On the relationship of legal science, family law and goal-setting of the state using the term "civil marriage" as an example
Table of contents
Share
Metrics
On the relationship of legal science, family law and goal-setting of the state using the term "civil marriage" as an example
Annotation
PII
S013207690009943-9-1
DOI
10.31857/S013207690009943-9
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Igor V. Gavrish 
Affiliation: Independent researcher
Address: Russian Federation, Kislovodsk
Edition
Pages
119-130
Abstract

The article presents a version of the emergence of the term "civil marriage" meaning cohabitation, which in legal science has the meaning of state marriage. It is proposed to distinguish the two existing meanings of the term "civil marriage", to introduce the term into legislation. The influence of the term on social processes is considered. The questions are posed: on the need to create legislative incentives to strengthen the institution of marriage, and to develop a comprehensive state approach in order to form in the minds the desire for large families as the main task of the state.

Keywords
marriage, cohabitation, actual marriage, actual marital relations, state marriage, religiosity, demography
Received
17.06.2019
Date of publication
23.06.2020
Number of characters
46051
Number of purchasers
5
Views
106
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
792 RUB / 15.0 SU
All issues for 2020
1200 RUB / 24.0 SU
1 Термин «гражданский брак» имеет довольно широкое употребление, но исследователи не часто увязывают его с нормами закона и социальными процессами в обществе, с отражением убеждений людей и целями государства.
2 В настоящее время в СМИ, художественной литературе, в разговорной речи юридически не осведомленных людей изредка и в научной литературе сформировалась практика употребления термина «гражданский брак» в значении сожительства мужчины и женщины без государственной регистрации брака – такова семантика этого термина в современном массовом сознании1. Юристы же вкладывают иной смысл – подразумевают под выражением «гражданский брак» только официально зарегистрированный в органах власти (в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС)) брачный союз мужчины и женщины, а термин «сожительство» в литературе по брачно-семейному праву заменяют эвфемизмом «фактический брак»2. Гражданский брак в значении государственный брак влечет все правовые последствия, изложенные в семейном законодательстве, которые возникают после его государственной регистрации в органах ЗАГС, в отличие от термина «гражданский брак», применяемого в значении сожительство, на которое не будет распространяться положение о наследовании по закону, о разделе имущества и ряд других норм закона. Так как эти термины не введены в семейное законодательство, то зачастую происходит подмена значения понятия, что недопустимо. Различные смысловые нагрузки одного термина создают путаницу и неопределенность. По мнению З.М. Абесалашвили, «без уяснения понятийно-категориального аппарата невозможно понять правовую сущность брачно-семейных отношений»3. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.
1. С.С. Арутюнов пишет: «Гражданский брак – брак не полный, не достаточный, спустя долгие десятилетия сохраняет свою изначальную семантику (значение) даже изменив свое значение» (см.: Арутюнов С.С. Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против». М., 2015. С. 56.).

2. Ранее ст. 3, 11, 16 Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 г. содержали формулировку «лица, фактически состоящие в брачных отношениях», вероятно, отсюда и произошло данное выражение.

3. Абесалашвили М.З., Тутарищева С.М. Проблемы правового толкования понятий «гражданский брак» и «фактические брачные отношения». URL: >>>> (дата обращения: 12.12.2018).
3 Многозначность и подмену первоначального смысла термина «гражданский брак» следует рассматривать как в границах науки брачно-семейной права, так и рамках смежной с нею – правовой или юридической лингвистики4. Сожительство активно изучается в юридической науке под термином «фактический брак» или «фактические брачные отношения»5. Делаются попытки законодательной легализации этого социального явления6, что демонстрирует его лингвистическую связь с правом. Право же наиболее плотно соприкасается с отношениями регулирования и следствиями брака в его различных формах проявления – официальных и неофициальных. Брак как общественный институт изучают также социология и ряд других наук.
4. Юридическая лингвистика изучает направление прикладной лингвистики, которое исследует проблематику на стыке пересечения языка, права и конфликта. Юридическая лингвистика к настоящему времени включает в себя несколько разделов: лингвоконфликтология, юридико-лингвистическая герменевтика, лингвистическая экспертология. На периферии юридической лингвистики находятся ортологические и суггестивные аспекты речевой деятельности юристов (см.: Сайт Центра экспертиз. URL: >>>> (дата обращения: 12.12.2018)).

5. Киселева Н. В. Установление фактических брачных отношений как «навязанная» государственная услуга // Семейное и жилищное право. 2019. № 2. С. 15; Паничкин В.Б., Паничкина Е.В. Предпосылки и способы институционализации сожительства в брак в российском праве // Семейное и жилищное право. 2017. № 4. С. 16.

6. См.: Законопроект члена Совета Федерации А.В. Белякова о легализации фактических брачных отношений // Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации. URL: >>>> (дата обращения: 12.12.2018).
4 При искажении изначального юридического значения термина происходит ошибочная ретрансляция его в новом, искаженном (с позиции юристов) значении, и лишь изредка можно услышать мнения специалистов об исключительно юридическом смысле термина7, но порою даже в энциклопедиях термин «гражданский брак» описывается как фактический брак8, т.е. сожительство.
7. См.: Паничкин В.Б., Паничкина Е.В. Указ. соч. С. 15 - 19.

