On the laws of state and law development in Soviet Russia (For example of the Prosecutor's office) V.N. Galuzo. Institute of power of the Prosecutor's office in Soviet Russia (1917–1991). Part III. Oblivion of law
Table of contents
Share
Metrics
On the laws of state and law development in Soviet Russia (For example of the Prosecutor's office) V.N. Galuzo. Institute of power of the Prosecutor's office in Soviet Russia (1917–1991). Part III. Oblivion of law
Annotation
PII
S102694520012243-8-1
DOI
10.31857/S102694520012243-8
Publication type
Review
Source material for review
В.Н. Галузо. ИНСТИТУТ ВЛАСТИ ПРОКУРАТУРЫ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ (1917–1991). Часть III. ЗАБВЕНИЕ ПРАВА. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с.
Status
Published
Edition
Pages
160-163
Abstract

The review draws attention to the extraordinary results of scientific research by a well-known scientist (V.N. Galuzo) concerning the laws of state and law development in Soviet Russia (for the example of the Prosecutor's office).

Keywords
Soviet Russia, Russian State, Russian Republic, Russian Soviet Federative Socialist Republic (RSFSR), Union of Soviet Socialist Republics (USSR), Soviet legislation, party construction, economic construction, Soviet construction, cultural construction, Prosecutor's office, Prosecutor's office, legality, revolutionary legality, socialist legality.
Received
17.08.2020
Date of publication
16.11.2020
Number of purchasers
0
Views
50
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

