Simplified procedure for extradition of persons in criminal cases under international cooperation (On the example of Post-Soviet states)
Table of contents
Share
Metrics
Simplified procedure for extradition of persons in criminal cases under international cooperation (On the example of Post-Soviet states)
Annotation
PII
S102694520011026-9-1
DOI
10.31857/S102694520011026-9
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Abdulloev Parviz S. 
Occupation: Deputy Dean for science and international relations, associate Professor of the Department of justice and prosecutorial supervision of the faculty of law
Affiliation: Tajik National University
Address: Dushanbe, Republic of Tajikistan
Edition
Pages
55-64
Abstract

In the article they are considered actual legal questions connected with simplification of order of extradition of persons under international cooperation in the field of criminal process of Post-Soviet countries. They are suggested deliberately simplification of extradition of persons through harmonization and unique norms of criminal and criminal procedural legislation including decreasing unnatural barriers and difficulties and intensive procedure extradition of persons in the scope of international cooperation on criminal case.

Keywords
extradition, simplification of order of extradition, quick proceedings, international cooperation, international agreements, criminal procedural legislation, foreign state, criminal law, law of Post-Soviet countries
Received
14.05.2019
Date of publication
15.09.2020
Number of characters
36564
Number of purchasers
2
Views
92
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
792 RUB / 15.0 SU
All issues for 2020
7603 RUB / 152.0 SU
1 Постсоветские государства в целях укрепления безопасности, борьбы с преступностью, защиты прав человека и т.д. стремятся к сотрудничеству. Однако нормы международного сотрудничества при выдаче лиц, которые впервые появились еще в древнее время, а отдельное нормы в основном в XVIII и XIX вв., не сопоставимы с новыми международными стандартами, современными ценностями, возможностями и угрозами. В целях повышения защиты общих ценностей, эффективности и доступности необходима оптимизация международного сотрудничества по уголовным делам.
2 Своевременное раскрытие, расследование преступления и принятие итогового решения по уголовному делу являются важными факторами развития уголовно-процессуальной политики государств. Исторически расследование приступления, как и других правонарушений, было простым уголовным делом и разрешалось в краткое время1. По мере развития институтов правового регулирования уголовного процесса раследование и принятие итогового решения по уголовным делам чаще стали сложными по времени, такой процесс стал неэффективным по уголовным делам, процедурам, срокам, расходам и другим критериям (для сравнения: УПК Таджикской ССР 1935 г. имел 135 статей, в УПК РТ 2009 г. 486 статей).
1. Как отмечает Р. Шарль, мусульманское уголовное судопроизводство отличается простотой и оперативностью (см.: Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959. С. 44).
3 Вряд ли 3000 лет назад, когда появились отдельные нормы о выдаче лиц, искали и передавали всех лиц, которые совершили общие уголовно наказуемые деяния. По нашему мнению, независимо от предусмотренных в международных документах норм выдача лиц имела скорее «политический», чем «правовой» характер. Попытки поиска и выдачи всех лиц, которые совершили общее уголовно наказуемое деяние, появились в XXI в., а нормы о невыдаче по некоторым основаниям, многие основы и бюрократические барьеры – сложные требования к представляемым документам. Современные государства сталкиваются с такими проблемами, как невыдача, отстрочка выдачи лиц и др., в т.ч. и в постсоветских государствах.
4 Лицо, совершившее преступление, на основе «свободного передвижения» перемещаются из одного государства в другое, скрывают свое имущество, деньги, недвижимость и др. за границей, но в целях «защиты своего суверенитета» государства ограничивают возможности международного сотрудничества по уголовным делам. Хотя на разумной основе можно решить многие пробелы и барьеры путем целенаправленной правовой регламентации при взаимодействии по уголовным делам.
5 Введение механизма упрощенного порядка выдачи лиц исходит из общего положения международных договоров в области прав человека. Например, ч. 3 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. предусматривает, что «каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу… и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение»2 (курсив мой. – П.А.). В ч. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. устанавливается, что «каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок» (курсив мой. – П.А.).
2. См.: АМОРТ. 1998. № 23–24, ст. 323.
6 С учетом требований данной нормы, а равно положений п/п. «с» п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. уголовное дело должно рассматриваться «без неоправданной задержки, в строгом соответствии с правилами судопроизводства, важной составляющей которых являются сроки рассмотрения дел»3 (курсив мой. – П.А.).
3. См.: постановление Пленума ВС РФ от 27.12.2007 г. № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» // Росс. газ. 2008. 12 янв.
7 На наш взгляд, определение «разумного срока» в рамках международного сотрудничества по уголовным делам, который включает в себя период с момента получения поручения до момента исполнения и отправления поручения, должно учитывать следующие обстоятельства: 1) правовую и фактическую сложность уголовного дела, которая определяется в поручении; 2) объем правовой помощи, который указан в направляемом поручении; 3) поведение участников уголовного судопроизводства, которые направляют поручение; 4) достаточность и эффективность действий компетентных органов иностранного государства, производимых в целях своевременного исполнения поручения; 5) общую продолжительность уголовного судопроизводства, которая определяется законодательством своего государства и процессуальными нормами запрашивающей договаривающейся стороны.
8 Самое эффективное решение об исполнении поручения в надлежащее время и передача лиц или получение доказательств в определенный срок – это применение разумного срока при осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам.
9 В постсоветских государствах имеют огромное значение ускоренные и упрощенные правила в досудебной и судебной стадиях. Цель введения ускоренного производства и упрощенных правил – расследование и разрешение уголовного дела в кратчайшие сроки4. Следует отметить, что отношение постсоветских государств к упрошенному уголовному судопроизводству не является единообразным. Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней»5 Российская Федерация в соответствии со ст. 1 Конвенции оставляет за собой право отказать в выдаче, если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в ст. 2 - 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом в понятие «порядок упрощенного судопроизводства» не включается какой-либо международный уголовный суд, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией»6 (курсив мой. – П.А.).
4. Модернизация постсоветского правового пространства посредством различных правовых технологий привела к возникновению в уголовно-процессуальном законодательстве бывших советских республик разных моделей ускоренного производства. Различия социальных притязаний и ментальных подходов обусловили формирование ряда концептуально новых моделей ускоренного производства для некоторых из этих государств (см.: Качалова О.В. Ускоренные производства в уголовном процессе постсоветских государств // Международное уголовное право и международная юстиция. 2015. № 4. С. 11).