8. См.: >>>> . Т. V (1). М., 2011. С. 158.
5 Многозначность термина заставляет нас обратиться к тем социальным процессам, который он обозначает. Как утверждает И.Р. Альбиков, «согласно статистическим данным, полученным в результате Всероссийской переписи населения 2010 г., в России 4.4 млн семейных пар состоят в «фактическом браке», что составляет около 13% от общего числа семейных пар, и по сравнению с предыдущими годами распространенность таких браков достаточно быстро возрастает»9. Все больше детей рождается вне брака – в сожительстве, к чему приводят изменение нравственных критериев дозволенного и уход от однозначных религиозный критериев нравственности, как пишет В.Б. Паничкин: «Россия, где каждый третий ребенок (30% в 2010 г.) рождается вне брака, а 10% взрослых состоит в незарегистрированном браке, находится в русле мировой тенденции, и процент бракоподобного сожительства имеет тенденцию лишь к росту, в том числе и ввиду того что количество людей в фактическом браке растет по всему миру и не имеет четкой зависимости от уровня жизни в стране. Если в 1960 г. в США у незамужних женщин рождалось примерно 5% детей, то в 1980 г. эта цифра достигла 18%, а в 2009 году 41%. Теми же темпами рос процент фактических браков в Европе: по данным Евростата, в 2011 г. 37,3% всех родов в 27 странах ЕС были внебрачными, причем в ряде стран вне брака родилось уже большинство детей: в Исландии 64,3, в Эстонии — 59,7, в Словении — 56,8, в Болгарии — 56, в Норвегии — 55, в Швеции — 54,2 и во Франции — 55%»10. Следует заметить, что это страны т.н. западной цивилизации, к которой относится и Россия, где идут аналогичные процессы, но с небольшим отставанием. Но это срез не всего мира, есть другие страны, где добрачное сожительство, развод осуждаются. Как следствие, они имеют высокий демографический прирост. Это - Индия11, исламские страны и ряд других стран, в них сильна традиция, которая чаще основывается на религиозных постулатах. Однако и эти страны испытывают современное европейское культурологическое влияние.
9. Альбиков И.В. Фактические брачно-семейные отношения мужчины и женщины: теория и практика правоприменения: дис. … канд. юрид наук. М., 2014. С. 112.

10. Паничкин В.Б., Паничкина Е.В. Указ. соч. С. 15.

11. См.: Брак и развод в Индии. Статистика и выводы // India Daily. URL: https://www.avito.ru/stavropol/noutbuki/thinkpad_t470_1549115168?slocation=621540 (дата обращения: 31.03.2019); Особенности брака по-индийски: «У вас принято влюбляться до свадьбы, а у нас – после». URL: >>>> (дата обращения: 31.03.2019).
6 Отношение людей к сожительству в России лояльное, социологические опросы показывают значительный процент (около 30%) положительного отношения к сожительству, фактическому или «гражданскому браку»12, что также придает ему легитимность в глазах общества, ведь акцент делается на слове «брак», а если есть такой брак, значит, общество его одобрило. Неоднократно высказываются мнения о необходимости придания фактическим бракам правового статуса. Так, по мнению С.И. Реутова, незарегистрированные фактические браки не могут находиться вне правового регулирования, т.к. сложившиеся на их основе семьи характеризуются теми же признаками, что и семья, созданная на основе зарегистрированного брака, и выполняют аналогичные функции: деторождения, воспитание детей, взаимной материальной поддержки и сотрудничества13. Да, функции одни и те же, только автор не упоминает, что сожительство является более неустойчивой формой отношений и при разрыве сожительствующая женщина не будет защищена законом. В настоящее время грань в российском обществе между сожительством и государственным браком размыта по причине ухода от патриархальной семьи, урбанизации и явившегося ее следствием вовлечения женщины в общественный труд, а в результате материнство и многодетность перестали быть целью неосознанной или осознанной, как то было ранее. А.Б. Синельников пишет: «Женщины, состоящие в незарегистрированном браке, не только рожают (в среднем на каждую из них) гораздо меньше детей, чем состоящие в зарегистрированном браке, но и намного чаще вообще никогда не рожают, т.е. остаются бездетными»14. Того классического понимания брака как устойчивых половых отношений, одобренных обществом, в новых урбанистических условиях жизни фактически не существует. Это констатация существующего состояния.
12. Опрос ФОМ: «Можно ли “гражданский брак” считать браком». URL: >>>> (дата обращения: 31.10.2014).

13. Цит. по: Альбиков И.В. Указ. соч. С. 70; Паничкин В.Б., Паничкина Е.В. Указ. соч. С. 17; Трофимец И.А. Актуальные вопросы заключения и прекращения брака на постсоветском пространстве. М., 2012. С. 124.

14. Синельников А.Б. Влияние разводов и отказов от регистрации брака на рождаемость. URL: >>>> (дата обращения: 31.03.2019).
7 Ситуацию необходимо и можно изменить.
8 Рассмотрим непосредственно термин «гражданский брак», из каких он состоит слов, каково их происхождение и современная семантика. Ключевым словом в рассматриваемом нами словосочетании является слово «брак». Брак – это уже не сожительство. Подразумевается, если есть брак, значит эти отношения одобрены как минимум родителями и обществом, т.е. малой социальной группой, окружающей такой брак. В социологической науке существуют различные наименования совместного проживания. Все половые отношения между мужчиной и женщиной, которые социум отрицал, не принимал, считались сожительством, а с позиции Русской Православной Церкви оцениваются как блуд. Церковь применяет выражение «блудное сожительство»15, приравнивая блуд к сожительству, т.к. сожительство есть следствие блуда. Семейное законодательство не содержит понятийного аппарата, в нем нет определения брака, в отличие от норм Русской Православной Церкви16.
15. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Сайт Русской Православной Церкви. URL: >>>> (дата обращения: 12.12.2018).

