства путем всеобщей трудовой повинности» (ст. 18). Один из главных вождей революции, Л.Д. Троцкий, точно объяснил ситуацию: «Самый принцип трудовой повинности является для коммуниста совершенно бесспорным: “Кто не работает, тот не ест”. А так как есть должны все, то все обязаны работать. Трудовая повинность начертана в нашей Конституции и в Кодексе труда»13.
11. См.: Дятлов В.Н. Постмодернизм и Марксизм. Сопоставление. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).

12. В марте 1919 г. большевистская партия на своем VIII съезде приняла программу РКП(б). В ней, среди прочего, говорилось: «Выдвигается — как одна из коренных задач — максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану» (см.: Восьмой съезд РКП(б) // Протоколы. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).

13. Троцкий Л. Терроризм и коммунизм. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
11 Военный режим позволил большевикам удержать власть, однако хозяйственные отношения деградировали, экономика требовала «перезапуска» — новой экономической политики (НЭП). НЭП, инициированный в 1921 г. по решению ХХ съезда РКП (б), допускал временный отход от конституционной цели «экспроприации буржуазии» (ст. 79 Конституции 1918 г.), введение / реставрацию элементов рыночных отношений, хотя и под контролем новой власти14. По мысли В.И. Ленина, НЭП не менял единого государственного хозяйственного плана, а менял подход к его осуществлению: восстановление товарно-денежных отношений способствовало «..максимальному подъему производительных сил...»15.
14. Был издан Декрет ВЦИК от 22.05.1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Гражданский кодекс 1922 г. содержал ст. 52: «Различается собственность: а) государственная (национализированная и муниципализированная), б) кооперативная, в) частная». НЭП был подкреплен правовыми актами в области финансового, промышленного, сельскохозяйственного регулирования (см.: Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020)).

15. План НЭПа предусматривал сначала оживить сельское хозяйство и мелкую промышленность; затем восстановить и развить крупную промышленность; подготовить и осуществить социалистическое переустройство сельского хозяйства; создать материально-технических базу социализма (см.: Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов (Доклад на II Всероссийском съезде политпросветов) // Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 44. С. 155 - 175).
12 Одновременно шло «установление основ и общего плана всего народного хозяйства, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение», предпринимались меры централизации экономики, предусмотренные Договором об образовании Союза Советских Социалистических Республик 1922 г., в т.ч. в целях «внутреннего хозяйственного преуспеяния» республики были объединены в единое государство, создан СССР и принята его первая Конституция 1924 г.16 В 1929 г. на XVI партийной конференции был утверждён план первой пятилетки, предусматривающий форсированную индустриализацию СССР при предельной централизации руководства экономикой: вопрос о сочетании рыночных и дирижистских методов регулирования экономики был снят с повестки дня17. В 1929–1930 гг. урезали хозяйственную самостоятельность государственных предприятий и ликвидировали рыночную инфраструктуру. От НЭПа как системы, допускавшей элементы рыночной экономики, во второй половине 30-х годов практически ничего не осталось18.
16. Конституция РСФСР 1925 г. зафиксировала, что вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют «собственность рабоче-крестьянского государства» на основах, определяемых особыми законами Союза ССР и верховными органами РСФСР (ст. 15).

17. 1929-й год И.В. Сталин назвал «годом великого перелома»: капиталистические элементы в экономике были окончательно отменены, началась форсированная индустриализация на основании пятилетнего плана (см.: Сталин И.В. Год великого перелома // Правда. 1929. 7 нояб.).

18. См.: Как ломали НЭП. Стенограммы пленумов ЦК ВКП(б) 1928 - 1929 гг. М., 2000.
13 Индустриализация промышленности, коллективизация сельского хозяйства привели в невиданно короткий срок к радикальным переменам в социально-экономической системе СССР: изменился социально-классовый состав населения, был практически уничтожен частный сектор, что послужило одной из главных предпосылок пересмотра Конституции СССР 1924 г. и РСФСР 1925 г. Сталинская Конституция СССР 1936 г. утвердила факт победы социализма в СССР (тоталитарный режим, построенный на жесткой централизации управления государственными органами и огосударствленной экономикой)19. В тексте Конституции появилось понятие «экономической основы СССР» — ее составляли плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства (ст. 4)20. Тяжелым, зачастую, принудительным трудом населения был обеспечен фундамент ряда социально-экономических прав: на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности и др.21 Конституция СССР 1936 г. и Конституция РСФСР 1937 г. соответствовали мобилизационному характеру советской социально-экономической системы до и после чрезвычайного периода Великой Отечественной войны22.
19. Принятие Конституций СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. имело в своей основе неразрывный комплекс социально-экономических и политических причин (см. подр.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000).