5. См.: СЗ РФ. 1999. № 43, ст. 5129.

6. См.: СЗ РФ. 1999. № 43, ст. 5129.
10 Из содержания данной статьи вытекает, что Российская Федерация может отказаться от выдачи лиц, если компетентные лица полагают, что уголовное дело в отношении выдаваемого лица предусматривает упрощенный порядок уголовного судопроизводства, который может нарушить некие международные стандарты. «Эпицентр» рассмотрения дел в порядке упрощенного уголовного судопроизводства – это признание вины, которое зависит от воли человека, т.е. он добровольно признает свою вину. Упрощенная выдача лиц в рамках международного сотрудничества по уголовным делам имеет такое же значение. При упрощенной выдаче лиц необходимы ясно выраженное согласие и представление его в письменном виде. На данном этапе вопросы признания вины не разрешаются.
11 Роль Организации Объединенных Наций по установлению упрощенной выдачи лиц при осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам огромна. Еще Типовой договор о выдаче от 14 декабря 1990 г.7 предусматривал упрощенную процедуру выдачи. Согласно ст. 6 данного Договора запрашиваемое государство, если упрощенная процедура выдачи не запрещается его законодательством, может разрешить выдачу по получении просьбы о временном аресте при условии, что лицо, в отношении которого поступила просьба, ясно выражает свое согласие в компетентном органе. Данное положение Типового договора о выдаче понимается как одно из ключевых условий упрощенной процедуры выдачи лица, в отношении которого поступила просьба и которое ясно выражает свое согласие в компетентном органе, т.е. согласие лица обязательно при упрощенной выдаче.
7. Принят резолюцией 45/116 Генеральной Ассамблеи от 14.12.1990 г. URL: >>>>
12 Европейское право по сравнению с международным правом играет доминирующую роль в оптимизации институтов уголовного процесса.
13 Так, Н.А. Сафаров отмечает, что попытки создания системы экстрадиции в рамках Европейского союза были связаны с принятием двух правовых актов – Конвенции об упрощенной процедуре экстрадиции от 10 марта 1995 г. и Конвенции об экстрадиции от 27 сентября 1996 г., хотя указанные конвенции и не набрали количества ратификаций, необходимых для вступления их в силу. Неудача данных конвенций, в особенности Конвенции 1996 г., не в последнюю очередь была обусловлена тем, что она, как и другие известные юридические инструменты в сфере экстрадиции, базировалась на некоторых общих экстрадиционных ограничениях. В частности, установив изъятия из правила об «исключении политических преступлений» из сферы выдачи8.
8. См.: Сафаров Н.А. Европейский ордер на арест в механизме правового регулирования по уголовным делам стран - членов Европейского Союза // Правоведение. 2007. № 1. С. 93–111.
14 После этого в рамках европейского права были разработаны многие механизмы с целью эффективного и ускоренного международного сотрудничества по уголовным делам: европейский ордер на арест (EAW, European Arrest Warrant9); европейский ордер на конфискацию имущества (EFO, European Freezing Order10); европейский ордер на арест и получение доказательств (EEW, European Evidence Warrant11); европейский ордер на производство следственных действий (EIO, European Investigation Order12).
9. См.: Рамочное решение Совета ЕС от 13.06.2002 г. «О европейском ордере на арест и процедурах передачи между государствами - членами ЕС» // Официальный журнал ЕС. 2002. L 190. С. 1–20.