16. См.: Документ «О канонических аспектах церковного брака» // Сайт Русской Православной Церкви. URL: >>>> (дата обращения: 12.12.2018).
9 Перейдем к разбору другого составного слова термина «гражданский брак» – слову «гражданский». В законодательстве, и, в частности в семейном законодательстве, содержатся однокоренные ему слова и фразы: «органы записи актов гражданского состояния», «гражданское законодательство», «гражданское право», «Гражданский кодекс», «гражданин», «гражданское процессуальное законодательство», «гражданство». Все эти термины имеют историю возникновения, в которой первоначальное выражение «гражданский» является синонимом слова государственный и происходило от лат. civilisгражданский , государственный .
10 Происхождение другого однокоренного слова «гражданин» имеет общие черты с первым, т.е. обозначает принадлежность к государству17, но происхождение его иное (по крайней мере так говорят некоторые источники18). В Греции и Риме гражданином назывался не всякий житель того или другого города, а лишь член гражданской общины, называвшейся πολιτεία θ civitas. У древних греков словом πολιτεία обозначалась вся совокупность прав, принадлежавших гражданину19. Широко распространен также термин «гражданские права», который подразумевает личные права, его происхождение связано с рассмотренным выше словом «гражданин»20.
17. Слово пришло в русский язык в период распространения письменности на Руси и заимствовано из старославянского языка. Старославянское «гражданинъ» представляет собой словообразовательную кальку с греческого слова («гражданин» от «город», с буквальным значением – «житель города»). Исконно русским словом, называющим городского жителя, является форма «горожанин». Современное значение слова «гражданин», введенное в язык в конце XVIII в. Радищевым, – «лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся определенными правами», а также «человек, служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе» (см.: Этимологический словарь Семенова. URL: >>>> (дата обращения: 12.12.2018)).

18. См.: Сайт Словари-Энциклопедии. URL: >>>> (дата обращения: 12.12.2018).

19. См.: Сайт Словари-Энциклопедии. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. URL: >>>> (дата обращения: 12.12.2018).

20. Применяется в двух значениях: 1. Понятие «гражданского права» возникло в античную эпоху. Гражданские права принадлежали лишь членам городской общины - полиса и не распространялись на всех жителей >>>> ; 2. В гражданском праве гражданские права и обязанности - субъективные права и обязанности граждан и юридических лиц.
11 В настоящее время буквальный перевод «гражданский» как «государственный» будет иногда алогичным. Например, в юридической литературе и СМИ широко применим термин «гражданское общество», который буквально нельзя перевести как «государственное общество». Термин «гражданское общество» (civil society) ввел шотландский историк и философ-моралист А. Фергюсон. Как видим, российская лексика во многом лишь перенимает уже сформировавшиеся зарубежные выражения.
12 Ныне слова, корнем которых является «гражд», обозначают как принадлежность к государству, так и к обществу.
13 Обратимся к истории применения термина. Когда же впервые в России начал применяться термин «гражданский брак» и в каком значении? Следует напомнить, что впервые гражданский (государственный) брак вводится в Голландии в 1580 г., где в тот момент господствующее положение заняла Реформатская церковь. До этого единственной формой брака был католический брак. Правительство осознало, что «разность религиозной веры, очевидно, не мешает людям жить, жениться и замуж выходить»21. Как писал Г.Ф. Шершеневич, «под именем гражданского брака, вызванного государственной необходимостью, понимается институт, обусловленный невозможностью примирения вероисповедных различий, которые выражаются вредно на юридических актах, а следовательно, интересах государства»22. Это определение сделано в период, когда в Российской Империи государственным был только церковный брак.
21. Суворов Н.С. О гражданском браке. Ярославль, 1887. С. 29, 30.

22. Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского права в России. М., 2003. С. 191.
14 В российское общество термин пришел из научной юридической литературы. Изначально в юридическом значении он применялся в узком научном сообществе, в то время как в широкое общественное употребление он вошел в другом значении – как сожительство. Была предпринята попытка облагородить церковное понятие «блуд». В имперский период венчание было единственной формой государственного брака. Незаконное сожительство под благозвучным выражением обществу пытались подать как законное сожительство. Исторически в Российской Империи данный термин возник в противовес понятию религиозного брака и употреблялся уже в XIX в. в обыденном обороте для обозначении совместного сожительства мужчины и женщины без церковного бракосочетания (единственной государственной формы бракосочетания в XIX в.). В значении сожительства термин применялся в публикациях, литературных произведениях, существует художественна книга Н.И. Чернявского «Гражданский брак» (1868). И хотя автор в пьесе осуждает сожительство, но в то же время именуя его гражданским браком, тем самым пропагандирует другой, не юридический смысл термина23. Поскольку в Европе уже существовал гражданский брак, в научных кругах шло активное обсуждение его возможного введения в России24. Называя сожительство «гражданским браком», ему придавали легитимность в глазах общества.
23. См.: Чернявский Н.И. Гражданский брак. С предисл. авт. о значении брака. 2-е изд. СПб, 1868. С. 177.

24. См.: Суворов Н.С. Указ. соч.; Бердников И.С. Форма заключения брака у европейских народов в ее историческом развитии. СПб., 1887.
15 Из этого следует, что термин «гражданский брак» в настоящее время фактически употребляется в том же значении сожительства, что и в момент, когда он начал впервые применяться в российском обществе XIX в., но в юридической литературе он появился еще раньше. Поэтому применение данного термина к незарегистрированным государством брачным отношениям с точки зрения права будет неверным, вместе с тем история применения термина в значении «сожительство» в России длится далеко не одно столетие.
16 Из научного термина «гражданский брак» воплотился в законодательство. Впервые в России в 1874 г. был введен гражданский порядок заключения брака (гражданский брак) для старообрядцев (раскольников), который подлежал государственной регистрации в полицейском управлении25. По мнению И.Г. Оршанского, «дело идет “шло” о важнейших личных и имущественных интересах около 11-ти миллионов русских граждан»26, поэтому их интересы государство игнорировать не могло.
25. См.: Нижник Н.С. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории. СПб., 2006. С. 144.

