On the radical transformation of the mechanism of assigning the academic title professor
Table of contents
Share
Metrics
On the radical transformation of the mechanism of assigning the academic title professor
Annotation
PII
S013207690004423-7-1
DOI
10.31857/S013207690004423-7
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Mikhail I. Kleandrov 
Occupation: Chief researcher of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Affiliation: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
27-37
Abstract

The current situation with the legal framework for the assignment of the academic title of Professor is considered. The author comes to the following conclusion: in the main question “Why is this academic title assigned, for achieving what results and in which field exactly?” there is no necessary clarity, unlike the mechanism of awarding the degree of Doctor of Science. The statement is substantiated: the focus here should be on achievements not in the scientific sphere, but in the sphere of preparing of people with higher professional education and people with higher scientific qualification. The decisive role should be played by Professors of the scientific specialty for which the applicant claims in the two-instance procedure of assigning the requested title. Options for solving this problem are offered.

Keywords
Professor, academic title, modernization of the assignment mechanism
Received
25.03.2019
Date of publication
28.03.2019
Number of purchasers
51
Views
1695
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1 Действующее Положение о присвоении ученых званий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2013 г. № 1139 (с изм. по сост. на 01.10.2018 г., внесенными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2018 г. № 1168)1 (далее – Положение), определения понятия «профессор», как, впрочем, и «доцент», не содержит. Отсутствует определение этого понятия и в Административном регламенте Минобрнауки России по предоставлению государственной услуги (? ̶ М.К.) по присвоению ученых званий профессора и доцента, утвержденном Приказом Минобрнауки России от 25 декабря 2014 г. № 1620 (в ред. приказов от 09.06.2016 г. № 694 и от 27.03.2017 г. № 271). И, что уж совсем удивительно, нет его в 20-томной Новой Российской энциклопедии, где опубликовано свыше 60 тыс. статей – в т. XIII (2) оно не присутствует между статьями «профессиональные союзы» и «профили архитектурные»2.
1. См.: Бюллетень ВАК Минобрнауки РФ. 2018. № 6. С. 28–44.