10. См.: Рамочное решение Совета ЕС от 22.07.2003 г. «О европейском ордере на арест имущества и обеспечение доказательств» // Официальный журнал ЕС. 2003. L 196. С. 45–55.

11. См.: Рамочное решение Совета ЕС от 18.12.2008 г. «О европейском ордере на получение доказательств и информации для использования при производстве по уголовным делам». URL: >>>>

12. См.: Рамочное решение Совета ЕС от 03.2014 г. «О европейском ордере на производство следственных действий между государствами - членами ЕС». URL: >>>> ?uri= celex%3A32014L0041
15 Необходимо отметить, что европейский ордер на арест и процедуры передачи между государствами-членами – один из первых документов в данной сфере по ускоренному осуществлению международного сотрудничества по уголовным делам в рамках Европейского Союза, что, несомненно, является признаком важности института выдача лиц среди других видов передачи лиц и др. Институт выдачи лиц продолжает развиваться, и, несмотря на определенные различия правовых систем, развитие этого института происходит в демократическом направлении. Выдача лиц признается возможной при гарантии обеспечения справедливого судебного разбирательства с соблюдением прав и свобод. Несмотря на то что Европейская конвенция о защите прав человека не содержит специальной нормы о правовой защите экстрадируемого лица, имеющаяся обширная практика ЕСПЧ по этим вопросам должна способствовать дальнейшему усилению защиты прав13.
13. См.: Быкова Е.Ф. Современные процессы сближения и размежевания основных правовых систем. М., 2012. С. 171.
16 Важное значение при упрощенных правилах выдачи лиц имеет Рамочное решение Совета ЕС от 13 июня 2002 г. «О европейском ордере на арест и процедурах передачи между государствами-членами», которое действует с 1 января 2004 г. Рамочное решение во взаимоотношениях государств - членов ЕС заменило соответствующие положения международно-правовых актов в сфере экстрадиции без ущерба для их применения с третьими странами.
17 С 1 января 2004 г. настоящее Рамочное решение заменило собой соответствующие правила Европейской конвенция от 13 декабря 1957 г. «Об экстрадиции», Дополнительный протокол к ней от 15 октября 1975 г., Второй дополнительный протокол к ней от 17 марта 1978 г.; Соглашение между двенадцатью государствами - членами Европейских сообществ от 26 мая 1989 г. «Об упрощении и модернизации способов передачи запросов об экстрадиции»; Конвенцию от 10 марта 1995 г. «Об упрощенной процедуре экстрадиции между государствами - членами Европейского Союза»; Конвенцию от 27 декабря 1996 г. «Об экстрадиции между государствами - членами Европейского Союза»; гл. 4 разд. 3 Конвенции от 19 июня 1990 г. «О применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. о постепенной отмене проверок на общих границах», применяемую по вопросам экстрадиции в отношениях между государствами-членами (без ущерба для применения правил данных конвенций в отношениях государств-членов с третьими государствами).
18 Особенность данного вида упрощенного порядка выдачи заключается в следующем: взаимном признании судебных решений и документов, определении видов преступлений, отказе от принципа двойной криминализации путем гармонизации законодательства государств-участников, разумном понимании и использовании механизмов защиты прав человека14. Количество ордеров об аресте в последние годы увеличилось. Конвенция Совета Европы «О выдаче» 1957 г. продолжает регулировать отношения государств Евросоюза с другими государствами относительно выдачи. Упрощенные же процедуры передачи лиц подлежат применению только между государствами Европейского Союза15.
14. См.: Климова Е.А. Упрощение процедуры экстрадиции: опыт Европейского союза // Международное уголовное право и международная юстиция. 2010. № 1. С. 26–28.