26. Оршанский И.Г. Исследования по русскому праву семейному и наследственному. СПб.,1877. С. 263.
17 С приходом новой власти Советское правительство издает 18 декабря 1917 г. Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния27. Единственной формой брака государством признавался только гражданский (зарегистрированный в государственных органах) брак. Таким образом, термин «гражданский брак» в тот период в России вернул себе первоначальное юридическое содержание.
27. См.: СУ РСФСР. 1917. № 11. С. 160; Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: >>>> (дата обращения: 12.09.2016).
18 Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР (КЗоБСО) 1926 г.28 вводит понятие «лица, фактически состоящие в брачных отношениях». В юридической практике возник вопрос о приоритете зарегистрированного и фактического брака. Следствием доктринальной нерешенности вопроса о приоритете регистрированного или фактического брака явилась норма о том, что не подлежит регистрации новый брак лица, состоящего в зарегистрированном или не зарегистрированном браке (п. «а» ст. 6 КЗоБСО). Возник и другой вопрос, который не был решен в Кодексе: о возможности одновременного нахождения в нескольких фактических браках. При этом провозглашалась моногамия. Отстаивая позицию законодателя, Я.Н. Бранденбургский писал, что «в принудительном порядке расторгать брак было бы нецелесообразно, и в подавляющем большинстве случаев не выгодно более слабой [“экономически”] стороне брака – женщине»29. Такие правовые вопросы породило признание фактических отношений. После Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. юридическое значение получал только зарегистрированный государством брак (п. 19): отменялось юридическое признание фактических отношений.
28. См.: URL: >>>> (дата обращения: 12.09.2016).

29. Бранденбургский Я.Н. Курс семейно-брачного права. М., 1928. С. 67.
19 Юристы еще в XIX в. выражали протест против искажения первоначального смысла термина «гражданский брак». По Г.Ф. Шершеневичу, «гражданский брак – это также формальный брак, только лишенный церковного освящения, и совершаемый перед гражданскою, а не духовною властью, – только глубокое невежество могло использовать этот термин для обозначения внебрачного сожительства»30. В наши дни многие ученые-социологи высказывают недовольство подменой смысла термина. Так, А.И. Антонов указывает, что «довольно часто в массовой прессе возможно встретить наименования фактического брака “гражданским”. Неизвестно откуда оно пошло, но это чистое недоразумение… Тем не менее фактический и гражданский брак - это вовсе не синонимы»31.
30. Шершеневич Г. Ф. Наука гражданского права в России. М., 1915. С. 281.

31. Антонов А., Борисов В.А. Лекции по демографии: учеб. для вузов. М., 2011. С. 171.
20 Одиночные просветительские высказывания лингвистов и правоведов о единственно верном юридическом содержании термина не являются сколько-нибудь значимыми, т.к. не охватывают широкие массы.
21 Возможно ли будет общество сподвигнуть к употреблению выражения «гражданский брак» в значении государственный брак, ведь для современной юридической науки, откуда этот термин вышел, он стал архаичным и применяется лишь в историческом контексте32, или есть другие пути разрешения этого вопроса?
32. В законодательстве отсутствует термин «гражданский брак».
22 На наш взгляд, могут быть следующие варианты решения данного вопроса.
23 1. Наиболее желательный вариант развития событий – введение в Семейный кодекс РФ основных понятий Кодекса. В этом случае возможно наряду с таким понятием, как «семья», введение понятия «гражданский брак» в значении государственный брак (регистрируемый государством), которое может прийти на смену сегодняшней длинной, но формально точной формулировке закона: «государственная регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния», перешедшая из закона в научную литературу. В настоящее время позиция законодателя довольно консервативна: он не настроен вносить существенные изменения в семейное законодательство33, даже столь очевидно необходимое, т.к. небезосновательно полагает, что при изменении одного положения закона могут лавинообразно возникнуть новые притязания на внесение других изменений норм семейного права. В случае реализации этого варианта в последующем обществом будет заимствована терминология закона, в сознании людей постепенно произойдет изменение восприятия термина в значении сожительства. Если бы в действующем Семейном кодексе РФ определение государственной регистрации брака было обозначено термином «гражданский брак», то из общественного сознания постепенно ушла бы его ассоциация с сожительством.
33. Крашенинников П.В. Нужен ли России новый Семейный кодекс? // Семейное и жилищное право. 2017. № 1. С. 3 - 6.
24 Если же в закон ввести понятие «государственный брак», что с позиции сегодняшней лексики было бы более логично и понятно для восприятия, то тогда за сожительством по-прежнему останется название «гражданский брак». Сожительство как явление, в целом порицаемое в обществе, но существующее из-за попустительства государства, станет меньшим вызовом общественному мнению. Этот маятник общественного сознания легко качнуть как в одну, так и в другую сторону.
25 2. И маловероятный вариант – формирование в научных кругах специалистов по семейному праву единообразного понятийного аппарата и в последующем изложение его в учебной литературе по семейному праву, из которой произойдет его ретрансляция в общество. Если же оставить ситуацию без вмешательства, то это будет способствовать дальнейшему развитию деструктивных социальных и, как следствие, демографических процессов.
26 Так является ли вопрос о термине «гражданский брак» только лингвистическим, юридическим или он имеет социальное и государственное значение? Именуя сожительство «гражданским браком», а по сути, фактически браком, мы тем самым в глазах общества допускаем или даже приветствуем такие отношения, фактически легализуем их. Применение термина «гражданский брак» в значении сожительства является инструментом социальной инженерии34, вольно или невольно формирующим в сознании молодежи, будущих законодателей отношение к сожительству как к естественному, нормальному состоянию. На деле произошла подмена понятий, по сути, обман, недозволенное ранее религией, как православием, так и исламом. Сожительство, легализовавшись в обиходной версии термином «гражданский брак», легализовался и в сознании общества, как что-то дозволенное или как минимум допустимое. Часть людей, состоящих в сожительстве, в дальнейшем регистрируют брак в ЗАГСе или регистрируют брак в ЗАГСе после рождения ребенка, либо такие отношения прекращаются. Отношения также могут прекращаться с наступлением беременности или рождением ребенка, и тогда все бремя воспитания ребенка ложится только на мать, т.к. ребенок чаще остается с матерью. Значительная часть женщин не станет доказывать отцовство сожителя и взыскивать алименты с биологического отца, в отличие от тех, что состояли с мужем в официальном браке, поскольку это связано с дополнительной судебной волокитой. Правовая фиксация брачных отношений и затрудненная процедура развода, как было в Российской Империи с церковным браком, который являлся тогда государственным, могут сохранить значительную часть браков от распада, обезопасить «слабую» сторону брака – женщину (в действующем Семейном кодексе РФ закреплена полная свобода развода). Высказываются мнения о необходимости введения значительной государственной пошлины на развод, что призвано сохранить брак, – это мера запретительная. При этом ее введение никак не явится стимулом для сожительства, не заставит отказаться от заключения брака, т.к. при заключении брака мысли о разводе отсутствуют, если только хотя бы одна из сторон не преследует иные мотивы. И если брак сравнивать со сделкой (что содержательно не верно), то, заключая ее, каждая из сторон предполагает ее реализацию. Гегель в «Философии права» писал о необходимости законодательного ограничения развода: «Так как в браке заключен момент чувства, он не абсолютен, а неустойчив и содержит в себе возможность расторжения. Но законодательства должны всеми способами затруднять осуществление этой возможности и охранять право нравственности от случайного желания»35.
34. По мнению А.В. Веселова, «субъект социальной инженерии должен быть включен в свой объект – социальную систему, поскольку, воздействуя на нее изнутри, субъект, познавая, конструирует ее новое состояние» (см.: Веселов А.А. Социальная инженерия: сущность и парадигмальная методология: дис. ... канд. филос. наук. М., 2012. С. 135, 136).

35. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 211.
27 Укреплению государственного брака также призваны способствовать меры юридического стимулирования для состоящих в браке: увеличение продолжительности отпуска, материальная помощь при заключении брака, льготное кредитование и т.п.36 При этом целесообразно сосредоточиться на материальном стимулировании не просто материнства, а материнства именно женщин, состоящих в браке: брак необходимо сделать материально выгодным.
36. См.: Киселева Н.В. Указ. соч. С. 15.
28 Существует совершенно иное влияние на сознание людей, в отличие от законодательного более глубинное – религиозное. В то же время религиозность людей не значительна37, цифры зависят от региона и вероисповедания: так, процент людей, исповедующих ислам на Северном Кавказе, достаточно большой38. Поэтому остается два пути дальнейшего развития семейного законодательства России. Выбор между ними будет обусловлен позицией общества: следование правовой традиции, сформировавшейся в странах Западной Европы по поэтапному правовому закреплению фактических браков39, или же продолжению правового признания только зарегистрированных государством браков. Здесь возникает важнейшая грань, которую легко и незаметно перешли страны Европы, начав с частичного правового признания фактических браков, а затем, постепенно наделив их бóльшими правами, что явилось следствием уменьшения религиозного христианского сознания. В то же время Россия присоединилась к Конвенции по защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.40, взяв на себя обязательства соблюдать решения Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). Отдельные дела по искам россиян при решении споров, связанных с фактическими брачными отношениями, в ЕСПЧ удалось выиграть: были признаны реальные отношения, несмотря на отсутствие их государственной регистрации41. Признание Россией обязательства соблюдать решения Европейского Суда является в целом существенным благом, т.к. приближает ее правоприменительную практику к европейским ценностям, возводя права человека в наивысшую ценность.
37. См.: Синелина Ю. Ю. Религиозность в современной России // Отечественные записки. >>>> . URL: >>>> (дата обращения: 19.03.2018); Исследовательская служба СРЕДА. Атлас религий и национальностей Российской Федерации. 2012. С. 12; Филатов С.Б., Лункин Р.Н. «Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность» // Соц. исследования. 2005. № 6. С. 35–45. URL: >>>> (дата обращения: 19.03.2018).

38. См.: CAUCASUSTIMES / Опрос на Северном Кавказе 2017. URL: >>>> (дата обращения: 19.03.2018).

39. См.: Козина Е.А. О сожительстве. URL: >>>> (дата обращения: 19.03.2019).

40. См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 г., с изм. от 13.05.2004 г.) // БМД. 2001. № 3.

41. См.: Дело «Прокопович (Procopovich) против Российской Федерации»: от 18 ноября 2004 года (жалоба N 58255/00 // Росс. юстиция. 2005. № 5. С. 68 - 74.
29 Таким образом, в случай обращения в ЕСПЧ и принятия им соответствующего решения Россия признает фактический брак по конкретному иску. Одновременно с этим российские суды не признают сожительство (фактический брак). Возникает правовая коллизия.
30 В случае если Россия пойдет по пути Европы в признании фактических браков, то и социальные, и демографические процессы в ней произойдут те же, что и в Европе – количество браков будет уменьшаться, и, как следствие, произойдет ухудшение демографической ситуации. Стоит ли повторять этот путь? Признание же однополых браков в этом ряду законодательной «либерализации» брака в Европе - это апогей отступления от нравственных ценностей, основанных на религиозном учении, и пример искаженного понимания сути философии прав человека.
31 Население Европы сокращается, особенно этот процесс выражен в отдельных странах42. В этом ли суть прав человека? На наш взгляд, идеология прав человека, сформировавшаяся в философии43 и принятая правом, есть величайшее благо, но на каком-то этапе в Европе произошло искажение ее сути в части брачных отношений. Религиозные ценности, культивируемые веками, сменились другими, новыми ценностями, и там, где следовало объединить новые и старые ценности, произошло их противостояние. А возможно ли вообще их объединить? Религиозная позиция содержит четкие разграничения брака и сожительства. Наиболее многочисленные религиозные конфессии России – христианская и мусульманская, их нормы содержат запрет на половые отношения до брака. Вступать в половые отношения возможно только после проведения религиозного обряда заключения брака, т.е. без брачной церемонии половые отношения недопустимы и в православии44, и в исламе45. Брачные намерения, становясь публичными, легитимизируют брачные отношения перед религиозной общиной, поэтому сожительство или, по-другому, гражданский брак (в значении, как этот термин понимается большинством) в этих религиях недопустимо.
42. См.: Народонаселение // Сайт ООН. URL: >>>> (дата обращения: 19.03.2019); Перспективы мирового народонаселения // Сайт ООН. URL: >>>> (дата обращения: 19.03.2019).