2. См.: Новая Российская энциклопедия: в 20 т. Т. 13 (2) / гл. ред. В.И. Данилов-Данильян, А.Д. Некипелов; науч. ред. тома А.И. Алешин и др. М., 2013. С. 230.
2 Между тем понятие «профессор» широко используется в быту. Википедия его определяет как «профессор (лат. – professor) – преподаватель – ученое звание и должность преподавателя. Официальный статус c XVI века, впервые – в Оксфордском университете». Как ученое звание и как должность оно широко используется во всем мире; званием профессора в нашей стране обладают более 30 тыс. человек. И появилось оно в России далеко не вчера – введено было в 1755 г. Проектом об основании Императорского Московского университета3.
3. См. подр.: Императорский Московский университет: 1755–1917: энциклопедический словарь / сост. А.Ю. Андреев, Д.А. Цыганков. М., 2010. С. 595, 596.
3 Небезынтересна динамика фиксированных требований к должности профессора российских университетов ХIХ в. Так, § 28 Устава Императорского Московского университета от 5 ноября 1804 г. установил: «Главная должность профессоров состоит в том, чтоб: 1) преподавать курсы лучшим и понятливейшим образом и соединять теорию с практикой во всех науках, в которых сие нужно. 2) преподавая наставления, пополнять курсы свои новыми открытиями, учиненными в других странах Европы. 3) присутствовать в заседаниях и при испытаниях. 4) руководствуя адъюнктов, подавать им способ достигать высшей степени совершенства». А п. 85 Общего устава Императорских российских университетов от 26 июля 1835 г. определил: «Должность профессора заключается: 1) в полном правильном и благонамеренном преподавании своего предмета; 2) в точном и достоверном сведении о ходе и успехах наук, им преподаваемом, в учёном мире; 3) в заседаниях в Совете, факультетских собраниях и Правлении, смотря по назначению каждого». Параграфы же 68 и 69 Общего устава Императорских российских университетов от 18 июня 1863 г. жёстко закрепили: «Никто не может быть ординарным или экстраординарным профессором, не имея степени доктора по разряду наук, соответствующих его кафедре»; «Ищущие звания профессора, но неизвестные факультету своими преподавательскими способностями, должны прочесть публично в присутствии факультета две пробные лекции: одну на тему по собственному избранию, а другую – по назначению факультетского собрания». И т.д.
4 Широко распространено понятие «профессор» в фольклоре, в основном – в шутливой форме – профессор позиционируется как чрезмерно задумчивый, рассеянный, не от мира сего человек. Вместе с тем Марк Твен, например, говорил: «Сбылась ли когда-нибудь хоть одна мальчишеская мечта? Сомневаюсь. Взгляните на Брандера Маттьюза. Он хотел стать ковбоем. И кто он сегодня? Всего лишь университетский профессор. Станет ли он когда-нибудь ковбоем? В высшей степени маловероятно». Еще хлеще выразился Эдгар Дейл: «Профессор знает не больше тебя, но его невежество лучше организовано».
5 Таким образом, можно уверенно сказать: профессора уверенно и издавна занимают свою нишу в общественной жизнедеятельности во всем мире. И понятие «профессор» – неоднородное. Так, в России еще с XVIII в. были ординарные (штатные) профессора, а в ряде стран за рубежом они и сейчас есть; обобщенно это – заведующий кафедрой, в нашей стране с 1884 г. имеющий право на получение чина 5-го класса (статский советник). Были также (а за рубежом и сейчас есть) и экстраординарные (внештатные) (лат. extra – вне + ordo – ряд, порядок + professor – преподаватель) профессора, начинающие, после получения докторской степени, исследователи, они не заведовали кафедрой, не были членами ученого совета университета и получали невысокое жалованье. Впрочем, оба эти звания Советская власть ликвидировала как класс.
6 Считать, что с присвоением ученого звания профессора в Советском Союзе было все четко отработано, будет опрометчиво. Как отмечает В.И. Жуков, установленный в дооктябрьский период порядок научно-педагогической аттестации был отменен декретом Совнаркома РСФСР от 1 октября 1918 г. «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных учебных и высших учебных заведений Российской Республики». «Некоторыми изменениями» стали: отмена бытовавших степеней и званий; присвоение всем преподававшим в вузе в течение трех лет звания «профессор», прочим – «преподаватель»4.
4. Подробнее см.: Жуков В.И. Университетское образование: история, социология, политика. М., 2003. С. 43.
7 И в послевоенный период практика присвоения (как и неприсвоения) ученого звания профессора адекватной была не всегда, например, как указывается в современных СМИ: «Преподавать в Литературном институте Паустовский начал с 12 декабря 1945 г. в должности старшего преподавателя с окладом 1100 руб. в месяц. В то время это был уже известный прозаик и драматург, но настоящая слава пришла к нему в 50-е. А в 1951 г. аттестационная комиссия легко отклонила ходатайство старшего преподавателя об утверждении его в ученом звании профессора – не заслужил-с!»5.
5. Росс. газ. 2018. 17 дек.
8 На «сломе эпох» – в конце советского и начале постсоветского исторических периодов - порядок присвоения ученого звания профессора был дифференцирован. Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 г. № 1186 «Вопросы аттестации научных и научно-педагогических кадров (вместе с Положением о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий)» было установлено, что ученое звание профессора работникам вузов, институтов повышения квалификации и приравненных к ним учебных заведений, а также работникам НИИ при вузах присваиваются Государственным комитетом СССР по народному образованию по ходатайствам ученых советов этих организаций; работникам домов и кабинетов политического просвещения, лекторских групп, имеющих учёные степени и постоянно ведущих учебную работу в университетах марксизма-ленинизма, - Государственным комитетом СССР по народному образованию в соответствии с установленным им порядком; работникам научных организаций АН СССР и академий наук союзных республик, НИИ (кроме НИИ при вузах) и приравненных к ним организаций, а также научно-производственных объединений, межотраслевых научно-технических комплексов, межотраслевых государственных объединений - ВАКом по ходатайствам учёных (научно-технических) советов этих организаций. Вместе с тем ВАК СССР и Государственный комитет СССР по народному образованию в соответствии с их компетенцией мог предоставлять право ученым (научно-техническим) советам отдельных научных организаций, научно-исследовательских институтов, научно-производственных объединений, вузов, институтов повышения квалификации и приравненных к ним организаций принимать решения по вопросам о присвоении ученых званий, не требующие проведения в ВАКе СССР и Государственном комитете СССР по народному образованию экспертизы по существу материалов аттестационных дел.