1 В монографии В.Н. Галузо «Институт власти прокуратуры в советской России (1917—1991). Часть III. Забвение права» на примере одного из государственных органов, истоки которого автор относит к XVII в.1, представлено развитие государственности в советской России.
1. См.: Галузо В.Н. Власть прокурора в России (историко-правовое исследование). М., 2008; Его же. Должность прокурора в России (1825 - 1917) (историко-правовое исследование). Часть II. Действенность права. М.: Изд-во СГУ, 2011; см. также: Кроткова Н.В. Допустимо ли новаторство при осуществлении историко-правовых исследований? Рец.: В.Н. Галузо. Должность прокурора в России (1825 - 1917) (Историко-правовое исследование). Часть II. Действенность права. М.: Изд-во СГУ, 2011. 437 с. // Государство и право. 2012. № 5. С. 121–123.
2 Структурно монография состоит из трех глав.
3 В первой главе «Условия и предпосылки формирования советской прокуратуры», включающей три параграфа (с. 5 - 57), определены условия и предпосылки формирования советской прокуратуры, рассмотрено содержание концепции В.И. Ульянова (Ленина) о развитии советской прокуратуры, разъяснено понятие термина «советская Россия».
4 Период образования и развития советской России представлен в виде нескольких этапов: с 3 марта 1917 г. по 26 октября 1917 г. – «Российское Государство»; с 26 октября 1917 г. по 10 июля 1918 г. – «Российская Республика»; с 10 июля 1918 г. по 30 декабря 1922 г. – «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» (РСФСР); с 30 декабря 1922 г. по 12 декабря 1991 г. – «Союз Советских Социалистических Республик» (СССР).
5 После октябрьского 1917 г. большевистского переворота, была создана Российская Республика, как государство нового типа. При этом старый буржуазно-помещичий государственный аппарат перестал существовать, а новый еще только строился. Это напрямую коснулось и прокуратуры.
6 В монографии представлен перечень структур, которые в той или иной мере выполняли различные функции контроля, свойственные прокуратуре: революционные комитеты в армии; рабочая милиция; рабочий контроль; местные Советы Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов; Высший Совет Народного Хозяйства; Коллегия Государственного Контроля; Народный Комиссар по Государственному Контролю в СНК; главный и местные земельные комитеты; Революционный трибунал печати; Комиссар ВРКП; Комиссар юстиции; Революционный трибунал; Народный Комиссариат Юстиции; Народный Комиссариат по внутренним делам; Советы рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов.
7 Таким образом, на протяжении нескольких лет шел поиск альтернативного государственного органа, способного заменить собой прокуратуру, однако такого универсального органа так и не было создано.
8 Понимая это, В.И. Ульянов (Ленин) предложил после разногласий, возникших во ВЦИК, обсудить вопрос о «двойном» подчинении и законности на Политбюро и написал об этом 20 мая 1922 г. известную статью с аналогичным названием. В статье он настаивал на едином, вертикальном построении прокуратуры. Однако его статья была опубликована в газете «Правда» лишь спустя три года.
9 По мнению автора, именно практическая деятельность Ленина заложила фундамент возрождения должности прокурора. Лениным была использована формулировка «о единой законности», заимствованная из законодательства Российской Империи. Впоследствии его преемник И.В. Джугашвили (Сталин) сформировал советскую прокуратуру, обеспечившую приоритет государства над интересами общества и личности.
10 Во второй главе «Периодизация истории развития советской прокуратуры», состоящей из шести параграфов (с. 58 - 119), представлена хронология развития советской прокуратуры. По мнению автора, периодизация истории советской прокуратуры имеет общетеоретическое значение, поскольку позволяет установить закономерности развития советского государства и его отдельных органов, в т.ч. советской прокуратуры.
11 Период образования и становления советской прокуратуры с момента принятия Декрета ВЦИК от 8 июля 1922 г. «Об отсрочке до 1 августа введения института прокуратуры и Уголовно-процессуального кодекса» и до принятия постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР» совпадает с формированием союзного государства – Союза Советских Социалистических Республик.
12 Далее автор выделяет союзно-республиканский период, длящийся с момента принятия постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР» и до принятия Указа ПВС СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении».
13 В этот период укрепился статус советской прокуратуры как государственного органа СССР, что соответствовало национальной политике, осуществляемой Сталиным.
14 В военный период с 1941 по 1945 г. - с момента принятия Указа ПВС СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» - «День памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны (1941)» до 2 сентября 1945 г. - «День окончания Второй мировой войны (1945)» - деятельность советской прокуратуры как государственного органа приостанавливалась. Ее функции фактически осуществлялись военными советами фронтов, армий, военных округов, военным командованием войсковых подразделений.
15 В соответствии с Указом ПВС СССР от 22 июня 1941 г. «Об утверждении Положения о военных трибуналах, объявленных на военном положении, и в районах военных действий» представители военной прокуратуры (Главный военный прокурор Красной Армии СССР, Главный военный прокурор Военно-Морского Флота СССР) лишь уведомлялись о результатах правосудия. Очевидно, что после окончания войны возникла необходимость в восстановлении прокуратуры довоенного периода.