43. См.: >>>>

44. См.: Х. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Сайт Русской Православной Церкви. URL >>>> (дата обращения: 19.03.2019).

45. Исламский брак называется никах, завадж, ‘урс (араб.) – это брак, заключенный в соответствии с положениями ал-Фикха; фактическое вступление в супружеские отношения; завершающий этап брачной церемонии, после чего брак, который мог быть формально заключен задолго до этого, считается свершенным (см.: Рахманов А. Исламское право. Ташкент, 2003. С. 281); Ислам допускает только брачное сожительство мужчины и женщины, «семья, созданная на основе законного брака, санкционированного шариатом, является краеугольным камнем здорового общества. Ислам отвергает любые другие формы семьи, претендующие на законность, а также запрещает другие, находящиеся вне пределов шариата формы сожительства между мужчиной и женщиной» (см.: Пункт № 17. Постановление № 114 (12/8). Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения. Об исламской декларации «Роль женщины в развивающемся исламском обществе» (23 - 28 сентября 2000 г.). URL: >>>> (дата обращения: 09.12.2012).
32 Христианская религиозность в Европе фактически исчезла46. В нашем государстве декларируется религиозная свобода, идет строительство культовых заведений, но религиозность людей не значительна – возродится ли религиозность в христианских регионах России в той степени, как это произошло в ряде ее регионов, традиционно исповедующих ислам, и где наблюдается рост рождаемости?47 От этого будет зависеть демография страны и ее будущее в целом. Сегодня демографические перспективы для большинства россиян, формально относящих себя к православным, но на деле не придерживающихся норм православия48, катастрофичны (лишь 3-10% придерживаются конфессиональных правил, в группе молодежи - менее 3%49)50.
46. Показателем упадка религиозности в Европе может служить пример отношения к однополым брака: впервые решение о легализации однополых отношений через референдум было принято в Ирландии, что демонстрирует возможность весьма быстрого изменения в сознании личности и общества в стране, в которой исторически была сильна католическая религия, ведь в Ирландии еще 20 лет назад, соблюдая католическую традицию, был запрещен даже развод (см.: Ирландцы поддержали на референдуме однополые браки // Lenta.ru. URL: >>>> (дата обращения: 12.09.2016)).

47. Об этом говорят показатели Росстата по Дагестану и Чечне, при этом в соседнем Ставропольском крае, где 80.9% русских, демографическая ситуация отрицательная (см., напр.: Данные Росстата Дагестана. URL: >>>> ; >>>> (дата обращения: 20.0.2019); Данные Росстата Ставропольского края. >>>> . URL: >>>> (дата обращения: 20.0.2019)).

48. См.: Синелина Ю.Ю. Указ. соч.; Исследовательская служба СРЕДА. Атлас Религий и Национальностей Российской Федерации. 2012. С. 12; Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Указ. соч.

49. Об этом возможно судить исходя из данных о количестве венчаний в Санкт-Петербурге (см.: Православие и мир // «Все! Я от тебя ухожу!»: 1638 венчаний и 901 развод. URL: >>>> (дата обращения: 19.03.2018)).