9 Постановлением Правительства РФ от 24 октября 1994 г. № 1185 было утверждено и введено в действие с 1 января 1995 г. Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий, в немалой мере развивающее Положение 1989 г. Пунктом 44 Положения 1994 г. было установлено: «Ученое звание профессора по специальности присваивается докторам наук, работающим в научных, научно-исследовательских и научно-производственных организациях и занимающих должности ведущего научного сотрудника, главного научного сотрудника, заведующего (начальника) научно-исследовательским отделом (отделением, сектором, лабораторией), ученого секретаря, научного руководителя или консультанта, заместителя директора, директора, с научным стажем не менее пяти лет и успешно проработавшим в этих должностях не менее года, имеющим, как правило, не менее пяти учеников, которым присуждены ученые степени и у которых они являлись научными руководителями или научными консультантами, и печатные научные работы, в том числе опубликованные после защиты докторской диссертации». Таким образом тогда: а) основания и порядок присвоения ученого звания профессора и присуждения ученой степени доктора наук регулировались одним актом; б) п. 1 этого Положения определялось: кому эти степень и звание присуждались и присваивались – «лицам, которые имеют глубокие профессиональные знания и научные достижения в определенной отрасли науки» (но, к сожалению, и тогда не было ясности – в отношении ученого звания профессора – за что оно присваивается – если за наличие глубоких профессиональных знаний, то как эту глубину (именно глубину!) определить (?), а если за научные достижения, то это – дублирование ученой степени доктора наук); в) учёное звание профессора присваивали – дифференцированно – два Государственных комитета СССР (ВАК СССР был Высшим аттестационным комитетом - на уровне союзного госкомитета)6; г) Правительством РФ Постановлением от 30 января 2002 г. № 74 был даже утвержден Единый реестр ученых степеней (по отрасли наук) и ученых званий (по специальности) согласно номенклатуре специальностей, куда входили и профессора по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (т.е. тогда были и профессора по специальности, и профессора по кафедре).
6. При этом ВАК РФ по положению 1994 г. мог предоставлять право ученым (научно-техническим) советам отдельных научных, научно-исследовательских и научно-производственных организаций принимать решения о целесообразности присвоения ученого звания профессора по специальности, не требующего проведения в ВАКе РФ экспертизы по существу материалов аттестационных дел (см. подр.: Комментарий к Положению о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых званий / авт.-сост.: С.П. Кулешов (рук. авт. кол.), В.Г. Выскуб, В.А. Попов; под общ. ред. Председателя ВАК РФ Н.В. Карлова. М., 1996. С. 10, 11).
10 Вообще вопрос о развитии, в динамике, правового статуса ученого звания профессора, тем более в сопоставлении с зарубежными аналогами - занятие интересное, познавательное и в немалой мере перспективное. Но это – в другое время, в другом месте. А сейчас требуется конкретный ответ на жесткий вопрос: нынешний правовой статус ученого звания «профессор», определяемый прежде всего вышеназванным Положением, достаточен ли? Совершенен ли? Как и механизм его присвоения?
11 Вряд ли! Выступая 27 ноября 2018 г. на заседании Совета при Президенте РФ по науке и образованию, Президент РФ В.В. Путин, в частности, указал: «И, конечно, прозрачным, публичным должен стать процесс присвоения ученых степеней и званий…»7. Это важный - в хронологическом плане – момент: последние, причем серьезные, изменения в Положении о присвоении ученых званий были утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2018 г. № 1168, а выступление Президента РФ В.В. Путина о необходимости сделать процесс присвоения ученых званий прозрачным и публичным имело место 27 ноября 2018 г.. т.е. Президентом РФ негативная оценка существующему механизму присвоения ученых званий была дана уже в действующей почти два месяца редакции Положения. Конечно, это при условии, что не имела место чисто техническая «накладка» в коммуникации между аппаратом Правительства РФ и Администрацией Президента РФ, что, впрочем, представляется маловероятным.
7. Поиск. 2018. 30 нояб. С. 4.
12 Значит, этот процесс – присвоения ученого звания профессора – должен стать прозрачным и публичным, что также означает – сейчас он не прозрачный и не публичный (все-таки правильнее было бы сказать: недостаточно прозрачный и недостаточно публичный). Но ведь сам этот процесс – часть более широкого понятия – организационно-правового механизма присвоения ученого звания профессора, главным проблемным недостатком которого является отсутствие ясности: кто такой – в правовом смысле – профессор, чем он отличается от не профессора, за что, за достижения каких рубежей не профессор становится (может и/или должен стать) профессором?
13 Например, относительно ученой степени доктора наук ответ на этот вопрос более-менее ясен: за достижения в науке. И этот факт претендент на ученую степень доктора наук доказывает по сложной и длительной процедуре выполнения и публичной защиты докторской диссертации. При этом ответ на вопрос: что такое докторская диссертация (?) четко сформулирован в п. 9 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842 (с изм. и доп.), – там ее формула определена так (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2016 г. № 336): «Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно-обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны»8. А механизм присуждения ученой степени, базирующийся на вышеназванном Положении о присуждении ученых степеней, Положении о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 10 ноября 2017 г. № 1093, и немалом числе иных актов (например, письме замминистра Минобрнауки РФ от 25.10.2017 г. № 1448/13 «О предложениях в состав экспертного совета по праву»9), более-менее детально регулирует все процедуры защиты диссертаций, разноплановый контроль за их соблюдением, возможность обжалования нарушений этих процедур и т.д. В нем есть определенные недостатки, но в целом он в вопросе «чем отличается доктор наук от не доктора наук» (?) ясен.
8. Бюллетень ВАК Минобрнауки РФ. 2016. № 5. С. 4–32.