15. См.: Нестеренко С.С. Тенденции развития института оказания правовой помощи по уголовным делам в XXI веке // Альманах міжнародного права. 2010. № 2. С. 290.
19 Три постсоветских государства – Латвия, Литва и Эстония – вошли в Европейский Союз 1 мая 2004 г., т.е. в том же году, когда Рамочное решение начало действовать. Национальное уголовно-процессуальное законодательство этих государств предусматривает упрощенный порядок выдачи лиц при осуществлении международного сотрудничества.
20 На национальном уровне уголовно-процессуальное законодательство Эстонии имеет свои особенности при решении вопросов международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. УПК Эстонии принят 12 февраля 2003 г. и вступил в законную силу 1 июля 2004 г. Раздел 10 «Международное сотрудничество» представлен в виде одной гл. 35 (ст. 397–414). В УПК Эстонии международное сотрудничество не разделено по институтам в отдельные главы, которые во время принятия названного УПК имели место в других УПК постсоветских государств (например, в УПК РФ16 и УПК Таджикистана17). После нескольких дополнений и изменений, внесенных в УПК Эстонии в 2004 г., 2008 г., 2014 г. и 2015 г., структура и содержание международного сотрудничества изменились до такой степени, что уже не соответствовали первоначальному варианту. В действующем УПК Эстонии исследуемые вопросы находятся не в гл. 10, а в гл. 19 «Международное сотрудничество в сфере уголовного производства». Структура очень сложная – 8 разделов, которые имеют подразделы, а подразделы имеют субподразделы. Отдельная структура по сотрудничеству с МУС: ст. 489 предусматривает сотрудничество с Международным уголовным судом [RT I, 23.02.2011, 1 – в силе с 01.09.2011]; разд. 8 «Сотрудничество в сфере уголовного производства между государствами – членами Европейского Союза» [RT I, 21.06.2014, 11 – в силе с 01.01.2015]. Правовая регламентация международного сотрудничества начинается со ст. 433 и заканчивается ст. 508. В отдельные статьи добавлены индексы: только в ст. 508 «Содержание, форма и способ передачи европейского ордера на арест» добавлено 84 индекса. После официального названия гл. 10 УПК дается ссылка. В конце Кодекса предусматривается, что и гл. 10 УПК ссылается на 13 рамочных решений и директиву Совета ЕС: рамочное решение Совета ЕС от 13 июня 2002 г. о европейском ордере на арест и порядке экстрадиции между государствами - членами ЕС, рамочное решение Совета от 22 июля 2003 г. о выдаче в ЕС ордера на арест имущества и обеспечение доказательств и др.
16. См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I), ст. 4921, 4924.