20. См.: Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927 - 1941. М., 1999.

21. См.: Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 43 - 78.

22. См.: Пьянкевич В.Л Восстановление экономики СССР, середина 1941 - середина 1950-х гг.: историография. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
14 «Оттепель» 1953 - 1964 гг. характеризовалась попытками поиска новых источников, методов и ориентиров развития промышленности, сельского хозяйства и строительства в рамках несколько гуманизированной социально-экономической системы (в 1956 г. демонтировали систему ГУЛАГа)23. Уже в 1961 г. на XXII съезде партии была представлена Программа КПСС, которая провозгласила начало нового этапа истории СССР — периода «развернутого коммунистического строительства»: используя сохранявшийся потенциал мобилизационной экономики, развивались атомная, космическая, радиоэлектронная, химическая промышленность, приборостроение24. Предполагалось, что в течение двух ближайших десятилетий СССР будет располагать невиданными по своему могуществу производительными силами, превысит технический уровень развитых государств и займет первое место в мире по производству продукции на душу населения, — будет построен коммунизм (07.05.1960 г. был принят Закон СССР от «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих»)25. Такие утопические цели все больше расходились с действительностью. Волюнтаризм Н.С. Хрущева мешал трезво оценить возможности замедляющейся в темпах роста устаревшей и затратной системы хозяйствования26.
23. Труд в сталинских лагерях необходимо рассматривать в широком контексте системы принуждения к труду в советской экономике 1930-х — середины 1950-х гг. (см.: ГУЛАГ. Экономика принудительного труда. М., 2008).

24. 11.06.1964 г. Верховным Советом РСФСР был принят новый Гражданский кодекс, содержащий ряд положений, отсутствовавших в ГК РСФСР 1922 г.

25. См.: Доклад и заключительное слово Н.С. Хрущева на сессии Верховного Совета СССР 07.05.1960 г. «Об отмене налогов с рабочих и служащих и других мероприятиях, направленных на повышение благосостояния Советского народа». URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).

26. По некоторым данным, уровень бедности в СССР в 1958 г. составлял 69.5% всего населения (см.: Масштабы бедности в Советском Союзе и соцстранах. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
15 Попытка экономических реформ с введением элементов рыночного регулирования, вошедшая в историю в качестве «косыгинских», была предпринята 30 сентября 1965 г., — принято постановление «Об улучшении управления промышленностью», а 4 октября 1965 г. — постановление «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»27. Однако отдельные меры уже не были способны предотвратить деградацию социально-экономической системы «всенародного государства развитого социализма», провозглашенных «брежневской» Конституцией СССР 1977 г. Период 70-х до середины 80-х годов был отмечен резким нарастанием хозяйственных проблем (не хватало продовольствия и товаров народного потребления), кроме прочего, СССР ввязался в крайне затратную гонку вооружений и непопулярную афганскую войну. Глубокий социально-экономический упадок, получивший характеристику «застоя», предопределил формационные перемены28.
27. Упущенный шанс или последний клапан? (к 50-летию косыгинских реформ 1965 г.) / под науч. ред. Р.М. Нуреева. М., 2017.

28. См.: Эпоха застоя в СССР. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
16 Конституционно-правовые основы перехода от экономики социализма к капитализму в конце ХХ в. На судьбоносном для СССР и всей системы мирового социализма апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г. руководство партии призвало к «совершенствованию организационных структур управления, ликвидации излишних звеньев, упрощению аппарата, повышению его эффективности…»29. Генеральный секретарь КПСС требовал «ускорения» экономики, повышения эффективности и производительности труда, но о принципиальных изменениях в социально-экономическом устройстве речи еще не было, хотя на этом же пленуме впервые прозвучало слово «перестройка», которое впоследствии переросло в целое движение по глубокому реформированию СССР — «Перестройку»30.
29. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 23 апреля 1985 г. М., 1985. С. 12.