9. См.: там же. 2017. № 6. С. 3–6.
14 Правда, в советском историческом периоде ученую степень доктора наук присваивали honorus causa ̶ «без защиты диссертации», по факту признания заслуг; а уже в постсоветский период, не столь давно, диссертации можно было защитить на основе не машинописного текста диссертации, а: 1) монографии; 2) по совокупности опубликованных работ (статей и тезисов).
15 Вышеназванное Положение о присвоении ученых званий такой ясности не содержит, хотя оно в принципе должно, как в нем сказано, закрепить: 1) критерии присвоения ученых званий; 2) требования к лицам, претендующим на присвоение ученых званий; 3) порядок рассмотрения аттестационных дел на присвоение ученых званий; 4) основания и порядок лишения и восстановления ученых званий. При этом Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2018 г. № 1168, введенным в действие с 12 октября 2018 г., установлено, что ученые звания присваиваются по научным специальностям в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников, которая утверждается Минобрнауки РФ10.
10. Номенклатура специальностей научных работников утверждена приказом Минобрнауки РФ от 25 февраля 2009 г. № 59 (зарегистрирован МЮ РФ от 20.03.2009 г., рег. № 13561), действует с рядом изменений, например, от 10 января 2019 г. № 5 (см. подробнее о специальностях по праву: Власенко Н.А., Мацкевич И.М. Модернизация специальностей в юриспруденции: сб. материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / отв. ред. Н.И. Аристер. М., 2017).
16 Вообще-то Положением установлено общее требование: «Ученые звания могут быть присвоены лицам, которые осуществляют педагогическую и научную (научно-исследовательскую) деятельность в организациях, обладают высоким педагогическим мастерством, имеют глубокие профессиональные знания и научные достижения, а также отвечают требованиям к лицам, претендующим на присвоение им ученых званий».
17 Но ведь не за достижения в науке присваиваются ученые звания – эта «ниша» занята механизмом присвоения ученых степеней. А за что?
18 Пункт 8 Положения устанавливает, что ученое звание профессора присваивается научному или научно-педагогическому работнику, если он удовлетворяет следующим требованиям (сжато): а) имеет опубликованные учебные издания и научные труды; б) читает курс лекций на высоком профессиональном уровне; в) имеет ученую степень доктора наук; г) работает по трудовому договору в организации, представляющей его к присвоению ученого звания, и замещает в ней (приведен длинный ряд должностей); д) имеет ученое звание доцента, со дня присвоения которого прошло не менее трех лет.
19 Пункт 9 Положения называет и критерии присвоения ученого звания профессора. Это (сжато): а) наличие стажа непрерывной работы не менее двух лет в должностях (перечислены); б) осуществление педагогической деятельности не менее чем на четверть ставки (в том числе на условиях совместительства) по соответствующим образовательным программам по научной специальности, указанной в аттестационном деле, в организации, представившей его к присвоению ученого звания; в) наличие стажа научной и педагогической деятельности не менее 10 лет в организациях, в том числе не менее пяти лет стажа педагогической работы по научной специальности, указанной в аттестационном деле; г) подготовка в качестве научного руководителя или научного консультанта не менее трех (для работников образовательных организаций) и не менее пяти (для работников научных организаций) лиц, которым присуждены ученые степени, при этом тема диссертации хотя бы одного из них должна соответствовать научной специальности, указанной в аттестационном деле; д) наличие не менее 50 опубликованных учебных изданий и научных трудов (в том числе в соавторстве), которые используются в образовательном процессе. При этом за последние пять лет по научной специальности, указанной в аттестационном деле, должно быть опубликовано не менее трех учебных изданий и не менее пяти научных трудов, а сами научные труды должны быть опубликованы в соответствующих рецензируемых научных изданиях; е) наличие учебника (учебного пособия), автором которого является соискатель ученого звания, или наличие не менее трех учебников (учебных пособий), соавтором которых является соискатель ученого звания, изданных за последние 10 лет по научной специальности, указанной в аттестационном деле.
20 Отдельно в Положении определены критерии и требования относительно присвоения ученых званий в области искусства и в области физической культуры и спорта.
21 Таким образом, вопрос о главной цели ученого звания, о том, кто он – профессор, остается открытым. Количественные характеристики, которым должен соответствовать профессор, в основном касаются его научных достижений, и даже если они где-то и в чем-то превосходят требования, предъявляемые к ученой степени доктора наук, это не ответ на вопрос: профессор – это явно не третий уровень ученой степени после кандидата наук и доктора наук. Хотя и требования к профессору сужены до рамок его научной специальности, обусловленной его докторской степенью.
22 Производит впечатление требование к соискателю ученого звания профессора иметь троих (пятерых) подготовленных им кандидатов наук, но ведь это чисто количественное требование, личный вклад соискателя ученого звания профессора в подготовку кандидатов наук не определяющее. Известно, что с одним соискателем кандидатской степени нужно работать 10 лет, причем весьма плотно, а с другим, если он принесёт на кафедру (при закреплении его в качестве соискателя) уже готовый текст диссертации – всего ничего. Примерно также можно оценить требование иметь не менее 50 опубликованных учебных изданий и научных трудов (включая опубликованные в соавторстве), которые используются в образовательном процессе, – это те же достижения в сфере науки, которые студентам рекомендуют изучать в учебном процессе. Да и вообще, прав был наш классик, указавший: «Лучше меньше, да лучше».
23 Так какова же основная цель присуждения ученого звания профессора? Если она не определена, то получается, что при отсутствии цели никакой ветер для корабля не будет попутным. Если это дополнительные, после обретения ученой степени доктора наук, достижения в науке, то тогда это новый, третий уровень ученой степени. Если что-то иное, то что? И это «что» должно принципиально отличаться от ученой степени – качественно, но не количественно.
24 Можно предположить, что речь идет о достижениях доктора наук в сфере обучения, преподавания, подготовки кадров в области высшего профессионального образования и в сфере подготовки кадров высшей научной квалификации. И если это так (а похоже, что это именно так, если исходить, что профессор изначально, в переводе с латыни - преподаватель), то и нужно данную цель официально закрепить в соответствующих нормативных правовых актах, прежде всего в упомянутом Положении.
25 А соответственно, все процедуры получения претендентом ученого звания профессора должны быть подчинены этому целеполаганию. Весь этот процесс должен быть обеспечен на высоком профессиональном уровне – именно профессионалами в области той научной квалификации, по которой работает претендент, и на присвоение ученого звания профессора, по которой он претендует. В настоящее время здесь действуют две инстанции, и обе назвать узкопрофессиональными нельзя. В отличие от столь же двухинстанционной процедуры присуждения ученой степени доктора наук.