17. См.: Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан от 03.10.2009 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.02.2017 г. ) // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2009. № 12, ст. 815, 816.
21 Согласно ст. 449 УПК Эстонской Республики от 12 февраля 2003 г., иностранный гражданин на основании письменного согласия, данного им в присутствии защитника, может быть выдан ходатайствующему государству в упрощенном порядке без судебной проверки юридической допустимости выдачи. Уголовно-процессуальное законодательство Эстонии запрещает выдачу своих граждан в иностранное государство в упрощенном порядке. Предложение согласиться на выдачу в упрощенном порядке делается выдаваемому лицу при его задержании. Согласие незамедлительно направляется министру юстиции, который принимает решение о выдаче лица. Решение министра юстиции о выдаче иностранного гражданина в упрощенном порядке незамедлительно передается в Департамент полиции и погранохраны для исполнения и в Государственную прокуратуру для сведения. Решение об отказе в выдаче в упрощенном порядке направляется в Государственную прокуратуру, которая принимает решение о подаче ходатайства о принятии уголовного производства от иностранного государства.
22 В случае подачи иностранным гражданином в суде в присутствии защитника письменного заявления о том, что он согласен со своей выдачей без производства по выдаче, решение о его выдаче принимает министр юстиции на основании ходатайства без предоставления определенных документов, которые требуются при традиционной выдаче.
23 В соответствии с ч. 1 ст. 75 УПК Литовской Республики от 14 марта 2002 г. (вступил в силу 5 мая 2003 г.) упрощенный порядок выдачи (передачи) из Литовской Республики производится на основании международного соглашения или европейского ордера на арест.
24 Практика упрощенного порядка выдачи лиц в Литве производится следующим образом: упрощенный порядок выдачи (передачи) из Литовской Республики применяется только там, где есть письменное согласие об экстрадиции (передаваемого) лица, а в случае выдачи – одобрение Генеральной прокуратуры Литвы. Согласно ордеру на арест разыскиваемое лицо может также договориться в письменной форме и на другие уголовные преступления, на которые не был выдан европейский ордер на арест. После получения письменного согласия Генеральная прокуратура Литвы направляет в Вильнюсской окружной суд заявление по вопросу о выдаче (передаче) лица из Литовской Республики18.
18. См.: Абдуллоев П.С. Материалы по международному сотрудничеству в сфере уголовного процесса постсоветских стран. Душанбе, 2017.
25 Вильнюсский окружной суд в течение трех дней проводит слушание с участием лица, подлежащего экстрадиции, его адвоката и прокурора. В ходе заседания судья проверяет, добровольно ли лицо согласилось на экстрадицию из Литовской Республики и осведомлено ли оно о последствиях экстрадиции, а также – поддерживает ли Генпрокуратура в Литве выдачу в упрощенном порядке.
26 Если судья Вильнюсского окружного суда считает, что лицо добровольно согласилось на экстрадицию из Литовской Республики и осведомлено о правовых последствиях экстрадиции, а также о согласии Генеральной прокуратуры Литвы применить упрощенный порядок выдачи из Литовской Республики, принимается решение о выдаче (передаче) лица. 
27 По сравнению с УПК Литовской Республики УПК Латвийской Республики от 11 мая 2005 г.19 конкретно устанавливает условия выдачи лиц в упрощенном порядке. В соответствии со ст. 698 заявлять ходатайства, в т.ч. ходатайства об упрощенной выдаче, является правом выдаваемого лица.
19. См.: Уголовно-процессуальный закон Латвийской Республики от 11.05.2005 г. (с изм., внесенными по состоянию на 28.09.2005 г.): URL: >>>>
28 Согласно ч. 1 ст. 713 УПК Латвийской Республики лицо может быть выдано иностранному государству в упрощенном порядке, если:
29 1) получено письменное согласие выдаваемого лица на его выдачу в упрощенном порядке;
30 2) выдаваемое лицо не является гражданином Латвии;
31 3) в Латвии против выдаваемого лица не должен быть завершен начатый уголовный процесс или исполнено присужденное ему наказание.
32 В Латвии выдаваемое лицо подтверждает прокурору свое согласие на выдачу в упрощенном порядке в присутствии адвоката до принятия постановления о допустимости выдачи. После получения согласия прокурор выясняет только упомянутое в ч. 1 ст. 713 УПК Латвии и незамедлительно представляет связанные с выдачей материалы генеральному прокурору. Генеральный прокурор принимает одно из следующих постановлений: 1) о выдаче лица; 2) об отказе в выдаче лица и 3) о неприменении упрощенной выдачи.
33 Принятое генеральным прокурором постановление обжалованию не подлежит. О выдаче лица или об отказе в его выдаче информируется иностранное государство и выдаваемое лицо, и соответствующее постановление передается для исполнения Министерству внутренних дел Латвии.
34 Сравнение правовых положений уголовно-процессуального законодательства постсоветских государств показывает, что в прибалтийских государствах при упрощенном порядке выдачи лиц необходимо согласие выдаваемых лиц. Однако имеются некоторые различия при упрощенном порядке выдачи лиц в данных государствах. Например, по субъекту применения упрощенного порядка: в Латвии решение принимает Генеральный прокурор (т.е. прокурор), в Литве – судья Вильнюсского окружного суда (т.е. суд) по согласованию с Генеральным прокурором (прокурор), а в Эстонии – министр юстиции. В данных государствах упрощенный порядок выдачи производится на двух основаниях: из государств – членов ЕС – на основании европейского ордера на арест, а из государств, которые не являются членами ЕС, – на основании международного соглашения.
35 С целью упрощения и ускорения процедуры экстрадиции принят Третий дополнительный протокол к Европейской конвенции об экстрадиции от 10 ноября 2010 г.20 Согласно ст. 1 данного Протокола, договаривающиеся стороны обязуются экстрадировать друг другу разыскиваемых лиц в соответствии с упрощенной процедурой при условии получения согласия указанных лиц и согласия запрашиваемой стороны.
20. См.: URL: >>>>
36 Третий дополнительный протокол вступил в силу 1 мая 2012 г. и обязателен для 16 государств.
37 Верховная Рада Украины приняла Закон «О ратификации Третьего дополнительного протокола и Четвертого дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей»21 6 июля 2017 г. Протокол предусматривает унификацию правил применения государствами упрощенной выдачи. Задержанное лицо дает свое согласие на выдачу, не дожидаясь завершения выполнения всех формальностей процесса по выдаче.
21. См.: URL: >>>>
38 Небезынтересно, что уголовно-процессуальная регламентация на национальном уровне в европейских постсоветских государствах – УПК Молдовы и Украины – признает упрощенный порядок выдачи лиц.
39 Молдова среди посоветских государств одна из первых в рамках национального уголовно-процесссуального законодательства предусмотрела нормы упрощенной процедуры экстрадиции. УПК Молдовы22 и Закон Республики Молдова от 1 декабря 2006 г. № 371-xvi «О международной правовой помощи по уголовным делам»23 предусматривают упрощенную процедуру экстрадиции. Согласно ч. 1. ст. 454 УПК Молдовы по запросу компетентного органа иностранного государства об экстрадиции или о временном аресте с целью экстрадиции лица может быть предоставлена экстрадиция иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого выдан ордер на арест для экстрадиции, если лицо согласно с такой упрощенной процедурой, а его согласие удостоверено судебной инстанцией.
22. См.: Уголовно-процессуальный кодекс Республики Молдова от 14.03.2003 г. № 122-XV (по состоянию на 14.12.2013 г.). URL:http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3833