30. Речь Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза на XIX Всесоюзной конференции (28 июня - 1 июля 1988 г.). URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
17 Перестройка 1986–1989 гг. — вынужденная либерализация социально-экономической системы «развитого социализма» — проводилась на фоне крайне неблагоприятных обстоятельств: низкие цены на нефть; высокие военные расходы (несмотря на «новое мышление»); экстенсивная экономика, ориентированная на военную и тяжелую промышленность, не обеспечивающая базовых потребительских запросов населения. Многие реформы были не продуманы: волюнтаристская антиалкогольная кампания, начатая 16 мая 1985 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения» породила спекуляцию и раздражение населения; легализация индивидуальной трудовой деятельности, перевод государственных предприятий на хозрасчёт и самофинансирование, создание кооперативов и совместных предприятий с иностранным капиталом вместе с группами предпринимателей-производителей сформировали «класс» криминальных коммерсантов, способствовали дальнейшему коррумпированию партийно-хозяйственной номенклатуры31.
31. См.: Кузнецова О.Д. История экономики. М., 2009.
18 Провалились надежды разработчиков советской «Перестройки» на конвергенцию социалистической и либерально-рыночной систем. Предполагалось, что к конвергенции должно привести осознание «беспрецедентной ситуации реальной опасности самоуничтожения» в результате различных угроз.
19 А.Д. Сахаров полагал, что «единственным путем кардинального и окончательного устранения термоядерной и экологической гибели человечества, решения других глобальных проблем является глубокое встречное сближение мировых систем капитализма и социализма, охватывающее экономические и прочие отношения»32.
32. Сахаров А.Д. Конвергенция, мирное существование. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
20 Симбиоза передовых рыночных механизмов и подлинных социальных достижений реального социализма достичь не удалось, хотя попытки формирования конвергированной экономической системы были зафиксированы уже в Конституции РСФСР 1978 г., которая в редакции от 9 декабря 1992 г. конституировала рыночные отношения, предусмотрела условия для развития частной (юридических лиц и граждан), коллективной (общей совместной, общей долевой), государственной, муниципальной и собственности общественных объединений (ст. 10). Причины провала конвергенции можно называть разные, но, вероятнее всего, элиты, захватившие власте-собственность в России и других будущих суверенных государствах, даже не ставили такой задачи.
21 Е.Т. Гайдар писал: «…изменить механизм распределения собственности… Именно здесь основной социальный смысл приватизации»33, т.е. главным было не повышение благосостояния народа (социализм) и не повышение эффективности экономики и ее постоянный рост (капитализм), а передел собственности34.
33. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М., 1997. С. 136.

34. См.: Экономика СССР с 1953 г. по 1985 г. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
22 И ныне не прекратились споры относительно возможностей сохранения социализма и Союза ССР. Но, во-первых, в позднем СССР не было огромных людских ресурсов, переехавших из деревни в город и способных годами работать за гроши35, а во-вторых, господствующий «класс» бюрократии ухватился за возможность быстрой конвертации власти в собственность и буржуазный комфорт36. Более чем 70-летний опыт социалистического строительства завершился: переродившаяся за годы «застоя», неудовлетворенная отчуждением от собственности, партийно-хозяйственная номенклатура легализовала капитализм.
35. См.: Вымирание села. URL: >>>> (дата обращения: 05.04.2020).