26 Первая инстанция здесь – Совет (ученый, научный, научно-технический или иной коллегиальный управомоченный орган управления) организации, в которой работает соискатель ученого звания профессора. Именно по решению этого Совета (в подавляющем большинстве это – Ученый совет) организация представляет претендента к ученому званию профессора по конкретной научной специальности посредством представления в Минобрнауки РФ документов по установленным данным Министерством формам. Это – определяющее важный момент: документы представляются именно «необходимые для рассмотрения вопроса о присвоении ученого звания соискателю ученого звания по указанной в этих документах научной специальности» (п. 7 Положения, введенного в действие с 12.10.2018 г. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2018 г. № 1168).
27 Но в состоянии ли Ученый совет организации оценить собранные соискателем ученого звания документы – в специализированном формате – с качественных (не с количественных) позиций? Далеко не всегда. В любом университете Ученый совет состоит из представителей разных специальностей, и в нем состоят по специальности соискателя в лучшем случае два-три человека. А ведь даже научная специальность и научная специализация – это соотношения рода и вида.
28 Все это уже было – в механизме присуждения ученых степеней, существовавшем в СССР до 1975 г. Тогда кандидатские и докторские диссертации защищались в Ученом совете организации – хорошо (для юристов), если в Институте государства и права АН СССР, во ВНИИСЗ или в ВЮЗИ - там сплошь юристы, хотя и разных юридических специализаций. А в обычном университете Ученый совет состоял (и сейчас состоит) из представителей множества научных специальностей. И как там доказывать юристу научную новизну проведенного им диссертационного исследования в области криминалистической тактики или исковой давности в гражданских правоотношениях? Ведь оценить качество такой диссертации, прежде всего с позиции научной новизны, должны большинство членов Ученого совета – физики, химики, математики, философы… Реформа названного механизма 1975 г. все радикально исправила, с тех пор (с июня 1976 г.) диссертации стали защищать в специализированных советах (позднее их стали именовать диссертационными), т.е. юристы - перед юристами, да не перед любыми, а перед прямо или близко имеющими отношение к научной специальности, по которой защищается диссертация. Иными словами, в узкоспециальном вопросе стали разбираться узкие специалисты. А ведь до этого члены Ученого совета в основном смотрели – есть ли и достаточно ли в диссертации ссылок на труды классиков марксизма-ленинизма, вытекают ли диссертационные положения из последних решений съездов и пленумов партии, поскольку уж тут-то все были специалистами.
29 То есть на первой инстанции – в механизме присуждения ученого звания профессора – решать судьбы претендента должны не неспециалисты в узкой сфере научной специальности представляемого к ученому званию соискателя, а именно специалисты: для юриста – юристы, для филолога - филологи… Но базовый вопрос здесь: что эти специалисты должны оценивать, какие достижения соискателя ученого звания? Ведь не научные же, как следует из вышесказанного. Похоже, – его достижения в сфере подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и специалистов высшей научной квалификации. Специалистов его – соискателя ученого звания профессора – узкой научной специальности. Если и когда это будет четко легитимизированно.
30 Как и в какой форме это будет происходить? Важный вопрос: как сорганизовать этот орган, состоящий из специалистов конкретной научной сферы, к тому же разбирающихся (и хорошо) в вопросах методологии подготовки упомянутых кадров?
31 Поиск ответа на этот важнейший в данном случае вопрос, безусловно выведет к соображениям относительно необходимости преобразований второй инстанции в механизме присвоения ученого звания профессора.
32 Вторая инстанция – Минобрнауки РФ, роль которого, как это определено п. 27 вышеназванного Положения, заключается в том, что оно «по результатам проверки аттестационного дела принимает решение (абзац в редакции, введенной в действие с 12 октября 2018 г. Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2018 г. № 1168):
33 а) о присвоении ученого звания; б) об отказе в присвоении ученого звания».
34 То есть вторая инстанция в этом механизме лишь проверяет комплексность документов, представленных первой инстанцией, и принимает соответствующее решение. О функции контроля качественных показателей достижений соискателя здесь речи совершенно нет.
35 Таким образом, можно сделать категорический вывод: обе инстанции в механизме присвоения ученого звания профессора не проверяют уровень профессионализма, степень достигнутого соискателем – в его специальности – и проч., в том, что даже толком неопределенно, скорее всего в деле подготовки кадров высшего профессионального образования и высшей научной квалификации, причем, именно по специальности соискателя.
36 Положение дел осложняется широким и бурным внедрением в систему высшего образования онлайн-курсов, популярность которых стремительно растет. Да и рост рынка microdegrees (микро-степеней), которые можно получить, освоив за короткий срок конкретные умения и сдав профессиональный экзамен, нельзя не учитывать – этот формат начинает конкурировать по значимости с университетскими дипломами. Нельзя также не принимать во внимание и ситуацию с аспирантурой. Вопрос не в том, что ее нужно не понимать как третий уровень высшего образования, что подготовка в аспирантуре должна завершаться защитой диссертации. Это – само собой разумеется. А в том, что ее надо серьезно реформировать, предоставить вузам и НИИ право выбора оптимальной – для конкретной научной специальности – системы программ аспирантской подготовки, совершенствование самой системы аккредитации аспирантских образовательных программ и контроля за их качественной усвояемостью. Все это требует – само по себе ̶ корректировки механизма присвоения ученых званий.
37 Наконец, следует обратить отдельное внимание на появившуюся недавно еще одну разновидность звания профессора (помимо профессора по должности и профессора как ученого звания) – профессора РАН (притом что общее число названных разновидностей звания профессора как бы сократилось – п. 2 Постановления Правительства РФ, утвердившем указанное выше Положение, ученое звание профессора по кафедре было приравнено к ученому званию профессора, правда, непонятно, что означает «приравнено»?). Но статус профессора РАН определило не Минобрнауки РФ, а Президиум РАН – постановлением от 29 сентября 2015 г. № 204 «Об учреждении звания "Профессор РАН" и утверждении Положения о звании "Профессор РАН"».
38 Это Положение (в ред. от 28.11.2017 г. № 204) установило, что звание «Профессор РАН» является почетным (т.е. не ученым), присваивается Президиумом РАН «ученым, осуществляющим научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-образовательную деятельность в научных организациях и образовательных организациях высшего образования за научные достижения национального и (или) международного уровня, а также за активное участие в реализации основных задач и функций РАН».
39 Небезынтересно, что в действующем Уставе РАН звание «Профессор РАН» не упоминается. Но ранее Президиум РАН и Президент РАН, до 27 июня 2014 г. (когда Правительством РФ был утвержден действующий Устав РАН), могли присваивать звание «Почетный профессор Российской академии наук», но только выдающимся деятелям мировой культуры, ученым, государственным и общественным деятелям, например, оно было присвоено мэру Москвы Ю.М. Лужкову (возможность таких присвоений была предусмотрена Уставом РАН в редакции, утв. постановлением Правительства РФ от 19.11.2007 г. № 789 «О Российской академии наук»).