23. См.: URL: base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=18594
40 В соответствии с данной нормой упрощенная выдача лиц применяется: 1) только в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства; 2) если в отношении него выдан ордер на арест; 3) без соблюдения формальной процедуры экстрадиции; 4) если имеется согласие лица на упрощенную выдачу и 5) если согласие удостоверено судебной инстанцией.
41 При выдаче лиц в упрощенном порядке не требуется представлять такие документы, как официальный запрос об экстрадиции; копии постановления о предъявлении обвинения или приговора с изложением всех деяний, из-за которых запрашивается экстрадиция, дата и место совершения преступления, его юридическая квалификация; ордер на арест или, по обстоятельствам, определение судебной инстанции о применении меры пресечения; описание применяемых нормативных правовых актов; удостоверение личности или личный листок либо любой другой документ, удостоверяющий личность и гражданство; информация о неисполненной части наказания и любая дополнительная информация, которая может послужить доказательством для обвинения лица.
42 Согласно ч. 3 ст. 59 Закона Республики Молдова «О международной правовой помощи по уголовным делам» при упрощенной выдаче представление формального запроса об экстрадиции и документов не является необходимым, если такое положение предусмотрено международным договором, применяемым в отношениях с запрашивающим государством, или если законодательство этого государства допускает упрощенную процедуру экстрадиции и таковая применялась к запросам об экстрадиции, сформулированным Республикой Молдова.
43 В соответствии с ч. 3, 4 ст. 454 УПК Молдовы судья по уголовному преследованию компетентной судебной инстанции в судебном заседании, в котором участвуют прокурор, лицо, экстрадиция которого запрашивается, и его адвокат, рассматривает сведения об экстрадируемом лице, информирует его о праве на упрощенную процедуру экстрадиции и ее юридических последствиях, после чего записывает показания экстрадируемого лица, которые подписываются всеми участвующими в заседании лицами. Выраженное согласие не может быть отозвано после его подтверждения судебной инстанцией.
44 Лицо, экстрадиция которого запрашивается, имеет право заявить перед судом, что отказывается от установленных законом преимуществ по защите в отношении запроса об экстрадиции и дает согласие на экстрадицию и передачу компетентным органам запрашивающего государства. Заявление вносится в протокол, который подписывается председателем состава суда, секретарем судебного заседания, лицом, экстрадиция которого запрашивается, его адвокатом и переводчиком. После установления судебной инстанцией, что лицо, экстрадиция которого запрашивается, полностью осознает последствия своего выбора, судебная инстанция, принимая во внимание заключение прокурора, рассматривает, нет ли препятствий к экстрадиции. Если устанавливается, что упрощенная экстрадиция допустима, судебная инстанция выражает согласие с этим вынесением определения и распоряжается о принятии меры пресечения, которая должна быть применена до передачи лица, экстрадиция которого запрашивается. Определение является окончательным, оформляется в течение 24 часов и незамедлительно передается в заверенной копии Генеральному прокурору или министру юстиции для принятия законного решения, – предусматривает ст. 59 Закона Республики Молдова «О международной правовой помощи по уголовным делам».
45 УПК Украины24 регламентирует вопросы упрощенного порядка выдачи лиц из Украины. Упрощенный порядок выдачи из Украины лица может быть применен лишь при наличии письменного заявления данного лица о его согласии на выдачу, оформленного в присутствии защитника и утвержденного следственным судьей. В случае получения соответствующего заявления выдача возможна без проведения в полном объеме проверки наличия возможных препятствий для выдачи (ч. 2 ст. 588 УПК Украины).
24. См.: Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 13.04.2012 г. № 4652-VI // Голос Украины. 2012. 19 мая.
46 Процедура выдачи в упрощенном порядке была решена следующим образом: прокурор обращается к следственному судье с ходатайством об утверждении согласия лица на выдачу. Следственный судья рассматривает ходатайство при участии лица, подлежащего выдаче, его защитника и прокурора. Следственный судья обязан убедиться, что лицо, подлежащее выдаче, добровольно согласилось на выдачу, после это выносит определение об утверждении согласия лица на его упрощенную выдачу или об отказе в этом. В случае получения заявления о согласии лица на выдачу запрашивающей стороне и его утверждения определением следственного судьи прокурор передает заявление на рассмотрение в центральный орган Украины, который в течение трех дней рассматривает его и принимает решение о возможности применения упрощенного порядка выдачи. После утверждения следственным судьей согласия лица на применение упрощенного порядка выдачи такое согласие не может быть отозвано (ч. 3–5 ст. 588 УПК Украины).
47 2 октября 2018 г. был принят Закон Украины «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины в связи с ратификацией Третьего дополнительного протокола и Четвертого дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче»25, т.н. «Закон об упрощении экстрадиции»26. В соответствии с этим Законом ст. 588 УПК Украины «Упрощенный порядок выдачи лиц из Украины» принята в новой редакции под названием «Выдача лица (экстрадиция) в упрощенном порядке», а также в некоторые другие статьи внесены изменения и дополнения с целью осуществления упрошенного порядка выдачи лиц (например, ст. 208, 575, 576, 581, 583 - 585, 589, 591, 593)27. Если ст. 588 УПК Украины состояла из шести частей, то в новой редакции состоит из 13 частей.
25. В УПК внесены изменения об экстрадиции (см.: URL:http://loyer.com.ua/ru/v-upk-vneseny-izmeneniya-ob-ekstraditsii/).