50. Глава Патриаршей комиссии заявил, что через 30 лет в России не останется русских // Сайт Интерфакс. URL: >>>> (дата обращения: 19.03.2019).
33 Связь между усилением религиозного сознания и увеличением рождаемости доказана на примере Израиля, США51 и отдельных регионов России, где доминирует исламское вероисповедание.
51. См.: Антонов А.И. Фамилистические исследования. М., 2009. С. 132; Карлсон А. Общество – семья – личность: социальный кризис Америки. Американская школа альтернативной социологии. М., 2003. С. 151, 152, 155, 156.
34 Столь ли велика разница между сожительством и государственным браком? При нахождении в сожительстве и браке большой разницы может и не быть, поскольку обе стороны брака готовы идти навстречу друг другу и договариваться, а вот при возникновении конфликта, при разводе – разница огромная.
35 Понятие «гражданский брак» как государственный и сожительство следует различать, пока еще не поздно и в обществе еще живо понимание, что из этого хорошо, а что - плохо, где - добро, а где - зло (в глубинном сознании общества жива религиозная основа этих понятий). А ведь еще немного, и эта грань может стереться.
36 Перед государством стоит вопрос: следует ли в семейном законодательстве закреплять наметившиеся социальные отношения повсеместного внебрачного сожительства или же продолжать придерживаться позиции разграничения сожительства и брака по правовым последствиям? Ответ, на наш взгляд, довольно прост и зависит от того, какую основную функцию государство хочет возложить на институт брака и возникающий из него институт семьи – на деле, а не декларативно. От решений государства зависит, каким общество будет в будущем, ведь статус брака в обществе и его правовое обеспечение – это дети, рожденные или не рожденные в браке, это будущая демографическая ситуация в государстве. На основании актуализированной морально-нравственной позиции в обществе формируется будущее правовое закрепление.
37 Результатом принятых и воплощенных решений государства явится будущее - большое или малое количество граждан государства, т.е. сильное или слабое государство, или оно вовсе исчезнет.
38 Дальнейшее применение в обществе термина «гражданский брак» в смысле сожительства будет все больше увеличивать количество сожительств. Применение к сожительству в юридической литературе термина «фактический брак», с нашей точки зрения, ошибочно, т.к. это придает легитимность в обществе таким отношениям, да и в законодательстве этот термин давно перестал применяться, и не стоит его возрождать - возрождая его, мы даем надежду на правовое одобрение в будущем таких отношений.
39 Подобно тому как в 1917 г. развод стал свободным, когда был запрещен религиозный брак, узаконено сожительство, так спустя более чем 100 лет настало время возвращаться к введению в семейное законодательство норм, направленных на укрепление государственного брака. У многих это высказывание вызовет критику, а ведь 100 лет назад среднее количество детей в семье было 10-15, а сейчас менее двух, и никто не скажет, особенно среди людей старшего возраста, что это им нравится, а ведь законодательные и социальные процессы взаимосвязаны. Если государство ставит целью кардинально улучшить демографическую ситуацию – сойти с пути вымирания, то эти меры должны носить комплексный характер: законодательные меры (как стимулирующие, так и запретительные), создание информационного культа брака и многодетности в школе, вузе, СМИ, сети Интернет, усиление религиозности (это самый сложный вопрос – сохранение баланса светскости государства и усиления религиозности, поскольку возможны перекосы, как сегодня, когда уголовный закон чувства верующего защищает, а чувства атеиста нет). Сейчас страна урбанизирована, быт и уклад иной, нежели это было в XIX в., но цели у государства остались прежние – созидание и развитие, а это возможно осуществить, основываясь только на главном богатстве страны – на человеке. И, как известно, главное влияние на демографическую составляющую оказывает количество родившихся.
40 В случае если государство намеревается улучшить демографическую ситуацию, то оно вынуждено будет влиять на сознание людей – увести их от господствующей в сознании доминанты индивидуализма. Следует понимать, что материальное стимулирование по влиянию на демографические процессы вторично, но его, как и законодательные меры, обязательно следует применять.
41 Право, воплощенное и реализуемое в законодательстве, призвано помочь человеку жить, если право государства в конечном счете способствует вымиранию общества – это теоретическая ошибка права и законодателя. Сведение функции права (брачно-семейного законодательства) к примитивному регулированию только имеющихся отношений, без учета цели развития общества представляет собой крайне ограниченную позицию. К сожалению, решая сиюминутные задачи, авторы правовых новелл не всегда соотносят их содержание с основной их целью – развитием общества и государства. Функция права созидательная – облегчать жизнь людей и на основании этого созидать и развивать общество, думая о будущем, прогнозируя и воплощая планы!
42 Вывод: в России термин «гражданский брак» пришел первоначально в юридическую литературу для обозначения регистрируемых (заключаемых) государством браков (гражданский брак существовал в Европе, в России его не было), т.е. в значении государственный брак и употреблялся в узком научном кругу, в то время в России единственным государственным браком был церковный. Затем в средине XIX в. литераторами и журналистами термин «гражданский брак» был привнесен в общественное употребление в значении сожительство, тем самым либеральная общественность того времени желала приблизить те брачные свободы, в т.ч. развода, которые давал существовавший в Европе институт гражданского брака. Добрачное сожительство отрицается основными конфессиями России – православием и исламом. Массовая семантика термина «гражданский брак» на сегодня однозначна, выражение воспринимается только как сожительство. Называя термином «гражданский брак» сожительство, общество тем самым поощряет и пропагандирует сожительство, т.к. оно, будучи названо браком, наделяется в сознании людей правами брака, становится в их глазах допустимым.
43 Единственной действенной мерой по разграничению двух смыслов термина будет законодательное изменение, т.е. введение в семейное законодательство термина «гражданский брак» в значении государственный брак. Таким образом постепенно первоначальный смысл термина войдет в общественный оборот.
44 Толкование и практика применения данного термина оказывает значительное влияние на социальные и демографические процессы, и поэтому игнорировать существующую семантику термина «гражданский брак» (как сожительство) недопустимо.

References

1. Abesalashvili M.Z., Tutarisheva S.M. Problems of legal interpretation of the concepts "civil marriage" and "actual marriage relations". URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-tolkovaniya-ponyatiy-grazhdanskiy-brak-i-fakticheskie-brachnye-otnosheniya (accessed: 12.12.2018) (in Russ.).

2. Albikov I.V. Actual marital and family relations of men and women: theory and practice of law enforcement: dis. ... PhD in Law. M., 2014. P. 70, 112 (in Russ.).

3. Antonov A.I. Family studies. M., 2009. P. 132 (in Russ.).

4. Antonov A.I., Borisov V.A. Lectures on demography: Textbook for universities. M., 2011, P. 171 (in Russ.).

5. Arutyunov S.S. Why go to the registry office if marriages are concluded in heaven, or Civil marriage: "for" and "against". M., 2015. P. 56 (in Russ.).

6. Berdnikov I.S. Form of marriage among European peoples in its historical development. SPb., 1887 (in Russ.).

7. Marriage and divorce in India. Statistics and conclusions // India Daily. URL: https://www.avito.ru/stavropol/noutbuki/thinkpad_t470_1549115168?slocation=621540 (accessed: 31.03.2019) (in Russ.).

8. Brandenburgsky Ya. N. Course of family and marriage law. M., 1928. P. 67 (in Russ.).

9. Veselov A.A. Social engineering: essence and paradigm methodology: dis. ... candidate of philosophy. M., 2012. P. 135, 136 (in Russ.).