40 Впрочем, и сегодня почетные звания профессора присваивают отдельные вузы, например, в январе 2019 г. диплом почетного профессора МГУ им. М.В. Ломоносова получил профессор Наньянгского технологического университета Сингапура Зексян Шен. Кстати, стоит напомнить, что ещё § 80 Общего Устава Императорских российских университетов, принятого 18 июня 1863 г., установил: «Профессор по выслуге 25 лет в должности старшего преподавателя в университете удостаивается звания заслуженного профессора». У нас такого звания сегодня нет. Может стоит задуматься о его введении?
41 Действующее Положение о звании «Профессор РАН» определяет статус этого звания, порядок его присвоения и права и обязанности профессора РАН. Но о полномочиях профессоров РАН говорится и в иных «РАНовских актах». Так, в соответствии с п. 3.3 Положения об Отделении общественных наук РАН, утвержденного Постановлением Президиума РАН от 9 февраля 2016 г. № 36, в работе Общего собрания Отделения могут принимать участие с правом совещательного голоса профессора РАН по отделению (а также представители научных организаций и образовательных организаций). Профессора РАН, как это вытекает из п. 1.2 Положения об отборе экспертов для реализации экспертных функций РАН, об утверждении списка экспертов РАН, формировании и введении реестра экспертов РАН (приложение к Распоряжению Президиума РАН от 14.03.2016 г. № 10108-127) вправе рекомендовать наряду с членами РАН, региональными отделениями РАН и т.д. ведущих ученых и специалистов – граждан Российской Федерации и других стран к процедуре отбора экспертов РАН.
42 Сам корпус профессоров РАН уже организационно оформился, проводит Общие собрания профессоров РАН, избрал руководящий орган - Координационный совет и все активнее участвует, в том числе посредством своих отделений и рабочих групп, в деятельности РАН и в целом в научно-организационной сфере российского общества.
43 Следует упомянуть еще одну «разновидность» профессоров, в быту их именовали «холодными» профессорами – это те, кому звание профессор официально присуждали без защиты докторской диссертации. Например, п. 46 (абз. 4) Положения 1989 г. было предусмотрено, что учёное звание профессора присваивается и «высококвалифицированным специалистам с соответствующим высшим образованием, являющимся единоличными авторами учебников для высших учебных заведений, избранным по конкурсу на должности заведующего кафедрой, профессора или занимающим должности ректора (проректора по учебной и научной работе) вуза, директора (заместителя директора) института повышения квалификации и приравненных к ним учебных заведений, по истечении учебного года успешной работы в этих должностях». Впрочем, и сегодня п. 12 и 16 вышеназванного Положения устанавливают, что ученое звание профессора в области искусства по научным специальностям и ученое звание профессора в области физической культуры и спорта по научным специальностям присваиваются соискателю ученого звания, не обладающему научной степенью доктора наук, если он на день представления аттестационного дела в совет организации удовлетворяет следующим требованиям (и перечисляются эти требования – раздельные для артистов и спортсменов).
44 Что определенным образом подтверждает мысль о том, что ученое звание профессора должно присваиваться не за достижения в сфере науки. Ведь присвоение ученого звания профессора не доктору наук - отнюдь не государственная награда, для этого есть медали, ордена, звания «Заслуженный…», «Народный…» и проч. Не лишено любопытства то обстоятельство, что обязательным требованием для присвоения ученого звания профессора в области искусства является наличие у претендента высшего образования (тогда как такое требование у претендента на ученое звание профессора в области физической культуры и спорта отсутствует). И вряд ли это случайно. Но требования наличия учебных изданий, чтения курса лекций, осуществления педагогической деятельности, подготовки соответствующих кадров отчетливо присутствуют – и для артистов, и для спортсменов.
45 Таким образом, проблема совершенствования механизма присвоения ученого звания профессора в принципе охватывает все перечисленные «разновидности» профессоров (и, может быть, не перечисленные – в силу неимения у автора информации об оных) и является многогранной и многоаспектной. Представляется, что весь организационно-правовой механизм присвоения ученых званий предстоит радикально модернизировать – до уровня реформирования.
46 Какие идеи – в авторском видении – должны быть положены в основу этого механизма?
47 1. Он должен быть максимально отделен от соответствующего государственного органа, который, тем не менее, не должен терять контроль за процессом присвоения ученых званий. Примерно, как в механизме присуждения ученых степеней. Ведь даже в механизме отбора кандидатов на должности судей и наделения их судейскими полномочиями (а судьи – это не просто государственно ответственные должности, а конституционно значимые) центральную роль играют не государственные органы, а квалификационные коллегии судей, состоящие из судей (две трети), представителей общественности (одна треть) и лишь одного государственного служащего – представителя Президента РФ.
48 2. Он не должен находиться в структуре вуза или НИИ (и даже в структуре их Ученого совета): ведь там, как бы причудливо он ни формировался, ключевые роли будут играть ректор вуза (директор НИИ) и приближенные к нему сотрудники данной организации, и необходимая прозрачность и объективность процессу присвоения ученого звания профессора гарантированно вряд ли всегда и везде была бы обеспечена.
49 3. Диссертационные советы создаются при вузе и НИИ, они: а) специализированные; б) состоят из людей, мало зависимых или совсем не зависимых от руководителя организации. Но далеко не в каждом вузе (НИИ) есть диссертационные советы, да еще по всей номенклатуре научных специальностей. К тому же, и это главное, диссертационные советы «заточены» на оценку достижений соискателя в научной сфере, а здесь иная цель – оценка достижений соискателя в деле подготовки кадров. В общем диссертационные советы в действующем на сегодня формате в этом механизме задействовать не стоит, как бы это не представлялось привлекательным.
50 4. Весь процесс присвоения ученых званий должен быть четырехэтапным: а) выдвижение соискателя; б) принятие решения о присвоении ему ученого звания; в) прохождение контроля за обоснованностью этого решения; г) выдача аттестата (иного правоустанавливающего документа) о присвоении ученого звания.
51 5. Таким образом, названный механизм будет – поэтапно – следующим: - выдвигать соискателя могут вариантно: низовое подразделение, где он трудится (кафедра, сектор, лаборатория и проч.); организации, где он трудится (в том числе на 0.25 ставки…); он сам – в форме самовыдвижения, и т.д. Главное – кто выдвигает, тот и комплектует аттестационное дело, и он же отвечает – репутационно – за то, что соискатель достоин стать профессором;
52 - в качестве первой инстанции, которую можно по аналогии уподобить диссертационному совету в механизме присуждения ученых степеней, изучать и анализировать документы аттестационного дела соискателя, беседовать с ним, задавать вопросы ему и аналитически оценивать ответы на эти вопросы будет – оптимально – структура регионального уровня, состоящая из профессоров, где ключевую роль (непосредственное предварительное изучение материалов, подготовка проекта решения и проч.) будет играть группа профессоров - специалистов той отрасли, которую представляет соискатель;