26. Вступил в силу Закон об упрощении экстрадиции. URL: >>>> ВРУ приняла Закон об упрощении экстрадиции. URL: >>>>

27. См.: URL: https://kodeksy.com.ua/ka/ugolovno_protsesualnij_kodeks_ukraini/download .htm
48 Здесь имеется немало дискуссионных моментов. Во-первых, если в предыдущей редакции ст. 588 УПК Украины разрешала применение упрощенного порядка в течение трех дней, то в новой редакции – в течение пяти рабочих дней. Во-вторых, если в предыдущей редакции центральный орган на основании согласия лица и его заявления рассматривал вопросы выдачи в упрошенном порядке, то в новой редакции наряду с указанной информацией необходима следующая информация: «решение о содержании под стражей или приговор»; «характер и правовая квалификация совершенного лицом уголовного преступления»; «данные о лице»; «обстоятельства совершения лицом уголовного преступления», «последствий совершенного лицом уголовного преступления»; «сроки давности привлечения к уголовной ответственности» и др. В-третьих, если в предыдущей редакции отсутствовало основание выдачи лица в упрощенном порядке как отдельное условие, то в новой редакции это основание определено в следующих случаях: «в случае привлечения лица к уголовной ответственности или отбывания лицом наказания на территории Украины; если есть обоснованные основания полагать, что лицо, в отношении которого рассматривается вопрос о выдаче (экстрадиции), является гражданином Украины; если есть обоснованные основания полагать, что выдача (экстрадиция) указанного лица может противоречить интересам национальной безопасности Украины; если компетентный орган иностранного государства не предоставил по требованию уполномоченного (центрального) органа Украины информацию…» и др.
49 Таким образом, новеллы в УПК Украины в большинстве случаев усложняют применение упрощенного порядка выдачи лиц.
50 По нашему мнению, упрошенный порядок выдачи лиц должен быть доступным, поскольку лицо, которое передается, дало свое согласие и нельзя создавать в этом процессе барьеры. Если барьеров будет много, то не будет различия между традиционным порядком выдачи и выдачей в упрошенном порядке.
51 Наряду с упрощенным порядком выдачи имеется ускоренная выдача в рамках традиционной выдачи лиц.
52 Четвертый дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче 1957 г. предусматривает положение об ускоренной выдаче28. Напомним, что это положение разработано в рамках реализации инициативы Российской Федерации по модернизации европейских конвенций о сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства29. Например, направление запросов о выдаче и предоставление документов путем использования электронных или любых иных средств связи, позволяющих передачу доказательств в письменном виде, при условии, что стороны могут удостовериться в их подлинности (ст. 6 данного Протокола).
28. См.: Четвертый дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче (Вена, 20.09. 2012 г.). URL: >>>>