16 В период централизации прокуратуры, со 2 сентября 1945 г. до принятия Закона СССР от 30 ноября 1979 г. «О прокуратуре СССР», автор высказывает суждение о том, что в советской России обострилась репрессивная политика (вплоть до смерти Сталина в 1953 г.), к которой самым непосредственным образом была причастна советская прокуратура.
17 Союзный период, длящийся с 1979 по 1992 г. (с момента принятия Закона СССР от 30 ноября 1979 г. «О прокуратуре СССР» до принятия Закона РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации»), характеризуется наивысшим уровнем организационного единства советской прокуратуры.
18 В третьей главе «Систематизация советского законодательства», включающей три параграфа (с. 120 - 158), определены содержание советского законодательства, формы его единообразного исполнения – революционная и социалистическая законность. Автор полагает, что советское законодательство фактически представляло совокупность нормативных правовых актов, партийных директив, не систематизированных, не позволяющих в полной мере осуществлять комплексное правоприменение.
19 В этих условиях советская прокуратура осуществляла в лучшем случае представительские полномочия. Советское законодательство было многовекторным – это «партийное строительство»; «хозяйственное строительство»; «советское строительство»; «культурное строительство».
20 По мнению автора, словосочетание «революционная законность» возникло именно вследствие многовекторности советского законодательства. Его оправданием могла быть лишь международная обстановка, требовавшая от советского государства эффективной защиты от внешних посягательств. Предназначение социалистической законности, как полагает В.Н. Галузо, состояло в обелении тоталитарного государства, вследствие чего фактически отсутствовала действенность советской прокуратуры в обеспечении единообразного исполнения советского законодательства.
21 Итоги исследования деятельности советской прокуратуры подведены в рубрикаторе «Заключение» (с. 159 - 161).
22 Автор высказывает суждение, что «советская государственность просуществовала с 1917 г. по 1991 г. и в этом процессе, несомненно, велика роль советской прокуратуры. Прекращение существования СССР было неизбежным, поскольку социалистические общественные отношения изжили себя. Именно в советской России должность прокурора трансформировалась в государственный орган – советскую прокуратуру, которая лишь формально обеспечивала единообразное исполнение советского законодательства (законность)» (с. 161).
23 Монография содержит также несколько вспомогательных рубрикаторов: «Библиографический список» с подрубрикаторами («I. Использованные литературные источники», «II. Публикации автора монографии», «III. Рецензии на публикации автора монографии») (с. 162 - 222); «Алфавитно-предметный указатель» (с. 223 - 226) и «Именной указатель» (с. 227 - 229).
24 Особая роль принадлежит рубрикатору «Приложения», где размещены нормативные правовые акты рассматриваемого периода, а также в виде таблиц «Периодизация истории развития должности прокурора в России (1649–1917)» и «Периодизация истории развития должности прокурора в советской России (1917–1991)».
25 К числу недостатков можно отнести отсутствие ссылок на сведения из архивов. Вместе с тем выводы автора обоснованы нормативными правовыми актами, опубликованными в официальных источниках, что, несомненно, обеспечивает объективность научного исследования.
26 В качестве пожелания можно посоветовать более тщательно изучить деятельность советской прокуратуры в военное время, а также ее роль в подготовке документов и выступлении ее представителей в качестве стороны обвинения гитлеровского фашизма на Нюрнбергском процессе.
27 * * *
28 Таким образом, в работе, подготовленной В.Н. Галузо, автору удалось обнаружить закономерности развития государства и права в советской России с 1917 по 1991 г. и определить роль прокуратуры в этом процессе.
29 Неполный перечень достоинств книги заслуженно оценен управомоченными государственными органами и общественными объединениями. В частности, монография «Институт власти прокуратуры в советской России (1917—1991). Часть III. Забвение права», выпущенная в свет издательством «ЮНИТИ-ДАНА» в 2020 г., уже имеет следующие грифы: «Рекомендовано Учебно-методическим центром “Профессиональный учебник” в качестве монографии»; «Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки в качестве монографии».
30 Монография предназначена для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), а также для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, практических работников правоохранительных органов, в т.ч. прокуратуры, и всех интересующихся историей развития организации и деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.

References

1. Galuzo V.N. The power of the Prosecutor in Russia (historical and legal research). M., 2008 (in Russ.).

2. Galuzo V.N. The position of the Prosecutor in Russia (1825 - 1917) (historical and legal research). Part II. The effectiveness of law. M., 2011 (in Russ.).

3. Galuzo V.N. Institute of power of the Prosecutor's office in Soviet Russia (1917 - 1991). Part III. Oblivion of law. M., 2020 (in Russ.).

4. Krotkova N.V. Is innovation acceptable in the implementation of historical and legal research? Review: V.N. Galuzo. The position of the Prosecutor in Russia (1825 - 1917) (Historical and legal research). Part II. The effectiveness of law. M.: MHU publishing house, 2011. 437 p. // State and Law. 2012. No. 5. P. 121–123 (in Russ.).