36. См.: Расследование РБК: в каких странах у чиновников есть недвижимость. URL: >>>> (дата обращения: 05.04.2020).
23 1 мая 1987 г. вступил в силу Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР», 30 июня того же года — Закон «О государственном предприятии», предусматривавший хозрасчет и элементы самостоятельности в выборе экономических партнеров. Считается, что формально новейшая история российского капитализма началась с принятия 26 мая 1988 г. Закона «О кооперации в СССР» и постановления Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», которые впервые со времен НЭПа создали правовые основы для создания и деятельности частных предприятий. Яркий деятель 90-х, Б.А. Березовский, в одном из интервью обмолвился, что закон о кооперативах приблизил конец советской власти37. Действительно, новая эра буржуазных отношений в России наступила: Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» и Закон РФ от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» вводили частную собственность, провозглашали равноправие всех форм собственности, т.е. ликвидировали систему реального социализма в России.
37. См.: Кречетников А. Кооперативы 80-х: хотели как лучше, вышло как всегда. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
24 Демонтаж социалистической системы хозяйствования был ознаменован событиями в центре Москве 4 октября 1993 г., а 12 декабря того же года Конституция РФ зафиксировала основные формы либерально-рыночной социально-экономической системы.
25 Конституционно-правовые основы экономической системы России начала ХХI в. В тексте Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. отсутствует специальный раздел, посвященный экономической системе (в отличие от Конституции СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г.), субъектам хозяйствования предоставлена возможность осуществлять свою деятельность в широких, но все же определенных рамках38.
38. См.: Гаджиев Г.А. Конституция как правовая основа современной экономики // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2009. № 1. С. 26 - 28.
26 Конституция РФ препятствует полному огосударствлению экономической системы: гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8); защищаются экономические права человека и запрещается монополизация экономической деятельности (ст. 34); запрещается лишение имущества без решения суда, подчеркивается защита законом частной собственности (ст. 35); в равной мере защищаются все формы собственности, при первенстве частной (ч. 2 ст. 8); гарантируется исполнение ратифицированных международных договоров (ч. 4. ст. 15), право частной собственности на землю (ст. 36); предпринимательская деятельность защищается, в т.ч. от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34), и т.д.39
39. См.: Бондарь Н.С. Экономический конституционализм в России. М., 2017. С. 17 - 21.
27 Конституция, провозгласившая Российскую Федерацию социальным государством (ст. 7), предусматривает возможность ограниченного государственного вмешательства в процесс распределения материальных благ, например, для обеспечения социальной защиты всех членов общества и отдельных групп населения. Принцип социального государства требует юридических механизмов воплощения, но, в конечном счете, действенность и масштаб социальной защиты зависит от реальных экономических возможностей. Например, остатки еще неотмененного советского трудового, социального законодательства не помогли противостоять возложению всей тяжести рыночных реформ на население в разгаре рыночных реформ 90-х — капитализм эпохи первоначального накопления капиталов. Только экономический подъем, последовавший за дефолтом 1998 г. позволил существенно повысить уровень жизни граждан. Улучшению экономического «климата» содействовали эффективные меры государства по борьбе с насильственными преступлениями, а также реформа законодательства начала 2000-х: вторая часть Налогового кодекса РФ, утвердившая плоскую ставку налогообложения физических лиц в 13%; Земельный кодекс РФ, узаконивший частную собственность на землю; Трудовой кодекс РФ, снявший ряд архаичных ограничений, унаследованных от плановой экономики; другие меры государственной поддержки отдельных отраслей экономики.
28 Росту экономических показателей, повышению уровня жизни населения помог рост цен на углеводороды: «4 июля 2008 г. цены на нефть марки Brent достигли исторического максимума — 143,95 доллара, в марте-декабре 2010 г. уровень цен на нефть стабилизировался на уровне 70-80 долларов за баррель»40. Российская Федерация представала амбициозной «энергетической сверхдержавой», государство стало мощным экономическим субъектом — реализовалась концепция смешанной экономики. Однако падение цен на энергоресурсы в условиях внешних экономических санкций сильно ударило по определяющей — сырьевой отрасли отечественного капитализма. Как следствие - двукратный обвал курса национальной валюты в 2015 г.41, многолетнее сокращение реальных доходов населения, заморозка пенсионных накоплений на неопределенный срок, наконец, «пенсионная реформа» — повышение пенсионного возраста в 2018 г.42
40. Динамика цен на нефть с 1990 г. Досье. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).

41. См.: Динамика курса доллара США. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).

42. См.: Реальные доходы россиян в 2019 году продолжили падение. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
29 Очевидно, в порыве правового инфантилизма, не учитывающего динамики глобальных процессов технологического развития, жизненной необходимости участия Российской Федерации в международном разделении труда, возможностей саморазвития Конституции РФ, предлагается социализировать экономику лозунгами: приоритет общественного интереса при осуществлении экономической деятельности над личным интересом; приоритетное развитие российских хозяйствующих субъектов и локализация капиталов, ресурсов на территории Российской Федерации; государственное регулирование экономической деятельности, отвечающее всеобщему благу и интересам гражданам России, экономического развития государства.
30 В том числе в качестве ответа на справедливый запрос населения на государственную социальную поддержку выступили изменения, внесенные в Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г. Законом РФ о Поправке к Конституции, подписанным Президентом РФ 14 марта 2020 г.43 В социально-экономической сфере предполагается «создание условий для устойчивого экономического роста страны.., гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность» (ст. 751); конституируются «гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума; индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом»; предполагается формирование системы «пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений» (ч. 5, 6 ст. 76); выстраиваются предпосылки для реализации «принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений» (п. е.4 ст. 114) и т.д.44
43. См.: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». URL: >>>> (дата обращения: 08.04.2020).