29. Прокуратура договорилась с Советом Европы об упрощенной экстрадиции. URL: >>>>
53 Учитывая усиление происходящих интеграционных процессов в рамках СНГ, включая процесс присоединения государств к Евразийскому экономическому союзу, под влиянием которых гармонизируются внутренние законодательства государств-членов, можно сделать вывод, что принятие акта, упрощающего экстрадиционный процесс, положительно повлияло бы на осуществление сотрудничества30.
30. См.: Идиев Ф.Ф., Раджабов Ф.Н. Механизм осуществления выдачи (экстрадиции) в Европейском Союзе и странах СНГ: сравнительно-правовой анализ // Правовая жизнь. 2015. № 4 (12). С. 54.
54 Большинство уголовно-процессуальных кодексов постсоветских государств не предусматривают упрошенную процедуру выдачи лиц при осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам. Новый этап развития уголовно-процессуального законодательства, в т.ч. международного сотрудничества на постсоветском пространстве, – это вторая волна подготовки проектов и принятия очередных УПК после распада СССР, подтверждением чему являются подготовленные проекты и принятые УПК Казахстана от 4 июля 2014 г.31 и УПК Кыргызстана от 22 декабря 2016 г.32 УПК Казахстана и Кыргызстана не предусматривают упрощенный порядок выдачи, который зависит не столько от даты принятия, сколько от воли законодателя.
31. См.: Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 04.07.2014 г. № 231-V (с изм. и доп. по состоянию на 18.04.2017 г.). URL: /https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575852

32. См.: Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики от 22.12.2016 г. URL: www.legislationline.org/download/action/.../Kyrgyzstan_CPC_1999_am2016_ru.pdf
55 Статья 5 УПК Кыргызстана наряду с другими основными понятиями, содержащимися в УПК, определяет понятия выдачи лица, запроса о международной правовой помощи по уголовным делам, передачи лица, осужденного к лишению свободы, не выделяя их, как в УПК Украины, в отдельные статьи, отдельную главу о международном сотрудничестве, т.е. не выделяет эти вопросы в отдельный вид, что представляется совершеннее. УПК Кыргызстана не регулирует порядок упрощенной выдаче лиц, хотя он вступил в силу 1 января 2019 г.
56 * * * Итак, подведем итоги. Упрощенный порядок выдачи лиц имеет дальнейшее развитие и совершенствование в постсоветских государствах. На этом направлении последние могут использовать законодательство и правоприменительную практику друг друга, в т.ч. введение упрощенного порядка выдачи путем гармонизации и унификации норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Применение упрощенного порядка выдачи лиц при осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам эффективно. В рамках этой процедуры не производится проверка юридической допустимости выдачи, нет необходимости предоставления формального запроса о выдаче и документов, которые содержат основания предполагаемой отсрочки выдачи, что ускоряет процесс выдачи лиц в рамках международного сотрудничества по уголовным делам на постсоветском пространстве.

References

1. Abdulloev P.S. Materials on international cooperation in the field of criminal procedure of Post-Soviet countries. Dushanbe, 2017 (in Russ.).

2. Bykova E.F. Modern processes of convergence and separation of the main legal systems. M., 2012. P. 171 (in Russ.).

3. The Criminal Procedure Code has been amended on extradition. URL: http://loyer.com.ua/ru/v-upk-vneseny-izmeneniya-ob-ekstraditsii/ (in Russ.)

4. The VRU adopted a Law on facilitating extradition. URL: https://day.kyiv.ua/ru/news/021018-vru-prinyala-zakon-ob-uproshchenii-ekstradicii (in Russ.)

5. Entered into force the law on the simplification of extradition. URL: https://www.ukrinform.ru/rubric-polytics/2572594-vstupil-v-silu-zakon-ob-uprosenii-ekstradicii.html (in Russ.)

6. Idiev F.F., Radzhabov F.N. Mechanism of extradition in the European Union and CIS countries: comparative legal analysis // The legal life. 2015. No. 4 (12). P. 54 (in Russ.).

7. Kachalova O.V. Accelerated proceedings in the criminal process of post-Soviet States // International Criminal Law and international justice. 2015. No. 4. P. 11 (in Russ.).

8. Klimova E.A. Simplification of the extradition procedure: the experience of the European Union // International Criminal Law and international justice. 2010. No. 1. P. 26 - 28 (in Russ.).

9. Nesterenko S.S. Trends in the development of the Institute of legal assistance in criminal cases in the XXI century // Almanac of International Law. 2010. No. 2. P. 290 (in Russ.).

10. The Prosecutor's Office has agreed with the Council of Europe on simplified extradition. URL: https://rg.ru/2015/02/24/ekstradicia-site.html (in Russ.)

11. Safarov N.A. European arrest warrant in the mechanism of legal regulation in criminal cases of the European Union member States // Jurisprudence. 2007. No. 1. P. 93 - 111 (in Russ.).

12. Charles R. Muslim Law. M., 1959. P. 44 (in Russ.).