53 - вторая инстанция, которую можно также по аналогии уподобить экспертному совету ВАК по специальности, но уже на федеральном уровне, - группа профессоров – специалистов той научной специальности, на получение по которой ученого звания профессора претендует соискатель; она будет осуществлять обязательную контрольную проверку обоснованности принятия решения первой инстанцией (в виде контролирующего фильтра), при необходимости с приглашением и заслушиванием соискателя;
54 - осуществлять контроль – государственный а) за всей процедурой присвоения ученого звания профессора посредством в том числе дачи разъяснений методического характера и б) при выдаче аттестатов профессора как ученого звания установленного образца будет Минобрнауки РФ (как сейчас).
55 По всей видимости, в качестве вариантов двухинстанционного организационно-правового механизма присвоения ученого звания профессора сегодня можно предложить лишь три организационные структуры, реально способные обеспечить объективную открытую оценку соответствующих достижений соискателя в деле подготовки кадров высшего профессионального образования и кадров высшей научной аттестации. Это:
56 1. «Российское профессорское собрание» – Общероссийская общественная организация, Устав которой был принят ее Учредительным собранием 21 ноября 2016 г. и Министерством юстиции РФ зарегистрирован 13 апреля 2017 г. К настоящему времени это Собрание объединяет более 5 тыс. профессоров из 170 университетов и НИИ, его региональные отделения созданы и действуют почти во всех субъектах Российской Федерации. Собранием учреждена в качестве автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Профессорская академия образования», оно издает как научно-практическое информационное издание «Профессорский журнал» и учредило 19 серий профессорских журналов по отраслям наук (но серии юридических наук нет). Само Российское профессорское собрание основательно структурировано: помимо его Общего собрания, председателя Собрания, Совета, Наблюдательного совета, Президиума, Ревизионной комиссии и аппарата Собрания созданы 22 комиссии и 19 научных советов, в том числе по юридическим наукам. Важно учесть, что структурировавшись таким образом, Российское профессорское собрание объективно явно способно выполнить задачи как оценки процедур отбора и выдвижения достойных ученого звания профессора – своими региональными отделениями, так и объективной оценки достижений – в преподавательской сфере достойным искомого звания – своими научными советами.
57 2. Модернизированная ныне существующая двухинстанционная система государственной аттестации кадров высшей научной квалификации.
58 В качестве первой инстанции здесь будут выступающие ныне действующие диссертационные советы, которые будут принимать к рассмотрению и рассматривать аттестационные дела тех соискателей ученого звания профессора, диссертации по научной специальности которых рассматривает данный диссертационный совет, и всё это – в отдельном организационном формате при следующих ограничительных условиях: а) в диссертационном совете должно быть не менее пяти членов, имеющих ученое звание профессора по той научной специальности, на получение ученого звания профессора по которой претендует соискатель; б) эта группа из пяти и более профессоров предварительно изучает материалы аттестационного дела соискателя, при необходимости запрашивает дополнительные документы и проч., ее представитель делает доклад на заседании диссертационного совета; в) сам диссертационный совет в формате рассмотрения вопроса о присвоении ученого звания профессора работает в усеченном составе – в нем принимают участие только те члены совета, которые имеют ученое звание профессора, т.е. те доктора наук - члены диссертационного совета, которые не имеют ученого звания профессора, в работе диссертационного совета в названном формате участия не принимают.
59 В качестве второй инстанции – в формате рассмотрения вопроса о присвоении ученого звания профессора - здесь будут выступать ныне действующие экспертные советы ВАК по соответствующей научной специальности. С теми же ограничениями – в формате рассмотрения вопроса присуждения ученого звания профессора: а) в экспертном совете должно быть не менее трех профессоров по той научной специальности, на получение ученого звания профессора по которой претендует соискатель; б) эта группа и будет проводить предварительную экспертизу всех материалов аттестационного дела соискателя, включая материалы первой инстанции; в) в ее составе должны быть только те члены экспертного совета ВАК, которые имеют ученое звание профессора (и, естественно, не должны быть те профессора, которые входили в группу по первой инстанции).
60 3. Привлечь в активном режиме либо возложить эту функцию целиком на корпус профессоров РАН, соответствующим образом структурировав его в двухинстанционном формате и в разрезе по научным специальностям. При условии, разумеется, что экспертную оценку материалам на соискателя будут давать те профессора РАН, которые имеют ученое звание профессора по специальности (может быть, с определенным – цензовым – стажем обладания этим званием) и сами имеют конкретно-определенные заслуги в деле подготовки кадров с высшим профессиональным образованием и кадров высшей научной квалификации.
61 Между тем сказанное выше – это проблематика завтрашнего дня. Но уже сейчас проглядывается в рассматриваемом здесь векторе проблематика дня послезавтрашнего, подходы к решению которых желательно начать искать уже сегодня.
62 Так, проведенная с 1 октября 2018 г. коррекция Положения о присвоении ученых званий закрепила (в п. 2): «Ученые звания присваиваются по научным специальностям в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников…». Значит, ученым званием должно быть не просто звание профессора, это звание должно быть дифференцированным в разрезе научных специальностей – профессор физики, профессор архитектуры, профессор права…
63 Защитив докторскую диссертацию по определенной научной специальности, отдельные учёные в ходе своих дальнейших научных исследований «погружаются» в другую научную специальность, и настолько «глубоко», что и по ней защищают уже вторую докторскую диссертацию. Пройдя при этом вторично весь многолетний и многотрудный путь ко второй докторской степени. Почему бы по аналогии не предоставить возможность профессорам также пройти путь к получению второго профессорского звания по другой научной специальности и стать, например, помимо профессора права и профессором философии?
64 Сегодня ряду вузов и НИИ предоставлено право самим присваивать ученые степени, для чего создавать свой механизм аттестации кадров высшей научной квалификации, миную ВАК и его экспертные советы. Почему по аналогии отдельным вузам и НИИ не предоставить право также самим самостоятельно присваивать ученое звание профессора, для чего создавать свой механизм.
65 И так далее. Конечно, перечень профессорских регалий у отдельных ученых при таком регулировании может стать весьма внушительным, например: Иванов И.И., доктор физических наук, профессор кафедры квантовой физики Физического университета, профессор физики, профессор философии, профессор РАН… Но ведь всё это (четырежды профессор) вполне заслуженно, а главное - полностью раскрывает его профессорский статус.