44. См.: Отношение к Основному Закону страны и к возможностям его пересмотра. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2020).
31 Экономические основы конституционного строя формально-юридически остаются неизменными, однако нормативы солидаризма корректируют первичный (либеральный) конституционный порядок, его дальнейшая фактическая трансформация будет зависеть от целеполагающей деятельности Президента РФ, в соответствии с поправками 2020 г. осуществляющего общее руководство Правительством РФ (п. б) ст. 83) и, собственно, высшего органа исполнительной власти, обязанного обновленной Конституцией РФ обеспечивать проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики (п. в) ч. 1 ст. 114), содействовать развитию предпринимательства и частной инициативы; обеспечивать реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (п. е.3), е.4) ст. ч. 1 ст. 114), а также Федерального Собрания РФ, несколько расширившего свои возможности по контролю над деятельностью исполнительной власти, через утверждение Государственной Думой кандидатур заместителей Председателя Правительства, некоторых министров Правительства России (п. а 1) ст. 103) и т.п.45
45. См.: Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 г. «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации “О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти”, а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации». URL: >>>> (дата обращения: 06.04.2020).
32 Заключение. Диалектика конституционно-правовых основ экономических отношений подтверждает, что отечественные конституции в качестве фундаментальных правовых актов сопрягают в своем содержании экономические и идеологические цели: «право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества»46.
46. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1961. Т. 19. С. 19.
33
  1. Советские конституции и законодательство начала — середины ХХ в. легализовали обобществление средств и предметов труда для модернизации доиндустриальных социально-экономических отношений: была поставлена цель построения бесклассового общества нового типа. Социалистической экономике мобилизационного типа удавалось довольно успешно развиваться до известного предела, которым стал переход от индустриальной к постиндустриальной социально-экономической системе.
  2. При переходе в постиндустриальную эру конца ХХ в. экономическая система реального социализма потеряла динамику (командно-административная система не создавала должных стимулов к конкуренции и внедрению инноваций; уровень жизни населения падал) и, в конце концов, потерпела крах. В начале 90-х законодатель увидел возможности спасения стагнирующей экономики на путях рыночных реформ и построения «открытого общества»: узаконил частную собственность, предпринимательство, обеспечил легализацию процессов приватизации и т.п., т.е. конституировал концепцию либеральной экономики.
34
  1. Новые вызовы ХХI в. остро ставят перед Конституцией РФ задачи содействия становлению в Российской Федерации современной, социально-ориентированной и конкурентной экономической системы, способной как создавать «умные» технологии, так и функционировать в «особые периоды» сырьевых, финансовых, эпидемиологических и др. кризисов; в качестве ответа на данные вызовы конституционные поправки 2020 г. легализуют концепцию солидаризма: смешанной экономики, построенной на сотрудничестве общественных групп и широких социальных гарантиях.
35 Вывод. Практически каждая новая конституция — советские, буржуазная — отражала существенные изменения в формах собственности, способах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, социально-классовой структуре общества. Реформирование отдельных глав и статей, а не принципиальное изменение Конституции РФ в 2020 г. учитывает данную закономерность и, очевидно, до определенного момента предполагает развитие скорректированных поправками конституционно-правовых основ экономической системы Российской Федерации в текущем законодательстве и правоприменительной практике — значит, последовательная социальная трансформация, оценивать которую следует «по плодам».

References

1. Avakian S.A. Constitution of Russia: nature, evolution, modernity. М., 2000 (in Russ.).

2. Bondar N.S. Economic constitutionalism in Russia. M., 2017. P. 17 - 21 (in Russ.).

3. Witte S. Yu. Summary of lectures on national and state economy. SPb., 1912. P. 41 (in Russ.).

4. The extinction of the village. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5e384220d5678042d888d4a3/vymiranie-sela-5e7cadbe4e3ba518b8133377 (accessed: 05.04.2020) (in Russ.).

5. Gadzhiev G.A. Constitution as the legal basis of the modern economy // Real estate and investment. Legal regulation. 2009. No. 1. P. 26 - 28 (in Russ.).