10. Hegel G.V.F. Philosophy of Law. M., 1990. P. 211 (in Russ.).

11. The head of the Patriarchal Commission said that in 30 years there will be no Russians left in Russia // The Website Interfax. URL: https://www.interfax.ru/russia/655738 (accessed: 19.03.2019) (in Russ.).

12. Data of The Federal State Statistics Service Of Dagestan. URL: http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagstat/ru/statistics/population/; http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagstat/resources/f8044f80466fa9e9ad90ededfce35b80/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8+%D0%94%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD.pdf (accessed: 20.0.2019).

13. Data from the Federal state statistics service of the Stavropol territory. The forecast of demographic indicators in the Stavropol region to 2018 - 2036 years. URL: http://stavstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/stavstat/ru/statistics/stavStat/population/ (accessed: 20.0.2019) (in Russ.).

14. Document "On canonical aspects of Church marriage" // Website of the Russian Orthodox Church. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5075384.html (accessed: 12.12.2018) (in Russ.).

15. The Irish supported same-sex marriage in the referendum // Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2015/05/23/gay/ (accessed: 12.09.2016) (in Russ.).

16. Research service ENVIRONMENT. Atlas of religions and nationalities of the Russian Federation. 2012. P. 12 (in Russ.).

17. Karlson A. Society-family-personality: the social crisis of America. American school of alternative sociology. M., 2003. P. 151, 152, 155, 156 (in Russ.).

18. Kiseleva N.V. Establishment of actual marriage relations as an "imposed" public service // Family and housing law. 2019. No. 2. P. 15 (in Russ.).

19. Kozina E.A. About cohabitation. URL: https://zakon.ru/blog/2017/5/2/o_sozhitelstve (accessed: 19.03.2019) (in Russ.).

20. Krasheninnikov P.V. Does Russia Need a new Family code? // Family and housing law. 2017. No. 1. P. 3 - 6 (in Russ.).

21. Muschinina M.M. On legal linguistics in Germany and Austria. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-pravovoy-lingvistike-v-germanii-i-avstrii-1 (accessed: 12.12.2018) (in Russ.).

22. Population // The UN website. URL: https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/population/ (accessed: 19.03.2019) (in Russ.).

23. Nizhnik N.S. Legal regulation of family and marriage relations in Russian history. SPb., 2006. P. 144 (in Russ.).

24. New Russian encyclopedia: in 12 vols. / editorial: A.D. Nekipelov. T. V (1). M., 2011. P. 158 (in Russ.).

25. FOM Survey: "Can a civil marriage be considered a marriage?" URL: http://solitarius.ru/public/38497.htm (accessed: 31.10.2014) (in Russ.).

26. Orshansky I.G. Research on Russian family and inheritance law. SPb., 1877. P. 263 (in Russ.).

27. The foundations of the social concept of the Russian Orthodox Church // Website Of The Russian Orthodox Church. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (accessed: 12.12.2018) (in Russ.).

28. Features of Indian marriage: "It is customary for you to fall in love before the wedding, and for us to fall in love after". URL: https://www.business-gazeta.ru/article/381210 (accessed: 31.03.2019) (in Russ.).

29. Panichkin V.B., Panichkina E.V. Prerequisites and methods of institutionalization of cohabitation in marriage in Russian law // Family and housing law. 2017. No. 4. P. 15 - 19 (in Russ.).

30. World population prospects // The UN website. URL: https://esa.un.org/unpd/wpp/Publications/Files/WPP2017_KeyFindings.pdf (accessed: 19.03.2019) (in Russ.).

31. Petrova I.L. Problems of modern legal linguistics. Vladimir, 2016 (in Russ.).

32. Orthodoxy and the world // "All! I'm leaving you!": 1,638 weddings and 901 divorces. URL: http://www.pravmir.ru/ya-ot-tebya-uhozhu/ (accessed: 19.03.2018) (in Russ.).

33. Rakhmanov A. Islamic law. Tashkent, 2003. P. 281 (in Russ.).

34. Sarkisyants V.R. Legal linguistics and modern lexicography. Rostov n/D., 2017. P. 173 (in Russ.).

35. Sinelina Yu. Yu. Religiosity in modern Russia // Domestic notes. 2013. No. 1(52). URL: http://magazines.russ.ru/oz/2013/1/21s-pr.html (accessed: 19.03.2018) (in Russ.).

36. Sinelnikov A.B. Influence of divorce and refusal of marriage registration on birth rate. URL: https://psy.su/feed/5794/ (accessed: 31.03.2019) (in Russ.).

37. Suvorov N.S. On civil marriage. Yaroslavl, 1887. P. 29, 30 (in Russ.).

38. Trofimets I.A. Actual issues of conclusion and termination of marriage in the post-Soviet space. M., 2012. P. 124 (in Russ.).

39. Utyashev M.M., Utyasheva L.M. Human rights in modern Russia. Ufa, 2003. P. 616 (in Russ.).

40. Filatov S.B., Lunkin R.N. "Statistics of Russian religiosity: the magic of numbers and ambiguous reality" // Social research. 2005. No. 6. P. 35 - 45. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/967/921/1216/35-Filatovx2c_Lunkin.pdf (accessed: 19.03.2018) (in Russ.).

41. Chernyavsky N.I. Civil marriage. With the Preface of the author. about the meaning of marriage. 2nd ed. SPb., 1868. P. 177 (in Russ.).

42. Shershenevich G.F. Science of civil law in Russia. M., 1915. P. 281; M., 2003. P. 191 (in Russ.).

43. Semyonov's Etymological dictionary. URL: http://www.slovorod.ru/etym-semenov/sem-g.htm#gr (accessed: 12.12.2018) (in Russ.).