References

1. Byulleten' VAK Minobrnauki RF. 2016. ¹ 5. S. 4–32; 2017. ¹ 6. S. 3–64 2018. ¹ 6. S. 28–44.

2. Vlasenko N.A., Mackevich I.M. Modernizaciya special'nostej v yurisprudencii: sb. ma-terialov po itogam podgotovki pasporta special'nostej nauchnyh rabotnikov / otv. red. N.I. Aris-ter. M., 2017.

3. Zhukov V.I. Universitetskoe obrazovanie: istoriya, sociologiya, politika. M., 2003. S. 43.

4. Imperatorskij Moskovskij universitet: 1755–1917: enciklopedicheskij slovar' / sost. A.Yu. Andreev, D.A. Cygankov. M., 2010. S. 595, 596.

5. Kommentarij k Polozheniyu o poryadke prisuzhdeniya nauchnym i nauchno-pedagogicheskim rabotnikam uchenyh zvanij / avt.-sost.: S.P. Kuleshov (ruk. avt. kol.), V.G. Vyskub, V.A. Popov; pod obshch. red. Predsedatelya VAK RF N.V. Karlova. M., 1996. S. 10, 11.

6. Novaya Rossijskaya enciklopediya: v 20 t. T. 13 (2) / gl. red. V.I. Danilov-Danil'yan, A.D. Nekipelov; nauch. red. toma A.I. Aleshin i dr. M., 2013. S. 230.

7. Nomenklatura special'nostej nauchnyh rabotnikov utverzhdena prikazom Minobrnauki RF ot 25 fevralya 2009 g. ¹ 59 (zaregistrirovan MYu RF ot 20.03.2009 g., reg. ¹ 13561), dejstvuet s ryadom izmenenij, naprimer, ot 10 yanvarya 2019 g. ¹ 5.

8. Poisk. 2018. 30 noyab. S. 4.

9. Ross. gaz. 2018. 17 dek.

Comments

No posts found

Write a review
Translate