6. Gaidar E.T. State and evolution. M., 1997. P. 136 (in Russ.).

7. Genkin D.M. Property rights in the USSR. M., 1961 (in Russ.).

8. GULAG. Economics of forced labor. M., 2008 (in Russ.).

9. Djilas M. The new class. New York, 1961. P. 24 (in Russ.).

10. Dyatlov V.N. Postmodernism and Marxism. Comparison. URL: http://philocv.files.wordpress.com/2011/12/diatlov02.pdf (accessed: 02.04.2020) (in Russ.).

11. Krechetnikov A. Cooperatives of the 80's: they wanted the best, it turned out as always. URL: https://inosmi.ru/world/20130526/209365303.html (accessed: 02.04.2020) (in Russ.).

12. Kuznetsova O.D. The history of Economics. M., 2009 (in Russ.).

13. Levakin I.V. "Economic Constitution" and the scientific and technological progress // Journal of Russ. law. 2017. No. 7. P. 46 - 53 (in Russ.).

14. Lenin V.I. The CPSU on the Soviet Constitution. M., 1979.

15. Lenin V.I. New economic policy and tasks of political lights (Report at the II All-Russian Congress of political lights) // Lenin V.I. Complete collection of works of the 5th ed. Vol. 44. P. 155 - 175 (in Russ.).

16. Marx K. Critique of the Goth program // Marx K., Engels F. Essays. 2nd ed. M., 1961. Vol. 19. P. 19 (in Russ.).

17. The scale of poverty in the Soviet Union and the Socialist countries. URL: https://ussrvopros.ru/sovetskaya-zhizn/sovetskij-truzhenik/502-masshtaby-bednosti-v-sovetskom-soyuze-i-sotsstranakh (accessed: 02.04.2020) (in Russ.).

18. Proceedings of the Plenum of the Central Committee of the CPSU, April 23, 1985. M., 1985. P. 12 (in Russ.).

19. Osokina E.A. Behind the facade of "Stalin's abundance": Distribution and market in the supply of the population during the years of industrialization. 1927 - 1941. M., 1999 (in Russ.).

20. Attitude to the Basic Law of the country and to the possibilities of its revision. URL: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14307 (accessed: 02.04.2020) (in Russ.).

21. Pyankevich V.l. Restoration of the USSR economy, mid-1941-mid-1950s: Historiography. URL: https://www.dissercat.com/content/vosstanovlenie-ekonomiki-sssr-seredina-1941-seredina-1950-kh-gg-istoriografiya (accessed: 02.04.2020) (in Russ.).

22. RBC investigation: in which countries officials have real estate. URL: https://www.rbc.ru/politics/21/07/2014/543d59cdcbb20f33d3197856 (accessed: 05.04.2020) (in Russ.).

23. Real incomes of Russians in 2019 continued to fall. URL: https://www.rbc.ru/economics/19/02/2019/5c6c3a0a9a794787fc457225 (accessed: 02.04.2020) (in Russ.).

24. Russia (1917, February - October). Laws and regulations // Systematic collection of the most important decrees. 1917 - 1920 / auth. preface. D. Kursky. M., 1920 (in Russ.).

25. Samuelson Paul A., Nordhaus William D. Economics / transl. from English. M., 1997 (in Russ.).

26. Sakharov A.D. Convergence, peaceful existence. URL: http://www.sakharov-archive.ru/Raboty/Rabot_70.html (accessed: 02.04.2020) (in Russ.).

27. Stalin I.V. The year of great change // The newspaper "Pravda". November 7, 1929, No. 259. URL: http://grachev62.narod.ru/stalin/t12/t12_06.htm (accessed: 02.04.2020) (in Russ.).

28. Trotsky L. Terrorism and communism. URL: https://www.marxists.org/russkij/trotsky/1920/terr.htm (accessed: 02.04.2020) (in Russ.).

29. A missed chance or the last valve? (to the 50th anniversary of the Kosygin reforms in 1965) / under the scientific ed. of R.M. Nureyev. M., 2017 (in Russ.).

30. Hayek F.A. von The road to slavery / transl. from English. M., 1992 (in Russ.).

31. Ebzeev B.S. Man, people, state in the constitutional system of the Russian Federation. M., 2005. P. 43–78 (in Russ.).

32. Economy of the USSR from 1953 to 1985. URL: https://forum-msk.org/material/kompromat/11478532.html (accessed: 02.04.2020) (in Russ.).

33. The era of stagnation in the USSR. URL: https://historynotes.ru/period-zastoya/ (accessed: 02.04.2020) (in Russ.).